Программа "Сотрудничество"
классный час (9 класс) на тему

Тюрина Антонина Васильевна

Работа по взаимодействию семьи и школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа взаимодействия семьи и школы «Сотрудничество»

Разработала классный руководитель  Тюрина А.В.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Паспорт  программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  . . . . . . ……………..2

2. Пояснительная записка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . ………... ...4

3. Цель, основные задачи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……………. 5

4.  Правовое обеспечение программы  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………….... 6

5. Ресурсное обеспечение программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. …………...6

6. Достоинства  программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  …………….7

7. Краткое содержание программы  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………… 8

8. Механизм реализации программы .  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………..12

9. Этапы и сроки реализации программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………...13

10. Основные мероприятия по реализации программы .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……………14

11. Ожидаемые конечные результаты программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………….16

12. Критерии эффективности программы . . . . . . . . . .  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………….. 18

Наименование программы

«Семья каждому нужна».

Автор программы

Тюрина Антонина Васильевна, учитель русского языка и литературы

Руководитель программы

Тюрина Антонина Васильевна, учитель русского языка и литературы

Юридический адрес

партнера

Телефон/факс

628615     Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, город Нижневартовск, ул.Мира д3,кв 4

8 (3466) 25-07-17

Электронный адрес

мosh25@list.ru

Проблемы,

способствующие

разработке программы

Социальная безответственность семей.

Наличие семей и детей, находящихся в социально-незащищенном и социально опасном положении.

Негативное воздействие семьи на подрастающее поколение из-за отсутствия позитивных, нравственно здоровых ориентиров.

Низкий уровень духовного, нравственного потенциала подростков.

Ухудшение физического и психического здоровья подрастающего поколения.

Недостаточное обеспечение педагогической и психологической поддержки проблемных семей.

Цель программы

Создание оптимальных условий взаимодействия школы и семьи для более полного вовлечения родителей в воспитание учащихся, формирования социальной ответственности родителей за развитие ребенка.

Задачи программы

  1. Выявление и учёт особенностей позиции родителей по отношению к воспитанию детей и школе.
  2. Формирование ценности семьи и потребности родителей в повышении своей общей и воспитательной культуры.
  3. Предупреждение негативных тенденций в семье, связанных с безопасностью и защищённостью детей.
  4. Создание системы действенной психологической и социально-педагогической помощи семьям учащихся.
  5. Сотрудничество с родителями через коллективное творческое воспитание.

Основные направления программы

  1. Научно-методическое и информационно статистическое обеспечение решения проблем взаимодействия с родителями.
  2. Участие родителей в общественно-педагогической жизни школы.
  3. Обучение и консультационная помощь родителям в воспитании и обучении детей.
  4. Предупреждение негативных тенденций в семье, связанных с воспитанием ребёнка.

Место реализации

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение вечерняя(сменная) СОШ№3

Сроки реализации

2013 – 2016 годы

Прогнозируемые результаты реализации программы

1. Сокращение числа семей, находящихся в социально опасном положении.

2. Проявление солидарности и сплоченности родителей и школы в вопросах обучения и воспитания учащихся.

3. Сформированность потребности родителей в повышение своей общей и воспитательной культуры.

4. Повышение влияния школы и общественности на позицию родителей в воспитании детей.

5. Тесное сотрудничество семьи, школы и других общественных организаций в воспитании обучающихся.

Социальные эффекты реализации программы

1. Увеличение количества семей с позитивными, нравственно здоровыми ориентирами.

2. Повышение ответственности родителей за воспитание школьников.

3. Повышение конкурентоспособности учебного учреждений в образовательном пространстве города

4. Обеспечение открытого характера управления  развитием школы как «Модели школы вариативного обучения, социальной адаптации и самореализации личности».

Основные способы

получения результатов  реализации  программы

Статистические

Экспертные (экспертиза качества проведения мероприятий в школе, активности участия  родителей и  др.)

Социологические (анкетирование, опросы через школьные сайты, интервью)

Пояснительная записка.

        Важнейшая социальная функция семьи – воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения. Однако в последнее время взаимодействие семьи и школы характеризуется как кризисное. В наше непростое время семья нередко становится той средой, где под влиянием процессов, происходящих в обществе, формируется злобность, агрессивность, ненависть по отношению к тем, кто живет и мыслит не так, как прежде.

        Ребёнок впитывает эту семейную социально-этническую неприязнь.

Тревожит педагогическая безграмотность родителей, не владея в достаточной степени знанием возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, зачастую осуществляют воспитание вслепую, интуитивным в лучшем случае, в худшем – не занимаются воспитанием совсем. Особенно осложнен процесс воспитания личности в тех семьях, где пьянство, иждивенчество, полукриминальный образ жизни родителей оказываются превалирующими факторами влияния на ребёнка. Наряду с такой категорией семей, есть более благополучные родители, которые рассматривают школу как комфортную камеру хранения для своих детей. Им приходится работать, им некогда заниматься собственными детьми, надеясь, что в школе ребенок находится под присмотром и что он огражден от всех негативных явлений жизни.

        Самоустранение семьи от воспитательной роли приводит к конфликтным ситуациям не только в семье, а приводит к противостоянию со школой.

        По экспертной оценке несовершеннолетние правонарушители происходят из неполных семей, семей социально-безответственных. Рассматривая и анализируя проблемы семейного воспитания несовершеннолетних учащихся вечерней школы, образовательное учреждение может оказать влияние на поведение родителей, на их отношение к воспитанию детей.

        Программа «Семья каждому нужна» по работе с семьей направлена на повышение ответственности родителей за обучение и воспитание детей, психологическую помощь и содействие родителям, активное социальное взаимодействие со школой и социальными институтами города.

