Разработка родительского собрания "Внимание - подросток!"
материал на тему
Наши дети так быстро растут и меняются. Так хочется, чтобы они еще немного побыли маленькими. Как нам за ними поспеть? Как сохранить авторитет и не испортить отношения?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podrostok_izm.ppt | 2.66 МБ |
metodicheskaya_razrabotka_roditelskogo_sobraniya_v_6b_klasse.doc | 42 КБ |
rekomendatsii_po_provedeniyu_rod._sobr.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: Познакомить родителей с основными особенностями подросткового возраста. Обсудить проблемы общения родителей с детьми. Ознакомить с рекомендациями психолога по решению данных проблем.
• физиологическое взросления , • изменения в характере и во взаимоотношениях с окружающими людьми и сверстниками , • физическое взросление меняет взгляды ребенка на жизнь, его ценностные ориентиры. Подростковый возраст: период от 10 – до 13 лет «Оставьте меня в покое!»
Кто виноват? • следует пересмотреть стиль собственного воспитания. Вероятно, вы упустили какой-то важный момент. Не заметили, когда ваш авторитет, ласка, строгость или просто внимание остро требовались ребенку...
В этот период ребёнок переживает гормональную перестройку организма: • быстро утомляется, • хочет побыть один , • но в это же время ему необходимо закрепить за собой авторитет, ведь от того, как он покажет себя, зависит его "статус" в среде сверстников.
Желание одиночества и невозможность этого приводит к конфликту в душе подростка - он капризничает, становится раздражительным, может обронить резкое словцо. Свободное время он проводит не как раньше - с родителями, а в компании друзей. Авторитет друга Коли становится важнее, чем мнение отца.
Типичная ошибка родителей
Что делать?
Внимание, только внимание! Универсальные советы на каждый день . Самая главная ошибка родителей (и, к сожалению, самая типичная) - усматривать в "недопустимом" поведении повзрослевших чад исключительно злой умысел. Крайне вредное заблуждение!
Помните: дурные поступки не всегда являются отражением внутреннего мира подростка. Сопереживайте, не высмеивайте и не отталкивайте в минуты откро-венности.
Старайтесь проводить время вместе. Только не сидите молча у телевизора, а займитесь интересным ему делом. Например, сыграйте в баскетбол или спойте под гитару. Не вмешивайтесь в занятия, с которыми он справляется и без вас, не навязывайте свое мнение по любому вопросу, не критикуйте.
Помогайте, когда он просит вас об этом. Поддерживайте даже самые ничтожные успехи во всем - в учебе, спорте и т.д. Делитесь своими чувствами. Разрешайте конфликты мирным путем. Не давайте волю слезам, крикам, угрозам.
Чаще используйте приветливые фразы. Например: "Мне хорошо с тобой", "Я рада тебя видеть", "Мне нравится, как ты...", "Я по тебе соскучилась", "Давай (посидим, поделаем...) вместе", "Ты, конечно, справишься", "Как хорошо, что ты у нас есть"...
Обнимайтесь! Не менее четырех, а лучше восьми раз в день. В проявлениях родительской ласки "взрослые" подростки нуждаются порой отчаяннее, чем крохотные карапузы.
«И это пройдёт …»
Наградой вам будут доверие, уважение и любовь. А это так важно…
Предварительный просмотр:
Разработка родительского собрания в 6 классе
«Внимание, подросток!»
Наши дети так быстро растут и меняются. Так хочется, чтобы они еще немного побыли маленькими. Как нам за ними поспеть? Как сохранить авторитет и не испортить отношения?
Презентация к родительскому собранию
ЦЕЛИ:
1.Познакомить родителей шестиклассников с основными психологическими особенностями подросткового возраста.
– Обсудить проблемы общения родителей с детьми.
– Познакомить с рекомендациями психолога по решению данных проблем.
1.Каковы психологические особенности подросткового возраста?
Подросток — уже не ребёнок, но ещё и не взрослый. Эта промежуточная позиция доставляет массу неприятностей. Иногда дверь в мир взрослых захлопывается перед носом самими же значимыми взрослыми, с мотивировкой «ты ещё слишком мал», «нос не дорос». Они, чаще всего родители, оказываются не готовыми к новому статусу ребёнка в семье и социуме.
