Как помочь ребёнку
статья на тему
Предварительный просмотр:
Как помочь ребенку в учебе: рекомендации родителям
«На родителях, на одних родителях лежит священнейшая обязанность сделать своих детей человеками, обязанность же учебных заведений – сделать их учеными, гражданами, членами государства. Так давайте же вместе делать наших детей человеками. Хорошие дети – хорошая наша старость. Так думайте о будущем, а будущее – это наши дети».
(В.Г. Белинский)
Наиболее часто обсуждается вопросы, связанные с ухудшением успеваемости школьника.
Выделяют возможные причины школьной неуспеваемости:
- у ребенка не сформирована мотивация к учению;
- он не владеет способами и приемами учебной деятельности;
- не сформированы психические процессы: мышление, внимание, память;
- преобладает авторитарный стиль родительского воспитания в семье или обучения в школе.
Но позиции учащихся, педагогов и родителей в определении причин неуспеваемости расходятся, что снижает эффективность их усилий. Учащиеся объясняют неуспеваемость:
- наличием плохой памяти, слабого внимания, неумением сосредоточиться, т. е. индивидуальными особенностями;
- сложностью учебной программы отдельных предметов школьного курса;
- профессиональной некомпетентностью учителей.
Учителя считают, что:
- школьники безответственны, ленивы, невнимательны и т. п.;
- родители плохо помогают детям в учебе;
- программы обучения слишком сложны.
Родители называют такие причины:
- недоступность программы, ее сложность;
- высокие требования, предъявляемые педагогами учащимся;
- недостаточные способности детей, точнее, их отсутствие.
Чтобы адекватно определить истинные причины неуспеваемости, необходимо свести к минимуму эти противоречия.
Рекомендации родителям учащихся
Родителям необходимо помнить:
1. Ребенок остается ребенком и в школе, и дома. Ему хочется поиграть, побегать, и нужно время, чтобы он стал таким сознательным, каким его хотят видеть взрослые.
2. В школе и дома должна осуществляться особая организация обучения. Необходимо:
- уменьшить количество и интенсивность отвлекающих факторов;
- задачи ставить ясно и четко;
- обучить приемам и способам учебной деятельности, научить ребенка пользоваться словарями, книгами, объяснить необходимость хорошо знать правила, отработать навыки их применения; содействовать развитию умственных способностей и познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, воображения, речи и др.).
3. Важно обеспечить эмоциональное благополучие ребенка, т. е.:
- иметь представление о его проблемах и достижениях и верить, что он обязательно преуспеет в жизни;
- повышать уверенность ребенка в себе и поощрять к выполнению соответствующих возрасту задач в школе и дома;
- способствовать развитию самоуважения, формировать реалистичную самооценку: чаще хвалить, соотнося похвалу с реальными достижениями; при этом важно сравнивать успехи ребенка с его предыдущими результатами, а не с успехами других детей;
- относиться к детям с теплотой и любовью, используя при этом методы поддержания дисциплины; при таком воспитании дети знают границы дозволенного и одновременно чувствуют себя в безопасности, понимают, что они желанны и любимы;
- постоянно общаться с детьми: читать книги, внимательно выслушивать и регулярно разговаривать с ними; родителям важно поддерживать интерес детей к познанию и исследованию и самим служить примером во всем.
Рекомендации родителям учащихся начальных классов
1. Ежедневно интересуйтесь школьными делами детей, проявляя внимание и терпение. Не ограничивайтесь дежурными вопросами: «Что получил?», «Как дела?», а расспрашивайте о чувствах, настроении, проявляйте эмоциональную поддержку и т. д.
2. Не скупитесь на похвалу, замечайте даже самые незначительные, на ваш взгляд, достижения ребенка, его посильные успехи. При встрече с неудачами в учебе старайтесь разобраться вместе, найти выход. Не запугивайте ребенка, страх блокирует его деятельность.
3. Развивайте любознательность, поощряйте любопытство, удовлетворяйте его потребность в знаниях. Давайте ребенку как можно больше сведений и не забывайте, что до 7 лет усваивается около 90% основополагающей информации о мире и примерно столько же важнейших жизненных навыков. На всю оставшуюся жизнь приходится 10%.
4. Покупайте и дарите книги, диски, картины. Читайте вслух, предлагайте ребенку почитать вам, обсуждайте книги. Определяйте с ним программу чтения на неделю, месяц и помогайте осуществить, поощряйте ее выполнение.
5. Помогайте ребенку выполнять трудные задания, предлагайте выход из сложной ситуации, но не забывайте давать ему возможность самостоятельно найти выход, решение, совершить поступок.
6. Будьте доброжелательны к одноклассникам, не запрещайте им вместе делать уроки. Замечено, что индивидуально предпочитают работать отличники, а средне- и слабоуспевающим нравится заниматься парами, группами. К тому же известно: тот, кто учит, учится сам.
7. Активно слушайте своего ребенка, пусть он пересказывает прочитанное, увиденное, делится впечатлениями о прожитом.
8. Не говорите плохо о школе, не критикуйте учителей в присутствии ребенка, создавайте у него позитивное отношение к образовательному учреждению.
9. Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребенку будет приятно, если школа станет частью вашей жизни. Ваш авторитет повысится.
10. Не заставляйте многократно переписывать, повторять. Понаблюдайте за особенностями умственной деятельности своего ребенка, выясните, что получается легко, а что дается с трудом. Посоветуйтесь с педагогом, как улучшить память, как развить сосредоточенность, организованность и т. п.
