Разработка родительского собрания на тему «Дети в информационном обществе»
план-конспект занятия (5, 6, 7 класс) по теме
Данное родительское собрание проведится с целью обратить внимание родителей на необходимость профилактики основных интернет-рисков у учащихся 5-7классов, познакомить родителей с основными интернет-рисками и основными способами борьбы с ними.
Матерал содержит конспект родительского собрания и памятки, по предупреждению основных интернет-рисков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_roditelskogo_sobraniya_deti_i_inf-prostranstvo.docx | 33.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка родительского собрания
на тему «Дети в информационном обществе»
Цель: проведения такого родительского собрания – обратить внимание родителей на необходимость профилактики основных интернет-рисков.
Задачи: познакомить родителей с основными интернет-рисками и основными способами борьбы с ними
Возрастная группа: родители учащихся 5-7классов
По материалам сайта Дети РоссииОнлайн http://detionline.com/helpline/rules/parents
ХОД СОБРАНИЯ:
Подготовительный этап. Провести анкетирование детей и родителей.
Анкета для учащихся:
- Есть ли у вас дома компьютер?
- Есть ли у вас дома Интернет?
- В каких целях вы чаще всего используете Интернет?
- Знаете ли вы об опасностях, которые могут встретиться вам в Интернете?
Анкета для родителей:
- Знаете ли вы, чем опасен Интернет для ваших детей?
- Интересуетесь ли вы, что делает ваш ребенок в Интернете?
- Знаете ли вы, как уберечь своего ребенка от опасности работы в Интернете?
Вступительное слово классного руководителя. Наше родительское собрание посвящено теме взаимодействия детей и современного информационного общества, целесообразного использования Интернет-ресурсов, основным опасностям работы в Интернете.
Мы хотели, чтобы наши дети умели работать в Интернете с шести лет – раньше, чем научатся читать. Оказывается, они неплохо разбираются в сети уже в пятилетнем возрасте. Теперь встает вопрос – как же научить их читать?
Джон Кемени
Лекция классного руководителя по классификация интернет-рисков.
Дети и подростки — активные пользователи интернета. С каждым годом сообщество российских интернет-пользователей молодеет. Дети поколения Рунета растут в мире, сильно отличающемся от того, в котором росли их родители. Одной из важнейших координат их развития становятся инфо-коммуникационные технологии и, в первую очередь, интернет. Между тем, помимо огромного количества возможностей, интернет несет и множество рисков. Зачастую дети и подростки в полной мере не осознают все возможные проблемы, с которыми они могут столкнуться в сети. Сделать их пребывание в интернете более безопасным, научить их ориентироваться в киберпространстве — важная задача для их родителей.
1. Вредоносные программы — различное программное обеспечение (вирусы, черви, «троянские кони», шпионские программы, боты и др.), которое может нанести вред компьютеру и нарушить конфиденциальность хранящейся в нем информации.
2. Кибермошенничество — один из видов киберпреступлений, целью которого является причинение материального или иного ущерба путем хищения личной информации пользователя (номера банковских счетов, паспортные данные, коды, пароли и др.).Отправка любых смс на короткие номера сотовых операторов с последующим списанием средств со счета мобильного телефона сверх указанной ранее суммы либо без получения указанной услуги также является видом кибермошенничества.
3. Кибербуллинг — преследование сообщениями, содержащими оскорбления, агрессию, запугивание; хулиганство; социальное бойкотирование с помощью различных интернет-сервисов. Английское слово буллинг (bullying, от bully — драчун, задира, грубиян, насильник) обозначает запугивание, унижение, травлю, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить его себе.
4. Встречи с незнакомцами и груминг.
Общаясь в сети, дети могут знакомиться, общаться и добавлять в «друзья» совершенно неизвестных им в реальной жизни людей. В таких ситуациях есть опасность разглашения ребенком личной информации о себе и своей семье. Также юный пользователь рискует подвергнуться оскорблениям, запугиванию и домогательствам. Особенно опасным может стать груминг – установление дружеских отношений с ребенком с целью личной встречи, вступления с ним в сексуальные отношения, шантажа и эксплуатации. Такие знакомства чаще всего происходят в чате, на форуме или в социальной сети. Общаясь лично («в привате»), злоумышленник, чаще всего представляясь сверстником, входит в доверие к ребенку, а затем пытается узнать личную информацию (адрес, телефон и др.) и договориться о встрече. Иногда такие люди выманивают у детей информацию, которой потом могут шантажировать ребенка, например, просят прислать личные фотографии или провоцируют на непристойные действия перед веб-камерой.
