Синдром дефицита внимания с гиперактивностью - СДВГ
консультация по теме
Основные причины, трудности, советы родителям от Домина Реншоу и Д. Добсон
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
giperaktivnyy_rebenok.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Гиперактивный ребенок (дефицит внимания)
Причин может быть множество: тут и поражение центральной нервной системы, эмоциональный стресс, переутомление, ярко выраженный темперамент. Конечно, бывает и нормальный (без патологии) реактивный ребенок. Все это определяет врач. Ну а пока уясним следующее. Нам, взрослым, трудно с таким ребенком. Но еще труднее им самим справиться со своей двигательной активностью. Жизнь таких детей подтверждает, что они уже на этапе дошкольного и младшего школьного возраста сталкиваются с 3-мя основными трудностями:
- Часть таких детей не принимают в свою компанию сверстники. Что может быть более обидным? А сверстники порой не понимают быстрые переходы шустриков от смеха к слезам, их нервозное беспокойство и отходят от них. В свою очередь, у шустриков может развиться комплекс неполноценности.
- Таким детям нелегко дается учение.
- Особенно их затрудняет процесс обучения чтению и письму (то, что в первую очередь требует сосредоточенного зрительного восприятия).
В своей превосходной книге «Гиперактивный ребенок» американский доктор Домина Реншоу дает ряд практических советов, которые могут быть изучены родителями:
- Главное - будьте последовательны и постоянны.
- Старайтесь всегда говорить медленно и спокойно. Не пугайтесь своего гнева. Гнев - это нормальное явление, его можно контролировать. Если вы сердитесь - это не значит, что вы не любите своего ребенка.
- Старайтесь сохранять спокойствие и держать себя в руках, заранее подготовившись к скандалу. Реагируйте и откликайтесь на любые позитивные сдвиги в поведении ребенка, какими бы незначительными они ни были. Если искать хорошее, то будьте уверены, что-нибудь всегда найдется.
- Избегайте непрерывных одергиваний и запретов - «прекрати», «не смей», «нельзя» и т.п.
- Отделяйте поведение ребенка, которое вам может не нравиться, от его личности. Например: «Я люблю тебя. Я только не люблю, когда ты разносишь грязь по всему дому».
- Ваш ребенок нуждается в строгом режиме и распорядке дня. Составьте четкое расписание прогулок, еды, игр, занятий, повседневных обязанностей и сна. Проявляйте гибкость, но старайтесь выполнять это расписание, несмотря на попытки ребенка нарушить его. Постепенно вы приучите ребенка к размеренной, упорядоченной жизни.
- Давая ему новые и трудные задания, сопровождайте их спокойными, короткими, ясными и четкими разъяснениями. Показывайте несколько раз, пока ребенок не запомнит. Старайтесь стимулировать и тренировать его слуховое, зрительное и чувственное восприятие и его память, которая у гиперактивных детей развита слабее, чем у остальных. Будьте терпеливы, повторяйте все по несколько раз.
- Выделите ребенку отдельную комнату или хотя бы уголок. При оформлении комнаты избегайте ярких красок и сложных орнаментов. Простота, неяркие цвета, минимум беспорядка, письменный стол, стоящий у пустой, ничем не украшенной стены, создают условия для концентрации. Уберите все лишнее, поскольку гиперактивный ребенок не умеет сам отсеивать ненужные, отвлекающие раздражители.
- Создавайте условия для того, чтобы он мог сконцентрировать свое внимание, делайте что-нибудь одно; давайте ему одну игрушку из закрытого ящика; когда ребенок раскрашивает, уберите со стола все лишнее; когда он готовит уроки, выключите радио и телевизор, посторонние раздражители будут отвлекать его от основного занятия.
- Дайте ему какое-нибудь постоянное поручение. Естественно, такое, чтобы оно было в пределах его возможностей. Обязательно следите за его выполнением. Не забывайте поощрять и признавать его старания (даже если у него не все получается идеально).
- Распознавайте сигналы, предупреждающие о возможном срыве. Постарайтесь спокойно вмешаться и предотвратить взрыв - отвлеките ребенка или спокойно обсудите с ним конфликтную ситуацию. Полезно переместить его с потенциального поля битвы в более безопасное место.
- Зная о повышенной возбудимости своего ребенка, старайтесь, чтобы в игре принимало участие не более двух-трех человек. Лучше, чтобы дети играли в вашем доме, поскольку здесь вы можете осуществлять необходимый контроль за ситуацией.
- Не жалейте, не дразните, не бойтесь вашего ребенка и не будьте к нему слишком снисходительны. Просто помните о том, что у него - особое устройство нервной системы, которое, впрочем, поддается управлению и контролю.
- С помощью врача подберите правильно лекарство и необходимую дозировку. Давая лекарство ребенку, наблюдайте за его действием, чтобы впоследствии рассказать врачу.
- Обсуждайте все вопросы, все свои опасения, связанные с приемом лекарств, с вашим врачом.
- Запирайте это и другие лекарства во избежание случайного или неправильного их употребления.
- Ребенок должен принимать лекарство всегда в вашем присутствии и под вашим наблюдением, даже если это длится годами и стало для него привычным делом. Вся ответственность лежит на родителях.
- Согласуйте ваши действия с учителями вашего ребенка. Выполнение определенных предписаний так же важно для лечения гиперактивности, как диета и инсулин - для лечения диабета.
Ссылку на эти 18 пунктов сделал в своей книжке «Непослушный ребенок» Д. Добсон. В главе «Проблемы гиперактивности, или все вверх дном»1 он дополняет предложения Д. Рсншоу следующими советами:
«Считается, что гиперактивность может возникать в результате употребления продуктов красного цвета, чрезмерного потребления сахара, передозировки витаминов и т.д. Делайте то, что приносит пользу»;
«Наказывать таких детей также следует. Любой ребенок должен знать определенные границы, отвечать за свое поведение»;
«Нужно надеяться на лучшее. В возрасте между двенадцатью и восемнадцатью годами, в период полового созревания, в организме должны произойти определенные изменения, в результате которых гиперактивный ребенок превращается в нормального подростка».
Замечено, что среди шустриков в 4 раза реже встречаются девочки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Причины. Диагностика.
ВВЕДЕНИЕ Не вызывает сомнений, что последние годы знаменуются ускорением ритма, специфическими изменениями нашего общества, накладывающими отпечаток на все стороны жизни, в том числе и ...
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью
Проблема СДВГ - одна из важнейших социально-медицинских проблем. Поэтому она входит в область профессиональных интересов большого числа специалистов:неврологов, психиатров, педагогов, психологов...
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)
Папка содержит методические рекомендации для родителей и учителей по воспитанию и обучению детей с СДВГ, развивающие упражнения, опросники. Материал предоставлен специалистами Краснодарского краевого ...
Синдром дефицита внимания и гиперактивность
Материал этой презентации можно использовать для ознакомления воспитателей дошкольных учреждений, учителей и родителей с проблемой СДВГ.В краткой форме описываются причины, способы работы и рекомендац...
Особенности организации обучения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)
Принимая во внимание неуклонный рост числа детей и подростков с синдромом дефицита внимания во всем мире и мнение специалистов о том, что учащиеся с данным диагно...
Музыка и танцы в коррекционной работе с детьми с признаками СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности)
В данной статье рассматриваются вопросы обучения детей с нарушениями развития музыке и танцам...
Организация работы с детьми, имеющими синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)
Актуальность данного методического пособия определяется высокой распространенностью синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) и высокой степенью социальной дезадаптации, возникающей на его ...