ТРУДНОСТИ ПЕРЕХОДНОГО ВОЗРАСТА "Конфликты"
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
ТРУДНОСТИ ПЕРЕХОДНОГО ВОЗРАСТА
"Конфликты"
(Материал родительского собрания)
Разработала Степаненко В. П.
учитель истории и права
Троицко - Харцызской ОШ № 18
Собрание целесообразно проводить после того, как вы обработаете результаты анкетирования и тестирования детей после классного часа. Многие дети отвечают на вопросы анкеты анонимно. Если же вы попросили детей подписать бланки, стоит спросить их, хотели бы они, чтобы родители ознакомились с их ответами. В целом, лучше давать сводную картину по классу, не конкретизируя результаты.
В начале собрания я обычно задаю родителям те же вопросы, на которые отвечали их дети. .
Наиболее значимой для ученика социальной средой является его школьный класс, в котором складывается сложная социально-психологическая атмосфера.
Для учащихся средних и старших классов ведущую роль в процессе социализации играет самоопределение личности, утверждение собственной позиции в проблемных ситуациях.
Не всегда родители могут понять поведение своих детей. Это не говорит о том, что ребёнок "какой-то не такой". Это свидетельствует о том, что сейчас он переживает непростой период своего взросления. На этом этапе для подростков характерна полярность психики:
- Целеустремленность, настойчивость и импульсивность,
- Неустойчивость может смениться апатией, отсутствие стремлений и желаний что-либо делать,
- Повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе;
- Потребность в общении сменяется желанием уединиться;
- Развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью;
- Романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью;
- Нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости. Следует принять эти проявления, как временные и переходные. Не стоит обострять ваши взаимоотношения из - за того, с чем подросток и сам не всегда может справиться. В этом возрасте вашим детям не хватает того, что уже есть у вас - это социальный опыт. И ваша задача - правильно его преподнести. Если вы представите свой опыт как непререкаемую истину, вряд ли "бунтующий" подросток захочет его перенять. Этот возраст требует бережного отношения к себе, ведь часто дети сами не могут в себе разобраться.
Далее я представляю результаты анкетирования детей. Для того, чтобы активизировать родителей, для некоторых слайдов я использую игру "Сто к одному", т.е. прошу угадать самые популярные ответы детей. Это оживляет наши встречи.
Существует множество видов конфликтов. Но для подросткового возраста самые характерные - это межличностные и внутриличностные конфликты.
Внутриличностный конфликт опасен тем, что не всегда сразу будет распознан. Он имеет долгий скрытый период и только очень любящие и наблюдательные родители могут понять, что что-то происходит с их ребёнком. Какие же проявления есть у внутриличностного конфликта:
Впадение из крайности в крайность.
Меняются привычки, поведение становится абсолютно другим, манера разговаривать, мимика, жесты.
Появляются новые интересы, причем, все сразу и одновременно.
Меняется круг общения и компания становится строго избирательной.
Помните, что сейчас важным изменением является формирование самосознания ребенка. Для него важно чувствовать себя независимым от взрослых, хотя таковым он пока ещё не является. Но от вас сейчас требуется уважение к его личности. попробуйте вспомнить себя в его возрасте, и вы поймёте, что сейчас переживает ваш ребёнок. Стремление быть независимым проявляется, в первую очередь, в отрицании традиций, поведенческих норм, способов подавать себя, манеры одеваться, принятых в обществе.
Хотя где-то в глубине души подросток ощущает потребность в авторитете. Это противоречие нередко вызывает особенно болезненную реакцию у взрослых и служит дополнительным катализатором конфликтов.
Для того, чтобы помочь родителям увидеть себя со стороны я представляю на слайдах примерный разговор мамы и сына.
Кто по-вашему может быть участником конфликта в школе? (подстрекатель, организатор, инициатор, сами стороны конфликта и их группы поддержки, случайные свидетели, заинтересованные взрослые и т.д.). А кто на ваш взгляд может стать посредником в возникающих разногласиях? (Слайды 28 - 29).
В детско-родительских конфликтах обычно две стороны, которые считают правыми только себя.
Что подталкивает подростков к конфликтам? Выслушайте ответы родителей.
- Кризис переходного возраста:
- Стремление к самостоятельности и самоопределению;
- Требование большей автономии во всем — от одежды до помещения;
- Привычка к конфликту, воспитанная поведением взрослых в семье;
- Бравирование подростка своими правами перед сверстниками и авторитетными дня него людьми.(
Что заставляет родителей вступать в конфликтные отношения с детьми? Дайте родителям поразмышлять.