5. Контентные риски. К контентным рискам относятся материалы (тексты, картинки, аудио, видеофайлы, ссылки на сторонние ресурсы), содержащие противозаконную, неэтичную и вредоносную информацию. В первую очередь, с таким контентом можно столкнуться на сайтах социальных сетей, в блогах, на торрентах. Но сегодня практически весь интернет - это виртуальное пространство риска.
Противозаконный контент - распространение наркотических веществ через интернет, порнографические материалы с участием несовершеннолетних, призывы к разжиганию национальной розни и экстремистским действиям.
Вредоносный (опасный) контент - контент, способный нанести прямой вред психическому и физическому здоровью детей и подростков. Неэтичный контент - контент, который не запрещен к распространению, но может содержать информацию, способную оскорбить пользователей.
Особо опасны сайты, на которых обсуждаются способы причинения боли и вреда, способы чрезмерного похудения, способы самоубийства, сайты, посвященные наркотикам, сайты, на которых размещены полные ненависти сообщения, направленные против отдельных групп или лиц.
Дискуссия родительской аудитории по вопросам:
Сталкивались ли Вы с подобными интернет-рисками?
Как помочь ребенку, попавшему в сложную ситуацию на просторах Интернета?
Необходима ли профилактика интернет-рисков и способы ее проведения.
Заключительная часть. Вывод о необходимости регулярной профилактики интернет-рисков и разработке памяток для родителей.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Памятка 1.
Предупреждение столкновения с вредоносными программами
- Установите на все домашние компьютеры антивирусные программы и специальные почтовые фильтры для предотвращения заражения компьютера и потери ваших данных. Подобные программы наблюдают за трафиком и могут остановить как прямые атаки злоумышленников, так и атаки, использующие вредоносные приложения.
- Используйте только лицензионные программы и данные, полученные из надежных источников. Чаще всего вирусами бывают заражены пиратские копии программ, особенно компьютерные игры.
- Никогда не открывайте вложения, присланные с подозрительных и неизвестных вам адресов.
- Следите за тем, чтобы ваш антивирус регулярно обновлялся, и раз в неделю проверяйте компьютер на вирусы.
- Регулярно делайте резервную копию важных данных, а также научите это делать ваших детей.
- Старайтесь периодически менять пароли (например, от электронной почты, от профилей в социальных сетях), но не используйте слишком простые пароли, которые можно легко взломать (даты рождения, номера телефонов и т.п).
- Расскажите ребенку, что нельзя рассказывать никакие пароли своим друзьям и знакомым. Если пароль стал кому-либо известен, то его необходимо срочно поменять.
- Расскажите ребенку, что если он пользуется интернетом с помощью чужого устройства, он должен не забывать выходить из своего аккаунта в социальной сети, в почте и на других сайтах после завершения работы. Никогда не следует сохранять на чужом компьютере свои пароли, личные файлы, историю переписки — по этой информации злоумышленники могут многое узнать о вашем ребенке.
Памятка 2.
Как избавиться от вредоносных программ
- Загрузите компьютер в безопасном режиме (включите компьютер, нажмите и, удерживая клавишу F8, выберите Безопасный режим (Safe Mode) в открывшемся меню).
- Проведите полную антивирусную проверку компьютера.
- Если в результате проверки обнаружен вирус, червь или троянская программа, следуйте указаниям производителя антивирусного ПО. Хорошие антивирусы предлагают лечение зараженных объектов, помещение подозрительных объектов в карантин и удаление троянских программ и червей.
- При невозможности самостоятельно решить проблему обратитесь за помощью в службу технической поддержки производителя установленного на вашем компьютере антивирусного ПО или в технический сервис.
Памятка 3.