11. Обеспечивайте ребенка всем необходимым для учебы, создавайте атмосферу уважительного отношения к его труду, вещам, учебникам, делам и т. п.
12. Умственный труд сложен, требует многих усилий. Помогайте ребенку сохранять веру в себя.
13. При выполнении домашней работы с ребенком не контролируйте деятельность учителя.
14. Подавляйте в себе искушение немедленно использовать любую ошибку ребенка для его критики. Помогая ему выполнять домашнее задание, делайте иногда преднамеренные ошибки, чтобы у ребенка был шанс исправить вас, испытать удовлетворение от обнаружения недочета. Только так он сможет понять процесс контроля и обучиться самоконтролю.
15. Проверяйте домашнее задание, особенно на первом этапе обучения, при этом давайте понять ребенку, довольны вы результатами или нет. В следующий раз он будет очень стараться, чтобы заслужить вашу похвалу.
Рекомендации родителям учащихся средних и старших классов
1. Постарайтесь создать условия, облегчающие учебу ребенка:
- бытовые: хорошее питание, щадящий режим, полноценный сон, спокойная обстановка, уютное и удобное место для занятий и т. п.;
- эмоциональные: проявляйте веру в возможности ребенка, не теряйте надежду на успех, радуйтесь малейшим достижениям, демонстрируйте любовь и терпение в ожидании успеха, не оскорбляйте его в случае неудачи и т. п.;
- культурные: обеспечьте ребенка справочниками, словарями, пособиями, атласами, книгами по школьной программе; используйте магнитофон для учебных занятий, вместе смотрите учебно-познавательные программы по ТВ, обсуждайте увиденное и т. п.
2. Слушайте своего ребенка: пусть он пересказывает то, что надо заучить, запомнить, периодически диктуйте тексты для записывания, спрашивайте по вопросам учебника и т. п.
3. Регулярно знакомьтесь с расписанием уроков, факультативов, кружков, дополнительных занятий для контроля и оказания возможной помощи.
4. Делитесь знаниями с детьми из области, в которой вы преуспели.
5. Помните, что не только оценки должны быть в центре внимания родителей, но и сами знания, даже если сегодня ими воспользоваться невозможно. Поэтому думайте о будущем и объясняйте детям, где и когда можно будет воспользоваться полученными знаниями.
6. Помогите сделать свободное время ребенка содержательным, принимайте участие в его проведении.
7. Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми и их успехами, лучше сравнивать его с самим собой.
8. В средних классах подростки могут совместно выполнять домашнюю работу. Это повышает ответственность - ведь задания делают не только для себя, но и для других. Наберитесь терпения, когда они занимаются по телефону: уточняют, обсуждают, спорят.
9. Дайте почувствовать ребенку, что любите его независимо от успеваемости, замечаете познавательную активность.
10. Помните, что по нормам над выполнением всех домашних заданий ученики 5-6-х классов должны работать до 2,5 ч, 7-8-х классов - до 3 ч, 8-9-х классов -до 4 ч. Старайтесь придерживаться рекомендаций: это важно для здоровья, психического равновесия и хорошего отношения ребенка к учебе.
11. Создавайте традиции и ритуалы семьи, которые будут стимулировать учебную деятельность детей. Используйте позитивный опыт ваших родителей, знакомых.
Успехов в учебе!
Рекомендации классному руководителю по работе с родителями школьников
«Воспитатель в отношении нравственном сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника, по крайней мере, должен быть таким и всеми силами к этому стремиться».
В. И. Даль
Инициатива в формировании позитивного отношения с родителями должна исходить от учителей, потому что они являются специалистами в деле обучения и воспитания школьников.
Прежде всего, необходимо наладить постоянный обмен информацией о «воспитанниках», что позволит предотвратить многие отклонения в их поведении. Иногда бывает, что мнение преподавателя о школьниках не совпадает со взглядами их родителей. Проблему может решить только время. Следует не торопиться с выводами: рано или поздно тот или иной школьник проявит себя.
Взаимодействие с родителями осуществляется не только в индивидуальной, но и групповой форме.
Самая распространённая форма работы учебного заведения с семьёй – родительские собрания. Целесообразно составить план проведения родительских собраний на весь период обучения. Конечно, впоследствии темы собраний будут корректироваться. Но, безусловно, программа деятельности должна быть. Нет ничего более антипедагогического, чем собрания с родителями, встречи, на которых всё сводится к перелистыванию журнала, перечислению оценок по предметам и жалобам на школьников за плохую успеваемость и посещаемость.
Нет сомнений, учёба – главный труд школьника. Но к вопросам, связанным с успеваемостью и посещаемостью, нужно подходить предельно тщательно и осторожно. В арсенал классного руководителя могут быть включены памятки родителям «Как обеспечить школьнику успех в учебной деятельности»; рекомендации преподавателей, работающих в группе; советы и рекомендации психолога; выступления отличников (хорошистов) об организации учебного труда; «Круглый стол» с участием родителей хорошо успевающих школьников, специалистов, педагогов, психолога, администрации, медицинского работника; диагностика причин слабой успеваемости отдельных школьников, информация о которой сообщается родителям только в обобщённой форме; собрания-практикумы, на которых разбор конкретных ситуаций сопровождается комментарием специалиста.
Основная задача классного руководителя состоит в том, чтобы обеспечить высокую содержательность и результативность каждой встречи с родителями школьников.
Очень важный аспект взаимодействия преподавателей и родителей – единство позиций семьи и учебного заведения по следующим вопросам:
- Охрана здоровья школьников. Невнимание родителей к режиму труда и отдыха своих детей является причиной трудностей в учёбе, а пренебрежительное отношение самих школьников к своему здоровью приводит к пропускам занятий.
