Родительское собрание в 10 классе "Отцы и дети сегодня"
методическая разработка (10 класс) на тему
Цели собрания:знакомство с особенносями взаимоотношений взрослых и подростков ("отцов и детей"); выработка умения критически относиться к важным проблемам; воспитание нравственных понятий справедливости, честности, взаимного уважения детей и взрослых.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ottsy_i_deti_segodnya_diskussiya.docx | 25.95 КБ |
Предварительный просмотр:
"Отцы и дети сегодня"
Родительское собрание в 10-м классе ( совместно с детьми)
Цели:
- Знакомство с особенностями взаимоотношений взрослых и подростков («отцов и детей»).
- Вырабатывать умение критического отношения к важной проблеме.
- Воспитание нравственных понятий справедливости, честности, взаимного уважения детей и взрослых.
ХОД собрания
- Оргмомент – 1 слайд (название собрания, музыка)
- Обсуждение эпиграфов
2 слайд
Уж много лет без утомленья
Ведут войну два поколенья…
И в наши дни в любой газете
Вступают в бой «Отцы» и «Дети»,
Разят друг друга те и эти,
Как прежде, в старину.
Д. Минаев
3 слайд – Известный поэт XX века Роберт Рождественский в стихотворении «Наши дети» так об этом писал:
Жизнь то радует, то настораживает,
Но вдыхая наш табачный чад,
Дети ни о чём у нас не спрашивают,
Только смотрят, смотрят и молчат.
Не пронять их спорами и криками.
Смотрят дети, начиная жить,
И молчат, и никакими криками
Их молчания не заглушить.
- Слово учителя
Проблема взаимоотношения старшего и молодого поколений волновала во все времена. Мы с ребятами на уроках литературы в этом году познакомились с произведением И.С. Тургенева «Отцы и дети». Автор рассказывает не только о политических убеждениях героев, но и показывает нам взаимоотношения между Аркадием Кирсановым и его отцом, Николаем Петровичем, Базаровым и его родителями. Взаимоотношения героев с родителями складываются довольно сложно.
– Как вы думаете, волнует ли сегодня проблема взаимоотношения родителей и детей?
4. Словарная работа – 4 слайд
– Доверие – уверенность в чьей-то искренности, в правильности чего-нибудь и основанное на этом отношение к кому-нибудь (чему-нибудь).
Взаимопонимание – взаимное понимание и согласие.
5. Дискуссия – 5 слайд
– Почему проблема взаимоотношения взрослых и детей так актуальна сейчас?
– Есть нормы уважения к человеку. Зачем нужны ещё специальные нормы уважения к старшим? (Такие нормы просто необходимы. Если мы соблюдаем общие нормы, то уж гуманное отношение к старшим в этом отношении просто необходимо).
– На чём основан конфликт поколений?
Учитель. Молодёжь, вступая в жизнь, часто видит неприглядную картину социальных отношений: лицемерие и ложь, расхождение между делом и словом, обывательскую приниженность идеалов. Вместе с неуважением к этому миру у молодёжи рождается неуважение к старшему поколению. Кроме того, расхождение во взглядах между поколениями в нашей стране касаются и вопросов «второстепенных» - вкусов, одежды, внешнего вида, характера развлечений. В последнее время очень часто появляются в молодёжных журналах вопросы, которые задают читатели-подростки (после прочтения обязательно провести анализ):
6 слайд - «Сейчас мне 15 лет, но я этого никак не ощущаю, - пишет один юноша, - я не понимаю, что такое самостоятельность, но лично для себя я представляю это так: исполнилось 16 лет, я получил паспорт, теперь я вроде приобрёл право распоряжаться своим временем. Раньше я мог ходить на тренировки, гулять со своими товарищами, но всё это было в школе. По окончании девятого класса я поступил в техникум, и тут начались разные выслеживания, проверки, расспросы. Не могу свободно и шагу шагнуть. Буквально каждый шаг мой проверяется родителями: если я задержался в техникуме или у товарища, я должен досконально изложить весь ход моих действий «от и до» перед моим отцом, если я не сделаю этого, то он пойдёт в техникум и будет узнавать всё обо мне или позвонит родителям моего товарища, узнает у его родителей, правда ли, что мы с ним занимались. Конечно, после этого никто не согласится со мной общаться. Постепенно я отошёл от бывших своих друзей, я не могу поехать на день рождения к другу, так как домой должен прийти не позже 11 часов. А кто же расходится в это время?!»