Предупреждение кибермошенничества
- Проинформируйте ребенка о самых распространенных методах мошенничества в сети. Всегда совместно принимайте решение о том, стоит ли воспользоваться теми или иными услугами, предлагаемыми в интернете.
- Не оставляйте в свободном для ребенка доступе банковские карты и платежные данные, воспользовавшись которыми ребенок может самостоятельно совершать покупки.
- Не отправляйте о себе слишком много информации при совершении интернет-покупок: данные счетов, пароли, домашние адреса и телефоны. Помните, что никогда администратор или модератор сайта не потребует полные данные вашего счета, пароли и пин-коды. Если кто-то запрашивает подобные данные, будьте бдительны – скорее всего, это мошенники.
- Установите на свои компьютеры антивирус или персональный брандмауэр. Подобные приложения наблюдают за трафиком и могут предотвратить кражу конфиденциальных данных или другие подобные действия.
- Убедитесь в безопасности сайта, на котором Вы или Ваш ребенок планируете совершить покупку:
- Ознакомьтесь с отзывами покупателей.
- Избегайте предоплаты.
- Проверьте реквизиты и название юридического лица – владельца магазина.
- Уточните, как долго существует магазин. Посмотреть можно в поисковике или по дате регистрации домена (сервис Whois).
- Поинтересуйтесь возможностью получения кассового чека и других документов за покупку.
- Сравните цены в различных интернет-магазинах.
- Позвоните в справочную магазина.
- Обратите внимание на правила интернет-магазина.
- Выясните, сколько точно вам придется заплатить.
Памятка 4.
Как справляться с кибермошенничеством
- Проговорите с ребенком всю ситуацию. Он должен рассказать, какой сайт он посещал, на какие баннеры нажимал, какими услугами сети пользовался, что видел и т.д. Сохраните все электронные свидетельства совершенных действий и операций, скриншоты экранов – они могут служить доказательствами в дальнейшем.
- Фишинг и вишинг: В случае хищения данных, поставьте в известность свой банк или финансовую организацию, если необходимо, то закройте или временно заблокируйте ваши счета. Запросите отчет о финансовых операциях и проверьте их корректность, о выявленных расхождениях поставьте в известность вашу финансовую организацию.
Памятка 5.
Предотвращение кибербуллинга
- Объясните детям, что при общении в интернете они должны быть дружелюбными с другими пользователями. Ни в коем случае не стоит писать резкие и оскорбительные слова – читать грубости так же неприятно, как и слышать.
- Научите детей правильно реагировать на обидные слова или действия других пользователей. Не стоит общаться с агрессором, и тем более пытаться ответить ему тем же. Возможно стоит вообще покинуть данный ресурс и удалить оттуда свою личную информацию, если не получается решить проблему мирным путем. Лучший способ испортить хулигану его выходку – отвечать ему полным игнорированием.
- Обратите внимание на психологические особенности вашего ребенка. Специалисты выделяют характерные черты, типичные для жертв буллинга, они часто бывают: пугливы, чувствительны, замкнуты и застенчивы;тревожны, неуверены в себе, несчастны;склонны к депрессии и чаще своих ровесников думают о самоубийстве;не имеют ни одного близкого друга и успешнее общаются с взрослыми, нежели со сверстниками; мальчики могут быть физически слабее своих ровесников.
- Если у вас есть информация, что кто-то из друзей или знакомых вашего ребенка подвергается буллингу или кибербуллингу, то сообщите об этом классному руководителю или школьному психологу – необходимо принять меры по защите ребенка.
- Объясните детям, что личная информация, которую они выкладывают в интернете (домашний адрес, номер мобильного или домашнего телефона, адрес электронной почты, личные фотографии) может быть использована агрессорами против них.
- Помогите ребенку найти выход из ситуации – практически на всех форумах и сайтах есть возможность заблокировать обидчика, написать жалобу модератору или администрации сайта, потребовать удаление странички.
- Поддерживайте доверительные отношения с вашим ребенком, чтобы вовремя заметить, если в его адрес начнет поступать агрессия или угрозы. Наблюдайте за его настроением во время и после общения с кем-либо в интернете.
