ОТКРЫТЫЙ УРОК К ДНЮ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ
методическая разработка по теме
УРОК ПРОХОДИЛ В ПРЕДВЕРИИ 24 МАЯ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urokposvyashchyonnyy_dnyu_slavyanskoy_pismennosti_i_kultury.docx | 23.54 КБ |
Предварительный просмотр:
ОТКРЫТЫЙ УРОК,
ПОСВЯЩЁННЫЙ
ДНЮ СЛАВЯНСКОЙ
ПИСЬМЕННОСТИ И
КУЛЬТУРЫ.
ПРОВЕЛА УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТ-РЫ
КОЧЕТКОВА И.В
Цель:
Познакомить детей с деятельностью просветителей Кирилла и Мефодия, историей праздника.
Способствовать воспитанию уважительного отношения к букве, алфавиту, слову.
Воспитание уважительного отношения школьников к трудам христианских проповедников Кирилла и Мефодия, создавших первую славянскую азбуку.
Воспитывать потребность совершать добрые поступки и сопоставлять их с деяниями святых.
Отдать дань уважения духовному подвигу Кирилла и Мефодия, открывших путь к просвещению большим и малым народам
Оборудование: проектор, презентация "Откуда пошла славянская письменность"
ЭПИГРАФ:
Книги – это окна, через которые душа
смотрит в мир. Жилище без книг – все
равно что комната без окон.
Р.Вильсон
ХОД УРОКА
1.ОРГ.НАЧАЛО
2.СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ
УЧИТЕЛЬ:
На весь мир он знаменит –
Наш славянский алфавит!
Но с чего все началось,
Нам узнать не удалось.
Много версий самых разных,
Кто же азбуку создал?
Просветителей известных
Пригласим сегодня в зал.
Вы, наверное, догадались, что сегодня нас ждет увлекательное путешествие в далекие времена, когда люди только устно передавали друг другу информацию. Нетрудно вообразить, что случилось бы, если бы не было у нас письменности. Вас ждет встреча с теми, кого называем мы создателями славянской азбуки – Кириллом и Мефодием. (Входят два мальчика, одетые в Кирилла и Мефодия ).
СЛАЙД 1
- РАБОТА ПО ТЕМЕ:
Учитель:
Современный алфавит – это потомок того, что был создан великими просветителями – братьями Кириллом и Мефодием.
Отрывок из «Жития Кирилла и Мефодия" (читает подготовленный ученик)
В городе Солуне в Македонии жил знатный и богатый вельможа, званием воин-сотник, по имени Лев. Жену его звали Марией. Жил он благочестиво, исполняя все заповеди Божии…У него было семь сыновей: старшего сына звали Мефодием, а младшего Константином, в монашестве Кириллом......
СЛАЙД 2
Кирилл:
Это было в 863 году. Распространение христианства среди славянских народов – вот задача, стоявшая перед нами. Но дело в том, что все книги были написаны на греческом языке. Предстояла сложная работа: перевести на славянский язык богословские издания. Как это возможно? Византийский император приказал создать славянскую грамоту и перевести книги на славянский язык.
Мефодий:
Задача, казалось бы, невыполнимая. Но император знал, кому поручает важное для славян дело: еще в детстве Кирилл, обучаясь при дворе, проявил себя незаурядной личностью, способной к языкам. Кирилл отлично знал славянский, латинский, еврейский, арабский языки, помимо родного, греческого.
УЧИТЕЛЬ:
И действительно, знания языков помогли братьям. Взяв за основу греческий язык, состоящий из 24 букв, Кирилл дополнил его другими. Так в алфавите появились шипящие, «юс большой» и «юс малый», «ять», «ижица», «фита».
СЛАЙД 3-6
(ПОКАЗ БУКВ.)
Учитель:
Прочитаем название букв первоначального славянского алфавита, который стали называть кириллицей по имени создателя его Кирилла. В нем 43 буквы. (Хоровое чтение букв: А – «аз», Б – «буки»,В – «веди»…)
Так вот, оказывается, откуда крылатая фраза «Аз да буки – вот и все науки»! Может, и вы, ребята, знаете такие устойчивые сочетания, пословицы и поговорки?(ухватиться за ижицу; ходить мыслете; стоять фертом; Азбука – к мудрости ступенька; Азбуку учат – во всю избу кричат.)
А как образовалось слово «азбука», можете объяснить? (Начальные буквы славянского алфавита «аз», «буки».)
Интересно и то, что буквы имели и цифровое значение: «А» -«1»; «Б» - «2»; «Р» - 100. Только в XVIII веке арабские цифры вытеснили в России буквенные.
Учитель:
Догадливые быстро определили, почему азбука называется азбукой. А почему алфавит называется алфавитом? Спросим у просветителей Кирилла и Мефодия.
Кирилл:
Интересна история этого слова. Алфавит. Оно родилось в древней Греции и состоит из названий двух первых букв греческого алфавита: «альфа» и «бета». Носители западных языков так и называют: «альфабете». А мы произносим как «алфавит». Вот так-то.
Мефодий:
С появлением славянской азбуки письменная культура стала развиваться быстро. В Болгарии, Сербии, на Руси появлялись памятники письменности. А как они оформлялись! Первая буква – буквица – начинала каждую новую главу. Буквица необыкновенно красива: в виде прекрасной птицы или цветка, она расписывалась яркими, чаще красными цветами. Потому и существует сегодня термин «красная строка». Славянская рукописная книга могла создаваться в течение шести-семи лет и была очень дорогой. В драгоценном окладе, с иллюстрациями, она сегодня является настоящим памятником искусства.
