Детство в эпоху Интернета. Медиабезопасность
статья на тему

Работа с родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Медиабезопасность36.44 КБ

Предварительный просмотр:

Детство в эпоху Интернета. Медиабезопасность

Еремеева Е.М., МКОУ «Тэминская СОШ»,

                                                 учитель русского языка и литературы, I кв. кат.

XXI век – это информационный век. Информационные технологии стремительно развиваются и осваиваются всем миром. Интернет и компьютер для современных детей - это один из самых первых самостоятельных шагов во взрослый мир. Компьютер дает ощущение свободы и приближенности к взрослой жизни. Интернет является полноценной частью образа жизни современных детей, где представители нового цифрового поколения чувствуют себя естественно и непринужденно. Среда Интернета может оказаться небезопасной для ребенка: контакты с незнакомыми людьми с помощью чатов или электронной почты, доступ к нежелательному содержимому, угроза заражения вредоносным ПО, другие опасности.

По данным Центра Безопасного Интернета в России 10 миллионов детей в возрасте до 14 лет активно пользуется Интернетом, что составляет 18% интернет - аудитории нашей страны.

В настоящее время абонентская база насчитывает 210,05 млн. пользователей сотовыми телефонами. (Число пользователей сотовой связи в России выросло на 2 миллиона за месяц). Как свидетельствуют данные опросов, мобильные телефоны имеют около 90% детей в возрасте от 12 до 19 лет и около половины - в возрасте 9-12 лет. Помимо звонков и коротких сообщений телефоны используются для выхода в Интернет, загрузки изображений, музыки, видео, игр.

При этом несовершеннолетние меньше, чем взрослые, подготовлены к проблемам, с которыми могут столкнуться в Сети, и нередко остаются беззащитными перед ними. Именно дети и подростки менее всего защищены от потока негативной информации в Сети.

К информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, относится  информация:

1) побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;

2) способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;

3) обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

4) отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;

5) оправдывающая противоправное поведение;

6) содержащая нецензурную брань;

7) содержащая информацию порнографического характера.

В настоящее время особое значение приобретает информационная безопасность детей. В связи с этим необходимо направить все усилия на защиту детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. Просвещение подрастающего поколения, знание ребенком элементарных правил отбора информации, а также умение ею пользоваться способствует развитию системы защиты прав детей.

Обеспечение государством информационной безопасности детей, защита физического, умственного, нравственного развития несовершеннолетних, а также человеческого достоинства во всех аудиовизуальных медиа – услугах и электронных СМИ – требование международного права. Это гарантировано и законами Российской Федерации:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

2. Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2011 г. N 252-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

В нашей стране проблема медиабезопасности детей стала поводом к созданию общественных и исследовательских объединений, дала начало многим проектам.

Что же такое «Медиабезопасность»?

Медиа – это совокупность всех «СМИ». В свою очередь «СМИ» это способ переноса информации для масс.

Безопасность – это состояние защищённости. Защищённости от последствий воздействия на Ваше тело, психику, Ваших близких, Ваше имущество, Ваши отношения.

Медиабезопасность - это отсутствие риска, связанного с причинением информацией вреда здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию детей.

Фонд развития Интернет в сотрудничестве с Фондом «Дружественный Рунет» запустил проект «Линия помощи “Дети онлайн”», который оказывает психологическую помощь и консультирует по вопросам безопасного использования Сети. Центр безопасного Интернета в России занимается мониторингом исследовательской и просветительской деятельности в области безопасного использования Интернета в России.

Большинство родителей согласны с тем, что Интернет оказывает на детей позитивное влияние, но многие задумываются и об угрозах интернет-пространства. В России родители в большинстве своем разрешают детям пользоваться Интернетом свободно, никак не ограничивают детей во времени (64%). Лишь 24% устанавливают временные ограничения и следят за тем, какие сайты посещают их дети. 28% стараются ввести правила пользования Сетью. Большинство родителей (63%) сообщают, что не обладают достаточной информацией о том, как защитить своего ребёнка от негативного контента или контактов с людьми в Интернете.

  Что такое опасный или непристойный контент? Сегодня это понятие пытаются сформулировать, основываясь на «современных общественных нормах».

 Контент – это любая информация, содержащаяся на сайте, в блоге пользователя или на страничке в социальной сети. Это может быть текст, видео, аудио, графическое изображение.

