Программа "Сотрудничество"
классный час (9 класс) на тему
Работа по взаимодействию семьи и школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
http://nsportal.ru/tyurina-antonina-vasilevna-программа | 306.5 КБ |
programma_sotrudnichestvo.doc | 306.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа взаимодействия семьи и школы «Сотрудничество»
Разработала классный руководитель Тюрина А.В.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспорт программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……………..2
2. Пояснительная записка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . ………... ...4
3. Цель, основные задачи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……………. 5
4. Правовое обеспечение программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………….... 6
5. Ресурсное обеспечение программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. …………...6
6. Достоинства программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………….7
7. Краткое содержание программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………… 8
8. Механизм реализации программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………..12
9. Этапы и сроки реализации программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………...13
10. Основные мероприятия по реализации программы .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……………14
11. Ожидаемые конечные результаты программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………….16
12. Критерии эффективности программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………….. 18
Наименование программы | «Семья каждому нужна». |
Автор программы | Тюрина Антонина Васильевна, учитель русского языка и литературы |
Руководитель программы | Тюрина Антонина Васильевна, учитель русского языка и литературы |
Юридический адрес партнера Телефон/факс | 628615 Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, город Нижневартовск, ул.Мира д3,кв 4 8 (3466) 25-07-17 |
Электронный адрес | мosh25@list.ru |
Проблемы, способствующие разработке программы | Социальная безответственность семей. Наличие семей и детей, находящихся в социально-незащищенном и социально опасном положении. Негативное воздействие семьи на подрастающее поколение из-за отсутствия позитивных, нравственно здоровых ориентиров. Низкий уровень духовного, нравственного потенциала подростков. Ухудшение физического и психического здоровья подрастающего поколения. Недостаточное обеспечение педагогической и психологической поддержки проблемных семей. |
Цель программы | Создание оптимальных условий взаимодействия школы и семьи для более полного вовлечения родителей в воспитание учащихся, формирования социальной ответственности родителей за развитие ребенка. |
Задачи программы |
|
Основные направления программы |
|
Место реализации | Муниципальное бюджетное образовательное учреждение вечерняя(сменная) СОШ№3 |
Сроки реализации | 2013 – 2016 годы |
Прогнозируемые результаты реализации программы | 1. Сокращение числа семей, находящихся в социально опасном положении. 2. Проявление солидарности и сплоченности родителей и школы в вопросах обучения и воспитания учащихся. 3. Сформированность потребности родителей в повышение своей общей и воспитательной культуры. 4. Повышение влияния школы и общественности на позицию родителей в воспитании детей. 5. Тесное сотрудничество семьи, школы и других общественных организаций в воспитании обучающихся. |
Социальные эффекты реализации программы | 1. Увеличение количества семей с позитивными, нравственно здоровыми ориентирами. 2. Повышение ответственности родителей за воспитание школьников. 3. Повышение конкурентоспособности учебного учреждений в образовательном пространстве города 4. Обеспечение открытого характера управления развитием школы как «Модели школы вариативного обучения, социальной адаптации и самореализации личности». |
Основные способы получения результатов реализации программы | Статистические Экспертные (экспертиза качества проведения мероприятий в школе, активности участия родителей и др.) Социологические (анкетирование, опросы через школьные сайты, интервью) |
Пояснительная записка.
Важнейшая социальная функция семьи – воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения. Однако в последнее время взаимодействие семьи и школы характеризуется как кризисное. В наше непростое время семья нередко становится той средой, где под влиянием процессов, происходящих в обществе, формируется злобность, агрессивность, ненависть по отношению к тем, кто живет и мыслит не так, как прежде.
Ребёнок впитывает эту семейную социально-этническую неприязнь.
Тревожит педагогическая безграмотность родителей, не владея в достаточной степени знанием возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, зачастую осуществляют воспитание вслепую, интуитивным в лучшем случае, в худшем – не занимаются воспитанием совсем. Особенно осложнен процесс воспитания личности в тех семьях, где пьянство, иждивенчество, полукриминальный образ жизни родителей оказываются превалирующими факторами влияния на ребёнка. Наряду с такой категорией семей, есть более благополучные родители, которые рассматривают школу как комфортную камеру хранения для своих детей. Им приходится работать, им некогда заниматься собственными детьми, надеясь, что в школе ребенок находится под присмотром и что он огражден от всех негативных явлений жизни.
Самоустранение семьи от воспитательной роли приводит к конфликтным ситуациям не только в семье, а приводит к противостоянию со школой.
По экспертной оценке несовершеннолетние правонарушители происходят из неполных семей, семей социально-безответственных. Рассматривая и анализируя проблемы семейного воспитания несовершеннолетних учащихся вечерней школы, образовательное учреждение может оказать влияние на поведение родителей, на их отношение к воспитанию детей.
Программа «Семья каждому нужна» по работе с семьей направлена на повышение ответственности родителей за обучение и воспитание детей, психологическую помощь и содействие родителям, активное социальное взаимодействие со школой и социальными институтами города.
Программа представляет собой комплекс мероприятий, направленных на:
- - создание доброжелательной атмосферы, располагающей к диалогу
- - выявление семей, нуждающихся в психолого-педагогическом просвещении
- - осознание родителями значимости своей родительской деятельности, в появлении родительской ответственности за детей
- - работу школы с семьёй и органами государственно-общественного управления
- - включение родителей в жизнь школы в качестве полноправных субъектов образовательной и воспитательной деятельности
- - информационно-просветительская работа и формирование информационной культуры родителей.
