Как подготовиться к ОГЭ
материал ( класс) по теме
Здесь собраны рекомендации родителям, каким образом помочь ребенку при сдачи ОГЭ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_podgotovitsya_k_oge.docx | 458.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Июнь. Закончились экзамены. Иду по улице и слышу разговор двух учеников: «Да, конечно, хорошо сдавать экзамены, но не всегда понятно, зачем это нужно». — «А я вообще не понял, о чём этот экзамен».
настроение: дружелюбное
ключевые слова: экзамен, ГИА, стресс, языковая подготовка выпускников 9 класса, независимая аттестация, аудирование, чтение, письмо, говорение, коммуникативная компетенция
город: Химки, Московская обл.
e-mail: tkuznetsova574@gmail.com
Да, может быть, не всем понятно, о чём экзамены и зачем они нужны. Часто экзамены сопряжены со стрессом, поэтому сдавать их никто не любит. В этом заключается одна из задач учителя — объяснить, в чём суть экзамена и почему его надо сдать, что экзамен по иностранному языку в 9 классе — по выбору. Это независимая аттестация, и для экзамена в рамках государственной итоговой аттестации (ГИА) учеником могут быть выбраны любые предметы. Наверное, мы ещё не привыкли к независимой аттестации, но хотелось бы донести до учеников и родителей, что экзамен можно успешно сдать и не надо его бояться. Что же проверяет этот экзамен?
Государственная итоговая аттестация в новой форме предполагает определение уровня языковой подготовки выпускников 9 класса с использованием механизмов независимой оценки. При выполнении экзаменационной работы проверяется иноязычная коммуникативная компетенция выпускников основной школы, коммуникативные умения учащихся в аудировании, чтении, письме и говорении, а также лексико-грамматические навыки.
В экзаменационной работе проверяется:
- умение понимать на слух содержание прослушанного текста и умение понимать запрашиваемую информацию;
- умение читать текст с пониманием основного содержания и умение понимать в прочитанном тексте запрашиваемую информацию;
- умение писать личное письмо в ответ на письмо-стимул;
- умение устного иноязычного общения в предлагаемых коммуникативных ситуациях;
- навыки использования языковых единиц в коммуникативно значимом контексте.
Экзаменационная работа состоит из двух частей: письменной и устной. Разделы 1–4 включают задания по аудированию, чтению и письму, а также задания на контроль лексико-грамматических навыков, раздел 5 содержит задания по говорению. В экзаменационную работу включены задания двух уровней сложности, которые не превышают требований уровня А2 по общеевропейской шкале: уровень 1 — 18 заданий; уровень 2 — 17 заданий.
В работу включены следующие задания:
- 14 заданий с выбором ответа из трёх предложенных;
- 18 заданий с кратким ответом, в том числе задания на установление соответствия;
- 3 задания с развёрнутым ответом.
Итого: 35 заданий.
Время выполнения первых четырёх разделов экзаменационной работы — 120 минут. Рекомендуемое время выполнения отдельных разделов:
- аудирование: 30 минут;
- чтение: 30 минут;
- грамматика и лексика: 30 минут;
- письмо: 30 минут;
- устный ответ: 6 минут +10 минут подготовка к устному ответу.
Обязательно нужно помнить о времени, которое отводится на выполнение заданий. Регулярное использование таймера или секундомера на уроке позволит учащимся научиться работать в рамках отведённого времени, помнить, что время выполнения заданий ограничено.
Как оцениваются отдельные задания и работа в целом.
- За верное выполнение каждого задания с выбором ответа и с кратким ответом ученик получает 1 балл.
- Максимальное количество баллов, которое может получить учащийся за выполнение письменной части работы, — 55 баллов;
- Максимальное количество баллов за выполнение устной части — 15 баллов.
Таким образом, за правильное выполнение всех заданий можно получить максимум 70 баллов. Для проверки коммуникативных умений в экзаменационных работах реализуются единые подходы к оцениванию продуктивных и рецептивных видов речевой деятельности. Перед проведением экзамена устанавливается минимальное количество баллов по иностранному языку, подтверждающее освоение выпускниками 9 класса программы основного общего образования по иностранному языку.