Опасный контент – это информация, представляющая угрозу или вызывающая неприязнь (порнография, националистические и экстремистские материалы, псевдорелигиозные сайты).

Под определение проблематичного или опасного контента подпадают разнообразные материалы, но большинство исследователей фокусируются на тех, которые содержат сцены насилия (фильмы, музыка, изображения) и порнографию. В этой связи упоминаются агрессивные высказывания, комментарии, выражения ненависти, детская порнография, а также контент, который может быть определен как оскорбительный. Опасный контент является причиной следующих проблем:

1) дети невольно сталкиваются с подобными материалами во время вполне «безобидных» сессий в Интернете;

2) юные пользователи часто вполне компетентны для того, чтобы найти и получить доступ к запрещенному (родителями или законом) контенту;

3) произвольный или непроизвольный просмотр подобных материалов негативно сказывается на детской психике, поведении.

Отечественные исследователи среди рисков и угроз в Сети называют интернет-зависимость и целый ряд проблем, связанных с процессом социализации подростков в Интернете. Ребёнок перестает видеть разницу между действительностью и виртуальным пространством, начинает переносить события и действия, характерные для виртуального мира, в реальную жизнь. Как следствие — возникают серьёзные проблемы с учебой, в отношениях с близкими людьми. Чаще всего подростки пользуются Интернетом не столько для выполнения домашних заданий и поиска полезной информации, сколько для общения в чатах, сетевых игр.

Повышенную склонность к приобретению интернет-зависимости имеют дети с низкой самооценкой, у которых что-то не получается в реальном мире. Ребёнку гораздо легче, чем взрослому, выстроить собственный виртуальный мир, пребывание в котором становится для него комфортным. Взрослым необходимо внимательно следить за отношением ребёнка к Интернету, чтобы предотвратить превращение Сети из средства для развития личности ребенка — в плохо контролируемую страсть.

По своим симптомам интернет-зависимость более всего напоминает страсть к азартным играм. Для этой болезни характерны потеря ощущения времени, отсутствие воли для прекращения использования (игры), отрыв от реальности и эйфория от ложной «реальности» происходящего при нахождении за компьютером, досада и раздражение при невозможности снова войти в Интернет. В результате дети теряют коммуникативные навыки, перестают общаться со своими сверстниками, испытывать потребность в нормальном общении с другими людьми.

Интернет-зависимость также может вызывать пренебрежительное отношения подростков к учёбе. В Интернете собрано огромное количество готовых докладов, рефератов, решений заданий и задач из школьных учебников по любым предметам: достаточно просто щелкнуть мышкой, чтобы мгновенно получить готовый результат. Подростки распечатывают на принтере и сдают учителю такие материалы, даже не прочитывая их. От такой «учёбы» нет пользы.

Зависимость ребенка от Интернета опасна тем, что приводит к проблеме изоляции и утраты «Я», приносит вред физическому здоровью, приводит девальвации нравственности, снижению культурного уровня, к вытеснению и ограничению традиционных форм общения.

Как видим, распространенность угроз в Сети достаточно высока. Исследователи, занимающиеся данной проблемой, сходятся во мнении, что для предупреждения рисков и повышения психологической безопасности подростков в онлайн-среде необходимы следующие шаги:

  • гласность, широкое обсуждение проблемы онлайн-безопасности подростков в СМИ и на государственном уровне;
  • объединение усилий всех членов интернет-сообщества, как создателей сервисов и разработчиков программных продуктов, так и простых пользователей;
  • разработка и внедрение программ по формированию навыков безопасного поведения в Сети для школьников;
  • продолжение научных исследований по проблеме.

Для того чтобы снизить риски негативного воздействия информации Интернет на несовершеннолетних, необходимо постоянно обучать культуре общения в интернет-пространстве, правилам безопасного общения детей и подростков,  а также предпринимать соответствующие меры по обеспечению информационной безопасности ребёнка.  

Для обеспечения медиабезопасности детей родителям необходимо  придерживаться следующих рекомендаций:

1. Посещайте Интернет вместе с детьми. Приучите детей делиться с вами успехами и неудачами в деле освоения интернет-пространства.

2. Объясните детям, что если в Интернете что-либо настораживает их, то им следует не скрывать этого, а поделиться с вами своим беспокойством.

