Цели, которые мы выбираем
статья (7 класс) на тему

Золотухина Нина Фёдоровна

Все, что ни делается, делается ради чего-то. Это «что-то», чем бы оно ни было, имеет вполне конкретное обозначение – цель. Взрослые создают семьи, растят детей, работают, дети – учатся. Каждое из этих действий имеет свою цель.

Для чего учатся дети? Для того, чтобы получить необходимый (минимальный) объем знаний, умений и навыков для взрослой жизни. Это та цель, которую ставит перед собой школа, педагог.

Дети в процессе учебы также ставят перед собой какие-то цели. Мною в одном из классов школы был проведен опрос детей на тему «Цель, которой я хочу достичь». В опросе участвовали подростки 12–13 лет (7-й класс).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Беседа с родителями54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Золотухина Н.Ф., классный руководитель, учитель математики школы № 654 Кировского  р-на Санкт-Петербурга

Цели, которые мы выбираем

Беседа с родителями

Все, что ни делается, делается ради чего-то. Это «что-то», чем бы оно ни было, имеет вполне конкретное обозначение – цель. Взрослые создают семьи, растят детей, работают, дети – учатся. Каждое из этих действий имеет свою цель.

Для чего учатся дети? Для того, чтобы получить необходимый (минимальный) объем знаний, умений и навыков для взрослой жизни. Это та цель, которую ставит перед собой школа, педагог.

Дети в процессе учебы также ставят перед собой какие-то цели. Мною в одном из классов школы был проведен опрос детей на тему «Цель, которой я хочу достичь». В опросе участвовали подростки 12–13 лет (7-й класс).

Немного о терминах. Цель – это желаемый результат деятельности. Целеполагание – процесс выбора одной или нескольких целей для управления процессом осуществления идеи. То есть целеполагание – это инструмент, которым нужно уметь пользоваться.

Я попыталась проанализировать ответы подростков по нескольким параметрам. Статистика приводится ниже.

Цели были разделены на несколько категорий:

– конкретные (напр., «Стать профессиональным пианистом к 20 годам» и абстрактные (напр., «Сделать добро для Родины»);

– выполнимые (достижимые) (напр., «Не получать троек по всем предметам»), трудновыполнимые (напр., «Стать прима-балериной») и невыполнимые (недостижимые) (напр., «Убить педофилов, геев, взяточников»);

– личные (напр., «Растянуть тоннель в ухе»), семейные (напр., «Каждый день помогать папе») и общественные (напр., «Ввести в стране смертную казнь»);

– краткосрочные (напр., «На соревнованиях в январе получить 1-е место по художественной гимнастике»), среднесрочные (напр., «Учиться всегда на 4 и 5») и долгосрочные (напр., «В 25 лет иметь свою хорошую семью и двух детей»).

Проанализировав полученные ответы по этим критериям, мною были получены следующие цифры.

Конкретные цели – 27 (87,1 %)

Абстрактные – 4 (12,9 %)

Выполнимые – 16 (51,6 %)

Трудновыполнимые – 19 (32,3 %)

Невыполнимые – 5 (16,1 %)

Личные – 25 (80,6 %)

Семейные – 1 (3,2%)

Общественные – 5 (16,2 %)

Краткосрочные – 11 (35,5%)

Среднесрочные – 7 (22,6 %)

Долгосрочные – 13 (41,9 %)

Полагаю, что абсолютное большинство конкретных целей – показатель положительный, то есть подростки ставят перед собой цели, которых можно добиться. Абстрактные цели – это по большому счету и не цели вовсе, а просто благопожелания. Цели отличаются от них тем, что человек может оказать (и оказывает) конкретное воздействие на действительность для их выполнения.

По второй позиции показатели несколько иные. Лишь половина опрошенных поставили перед собой реально выполнимые задачи (в основном это задачи улучшить результаты по учебе). Трудновыполнимые задачи требуют серьезного финансового обеспечения (путешествия, жить в пентхаузе) либо большого природного таланта и трудолюбия (стать профессиональным пианистом, прима-балериной). Заведомо невыполнимые задачи, какими бы красивыми словами они ни были выражены – всего лишь попытка «отвязаться», дать ответ, который должен «понравиться» учителю.

Третья позиция говорит о том, что целеустремления опрашиваемых в основном направлены на самих себя (таких более 80 процентов), на улучшение жизни общества (16 процентов). Огорчило, что цель улучшить жизнь собственной семьи поставил пред собой только один подросток. А ведь семья – это для ребенка все. Возможно, об этом не задумались практически все опрошенные потому, что считают, что семья и все блага, ею предоставляемые – нечто само собой разумеющееся. Однако такой подход весьма эгоистичен и дает повод задуматься о том, правильно ли оценивается подростком роль собственной семьи.