При оценивании задания С1 (личное письмо) учитывается объём письменного высказывания, то есть количество слов должно быть 100–120 слов. Если в личном письме менее 90 слов, то задание не подлежит проверке и оценивается в 0 баллов. Если в работе более 132 слов, то при проверке отсчитывается 120 слов и оценивается только эта часть работы.
Можно успешно сдать любой экзамен, нужно только понять, как правильно к нему подготовиться. Есть много способов подготовки к экзаменам, в том числе с помощью дополнительных пособий, с помощью репетиторов.… Но, наверное, самый надежный способ — это самостоятельная работа ученика с учебником.
Мы занимаемся по учебнику «Английский в фокусе» (“Spotlight”), в котором очень грамотно излагается и вводится в речь лексико-грамматический материал, постепенно происходит знакомство с английской культурой и литературой. На уроках мы изучаем современный английский язык — живой, постоянно меняющийся.
Вспоминаю один эпизод из педагогической практики. Приехала английская делегация с благотворительной миссией. Мы общались с гостями в неформальной обстановке, пили чай. А при расставании услышали, что говорим мы правильно, но на языке, на котором в Англии уже не говорят. И не потому, что у нас были плохие учителя, а потому, что доступ к современному языку в то время был очень ограничен. Это было более 30 лет назад, но я уже тогда поняла, что язык нужно учить, читая и классическую, и современную литературу. А сегодня это вполне реально: есть книги, музыка, Интернет.
Многое зависит от учителя: ведь важно не только объяснить материал, но и дать ученикам стратегии подготовки к экзаменам. Это успешно удаётся благодаря учебнику «Английский в фокусе» (“Spotlight”) — подготовка по нему к ГИА даёт учащимся возможность сдать экзамен без стресса и моральных потерь. Вот один пример из учебника 9 класса: стр. 26, урок 2а, упр. 2, где не только даётся предтекстовое задание, но и приводятся рекомендации о том, как работать со словами для понимания текста.
Первый раздел экзаменационной работы ГИА по английскому языку — это раздел по аудированию. Аудирование включает три задания: B1, B2, A1–A6. В первом задании учащиеся услышат четыре диалога, где нужно определить место действия. Тематика заданий включает диалоги на бытовые темы. В первую очередь нужно, чтобы, пока диктор озвучивает задания, учащиеся внимательно читали заголовки и записывали синонимы и слова, которые помогут определить, о чём идёт речь в диалогах. В задании В2 необходимо внимательно прочитать заголовки и определить, как они связаны тематически, так как в задании есть одно лишнее утверждение, нужно попытаться определить, какие заголовки похожи, и исключить похожие заголовки. В задании А1–А6 учащиеся слушают диалог и выбирают варианты из трёх предложенных. Самое главное в этом задании — услышать ключевые слова в заданном предложении и внимательно прочитать предложенные варианты.
Для того чтобы успешно выполнить задания по аудированию, конечно же, необходимо систематически выполнять тренировочные задания, которые подготовят к успешной сдаче экзамена. Такие задания предлагаются в учебнике «Английский в фокусе» (“Spotlight”), например: 9 класс, стр. 28, урок 2b, упр. 4а,b. Надо сказать, что это тренировочное задание не дублирует экзаменационное, но даёт возможность поработать с текстом для его дальнейшего использования при развитии навыков говорения. Такая взаимосвязь упражнений позволяет учителю использовать один и тот же текст для различных целей.
Раздел «Чтение» включает два задания: В3 и А7–А14. В первом задании учащимся предлагается установить соответствие между текстами и заголовками. Необходимо внимательно прочитать заголовки и попытаться взаимоисключить похожие. Далее нужно найти опорное предложение, которое передает содержание заголовка.
Хочу посоветовать один способ проверки понимания заголовков: добавьте один лишний заголовок, которого нет в задании. Если учащиеся внимательно читали задание, они определят, что данного заголовка нет в предложенных. Например, «Английский в фокусе» (“Spotlight”): 7 класс, модуль 4а, упр. 3а, стр. 36. Добавьте еще один заголовок “An unexpected guest”, который и будет лишним.
Во втором тексте для чтения учащиеся определяют, какие из приведенных утверждений соответствуют содержанию текста, какие не соответствуют и о чём в тексте не сказано. Чтобы правильно выполнить это задание, необходимо внимательно прочитать утверждения и работать с текстом по абзацам, а не читать текст целиком, при этом потратив время зря.