Программа построена по принципу, позволяющему корректировать содержание работы по привлечению родителей в школу, повышению ответственности за воспитание детей, созданию условий для реализации родителями своих прав в полном объёме, повышение их воспитательной культуры.
Работа с родителями рассматривается как приоритетное направление образовательной деятельности школы и гармонично вливается в учебно-воспитательный процесс.
В работу по реализации программы включены следующие субъекты воспитания:
- Педагоги
- Дети
- Родители
- Управляющий совет школы
- Школьный совет общественного мнения
- Департамент образования администрации города Нижневартовска
- Общественные профилактические организации
- Общественные институты
- Международный акт в области защиты прав детства - «Конвенция о правах ребенка».
- Федеральный закон «Об образовании».
- Семейный кодекс Российской Федерации.
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
- Гражданский кодекс Российской Федерации.
- «Об основных направлениях государственной семейной политики» (Указ Президента РФ от 14.05.96 № 712 с изменениями от 05.10.02).
- Закон «О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре».
- Устав МБОУ В(С)ОШ№3
Материально-техническая оснащенность
МБОУ В(сСОШ.№3
Школа оснащена необходимым современным оборудованием в соответствии с противопожарными и санитарно-гигиеническими требованиями.
Кроме учебных кабинетов имеется медицинский блок: процедурный кабинет, кабинет профосмотра.
Сопутствующие кабинеты:
- актовый зал;
- спортивный зал, зал ЛФК;
- кабинеты социального педагога и психолога для коррекционных занятий;
- читальный зал библиотеки.
Библиотека оснащена периодическими изданиями с учётом современных задач учебно-воспитательного процесса, учебными пособиями, педагогической и методической литературой для педагогических работников (не в полной мере). Создан фонд видеотеки и медиатеки. Имеются сайт школы и адрес электронной почты mosh25@list.ru.
Кадровое обеспечение программы:
Школа укомплектована высоко квалифицированными кадрами, имеет стабильный педагогический коллектив.
МБОУ «СОШ №25» укомплектована кадрами на 100% от штатного расписания, имеет стабильный, высокообразованный (все учителя школы имеют высшее образование), работоспособный преподавательский коллектив (средний возраст педагогического коллектива 43 года).
Данная программа «Семья каждому нужна» обеспечивает:
- ответственность семьи за ребенка, полноценное развитие партнерских отношений с родителями, детьми и школой
- реализацию родителями своих прав в полном объеме, воспитание культуры семейной жизни
- участие школы в восстановлении семейных контактов в проблемных семьях
- работу с семьями по проблемам их взаимоотношения с детьми.
Настоящая программа определяет основные направления деятельности по сотрудничеству с семьей на деловой основе, создании доброжелательной атмосферы, располагающей к диалогу и решению проблем воспитания ребенка в семье и школе, солидарность с учителями, помощь семье и учащимся.
Учитывая контингент учащихся школы, усилия администрации школы и педагогического коллектива направлены на реализацию целей:
- Совершенствование организации взаимодействия с семьями разного типа.
- Ознакомление родителей с особенностями обучения в вечерней школе.
- Соблюдение прав ребенка, сохранение здоровья, психологическая поддержка детей.
- Позитивное воздействие социокультурной среды на семью.
- Позитивное влияние на «проблемные семьи».
- Предупреждение негативных тенденций в семье, связанных с воспитанием детей.
- Проявление родительской солидарности и сплоченности в сотрудничестве со школой.
- Принцип научности
- Принцип объективности
- Принцип единства воспитательной и образовательной среды
- Принцип социальной активности
- Принцип мотивированности
- Принцип индивидуализации
- Принцип взаимодействия
1. Педагогика сотрудничества с родителями, основанная на товариществе, взаимоуважении, взаимопомощи, коллективизма. Семья – наш союзник в воспитании и обучении детей.
2. Методика КОС (коммуникативных и организаторских способностей).
3. Методика выявления внутрисемейных установок родителей.
4. Методика изучения особенностей семейного воспитания.
- Воспитательная
- Оздоровительная
- Духовно-нравственная
- Бытовая
- Трудовая
- Охранно-защитная
- Досугово-творческая.
- Научно-методическое и информационно статистическое обеспечение решения проблем взаимодействия с родителями.
- Участие родителей в общественно-педагогической жизни школы.
- Обучение и консультационная помощь родителям в воспитании и обучении детей.
- Предупреждение негативных тенденций в семье, связанных с воспитанием ребёнка.
В управлении реализацией программы используются:
- блоки программ:
- «Формирование творчески активной и нравственно-здоровой личности».
- «Юная леди».
- «Допризывная подготовка – один из приоритетов социально значимого образа жизни обучающихся».
- Программа психологической поддержки юношей допризывного возраста.
- «Активизация профессионального и личностного самоопределения».
- Программа по профориентации обучающихся.
- Программа летнего отдыха «Созвездие».
- «Содружество» по обмену опытом между педагогами образовательных учреждений МБОУ «СОШ № 13» и МБОУ «СОШ №25».
- «Сотрудничество» по обмену опытом между МОСШ № 17 и МБОУ «СОШ №25» по формированию духовно-нравственного потенциала школьников.
- традиции школы:
- Проведение встреч родителей с представителями общественных организаций и социальных институтов.
- Заседания Управляющего совета, Совета профилактики, школьного совета общественного мнения.
- Проведение торжественных линеек, посвященных «Дню знаний», «Международному дню 8 Марта», «Дню защитника Отечества», «Последнему звонку».