И по четвертой позиции ответы распределились примерно поровну, хотя большинство (более 40 %) направлено все же на долгосрочную перспективу, более трети – на краткосрочную, и чуть больше 20 % 00 на среднесрочную.

Что хотелось бы отметить.

  1. Практически нет меркантильных целей (три исключения скорее подтверждают правило). Не высказано ни одного желания иметь модные телефоны, ноутбуки, гаджеты.
  2. Конкретные цели составляют абсолютное большинство.
  3. Практически все «общественные» цели – невыполнимы и долгосрочны, это скорее благие пожелания (корреляция между этими тремя показателями совершенно очевидна).
  4. Дважды звучит пожелание «убить» – для этой возрастной группы, тем более для девушек – весьма жестко.
  5. Большинство целей направлены на себя (80 %).
  6. «Семейную» цель высказал единственный подросток. Девушки думают о семье как о своем обязательном будущем, но вряд ли эти цели можно отнести к разряду «семейных» – это цель сделать «хорошо» себе.
  7. Животные упоминаются в двух ответах, хотя этот возраст предполагает более активную любовь к животному миру.
  8. Почти четверть опрошенных считают для себя главными жизненными целями улучшение показателей в учебе, что естественно.
  9. Нашла в ответах отражение и модная ныне экологическая тема (6 %).
  10. Жизненную цель как приобретение профессии, указали 16 % анкетируемых.
  11. Ответы, в той или иной степени связанные с искусством, творчеством, составили 20 %, и это радует.
  12. С другой стороны, о спортивных показателях как об основной своей цели сказал только один человек (для этой возрастной категории спорт является одним из престижных показателей).
  13. Цель улучшить свою внешность назвали 6 % опрошенных.
  14. Финансовая самостоятельность как основная цель была названа таким же количеством подростков.

Опрос проходил в два этапа. После того, как подростки ответили на вопрос о целях, им было предложено конкретизировать их. Выглядело это примерно так: вместо «Учиться лучше» было уточнено: «Учиться на 4 и 5».

Эта маленькая конкретизация – один из приемов, позволяющих добиться выполнения цели.

Как известно, нечетко сформулированная или личностно непринятая цель снижает мотивацию для ее выполнения. Формулировка цели может способствовать или препятствовать ее осуществлению. Анализ обозначенных в анкетах подростков целей показывает, что в большинстве ответов образ желаемого результата неконкретен, не стимулирует мотивацию достижения цели, не связан понятным образом с измерением достижения цели.  

Для того, чтобы достичь обозначенных целей, при их постановке желательно применение известных SMART-критериев при постановке целей (авторство их приписывают Питеру Друкеру) либо критерии рассматриваются как результат практической деятельности в менеджменте. Вместе с тем «расшифровка» этих критериев достаточна широка, что свидетельствует о постоянном выявлении различных аспектов эффективного целеполагания. SMART – это аббревиатура, расшифровывающаяся как S (specific) – конкретность, M (measurable) – измеримость, A (achivable) – достижимость, R (result-oriented) – ориентированность на результат, T (timed) – соотносимость с конкретным сроком.

То есть, говоря проще, цель должна соответствовать вышеуказанным критериям:

  • S - конкретность. Это означает, что цель всегда должна сформулироваться конкретно. Если цель сформулирована общими словами, она становится расплывчатой, что значительно снижает ее мотивацию.
  • M – измеримость. Всякая цель должна иметь измеримые параметры. Без них порой невозможно определить, достигнут ли необходимый результат. Такими параметрами могут стать для подростка занятое место на соревнованиях или на предметной олимпиаде, отсутствие неудовлетворительных оценок, нарушений дисциплины и т.п. Сравните: «Лучше учиться» и «Учиться в этом году только на 4 и 5».
  • A – достижимость. Для ребенка (да и для любого человека вообще) очень важно ставить цели, которых можно реально достичь. Цель – это ориентир в жизни, учебе, спорте, в любой деятельности, и неправильная постановка цели может привести как к успеху, так и к неудаче. Цели не должны быть слишком легкими: ведь нужно учитывать, что достижение этих целей имеет  большое значение для развития подростка. Но нельзя ставить и сверхтрудные задачи – их невыполнение может стать причиной стресса. От целей требуется, чтобы они были в значительной степени амбициозны, трудны и требовали для их реализации больших усилий – только тогда достижение этих целей вызовет повышение самоуважения.
  • R – ориентированность на результат  (Result-oriented). Формулируя цель, педагог (или родители) должны ориентировать подростка прежде всего на на результат, а не на процесс (иначе процесс может никогда не привести к результату). Во-вторых, необходимо иметь в виду позитивный результат.
  • T – соотносимость с конкретным сроком. Достичь цели можно лишь тогда, когда для ее достижения установлен конкретный срок. Это один из наиболее дисциплинирующих моментов.

