Детская агрессивность.
методическая разработка (6 класс) на тему

Кузнецова Наталия Петровна
Форма проведения -  "круглый стол" — родительское собрание в 6 классе.
Цель: интеграция воспитательных усилий семьи и школы в формировании подрастающей личности.
Задачи:
обсудить причины возникновения проблем во взаимоотношениях детей со взрослыми и наметить пути их решения;
предложить практические рекомендации родителям по разрешению конфликтных ситуаций, связанных с агрессивными, спонтанными реакциями подростков, вызванными сомнениями в собственной значимости для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon detskaya_agressivnost_1.zip283.4 КБ

Предварительный просмотр:

Детская агрессивность.

Форма проведения -  "круглый стол" — родительское собрание в 6 классе.

Цель: интеграция воспитательных усилий семьи и школы в формировании подрастающей личности.

Задачи:

  • обсудить причины возникновения проблем во взаимоотношениях детей со взрослыми и наметить пути их решения;
  • предложить практические рекомендации родителям по разрешению конфликтных ситуаций, связанных с агрессивными, спонтанными реакциями подростков, вызванными сомнениями в собственной значимости для родителей.

Подготовка к беседе: расположение родителей (12-16 человек) за круглым столом (или в группах, близких друг другу), листочки и ручки, памятки и типичные фразы родителям, жетоны для этапа рефлексии.

Литература:

  1. Борба М. Нет плохому поведению. М., 2006
  2. Вачков И. Королевство разорванных связей. М., 2001
  3. Свердлова О. Вы любите меня? // Воспитание школьников. 2008. №1.
  4. Черных О.Г., Малюгина В.А. Родительские собрания: 8 класс. М.: ВАКО, 2008.

I. Вступительное слово учителя. (СЛАЙД 1)

Многие дети в подростковом возрасте сильно меняются и еще не обладают навыком мирно решать конфликты. Следствием этих конфликтов становятся нервозность детей, неспособность долго выдерживать напряжение, привычка к агрессии. Ласковые, спокойные, послушные вдруг превращаются в неуправляемых и грубых. Грубость, непослушание сильнее всего ранят и обижают родителей. Враждебность, замкнутость подростков пугают и настораживают. 

Именно поэтому предлагаю вам обсудить, что такое агрессия и разобраться в причинах ее возникновения, обсудить проблемы во взаимоотношениях детей со взрослыми и вместе  наметить пути решения данной проблемы.

 Уважаемые родители, как вы понимаете слово «агрессия»?  Как она может проявляться? (Агрессия - поведение, противоречащее нормам сосуществования людей).

              Психологи выделяют несколько видов агрессивных реакций:

физическая агрессия – использование физической силы против другого лица;

вербальная – выражение негативных чувств через словесное содержание (угрозы, проклятия) и через форму (визг, крик);

косвенная – агрессия ни на кого не направленная;

раздражение – готовность, при малейшем возбуждении, к проявлению негативных чувств (вспыльчивость, грубость);

обида – зависть и ненависть к окружающим за реальные или вымышленные действия;

подозрительность – недоверие или убеждение в том, что другие люди планируют и приносят вред;

негативизм – открытое проявление недовольства чем-либо или кем-либо.

        Согласитесь, что  мы можем столкнуться с  явлением агрессии не только  в своей квартире, но и на улице (в транспорте, в магазине и т.п.)).

 И понятно одно – что  бороться с этим злом нужно! Но  давайте разберемся в причинах его возникновения.

Каковы же причины вызывающего поведения подростков? (выслушиваются мнения родителей, учитель пишет на доске)

1) неуверенность в себе

2) тревожность, сомнения в собственной значимости для родителей, друзей

3) стремлением к лидерству и компенсация  повышенной тревожности через агрессию

4) агрессия в ответ на агрессию

5) взаимоотношения родителей

II. Слово учителя.

Психологи утверждают, что причины кроются в следующем: СЛАЙД 2

1. Детям не хватает внимания взрослых, которые вечно заняты. "Отстань!", "Не лезь!", "Не приставай!", "Надоел!" - часто слышит подросток. Семья не обеспечивает психологического комфорта, любви, поддержки, и подростки стремятся к лидерству среди своих сверстников.

2. Высокий уровень тревожности.  В семье неправильно оценивают возможности ребенка: либо занижают возможности и способности ("Ничего хорошего из тебя не получится!  Все равно не сможешь справиться с этим заданием"), либо завышают, когда родители ожидают очень высоких результатов, показывают повышенную обеспокоенность проблемами успеваемости, а подросток не может соответствовать родительским ожиданиям.

3. Многим подросткам трудно совладать со своим холерическим темпераментом. Такие дети нарушают дисциплину несознательно.

4. Отсутствие душевной близости с родителями гонит подростка из дома во двор, заставляет искать понимания с другими подростками или взрослыми.