- Совместное участие со школой в различных акциях, мероприятиях, митингах.
- Выезды на природу, организация досуга.
- Организация работы пришкольного летнего лагеря «Созвездие».
Структура взаимодействия МБОУ «В СОШ №3» с учреждениями города
Механизм реализации Программы.
Механизм реализации Программы осуществляется по следующим направлениям:
ЭТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
(2013-2016 годы)
I. Организационно-управленческий этап (2013-2014 гг.)
Проведение работы по выявлению проблемных семей, изучение позиции родителей по отношению к школе, обеспечение безопасности и защищённости учащихся, организация работы педагогического коллектива по вопросам сотрудничества семьи со школой.
II. Этап реализации (2014 – 2015 годы)
Создание банка данных о семьях. Проведение информационно-просветительской работы среди родителей с целью оказания помощи детям «группы риска» и их семьям. Привлечение социальных институтов к проблемам семей, активное взаимодействие и привлечение родителей в школу. Организация обучения родителей, оказание помощи родителям в решении конфликтных ситуаций в семье и в школе.
III. Аналитико-коррекционный этап (2015-2016гг.)
- Подведение итогов реализации Программы.
- Социально-педагогический анализ по направлениям Программы.
- Обобщение и систематизация работы по Программе.
- Создание единой системы мониторинга работы по взаимодействию с семьями.
- Создание методических рекомендаций для родителей.
| |||
№ | Содержание мероприятий | Сроки | Ответственные |
1 | Изучение социального статуса и вида семей с целью выявления их возможностей по воспитанию детей. | Сентябрь | Зам. директора по УВР, соц. педагоги, классные руководители |
2 | Комплексное обследование социально бытовых условий проблемных семей. | Сентябрь - октябрь | Зам. директора по УВР, соц. педагоги, классные руководители |
3 | Составление социального паспорта семей. | Октябрь - ноябрь | Зам. директора по УВР, соц. педагоги, классные руководители |
4 | Организация работы педагогического коллектива по оказанию помощи семьям в воспитании и обучении учащихся. | Сентябрь – май | Зам. директора, руководители МО, классные руководители. |
5. | Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс. | Сентябрь – май | Зам. директора, руководители МО, классные руководители. |
6 | Организация работы по проблеме профилактики семейного неблагополучия. | Сентябрь – май | Зам. директора, руководители МО, классные руководители. |
7 | Разработка тематического лектория по формированию общей и воспитательной культуры родителей. | Октябрь | Зам. директора по УВР, МР |
8 | Подготовка кадров для работы с проблемными семьями и семьями социально-безответственных родителей. | Октябрь | Администрации школы. |
9 | Создать методические рекомендации по работе с семьёй. | Сентябрь – май | Зам. директора по МР, руководители МО, соц. педагоги |
| |||
1 | Разработка индивидуальных карт наблюдения за семьями. Создание Портфолио семьи. | Октябрь ежегодно | Зам. директора по УВР, соц. педагоги, классные руководители |
2 | Организация профилактической работы с учащимися и семьями. | Октябрь ежегодно | Зам. директора по УВР, соц. педагоги, классные руководители |
3 | Индивидуальная коррекционная работа с родителями по устранению нарушений в межличностных внутрисемейных отношениях. | В течение учебного года | Зам. директора по УВР, соц. педагоги, психолог |
4 | Психолого-педагогический всеобуч родителей «Родители начинают с себя». | Март – апрель | Зам. директора по УВР, соц. педагоги, психолог |
5 | Круглый стол «Использование программ «Волна», «Сталкер» в работе с семьями». | Октябрь | Зам. директора по УВР, соц. педагоги, психолог |
6 | Родительский лекторий по изучению законодательства о браке, семье. | Январь | Зам. директора по УВР, психолог |
7 | Родительская академия «Защитим детей вместе» (специальные вопросы гигиены, профилактика алкоголизма и наркомании). | В течение года | Зам. директора по УВР, соц. педагоги, классные руководители |
8 | Психологический практикум «Психологический климат в семье». | в течение года | Зам. директора по УВР, психолог, классные руководители |
9 | Правовой лекторий «Я в ответе за своего ребенка» (совместно с КДН). | В течение года | Зам. директора по УВР, соц. педагоги, классные руководители |
10 | Педагогическая школа для родителей: конференция «Наш трудный подросток», «Роль родителей в воспитании детей» (совместно с Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, уголовной исполнительской инспекцией). | В течение года | Зам. директора по УВР, соц. педагоги, классные руководители |
11 | Индивидуальное психолого-педагогическое консультирование родителей по вопросам отклоняющегося поведения детей. | В течение учебного года | Психолог, соц. педагоги, классные руководители |
12 | Индивидуальная работа с семьями «группы риска» (консультирование, патронаж, социальная помощь и др.). | В течение учебного года | Психолог, соц. педагоги, классные руководители |
13 | Организация летнего лагеря отдыха и трудовой занятости «Островок надежды». | Июнь-август | Директор школы |
| |||
1 | Коллективные творческие дела. Участие в мероприятиях, акциях, соревнованиях «Папа, мама, я – дружная семья. | Ноябрь, март | Зам. директора по УВР, классные руководители |
2 | Практикумы: «ЗОЖ – позиция каждого», «Как общаться с трудным подростком» (применение психодраматических техник в работе с детьми «группы риска»). | . | Зам. директора по УВР, соц. педагоги, психолог, фельдшер, классные руководители |
3 | Круглый стол «Воспитание без жестокости». | Сентябрь | Зам. директора по МР, руководитель МО классных руководителей |
4 | Выпуск методических материалов в помощь родителям по воспитанию детей. | Апрель | Администрация школы |
5 | Публикации статей в СМИ из опыта работы с семьями подростков «группы риска». | Зам. директора по МР, соц. педагоги. |
Ожидаемые результаты