Итак, на основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

В беседах с детьми (неважно, беседует ли с подростком педагог или родители) если речь заходит о жизненных целях, важно научить подростка правильно эти цели ставить. Сложные, многоаспектные и долгосрочные цели нужно научить разделять на несколько целей «поменьше», на несколько ступенек, подъем на каждую из которых и будет путем к достижению этой большой цели.

Цель всегда должна быть конкретной. К примеру, цель «помогать Родине» сама по себе, безусловно, благая, но неконкретная. Нужно научить подростка видеть за абстрактными понятиями конкретику. Собственно – помогать Родине – это делать лучше жизнь и свою, и окружающих. Хотя бы не мусорить на улице, перевести старушку через перекресток, подарить уже ненужные вещи, одежду, игрушки тем, кому они нужны и кто не имеет возможности приобрести новое. Помогать Родине – это значить помогать конкретным людям.

Лучше всего в качестве цели указывать конкретный результат, по крайней мере, такой, который можно было бы оценить и измерить.

Не стоит ставить перед собой невыполнимых целей. Это означает просто уйти от решения вопроса. Но и легкодостижимые цели – всего лишь уловка, которая никак не поможет подрастающему человеку самоутвердиться, воспитать уверенность в себе. Вот если задача была поставлена трудная (допустим, получение разряда по какому-то виду спорта) и достигнута им – это реальный повод гордиться… и ставить перед собой следующую цель.

Цель должна быть позитивной. Тренироваться не для того, чтобы «побить хулигана Квакина», а для того, чтобы в случае необходимости «суметь защитить себя и заступиться за слабого».

Цель должна ставиться так, чтобы можно было проконтролировать срок ее исполнения. Иначе замечательная цель «научиться вычислять площадь треугольника» может растянуться до пенсии… И в жизни уже не останется времени для других целей.

Литература

  1. Бурмистров А.Н. Дерево целей: записка для преподавателя учебного видеокейса. – СПб.: Решение: учебное видео, 2007. – 35 с.
  2. Жилинская А.В. Анализ трудностей целеполагания у старших подростков // Психологическая наука и образование [Электронный журнал]. – 2010. – № 2. – Режим доступа: http://www.psyedu.ru/files/articles/1769/pdf_version.pdf. – 12 с.
  3. Исламгулова С.К. Проектирование целеполагания как системообразующий компонент организации педагогической деятельности // Человек и образование. – 2008. – № 3 (16). – С. 10–14.
  4. Конюхова Т.В., Конюхова Е.Т. Социально-психологический контекст целеполагания субъекта // Известия Томского государственного университета. – 2011. – Т. 319. – № 6. – С. 157–162.
  5. Программа внутришкольного повышения квалификации педагогов «Технология формирования компетентности целеполагания». – СПб.: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 350 Невского района Санкт-Петербурга», 2013. – 76 с.
  6. Сиденко Е.А. Мастер-класс: «Целеполагание: от осмысления к деятельности» // Эксперимент и инновации в школе. – 2010. – № 5. – С. 42–48.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Дороги, которые мы выбираем…"

Ни я, ни кто другой не можетПройти эту дорогу за вас,Вы должны пройти ее сами.                      Уолт Уитмен...

Вики-проект "Дороги,которые мы выбираем" для 9 класса

Для эффективной работы по английскому языку учителя могут использовать ИКТ.Создание проекта трудоемкое дело, поэтому хочу поделиться опытом работы над стартовой презентацией, созданной учителями на ку...

Вики-проект "Дороги,которые мы выбираем" для 9 класса

Этот продукт  -двуязычный коммуникативный проект- создан учителями английского языка на курсах Intel- обучение для будущего. Так как создание проекта дело трудоемкое,хочется поделиться стартовой ...

Классный час "Пути, которые мы выбираем"

Классный час для 9 класса о нравственных ценностях, путях выбора жизненного пути подростков с использованием фрагментов беседы с патриархом  Алексием II....

Сценарий классного часа по теме "Дороги, которые мы выбираем" (материал подходит для проведения урока мужества)

Классный час по этому сценарию проводился во время  Публичного отчёта школы в рамках проекта "Созвездие воинской славы": "Памями Дмитрия Рябинкина посвящается" в 2008году...

Классный час "Дорога, которую мы выбираем"

Открытый классный час в 9б классе в рамках районного конкурса «Самый классный классный» - январь 2012 года...

Классный час для 11 класса "Профессии, которые мы выбираем"

Цели: познакомить учащихся с приоритетами интересов в получении профессий; формировать у старшеклассников культуру понимания выбора профессии....