- Организация досуга школьников. Типичные заблуждения родителей состоят в том, что они всячески ограждают своих детей от каких бы то ни было обязанностей, считая, что они должны только учиться. Если свободное время школьник проводит бесцельно, то рано или поздно это приведёт к антиобщественным проступкам.
- Позитивное отношение к людям.
- Ответственное поведение.
- Повышение общей и профессиональной культуры.
Поэтому можно говорить, что целенаправленная и систематическая работа с родителями – важное звено в деятельности классного руководителя.
Как вести себя, если возникла проблемная ситуация и вы встретились с родителями для неприятной беседы?
v Старайтесь не употреблять слова «вызвать родителей в учебное заведение». Ваша встреча не должна быть наказанием для школьников. Всегда приглашайте их поговорить. И обязательно – заранее.
Приглашая родителей в школу, спросите себя: что я хочу получить в результате? Если просто выговориться, осудить действия школьника или методы воспитания родителей, то этот путь неэффективен. Попробуйте найти конструктивное решение, ведь это облегчит, прежде всего, вашу работу.
v Во время обсуждения в присутствии школьника помните: как бы он ни был виноват, родители всегда (по крайней мере, на людях) должны быть адвокатами своих детей. Двое на одного – это нечестно!
v Не полагайтесь на слухи. Говорите только о достоверно известных фактах.
v Побольше конкретики. Старайтесь не употреблять неопределенных выражений типа «плохо себя ведет», «не хочет учиться».
v Выражайтесь ясно: «Не выполнил задание по… (такому-то предмету)», «Отказался отвечать на уроке… (таком-то)» и так далее. Тогда родителям будет легче проконтролировать дальнейшую учебную деятельность школьника.
v Совместно с родителями определите дальнейшие целенаправленные пошаговые действия. Если родители поймут, что вы способны оказать им реальную помощь, их доверие к вам как к специалисту возрастет. Они будут чаще обращаться к вам за советом, а вы, в свою очередь, получаете прекрасную возможность проследить за развитием школьника в семье.
v Предлагая возможные способы решения проблемы, не провоцируйте взрослых на насилие, когда закончится «разбор полетов», – этим вы лишь настроите школьника против себя. Как результат: школьники приложат все усилия, чтобы ваши дальнейшие встречи с их родителями не состоялись.
v Обсуждая неприятный поступок школьника, спросите себя: нет ли здесь вашей вины как более мудрого и опытного человека? Школьники многое делают по незнанию.
v Не обижайтесь, если родители при встрече будут излишне эмоциональны. В конце концов, они доверяют вам самое дорогое, что у них есть, – своих детей.
v Заканчивая встречу, спросите себя: оправдались ли ожидания участников от этой встречи? С каким чувством родители уходят домой? Как посмотрит на вас школьник завтра?
v И последний, самый главный, совет: улыбайтесь почаще! Это всегда как-то располагает к диалогу.
Декрет № 6 от 28 декабря 2014 г. «О неотложных мерах по противодействию незаконному обороту наркотиков»
Подробнее: Декрет № 6 от 28 декабря 2014 г. «О неотложных мерах по противодействию незаконному обороту наркотиков»
Что важно знать родителям?
Родителям следует учитывать, что постепенное взросление детей проходит через два основных этапа.
На первом этапе — в возрасте 12-15 лет молодые люди начинают обретать прочные связи в своей среде, меньше бывают дома и реже обращаются к родителям. Они начинают сталкиваться с реалиями действительности, пытаются найти основные жизненные ориентиры.
На втором этапе — в возрасте 15-18 лет наступают первые признаки взросления. Это период самоутверждения и обретения уверенности, но и в этом возрасте молодые люди нуждаются в родителях, в их поддержке, помощи, понимании.
Помните, что отношение детей к проблеме наркотиков в немалой степени зависит от ваших с ними взаимоотношений. В конечном счете, принимаемое ими решение в отношении наркотиков напрямую связано с характером ваших повседневных взаимоотношений и во многом определяется степенью уважением к вам. Даже у маленького ребенка бывают свои детские проблемы, а у взрослеющего человека тем более. Постарайтесь понять эти проблемы и помочь в их решении. Помогите ребенку посмотреть на его проблемы конструктивно. Ведь употребление наркотиков не поможет сбежать от них, а только создаст новые трудности.
Молодые люди нуждаются в том, чтобы им обстоятельно и доходчиво объяснили, что представляют собой наркотики в действительности и как они могут повлиять на состояние человеческого организма.
Нельзя не учитывать, что мы живем в такое время, когда очень многие люди употребляют (зачастую не обоснованно) различные лекарства, в том числе и наркотические. Многочисленные факты свидетельствуют, что голословные заявления, типа: «Не употребляйте наркотики, иначе погибнете!» — неэффективны. Переубедить подростков такими призывами практически невозможно. Что же в таком случае можно сделать?
В разговоре с детьми и подростками взрослый человек должен быть способен честно высказать свое мнение о наркотиках и наркомании, выразив свои собственные чувства в отношении этой проблемы. Эмоциональное отношение к проблеме наркомании оказывает на молодые души более эффективное воздействие.
