Советы родителям, которые заботятся о речевом развитии ребёнка
консультация по теме
Даны конкретные рекомендации родителям "неговорящих" или плохо говорящих детей("каша во рту").
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Советы родителям, которые заботятся о речевом развитии ребёнка | 21 КБ |
Предварительный просмотр:
Советы родителям, которые заботятся о речевом развитии ребёнка
1) Не искажайте слова, говорите правильно и отчётливо! Речь ребёнка развивается путём подражания речи близких людей. Вот почему ребёнок должен слышать только грамматически правильную речь в своём окружении.
- Разговаривайте с ребёнком как можно чаще! Будьте внимательны, общайтесь на равных, уточняйте детали. Например, каждый вечер обсуждайте, как прошёл день, что нового в садике, попросите малыша высказать своё мнение.
- Для речевого развития ребёнка очень важно, КАК с ним общаются взрослые. Многие родители дают малышу разные предметы, позволяя ему играть самостоятельно. Действия ребёнка в одиночестве не способствует развитию его речи. Некоторые мамы и папы строят своё общение с ребёнком по типу чистой ласки: поцеловать, погладить малыша, предоставить ему возможность самому возиться с игрушками. При этом ребёнок может прекрасно понимать речь окружающих, но самостоятельно не говорит, а общается только с помощью мимики и жестов. Причина этого проста: взрослые забыли про главное условие развития речи-РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ! Поэтому ЧЕМ БОЛЬШЕ ВЫ РАЗГОВАРИВАЕТЕ С РЕБЁНКОМ ВО ВРЕМЯ ИГР и ДОМАШНИХ ДЕЛ, тем УСПЕШНЕЕ он РАЗВИВАЕТСЯ!!!
- Ошибки в речи исправляйте мягко, но настойчиво. Не ругайте его.
- Для активизации речи ребёнка используйте все те слова, которые побуждают его высказываться(скажи, повтори, спроси, расскажи).
- Поощряйте активность ребёнка, когда малыш пытается использовать предметы самостоятельно, вызывайте интерес к действиям и потребность воспроизводить их. Привлекайте внимание сюрпризными моментами(Кто к нам стучит? Кто пришёл? Кто спрятался? Что за подарок в коробочке?). Давайте ребёнку возможность высказать своё предположение, а затем обязательно предложите поиграть с предметом, который был в коробочке. Постоянно спрашивайте у ребёнка, с чем он играет, что делает.
- Как можно подробнее объясняйте ребёнку значение новых слов, вводимых в его лексикон. Подкрепляйте объяснения наглядными примерами: картинками, видеозаписями.
- Развивайте мелкую моторику! Она стимулирует мышление, творческое развитие, внимательность ребёнка и прямым образом влияет на речь. Научите малыша рисовать пальчиками, осваивайте с ним пальчиковые игры, лепите... Организуйте игры с мелкими предметами домашнего обихода(большими пуговицами, бусами, крышками), крупами(например, найти мелкую игрушку в миске с фасолью или рисом). Полезны будут игры с игрушками, которые могут разбираться и складываться(пирамидка), вкладываться
(игра «Почтовый ящик»), завинчиваться(игра «Подбери крышку к бутылочке»). Во время игры постоянно разговаривайте с малышом, называйте предметы, их признаки и действия.
- Побуждайте к развёрнутым высказываниям! Не стремитесь по одному слову угадать, что хочет от донести до вас ваше чадо, не подхватывайте фразу. Напротив, постарайтесь «вытянуть» фразу из малыша: «Что ты сказал? Какое ты хочешь яблоко? Где лежит твоя игрушка?»
- При выборе литературы для чтения учитывайте возраст вашего ребёнка, особенности его восприятия и эмоциональное состояние.
- Покажите ребёнку картинку(или предмет) и назовите его. Затем нежно возьмите малыша за щёчки или подбородок и определённым усилием заставьте её смотреть на ваше лицо (на расстоянии 50см), а сами назовите слово ещё 2-3 раза. Так вы обеспечите ребёнку возможность «читать» с ваших губ. Зрительно ребёнок воспринимает некоторые движения речевого аппарата взрослых, подражает им, частично считывает с губ. После этого чрезвычайно чётко повторите это же слово на ушко ребёнку два раза. Произносите нужное слово УТРИРОВАННО, то есть ОЧЕНЬ ЧЁТКО, по слогам, слегка растягивая ударный слог.
- Ребёнок до 3 лет приобретает от 60 до 70% знаний об окружающей действительности, а за остальной период жизни- лишь 30-40%. Словарный запас в основном формируется в семье. Если ребёнок находится в однообразной обстановке, то восприятие окружающего мира не только не развивается, но может постепенно атрофироваться. Дети обладают огромной познавательной активностью. Систематизировать увиденное, привести в соответствие с действительностью — во всём этом необходима помощь взрослых. Не мешайте ребёнку познавать мир, не говорите ему без необходимости «нельзя!», «не трогай!». Всё, что ребёнок видит, он непременно хочет потрогать, подвигать, перевернуть — посмотреть, что будет. Помогите ему в его исследованиях. Ребёнок приобретает навыки тем быстрее, чем больше новых предметов попадается ему в руки и чем больше у него новых ярких впечатлений. Сколько нового узнаёт малыш, даже просто гуляя на улице и разглядывая дома, людей, машины, деревья, птиц, животных. Старайтесь обо всём рассказывать ребёнку. Расширяйте круг его впечатлений, обращая внимание на те или иные предметы, их признаки и действия. Не бойтесь рассказать о том, чего малыш ещё не понимает — пусть он учится слушать, впитывать интонацию родной речи, обогащает речевую память. Новые слова осядут пассивным словарным запасом. И очень скоро ребёнок выдаст вам всё, что вы в него вложили, порой удивляя своими познаниями.
- Рассказывайте(читайте) малышу сказки!(«Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок» и другие). Сопровождайте свой рассказ показом иллюстраций. Задайте несколько вопросов по содержанию сказки! Попробуйте вместе с ребёнком пересказать сказку с опорой на сюжетные картинки! Используйте игровые моменты! Заинтересуйте сказкой!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Советы родителям, которые хотят помочь детям в подготовке домашнего задания
В презентации даются рекомендации для родителей по подготовке домашних заданий с детьми начальной школы...
Советы родителям, которые хотят помочь своим детям в выполнении домашних заданий.
Советы родителям, которые хотят помочь своим детям в выполнении домашних заданий....
Советы родителям, которые хотят помочь своим детям в выполнении домашних заданий.
Методический бюллетень...
Советы родителям, которые хотят помочь своим детям в выполнении домашнего задания
Советы родителям, которые хотят помочь своим детям в выполнении домашних заданийРодители всегда пытаются помочь своим детям в приготовлении уроков. Эта помощь варьируется от отдельных кратких об...
Консультация для родителей на тему: "Речевое развитие ребёнка 6-7 лет"
Большое внимание следует уделять развитию связной речи, так как дети затрудняются составлять рассказы по картине, по предложенной теме, из опыта. В подготовительной к школе группе обязательны занятия ...