Родительское собрание на тему : "Особенности подросткового возраста"
консультация (9 класс) на тему
В статье рассказывается о тех изменениях, которые происходят с подростками на этапе взросления. И как тяжело в этот период родителю понять своего ребенка и узнать истиную причину его поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelyam_podrostkov.docx | 24.72 КБ |
osobennosti_podroskovogo_vozrasta.pptx | 1.89 МБ |
Предварительный просмотр:
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПОДРОСТКОВ
Уважаемые, папы и мамы!
Вы знаете о проблемах подросткового возраста, как порой нелегко бывает понять повзрослевшую дочь или сына и как сгоряча мы порой, сами того не замечая, отдаляем ребенка от себя.
Многие дети, вступая в подростковый возраст, зрительно меняются. Из ласковых, спокойных и послушных вдруг превращаются в ершистых, неуправляемых, грубых. Пожалуй, именно грубость сильнее всего ранит и обижает родителей. Но прежде чем бороться с этим злом, давайте разберемся в причинах его возникновения.
Подростковый возраст обычно характеризуется как переломный, переходный, критический, трудный, возраст полового созревания.
Подростковый период развития охватывает возраст с 11 до 15 лет, совпадая с обучением в средних классах школы и характеризуется началом перестройки организма ребенка:
Ускоренное физическое развитие, половое созревание является основой общей неуравновешенности подростка,
его раздражительности,
взрывчатости,
В подростковом возрасте изменяются условия жизни и деятельности подростка, что приводит к перестройке психики,
появлению новых форм общения между сверстниками. У подростка меняется общественный статус, положение в коллективе, ему начинают предъявляться более серьезные требования со стороны взрослых.
Подросток начинает чувствовать себя взрослым, он отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения полноценной взрослости, зато есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими.
Подростку присущи:
- тяга к романтике и самоутверждению, выяснение своих возможностей и способностей иногда на грани риска;
- частая смена настроения, беспричинная обида, грусть, слёзы;
- повышенно эмоциональная реакция даже на незначительные события;
- стремление к установлению дружеских связей с ребятами своего или старшего возраста, вхождение в криминальные группировки;
- отстаивание, иногда бессмысленное, своей позиции, в том числе и неверной;
- проявление критического отношения к ранее авторитетным взрослым, мнением которых пренебрегают в пользу сверстников;
- демонстративно пренебрежительное или снисходительное отношение к младшим, а также представителям противоположного пола, что является признаком пробуждения интереса.
Происходит психологическое отдаление подростка от семьи и школы, их значение в становлении личности подростка снижается, влияние сверстников усиливается. Зачастую он стоит перед выбором между официальным коллективом и неформальной группой общения. Предпочтение подросток отдает той среде и группе, в которой он чувствует себя комфортно, где относятся к нему с уважением. Это может быть и спортивная секция, и кружок, но может быть и подвал дома, где собираются подростки, общаются, курят, выпивают.
Ответьте на некоторые вопросы, которые помогут увидеть и отразить картину взаимоотношений с вашим ребёнком (варианты ответа – да или нет).
Если на все вопросы вы ответили "ДА", значит, вы находитесь на верном родительском пути, держите ситуацию под контролем и сможете в трудную минуту прийти на помощь своему ребёнку. А если у вас большинство "НЕТ", то необходимо немедленно измениться, повернуться лицом к своему ребёнку, услышать его, пока не случилась беда!
Как стать идеальным родителем подростка
- Жизнь в семье с подростком похожа на парный танец со сменой ролей. Вы выступаете то в роли ведущего, то в роли ведомого, то в роли авторитета, то в роли «чайника», ничего не понимающего в современной молодёжной субкультуре. Причём роли эти – не маски (главное – ничего не «играть»), а реальная готовность родителя адаптироваться к постоянно меняющейся ситуации и настроению, гибкая позиция по отношению к мнениям и взглядам собственного ребёнка и уважение к ДРУГОЙ отдельной личности.