Хотелось бы привести пример того, как один и тот же материал прорабатывается несколько раз. «Английский в фокусе» (“Spotlight”): 8 класс, стр. 90, урок 6а, упр. 3а,b. Помимо чтения текста и нахождения заданной информации учащимся предлагается поработать со словами и высказаться по заданной теме. Таким образом, материал тщательно прорабатывается, что служит залогом успешного освоения темы.
Третий, лексико-грамматический раздел экзаменационной работы был и остаётся самым сложным. Результаты экзаменов прошлых лет показывают, что наименьшее количество баллов учащиеся набирают именно по этому разделу. Выбор правильных видовременных форм глаголов бессменно остаётся одним из самых сложных заданий. Давайте подробно рассмотрим каждое задание раздела.
В заданиях В4–В12 учащиеся должны продемонстрировать владение грамматическими навыками употребления нужной морфологической формы слова в коммуникативном контексте. 6 заданий первого уровня и 3 задания второго уровня. Задания даются в произвольном порядке, однако задание первого уровня даётся первым. При работе с этим заданием предлагаю учащимся разделить все слова в «две корзины»: первая — это глаголы, вторая — всё остальное.
В УМК «Английский в фокусе» (“Spotlight”) для 8–9 классов достаточно много тренировочных упражнений для отработки видовременных форм глаголов. Как использовать их на 100%?
Приведу один пример — «Английский в фокусе» (“Spotlight”): 9 класс, стр. 62, урок 4с, упр. 1а,b. Раздел посвящён формам выражения будущего времени в английском языке, дано правило, примеры. Но всё-таки я начинаю не с правила, а с упражнения 1b.
Есть такой приём в методике — noticing, то есть упражнения на осознание языковой формы, которые нацеливают учащихся на распознавание языковых явлений, развивают способность наблюдать за речевыми образцами и делать выводы о том, как они функционируют. В этом есть логический смысл: не давая готовых образцов или правил, мы формируем у учащихся навык самостоятельно делать выводы на ранее изученном материале.
Постарайтесь воспользоваться и другими упражнениями для отработки грамматики, например, текстами для интенсивного чтения. Учащиеся сами будут замечать не только интересные факты в тексте, но и грамматические и лексические особенности.
Во втором задании В13–В18 учащиеся должны продемонстрировать владение лексико-грамматическими навыками образования и употребления родственного слова нужной части речи с использованием аффиксации в коммуникативно-значимом контексте. Учащимся предлагаются 4 задания первого уровня и 2 задания второго уровня в произвольном порядке, однако первым заданием даётся задание первого уровня.
При работе с этим заданием есть несколько способов работы со словами:
- Составьте таблицу со следующими колонками: глагол, существительное, прилагательное, наречие. Попробуйте изменить слово по этим параметрам. Например: to enjoy, enjoyment, enjoyable.
- Это может быть не обязательно таблица, но и «спайдограмма».
- Учитывая порядок слов в предложении, можно по месту положения слова в предложении определить часть речи, тем самым дать возможность вспомнить типичные суффиксы для той или иной части речи.
В качестве тренировочных упражнений использую следующие упражнения:
- Word-up game. Для этого использую карточки со словами. Например: карточки predict, predictable, unpredictable, prediction, predictability . Каждый ученик берёт по одной карточке и находит всех тех, у кого карточки с производными этого слова.
- Синонимы-антонимы. Класс делится на 2 группы, у одних синонимы, у других антонимы, нужно найти пару.
- Нельзя рассматривать каждое слово отдельно, обязательно в сочетаниях, таким образом, обращается внимание учащихся на словосочетания и фразовые глаголы, а также зависимые предлоги.
- При использовании готового текста из учебника с новыми словами попытайтесь расширить либо «сжать» готовый текст.
Это лишь несколько упражнений, которые не только помогут в успешной отработке использования слов в речи, но и будут полезны для письменной речи.
В каждом модуле учебников с 7 по 9 класс есть раздел “English in Use”, который предлагает тренировочные упражнения на фразовые глаголы, словообразование и повторение грамматики. Например: 8 класс, стр. 52, урок 3f, упр. 1.