Внутренний кризис самооценки подростка возникает в связи с расширением и ростом возможностей и сохранением детско-школьного статуса.
Кризис 13 лет очень часто сравнивают с кризисом 3-х лет, только направлен он не на освоение пространства и предметные действия, а на освоение социального пространства, пространства человеческих взаимоотношений.
В психологической литературе этот этап называют этапом «второй перерезки пуповины». Ребёнок отделяется от родителей и уходит в свой мир — мир сверстников.
Подростковый возраст период от 10-11 лет до 13-14 лет является одним из самых сложных и ответственных в жизни ребенка и его родителей. Этот возраст считается кризисным, поскольку происходят резкие качественные изменения, затрагивающие все стороны развития и жизни. Кризис подросткового возраста связан с изменением социальной ситуации развития и ведущей деятельности.
Социальная ситуация развития – это особое положение ребенка в системе принятых в данном обществе отношений. В подростковом возрасте она представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Подросток занимает промежуточное положение между детством и взрослостью. Подросток зачастую отказывается принимать оценки и жизненный опыт родителей, даже если понимает их правоту. Ему хочется получить свой собственный уникальный и неповторимый опыт, сделать свои ошибки и учиться именно на них.
Для данного возраста характерно стремление к признанию собственных заслуг в своей значимой подростковой среде.
Подросток испытывает внутренний конфликт: желанное прощание с детством и его безмятежностью и тяжесть расставания с отсутствием ответственности. Возникающие взрослые экзистенциальные и мировоззренческие вопросы создают ощущение глобальной неразрешимости. Подросток свято верит в уникальность собственных проблем и переживаний, что порождает чувство одиночества и подавленности;
Борясь с собственным одиночеством, и осознавая сложность проблем, подросток начинает искать себе подобных. Так образуются молодёжные компании и формируется подростковая субкультура в противовес миру взрослых.
Ведущая деятельность – эта та деятельность, которая определяет возникновение основных изменений в психическом развитии ребенка на каждом отдельном этапе. Если у младших школьников такой деятельностью является учебная, то в подростковом возрасте учебная деятельность и школа перестаёт быть главной и самой важной задачей. Ведущей деятельностью становится интимно-личностное общение со сверстниками.
Именно в процессе общения со сверстниками происходит становление нового уровня самосознания ребенка, формируются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в тоже время отстаивать свои права. Кроме того, общение является для подростков очень важным информационным каналом.
В подростковом возрасте происходит снижение продуктивности умственной деятельности в связи с тем, что конкретное мышление сменяется логическим.
Именно новым для подростка механизмом логического мышления и объясняется рост критичности. Он уже не принимает постулаты взрослых на веру, он требует доказательств и обоснований.
Пора физиологического взросления: изменения в его характере и во взаимоотношении с окружающими людьми и сверстниками.
Очевидное физическое взросление меняет взгляды ребенка на жизнь, его ценностные ориентиры.
В результате такой резкой смены интересов в подростковом возрасте часто страдает учебная деятельность, снижается школьная мотивация. Пытаясь вернуть прежние школьные успехи, родители стараются ограничить детей в общении со сверстниками. Однако важно помнить, что именно общение со сверстниками является наиболее важной для подростков деятельностью и оно необходимо для полноценного психического развития ребенка.
Развитие подростка – это начало поиска себя, своего уникального «Я». Это путь становления индивидуальности. Этот период почти всегда бывает болезненным, это время проблем между детьми и родителями.
Поддержка семьи вашему ребенку сейчас очень важна. Ему как никогда нужны ваше тепло и забота, понимание и доверие.
КТО ВИНОВАТ? «Вдруг» ничего не случается! И это главное, что нужно понять. Как говорят психологи, становление подростка как личности проходит в несколько этапов. И, скорее всего, если поведение сына или дочери вас сильно огорчает, следует пересмотреть стиль собственного воспитания. Вероятно, вы упустили какой-то важный момент. Не заметили, когда ваш авторитет, ласка, строгость или просто внимание остро требовались ребенку...
Ребенок в этот период переживает гормональную перестройку организма. Он быстро утомляется, ему часто хочется побыть одному. Но в это же время необходимо закрепить за собой авторитет, ведь от того, как он покажет себя, зависит его «статус» в среде сверстников. Значит необходимо бывать «на людях». И что же происходит?
