Консультации для родителей
консультация по теме

Писаревская Полина Сергеевна

Всему своё время.

 (Народная мудрость)

Если в Вашей семье подрастает ребёнок и через год пора в школу, то возникает много вопросов. Один из них – какой литературой следует пользоваться, чтобы подготовить сына или дочь к школе.  

Многие связывают готовность к школьному обучению только с умением читать и писать. Но это большое заблуждение!  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Что следует предпринять родителям за год

до поступления ребенка в школу

Каждый ребенок неповторим, индивидуален, имеет, как правило, свои пристрастия и интересы.

  • Заранее позаботьтесь о выборе школы, в которую ваш ребенок пойдет учиться, учитывая при этом его наклонности, здоровье, особенности поведения.
  • Определите готовность ребенка к школе с помощью специалиста-психолога в детском саду или в школе.

         Всесторонний анализ развития ребенка до школы необходим для решения вопроса о том, какой вариант обучения, какая программа и какие требования будут для него приемлемы и не приведут к ухудшению состояния здоровья, нарушению социально-психологической адаптации и трудностям обучения.

  • Проанализируйте поведение вашего ребенка, уровень его развития, выясните для себя, на что нужно обратить особое внимание при подготовке ребенка к школе.

         Предлагаем познакомиться с перечнем, так называемых факторов риска, учет которых в разных видах деятельности и развитии малыша позволит родителям своевременно оказать помощь своему ребенку.

  1. Общее развитие, взаимодействие со сверстниками и взрослыми в совместной деятельности.

                Факторы риска:

  • Неспособность понять инструкцию (задание), трудности выполнения задания даже с помощью взрослых;
  • Хаотичность действий, неумение организовать свою работу, необходимость постоянных указаний взрослых («не отвлекайся», «Будь внимателен» и т.п.);
  • Трудность работы без отвлечения – даже в течение 5 – 7 минут;
  • Явно отрицательная реакция на неудачу (слезливость, отказ от работы);
  • Небольшой запас различных сведений, знаний;
  • Трудности вербально-логического и наглядно-образного мышления;
  • Низкий уровень развития памяти.

  • Особое внимание обратите на способность ребенка правильно воспринимать обращенные к нему вопросы, умение четко и правильно отвечать на них, объяснять свои действия и выбор того или иного варианта выполнения задания.

                        2. Уровень речевого развития ребенка.

                  Факторы риска:

  • Бедный запас слов;
  • Неумение грамотно строить предложения;
  • Трудности артикуляции;
  • Нарушения звукопроизношения;
  • Затруднения звукобуквенного анализа;

         Как правило, эти факторы риска связаны с задержкой речевого развития в раннем детстве и заметны у детей, которые вовремя не получили необходимой логопедической помощи.

           

             3.  Развитие координации движений и графических умений.

  • Неловкость при выполнении задания;
  • Неспособность выполнить задание;
  • Низкий уровень координации движений пальцев;
  • Неумение чертить вертикальные и горизонтальные линии;
  • Неровность, нечеткость штрихов;
  • Тремор (дрожание рук).

  1. Зрительное восприятие.
  • Затруднения и ошибки при выделении отличительных особенностей фигур и их сочетаний;
  • Неточность копирования (нарушение соотношений элементов фигур, направления штрихов, размеренности, наклона и т.п.).

           Анализ развития ребенка, выявление факторов риска позволят выбрать систему занятий по подготовке ребенка к школе, помогут определиться родителям с тем, какая школа в большей мере соответствует возможностям ребенка.



Предварительный просмотр:

Ребенок не говорит.  Ребенок говорит плохо. В каждой семье по разному относятся к этому явлению. Одних это тревожит, другие - спокойны, несмотря на то, что ребенок не может составить простейшую фразу, владеет лишь небольшим количеством обиходных слов. Такие родители считают, что со временем их ребенок догонит сверстников, заговорит сам.  И очень ошибаются.  Чаще всего задержка развития речи тяжело сказывается на общем развитии ребенка, не позволяет ему полноценно общаться и играть с ровесниками, затрудняет познавание окружающего мира, отягощает эмоционально – психическое состояние ребенка. Однако если вовремя помочь ребенку, постоянно использовать все способы развития, активизации речи, эти серьезные проблемы можно успешно решить.  

В дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию мелкой  моторики руки.  Чем активнее и качественнее развивается у ребёнка мелкая моторика, тем лучше и быстрее развивается речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих ученых.  Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов, все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движения пальцев. Таким образом, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга.

Для развития мелкой моторики используют: развивающие игры и специальные упражнения:

  • Пальчиковая гимнастика;
  • Собирание мозаики, разрезных картинок;
  •   Обводки мелких фигур, штриховки, раскраски;
  • Использование массажных мячиков;
  • Игры с крупой;
  • Игры со счетными палочками;
  • Пальчиковый театр теней;
  • Лепка из пластилина, теста, работа с бумагой, оригами, вырезание.

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Игры и упражнения по развитию слухового восприятия

«Кто разбудил Мишутку?». Учить различать знакомые голоса без зрительного анализатора: («Мишутка, Мишутка, довольно спать, пора вставать».)

«Замри». Учить выполнять действия согласно тексту. «Вышел Миша на лужок, собрались мы все в кружок. Мишка хлопает в ладоши, он у нас такой хороший. С Мишкой хлопните, ребята. Ну-ка, вместе, раз, два, три! А теперь замри!»

«Колпачок и палочка». Учить различать звуки и по звуку узнавать одну из трех игрушек: погремушку, неваляшку, барабан. На глазах ребенка, стоящего в кругу, повязка. В руках у него палочка. Дети водят хоровод: «Раз, два, три, четыре, пять, будет палочка искать». На кого указывает палочка, тот берет один из музыкальных инструментов и озвучивает его. Водящий должен угадать инструмент.

«Что выбрал Петрушка». Учить узнавать на слух источник звука, способствовать развитию слуховой чувствительности. Петрушка за ширмой выбирает игрушку и, не показывая детям, извлекает из нее звуки. Дети, сидящие перед ширмой, должны угадать, что выбрал Петрушка.

«Звуковые загадки». Предоставить детям возможность высказаться о том, что они услышали. Для этого подбор игрушек должен обеспечивать разнообразие звуков: протяжных, мелодичных, ударных, отрывистых. Услышав, как игрушки звучат за ширмой, дети хором проговаривают слова: «Голосок мы твой слыхали и загадку разгадали. Ты...». (Они - должны назвать игрушку и звукоподражанием передать характер услышанного звука.)

«Сколько-сколько». Научить детей воспринимать количество звуков (один-три) и различать их. Ребенок должен показать столько же игрушек, отобрать столько же пуговок, косточек, отсчитать столько же палочек и т.д., сколько прозвучало звуков.

«Кто это?». Учить слышать и передавать характерные звуки, издаваемые животными и птицами.

«Стеклянный—деревянный». Учить, по звучанию отгадывать, из какого материала сделаны предметы, находящиеся за ширмой (посуда фарфоровая, металлическая, деревянная, разные предметы из дерева, металла, стекла).

«Что я делаю - сказки, точно также покажи». Учить передавать интонацию услышанного. (А-а-а - плач, ха-ха-ха - смех, ой-ой-ой - - боль, ах-ах-ах - страх, ай-ай-ай - порицание и т.д.)

«Кто что услышит». Закрепить звуковое восприятие (набор закрытых емкостей с водой, камешками, горохом, косточками и т.д.).

«Слушаем погоду». Учить слышать и узнавать стук капель по стеклу, завывание ветра, вой метели, скрип снега под ногами.

«Где прячется звук». Дать представление о том, что у каждой вещи есть свой голос - он живет практически в любом предмете (в ладошках -хлопки, трение; в ногах - топот; в стульях - скрип и т.д.).

«Что ты слышишь». Учить выделять звуки, характерные для определенного места (на кухне: стук посуды, шипение готовящегося блюда на плите, плеск воды; в группе: ходьба, кашель, разговоры; в умывальной: полоскание горла, течение воды из крана, фырканье).

«Слушаем звуки улицы». Задание то же, но на других объектах (гудок сирены и хлопок закрывающейся дверцы, тарахтение грузовика, скрежет и визг тормозов, детский смех, рев самолета, пение птиц).