        

        Программа представляет собой комплекс мероприятий, направленных на:

  • - создание доброжелательной атмосферы, располагающей к диалогу
  • - выявление семей, нуждающихся в психолого-педагогическом просвещении
  • - осознание родителями значимости своей родительской деятельности, в появлении родительской ответственности за детей
  • - работу школы с семьёй и органами государственно-общественного управления
  • - включение родителей в жизнь школы в качестве полноправных субъектов образовательной и воспитательной деятельности
  • - информационно-просветительская работа и формирование информационной культуры родителей.

        Программа построена по принципу, позволяющему корректировать содержание работы по привлечению родителей в школу, повышению ответственности за воспитание детей, созданию условий для реализации родителями своих прав в полном объёме, повышение их воспитательной культуры.

        Работа с родителями рассматривается как приоритетное направление образовательной деятельности школы и гармонично вливается в учебно-воспитательный процесс.

        В работу по реализации программы включены следующие субъекты воспитания:

  • Педагоги
  • Дети
  • Родители
  • Управляющий совет школы
  • Школьный совет общественного мнения
  • Департамент образования администрации города Нижневартовска
  • Общественные профилактические организации
  • Общественные институты

        

  1. Международный акт в области защиты прав детства - «Конвенция о правах ребенка».

  1. Федеральный закон «Об образовании».

  1. Семейный кодекс Российской Федерации.

  1. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации.

  1. «Об основных направлениях государственной семейной политики» (Указ Президента РФ от 14.05.96 № 712 с изменениями от 05.10.02).

  1.  Закон «О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре».

  1. Устав МБОУ В(С)ОШ№3

Материально-техническая оснащенность

МБОУ В(сСОШ.№3

Школа оснащена необходимым современным оборудованием в соответствии с противопожарными и санитарно-гигиеническими требованиями.

Кроме учебных кабинетов имеется медицинский   блок:   процедурный   кабинет,   кабинет   профосмотра.

Сопутствующие кабинеты:

  • актовый зал;
  • спортивный зал, зал ЛФК;
  • кабинеты социального педагога и психолога для коррекционных занятий;
  • читальный зал библиотеки.

Библиотека оснащена периодическими изданиями с учётом современных задач учебно-воспитательного процесса, учебными пособиями, педагогической и методической литературой для педагогических работников (не в полной мере). Создан фонд видеотеки и медиатеки. Имеются сайт школы и адрес электронной почты mosh25@list.ru.

Кадровое обеспечение программы:

Школа укомплектована высоко квалифицированными кадрами, имеет стабильный педагогический коллектив.

МБОУ «СОШ №25» укомплектована кадрами на 100% от штатного расписания, имеет стабильный, высокообразованный (все учителя школы имеют высшее образование), работоспособный преподавательский коллектив (средний возраст педагогического коллектива 43 года).

Данная программа «Семья каждому нужна» обеспечивает:

  • ответственность семьи за ребенка, полноценное развитие партнерских отношений с родителями, детьми и школой

  • реализацию родителями своих прав в полном объеме, воспитание культуры семейной жизни

  •  участие школы в восстановлении семейных контактов в проблемных семьях

  •  работу с семьями по проблемам их взаимоотношения с детьми.

Настоящая программа определяет основные направления деятельности по сотрудничеству с семьей на деловой основе, создании доброжелательной атмосферы, располагающей к диалогу и решению проблем воспитания ребенка в семье и школе, солидарность с учителями, помощь семье и учащимся.

Учитывая контингент учащихся школы, усилия администрации школы и педагогического  коллектива направлены на реализацию целей:

  • Совершенствование организации взаимодействия с семьями разного типа.

  • Ознакомление родителей с особенностями обучения в вечерней школе.

  • Соблюдение прав ребенка, сохранение здоровья, психологическая поддержка детей.

  • Позитивное воздействие социокультурной среды на семью.

  • Позитивное влияние на «проблемные семьи».

  • Предупреждение негативных тенденций в семье, связанных с воспитанием детей.

  • Проявление родительской солидарности и сплоченности в сотрудничестве со школой.

  • Принцип научности
  • Принцип объективности
  • Принцип единства воспитательной и образовательной среды
  • Принцип социальной активности
  • Принцип мотивированности
  • Принцип  индивидуализации
  • Принцип взаимодействия

1. Педагогика сотрудничества с родителями, основанная на товариществе, взаимоуважении, взаимопомощи, коллективизма. Семья – наш союзник в воспитании и обучении детей.

2. Методика КОС (коммуникативных и организаторских способностей).

3. Методика выявления внутрисемейных установок родителей.

4. Методика изучения особенностей семейного воспитания.

  • Воспитательная
  • Оздоровительная
  • Духовно-нравственная
  • Бытовая
  • Трудовая
  • Охранно-защитная
  • Досугово-творческая.

  1. Научно-методическое и информационно статистическое обеспечение решения проблем взаимодействия с родителями.

  1. Участие родителей в общественно-педагогической жизни школы.

  1. Обучение и консультационная помощь родителям в воспитании и обучении детей.

  1. Предупреждение негативных тенденций в семье, связанных с воспитанием ребёнка.

В управлении реализацией программы используются:

  • блоки программ:

  1. «Формирование творчески активной и нравственно-здоровой личности».
  2. «Юная леди».
  3. «Допризывная подготовка – один из приоритетов социально значимого образа жизни обучающихся».
  4. Программа психологической поддержки юношей допризывного возраста.
  5. «Активизация профессионального и личностного самоопределения».
  6. Программа по профориентации обучающихся.
  7. Программа летнего отдыха «Созвездие».
  8. «Содружество» по обмену опытом между педагогами образовательных учреждений МБОУ «СОШ № 13» и МБОУ «СОШ №25».
  9. «Сотрудничество» по обмену опытом между  МОСШ № 17 и МБОУ «СОШ №25» по формированию духовно-нравственного потенциала школьников.