Желание одиночества и невозможность этого приводит к конфликту в душе подростка – он капризничает, становится раздражительным, может обронить резкое словцо. Свободное время он проводит не как раньше – с родителями, а в компании друзей. Авторитет друга Коли становится важнее, чем мнение отца.
Типичная ошибка родителей.
Многие мамы и папы, памятуя о том, как еще пару лет назад их «медвежоночек» был плюшевым и послушным, пытаются вернуть былую идиллию, сажая ослушника на «короткий поводок». Они заставляют его бросить компанию сверстников, навязывают свое общество и доказывают, что «Коля двоечник и хулиган», могут и накричать в порыве эмоций.
Стоит ли удивляться, если «медвежоночка» после этого дома будет не сыскать, а убежденность в том, что «друг Коля» лучше папы (хотя бы потому, что во всем его понимает), только укрепится.
Что делать? Психологи говорят: этот этап благополучно пройдет, если родители перестанут смотреть на подростка как на маленького ребенка и научатся уважать его мнение и прислушиваться к нему, перестанут делать выговоры и унижать его друзей. Неплохо в этой ситуации пригласить домой его приятелей. По крайней мере вы сможете составить о них какое-то мнение.
Универсальные советы на каждый день. Самая главная ошибка родителей (и, к сожалению, самая типичная) – усматривать в «недопустимом» поведении повзрослевших чад исключительно злой умысел. Крайне вредное заблуждение!
Знаете ли вы, что изменения во внутреннем мире подростка специалисты-психологи сравнивают... с процессами, происходившими в Европе начала XVIII – XIX веков? Тогда спокойное существование многих людей было уничтожено революциями и войнами, а место классической культуры занял бурный и страстный романтизм.
Так вот подростки, по мнению ученых, – те же романтики, только страсти кипят у них в душе. Но, в отличие от писателей и художников, они не умеют рассказать о том, что творится с ними.
Вот почему они бывают такими раздражительными, хамоватыми, злыми, плаксивыми, наглыми и самонадеянными. И напрасно родители задают сакраментальные вопросы типа «почему» и «как ты мог» – подросток и сам не знает ответа. Часто все происходит помимо его собственной воли. И только родители, а не «друг Коля», способны удержать его от глупостей, не дать потеряться в этом мире.
Поэтому:
– Помните, что дурные поступки не всегда являются отражением внутреннего мира подростка.
– Сопереживайте, не высмеивайте и не отталкивайте в минуты откровенности.
– Старайтесь проводить время вместе. Только не сидите молча у телевизора, а займитесь интересным ему делом. Например, сыграйте в баскетбол или спойте под гитару.
– Не вмешивайтесь в занятия, с которыми он справляется и без вас, не навязывайте свое мнение по любому вопросу, не критикуйте.
– Помогайте, когда он просит вас об этом.
– Поддерживайте даже самые ничтожные успехи во всем – в учебе, спорте и т.д.
– Делитесь своими чувствами.
– Разрешайте конфликты мирным путем. Не давайте волю слезам, крикам, угрозам.
– Чаще используйте приветливые фразы. Например: Мне хорошо с тобой, Я рада тебя видеть, Мне нравится, как ты..., Я по тебе соскучилась, Давай (посидим, поделаем...) вместе, Ты, конечно, справишься, Как хорошо, что ты у нас есть...
– Обнимайтесь! Не менее четырех, а лучше восьми раз в день. В проявлениях родительской ласки «взрослые» подростки нуждаются порой отчаяннее, чем крохотные карапузы.
Что остаётся? Да, подросшие дети – не подарки. Очень сложно порой вести себя с ними сдержанно и спокойно. Но важно помнить мудрые слова: «И это пройдет». Возьмите за правило, ложась спать, анализировать прожитый день. Мысленно отмечайте ошибки в общении с подростком, старайтесь спрогнозировать его поведение.
Такая предсказуемость поможет спокойному и доброжелательному общению. Тогда, став действительно взрослым человеком, он не потеряет уверенности в том, что лучшие друзья – это родители. Ведь именно они в трудную минуту поддержали, смогли понять и принять.