Я бы хотела сегодня поговорить с вами о  тревожности, вызванной  сомнениями  в собственной значимости для родителей.

- Почему же ребенок может сомневаться в собственной значимости?

    Родители должны помнить, что ребенок воспитывается не только и не столько в процессе проводимых специально занятий, сколько всем укладом жизни семьи, той нравственной, духовной, социальной атмосферой, которая царит в ней, характером и системой взаимоотношений между родителями, родителями и детьми. Здесь все имеет значение: как разговаривают отец с матерью, что и как они говорят об окружающих, о своей работе и сослуживцах, родственниках и знакомых, какой порядок поддерживается в доме, как относятся к своим обязанностям и многое другое, из чего состоит жизнь семьи.

      Существует два важных фактора, которые позитивно или негативно влияют на формирование детской агрессивности: расположение и неприятие. (СЛАЙД 3)

       Мы сможем помочь ребенку, если он чувствует и понимает, что педагоги и родители понимают его проблемы и принимают его таким, какой он есть. Только тогда ребенок будет открыт для общения и пожелает изменить свое негативное поведение.

Как найти правильную линию поведения по отношению к подростку? Принять правильное решение в той или иной ситуации?

III. Ситуативное упражнение.

Попробуйте на минуту почувствовать себя подростком. Какие слова они чаще всего слышат в школе и дома? (родители на листочках пишут свои обращения к ребенку).

А теперь посмотрите на экран (видеоролик «Это так похоже на маму»)

Есть ли те, кто услышал в словах героини свои фразы?

От учителей и от родителей они слышат примерно следующее: "Ты должен хорошо учиться!", "Ты должен думать о будущем!", "Ты должен уважать старших!", "Ты должен слушаться учителей и родителей!".

Почти нет обращений, построенных в модальности возможного: "Ты можешь:"; "Ты имеешь право...", "Тебе интересно..."

А теперь перейдите в позицию учителя или родителя. Что они говорят о себе, обращаясь к подростку или юноше? А говорят они следующее: "Я могу тебя наказать...", "У меня есть полное право...", "Я старше и умнее..."

Что же получается в результате? Чем чреваты такие обращения к подростку?

 (Ребята понимают, что они "не могут ничего" для них - одни запреты, а взрослые - "могут все", у них - полная свобода действий. Эта очевидная несправедливость обостряет взаимодействия их со взрослыми и в ряде случаев выступает причиной конфликтов. Слова "должен", "обязан" вызывают у подростков тревожные стрессовые состояния, страх оказаться несостоятельным и не "вытянуть" возложенной на них ноши долга.)

Какие пути решения данной проблемы вы можете предложить? (свести к минимуму подобные словесные заявления, изменить свое обращение к ребенку, выслушивать до конца, одобрительно улыбаться, выражать свою поддержку и поощрение не только словами (это могут быть улыбка, похлопывание по плечу,  кивок головой,  взгляд в глаза, прикосновение к детской руке)).

IV. «Давайте потренируемся!» 

Каждому из Вас я раздам типичные фразы учителей и родителей. А вы предложите другие, более мягкие и позитивные формулировки, при сохранении общего смысла высказывания (на разрезанных листочках дать каждому родителю типичную  фразу(всего фраз 11, у кого-то могут повторяться – в зависимости от количества родителей).

Типичная фраза

Как необходимо говорить

"Ты должен учиться!"

"Я уверен(-а), что ты можешь хорошо учиться"

"Ты должен думать о будущем!"

"Интересно, каким человеком ты хотел бы стать? Какую профессию планируешь выбрать?"

"Ты должен уважать старших!"

"Ты знаешь: уважение к старшим - это элемент общей культуры человека"

"Ты должен слушаться учителей и родителей!"

"Конечно, ты можешь иметь собственное мнение, но к мнению старших полезно прислушиваться"

"Лжец", "Ты опять врешь!"

"Мне жаль, что я опять выслушиваю неправду", "Мне не нравится, когда меня обманывают. Постарайся больше так не делать"

"Мы в твои годы жили гораздо хуже!"

Мне кажется, тебе стоит ценить то, что у тебя есть. Не все имеют такую возможность…

"Ты должен ценить заботу старших".

Конечно, твое мнение важно, но забота близких о тебе говорит лишь о любви к тебе.

"Сколько можно бездельничать! Ты должен, наконец, заняться учебой!"

Думаю, что если ты будешь ценить знания и постараешься стать разносторонним и умным человеком, у тебя будет много друзей, т.к. общаться со знающими людьми гораздо приятнее, чем с глупыми.

"Ты постоянно срываешь уроки! Ты должен сидеть спокойно и внимательно слушать!"

Я понимаю, что ты интересная личность, которая ищет общения, но ты станешь еще более интересным для людей, если узнаешь что-то новое, чем сможешь поделиться…

"Кто из вас разбил стекло в классе? Ты должен говорить правду!"