Быть родителями юного человека, значит быть его справедливыми защитниками, мудрыми советчиками и интересными экскурсоводами по дорогам жизни, которые только-только открываются перед ним. Доброжелательность и поддержка семьи помогают воспитать в детях чувство собственного достоинства, уверенности в себе и способность отстоять свое мнение. Эти качества необходимы, чтобы противостоять давлению употребляющих наркотики сверстников, их стремлению навязать другим свою волю. Лучшим иммунитетом к наркотикам является оптимистическая, активная, целеустремленная и конструктивная жизненная позиция. Постарайтесь помочь своим детям выработать такую позицию.
Большое значение в воспитании негативного отношения ваших детей к наркотикам имеет точная, подробная информация о наркотиках и их воздействии на человека. Постарайтесь, чтобы ваши дети смотрели телевизионные передачи, посвященные этой проблеме. Наглядные кадры и живые примеры могут оказать на молодых людей сильное эмоциональное воздействие и привести к положительным результатам. Используйте в беседах с детьми на эту тему наиболее яркие и впечатляющие факты. Начинайте обсуждать тему наркотиков, не дожидаясь первых признаков неблагополучного положения или возникновения такой проблемы, так как может оказаться, что уже слишком поздно.
Родителям следует всегда помнить, что юноши и девушки еще только учатся быть взрослыми. Часто из-за отсутствия жизненного опыта и неумения определить главное в том или ином явлении, они принимают за эталон в поведении взрослых поверхностные, чисто внешние признаки и пытаются их копировать. Поэтому важно знать, кому стараются подражать ваши дети.
Несколько советов родителям детей младшего возраста.
Помните, что вы очень много значите для вашего ребенка. Он замечает все, что вы делаете, как говорите и поступаете. Ваш личный пример, своевременное и уместно сказанное слово играют огромную роль.
Помогите вашим детям разобраться в информации о наркотиках и наркомании. Подберите соответствующую литературу, ознакомьтесь с доступной информацией и постарайтесь довести ее до сознания ребенка в непринужденной беседе, при просмотре телепередач или во время совместного чтения газет, журналов, книг. Всегда старайтесь выслушать ребенка, стимулируйте его стремление задавать вопросы. Отвечайте на вопросы заинтересованно, размышляйте вслух, не опасаясь признать своих сомнений и даже непонимания тех или иных моментов. Учите детей вести диалог, ибо именно он поможет вам поддержать с ними контакт в течение всего периода взросления.
Сделайте ваш дом открытым и радушным для друзей ваших детей. Участвуйте, когда это возможно, в обсуждении интересующих их вопросов. Поддерживайте, а по возможности и участвуйте в их увлечениях (спорт, коллекционирование, творчество и т. п.). Это укрепит ваш авторитет, позволит поддерживать с детьми доверительные отношения.
Обсуждайте с детьми различные случаи и происшествия, касающиеся наркотиков. Предложите им решить, как бы они поступили в той или иной ситуации. Обсудите возможные и наиболее правильные варианты поведения.
Учите детей оценивать каждый свой поступок критически. Это поможет им преодолеть беспечность, которая может толкнуть их на поиски легких решений, в том числе с помощью наркотиков.
Не забывайте, что юноши и девушки могут прибегнуть к наркотику в крайне эмоциональном состоянии, например, в состоянии расстройства или депрессии. В случаях, когда они находятся в таком состоянии, особенно важно быть внимательными к ним, сочувственно отнестись к их трудностям и попытаться отвлечь от неприятных размышлений.
КАК МОЖНО ЗАПОДОЗРИТЬ, ЧТО РЕБЕНОК НАЧАЛ ПРИНИМАТЬ НАРКОТИКИ?
Все ваши подозрения по отношению к сыну или дочери должны высказываться Вами тактично и разумно. Вы обязаны все взвесить, обсудить всей семьей и только в том случае, если не какой-то один, а практически все признаки измененного поведения появились в характере вашего ребенка, вы можете высказать вслух свои подозрения подростку. Какие же это признаки?
1. Он (она) начал часто исчезать из дома. Эти исчезновения либо просто никак не мотивируются, либо мотивируются с помощью бессмысленных отговорок. Ваша попытка объяснить, что вы волнуетесь и расспросить о том, где же все-таки находился Ваш ребенок, вызывает злость и вспышку раздражения.
2. Он (она) начал очень часто врать. Эта ложь стала своеобразной. Молодой человек врет по любому поводу, не только по поводу своего отсутствия дома, но и по поводу дел на работе, в школе, в институте и т. д. Версии обманов либо абсолютно примитивны и однообразны, либо наоборот, слишком витиеваты и непонятны. Ваш ребенок перестал тратить усилия на то, чтобы ложь была похожа на правду.
3. За достаточно короткий промежуток времени у вашего сына (дочери), практически, полностью поменялся круг друзей. Если вы с удивлением спрашиваете: «Куда исчез твой друг Петя, с которым вас раньше было не разлить водой?», Ваш ребенок пренебрежительно отмахивается и ссылается на свою и Петину занятость. Появившихся у сына новых друзей Вы либо не видите вообще, либо они не приходят в гости, а «забегают на секундочку» о чем-то тихо пошептаться у двери. Появилось очень большое количество «таинственных» звонков и переговоров по телефону. Причем, Ваш ребенок, практически, не пытается объяснить, кто это звонил, а в тексте телефонных переговоров могут попадаться слэнговые словечки, которые Вы можете увидеть в прилагаемом нами ниже словаре наркотического арго.
4. Вашего сына (дочь) полностью перестали интересовать семейные проблемы. Когда Вы рассказываете, например, о болезни или неприятности кого-то из близких, он только делает вид, что слушает. На самом деле думает о чем-то совершенно постороннем. Он изменился, стал по отношению к Вам более холодным, недоверчивым «чужим».