СЛАЙД 7-12
Творческая работа.
"Изобрази буквицу"
СЛАЙД 24
-Послушайте отрывок из повести Горького “Детство”, о том, как учили грамоте встарь.
(Чтение отрывка по ролям)
СЛАЙД 23
Дедушка, достав откуда-то новенькую книжку, позвал внука.
Дед: Ну-ка, ты пермяк, солены уши, поди сюда! Садись! Видишь фигуру? Это – Аз. Говори: Аз! Буки! Веди! Это – что?
Внук: Буки.
Дед: Попал! Это?
Внук: Веди.
Дед: Врешь, аз! Гляди: глаголь, добро, есть, – это что?
Внук: добро.
Дед: Попал! Это?
Внук: Глаголь.
Дед: Верно! А это?
Внук: Аз.
Дед: Валяй, Лексей!
Внук: Земля! Люди!
Дед: Ах, лихорадка астраханская, чего ты орешь, чего?
Внук: Это вы кричите…
Дед: Будет! Держи книжку. Завтра ты мне всю азбуку без ошибки скажешь, и за это я тебе дам пятак…
СЛАЙД 13
Ученик:
Каждой буквою гордится
Наш славянский алфавит.
Вот змея, а вот и львица,
Птица по небу летит!
Древний писарь нам оставил
Тайну книг, без них нельзя!
Азбуку любить заставил,
Без нее никак, друзья!
Кирилл: Год 863 – вы эту дату должны знать,
Послал нас царь в этот год
Славянский просвещать народ
И про учение Христово
Сказать им просто и толково.
Нам предстояло трудный путь пройти
Ведь мы должны были перевести
Все книги с греческого на славянский
Пришлось нам азбуку изобрести.
Мефодий: Её тогда кириллицей назвали
От разных азбук буквы, звуки так хитроумно он (Кирилл) соединил,
Что сразу всех славян вознаградил,
Чтоб и они познали все науки.
24 буквы взял Кирилл у греков,
Еще немного – у евреев и армян.
Чего не доставало – сам добавил,
И от невежества славян избавил.
РАБОТА СО СЛАЙДАМИ 18-22
Ученик:
Все, что создается человеком,
Все, чем мир Вселенной знаменит,
В книгах навсегда из века в веки
Сохранит славянский алфавит.
“Кто больше знает пословиц об АЗБУКЕ”
СЛАЙД 25
Сперва АЗ, да БУКИ, а потом и другие науки.
АЗ, БУКИ и ВЕДИ страшат, что медведи.
Азбуку учат, на всю избу кричат.
Азбуке учиться, всегда пригодится.
Азбука – к мудрости ступенька.
Продай кафтан, купи буквицу.
Если хочешь познать истину, начинай с азбуки.
Грамоте учиться, всегда пригодится.
Кончил курс науки, а знает АЗ да БУКИ.
История праздника (сообщение подготовленного ученика)
В год тысячелетия со дня создания славянского письма в России Священный синод принял постановление, в котором устанавливалось «каждогодное, начиная с сего 1863 года, в 11 день мая церковное празднование преподобным Кириллу и Мефодию». До 1917 года в России отмечали церковный праздник День святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. С приходом советской власти был забыт этот великий праздник. В 1986 году он был возрожден. Этот праздник стали называть Днем славянской письменности и культуры. Каждый год 24 мая один из городов России становится центром праздника. В 2007 г. он отмечался в Коломне, в 2008 г. – в Твери.
ВИКТОРИНА
СЛАЙД 16-17
4.Итог урока
-«Ученье – свет, а неученье – тьма», - говорится в русской пословице. Кирилл и Мефодий, братья из Солуни,- словенские просветители, создатели славянской азбуки, проповедники христианства. Их называют святыми учителями. Просветители – те, кто несет свет и освещает им всех. Без азбуки нет письменности, а без нее нет и книги, которая просвещает людей, а значит, движет жизнь вперед.
Памятники великим просветителям по всему миру напоминают нам о духовном подвиге Кирилла и Мефодия, подаривших миру славянскую азбуку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок - экскурсия День славянской письменности и культуры.
В материале урока содержится демонстрация учащимся историко-культурной взаимосвязи народов, проживающих на территории Российской Федерации, знакомство учащихся с миссией просветителе...
Открытый урок по ОПК «Глаголь. Добро. Урок в славянской школе.», посвящённого Дню славянской письменности и культуры
Цели урока: приобщить подрастающее поколение к православной культуре России, в интерактивной игровой форме «урока и весёлой переменки» преподнести знания о значении письменности для народов России, о ...
Методическая разработка урока ко дню Славянской письменности и культуры "Начинали с АЗ да Буки, перешли потом в науки".
Урок разработан к празднику , дню Славянской письменности и культуры....
Презентация к уроку, посвящённому дню Славянской письменности и культуры.
Презентация была составлена к уроку, посвящённому дню Славянской письменности и культуры....
Открытый урок на тему: "Славянская письменность и культура"
24 мая наша страна отмечает День славянской письменности и культуры – праздник просвещения, родного слова, родной книги, родной литературы и родной культуры. Собственная письменность всегда служит люб...
«История славянской и русской письменности»: Урок-викторина для 9-11 классов, посвященный Дню славянской письменности и культуры
Цель: воспитание уважительного отношения учащихся к трудам христианских проповедников Кирилла и Мефодия, создавших первую славянскую азбуку....
Открытый урок, посвященный Дню славянской письменности и культуры
Открытый урок, посвященный Дню славянской письменности и культуры....