  • традиции школы:

  1. Проведение встреч родителей с представителями общественных организаций и социальных институтов.
  2. Заседания Управляющего совета, Совета профилактики, школьного совета общественного мнения.
  3. Проведение торжественных линеек, посвященных «Дню знаний», «Международному дню 8 Марта», «Дню защитника Отечества», «Последнему звонку».
  4. Совместное участие со школой в различных акциях, мероприятиях, митингах.
  5. Выезды на природу, организация досуга.
  6. Организация работы пришкольного летнего лагеря «Созвездие».

Структура взаимодействия МБОУ «В СОШ №3» с учреждениями города

Механизм реализации Программы.

Механизм реализации Программы осуществляется по следующим направлениям:

ЭТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

(2013-2016 годы)

I. Организационно-управленческий этап (2013-2014 гг.)

Проведение работы по выявлению проблемных семей, изучение позиции родителей по отношению к школе, обеспечение безопасности и защищённости учащихся, организация работы педагогического коллектива по вопросам сотрудничества семьи со школой.

II. Этап реализации (2014 – 2015 годы)

Создание банка данных о семьях. Проведение информационно-просветительской работы среди родителей с целью оказания помощи детям «группы риска» и  их семьям. Привлечение социальных институтов к проблемам семей, активное взаимодействие и привлечение родителей в школу. Организация обучения родителей, оказание помощи родителям в решении конфликтных ситуаций в семье и в школе.

        

III. Аналитико-коррекционный этап (2015-2016гг.)

  1. Подведение итогов реализации Программы.
  2. Социально-педагогический анализ по направлениям Программы.
  3. Обобщение и систематизация работы по Программе.
  4. Создание единой системы мониторинга работы по взаимодействию с семьями.
  5. Создание методических рекомендаций для родителей.

        

  1. Организационно-управленческий этап (2013-2014 гг.)

Содержание мероприятий

Сроки

Ответственные

1

Изучение социального статуса и вида семей с целью выявления их возможностей по воспитанию детей.

Сентябрь

Зам. директора по УВР, соц. педагоги, классные руководители

2

Комплексное обследование социально бытовых условий проблемных семей.

Сентябрь - октябрь

Зам. директора по УВР, соц. педагоги, классные руководители

3

Составление социального паспорта семей.

Октябрь - ноябрь

Зам. директора по УВР, соц. педагоги, классные руководители

4

Организация работы педагогического коллектива по оказанию помощи семьям в воспитании и обучении учащихся.

Сентябрь – май

Зам. директора, руководители МО, классные руководители.

5.

Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.

Сентябрь – май

Зам. директора, руководители МО, классные руководители.

6

Организация работы по проблеме профилактики семейного неблагополучия.

Сентябрь – май

Зам. директора, руководители МО, классные руководители.

7

Разработка тематического лектория по формированию общей и воспитательной культуры родителей.

Октябрь  

Зам. директора по УВР, МР

8

Подготовка кадров для работы с проблемными семьями и семьями социально-безответственных родителей.

Октябрь  

Администрации школы.

9

Создать методические рекомендации по работе с семьёй.

Сентябрь – май

Зам. директора по МР, руководители МО, соц. педагоги

  1. Этап реализации (2014 – 2015 годы)

1

Разработка индивидуальных карт наблюдения за семьями. Создание Портфолио семьи.

Октябрь ежегодно

Зам. директора по УВР, соц. педагоги, классные руководители

2

Организация профилактической работы с учащимися и семьями.

Октябрь ежегодно

Зам. директора по УВР, соц. педагоги, классные руководители

3

Индивидуальная коррекционная работа с родителями по устранению нарушений в межличностных внутрисемейных отношениях.

В течение учебного года

Зам. директора по УВР, соц. педагоги, психолог

4

Психолого-педагогический всеобуч родителей «Родители начинают с себя».

Март – апрель

Зам. директора по УВР, соц. педагоги, психолог

5

Круглый стол «Использование программ «Волна», «Сталкер» в работе с семьями».

Октябрь

Зам. директора по УВР, соц. педагоги, психолог

6

Родительский лекторий по изучению законодательства о браке, семье.

Январь

Зам. директора по УВР, психолог

7

Родительская академия «Защитим детей вместе» (специальные вопросы гигиены, профилактика алкоголизма и наркомании).

В течение года

Зам. директора по УВР, соц. педагоги, классные руководители

8

Психологический практикум «Психологический климат в семье».

в течение года

Зам. директора по УВР, психолог, классные руководители

9

Правовой лекторий «Я в ответе за своего ребенка» (совместно с КДН).

В течение года

Зам. директора по УВР, соц. педагоги, классные руководители

10

Педагогическая школа для родителей: конференция  «Наш трудный подросток», «Роль родителей в воспитании детей» (совместно с Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, уголовной исполнительской  инспекцией).

В течение года

Зам. директора по УВР, соц. педагоги, классные руководители

11

Индивидуальное психолого-педагогическое консультирование родителей по вопросам отклоняющегося поведения детей.

В течение учебного года

Психолог, соц. педагоги, классные руководители

12

Индивидуальная работа с семьями «группы риска» (консультирование, патронаж, социальная помощь и др.).

В течение учебного года

Психолог, соц. педагоги, классные руководители

13

Организация летнего лагеря отдыха и трудовой занятости «Островок надежды».

Июнь-август

Директор школы

  1.  Аналитико-коррекционный этап (2015-2016гг.)

1

Коллективные творческие дела. Участие в мероприятиях, акциях, соревнованиях «Папа, мама, я – дружная семья.

Ноябрь, март

Зам. директора по УВР, классные руководители

2

Практикумы: «ЗОЖ – позиция каждого», «Как общаться с трудным подростком» (применение психодраматических техник в работе с детьми «группы риска»).