5. Он вообще изменился. В основном в сторону ничем не мотивируемой раздражительности, вспышек крика и истерик. Вы стали замечать, что у него внезапно и резко меняться настроение. Две минуты назад был веселый и жизнерадостный, очень коротко поговорил с кем-то по телефону — до вечера впал в мрачное расположение духа, разговаривает только междометиями и крайне раздраженно.
6. Он (она) потерял свои прежние интересы. Он (она) не читает книжек, почти не смотрит кино. Вы все чаще стали замечать, что он просто сидит с учебником, на самом деле даже не пытаясь делать уроки и готовиться к экзаменам.
7. У него изменился режим сна. Он может спать, не просыпаясь, целыми днями, а иногда Вы слышите, как он почти всю ночь ходит по своей комнате и спотыкается о предметы.
8. У Вас в доме стали пропадать деньги или вещи. Эти неприятные события на первых порах могут происходить крайне редко. Однако, хотя бы редкие попытки «незаметно» что-то украсть встречаются, практически, во всех семьях наших пациентов.
9. Вам все чаще кажется, что он (она) возвращается домой с прогулки в состоянии опьянения. Координация движений слегка нарушена, взгляд отсутствующий, молодой человек вообще пытается спрятать глаза и быстро сбежать в свою комнату.
Еще раз хотим обратить Ваше внимание на то, что отдельные, описанные выше признаки могут быть симптомами различных психологических трудностей подросткового и юношеского возраста. В некоторых случаях так могут начинаться заболевания психики. Вы можете начинать всерьез думать о наркотиках, только если Вы твердо уверены, что у Вашего ребенка есть признаки, по крайней мере, восьми из девяти, описанных выше изменений поведения.
Внимание, родители!
Советы по развитию творческих способностей
1. Помогите ребенку в удовлетворении основных человеческих потребностей (чувство безопасности, любовь, уважение к себе и окружающим), поскольку человек, энергия которого скована основными потребностями, менее способен достичь высот самовыражения. Уважение к личности и интересам ребенка - основа его развития.
2. Избегайте неодобрительной оценки творческих попыток ребенка.
3. Будьте терпимы к странным идеям, уважайте любопытство, вопросы и идеи ребенка. Старайтесь отвечать на все вопросы, даже если они кажутся странными или "за гранью".
4. Позволяйте ему, если он того желает, самому заниматься своими делами.
5. Помогайте ребенку ценить в себе творческую личность. Однако его поведение не должно выходить за рамки приличного (быть недобрым, агрессивным).
6. Помогайте ему справляться с разочарованием и сомнением, когда он остается один в процессе непонятного сверстникам творческого поиска: пусть он сохранит свой творческий импульс, находя награду в себе самом и меньше переживая о своем признании окружающими.
7. Находите слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка. Избегайте критиковать первые опыты - как бы ни были они неудачны. Относитесь к ним с симпатией и теплотой: ребенок стремится творить не только для себя, но и для тех, кого любит.
8. Помогайте избежать общественного неодобрения, уменьшить социальные трения и справиться с негативной реакцией сверстников путем обучения навыкам сотрудничества и общения.
9. Используйте личный пример творческого подхода к решению проблем.
10. Широко используйте вопросы проблемного типа применительно к самым разнообразным областям.
11. . Используйте периодически творческие задания. В этих заданиях нет правильных и неправильных решений, поощряется и стимулируется порождение необычных и неожиданных решений.
12. Предоставляйте детям возможность активно задавать вопросы.
Обезопасьте себя
Уезжаешь работать за границу-подумай о своей безопасности…
Беларусь эффективно противодействует преступности в области торговли людьми. В МВД создано специализированное подразделение (отдел по противодействию торговле людьми управления по наркоконтролю и противодействию торговле людьми Главного управления криминальной милиции). Комитетом госбезопасности совместно с МВД разработана методика расследования преступлений в сфере торговли людьми. Проблема серьезно изучается учеными Института национальной безопасности совместно с НИИ проблем криминологии, криминалистики и судебной экспертизы Министерства юстиции.
Разработан уникальный комплекс законодательных и предупредительных мер по противодействию торговле людьми. Комплекс мер определен декретом Президента Беларуси от 9 марта 2005 года № 3 "О некоторых мерах по противодействию торговле людьми". В нем дается четкая трактовка понятия “торговля людьми”, а все действия, сопутствующие этому преступному занятию, обозначаются как криминальные.«Государственная программа комплексных мер по противодействию торговле людьми и распространению проституции на 2002-2007 годы», предусматривает проведение конкретных мероприятий социального, медицинского, правового и организационного характера, реабилитацию жертв эксплуатации, а также расширение международного сотрудничества в этой сфере.
Сравнительно большой перечень преступлений, связанных с торговлей людьми, содержится в Уголовном кодексе Республики Беларусь. Они размещены в главе 22 «Преступления против личной свободы, чести и достоинства», и к их числу относятся:
- «Торговля людьми» (ст. 181),
- «Похищение человека» (ст. 182),
- «Принуждение» (ст. 185),
- «Вербовка людей для эксплуатации» (ст. 187).
Помимо этого действуют:
- Указ Президента от 8 августа 2005 г. № 352 "О предотвращении последствий торговли людьми",
По оценке зарубежных экспертов, белорусское законодательство в этой сфере полностью соответствует международным стандартам.
Следует знать, что в Беларуси в настоящее время лицензии на право трудоустройства граждан за границей получили 26 субъектов хозяйствования (23 юридических лица и 3 индивидуальных предпринимателя), 16 субъектов хозяйствования имеют лицензии на осуществление брачной деятельности и 2 – модельного бизнеса.