Наградой вам будут доверие, уважение и любовь. А это так важно…
Приложение. Презентация к родительскому собранию
Предварительный просмотр:
Рекомендации по проведению родительских собраний
Родительское собрание закономерно считается в среде учителей не менее сложным «жанром», чем уроки или внеклассная работа. Здесь встречаются две стороны, участвующие в образовательном процессе, — педагоги и родители — для того, чтобы выслушать друг друга и обсудить основные проблемы третьей, самой главной стороны — детей. Именно поэтому в разделе функциональных обязанностей классных руководителей проведению родительских собраний отведена первая строка. Это обстоятельство налагает большую ответственность на классного руководителя на всех этапах подготовки, проведения и осмысления итогов родительского собрания.
Организационная работа по подготовке родительского собрания
Подготовка родительского собрания начинается с определения его повестки и принятия решения о том, кого следует пригласить на собрание. Опыт показывает, что накануне собрания разумно провести собеседование классного руководителя с учителями-предметниками. Цель этой встречи — обсуждение учебных достижений и особенностей поведения учащихся на уроках. Полученную информацию можно использовать для анализа и обобщения основных тенденций участия школьников в образовательном процессе. В противном случае любые рассуждения классного руководителя на эту тему будут носить характер частных замечаний. Вместе с тем совершенно ясно, что родителей интересуют и подробные результаты учебной работы их ребенка. Именно поэтому целесообразно подготовить сводные листы успеваемости, в которых будут отражены результаты учебы каждого учащегося. Каждый такой сводный лист посвящен только одному ученику. В тех случаях, когда учебная ситуация вызывает тревогу педагогов, классному руководителю стоит подчеркнуть маркером тот или иной ряд оценок. При всей трудоемкости этой процедуры она себя оправдывает, так как известно, что дневник целостной картины успеваемости ученика, к сожалению, не дает.
При подготовке собрания следует продумать и организацию явки родителей. Практика показывает, что нельзя ограничиваться только контролем записей в дневнике учащихся. Очень важно создать атмосферу ожидания родительского собрания:
• заблаговременно пригласить родителей, разослав им персональные приглашения;
• подготовить альбомы и видеоматериалы, освещающие внеклассную жизнь детей;
• заранее оформить благодарственные письма тем родителям, чьи дети были активны в различных мероприятиях.
Завершает организационную часть этапа подготовки родительского собрания оформление классного помещения, в котором оно будет проводиться. Наверняка вам не раз приходилось наблюдать, как менялся в лучшую сторону настрой родителей, когда их встречал элегантный приветливый педагог в празднично оформленном, чисто убранном классе.
Разработка сценария проведения собрания
Не претендуя на оригинальность, следует заметить, что сценарий родительского собрания — предмет творчества педагога. Тем не менее, имеет смысл, чтобы оно включало в себя пять обязательных компонентов:
• Анализ учебных достижений учащихся класса. В этой части родительского собрания классный руководитель знакомит родителей с общими результатами учебной деятельности класса. В самом начале ему стоит предупредить родителей, что ответы на частные вопросы об успеваемости именно их ребенка они получат только в ходе персональной встречи. Знакомя участников родительского собрания с мнением педагогов-предметников; следует помнить о повышенной тревожности родителей и, передавая те или иные суждения, разумно отказаться от субъективных интерпретаций.
• Ознакомление родителей с состоянием эмоционального климата в классе.
Классный руководитель делится наблюдениями о поведении ребят в значимых для них ситуациях (на уроках, на переменах, в столовой, на экскурсиях и т.д.). Темой разговора могут быть и взаимоотношения, и речь, и внешний вид учащихся, и другие актуальные вопросы, связанные с поведением детей. Родители, так же как и педагоги, должны понимать миссию школы как института социализации, в котором ребенок получает ценнейший опыт взаимодействия с другими людьми. Эта миссия не менее важна, чем обучение сумме научных знаний. Излишне напоминать о необходимости быть предельно деликатным, избегать негативных оценок в адрес конкретного ученика, а тем более родителя. Не стоит превращать эту часть собрания в перечисление «грехов школьников» из кондуита классного руководителя.