.

Зам. директора по УВР, соц. педагоги, психолог, фельдшер, классные руководители

3

Круглый стол «Воспитание без жестокости».

Сентябрь

Зам. директора по МР, руководитель МО классных руководителей

4

Выпуск методических материалов в помощь родителям по воспитанию детей.

Апрель

Администрация школы

5

Публикации статей в СМИ из опыта работы с семьями подростков «группы риска».

Зам. директора по МР, соц. педагоги.

Ожидаемые результаты

Задачи

Средства реализации

Ожидаемый результат

Учёт особенностей позиции родителей по отношению к школе и воспитанию детей. Изучение условий и микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей детей и родителей.

Изучение социума семей различного типа.

Выявление проблемных семей, семей неполных, оказывающих влияние на воспитание ребёнка.

Изучение семей с целью выявления их ресурсных возможностей.

Организация работы социально-психологической службы и классных руководителей по проблеме обучения учащихся и профилактики правонарушений  несовершеннолетних учащихся.

Составление социального педагогического паспорта семей.

Система работы классных руководителей по проблеме профилактики правонарушений  несовершеннолетних учащихся.

Формирование потребности родителей в повышении своей общей воспитательной культуры.

Изучение с родителями учащихся законодательства о браке, семье, специальных вопросов гигиены.

Правовой лекторий «Я в ответе за своего ребенка» (совместно с КДН).

Педагогическая школа для родителей: конференция  «Наш трудный подросток», «Роль родителей в воспитании детей» (совместно с Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, уголовной исполнительской  инспекцией).

Получение специальных знаний в области этики и психологии семейной жизни.

Присутствие эмоционального и доверительного общения родителей и детей.

Достаточный уровень приобретения ценностей семейной жизни.

Увеличение доли семей с достаточным уровнем приобретенных ценностей семейной жизни.

Сформированность осознанного профессионального самоопределения выпускников.

Предупреждение негативных тенденций в семье, связанных с безопасностью и защищённостью детей.

Организация профилактической работы с учащимися и семьями.

Индивидуальное психолого-педагогическое консультирование родителей по вопросам отклоняющегося поведения детей.

Психолого-педагогический всеобуч родителей «Родители начинают с себя».

Родительская академия «Защитим детей вместе» (специальные вопросы гигиены, профилактика алкоголизма и наркомании). Психологический практикум «Психологический климат в семье».

Мастер-класс «Личностная модель хорошего семьянина».

Повышение социально-педагогической культуры родителей.

Увеличение интенсивности взаимодействия родителей со школой.

Согласованность педагогических действий родителей в воспитании ребёнка, отсутствие физической расправы над детьми.

Увеличение доли семей с положительным психологическим климатом.

Отсутствие учащихся, покинувших семьи.

Создание системы действенной психологической и социально-педагогической помощи.

Коррекция совместных планов с Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, городскими отделами милиции, уголовной исполнительской  инспекцией, центром социальной защиты «Кардея» по оказанию помощи семьям учащихся.

Педагогическая школа для родителей: конференция  «Наш трудный подросток», «Роль родителей в воспитании детей» (совместно с Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, уголовной исполнительской  инспекцией).

Практикумы: «ЗОЖ – позиция каждого», «Как общаться с трудным подростком» (применение психодраматических техник в работе с детьми «группы риска»).

Высокое интеллектуально формирующее влияние социума, внеклассной работы в школе на формирование ценностей в семье, потребности семьи в получении помощи по социализации ребенка.

Сохранение и некоторое увеличение показателей психического, физического и социального здоровья учащихся.

Сотрудничество с родителями через коллективное творческое воспитание.

Родительский лекторий «Вместе дружная семья». Совместное проведение традиционных праздников школы, участие в соревнованиях, эстафетах, туристических походах.

Организация летнего лагеря отдыха и трудовой занятости «Островок надежды».

Сформированность поведенческих навыков обучающихся.

Сформированность осознанного профессионального самоопределения выпускников.

Устройство учащихся, нуждающихся в материальной помощи, на работу.

Участие родителей в управлении школой и её развитии.

Разработка учебно-педагогических методик.

Разработка методических рекомендаций по работе с детьми асоциального поведения.

Выпуск методических материалов в помощь родителям по воспитанию детей.

Публикации статей в СМИ из опыта работы с семьями подростков «группы риска».

Критерии эффективности программы.

  1. Критерии эффективности образовательного процесса.

  1. Выполнение всеобуча.
  2. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.
  3. Овладение учащимися федеральными государственными образовательными стандартами через вариативность форм обучения.

2. Критерии эффективности реализации воспитательной работы.

  1. Сформированность ценностей счастливой семейной жизни в структуре жизненных ценностей учащихся.
  2. Сформированность у родителей отношения к подросткам как к самоценным личностям, имеющим сильные стороны и необходимые возможности для достойной жизни.
  3. Заинтересованное взаимодействие семьи и школы, требующее умения проявлять искренний интерес к нуждам ребёнка и его состояниям.
  4. Освоение подростками навыков конструктивного взаимодействия с родителями (умение понимать родителей, умение вести себя достойно в конфликтных ситуациях с родителями).
  5. Тесное взаимодействие родителей со школой и повышение их ответственности родителей за содержание и воспитание детей.
  6. Гуманизация межличностных отношений ученик - учитель; ученик - ученик; учитель - родители.

3.Организация мониторинга.

Технология экспертизы функционирования программы базируется на системе мониторингов:

  • уровень промежуточных и конечных результатов совместной воспитательной деятельности семьи и школы
  • воспитанность обучающихся (правовая культура)
  • мониторинг микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей детей и родителей
  • социологический мониторинг (безнадзорность, правонарушения учащихся, семьи, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации и т.д.)