Полезные адреса: интернет-источник, в котором освещается проблема торговли людьми.
Официальный сайт МВД Беларуси (страница Департамента по гражданству и миграции) здесь можно найти подробную информацию, касающуюся деятельности субъектов имеющих право на трудоустройство граждан Беларуси за границей на осуществление брачной деятельности и модельного бизнеса.
Как провести зимние каникулы вместе с детьми
Украсьте вместе с детьми дом к празднику и нарядите елку. Сделайте несколько игрушек с ребенком и вместе повесьте их на елку. Продумайте новогоднее меню и обсудите его вместе с ребенком. Выслушайте пожелания и мнения самых маленьких членов семьи, пусть они принимают активное участие в подготовке к празднику. Если ребенок достаточно взрослый, привлекайте его к готовке, вместе выбирайте продукты для праздничного стола либо пусть он придумает красивое оформление праздничных блюд.
На каникулах старайтесь больше времени проводить с ребенком и помогайте ему поверить в новогоднее волшебство. С маленькими детьми можно подготовить сценку из любимой сказки или устроить кукольное представление. Дети с радостью примут участие в такой игре и сыграют любимых персонажей.
Как можно чаще ходите на прогулку вместе с детьми во время каникул. Спланируйте вместе с ребенком маршрут: поехать посмотреть на снежные фигуры, слепить снеговика, отправиться на каток, насобирать шишек в зимнем лесу и потом вместе сделать интересную поделку.
Сходите в кинотеатр и посмотрите новогодние мультфильмы или на концерт, посетите музей. Ведь не так часто вы бываете вместе с детьми в подобных заведениях, а потом устройте семейный ужин с обсуждением прошедшего дня.
Проведите тематические дни дома. Поинтересуйтесь у вашего ребенка, какие книги он читает, какие мультфильмы смотрит, какие игры ему больше всего нравятся и пусть один из дней будет воплощением любимой истории вашего ребенка: день пиратов, день волшебников и т.д.
И помните, детство не повторяется больше никогда, и только в ваших силах сделать его незабываемым для вашего ребенка, а канун нового года, время, когда каждому человеку хочется верить в волшебство и осуществление желаний, и только родители способны подарить детям новогоднюю сказку и укрепить веру в себя.
1 марта – Международный день борьбы с наркотиками
В соответствии с приказом управления здравоохранения Гродненского облисполкома от 28.12.2009 № 783 государственное учреждение «Гродненский областной центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья» предоставляет информационный материал к Международному дню борьбы с наркотиками (1 марта), подготовленный врачом-психиатром-наркологом УЗ ГОКЦ «Психиатрия-наркология» Михайловой И.М.
1 марта – Международный день борьбы с наркотиками
В течение последних лет проблема немедицинского потребления наркотических средств, психотропных, токсических и других одурманивающих веществ актуальна для большинства стран мира, в том числе и для Республики Беларусь.
Наркомания - это тяжелое психическое заболевание, которое начинается со случайного или принудительного приема наркотика, с последующим формированием наркотической зависимости организма человека. Наиболее характерными проявлениями наркомании являются непреодолимое желание или навязчивое стремление дальше принимать наркотическое вещество и получать его любыми способами. Современные наркотические средства способны сформировать такую зависимость всего с первого приема.
Последствия этого заболевания чрезвычайно опасны, так как происходят грубые нарушения функций внутренних органов, нервной системы и деградация личности.
Наркотики — химические вещества растительного или синтетического происхождения, способные вызвать изменение психического состояния.
В последнее время актуальной проблемой является распространение курительных смесей, содержащих в своём составе синтетические каннабиноиды (СПАЙС). Спайс - это общее название для многочисленных курительных смесей. Они могут иметь различные названия: Spice, Smoke, Jan Rush, Pulse, Chillin и многие другие. Спайс является однородной смесью для курения, состоящей из разнообразных синтетических веществ и натуральных компонентов.
Согласно информации, полученной из медицинских интернет-сайтов и научных изданий, употребление «спайсов» приводит к следующим последствиям:
1. Локальные реакции организма, которые возникают по причине прямого негативного влияния дыма на слизистые организма.
Почти все приверженцы курительных смесей страдают постоянным кашлем, усиленным слезоотделением, имеют хриплый голос, как во время курения, так и в промежутках. Постоянное воздействие дыма смесей на слизистые становится причиной, которая вызывает развитие воспалений дыхательных путей хронического характера. Часто развиваются хронические ларингиты, фарингиты и воспаления легких. Продолжительное курение таких смесей может привести к развитию рака полости рта и гортани, глотки и легких.
2. Реакции центральной нервной системы.
Влияние ингредиентов дыма на центральную нервную систему (далее – ЦНС) обусловливает привыкание к курению «спайса». Со стороны ЦНС могут проявляться разнообразные реакции: состояние эйфории, неаргументированная истерика или взрывы хохота, расстройства координации и ориентирования, визуальные и слуховые галлюцинации, абсолютная утрата способности контролировать себя и свое поведение. Известно огромное количество случаев, когда накурившиеся люди прыгали с последнего этажа высотного дома или купались в ледяной воде.
При регулярном курении «спайсов» возникают необратимые нарушения деятельности ЦНС. Могут наблюдаться стойкие нарушения внимания, ослабление памяти и снижение интеллекта, появляется склонность к депрессии и суициду. Кроме всего прочего, курильщики «спайса» имеют все шансы если не умереть, то стать инвалидами по причине тяжелых поражений ЦНС.