- Вам придётся признать, что период «непререкаемого авторитета родителей» больше никогда не вернётся, поэтому перестаньте командовать и руководить. Это – абсолютно проигрышная стратегия взаимоотношений с любым подростком. Попытайтесь заново «заслужить» былой авторитет. На этом пути необходимо руководствоваться тем, что ребёнок больше не верит абстрактным словам и декларациям, он АНАЛИЗИРУЕТ ваши действия, стратегии, статус.
- Попробуйте не только слушать ребёнка, но и наблюдать за его реакциями. Подчас его поза, жесты и мимика лучше говорят о его состоянии, чем привычный вербальный (словесный) подростковый протест. Задавайте себе вопрос: «ПОЧЕМУ он так неадекватно реагирует?», «Что я могу сделать, чтобы сгладить противостояние?». Поверьте, он не хочет бороться, он хочет разобраться и приглашает Вас последовать за ним.
- Не планируйте конкретного результата «воспитательного воздействия», и не зацикливайтесь на нём. Он всё равно будет другим. Ведь это ПАРНЫЙ танец взаимоотношений (см. п. 1). Вы задумывали одно, а получилось совсем другое – радуйтесь. Ваш ребёнок избавил Вас ещё от одного стереотипа. Таким образом, он способствует вашему личностному росту, провоцируя спонтанность реакции.
- Сохраняйте чувство юмора и пытайтесь передать ребёнку хотя бы небольшую часть своего оптимизма. Дело в том, что все происходящие с ним изменения как физические, так и духовные, ваш подросток воспринимает очень трагично. Если Вы сами тоже начинаете застревать на анализе и разборе детских проблем и перспектив их разрешения, то ситуация дома становится похожей на непрерывное производственное совещание. Для того чтобы лучше увидеть ситуацию, отстранитесь от неё и попробуйте посмотреть на неё с изрядной долей юмора. «Большое видится на расстоянии», желательно с более лёгких и оптимистичных позиций. Не стоит шутить над эмоциями подростка, гораздо эффективнее сыронизировать над самой ситуацией. Шутка поможет немножко разрядить обстановку.
- Старайтесь «фильтровать» информацию, поступающую к Вам из СМИ и литературы по проблемам подросткового возраста. Во-первых, она сама далека от идеала в плане глубины анализа. Во-вторых, хорошим тоном публикаций последних лет стали «страшилки». Поверьте, что далеко не всё, что Вы прочли, относится именно к вашему ребёнку. Попробуйте, как бы, примерить прочитанное на него, и Вы увидите, что «костюмчик» не всегда приходится впору. Далеко не все «ужастики», которые случаются с подростками, обязательно должно произойти с вашим ребёнком.
- Одно из главных стремлений подростка – стремление к самостоятельности. Но самостоятельность предполагает полную ответственность за себя и посильную за жизнь семьи. Основная проблема заключается в том, что подросток стремится к ответственности только там, где она ему выгодна. Ваша же задача научиться делиться своей ответственностью с ним и в других «маловыгодных», на первый взгляд, областях. Вам необходимо дать ему понять, что всё, что происходит в его жизни и в жизни семьи, происходит теперь не только благодаря Вам или по вашей вине, как это было в раннем детстве, но и благодаря/вопреки его действиям.
- Подросток – не глина, да и Вы – не скульптор. К сожалению, Вам не под силу вылепить скульптуру «идеального» ребёнка, воплощающую все ваши устремления, мечты, фантазии и амбиции, из реального сына или дочери. У него – совсем другое «идеальное – Я». Ваша цель – помогать ему меняться и взрослеть, исходя из его реальных устремлений и целей.
- Помогайте ребёнку сделать конкретные шаги к его целям. Это – очень важно для самоопределения. Поскольку в подростковом возрасте цели глобальны, а возможности ещё немножко отстают, то его «идеал» так и может остаться в области мечтаний о несбыточном. Помогите ребёнку поверить в свои силы, и, если это необходимо, разработайте вместе стратегию достижения результата. Помните, что ведущая роль в подобной работе и ответственность за неё принадлежит ему, Вы – лишь «аксакал», способный поделиться собственным опытом по запросу ребёнка..