• Психолого-педагогическое просвещение. Этот компонент родительского собрания не обязательно выделять в отдельный пункт повестки дня собрания; он может быть естественным образом включен в структуру других его составляющих. Важно помнить, что задача повышения уровня психолого-педагогической компетентности родителей — одна из важнейших задач классного руководителя. Было бы неплохо, если бы классный руководитель предложил родителям и информацию о новинках педагогической литературы, об интересных выставках, фильмах, которые они могут посетить вместе с ребенком. Для освещения отдельных вопросов имеет смысл приглашать на собрание педагога-психолога, социального педагога, других специалистов.
• Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, классные вечера, приобретение учебных пособий и т.д.) Оно состоит их двух составляющих: отчета о проведен-
ной работе и информации о предстоящих делах. Следует заметить, что финансовые проблемы лучше всего заранее обсудить с родительским комитетом и лишь после этого выносить на родительское собрание.
• Личные беседы с родителями. На этом этапе особым объектом внимания должны стать родители детей, имеющих проблемы в обучении и развитии. Сложность состоит в том, что очень часто эти родители, опасаясь критики, избегают родительских собраний, и классный руководитель должен стремиться обеспечить им чувство безопасности, дать понять, что их здесь не судят, а стремятся помочь. Очень эффективна тактика присоединения, которая начинается словами: «Я вас понимаю!», «Я с вами согласен!». Однако это не значит, что родители других детей должны быть обделены вниманием, Желательно, чтобы классный руководитель знал, что сказать каждому из них.
Советы классному руководителю по проведению собрания
• Перед началом собрания лучше «оставить за дверью» плохое настроение.
•. Отведите на проведение родительского собрания не более 1,5 часов.
• Самый приятный звук для человека — его имя. Положите перед собой список с именами и отчествами родителей.
• Перед началом родительского собрания объявите вопросы, которые планируете обсудить.
• Не забудьте «золотое правило» педагогического анализа: начинать с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее.
• Предупредите родителей, что не вся информация может стать достоянием детей.
• Поблагодарите всех, кто нашел время прийти (особенно отцов).
• Дайте понять родителям, что вы хорошо понимаете, как трудно ребенку учиться.
• В личной беседе оценивайте успехи детей относительно их потенциальных возможностей. « Доведите до родителей мысль, что «плохой ученик» не означает «плохой человек».
• Родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он может помочь своему ребенку.
Не стоит
• Осуждать присутствующих родителей за неявку отсутствующих.
• Сравнивать успехи отдельных учащихся и разных классов.
• Давать негативную оценку всему классу.
• Переоценивать значение отдельных предметов. Избирать для общения назидательный тон
Осмысление итогов родительского собрания
Подведение итогов собрания начинается на самом собрании — необходимо сделать выводы, сформулировать необходимые решения, дать информацию о подготовке к следующему собранию. Важно выяснить и отношение родителей к проведенному собранию, разумно заранее подготовить необходимые опросные листы для фиксирования их оценок и пожеланий. Все это впоследствии станет предметом размышлений для классного руководителя. Предметом анализа должны также стать: - явка родителей, причины отсутствия;
- персональный состав родителей, оставшихся на личную беседу;
- вопросы родителей в ходе собрания, их участие в обсуждении вопросов.
Информация об итогах родительского собрания должна быть доведена до администрации школы и коллег-педагогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание. Подросток.Решение проблем.
Родительское собрание в 8 классе по психологии подросткового возраста.Почему подростки "такие"?...
Родительское собрание "Подросток и компьютер"
Разработка родительского собрания о роли компьютера вжизни подростка....
Презентация к родительскому собранию "Подросток и закон"
Данная презентация применялась при проведении родительского собрания в 8 классе и классного часа с целью повышения правовой культуры родителей и учащихся....
родительское собрание "Подросток в мире вредных привычек"
родительское собрание...
презентация родительского собрания "Подросток в мире вредных привычек"
родительское собрание...
Родительское собрание «Подросток в мире вредных зависимостей»
Целью родительского собрания является: активизация разъяснительной работы среди родителей по вопросам профилактики наркомании, алкоголизма, табакокурения....
Родительское собрание "Подросток и наркотики".
Совершенно очевидна связь роста социально-экономических проблем, роста злоупотреблений алкоголем и наркотиками и роста преступности несовершеннолетних....