«Слушаем звуки магазина». Задание то же, но на других объектах (рубка мяса, разговоры продавцов с покупателями).

«Быстро-медленно». Учить различать ритмичность звучания, выполнять задания согласно ритму (частые или редкие хлопки, топот ног, моргание глаз, поднимание рук и т.д.)

«Что это?». Развивать неречевой слух с активным использованием магнитофона в режимных моментах (шум моря, звуки леса, ветра, дождя и т.д.).

«Шумные предметы». Учить исследовать различные предметы (фольга, гофрированная бумага, сухие листья, игрушки-пищалки, мячи, шары, издающие звуки, и т д.) перед глазами, около уха.

«Угадай, откуда идет звук». Учить определять и показывать рукой направление звука. (Ведущий находится за спиной у детей, перемещается налево, направо, поднимает и опускает разные предметы.)

«Громко—тихо». Учить различать звучание (большой и малый барабаны). Выполнять действия согласно заданию: на громкое звучание -хлопать в ладоши, дрыгать, бегать;, на тихое -- ходить на носках, приседать, ползать.

«Кто там»  Дети сидят на стульях. За дверью раздается звон колокольчика. Педагог спрашивает у детей, слышали ли они что-нибудь. Дети отвечают. Звон повторяется. «Кто бы там мог быть — спрашивает педагог — Давайте спросим: «Кто там?» Дети хором спрашивают. За дверью отвечают: «Я» или «Мы».

«Звени, колокольчик» Учить по звуку определять направление в пространстве; продолжать развивать слуховое внимание; действовать по звуковому сигналу.

«Кто за дверью» Учить прислушиваться к речевым звукам, соотносить их с предметами; учить звукоподражанию.

«Кто как кричит» Педагог произносит звукоподражания: «Мяу», «ав-ав», «пи-пи-пи», «ква-ква», «ку-ка-ре-ку» и спрашивает, кто позвал детей. Они отвечают.

«Угадай, кто пришел» Учить прислушиваться к звукам человеческого голоса, различать голоса знакомых людей; развивать слуховое внимание.

«Веселый петрушка» Продолжать вырабатывать отношение к звуку как значимому сигналу; учить быстро реагировать на звук. Как только прозвучат звуки, надо быстро повернуться. Раньше времени это делать нельзя. Педагог ударяет в бубен . Игра повторяется с разными инструментами

«Тук-тук-тук» Учить прислушиваться к неречевым звукам, вызывать внимание и интерес к ним; показать, что неречевые звуки (стук) могут о чем-то сообщать, предупреждать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Дети с ограниченными возможностями здоровья. 10 заповедей для родителей "

Этот материал поможет родителям детей с ограниченными возможностями здоровья в их нелегком деле воспитания детей с проблемами в развитии....

консультация для родителей "Положение подростка в семье и отношение с родителями"

Основная проблема, возникающая у подростков, — это проблема взаимоотношений с родителями. В юношеском возрасте ребенок избавляется от детской зависимости и переходит к отношениям, которые основаны на ...

Консультация для родителей: "Роль родителей при выполнении домашних заданий с детьми, занимающимися у логопеда"

Какова же роль семьи, в преодолении речевых нарушений у детей? Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекцион...

Развивающие игры в совместной деятельности родителей и детей (консультация для родителей)

В консультации рассматривается роль игры,как ведущей деятельности детей дошкольного возраста.Приводятся примеры игр, в которые родители и другие члены семьи в домашней обстановке могут играть с детьми...

Статья : Консультация для родителей «Памятка родителям по воспитанию детей»

Советы родителям по воспитанию детей, напоминания, рекомендации....

Консультация для родителей в форме он-лайн вебинара, направленная на дистанционное обучение родителей употребления глагола "to be" в Present Simple.

Если Вы столкнулись с тем, что Ваш ребёнок путается в употреблении такого простого и такого сложного глагола "to be", а Вы ничего не можете ему подсказать, приходите на вебинар  http://my.we...

Для родителей. Консультация для родителей по пожарной безопасности.

Консультация для родителей по пожарной безопасности....