Консультация для родителей "Ребёнок и компьютер"
консультация на тему
В статье даютя ответы на вопросы о положительном и отрицательном влиянии современных компьютерных технологий на развитие ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rebenok_i_kompyuter.docx | 393.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Ребенок и компьютер:
«за» и «против».
Учитель – дефектолог
Копытова Л.В.
Мы живем в XXI веке, и раз уж нам никуда не деться от научно – технического прогресса, давайте поговорим о влиянии современной техники на здоровье человека, а особенно на организм ребенка. Многие из вас наверняка мучаются угрызениями совести, глядя на увлеченно играющего в «стрелялки» малыша, потому что все слышали о вреде компьютерных игр на здоровье детей. Безусловно, это неоспоримый факт, и нам необходимо вооружиться специальными знаниями в этом вопросе, чтобы компьютерные игры приносили нам пользу и положительные эмоции.
Самое главное - знать, как влияют современные компьютерные технологии на детский организм, сколько времени может проводить ребенок за монитором без вреда для здоровья.
Существуют 4 основных вредных фактора:
- нагрузка на зрение;
- стесненная поза;
- нагрузка на психику;
- излучение.
Давайте разберем каждый из них по порядку.
Нагрузка на зрение
Это первый и самый важный фактор. Продолжительная работа на компьютере приводит к зрительному переутомлению, что, в свою очередь, может привести к снижению остроты зрения. Ребенок старшего дошкольного возраста может проводить за компьютером не более 25 минут, после чего необходимо сделать перерыв и небольшую гимнастику для глаз. Ни в коем случае не разрешайте ребенку проводить время за компьютером в темноте. Проследите, чтобы расстояние от глаз ребенка до экрана составляло 50 – 70 см.
Стесненная поза. Сидя за компьютером, ребёнок смотрит с определённого расстояния на экран и одновременно держит руки на клавиатуре или органах управления. Это вынуждает его принять определённое положение и не изменять его до конца игры. Проследите, чтобы кисти рук малыша находились на уровне локтей, а запястья – на опорной планке. Также необходимо сохранять прямой угол (90 градусов) в области суставов. И, конечно, как можно больше разнообразьте досуг ребёнка: между компьютерными играми ребёнок должен играть в подвижные игры, гулять, заниматься спортом. Не разрешайте малышу перекусывать за компьютером: эта вредная во всех смыслах привычка может остаться на всю жизнь.
Психическая нагрузка
Третий по важности фактор – нагрузка на детскую психику. Компьютер требует не меньшей сосредоточенности, чем вождение автомобиля. Интересные игры требуют огромного напряжения, которого практически не бывает в обычных условиях. Эта область ещё мало изучена, поскольку современная мультимедиа-техника появилась недавно. И всё же психическую нагрузку можно уменьшить. Во-первых, в работе (повторимся ещё и ещё раз) следует делать перерывы, а во-вторых, необходимо следить за содержательной стороной игр. Легче всего для детского восприятия статическое, крупное цветное изображение в сопровождении звука. Достаточно безопасно рассматривать картинки или фотографии в сопровождении дикторского текста. Хуже для психики и для глаз воспринимается рисование на компьютере: здесь звук не играет отвлекающей роли, а всю работу выполняют глаза. Напрягая зрение, малыш напрягается сам. Всё это происходит и во время чтения с экрана текста, поэтому поиск информации в Интернете нужно дозировать. Ну и, наконец, настоящие вредители – игры, содержащие движущееся на высокой скорости изображение и мелкие элементы. Переутомление и напряжение детского организма после таких длительных игр снять очень нелегко.
Излучение
Изначально все родители боятся радиации от компьютерного монитора. Но должна вам сказать, что у современных мониторов предусмотрены все меры безопасности: в частности, собственно то, что называется радиацией (гамма-лучи и нейтроны), монитор вообще не производит. В нём просто нет устройств со столь высокой энергией. Также ничего не излучает системный блок. Но вы наверно заметили, что нигде в квартире пыль не скапливается с такой скоростью, как на компьютерном столе. Дело в том, что на электроннолучевой трубке кинескопа имеется потенциал в 100 раз выше напряжения в сети. Сам по себе потенциал не опасен, но он создаётся между экраном дисплея и лицом сидящего перед ним, и разгоняет осевшие на экран пылинки до огромных скоростей. И эти пылинки летят, естественно, во все стороны и оседают на компьютерный стол и лицо ребёнка. Следовательно, необходимо постоянно снижать количество пыли в помещении посредством влажной уборки. А малыша, вставшего из-за компьютерного стола, следует умыть прохладной водой или протереть лицо влажной салфеткой.