Предварительный просмотр:

Программа взаимодействия семьи и школы «Сотрудничество»

Разработала классный руководитель  Тюрина А.В.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Паспорт  программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  . . . . . . ……………..2

2. Пояснительная записка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . ………... ...4

3. Цель, основные задачи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……………. 5

4.  Правовое обеспечение программы  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………….... 6

5. Ресурсное обеспечение программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. …………...6

6. Достоинства  программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  …………….7

7. Краткое содержание программы  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………… 8

8. Механизм реализации программы .  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………..12

9. Этапы и сроки реализации программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………...13

10. Основные мероприятия по реализации программы .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……………14

11. Ожидаемые конечные результаты программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………….16

12. Критерии эффективности программы . . . . . . . . . .  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………….. 18

Наименование программы

«Семья каждому нужна».

Автор программы

Тюрина Антонина Васильевна, учитель русского языка и литературы

Руководитель программы

Тюрина Антонина Васильевна, учитель русского языка и литературы

Юридический адрес

партнера

Телефон/факс

628615     Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, город Нижневартовск, ул.Мира д3,кв 4

8 (3466) 25-07-17

Электронный адрес

мosh25@list.ru

Проблемы,

способствующие

разработке программы

Социальная безответственность семей.

Наличие семей и детей, находящихся в социально-незащищенном и социально опасном положении.

Негативное воздействие семьи на подрастающее поколение из-за отсутствия позитивных, нравственно здоровых ориентиров.

Низкий уровень духовного, нравственного потенциала подростков.

Ухудшение физического и психического здоровья подрастающего поколения.

Недостаточное обеспечение педагогической и психологической поддержки проблемных семей.

Цель программы

Создание оптимальных условий взаимодействия школы и семьи для более полного вовлечения родителей в воспитание учащихся, формирования социальной ответственности родителей за развитие ребенка.

Задачи программы

  1. Выявление и учёт особенностей позиции родителей по отношению к воспитанию детей и школе.
  2. Формирование ценности семьи и потребности родителей в повышении своей общей и воспитательной культуры.
  3. Предупреждение негативных тенденций в семье, связанных с безопасностью и защищённостью детей.
  4. Создание системы действенной психологической и социально-педагогической помощи семьям учащихся.
  5. Сотрудничество с родителями через коллективное творческое воспитание.

Основные направления программы

  1. Научно-методическое и информационно статистическое обеспечение решения проблем взаимодействия с родителями.
  2. Участие родителей в общественно-педагогической жизни школы.
  3. Обучение и консультационная помощь родителям в воспитании и обучении детей.
  4. Предупреждение негативных тенденций в семье, связанных с воспитанием ребёнка.

Место реализации

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение вечерняя(сменная) СОШ№3

Сроки реализации

2013 – 2016 годы

Прогнозируемые результаты реализации программы

1. Сокращение числа семей, находящихся в социально опасном положении.

2. Проявление солидарности и сплоченности родителей и школы в вопросах обучения и воспитания учащихся.

3. Сформированность потребности родителей в повышение своей общей и воспитательной культуры.

4. Повышение влияния школы и общественности на позицию родителей в воспитании детей.

5. Тесное сотрудничество семьи, школы и других общественных организаций в воспитании обучающихся.

Социальные эффекты реализации программы

1. Увеличение количества семей с позитивными, нравственно здоровыми ориентирами.

2. Повышение ответственности родителей за воспитание школьников.

3. Повышение конкурентоспособности учебного учреждений в образовательном пространстве города

4. Обеспечение открытого характера управления  развитием школы как «Модели школы вариативного обучения, социальной адаптации и самореализации личности».

Основные способы

получения результатов  реализации  программы

Статистические

Экспертные (экспертиза качества проведения мероприятий в школе, активности участия  родителей и  др.)

Социологические (анкетирование, опросы через школьные сайты, интервью)

Пояснительная записка.

        Важнейшая социальная функция семьи – воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения. Однако в последнее время взаимодействие семьи и школы характеризуется как кризисное. В наше непростое время семья нередко становится той средой, где под влиянием процессов, происходящих в обществе, формируется злобность, агрессивность, ненависть по отношению к тем, кто живет и мыслит не так, как прежде.

        Ребёнок впитывает эту семейную социально-этническую неприязнь.

Тревожит педагогическая безграмотность родителей, не владея в достаточной степени знанием возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, зачастую осуществляют воспитание вслепую, интуитивным в лучшем случае, в худшем – не занимаются воспитанием совсем. Особенно осложнен процесс воспитания личности в тех семьях, где пьянство, иждивенчество, полукриминальный образ жизни родителей оказываются превалирующими факторами влияния на ребёнка. Наряду с такой категорией семей, есть более благополучные родители, которые рассматривают школу как комфортную камеру хранения для своих детей. Им приходится работать, им некогда заниматься собственными детьми, надеясь, что в школе ребенок находится под присмотром и что он огражден от всех негативных явлений жизни.

        Самоустранение семьи от воспитательной роли приводит к конфликтным ситуациям не только в семье, а приводит к противостоянию со школой.

        По экспертной оценке несовершеннолетние правонарушители происходят из неполных семей, семей социально-безответственных. Рассматривая и анализируя проблемы семейного воспитания несовершеннолетних учащихся вечерней школы, образовательное учреждение может оказать влияние на поведение родителей, на их отношение к воспитанию детей.

        Программа «Семья каждому нужна» по работе с семьей направлена на повышение ответственности родителей за обучение и воспитание детей, психологическую помощь и содействие родителям, активное социальное взаимодействие со школой и социальными институтами города.