- Убедитесь, что оскорбления (буллинг) из сети не перешли в реальную жизнь. Если поступающие угрозы являются достаточно серьезными, касаются жизни или здоровья ребенка, а также членов вашей семьи, то вы имеете право на защиту со стороны правоохранительных органов, а действия обидчиков могут попадать под статьи действия уголовного и административного кодексов о правонарушениях.
Памятка 6.
Как справляться с кибербуллингом
- Проговорите с ребенком ситуацию и внимательно его выслушайте. Выясните у ребенка всю возможную информацию.
- Сохраните все возможные свидетельства происходящего (скриншоты экрана, электронные письма, фотографии и т.п.).
- Сохраняйте спокойствие — вы можете еще больше напугать ребенка своей бурной реакцией на то, что он вам рассказал и показал. Главной задачей является эмоциональная поддержка ребенка. Нужно дать ему уверенность в том, что проблему можно преодолеть. Никогда не наказывайте и не ограничивайте действия ребенка в ответ на его признание.
- Повторите ребенку простейшие правила безопасности при пользовании интернетом, дайте советы по дальнейшему предотвращению кибер-буллинга.
Памятка 7.
Предупреждение встреч с незнакомцами и груминга
- Поддерживайте доверительные отношения с вашим ребенком, чтобы всегда быть в курсе, с кем ребенок общается в сети. Обратите внимание, кого ребенок добавляет к себе «в друзья», с кем предпочитает общаться в сети — с ровесниками или людьми старше себя.
- Объясните ребенку, что нельзя разглашать в интернете информацию личного характера (номер телефона, домашний адрес, название/номер школы и т. д.), а также пересылать виртуальным знакомым свои фотографии или видео.
- Объясните ребенку, что нельзя ставить на аватарку или размещать в сети фотографии, по которым можно судить о материальном благополучии семьи, а также нехорошо ставить на аватарку фотографии других людей без их разрешения.
- Объясните ребенку, что при общении на ресурсах, требующих регистрации (в чатах, на форумах, через сервисы мгновенного обмена сообщениями, в онлайн-играх), лучше не использовать реальное имя. Помогите ему выбрать ник, не содержащий никакой личной информации.
- Объясните ребенку опасность встречи с незнакомыми людьми из интернета. В сети человек может представиться кем угодно, поэтому на реальную встречу с интернет-другом надо обязательно ходить в сопровождении взрослых.
- Детский познавательный интерес к теме сексуальных отношений между мужчиной и женщиной может активно эксплуатироваться злоумышленниками в интернете. Постарайтесь сами поговорить с ребенком на эту тему. Объясните ему, что нормальные отношения между людьми связаны с доверием, ответственностью и заботой, но в интернете тема любви часто представляется в неправильной, вульгарной форме. Важно, чтобы ребенок был вовлечен в любимое дело, увлекался занятиями, соответствующими его возрасту, которым он может посвящать свободное время.
Памятка 8.
Как противостоять грумингу
- Если ребенок желает познакомиться с новым интернет-другом, следует настоять на сопровождении ребенка на эту встречу
- Проговорите с ребенком ситуацию и внимательно его выслушайте. Выясните у ребенка всю возможную информацию
- Сохраняйте спокойствие — вы можете еще больше напугать ребенка своей бурной реакцией на то, что он рассказал или показал. Главной задачей является эмоциональная поддержка ребенка. Нужно дать ребенку уверенность в том, что проблему можно преодолеть. Никогда не наказывайте и не ограничивайте действия ребенка в ответ на его признание.
- Сохраните все свидетельства переписки и контактов незнакомца с ребенком (скриншоты экрана, электронные письма, фотографии и т.п.).
- При обнаружении признаков совращения следует немеделенно сообщить об этом в правоохранительные органы.
- Повторите ребенку простейшие правила безопасности при пользовании интернетом, дайте советы по дальнейшему предотвращению груминга.
Памятка 9.