Задачи | Средства реализации | Ожидаемый результат |
Учёт особенностей позиции родителей по отношению к школе и воспитанию детей. Изучение условий и микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей детей и родителей. | Изучение социума семей различного типа. Выявление проблемных семей, семей неполных, оказывающих влияние на воспитание ребёнка. Изучение семей с целью выявления их ресурсных возможностей. Организация работы социально-психологической службы и классных руководителей по проблеме обучения учащихся и профилактики правонарушений несовершеннолетних учащихся. | •Составление социального педагогического паспорта семей. •Система работы классных руководителей по проблеме профилактики правонарушений несовершеннолетних учащихся. |
Формирование потребности родителей в повышении своей общей воспитательной культуры. | Изучение с родителями учащихся законодательства о браке, семье, специальных вопросов гигиены. Правовой лекторий «Я в ответе за своего ребенка» (совместно с КДН). Педагогическая школа для родителей: конференция «Наш трудный подросток», «Роль родителей в воспитании детей» (совместно с Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, уголовной исполнительской инспекцией). | •Получение специальных знаний в области этики и психологии семейной жизни. •Присутствие эмоционального и доверительного общения родителей и детей. •Достаточный уровень приобретения ценностей семейной жизни. •Увеличение доли семей с достаточным уровнем приобретенных ценностей семейной жизни. •Сформированность осознанного профессионального самоопределения выпускников. |
Предупреждение негативных тенденций в семье, связанных с безопасностью и защищённостью детей. | Организация профилактической работы с учащимися и семьями. Индивидуальное психолого-педагогическое консультирование родителей по вопросам отклоняющегося поведения детей. Психолого-педагогический всеобуч родителей «Родители начинают с себя». Родительская академия «Защитим детей вместе» (специальные вопросы гигиены, профилактика алкоголизма и наркомании). Психологический практикум «Психологический климат в семье». Мастер-класс «Личностная модель хорошего семьянина». | •Повышение социально-педагогической культуры родителей. •Увеличение интенсивности взаимодействия родителей со школой. •Согласованность педагогических действий родителей в воспитании ребёнка, отсутствие физической расправы над детьми. •Увеличение доли семей с положительным психологическим климатом. •Отсутствие учащихся, покинувших семьи. |
Создание системы действенной психологической и социально-педагогической помощи. | Коррекция совместных планов с Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, городскими отделами милиции, уголовной исполнительской инспекцией, центром социальной защиты «Кардея» по оказанию помощи семьям учащихся. Педагогическая школа для родителей: конференция «Наш трудный подросток», «Роль родителей в воспитании детей» (совместно с Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, уголовной исполнительской инспекцией). Практикумы: «ЗОЖ – позиция каждого», «Как общаться с трудным подростком» (применение психодраматических техник в работе с детьми «группы риска»). | •Высокое интеллектуально формирующее влияние социума, внеклассной работы в школе на формирование ценностей в семье, потребности семьи в получении помощи по социализации ребенка. •Сохранение и некоторое увеличение показателей психического, физического и социального здоровья учащихся. |
Сотрудничество с родителями через коллективное творческое воспитание. | Родительский лекторий «Вместе дружная семья». Совместное проведение традиционных праздников школы, участие в соревнованиях, эстафетах, туристических походах. Организация летнего лагеря отдыха и трудовой занятости «Островок надежды». | •Сформированность поведенческих навыков обучающихся. •Сформированность осознанного профессионального самоопределения выпускников. •Устройство учащихся, нуждающихся в материальной помощи, на работу. •Участие родителей в управлении школой и её развитии. |
Разработка учебно-педагогических методик. | Разработка методических рекомендаций по работе с детьми асоциального поведения. | •Выпуск методических материалов в помощь родителям по воспитанию детей. •Публикации статей в СМИ из опыта работы с семьями подростков «группы риска». |
Критерии эффективности программы.
- Критерии эффективности образовательного процесса.
- Выполнение всеобуча.
- Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.
- Овладение учащимися федеральными государственными образовательными стандартами через вариативность форм обучения.
2. Критерии эффективности реализации воспитательной работы.
- Сформированность ценностей счастливой семейной жизни в структуре жизненных ценностей учащихся.
- Сформированность у родителей отношения к подросткам как к самоценным личностям, имеющим сильные стороны и необходимые возможности для достойной жизни.
- Заинтересованное взаимодействие семьи и школы, требующее умения проявлять искренний интерес к нуждам ребёнка и его состояниям.
- Освоение подростками навыков конструктивного взаимодействия с родителями (умение понимать родителей, умение вести себя достойно в конфликтных ситуациях с родителями).
- Тесное взаимодействие родителей со школой и повышение их ответственности родителей за содержание и воспитание детей.
- Гуманизация межличностных отношений ученик - учитель; ученик - ученик; учитель - родители.
3.Организация мониторинга.
Технология экспертизы функционирования программы базируется на системе мониторингов:
- уровень промежуточных и конечных результатов совместной воспитательной деятельности семьи и школы
- воспитанность обучающихся (правовая культура)
- мониторинг микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей детей и родителей
- социологический мониторинг (безнадзорность, правонарушения учащихся, семьи, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации и т.д.)