3. Сильная интоксикация организма.
При проникновении с дымом отравляющих веществ могут возникнуть токсические реакции - тошнота и рвота, учащенное сердцебиение и высокие показатели артериального давления, спазмы и судороги, обморок и кома, что существенно затрудняет диагностику и назначение грамотного лечения. Систематическое применение такого рода курительных смесей провоцирует физическое и психическое привыкание, а абстинентный синдром (или синдром отмены) проявляется болями во всем теле, тошноте, лихорадке. Курение смеси приводит к расстройству психики и провоцирует нарушения памяти, умственной деятельности, внимания. По другим клиническим наблюдениям, долгосрочное употребление «Спайс» оказывает негативное воздействие на печень, половую и сердечно-сосудистую системы. Курение «спайсов» также ослабляет эрекцию, замедляет подвижность сперматозоидов и нарушает менструальный цикл у женщин.
Долгосрочное употребление синтетических каннабиноидов в составе курительных смесей может спровоцировать возникновение раковых заболеваний и психических расстройств.
Необходимо всегда помнить, что:
- лжец тот, кто делит наркотики на «сильные» и «слабые», утверждая, что последние безвредны;
- первая доза наркотика доставляет кратковременное удовольствие. Затем доза многократно возрастает - начинается привыкание. Современные наркотические средства способны сформировать зависимость с первого приема;
- наркотическое одурманивание лишает интереса к жизни, доводя до одиночества и самоубийства;
- ни запреты, ни свобода потребления наркотиков от заболевания наркоманией не спасают.
В настоящее время существуют различные виды помощи лицам, страдающим зависимостью от наркотических веществ:
- отделение неотложной наркологической помощи УЗ ГОКЦ «Психиатрия – наркология» - стационарное купирование симптомов «ломки», т.е. состояния отмены;
- дневной стационар (наркология) УЗ ГОКЦ «Психиатрия – наркология» - купирование состояния отмены наркотических препаратов (возможно лечение на анонимной основе);
- наркологическое отделение реабилитации лиц, зависимых от психоактивных веществ (лечение стационарное, 28 дней, при условии полного отказа от употребления наркотических веществ);
- общество анонимных алкоголиков и наркоманов;
- заместительная терапия метадоном. Если человек, страдающий зависимостью от наркотических веществ, состоит на диспансерном учете и у него были неоднократные попытки лечения в отделениях нашего центра, а также других больниц республики, существует программа «Заместительная терапия метадоном». Заместительная терапия – это вид лечения, при котором пациенту назначают лекарственные препараты, обладающие сходным эффектом с морфином и героином. Таким лекарственным препаратом является метадон. Это лечение назначается на длительный срок и под контролем медицинских работников. Подбирается такая доза препарата, которая уменьшает влечение к опиоидным наркотикам (героин, экстракт маковой соломки). Пациент, получающий адекватную дозу метадона, по своему состоянию мало отличается от всех остальных людей. Он способен вести обычный для большинства образ жизни: работать, учиться, иметь семью и т.п. Прием замещающих препаратов устраняет необходимость употреблять нелегальные опиаты, так как замещает их действие и поддерживает стабильное состояние пациента.
Более полную информацию о лечении можно получить по телефонам:
75 67 54 – регистратура диспансерного наркологического отделения
75 69 47 – дневной стационар (наркология)
75 67 52 – отделение неотложной наркологии
75 74 62 – наркологическое отделение для лечения и реабилитации лиц, страдающих зависимостями.
В центре круглосуточно работает телефон доверия – 170, по которому можно получить консультативную помощь по вопросу лечения наркотической зависимости.
Врач-психиатр-нарколог
УЗ ГОКЦ «Психиатрия-наркология» И.М. Михайлова
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ВЫПУСКНИКОВ
Именно Ваша поддержка нужна выпускнику, прежде всего. Зачастую родители переживают ответственные моменты в жизни своих детей гораздо острее, чем свои. Но взрослому человеку гораздо легче справиться с собственным волнением, взяв себя в руки.
Поведение родителей
В экзаменационную пору основная задача родителей - создать оптимальные комфортные условия для подготовки ребенка . Поощрение, поддержка, реальная помощь, а главное - спокойствие взрослых помогают ребенку успешно справиться с собственным волнением.
Не запугивайте ребенка, не напоминайте ему о сложности и ответственности предстоящих экзаменов. Это не повышает мотивацию, а только создает эмоциональные барьеры, которые сам ребенок преодолеть не может.
Очень важно скорректировать ожидания выпускника. Объясните: для хорошего результата совсем не обязательно отвечать на все вопросы. Гораздо эффективнее спокойно дать ответы на те вопросы, которые он знает наверняка, чем переживать из-за нерешенных заданий.
Независимо от результата экзамена, часто, щедро и от всей души говорите ему о том, что он (она) - самый(ая) любимый(ая), и что все у него (неё) в жизни получится! Вера в успех, уверенность в своем ребенке, его возможностях, стимулирующая помощь в виде похвалы и одобрения очень важны.
Организация занятий
Очень важно разработать ребёнку индивидуальную стратегию деятельности при подготовке и во время экзамена. Именно индивидуальную, так как все дети разные. И вот именно в разработке индивидуальной стратегии родители должны принять самое активное участие: помочь своим детям осознать свои сильные и слабые стороны, понять свой стиль учебной деятельности, развить умения использовать собственные интеллектуальные ресурсы и настроить на успех!
