Как узнать, готов ли ребенок к школе
консультация на тему

Симоненко Алла Васильевна

Можно провести ряд тестов, используемых детскими психологами при поступлении в школу

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gotov_li_rebyonok_k_shkole.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Как узнать, готов ли ребенок к школе

Как узнать самостоятельно, без помощи специалиста, готов ли ребенок к школе? Какие тесты и методики обычно используются психологами, приемной комиссией при поступлении в школу?

Родители могут оценить уровень “зрелости” и готовности ребенка к школе, к поступлению в первый класс, с помощью наблюдения и ответов на вопросы.

Методику разработала психолог Джеральдина Чейни, эта методика применяется при приеме в СОШ №38 (это наглядно, просто, ёмко и эффективно).

Оценка развития познания

  • Владеет ли ребенок основными понятиями (например: правый/левый, большой/маленький, верх/низ, в/из и т.д.)?
  • Умеет ли ребенок классифицировать, назвать вещи, которые могут катиться, назвать одним словом группу предметов (стул, стол, шкаф, кровать – мебель)?
  • Может ли малыш угадать концовку незамысловатой истории?
  • Может ли ребенок удержать в памяти и выполнить как минимум 3 указания (надень носки, сходи в ванну, там умойся, после этого принеси мне полотенце)?
  • Может ли ребенок назвать большинство заглавных и строчных букв алфавита?

Оценка базового опыта

  • Приходилось ли ребенку сопровождать взрослых на почту, в магазин, в сберкассу?
  • Был ли малыш в библиотеке?
  • Бывал ли ребенок в деревне, в зоопарке, в музее?
  • Была ли у Вас возможность регулярно читать малышу, рассказывать ему истории?

  • Проявляет ли ребенок повышенный интерес к чему-либо. Есть ли у него хобби?
  • Оценка языкового развития
  • Может ли ребенок назвать и обозначить основные окружающие его предметы?
  • Легко ли ему отвечать на вопросы взрослых?
  • Может ли ребенок объяснить, для чего служат различные вещи, например, пылесос, щетка, холодильник?
  • Может ли ребенок объяснить, где расположены предметы: на столе, под стулом и т.д.?
  • В состоянии ли малыш рассказать историю, описать какой-нибудь прошедший с ним случай?
  • Четко ли ребенок выговаривает слова?
  • Правильна ли его речь с точки зрения грамматики?
  • Способен ли ребенок участвовать в общем разговоре, разыграть какую-либо ситуацию, участвовать в домашнем спектакле?

Оценка уровня эмоционального развития

  • Выглядит ли ребенок веселым дома и среди сверстников?
  • Сформировался ли у ребенка образ себя как человека, который многое может?
  • Легко ли малышу “переключиться” при изменениях в распорядке дня, перейти к новой деятельности?
  • Способен ли ребенок играть, заниматься самостоятельно, соревноваться в выполнении задания с другими детьми?
  • Оценка умения общаться
  • Включается ли ребенок в игру других детей, делится ли с ними?
  • Соблюдает ли он очередность, когда этого требует ситуация?
  • Способен ли ребенок слушать других, не перебивая?

Оценка физического развития

  • Хорошо ли ребенок слышит?
  • Хорошо ли он видит?
  • Способен ли он посидеть спокойно в течение некоторого времени?
  • Развита ли у него координация моторных навыков (может ли он играть в мяч, прыгать, спускаться и подниматься по лестнице без помощи взрослого, не держась за перила)
  • Выглядит ли ребенок бодрым и увлеченным?
  • Выглядит ли он здоровым, сытым, отдохнувшим (основную часть дня)?

Зрительное различение

  • Может ли ребенок идентифицировать схожие и несхожие формы (найди картинку, непохожую на остальные)?
  • Может ли ребенок различать буквы и короткие слова ( кот/год, б/п…)?

Зрительная память

  • Может ли ребенок заметить отсутствие картинки, если ему сначала показать серию из 3х картинок, а затем одну убрать?
  • Знает ли ребенок свое имя и названия предметов, встречающихся в его повседневной жизни?

Зрительное восприятие

  • Способен ли ребенок разложить по порядку серию картинок?
  • Понимает ли он, что читают слева направо?
  • Может ли самостоятельно, без посторонней помощи сложить головоломку из 15 элементов?
  • Может ли интерпретировать картинку, составить небольшой рассказ по ней.

Уровень слуховых способностей

  • Может ли ребенок рифмовать слова?
  • Различает ли слова, начинающиеся на разные звуки, например, лес/вес?
  • Может ли повторить за взрослым несколько слов или цифр?
  • Способен ли ребенок пересказать историю, сохранив основную мысль и последовательность действий?

Оценка отношения к книгам

  • Возникает ли у ребенка желание посмотреть книги самостоятельно?
  • Внимательно ли и с удовольствием ли он слушает, когда ему читают вслух?
  • Задает ли вопросы о словах, об их значении?

После того, как Вы ответили на приведенные выше вопросы, проанализировали результаты, можно провести ряд тестов, используемых детскими психологами при поступлении в школу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анкета "Готов ли ребенок к школе"

С помощью данной анкеты можно определить степень готовности ребенка к школе...

Хитрые способы узнать о делах ребенка в школе

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6733841","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"315","width":"420"}}]]На вопрос «Как у тебя дела в школе?» вы наверняка услышите отве...

Готов ли ребенок к школе?

Первый раз такое собеседование желательно провести заранее, где-то за полгода до поступления в школу (запись детей в школу начинается с 1 апреля). В этом случае у Вас будет возможность ликвидировать п...

Готов ли ребенок к школе.

Выступление на МО по теме "Готов ли ребенок к школе"....

Если вы узнали, что ваш ребенок прогуливает школу?

Что делать, если ваш ребенок прогуливает школу?...