        

        Программа представляет собой комплекс мероприятий, направленных на:

  • - создание доброжелательной атмосферы, располагающей к диалогу
  • - выявление семей, нуждающихся в психолого-педагогическом просвещении
  • - осознание родителями значимости своей родительской деятельности, в появлении родительской ответственности за детей
  • - работу школы с семьёй и органами государственно-общественного управления
  • - включение родителей в жизнь школы в качестве полноправных субъектов образовательной и воспитательной деятельности
  • - информационно-просветительская работа и формирование информационной культуры родителей.

        Программа построена по принципу, позволяющему корректировать содержание работы по привлечению родителей в школу, повышению ответственности за воспитание детей, созданию условий для реализации родителями своих прав в полном объёме, повышение их воспитательной культуры.

        Работа с родителями рассматривается как приоритетное направление образовательной деятельности школы и гармонично вливается в учебно-воспитательный процесс.

        В работу по реализации программы включены следующие субъекты воспитания:

  • Педагоги
  • Дети
  • Родители
  • Управляющий совет школы
  • Школьный совет общественного мнения
  • Департамент образования администрации города Нижневартовска
  • Общественные профилактические организации
  • Общественные институты

        

  1. Международный акт в области защиты прав детства - «Конвенция о правах ребенка».

  1. Федеральный закон «Об образовании».

  1. Семейный кодекс Российской Федерации.

  1. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации.

  1. «Об основных направлениях государственной семейной политики» (Указ Президента РФ от 14.05.96 № 712 с изменениями от 05.10.02).

  1.  Закон «О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре».

  1. Устав МБОУ В(С)ОШ№3

Материально-техническая оснащенность

МБОУ В(сСОШ.№3

Школа оснащена необходимым современным оборудованием в соответствии с противопожарными и санитарно-гигиеническими требованиями.

Кроме учебных кабинетов имеется медицинский   блок:   процедурный   кабинет,   кабинет   профосмотра.

Сопутствующие кабинеты:

  • актовый зал;
  • спортивный зал, зал ЛФК;
  • кабинеты социального педагога и психолога для коррекционных занятий;
  • читальный зал библиотеки.

Библиотека оснащена периодическими изданиями с учётом современных задач учебно-воспитательного процесса, учебными пособиями, педагогической и методической литературой для педагогических работников (не в полной мере). Создан фонд видеотеки и медиатеки. Имеются сайт школы и адрес электронной почты mosh25@list.ru.

Кадровое обеспечение программы:

Школа укомплектована высоко квалифицированными кадрами, имеет стабильный педагогический коллектив.

МБОУ «СОШ №25» укомплектована кадрами на 100% от штатного расписания, имеет стабильный, высокообразованный (все учителя школы имеют высшее образование), работоспособный преподавательский коллектив (средний возраст педагогического коллектива 43 года).

Данная программа «Семья каждому нужна» обеспечивает:

  • ответственность семьи за ребенка, полноценное развитие партнерских отношений с родителями, детьми и школой

  • реализацию родителями своих прав в полном объеме, воспитание культуры семейной жизни

  •  участие школы в восстановлении семейных контактов в проблемных семьях

  •  работу с семьями по проблемам их взаимоотношения с детьми.

Настоящая программа определяет основные направления деятельности по сотрудничеству с семьей на деловой основе, создании доброжелательной атмосферы, располагающей к диалогу и решению проблем воспитания ребенка в семье и школе, солидарность с учителями, помощь семье и учащимся.

Учитывая контингент учащихся школы, усилия администрации школы и педагогического  коллектива направлены на реализацию целей:

  • Совершенствование организации взаимодействия с семьями разного типа.

  • Ознакомление родителей с особенностями обучения в вечерней школе.

  • Соблюдение прав ребенка, сохранение здоровья, психологическая поддержка детей.

  • Позитивное воздействие социокультурной среды на семью.

  • Позитивное влияние на «проблемные семьи».

  • Предупреждение негативных тенденций в семье, связанных с воспитанием детей.

  • Проявление родительской солидарности и сплоченности в сотрудничестве со школой.

  • Принцип научности
  • Принцип объективности
  • Принцип единства воспитательной и образовательной среды
  • Принцип социальной активности
  • Принцип мотивированности
  • Принцип  индивидуализации
  • Принцип взаимодействия

1. Педагогика сотрудничества с родителями, основанная на товариществе, взаимоуважении, взаимопомощи, коллективизма. Семья – наш союзник в воспитании и обучении детей.

2. Методика КОС (коммуникативных и организаторских способностей).

3. Методика выявления внутрисемейных установок родителей.

4. Методика изучения особенностей семейного воспитания.

  • Воспитательная
  • Оздоровительная
  • Духовно-нравственная
  • Бытовая
  • Трудовая
  • Охранно-защитная
  • Досугово-творческая.

  1. Научно-методическое и информационно статистическое обеспечение решения проблем взаимодействия с родителями.

  1. Участие родителей в общественно-педагогической жизни школы.

  1. Обучение и консультационная помощь родителям в воспитании и обучении детей.

  1. Предупреждение негативных тенденций в семье, связанных с воспитанием ребёнка.

В управлении реализацией программы используются:

  • блоки программ:

  1. «Формирование творчески активной и нравственно-здоровой личности».
  2. «Юная леди».
  3. «Допризывная подготовка – один из приоритетов социально значимого образа жизни обучающихся».
  4. Программа психологической поддержки юношей допризывного возраста.
  5. «Активизация профессионального и личностного самоопределения».
  6. Программа по профориентации обучающихся.
  7. Программа летнего отдыха «Созвездие».
  8. «Содружество» по обмену опытом между педагогами образовательных учреждений МБОУ «СОШ № 13» и МБОУ «СОШ №25».
  9. «Сотрудничество» по обмену опытом между  МОСШ № 17 и МБОУ «СОШ №25» по формированию духовно-нравственного потенциала школьников.