Одна из главных причин предэкзаменационного стресса - ситуация неопределенности. Заблаговременное ознакомление с правилами проведения тестирования и заполнения бланков, особенностями экзамена поможет разрешить эту ситуацию.
Тренировка в решении пробных тестовых заданий также снимает чувство неизвестности.
В процессе работы с заданиями приучайте ребёнка ориентироваться во времени и уметь его распределять.
Помогите распределить темы подготовки по дням. Ознакомьте ребёнка с методикой подготовки к экзаменам (её можно подсмотреть в разделе "Советы выпускникам").
Обеспечьте своему выпускнику удобное место для занятий, чтобы ему нравилось там заниматься!
Питание и режим дня
Позаботьтесь об организации режима дня и полноценного питания. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т. д. стимулируют работу головного мозга. Кстати, в эту пору и "от плюшек не толстеют!"
Не допускайте перегрузок ребенка. Через каждые 40-50 минут занятий обязательно нужно делать перерывы на 10-15 минут.
Накануне экзамена ребенок должен отдохнуть и как следует выспаться. Проследите за этим.
С утра перед экзаменом дайте ребёнку шоколадку... разумеется, это не баловство, а просто глюкоза стимулирует мозговую деятельность!
* Материалы подготовлены на основе книг Ф.Йейтса "Искусство памяти"; Корсакова И.А., Корсаковой Н.К. "Хорошая память на каждый день", бесед с лучшими российскими психологами и педагогами, а также собственного родительского опыта.
ВНИМАНИЕ, РОДИТЕЛИ!
Обращаем Ваше внимание что С 05.09.2012 вступило в действие Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 772 от 22 августа 2012 г. «Об утверждении Положения о порядке передачи несовершеннолетних в возрасте до 16 лет, обнаруженных сотрудниками органов внутренних дел в период с 23.00 до 06.00 вне жилища без сопровождения родителей, опекунов или попечителей либо без сопровождения по их поручению совершеннолетних лиц, родителям, опекунам или попечителям либо по их поручению совершеннолетним лицам и доставления таких несовершеннолетних в социально-педагогические центры».
Совершение указанных действий влечет административную ответственность по ст.17.13. КоАП Республики Беларусь (неисполнение обязанностей по сопровождению или обеспечению сопровождения несовершеннолетнего в ночное время вне жилища) в виде предупреждения или наложения штрафа в размере до двух базовых величин, а за повторное такое нарушение - наложение штрафа в размере от двух до пяти базовых величин.
С августа 2013 года внесены изменения в некоторые статьи кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (ст. 17.3 распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, потребление наркотических средств или психотропных веществ, их аналогов в общественном месте либо появление в общественном месте или на работе в состоянии опьянения).
Также, на основании главы 3 Закона Республики Беларусь 200-3 «Об основах системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних» определен порядок помещения несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные, лечебно-воспитательные заведения закрытого типа
Решение о помещении несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение или специальное лечебно-воспитательное учреждение может быть принято, если
- В отношении его принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность либо если вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством (заболеванием), во время совершения общественно опасного деяния он был не способен сознавать фактический характер или общественную опасность своего деяния.
- В течение года он три раза привлечен к административной ответственности за умышленное причинение телесного повреждения, мелкое хищение, умышленное уничтожение либо повреждение имущества, мелкое хулиганство, распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива в общественном месте либо появление в общественном месте или на работе в состоянии опьянения, занятие проституцией, заведомо ложное сообщение, управление транспортным средством в состоянии опьянения, управление транспортным средством без права управления этим средством и после проведения индивидуальной профилактической работы вновь привлечен к административной ответственности за совершение одного из указанных административных правонарушений и у него сформировалось нежелание вести правопослушный образ жизни;
- В течение года он три раза совершил деяния, содержащие признаки указанных административных правонарушений, но не достиг ко времени совершения таких деяний возраста, с которого наступает административная ответственность, и после проведения индивидуальной профилактической работы вновь совершил одно из указанных деяний и у него сформировалось нежелание вести правопослушный образ жизни.
Срок пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении, специальном лечебно-воспитательном учреждении устанавливается судом в пределах до двух лет, но не более чем до достижения несовершеннолетним возраста восемнадцати лет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как помочь ребёнку выполнить домашнее задание.
Советы по выполнению домашнего задания с ребёнком....
Беседа с родителями "Как помочь ребёнку стать успешным?"
Успешный ребёнок имеет положительную самооценку и, наряду с хорошей успеваемостью, умеет преодолевать жизненные трудности, находить друзей и сохранять здоровье, избавляться от негативных мыслей - глав...
Родительское собрание "Как помочь ребёнку наладить взаимотношения в классе"
Родительское собрание "Как помочь ребёнку наладить взаимотношения в классе" Как помочь своему ребенку наладить взаимоотношения в классе О...
Как помочь ребёнку подготовиться к экзаменам. Советы родителям
Материал для родителей поможет обеспечить психологическую готовность ребёнка к ситуации сдачи серьёзных экзаменов. Статья содержит общие советы родителям и конкретные рекомендации....
Консультация для родителей: Как помочь ребёнку овладеть письмом без особых проблем
Эта консультация направлена в помощь родителям, которые хотят подготовить своего ребёнка к школе....
« Как помочь ребёнку с нарушением в развитии заговорить?»
Этот вопрос волнует многих мам, если ребёнку исполнилось два года, а он говорит не более десятка аморфных слов или не говорит вообще. Забота о своевременном формировании речи ...
презентация на тему: Помочь ребёнку - помочь себе
Презентация для родителей, приуроченная ко Всемирному дню детского телефона доверия...