Задание по письму в ГИА предполагает написание письма личного характера, время выполнения задания — 30 минут. Как правильно выполнить это задание? Во-первых, необходимо внимательно прочитать задание и быть готовым ответить на вопросы. Для того чтобы дать грамотный ответ на задание и написать письмо личного характера, нужно понять, кому адресовано письмо и на какие вопросы нужно ответить. При этом важно соблюсти правила написания писем личного характера, принятые в англоговорящих странах.
Во-вторых, важно не только правильно отвечать на вопросы в содержательном плане, но и демонстрировать знание грамматики и лексики. Надо заранее составить список хороших правильных фраз и лексических единиц, но самое главное — не забывать об использовании фразовых глаголов, устойчивых выражений и фраз с зависимыми предлогами. Часто бывает, что письмо соответствует всем параметрам по форме и содержанию, но выбор используемой лексики и грамматики оставляет желать лучшего. Поэтому необходимо работать над тем, чтобы учащиеся могли применять различные грамматические конструкции и иметь большой словарный запас.
В-третьих, в процессе составления письма нужно обратить внимание на количество слов, требуемое для корректного выполнения задания. Этот параметр нужно обязательно держать под контролем. Лучше всего подсчитывать слова не в конце, а после введения и в середине письма.
В учебниках «Английский в фокусе» (“Spotlight”) перед заданиями на написание письма приводится предварительное объяснение того, что представляет собой письмо личного характера, и даётся готовый образец для анализа. Например, “Spotlight”: 8 класс, стр. 34, урок 2е, упр. 2а,b. Уже после объяснения и приведённых примеров даётся задание на написание письма личного характера. Например, “Spotlight”: 8 класс, стр. 35, урок 2е, упр. 6. Такая работа, несомненно, способствует развитию навыков письменной речи, и впоследствии выполнение экзаменационной работы не вызывает трудностей.
Конечно, как и в любом экзамене, в ГИА есть свои проблемы. Самая главная проблема — это процедура проведения устной части экзамена и подготовка к ней экзаменаторов: экспертов и экспертов-собеседников.
Устное высказывание является достаточно сложной частью экзамена, ведь не так много времени в школьном курсе отводится для устной речи. Однако УМК «Английский в фокусе» (“Spotlight”) как никакой другой ориентирован на развитие навыков устной речи.
Кроме тренировочных упражнений на развитие навыков устной речи, в учебниках есть очень полезная рубрика “Everyday English”. Эта рубрика содержит фразы для общения, которые при многократном повторении становятся естественным лексическим запасом учащихся. Например, “Spotlight”: 8 класс, стр. 60, урок 4b, упр. 4.
Беседа с другим учителем может вызвать сложности при устном ответе. Как помочь учащимся не бояться беседовать с другим учителем? Я рекомендую чаще приглашать своих коллег на уроки, просить их побеседовать с учениками. Это очень помогает ученикам чувствовать себя свободнее и легче, выстраивая диалог с новым собеседником.
Устная часть экзамена включает высказывание по одной из тем и комбинированный диалог. При выполнении задания необходимо внимательно прочитать инструкцию в карточке.
Давайте посмотрим на задание в демоверсии 2013–2014:
Task 1. Give a talk about foreign languages. Remember to say:
- why is it useful to study foreign languages at school;
- how many languages you would like to speak, what they would be;
- what you do to improve your English.
You have to talk 1,5–2 minutes. The examiner will listen until you have finished. Then he/she will ask you some questions.
Говорить 1,5–2 минуты сложно. Советую воспользоваться пособием Ю.А. Смирнова «Сборник устных тем для подготовки к ГИА» (издательство «Просвещение»), где не только даны темы, но и приведён план высказывания.
Даже если попадается трудная тема, надо внимательно прочитать план, ведь он подскажет, какие аспекты надо затронуть. Я всегда советую своим ученикам делать краткие заметки в виде плана или «спайдограммы» после каждого пройденного модуля в учебнике. Таким образом, накопленный за два года материал по изученным темам можно быстро повторить.
Второе задание (Task 2) предполагает проверку умений диалогической речи:
You play the part of an exchange student in an international school in Malta. You come to your classmate Anna/Andrew to borrow her/his Grammar book. You need it to write an essay on a British tourist attraction.
- Ask for the Grammar Book and explain what you need it for.
- Answer your classmate’s questions about the attraction you are going to write about.
- Do not accept any suggestions for the day as you want to start writing the essay as soon as possible.
- Invite your classmate to see a new film tomorrow.
