«Трудности адаптации пятиклассников в школе»
консультация (5 класс) на тему

Григорьева Ирина Николаевна

Пятый класс - это переход не только  на новую ступень обучения, но и на новый период развития - отрочество. За то, как наши дети войдут в этот возраст, будут ли успешны в учебе и жизни в целом, лежит ответственность на нас, взрослых-педагогах и родителях. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudnosti_adaptatsii_pyatiklassnikov_v_shkol1.docx34.26 КБ

Предварительный просмотр:

«Трудности адаптации пятиклассников в школе»

                                                                                                         Родительское собрание  5кл.

    Тема нашего сегодняшнего собрания: «Трудности адаптации пятиклассников в школе». За то, как наши дети войдут в этот возраст, будут ли успешны в учебе и жизни в целом, лежит ответственность на нас, взрослых – педагогах и родителях. Пятый класс – это переход не только на новую ступень, но и в новый период развития - отрочество.

Какие же возрастные особенности младшего подростка:

  • потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье;
  • стремление обзавестись верным другом;
  • стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе;
  • повышенный интерес к вопросу о “соотношении сил” в классе;
  • переоценка своих возможностей;
  • отсутствие адаптации к неудачам;
  • ярко выраженная эмоциональность

 Адаптация - процесс довольно длительный и трудный. И трудности испытывает не только дети, но и родитель, и учитель. И если мы разберёмся в них, если научимся чувствовать друг друга, мы облегчим этот процесс всем, прежде всего нашим детям. Трудность или лёгкость адаптации зависит от особенности нервной системы; темперамента; черт характера; адаптационных способностей; адекватного опыта.  

Признаки успешной адаптации таковы: 

  • удовлетворенность ребенка процессом обучения;
  • ребенок легко справляется с программой;
  • степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;
  • удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.

Почему так нелегок переход школьника из начальной школы в основную? Для этого есть несколько серьезных оснований.

1.В начальной школе ребенок обучался несколько лет в одном коллективе, у одной, ведущей большинство предметов учительницы, в одном кабинете. Эти неизменные условия создавали необходимый психологический комфорт. В пятом классе количество предметов увеличивается до 8-12, но самое главное — учителей будет столько же. И у каждого свои требования. Причем все уроки будет вестись в разных кабинетах. Представьте, что у вас — 10 начальников, и каждый из них командует по-своему. Представили? Примерно те же чувства испытывает ваш ребенок.

2. В пятом классе меняется состав коллектива: некоторые дети уходят, на их место приходят новые. Это создает стресс для ребенка, ведь приходится заново строить отношения со сверстниками.

 3. В основной же школе каждый учитель воспринимает ребенка по-своему. Часто бывает так, что мальчик – одаренный математик, но вот русский язык ему не дается. Понятно, что учителю математики легко работать с таким учеником, в то время как учитель русского языка за голову хватается. Разная оценка и соответственно разное отношение учителей создают еще большую неопределенность для ребенка.

    В 5кл. есть  тот факт, что в первой четверти пятого класса четвертные оценки по основным предметам оказываются на балл ниже выпускных. Да, истоки многих проблем пятиклассников обнаруживаются еще в начальных классах. Обратите внимание, если ваш ребенок:

  • в письменных работах пропускает буквы;
  • не умеет применять правила, хотя знает их формулировки;
  •  с трудом решает задачи по математике;
  • плохо владеет умением пересказа текста;
  • невнимателен и рассеян; и неусидчив;
  • с трудом понимает объяснения учителя;
  • не умеет самостоятельно работать; и постоянно что-то где-то забывает;
  •  с трудом ориентируется в пространстве (в том числе и в собственной тетради);
  •  испытывает страх перед уроками, учителем, контрольной работой;
  •  часто меняет приятелей, ни с кем подолгу не дружит;
  •  одинок, то, скорее всего, эти проблемы сыграют свою роль в возникновении так называемой школьной дезадаптации.                

Школьная дезадаптация – результат нарушения приспособления (адаптации) ребенка к тем или иным условиям школьной среды. Ученик не в силах справиться с трудностями в обучении и общении со сверстниками и учителями, внутренними душевными проблемами и тем самым помочь самому себе подняться на новую ступеньку психологического опыта, стать чуть более взрослым. Если родители и педагоги вовремя не обратят на это внимание, школьная дезадаптация может привести к педагогической запущенности, невротическим расстройствам, отказу посещать школу и т. д. Можно сказать, что дезадаптированный ребенок «не дружит со школой». К сожалению, большое количество пятиклассников страдают от школьной дезадаптации. Такие разные проблемы, а причина одна – ребята не справились с изменением ситуации в классе. Образно выражаясь, «дезадаптация – реакция на неумение решать задачи, поставленные самой жизнью». Однако само слово «неумение» предполагает, что, потеряв частицу «не», оно станет «умением».

 Признаки дезадаптации:

  • усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.
  • нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.
  • стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
  • нежелания выполнять домашние задания.
  • негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
  • жалобы на те или иные события, связанные со школой.
  • беспокойный сон.
  • трудности утреннего пробуждения, вялость.
  • постоянные жалобы на плохое самочувствие.  

Выделяют несколько видов дезадаптации, к которым приводят нерешенные школьные проблемы.

1. Интеллектуальная – нарушение или отставание в развитии мышления ребенка.

2. Поведенческая – несоответствие поведения ребенка правовым и моральным нормам (агрессивность, асоциальное поведение).

3. Коммуникативная – затруднения в общении со сверстниками и взрослыми.

4. Соматическая – отклонения в здоровье ребенка.

5. Эмоциональная – эмоциональные трудности, тревоги и переживания по поводу проблем в школе

 Можно ли научиться дружить со школой? Да!Прежде чем приступать к подготовке ребенка к обучению в основной школе, прежде, чем требовать от ребенка необходимо и важно понять его душевные переживания, «заглянуть в его внутренний мир», поэтому

Рекомендации родителям:

1. Расспрашивайте Вашего ребенка о его школьных делах.

2. Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка

3. Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений. 4. Помогайте ребенку выполнять домашние задания

5. Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе

 6. Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в 5 классе "Трудности адаптации пятиклассников в школе"

Данное родительское собрание проводится в октябре месяце, где подводятся первые итоги адаптации учащихся 5 классов к новым условиям обучения. ...

Презентация к родительскому собранию в 5 классе Трудности адаптации пятиклассников в школе

Данная презентация предназначена для родительского собрания на тему "Трудности адаптации пятиклассников в школе"...

Родительское собрание "Трудности адаптации пятиклассника к школе""

Психологические и психофизиологические исследования свидетельствуют, что в начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации к новым условиям обучения, во многом сходный с тем, кото...

Родительское собрание" Трудности адаптации пятиклассников к школе".

Цель родительского собрания - познакомить  родительский коллектив с особенностями адаптации детей к обучению в пятом классе и предложить практические советы по адаптации ребенка к школе....

Трудности адаптации пятиклассников к школе

Первоначальный этап пребывания в школе как раз и есть период социально-психологической адаптации пятиклассника к  новым условиям. Результат адаптации – адаптированность, которая представляет собо...

Трудности адаптации пятиклассников в школе

Рекомендации родителям пятиклассников...