Поистине гигантское количество игр, ассортимент которых обновляется практически ежемесячно (если не еженедельно), может сбить с толку любого из нас. Если в семье решено применять компьютер с целью воспитания и развития ребёнка, то взрослые должны понимать, как, зачем и во что играют современные дети, быть в курсе игровых новинок и уметь совместно обсудить содержание новой игры. Условно все многообразие компьютерных игр можно классифицировать следующим образом:
- Адвентурные (приключенческие). Подобные игры оформлены как мультипликационный фильм, но с интерактивными свойствами – возможностью управлять ходом событий. Главным подспорьем в этих играх служат находки – различные предметы , которые встречает персонаж, путешествуя в игровой реальности многочисленных уровней.
- Стратегии. Основная цель стратегических игр – управление войсками, энергией, полезными ископаемыми и т.д. Конечной целью игры – стратегии является завоевание вражеских лагерей, поселений, заключение необходимого союза или набор фиксированного количества очков.
- Аркадные. Характерной особенностью аркадных игр является поуровневое дробление игры, когда наградой и целью является право перехода к следующему эпизоду или миссии.
- Ролевые. В играх этого жанра в распоряжении игрока имеется ряд персонажей, каждый из которых выполняет свою функцию. Цель героев - совместными усилиями исследовать виртуальный мир и выполнить поставленную в начале игры задачу.
- 3D - Action Кратко девиз данных игр можно выразить следующими словами: «Убей их всех!» Это развлекательный тип игр, которые развивают только моторные функции и не развивают познавательные, при этом они сомнительны в плане развития мышления и тем более нравственного воспитания.
- Логические игры. Типичными представителями этого жанра являются разнообразные задачи на перестановку фигур или составление рисунка. В последнее время российские разработчики выпускают много качественных разнообразных логических игр, рассчитанных на дошкольный возраст, с целью обучения детей счету, чтению, письму и другим предметам.
- Симуляторы. Игры – приставки.
Итак, итоговые рекомендации для правильного применения игровых программ с целью воспитания и развития дошкольника:
· Прежде всего, выбирайте жанр игры в соответствии с темпераментом и склонностями ребёнка: одним детям лучше подходят спокойные, размеренные игры, другим – активные, динамические.
· Разрешайте дольше играть в игры с исследовательским содержанием, чем с развлекательным. Если ребёнок проявляет инициативу, пытается разрешить возникшую проблему, анализирует сложившуюся ситуацию и делает из неё выводы – такая игра, несомненно, содержит элементы исследования.
· Продолжительность игры выбирайте в соответствии с возрастом ребёнка и характером игры. Ритм и продолжительность игры должны быть сбалансированы: если ритм игры напряжён, то игра не должна быть продолжительной.
· Не прерывайте игру ребёнка до завершения эпизода – малыш должен покидать компьютер с сознанием успешно выполненного дела.
· Постарайтесь, чтобы ребёнок усвоил главный принцип продолжительности игровых сеансов – нельзя играть в игры в ущерб жизненно важным занятиям, таким как сон, еда, отдых, физкультура, игры на свежем воздухе и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов и родителей на тему: «Влияние компьютера на развитие речи ребенка»
Как компьютер влияет на речевое развитие ребенка....
Консультация для родителей "Компьютер и дети".
"При правильном подходе к занятиям на компьютере можно извлечь максимум пользы для развития ребенка" Б.Шлимович. Цель - донести до сознания родителей необходимость соблюдать требования ...
Компьютер и современное музыкальное воспитание детей дошкольного возраста ( консультация для родителей)
в работе даны практические рекомендации родителям дошкольников по использованию компьютера для музыкального воспитания ребенка...
Консультация для родителей "Ребенок и компьютер"
Информационные технологии сегодня органично вписываются в жизнь современного человека. Компьютеры, различные гаджеты стали неотъемлемой частью досуга наших детей. Но ведь в наших...
«Компьютер и ребенок: все за и против». Консультация для родителей.
«Компьютер и ребенок: все за и против». Консультация для родителей....
Консультация для родителей: «Компьютер и ребенок: все за или против».
Цель: Познакомить родителей с развивающими функциями персонального компьютера для дошкольников и влияние компьютера на здоровье детей. Дать практические рекомендации по организации рабочего места...
Консультация для родителей «Ребенок и компьютер. Вред и польза»
Консультация для родителей о вреде и пользе изпользования ребенком компьютора...