Предварительный просмотр:
Программа взаимодействия семьи и школы «Сотрудничество»
Разработала классный руководитель Тюрина А.В.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспорт программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……………..2
2. Пояснительная записка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . ………... ...4
3. Цель, основные задачи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……………. 5
4. Правовое обеспечение программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………….... 6
5. Ресурсное обеспечение программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. …………...6
6. Достоинства программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………….7
7. Краткое содержание программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………… 8
8. Механизм реализации программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………..12
9. Этапы и сроки реализации программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………...13
10. Основные мероприятия по реализации программы .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……………14
11. Ожидаемые конечные результаты программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………….16
12. Критерии эффективности программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………….. 18
Наименование программы | «Семья каждому нужна». |
Автор программы | Тюрина Антонина Васильевна, учитель русского языка и литературы |
Руководитель программы | Тюрина Антонина Васильевна, учитель русского языка и литературы |
Юридический адрес партнера Телефон/факс | 628615 Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, город Нижневартовск, ул.Мира д3,кв 4 8 (3466) 25-07-17 |
Электронный адрес | мosh25@list.ru |
Проблемы, способствующие разработке программы | Социальная безответственность семей. Наличие семей и детей, находящихся в социально-незащищенном и социально опасном положении. Негативное воздействие семьи на подрастающее поколение из-за отсутствия позитивных, нравственно здоровых ориентиров. Низкий уровень духовного, нравственного потенциала подростков. Ухудшение физического и психического здоровья подрастающего поколения. Недостаточное обеспечение педагогической и психологической поддержки проблемных семей. |
Цель программы | Создание оптимальных условий взаимодействия школы и семьи для более полного вовлечения родителей в воспитание учащихся, формирования социальной ответственности родителей за развитие ребенка. |
Задачи программы |
|
Основные направления программы |
|
Место реализации | Муниципальное бюджетное образовательное учреждение вечерняя(сменная) СОШ№3 |
Сроки реализации | 2013 – 2016 годы |
Прогнозируемые результаты реализации программы | 1. Сокращение числа семей, находящихся в социально опасном положении. 2. Проявление солидарности и сплоченности родителей и школы в вопросах обучения и воспитания учащихся. 3. Сформированность потребности родителей в повышение своей общей и воспитательной культуры. 4. Повышение влияния школы и общественности на позицию родителей в воспитании детей. 5. Тесное сотрудничество семьи, школы и других общественных организаций в воспитании обучающихся. |
Социальные эффекты реализации программы | 1. Увеличение количества семей с позитивными, нравственно здоровыми ориентирами. 2. Повышение ответственности родителей за воспитание школьников. 3. Повышение конкурентоспособности учебного учреждений в образовательном пространстве города 4. Обеспечение открытого характера управления развитием школы как «Модели школы вариативного обучения, социальной адаптации и самореализации личности». |
Основные способы получения результатов реализации программы | Статистические Экспертные (экспертиза качества проведения мероприятий в школе, активности участия родителей и др.) Социологические (анкетирование, опросы через школьные сайты, интервью) |
Пояснительная записка.
Важнейшая социальная функция семьи – воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения. Однако в последнее время взаимодействие семьи и школы характеризуется как кризисное. В наше непростое время семья нередко становится той средой, где под влиянием процессов, происходящих в обществе, формируется злобность, агрессивность, ненависть по отношению к тем, кто живет и мыслит не так, как прежде.
Ребёнок впитывает эту семейную социально-этническую неприязнь.
Тревожит педагогическая безграмотность родителей, не владея в достаточной степени знанием возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, зачастую осуществляют воспитание вслепую, интуитивным в лучшем случае, в худшем – не занимаются воспитанием совсем. Особенно осложнен процесс воспитания личности в тех семьях, где пьянство, иждивенчество, полукриминальный образ жизни родителей оказываются превалирующими факторами влияния на ребёнка. Наряду с такой категорией семей, есть более благополучные родители, которые рассматривают школу как комфортную камеру хранения для своих детей. Им приходится работать, им некогда заниматься собственными детьми, надеясь, что в школе ребенок находится под присмотром и что он огражден от всех негативных явлений жизни.
Самоустранение семьи от воспитательной роли приводит к конфликтным ситуациям не только в семье, а приводит к противостоянию со школой.
По экспертной оценке несовершеннолетние правонарушители происходят из неполных семей, семей социально-безответственных. Рассматривая и анализируя проблемы семейного воспитания несовершеннолетних учащихся вечерней школы, образовательное учреждение может оказать влияние на поведение родителей, на их отношение к воспитанию детей.
Программа «Семья каждому нужна» по работе с семьей направлена на повышение ответственности родителей за обучение и воспитание детей, психологическую помощь и содействие родителям, активное социальное взаимодействие со школой и социальными институтами города.
Программа представляет собой комплекс мероприятий, направленных на:
- - создание доброжелательной атмосферы, располагающей к диалогу
- - выявление семей, нуждающихся в психолого-педагогическом просвещении
- - осознание родителями значимости своей родительской деятельности, в появлении родительской ответственности за детей
- - работу школы с семьёй и органами государственно-общественного управления
- - включение родителей в жизнь школы в качестве полноправных субъектов образовательной и воспитательной деятельности
- - информационно-просветительская работа и формирование информационной культуры родителей.