- Нежелание признавать, что ребенок стал взрослым;
- Боязнь выпустить ребенка из гнезда, неверие в его силы;
- Проецирование поведения ребенка на себя в его возрасте;
- Борьба за собственную власть и авторитетность;
- Отсутствие понимания между взрослыми в воспитании ребенка;
- Неподтверждение родительских ожиданий. .
Как и любая деятельность, подростковый конфликт имеет свои этапы:
- возникновение объективной конфликтной ситуации;
- осознание ситуации как конфликтной;
- конфликтное взаимодействие;
- разрешение конфликта. (Слайд 32).
Исходы конфликтов могут быть следующими:
- устранение одной или обеих сторон;
- приостановка конфликта;
- победа одной из сторон;
- согласование о правилах совместного использования объекта;
- равнозначная компенсация;
- альтернативное определение. (Слайд 33).
Какие возрастные особенности подростка могут повлиять на течение и разрешение конфликта?
- Изменение объективного положения подростка в жизни.
- Обновление мотивационной сферы.
- Противоречие между повышением его потребностей и ограниченностью средств.
- Самоутверждение.
- Неадекватная самооценка.
- Соотнесение себя с “эталоном взрослости”.
- Неприемлемость старого родительского стиля взаимодействия.
- Конфликтность как черта личности.
Часто люди отличаются ещё и тем, что они по-разному ведут себя в конфликтных ситуациях. Существуют пять основных тактик поведения в конфликте. Это соперничество - когда свои интересы превыше интересов других людей, приспособление - готовность пожертвовать своими интересами ради других людей, избегание - желание отсрочить решение конфликта или выход из него, не учитывая ни своих, ни чужих интересов, компромисс - умение идти на взаимные уступки и сотрудничество - продуктивное разрешение конфликта с максимальным удовлетворением интересов всех сторон.(Слайды 38 - 42).
Дальше я представляю результаты диагностики по методике К. Томаса, которую проводила среди учащихся. Результаты представлены общей картиной, без уточнения ответов. (Слайды 43 - 44).
Как вы считаете, если ребёнок обратился за помощью в разрешении конфликтной ситуации, что он ожидает от вас в первую очередь?
1. “Расправы над обидчиком” со стороны родителей, взрослых?
2. “Жалости, ему так не хватает вашего внимания?”
3. “Помощи, совета как действовать в этой ситуации?”
4. “Скрывает свои проблемы, неудачи, обвиняя других?”
Дайте родителям порассуждать. (Этапы и способы разрешения конфликтных ситуаций:
1) установить действительных участников;
2) изучить мотивы, цели, способности, особенности характера;
3) изучить существовавшие межличностные отношения участников конфликта;
4) определить истинную причину;
5) изучить намерения, представления конфликтующих сторон о способах разрешения конфликта;
6) выявить отношение к конфликту лиц, не участвующих в конфликтной ситуации, но заинтересованных в его позитивном разрешении;
7) определить и применить способы разрешения конфликтной ситуации. .
Результатом конфликта может быть стресс, последствия которого могут обернуться для подростка очень критично, вплоть до депрессии и других серьезных расстройств.
Если все же конфликт вызвал стресс, если есть подозрение, что подросток пребывает в стрессовом состоянии, то рекомендуется придерживаться следующей стратегии:
— не нужно возлагать на подростка свои ожидания и не надо предъявлять ему много претензий;
— разделять чувства подростка — очень хороший момент, но не нужно перегибать палку, залезая глубоко в душу и наводя там порядок, постарайтесь подкорректировать его умение правильно оценивать проблему;
— нужно стать терпеливым и внимательным слушателем: если подросток способен рассказывать о своих проблемах, значит еще не все потеряно и он сможет с ними бороться;
— предотвращайте самонаказание, не позволяйте ребенку стать затворником и, по возможности, вытаскивайте его из дома, не поощряйте его склонность к самообвинению;
— будьте доступны и всегда готовы найти время для общения с подростком;
— подкрепляйте положительные качества подростка;
— стимулируйте занятия физическими упражнениями и поощряйте любое увлечение спортом;
— если подросток начинает избегать вас и других людей, обращайтесь за профессиональной психологической помощью. ().
Итак, какие же самые важные правила нужно соблюдать при разрешении подростковых конфликтов:
1. Для начала предоставить детям шанс самим разрешить конфликт. Но если вы понимаете, что существует угроза физического или эмоционального благополучия, необходимо ваше разумное вмешательство.
2. Старайтесь объективно разобраться в причинах конфликта, не принимая явно чью - либо из сторон.
3. Приучайте детей к мысли, что в конфликте ответственность несут все участники.
4. Учите детей оценивать поступки, а не личности. Сами также придерживайтесь этого правила в отношениях к детям.
5. В конфликтах между собственными детьми не занимайте чью - либо из сторон.
Можно закончить встречу притчей.