7слайд - А вот строчки из другого письма: «Как многие понимают взрослость? Если мне 16, значит, я должен иметь мотоцикл и магнитофон, и карманные деньги, и тому подобное. А подерусь я в парке – что с меня спрашивать – ребёнок! Взрослым можно быть и в пятнадцать, ребёнком остаться и в пятьдесят. Всё зависит от того, могу ли я отвечать за свои поступки, критически ли отношусь к себе».
8 слайд - Определение взрослости подросток даёт так: «Взрослость – это переход от внешнего управления к самоуправлению.
9 слайд - Взрослые утверждают: «Нынешняя молодёжь привыкла к роскоши. Она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших. Дети спорят с родителями, жадно глотают еду и изводят учителей». Согласны ли вы с такими утверждениями взрослых людей? Обоснуйте свою точку зрения.
Был случай с юношей, который не посещал школу. Родители тщетно уговаривали его, даже пугали, но толку от этого не было. Выяснилось, что родители не имеют законченного образования и они поклялись сделать всё, чтобы сын его получил. Они хотели дать ему то, чего не получили сами. Ими руководила любовь к сыну, но те способы, которыми они заставляли его учиться, воспринимались мальчиком как проявление насилия. В процессе психотерапевтической работы между родителями и сыном возникло доверие, и они стали прислушиваться друг к другу. Выяснилось, что цель у всех одна – чтобы мальчик получил образование. И когда сыну стали понятны опасения родителей, он стал доверять им и направил все усилия на учёбу, но уже потому что он сам хотел этого, а не потому, что его заставляли учиться.
10 слайд -
– За что мы уважаем своих родителей?
– Как выражается уважение к старшим у вас в домашних условиях?– Что стало с древней семейной традицией почитания старших, заботы друг о друге?
11 слайд - Безответственность взрослых детей по отношению к родителям, родительская безответственность по отношению к детям - какая здесь взаимосвязь?
– Как могло получиться, что в нашей стране появились такие факты, описанные в статье… (Обсуждение статей)
6. Возможные варианты статей и их обсуждение
12 слайд - 1-я история
Это произошло в Москве. Жила обычная семья без забот. Но вот муж стал пить и бить жену на глазах у десятилетнего сына. Отец забросил работу и каждый день сильно напивался и избивал жену. Жена много работала и приходила поздно, а сын, чтобы не попадаться на глаза отца, до позднего вечера гулял на улице. Сергей – так звали сына – был тихим, спокойным мальчиком, учился хорошо и никогда не грубил родителям. Однажды отец Сергея, сильно напившись, начал сильно избивать свою жену. Наконец, Сергей не вытерпел и заступился за мать. Отец запер жену в комнате и телевизионным кабелем начал избивать Сергея со словами: «Будешь знать как перечить отцу!». Более ста ударов было нанесено Сергею. Соседи услышали шум в квартире напротив и позвонили в милицию. Когда приехала милиция, она увидела окровавленного Сергея на полу и отца с кабелем в руках.
Те же соседи вызвали скорую помощь, но мальчик скончался до их приезда.
Отец Сергея был осуждён на 20 лет лишения свободы. Но этим невозможно вернуть Сергея к жизни.
13 слайд - 2-я история
– Папа, а почему пиво такое горькое? Я думал, это как лимонад. А оно невкусное. И зачем ты его пьёшь?
– Подрастёшь – узнаешь, – усмехается папа.
Этот диалог я услышал на троллейбусной остановке. Рядом – питейное заведение с вывеской «Пивной зал». Решил заглянуть туда.
В насквозь прокуренном подвале, за деревянными столами, покрытыми рыбными очистками и объедками, идут оживлённые разговоры. Раскрасневшиеся любители более «серьёзного» напитка настороженно осматриваются, пряча запретный стакан, зорко следят, не появился ли милиционер.
Неожиданно из-под стола выкатывается игрушечный грузовик, а за ним появляется его хозяин – румяный карапуз лет пяти-шести.
– Иди сюда, – зовёт его отец и суёт солёную сушку, а сам продолжает прерванный разговор. Мальчик берёт за верёвочку машину и шагает к соседнему столику, где «добрые дяди» уже протягивают ему хвост солёной рыбы…
Увы, дети в пивных – довольно привычная картина. И никого она не смущает. Ну что тут особенного? – рассуждают некоторые. Отправился отец с сыном погулять, зашёл выпить кружечку-другую пива, не бросать же ребёнка на улице?! Пусть поиграет, никто его не тронет.
Но вот в зале появляются милиционеры. Они-то не пройдут мимо! Нет, убедившись, что всё спокойно, дружинники и милиция удаляются.