Программа построена по принципу, позволяющему корректировать содержание работы по привлечению родителей в школу, повышению ответственности за воспитание детей, созданию условий для реализации родителями своих прав в полном объёме, повышение их воспитательной культуры.
Работа с родителями рассматривается как приоритетное направление образовательной деятельности школы и гармонично вливается в учебно-воспитательный процесс.
В работу по реализации программы включены следующие субъекты воспитания:
- Педагоги
- Дети
- Родители
- Управляющий совет школы
- Школьный совет общественного мнения
- Департамент образования администрации города Нижневартовска
- Общественные профилактические организации
- Общественные институты
- Международный акт в области защиты прав детства - «Конвенция о правах ребенка».
- Федеральный закон «Об образовании».
- Семейный кодекс Российской Федерации.
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
- Гражданский кодекс Российской Федерации.
- «Об основных направлениях государственной семейной политики» (Указ Президента РФ от 14.05.96 № 712 с изменениями от 05.10.02).
- Закон «О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре».
- Устав МБОУ В(С)ОШ№3
Материально-техническая оснащенность
МБОУ В(сСОШ.№3
Школа оснащена необходимым современным оборудованием в соответствии с противопожарными и санитарно-гигиеническими требованиями.
Кроме учебных кабинетов имеется медицинский блок: процедурный кабинет, кабинет профосмотра.
Сопутствующие кабинеты:
- актовый зал;
- спортивный зал, зал ЛФК;
- кабинеты социального педагога и психолога для коррекционных занятий;
- читальный зал библиотеки.
Библиотека оснащена периодическими изданиями с учётом современных задач учебно-воспитательного процесса, учебными пособиями, педагогической и методической литературой для педагогических работников (не в полной мере). Создан фонд видеотеки и медиатеки. Имеются сайт школы и адрес электронной почты mosh25@list.ru.
Кадровое обеспечение программы:
Школа укомплектована высоко квалифицированными кадрами, имеет стабильный педагогический коллектив.
МБОУ «СОШ №25» укомплектована кадрами на 100% от штатного расписания, имеет стабильный, высокообразованный (все учителя школы имеют высшее образование), работоспособный преподавательский коллектив (средний возраст педагогического коллектива 43 года).
Данная программа «Семья каждому нужна» обеспечивает:
- ответственность семьи за ребенка, полноценное развитие партнерских отношений с родителями, детьми и школой
- реализацию родителями своих прав в полном объеме, воспитание культуры семейной жизни
- участие школы в восстановлении семейных контактов в проблемных семьях
- работу с семьями по проблемам их взаимоотношения с детьми.
Настоящая программа определяет основные направления деятельности по сотрудничеству с семьей на деловой основе, создании доброжелательной атмосферы, располагающей к диалогу и решению проблем воспитания ребенка в семье и школе, солидарность с учителями, помощь семье и учащимся.
Учитывая контингент учащихся школы, усилия администрации школы и педагогического коллектива направлены на реализацию целей:
- Совершенствование организации взаимодействия с семьями разного типа.
- Ознакомление родителей с особенностями обучения в вечерней школе.
- Соблюдение прав ребенка, сохранение здоровья, психологическая поддержка детей.
- Позитивное воздействие социокультурной среды на семью.
- Позитивное влияние на «проблемные семьи».
- Предупреждение негативных тенденций в семье, связанных с воспитанием детей.
- Проявление родительской солидарности и сплоченности в сотрудничестве со школой.
- Принцип научности
- Принцип объективности
- Принцип единства воспитательной и образовательной среды
- Принцип социальной активности
- Принцип мотивированности
- Принцип индивидуализации
- Принцип взаимодействия
1. Педагогика сотрудничества с родителями, основанная на товариществе, взаимоуважении, взаимопомощи, коллективизма. Семья – наш союзник в воспитании и обучении детей.
2. Методика КОС (коммуникативных и организаторских способностей).
3. Методика выявления внутрисемейных установок родителей.
4. Методика изучения особенностей семейного воспитания.
- Воспитательная
- Оздоровительная
- Духовно-нравственная
- Бытовая
- Трудовая
- Охранно-защитная
- Досугово-творческая.
- Научно-методическое и информационно статистическое обеспечение решения проблем взаимодействия с родителями.
- Участие родителей в общественно-педагогической жизни школы.
- Обучение и консультационная помощь родителям в воспитании и обучении детей.
- Предупреждение негативных тенденций в семье, связанных с воспитанием ребёнка.
В управлении реализацией программы используются:
- блоки программ:
- «Формирование творчески активной и нравственно-здоровой личности».
- «Юная леди».
- «Допризывная подготовка – один из приоритетов социально значимого образа жизни обучающихся».
- Программа психологической поддержки юношей допризывного возраста.
- «Активизация профессионального и личностного самоопределения».
- Программа по профориентации обучающихся.
- Программа летнего отдыха «Созвездие».
- «Содружество» по обмену опытом между педагогами образовательных учреждений МБОУ «СОШ № 13» и МБОУ «СОШ №25».
- «Сотрудничество» по обмену опытом между МОСШ № 17 и МБОУ «СОШ №25» по формированию духовно-нравственного потенциала школьников.
- традиции школы:
- Проведение встреч родителей с представителями общественных организаций и социальных институтов.
- Заседания Управляющего совета, Совета профилактики, школьного совета общественного мнения.
- Проведение торжественных линеек, посвященных «Дню знаний», «Международному дню 8 Марта», «Дню защитника Отечества», «Последнему звонку».
- Совместное участие со школой в различных акциях, мероприятиях, митингах.