- Научите ребёнка не бояться собственных ошибок и относиться к ним как к, возможно, не самому приятному, опыту для последующего анализа. Банальное выражение «не ошибается только тот, кто ничего не делает» помогает это осознать. Желательно показывать опыт «падений и взлётов» на примерах из собственной жизни и жизни других значимых для ребёнка людей, а не на постоянном проговаривании и бесконечном «разборе его полётов».
.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
П О Д Р О С Т К У П Р И С У Щ и:
Результаты анкетирования обучающихся 7-х классов
Анкета д ля родителей: 1 . Рождение вашего ребёнка было желанным? 2. Вы каждый день его целуете, говорите ласковые слова или шутите с ним? 3. Вы с ним каждый вечер разговариваете по душам и обсуждаете прожитый им день? 4. Раз в неделю проводите с ним досуг (кино, концерт, театр, посещение родственников , поход на лыжах и т.д.)? 5. Вы обсуждаете с ним создавшиеся семейные проблемы, ситуации, планы? 6. Вы обсуждаете с ним его имидж, моду, манеру одеваться? 7. Вы знаете его друзей (чем они занимаются, где живут)? 8. Вы в курсе о его время провождении, хобби, занятиях? 9. Вы в курсе его влюблённости, симпатиях? 10. Вы знаете о его недругах, недоброжелателях, врагах? 11. Вы знаете, какой его любимый предмет в школе? 12. Вы знаете кто у него любимый учитель в школе? 13. Вы знаете, какой у него самый нелюбимый учитель в школе? 14. Вы первым идёте на примирение, разговор? 15. Вы не оскорбляете и не унижаете своего ребёнка ?
Как стать идеальным родителем подростка
Г ибкая позиция по отношению к мнениям и взглядам собственного ребёнка и уважение к ДРУГОЙ отдельной личности
П ерестаньте командовать и руководить. Это – абсолютно проигрышная стратегия взаимоотношений с любым подростком. Р ебёнок больше не верит абстрактным словам и декларациям, он АНАЛИЗИРУЕТ ваши действия.
Попробуйте не только слушать ребёнка, но и наблюдать за его реакциями. Подчас его поза, жесты и мимика лучше говорят о его состоянии, чем привычный словесный подростковый протест.
Не планируйте конкретного результата «воспитательного воздействия», и не зацикливайтесь на нём. Он всё равно будет другим.
0088410100 Сохраняйте чувство юмора и пытайтесь передать ребёнку хотя бы небольшую часть своего оптимизма
Далеко не все «ужастики», которые случаются с подростками, обязательно должно произойти с вашим ребёнком.
Н еобходимо дать понять ребёнку , что всё, что происходит в его жизни и в жизни семьи, происходит теперь не только благодаря Вам или по вашей вине, как это было в раннем детстве, но и благодаря/вопреки его действиям.
Ваша цель – помогать ему меняться и взрослеть, исходя из его реальных устремлений и целей.
Помогайте ребёнку сделать конкретные шаги к его целям. Это – очень важно для самоопределения .
Научите ребёнка не бояться собственных ошибок и относиться к ним как к, возможно, не самому приятному, опыту для последующего анализа.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание по теме "Особенности подросткового возраста" для 7 класса
Разработка собрания по теме "Особенности подросткового возраста" для 7 класса...
Родительское собрание на тему: "Особенности подросткового возраста".
Особенности подросткового возраста....
Родительское собрание по теме: "Особенности подросткового возраста"
Многие дети, вступая в подростковый возраст, поразительно меняются. Из ласковых, спокойных и послушных вдруг превращаются в “ершистых”, неуправляемых, грубых. Пожалуй, именно грубость сильнее вс...
Родительское собрание на тему: "Особенности подросткового возраста"
На родительском собрании рассматриваются особенности подросткового возраста, методы взаимодействия родителей и детей, способы устранения и предупреждения конфликтов....
Родительское собрание на тему " Особенности подросткового возраста"
Данная разработка может быть использована классными руководителями 7-8 классов....
Родительское собрание на тему "Особенности подросткового возраста"
Материал для проведения родительского собрания 7 класса...
Материалы родительского собрания на тему "Особенности подросткового возраста"
Цель: ознакомить родителей с психологическими особенностями детей 12-14 лет...