Стоит ли удивляться, что, став постарше, дети уже сознательно тянутся к кружке, а потом и к рюмке, и горькое пиво кажется уже им вкусным и приятным…
К чему весь этот разговор? Детям, разумеется, не место в пивной. Это должны уяснить прежде всего их родители...
А. Фёдоров, Москва
14 слайд - 3-я история
Здравствуйте!
Уже десять лет я встречаюсь с вами на страницах журнала. Однажды уже писала. Но, оказывается, те мои проблемы были маленькими проблемами. Моей дочери 15 лет. Кратко дам ей поверхностную характеристику: седьмой класс закончила на отлично (все пятёрки), успешно сдала экзамены в гуманитарный класс, сейчас занимается спортом, учится в музыкальной школе. Но вот друзей себе заводит (выбирает)… Её вечно окружают развязные, наглые мальчишки, которые не стесняются при ней ругаться матом, говорить всякие гадости. С другими ей скучно. На все мои запреты отвечает: «Тебе, мамочка, в детстве друзей не выбирали». Сама пыталась найти ей друга. «Фу, он краснеет, он скучный!» запрещала гулять, спокойно сидит дома, а как выйдет на улицу – опять её окружают те же мальчики. Дома она находится в очень благоприятной обстановке. Почему ей нужны только такие друзья, не знаю.
Панина Надежда Юрьевна, г. Тверь
Давайте проведём своеобразный заочный диалог, который, как знать, осуществись он в действительности, возможно, снял бы многие недоразумения у противостоящих друг другу сторон?
15 слайд - Итак, фантазия на тему о том, что можно было бы услышать в ответ, если задавать эти вопросы (можно обыграть).
– Что значит для тебя быть пятнадцатилетней?
– О, я уже хорошо поняла, что я будущая женщина!
– И поэтому ты всё время водишься, как говорят, с компаниями мальчиков!
– А я хочу знать, кто же это они – будущие мужчины?
– Ну и как?
– Они такие разные. Есть нытики и хлюпики, это которые краснеют. Я их не люблю. Это не настоящие мужчины.
– А каков же настоящий мужчина?
– Настоящий? Не знаю ещё. Но думаю такой, который никого не боится, смелый, решительный, в общем, не маменькин сынок.
– А как насчёт ума?
– Ума? Это чтобы в школе учиться? Так мне и моего хватает. Я хорошо учусь, можете у мамы спросить.
– А как мама относится к твоим знакомым мальчикам?
– Да как все мамы, наверное. Ну не их мамы, конечно, а чужие. Она говорит, что они развязные и наглые.
– А тебя их развязность, их мат разве не оскорбляют?
– Знаете, любопытство сильнее. Я потом, когда присмотрюсь, буду выбирать таких, чтобы и матом не ругались, и смелыми были!
– А вдруг не найдёшь?
– Ну, что вы! Мне ещё только пятнадцать. Да и мама поможет.
Остановим здесь воображаемый диктофон, хотя в реальном диалоге остановка скорее всего произошла бы раньше, возможно, с первой фразы.
Почему-то многим родителям трудно узнать, как в действительности взрослеют дети.
7.16 слайд - Размышления по поводу: дети – «За что я уважаю своих родителей», родители – «Я люблю своего ребёнка и…»
8. 17 слайд – Рефлексия
18 слайд – благодарность за сотрудничество
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание по теме Воспитание детей
Стратегии правильного воспитания детей...
Разработка родительского собрания на тему "Толерантность детей и взрослых"
Разработка содержит беседу по теме, разбор ситуации, рекомендации по воспитанию толерантного человека. Форма проведения необычна, поэтому родительское собрание проходит на ура....
конспект родительского собрания на тему: " Агрессивность детей и ее причины"
Конспект родительского собрания о проблеме агрессивности детей и ее причинах...
Родительское собрание "Взаимоотношения родителей и детей"
Одно из главных условий взаимопонимания между родителями и детьми - возможность ребенка чувствовать поддержку своих родителей и знать, что они его принимают вне зависимости от того, ...
Родительское собрание «Родителям о безопасности детей во Всемирной паутине».
«Родителям о безопасности детей во Всемирной паутине».(Родительское собрание) Цель:1. Формирование ответственного отношения...
Тематическое родительское собрание-практикум «Проблемное поведение детей и подростков: как реагировать и что делать?» (или « Позитивная переориентация поведения детей »)
Тематическое родительское собрание-практикум«Проблемное поведение детей и подростков: как реагировать и что делать?»(или « Позитивная переориентация поведения детей »)...