Рекомендации по предупреждению контентных рисков
- Используйте специальные технические средства, чтобы ограничивать доступ ребенка к негативной информации – программы родительского контроля и контентной фильтрации, настройки безопасного поиска. Часто пакет функций родительского контроля уже есть в вашей антивирусной программе. Программы родительского контроля позволяют: установить запрет на посещения сайтов различного негативного содержания, сайтов онлайн-знакомств, сайтов с вредоносным содержимым; ограничить время доступа ребенка к интернету; производить мониторинг переписки в социальных сетях и онлайн мессенджерах (чатах); блокировать сомнительные поисковые запросы в поисковых системах; блокировать баннеры; а также отслеживать все действия ребенка в сети.
- Если ребенок пользуется общим компьютером, для каждого члена семьи создайте свою учетную запись на компьютере. Ваша учетная запись должна иметь надежный пароль и обладать правами администратора, чтобы ребенок не мог менять установленные вами настройки и программы.
- Регулярно следите за активностью вашего ребенка в сети. Просматривайте историю посещений сайтов, чтобы быть уверенным, что среди них нет опасных. При необходимости обновляйте настройки технических средств безопасности.
- Объясните детям, что далеко не все, что они могут прочесть или увидеть в интернете – правда. Необходимо проверять информацию, увиденную в интернете. Для этого существуют определенные правила проверки достоверности информации. Признаки надежного сайта, информации которого можно доверять, включают: авторство сайта, контактные данные авторов, источники информации, аккуратность представления информации, цель создания сайта, актуальность данных. Расскажите об этих правилах вашим детям.
- Поддерживайте доверительные отношения с вашим ребенком, чтобы всегда быть в курсе с какой информацией он сталкивается в сети. Попав случайно на какой-либо опасный, но интересный сайт, ребенок может продолжить поиск подобных ресурсов. Важно заметить это как можно раньше и объяснить, ребенку, чем именно ему грозит просмотр подобных сайтов.
- Важно помнить, что невозможно всегда находиться рядом с детьми и постоянно их контролировать. Доверительные отношения с детьми, открытый и доброжелательный диалог зачастую могут выступать более эффективными средствами для обеспечения безопасности вашего ребенка, чем постоянное отслеживание посещаемых сайтов и блокировка всевозможного контента.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание на тему: " Дети и деньги"
Дети и деньги - не простой вопрос, на который нет однозначного ответа. Давать ли детям деньги и если давать - то, как и сколько? Эти вопросы во все времена вызывали всегда бурные дискуссии. Имен...
Разработка родительского собрания на тему "Толерантность детей и взрослых"
Разработка содержит беседу по теме, разбор ситуации, рекомендации по воспитанию толерантного человека. Форма проведения необычна, поэтому родительское собрание проходит на ура....
Метод. разработка классного часа на тему: "Поможем, чем сможем нуждающимся в помощи пожилым людям"; Метод. разработка родительского собрания на тему: "Гармония семейного и школьного воспитания"; Метод. разработка праздника на тему:"Новый год к нам мчится"
Метод. разработка классного часа на тему: "Поможем, чем сможем нуждающимся в помощи пожилым людям" - Воспитание толерантного отношения между людьмиМетод. разработка родительского собрания на тему: "Га...
Разработка родительского собрания на тему "Как помочь детям учиться".
Одни ученики схватывают все на лету, другие нет. У одних сильно развита способность слушать, и они могут вполне хорошо воспринимать информацию на слух. У других же развито зрительное восприятие – мате...
Разработка родительского собрания "Наши трудные дети. О значении домашнего задания в учебной деятельности школьника."
Цель данного родительского собрания: обсуждение проблемы воспитания в семье трудного ребенка или поиск решения.Задачи собрания:1. Познакомить родителей с причинами, которые приводят к плохому поведени...
методическая разработка родительского собрания на тему "Роль родителей в развитии толерантных качеств у детей"
вводится понятие "Толерантности", раскрываются основные черты толерантного человека и совместно с родителями выводятся правила "толерантного родителя"...
Разработка родительского собрания с презентацией «Дети против жестокого обращения и насилия!»
Для воспитания ребенка требуется более проникновенное мышление, более глубокая мудрость. Каждый родитель вправе воспитывать ребенка теми средствами и методами, которые считает правильными. Каждый роди...