«Трудности адаптации пятиклассников в школе»
консультация (5 класс) на тему
Пятый класс - это переход не только на новую ступень обучения, но и на новый период развития - отрочество. За то, как наши дети войдут в этот возраст, будут ли успешны в учебе и жизни в целом, лежит ответственность на нас, взрослых-педагогах и родителях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trudnosti_adaptatsii_pyatiklassnikov_v_shkol1.docx | 34.26 КБ |
Предварительный просмотр:
«Трудности адаптации пятиклассников в школе»
Родительское собрание 5кл.
Тема нашего сегодняшнего собрания: «Трудности адаптации пятиклассников в школе». За то, как наши дети войдут в этот возраст, будут ли успешны в учебе и жизни в целом, лежит ответственность на нас, взрослых – педагогах и родителях. Пятый класс – это переход не только на новую ступень, но и в новый период развития - отрочество.
Какие же возрастные особенности младшего подростка:
- потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье;
- стремление обзавестись верным другом;
- стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе;
- повышенный интерес к вопросу о “соотношении сил” в классе;
- переоценка своих возможностей;
- отсутствие адаптации к неудачам;
- ярко выраженная эмоциональность
Адаптация - процесс довольно длительный и трудный. И трудности испытывает не только дети, но и родитель, и учитель. И если мы разберёмся в них, если научимся чувствовать друг друга, мы облегчим этот процесс всем, прежде всего нашим детям. Трудность или лёгкость адаптации зависит от особенности нервной системы; темперамента; черт характера; адаптационных способностей; адекватного опыта.
Признаки успешной адаптации таковы:
- удовлетворенность ребенка процессом обучения;
- ребенок легко справляется с программой;
- степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;
- удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.
Почему так нелегок переход школьника из начальной школы в основную? Для этого есть несколько серьезных оснований.
1.В начальной школе ребенок обучался несколько лет в одном коллективе, у одной, ведущей большинство предметов учительницы, в одном кабинете. Эти неизменные условия создавали необходимый психологический комфорт. В пятом классе количество предметов увеличивается до 8-12, но самое главное — учителей будет столько же. И у каждого свои требования. Причем все уроки будет вестись в разных кабинетах. Представьте, что у вас — 10 начальников, и каждый из них командует по-своему. Представили? Примерно те же чувства испытывает ваш ребенок.
2. В пятом классе меняется состав коллектива: некоторые дети уходят, на их место приходят новые. Это создает стресс для ребенка, ведь приходится заново строить отношения со сверстниками.
3. В основной же школе каждый учитель воспринимает ребенка по-своему. Часто бывает так, что мальчик – одаренный математик, но вот русский язык ему не дается. Понятно, что учителю математики легко работать с таким учеником, в то время как учитель русского языка за голову хватается. Разная оценка и соответственно разное отношение учителей создают еще большую неопределенность для ребенка.
В 5кл. есть тот факт, что в первой четверти пятого класса четвертные оценки по основным предметам оказываются на балл ниже выпускных. Да, истоки многих проблем пятиклассников обнаруживаются еще в начальных классах. Обратите внимание, если ваш ребенок:
- в письменных работах пропускает буквы;
- не умеет применять правила, хотя знает их формулировки;
- с трудом решает задачи по математике;
- плохо владеет умением пересказа текста;
- невнимателен и рассеян; и неусидчив;
- с трудом понимает объяснения учителя;
- не умеет самостоятельно работать; и постоянно что-то где-то забывает;
- с трудом ориентируется в пространстве (в том числе и в собственной тетради);
- испытывает страх перед уроками, учителем, контрольной работой;
- часто меняет приятелей, ни с кем подолгу не дружит;
- одинок, то, скорее всего, эти проблемы сыграют свою роль в возникновении так называемой школьной дезадаптации.
Школьная дезадаптация – результат нарушения приспособления (адаптации) ребенка к тем или иным условиям школьной среды. Ученик не в силах справиться с трудностями в обучении и общении со сверстниками и учителями, внутренними душевными проблемами и тем самым помочь самому себе подняться на новую ступеньку психологического опыта, стать чуть более взрослым. Если родители и педагоги вовремя не обратят на это внимание, школьная дезадаптация может привести к педагогической запущенности, невротическим расстройствам, отказу посещать школу и т. д. Можно сказать, что дезадаптированный ребенок «не дружит со школой». К сожалению, большое количество пятиклассников страдают от школьной дезадаптации. Такие разные проблемы, а причина одна – ребята не справились с изменением ситуации в классе. Образно выражаясь, «дезадаптация – реакция на неумение решать задачи, поставленные самой жизнью». Однако само слово «неумение» предполагает, что, потеряв частицу «не», оно станет «умением».
Признаки дезадаптации:
- усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.
- нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.
- стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
- нежелания выполнять домашние задания.
- негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
- жалобы на те или иные события, связанные со школой.
- беспокойный сон.
- трудности утреннего пробуждения, вялость.
- постоянные жалобы на плохое самочувствие.
Выделяют несколько видов дезадаптации, к которым приводят нерешенные школьные проблемы.
1. Интеллектуальная – нарушение или отставание в развитии мышления ребенка.
2. Поведенческая – несоответствие поведения ребенка правовым и моральным нормам (агрессивность, асоциальное поведение).
3. Коммуникативная – затруднения в общении со сверстниками и взрослыми.
4. Соматическая – отклонения в здоровье ребенка.
5. Эмоциональная – эмоциональные трудности, тревоги и переживания по поводу проблем в школе
Можно ли научиться дружить со школой? Да!Прежде чем приступать к подготовке ребенка к обучению в основной школе, прежде, чем требовать от ребенка необходимо и важно понять его душевные переживания, «заглянуть в его внутренний мир», поэтому
Рекомендации родителям:
1. Расспрашивайте Вашего ребенка о его школьных делах.
2. Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка
3. Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений. 4. Помогайте ребенку выполнять домашние задания
5. Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе
6. Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание в 5 классе "Трудности адаптации пятиклассников в школе"
Данное родительское собрание проводится в октябре месяце, где подводятся первые итоги адаптации учащихся 5 классов к новым условиям обучения. ...
Презентация к родительскому собранию в 5 классе Трудности адаптации пятиклассников в школе
Данная презентация предназначена для родительского собрания на тему "Трудности адаптации пятиклассников в школе"...
Родительское собрание "Трудности адаптации пятиклассника к школе""
Психологические и психофизиологические исследования свидетельствуют, что в начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации к новым условиям обучения, во многом сходный с тем, кото...
Родительское собрание" Трудности адаптации пятиклассников к школе".
Цель родительского собрания - познакомить родительский коллектив с особенностями адаптации детей к обучению в пятом классе и предложить практические советы по адаптации ребенка к школе....
Трудности адаптации пятиклассников к школе
Первоначальный этап пребывания в школе как раз и есть период социально-психологической адаптации пятиклассника к новым условиям. Результат адаптации – адаптированность, которая представляет собо...
Трудности адаптации пятиклассников в школе
Рекомендации родителям пятиклассников...