  • традиции школы:

  1. Проведение встреч родителей с представителями общественных организаций и социальных институтов.
  2. Заседания Управляющего совета, Совета профилактики, школьного совета общественного мнения.
  3. Проведение торжественных линеек, посвященных «Дню знаний», «Международному дню 8 Марта», «Дню защитника Отечества», «Последнему звонку».
  4. Совместное участие со школой в различных акциях, мероприятиях, митингах.
  5. Выезды на природу, организация досуга.
  6. Организация работы пришкольного летнего лагеря «Созвездие».

Структура взаимодействия МБОУ «В СОШ №3» с учреждениями города

Механизм реализации Программы.

Механизм реализации Программы осуществляется по следующим направлениям:

ЭТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

(2013-2016 годы)

I. Организационно-управленческий этап (2013-2014 гг.)

Проведение работы по выявлению проблемных семей, изучение позиции родителей по отношению к школе, обеспечение безопасности и защищённости учащихся, организация работы педагогического коллектива по вопросам сотрудничества семьи со школой.

II. Этап реализации (2014 – 2015 годы)

Создание банка данных о семьях. Проведение информационно-просветительской работы среди родителей с целью оказания помощи детям «группы риска» и  их семьям. Привлечение социальных институтов к проблемам семей, активное взаимодействие и привлечение родителей в школу. Организация обучения родителей, оказание помощи родителям в решении конфликтных ситуаций в семье и в школе.

        

III. Аналитико-коррекционный этап (2015-2016гг.)

  1. Подведение итогов реализации Программы.
  2. Социально-педагогический анализ по направлениям Программы.
  3. Обобщение и систематизация работы по Программе.
  4. Создание единой системы мониторинга работы по взаимодействию с семьями.
  5. Создание методических рекомендаций для родителей.

        

  1. Организационно-управленческий этап (2013-2014 гг.)

Содержание мероприятий

Сроки

Ответственные

1

Изучение социального статуса и вида семей с целью выявления их возможностей по воспитанию детей.

Сентябрь

Зам. директора по УВР, соц. педагоги, классные руководители

2

Комплексное обследование социально бытовых условий проблемных семей.

Сентябрь - октябрь

Зам. директора по УВР, соц. педагоги, классные руководители

3

Составление социального паспорта семей.

Октябрь - ноябрь

Зам. директора по УВР, соц. педагоги, классные руководители

4

Организация работы педагогического коллектива по оказанию помощи семьям в воспитании и обучении учащихся.

Сентябрь – май

Зам. директора, руководители МО, классные руководители.

5.

Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.

Сентябрь – май

Зам. директора, руководители МО, классные руководители.

6

Организация работы по проблеме профилактики семейного неблагополучия.

Сентябрь – май

Зам. директора, руководители МО, классные руководители.

7

Разработка тематического лектория по формированию общей и воспитательной культуры родителей.

Октябрь  

Зам. директора по УВР, МР

8

Подготовка кадров для работы с проблемными семьями и семьями социально-безответственных родителей.

Октябрь  

Администрации школы.

9

Создать методические рекомендации по работе с семьёй.

Сентябрь – май

Зам. директора по МР, руководители МО, соц. педагоги

  1. Этап реализации (2014 – 2015 годы)

1

Разработка индивидуальных карт наблюдения за семьями. Создание Портфолио семьи.

Октябрь ежегодно

Зам. директора по УВР, соц. педагоги, классные руководители

2

Организация профилактической работы с учащимися и семьями.

Октябрь ежегодно

Зам. директора по УВР, соц. педагоги, классные руководители

3

Индивидуальная коррекционная работа с родителями по устранению нарушений в межличностных внутрисемейных отношениях.

В течение учебного года

Зам. директора по УВР, соц. педагоги, психолог

4

Психолого-педагогический всеобуч родителей «Родители начинают с себя».

Март – апрель

Зам. директора по УВР, соц. педагоги, психолог

5

Круглый стол «Использование программ «Волна», «Сталкер» в работе с семьями».

Октябрь

Зам. директора по УВР, соц. педагоги, психолог

6

Родительский лекторий по изучению законодательства о браке, семье.

Январь

Зам. директора по УВР, психолог

7

Родительская академия «Защитим детей вместе» (специальные вопросы гигиены, профилактика алкоголизма и наркомании).

В течение года

Зам. директора по УВР, соц. педагоги, классные руководители

8

Психологический практикум «Психологический климат в семье».

в течение года

Зам. директора по УВР, психолог, классные руководители

9

Правовой лекторий «Я в ответе за своего ребенка» (совместно с КДН).

В течение года

Зам. директора по УВР, соц. педагоги, классные руководители

10

Педагогическая школа для родителей: конференция  «Наш трудный подросток», «Роль родителей в воспитании детей» (совместно с Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, уголовной исполнительской  инспекцией).

В течение года

Зам. директора по УВР, соц. педагоги, классные руководители

11

Индивидуальное психолого-педагогическое консультирование родителей по вопросам отклоняющегося поведения детей.

В течение учебного года

Психолог, соц. педагоги, классные руководители

12

Индивидуальная работа с семьями «группы риска» (консультирование, патронаж, социальная помощь и др.).

В течение учебного года

Психолог, соц. педагоги, классные руководители

13

Организация летнего лагеря отдыха и трудовой занятости «Островок надежды».

Июнь-август

Директор школы

  1.  Аналитико-коррекционный этап (2015-2016гг.)

1

Коллективные творческие дела. Участие в мероприятиях, акциях, соревнованиях «Папа, мама, я – дружная семья.

Ноябрь, март

Зам. директора по УВР, классные руководители

2

Практикумы: «ЗОЖ – позиция каждого», «Как общаться с трудным подростком» (применение психодраматических техник в работе с детьми «группы риска»).