3. Объясните ребёнку, что при общении в чатах, использовании программ мгновенного обмена сообщениями, использовании онлайн-игр и других ситуациях, требующих регистрации, нельзя использовать реальное имя, помогите вашему ребёнку выбрать регистрационное имя, не содержащее никакой личной информации.

4. Объясните ребёнку, что нельзя выдавать свои личные данные, такие как домашний адрес, номер телефона и любую другую личную информацию, например, номер школы, класс, любимое место прогулки, время возвращения домой, место работы отца или матери и т.д.

5. Объясните своему ребёнку, что в реальной жизни и в Интернете нет разницы между неправильными и правильными поступками.

6. Научите ваших детей уважать собеседников в Сети. Убедитесь, что они понимают, что правила хорошего тона действуют одинаково как в Интернете, так и в реальной жизни.

7. Скажите детям, что никогда не стоит общаться в Интернете с незнакомыми людьми, а также встречаться с виртуальными друзьями. Ведь люди могут оказаться совсем не теми, за кого себя выдают.

8. Объясните детям, что далеко не всё, что они могут прочесть или увидеть в Интернете – правда. Приучите их интересоваться о том, в чём они не уверены.

9. Не забывайте контролировать детей в Интернете. Проявляйте интерес к тому, что нового и интересного узнал ваш ребёнок из Интернета, в какие игры играл, с кем общался, что понравилось, а что насторожило.

10. Установите на домашний компьютер программу-фильтр. Это поможет отфильтровать вредоносное содержимое, выяснить, какие сайты посещает ваш ребёнок. Установить временные рамки использования компьютера (или Интернета), блокировать нежелательные действия маленького пользователя в Сети.

Популярные программы родительского контроля:

  • «Дополнительная безопасность» в Windows 7 — обеспечит сохранность личных данных от всех возможных угроз;
  • «Семейная безопасность» в Windows Live — поможет уследить за контактами и интересами вашего ребенка даже с другого компьютера;
  • «Родительский контроль» в Windows Vista — с ее помощью вы можете определить время, когда ребенок может зайти в систему, а также с помощью фильтра установить запрет или к отдельным играм, узлам, программам.
  • «Родительский контроль» в Kaspersky Cristal — помимо антивирусной программы, она позволяет следить за тем, по каким сайтам ходит ребенок, и ограничивать посещение «неугодных». Кроме того, программа поможет вам сохранить личную информацию (семейные фото, пароли, файлы) от вторжения и хищения.

Таким образом, медиаобразование – это главная задача семейного воспитания, которая выполняет важную роль в защите детей от негативного воздействия средств массовой коммуникации, способствует осознанному участию детей и подростков в медиасреде и медиакультуре, что является одним из необходимых условий здорового и безопасного образа жизни.

  Используемая литература и источники:

  1. Галатенко В.А. Основы информационной безопасности.  4-е изд. учеб. пособие, ВУЗ – М.:  Бином. Лаборатория знаний, 2008.
  2. Горбунова Л.Н., Анеликова Л.А. и др. Здоровье и безопасность детей в мире компьютерных технологий и Интернет. Учебно-методический комплект. – М.: СОЛОНПРЕСС, 2010.
  3. Исследование Фонда развития Интернет «Дети России Онлайн» // http://www.fid.su
  4. Малофеев К. Угроза в сети – опасный контент. Ведомости. Приложение «Форум » . 23.06.2010//http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/2010/06/23/239108#ixzz17k11eULo
  5. Прохода А. Н. Обеспечение Интернет-безопасности. Практикум: Учебное пособие для вузов –  М.: Горячая линия — Телеком, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок медиабезопасности

Презентация к Уроку медиабезопасности. Рекомендации школьникам (по возр. группам), родителям и учителям по безопасной работе в сети интернет...

Материал по медиабезопасности школьников

Материал содержит нормативные документы и интернет сайты по предотвращению интернет угроз...

Урок медиабезопасности

Материалы для родителей по безопасности детей в интернете...

Урок медиабезопасности

Этот классный час был проведен мной 1 сентября 2011 года.  С такой инициативой выступил  Уполномоченный  при Президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов. Цель такого класного часа: об...

Русский язык в эпоху Интернета. Комплексный анализ текста

ТИП УРОКА: применение знаний, умений и навыков при анализе текста. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: — работа с текстом, помогающая овладеть основами его анализа для выполнения части С ЕГЭ, отработка структуры сочинен...