- Выезды на природу, организация досуга.
- Организация работы пришкольного летнего лагеря «Созвездие».
Структура взаимодействия МБОУ «В СОШ №3» с учреждениями города
Механизм реализации Программы.
Механизм реализации Программы осуществляется по следующим направлениям:
ЭТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
(2013-2016 годы)
I. Организационно-управленческий этап (2013-2014 гг.)
Проведение работы по выявлению проблемных семей, изучение позиции родителей по отношению к школе, обеспечение безопасности и защищённости учащихся, организация работы педагогического коллектива по вопросам сотрудничества семьи со школой.
II. Этап реализации (2014 – 2015 годы)
Создание банка данных о семьях. Проведение информационно-просветительской работы среди родителей с целью оказания помощи детям «группы риска» и их семьям. Привлечение социальных институтов к проблемам семей, активное взаимодействие и привлечение родителей в школу. Организация обучения родителей, оказание помощи родителям в решении конфликтных ситуаций в семье и в школе.
III. Аналитико-коррекционный этап (2015-2016гг.)
- Подведение итогов реализации Программы.
- Социально-педагогический анализ по направлениям Программы.
- Обобщение и систематизация работы по Программе.
- Создание единой системы мониторинга работы по взаимодействию с семьями.
- Создание методических рекомендаций для родителей.
| |||
№ | Содержание мероприятий | Сроки | Ответственные |
1 | Изучение социального статуса и вида семей с целью выявления их возможностей по воспитанию детей. | Сентябрь | Зам. директора по УВР, соц. педагоги, классные руководители |
2 | Комплексное обследование социально бытовых условий проблемных семей. | Сентябрь - октябрь | Зам. директора по УВР, соц. педагоги, классные руководители |
3 | Составление социального паспорта семей. | Октябрь - ноябрь | Зам. директора по УВР, соц. педагоги, классные руководители |
4 | Организация работы педагогического коллектива по оказанию помощи семьям в воспитании и обучении учащихся. | Сентябрь – май | Зам. директора, руководители МО, классные руководители. |
5. | Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс. | Сентябрь – май | Зам. директора, руководители МО, классные руководители. |
6 | Организация работы по проблеме профилактики семейного неблагополучия. | Сентябрь – май | Зам. директора, руководители МО, классные руководители. |
7 | Разработка тематического лектория по формированию общей и воспитательной культуры родителей. | Октябрь | Зам. директора по УВР, МР |
8 | Подготовка кадров для работы с проблемными семьями и семьями социально-безответственных родителей. | Октябрь | Администрации школы. |
9 | Создать методические рекомендации по работе с семьёй. | Сентябрь – май | Зам. директора по МР, руководители МО, соц. педагоги |
| |||
1 | Разработка индивидуальных карт наблюдения за семьями. Создание Портфолио семьи. | Октябрь ежегодно | Зам. директора по УВР, соц. педагоги, классные руководители |
2 | Организация профилактической работы с учащимися и семьями. | Октябрь ежегодно | Зам. директора по УВР, соц. педагоги, классные руководители |
3 | Индивидуальная коррекционная работа с родителями по устранению нарушений в межличностных внутрисемейных отношениях. | В течение учебного года | Зам. директора по УВР, соц. педагоги, психолог |
4 | Психолого-педагогический всеобуч родителей «Родители начинают с себя». | Март – апрель | Зам. директора по УВР, соц. педагоги, психолог |
5 | Круглый стол «Использование программ «Волна», «Сталкер» в работе с семьями». | Октябрь | Зам. директора по УВР, соц. педагоги, психолог |
6 | Родительский лекторий по изучению законодательства о браке, семье. | Январь | Зам. директора по УВР, психолог |
7 | Родительская академия «Защитим детей вместе» (специальные вопросы гигиены, профилактика алкоголизма и наркомании). | В течение года | Зам. директора по УВР, соц. педагоги, классные руководители |
8 | Психологический практикум «Психологический климат в семье». | в течение года | Зам. директора по УВР, психолог, классные руководители |
9 | Правовой лекторий «Я в ответе за своего ребенка» (совместно с КДН). | В течение года | Зам. директора по УВР, соц. педагоги, классные руководители |
10 | Педагогическая школа для родителей: конференция «Наш трудный подросток», «Роль родителей в воспитании детей» (совместно с Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, уголовной исполнительской инспекцией). | В течение года | Зам. директора по УВР, соц. педагоги, классные руководители |
11 | Индивидуальное психолого-педагогическое консультирование родителей по вопросам отклоняющегося поведения детей. | В течение учебного года | Психолог, соц. педагоги, классные руководители |
12 | Индивидуальная работа с семьями «группы риска» (консультирование, патронаж, социальная помощь и др.). | В течение учебного года | Психолог, соц. педагоги, классные руководители |
13 | Организация летнего лагеря отдыха и трудовой занятости «Островок надежды». | Июнь-август | Директор школы |
| |||
1 | Коллективные творческие дела. Участие в мероприятиях, акциях, соревнованиях «Папа, мама, я – дружная семья. | Ноябрь, март | Зам. директора по УВР, классные руководители |
2 | Практикумы: «ЗОЖ – позиция каждого», «Как общаться с трудным подростком» (применение психодраматических техник в работе с детьми «группы риска»). | . | Зам. директора по УВР, соц. педагоги, психолог, фельдшер, классные руководители |
3 | Круглый стол «Воспитание без жестокости». | Сентябрь | Зам. директора по МР, руководитель МО классных руководителей |
4 | Выпуск методических материалов в помощь родителям по воспитанию детей. | Апрель | Администрация школы |
5 | Публикации статей в СМИ из опыта работы с семьями подростков «группы риска». | Зам. директора по МР, соц. педагоги. |
Ожидаемые результаты
Задачи | Средства реализации | Ожидаемый результат |