.

Зам. директора по УВР, соц. педагоги, психолог, фельдшер, классные руководители

3

Круглый стол «Воспитание без жестокости».

Сентябрь

Зам. директора по МР, руководитель МО классных руководителей

4

Выпуск методических материалов в помощь родителям по воспитанию детей.

Апрель

Администрация школы

5

Публикации статей в СМИ из опыта работы с семьями подростков «группы риска».

Зам. директора по МР, соц. педагоги.

Ожидаемые результаты

Задачи

Средства реализации

Ожидаемый результат

Учёт особенностей позиции родителей по отношению к школе и воспитанию детей. Изучение условий и микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей детей и родителей.

Изучение социума семей различного типа.

Выявление проблемных семей, семей неполных, оказывающих влияние на воспитание ребёнка.

Изучение семей с целью выявления их ресурсных возможностей.

Организация работы социально-психологической службы и классных руководителей по проблеме обучения учащихся и профилактики правонарушений  несовершеннолетних учащихся.

Составление социального педагогического паспорта семей.

Система работы классных руководителей по проблеме профилактики правонарушений  несовершеннолетних учащихся.

Формирование потребности родителей в повышении своей общей воспитательной культуры.

Изучение с родителями учащихся законодательства о браке, семье, специальных вопросов гигиены.

Правовой лекторий «Я в ответе за своего ребенка» (совместно с КДН).

Педагогическая школа для родителей: конференция  «Наш трудный подросток», «Роль родителей в воспитании детей» (совместно с Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, уголовной исполнительской  инспекцией).

Получение специальных знаний в области этики и психологии семейной жизни.

Присутствие эмоционального и доверительного общения родителей и детей.

Достаточный уровень приобретения ценностей семейной жизни.

Увеличение доли семей с достаточным уровнем приобретенных ценностей семейной жизни.

Сформированность осознанного профессионального самоопределения выпускников.

Предупреждение негативных тенденций в семье, связанных с безопасностью и защищённостью детей.

Организация профилактической работы с учащимися и семьями.

Индивидуальное психолого-педагогическое консультирование родителей по вопросам отклоняющегося поведения детей.

Психолого-педагогический всеобуч родителей «Родители начинают с себя».

Родительская академия «Защитим детей вместе» (специальные вопросы гигиены, профилактика алкоголизма и наркомании). Психологический практикум «Психологический климат в семье».

Мастер-класс «Личностная модель хорошего семьянина».

Повышение социально-педагогической культуры родителей.

Увеличение интенсивности взаимодействия родителей со школой.

Согласованность педагогических действий родителей в воспитании ребёнка, отсутствие физической расправы над детьми.

Увеличение доли семей с положительным психологическим климатом.

Отсутствие учащихся, покинувших семьи.

Создание системы действенной психологической и социально-педагогической помощи.

Коррекция совместных планов с Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, городскими отделами милиции, уголовной исполнительской  инспекцией, центром социальной защиты «Кардея» по оказанию помощи семьям учащихся.

Педагогическая школа для родителей: конференция  «Наш трудный подросток», «Роль родителей в воспитании детей» (совместно с Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, уголовной исполнительской  инспекцией).

Практикумы: «ЗОЖ – позиция каждого», «Как общаться с трудным подростком» (применение психодраматических техник в работе с детьми «группы риска»).

Высокое интеллектуально формирующее влияние социума, внеклассной работы в школе на формирование ценностей в семье, потребности семьи в получении помощи по социализации ребенка.

Сохранение и некоторое увеличение показателей психического, физического и социального здоровья учащихся.

Сотрудничество с родителями через коллективное творческое воспитание.

Родительский лекторий «Вместе дружная семья». Совместное проведение традиционных праздников школы, участие в соревнованиях, эстафетах, туристических походах.

Организация летнего лагеря отдыха и трудовой занятости «Островок надежды».

Сформированность поведенческих навыков обучающихся.

Сформированность осознанного профессионального самоопределения выпускников.

Устройство учащихся, нуждающихся в материальной помощи, на работу.

Участие родителей в управлении школой и её развитии.

Разработка учебно-педагогических методик.

Разработка методических рекомендаций по работе с детьми асоциального поведения.

Выпуск методических материалов в помощь родителям по воспитанию детей.

Публикации статей в СМИ из опыта работы с семьями подростков «группы риска».

Критерии эффективности программы.

  1. Критерии эффективности образовательного процесса.

  1. Выполнение всеобуча.
  2. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.
  3. Овладение учащимися федеральными государственными образовательными стандартами через вариативность форм обучения.

2. Критерии эффективности реализации воспитательной работы.

  1. Сформированность ценностей счастливой семейной жизни в структуре жизненных ценностей учащихся.
  2. Сформированность у родителей отношения к подросткам как к самоценным личностям, имеющим сильные стороны и необходимые возможности для достойной жизни.
  3. Заинтересованное взаимодействие семьи и школы, требующее умения проявлять искренний интерес к нуждам ребёнка и его состояниям.
  4. Освоение подростками навыков конструктивного взаимодействия с родителями (умение понимать родителей, умение вести себя достойно в конфликтных ситуациях с родителями).
  5. Тесное взаимодействие родителей со школой и повышение их ответственности родителей за содержание и воспитание детей.
  6. Гуманизация межличностных отношений ученик - учитель; ученик - ученик; учитель - родители.

3.Организация мониторинга.

Технология экспертизы функционирования программы базируется на системе мониторингов:

  • уровень промежуточных и конечных результатов совместной воспитательной деятельности семьи и школы
  • воспитанность обучающихся (правовая культура)
  • мониторинг микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей детей и родителей
  • социологический мониторинг (безнадзорность, правонарушения учащихся, семьи, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации и т.д.)