You begin the conversation. The examiner will play the part of your classmate.
Remember to
- mention all four aspects of the task;
- be active and polite.
Давайте начнём с конца. “Be active and polite” — для этого необходимы разговорные этикетные фразы, которые в большом количестве есть в учебниках «Английский в фокусе» (“Spotlight”). Я обычно вывешиваю 10–15 фраз на доску или на специальный стенд в качестве опоры, чтобы учащиеся могли их использовать в заданиях на говорение.
В задании предлагается попросить книгу для написания эссе. Какие фразы при этом пригодятся? Could you give me? Can you give me? Хотя по правилам этикета “could” — более вежливая фраза.
Если учащиеся делают проекты о достопримечательностях, они тоже могут пригодиться для дальнейшего использования при подготовке к ГИА. В учебниках «Английский в фокусе» (“Spotlight”) есть специальный раздел “Culture Corner”, в котором даются тексты о достопримечательностях стран изучаемого языка. Недавно мои учащиеся делали проект о новой достопримечательности Лондона “The Shard” (осколок). Они использовали сайт www.theviewfromtheshard.com, рассказывающий об истории строительства этой достопримечательности. Выполнение подобных проектов расширяет кругозор учащихся и формирует навыки самостоятельной работы с информацией. Это замечательная тема для говорения как в монологической речи, так и в диалогической речи, а также для дальнейшего письменного высказывания.
Вежливо отказаться от предложения куда-то отправиться нам опять помогут вежливые фразы для разговора: Sorry, I can’t. I am afraid, I can’t. I am afraid I can’t, maybe tomorrow. Эти фразы используются в заданиях на говорение во всех учебниках “Spotlight”. Как вежливо принять предложение пойти в кино: Yes, with pleasure. Sure, let’s go to the cinema. Thank you for inviting me.
Если принять на вооружение все технологии и стратегии, которые используются в УМК при подготовке к экзаменам, то можно рассчитывать на успешное их прохождение.
Почему именно “Spotlight”? Ответ прост: подготовка к сдаче ГИА начинается уже в 7 классе, и “Spotlight” даёт возможность не спеша, с тщательной проработкой материала подготовить учащихся к сдаче экзамена. Современная тематика, язык реального общения и систематическое знакомство с культурным наследием страны изучаемого языка — это залог успешности в подготовке к ГИА.
В разгаре новый учебный год, не за горами итоговая аттестация. Давайте работать спокойно, в системе — с мыслью, что все экзамены можно успешно сдать, только нужно правильно к ним подготовиться. А ещё нужен подходящий учебник, с которым учителю комфортно и надёжно работать, а учащимся интересно и эффективно учиться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как подготовиться к походу, чтобы не попасть в экстремальную ситуацию
Разработка урока по курсу ОБЖ в 6 классе с целью воспитания культуры безопасного поведения в природной среде. К сожалению, презентация к этому уроку имеет большой объем даже в сжатом виде и нет возмож...
Как подготовиться к ЕГЭ
Из опыта работы классного руководителя 11 класса. Материал в форме презентации будет полезен для проведения родительских собраний...
Трудный диалог с учебой или как помочь своему ребенку подготовить домашнее задание.
Выступление на общешкольном родительском собраниии, где даны рекомендации по подготовке домашнего задания. А также представлены анкеты для детей, родителей и учителей по теме ...
Как помочь ребёнку подготовиться к экзаменам. Советы родителям
Материал для родителей поможет обеспечить психологическую готовность ребёнка к ситуации сдачи серьёзных экзаменов. Статья содержит общие советы родителям и конкретные рекомендации....
Как подготовиться к сдаче экзаменов
Советы выпускникам при подготовке к экзаменам. Тоже где-то нашла на просторах интернета....
"От щедрот своих", или как подготовить конкурсный материал
Решение разместить аналитическую справку для участия в конкурсе НП "Образование" (конкурс "Лучшие учителя России" было принято после многочисленных сетований коллег о том, что рекомендаций по оформлен...
Как подготовить слепого и слабовидящего ребёнка к школе. Как подготовить слабовидящего ребёнка к обучению письму.
Очень часто в школу для слабовидящих приходят дети или совсем неподготовленные или слабо приготовленные к школе. Сейчас возрос уровень требований к детям, поступающим в школу. Если вы, родители, до 7 ...