Человека красит слово и дело. Честность – одно из тех качеств личности, которое присуще разумному человеку. Если человек честен, он вырос и стал взрослым!

"Давай дневник, проверим, что у тебя там! Ты должен всегда показывать мне дневник!"

Не хотелось бы тебе поделиться со мной своими успехами в учебе?  Думаю, что отметки в дневнике меня должны только обрадовать…

 (Родители предлагают свои варианты и озвучивают вслух)

          Я уверена теперь, что ребенок каждого из вас увидит, что вы его понимаете и поддерживаете.

Уважаемые родители, а когда вам плохо, когда гнев пытается вырваться наружу,  когда вы хотите избавиться от пугающих воздействий обиды, подозрительности, раздражения, как вы лично справляетесь со своей тревожностью, раздражением? (кто-то разбивает тарелку, кто-то кричит, кто-то глубоко вздыхает, Дыхание на счет 1 – 2 – 3 (вдох – пауза – выдох)

В дополнение могу только добавить информацию о таких приемах:

Прием.  Постарайтесь показать вашему ребенку, что вы его понимаете.  

Как это сделать? (демонстрируйте ребенку, что вы слышите то, что он говорит  (например, словами "да", "угу", вопросами "а что потом?", "и что же?" и т. д.)).

 Прием. Выбирайте правильный тон для ваших ответов. Помните, что тон голоса связан со смыслом ваших слов. Выбирайте верный тон и не отвечайте безапелляционно или саркастично - дети могут расценивать это как пренебрежение к своей личности.

Прием. Используйте одобрительные фразы для поддержания разговора и показывайте вашу заинтересованность в нем. Для этого подойдут короткие фразы, показывающие ваше эмоциональное отношение к обсуждаемой теме, например: "Вот это да!", "Да ну, не может быть!" и т. п.

V. Заключительное слово учителя.

Мы поговорили о проблемном  поведении подростков, проанализировали причины такого поведения, нашли пути решения данной проблемы. Но много вопросов остается без ответов, найти которые можно в литературе, рекомендованной психологами и педагогами.

Но "только не надо думать, что правильное воспитание столь трудно, что большинству людей совершенно недоступно. По своей трудности это дело доступно каждому человеку. Хорошо воспитать ребёнка может каждый, если он этого действительно хочет, кроме того, это дело приятное, радостное счастливое".

А в заключение нашей беседы я хотела бы вручить Вам на память такое стихотворение  - памятку – своеобразный монолог ребенка (СЛАЙД 4):

Чем проповедь выслушивать,

Мне лучше бы взглянуть,

И лучше проводить меня,

Чем указать мне путь.

Глаза умнее слуха,

Поймут все без труда.

Слова порой запутаны,

Пример же – никогда.

Тот лучший проповедник –

Кто веру в жизнь провел.

Добро увидеть в действии –

Вот лучшая из школ.

И если все мне показать –

Я выучу урок.

Понятней мне движенье рук,

Чем быстрых слов поток.

Должно быть, можно верить

И мыслям и словам,

Но я уж лучше погляжу,

Что делаешь ты сам,

Вдруг я неправильно пойму

твой правильный совет,

Зато пойму, как ты живешь –

По правде или нет.

Рефлексия.

Учитель: Мне очень  приятно, что мы вместе с вами наметили пути прощения, надеюсь, что каждый из вас с пользой провел время. Благодарю вас за эти минуты общения. Спасибо! СЛАЙД 6 

Типичная фраза

Как необходимо говорить

"Ты должен учиться!"

"Ты должен думать о будущем!"

"Ты должен уважать старших!"

"Ты должен слушаться учителей и родителей!"

"Лжец", "Ты опять врешь!"

"Мы в твои годы жили гораздо хуже!"

"Ты должен ценить заботу старших".

"Сколько можно бездельничать! Ты должен, наконец, заняться учебой!"

"Ты постоянно срываешь уроки! Ты должен сидеть спокойно и

внимательно слушать!"

"Кто из вас разбил стекло в классе? Ты должен говорить правду!"

"Давай дневник, проверим, что у тебя там! Ты должен всегда показывать мне дневник!"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей по предупреждению детской агрессивности

Материал для родителей по предупреждению детской агрессивности...

Детская агрессивность

Беседа с родителями на собрании....

Детская агрессивность и способы её преодоления

 Детство— период активной социа­лизации личности, когда происхо­дит овладение нормами поведения, не все из которых, к сожалению, можно признать социально одобряемыми. Среди них — детская агрессия. ...

Родительское собрание "Детская агрессивность"

  Родительское собрание. Лекция,  компьютерная презентация, приложение 1.Тема: Детская агрессивность....

Детская агрессивность и ее причины

Материал для родителей...

Памятка для родителей по предупреждению детской агрессивности

Советы родителям  от педагога - психолога...