Учёт особенностей позиции родителей по отношению к школе и воспитанию детей. Изучение условий и микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей детей и родителей. | Изучение социума семей различного типа. Выявление проблемных семей, семей неполных, оказывающих влияние на воспитание ребёнка. Изучение семей с целью выявления их ресурсных возможностей. Организация работы социально-психологической службы и классных руководителей по проблеме обучения учащихся и профилактики правонарушений несовершеннолетних учащихся. | •Составление социального педагогического паспорта семей. •Система работы классных руководителей по проблеме профилактики правонарушений несовершеннолетних учащихся. |
Формирование потребности родителей в повышении своей общей воспитательной культуры. | Изучение с родителями учащихся законодательства о браке, семье, специальных вопросов гигиены. Правовой лекторий «Я в ответе за своего ребенка» (совместно с КДН). Педагогическая школа для родителей: конференция «Наш трудный подросток», «Роль родителей в воспитании детей» (совместно с Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, уголовной исполнительской инспекцией). | •Получение специальных знаний в области этики и психологии семейной жизни. •Присутствие эмоционального и доверительного общения родителей и детей. •Достаточный уровень приобретения ценностей семейной жизни. •Увеличение доли семей с достаточным уровнем приобретенных ценностей семейной жизни. •Сформированность осознанного профессионального самоопределения выпускников. |
Предупреждение негативных тенденций в семье, связанных с безопасностью и защищённостью детей. | Организация профилактической работы с учащимися и семьями. Индивидуальное психолого-педагогическое консультирование родителей по вопросам отклоняющегося поведения детей. Психолого-педагогический всеобуч родителей «Родители начинают с себя». Родительская академия «Защитим детей вместе» (специальные вопросы гигиены, профилактика алкоголизма и наркомании). Психологический практикум «Психологический климат в семье». Мастер-класс «Личностная модель хорошего семьянина». | •Повышение социально-педагогической культуры родителей. •Увеличение интенсивности взаимодействия родителей со школой. •Согласованность педагогических действий родителей в воспитании ребёнка, отсутствие физической расправы над детьми. •Увеличение доли семей с положительным психологическим климатом. •Отсутствие учащихся, покинувших семьи. |
Создание системы действенной психологической и социально-педагогической помощи. | Коррекция совместных планов с Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, городскими отделами милиции, уголовной исполнительской инспекцией, центром социальной защиты «Кардея» по оказанию помощи семьям учащихся. Педагогическая школа для родителей: конференция «Наш трудный подросток», «Роль родителей в воспитании детей» (совместно с Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, уголовной исполнительской инспекцией). Практикумы: «ЗОЖ – позиция каждого», «Как общаться с трудным подростком» (применение психодраматических техник в работе с детьми «группы риска»). | •Высокое интеллектуально формирующее влияние социума, внеклассной работы в школе на формирование ценностей в семье, потребности семьи в получении помощи по социализации ребенка. •Сохранение и некоторое увеличение показателей психического, физического и социального здоровья учащихся. |
Сотрудничество с родителями через коллективное творческое воспитание. | Родительский лекторий «Вместе дружная семья». Совместное проведение традиционных праздников школы, участие в соревнованиях, эстафетах, туристических походах. Организация летнего лагеря отдыха и трудовой занятости «Островок надежды». | •Сформированность поведенческих навыков обучающихся. •Сформированность осознанного профессионального самоопределения выпускников. •Устройство учащихся, нуждающихся в материальной помощи, на работу. •Участие родителей в управлении школой и её развитии. |
Разработка учебно-педагогических методик. | Разработка методических рекомендаций по работе с детьми асоциального поведения. | •Выпуск методических материалов в помощь родителям по воспитанию детей. •Публикации статей в СМИ из опыта работы с семьями подростков «группы риска». |
Критерии эффективности программы.
- Критерии эффективности образовательного процесса.
- Выполнение всеобуча.
- Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.
- Овладение учащимися федеральными государственными образовательными стандартами через вариативность форм обучения.
2. Критерии эффективности реализации воспитательной работы.
- Сформированность ценностей счастливой семейной жизни в структуре жизненных ценностей учащихся.
- Сформированность у родителей отношения к подросткам как к самоценным личностям, имеющим сильные стороны и необходимые возможности для достойной жизни.
- Заинтересованное взаимодействие семьи и школы, требующее умения проявлять искренний интерес к нуждам ребёнка и его состояниям.
- Освоение подростками навыков конструктивного взаимодействия с родителями (умение понимать родителей, умение вести себя достойно в конфликтных ситуациях с родителями).
- Тесное взаимодействие родителей со школой и повышение их ответственности родителей за содержание и воспитание детей.
- Гуманизация межличностных отношений ученик - учитель; ученик - ученик; учитель - родители.
3.Организация мониторинга.
Технология экспертизы функционирования программы базируется на системе мониторингов:
- уровень промежуточных и конечных результатов совместной воспитательной деятельности семьи и школы
- воспитанность обучающихся (правовая культура)
- мониторинг микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей детей и родителей
- социологический мониторинг (безнадзорность, правонарушения учащихся, семьи, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации и т.д.)