СЕНСИТИВНЫЕ (чувствительные) ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
консультация по теме
Дано описание анатомических, физиологических, психологических особенностей детей младшего, среднего и старшего школьного возраста. Согласно этим особенностям указаны периоды развития физических качеств ребенка. Все это может помочь родителям в правильном подходе к ребенку в определенные периоды его жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vozratnye_osobennosti._microsoft_word.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СЕНСИТИВНЫЕ (чувствительные) ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Возраст | Анатомические особенности | Физиологические особенности | Психологические особенности | Сенситивные периоды развития физических качеств |
Младший школьный возраст (от 6-7 до 9-10 лет) | Период является сравнительно спокойным в развитии детей.
Постепенно формируются изгибы позвоночника, к 7 годам устанавливается шейная и грудная кривизна, к 12 – поясничная. У детей мышцы конечностей развиты слабее, чем мышцы туловища.
| Для детей младшего школьного возраста характерна большая напряженность функций кровообращения и дыхания и менее экономичное расходование энергетического потенциала при мышечных нагрузках
| Возраст характеризуется равновесием, равнозна-чностью внешних влияний на развитие ребёнка и внутренних побудительных стимулов. Центральное новообразование – осознание и переживание себя в качестве существа социального. Сила и уравновешенность нервных процессов относительно невелики, что может приводить к быстрой истощаемости клеток коры головного мозга, быстрому утомлению. Большая возбудимость и реактивность, а также высокая пластичность нервной системы способствуют лучшему и более быстрому освоению двигательных навыков. |
|
Средний школьный возраст (подростковый) (V-IX классы, от 10-11 до 15-16 лет) |
| Период интенсивного физиологического развития.
Особенно большие изменения происходят у девочек – в 11-12 лет и в 12-14 лет у мальчиков.
| Возраст характерен преобладанием влияния внутренних стимулов развития над внешними. Центральное новообразование – чувство взрослости, осознанное стремление к самостоятельности и самоутверждению (Д.Б. Элькони). Происходит формирование личности, переход от детства к юности. Подростки способны к самостоятельному творческому мышлению, рассуждению, сравнению, к выводам и обобщениям. Внимание и память приобретают характер организованных и управляемых процессов. | По В.А. Муравьёву, Н.Н. Назаровой У мальчиков: - скоростно-силовые (к 11-12 г.); - скорость двигательной реакции (к 11-12 годам); - собственно силовые (к 13-14 г) - выносливость в динамическом (к 11-13 г.) и статистическом режимах (к 13-15 годам); - способность выполнять сложно-координационные упражнения (к 14-15 г.), упражнения с большой амплитудой движения (к 13-14г) - выносливость в зоне максимальной интенсивности к 14-15 годам. У девочек: - скоростно-силовые (к 11-12 г.); -скорость движений (к 11-12 г.); - выносливость в статистическом режиме (к 12-13 годам), в динамическом режиме (к 12-13 годам), в зонах большой и максимальной интенсивности (к 13-14 годам). |
Старший школьный возраст (Х-Х1 классы, от 15-17 до 17-18 лет) | Продолжается развитие костно-мышечного и связочного аппарата. Полное срастание костных эпифизарных (эпифиз – конец длинной трубчатой кости) дисков с телом позвоночника длится от 15 до 24 лет. Срастание ядер окостенения рук продолжается с 16 до 25 лет, срастание трех тазовых костей происходит с 16 до 20 лет, к 13-17 годам у девушек и к 15-21 годам у юношей завершается окостенение фаланг пальцев ног, годом-двумя позже – фаланг пальцев рук, затем плюсны и предплюсны. Не закончено окостенение позвоночника. Продолжается рост сердца, оно становится выносливее к длительным напряжениям. Совершенствуется система дыхания: увеличивается периметр грудной клетки, объём легких; сильнее становится дыхательные мышцы; улучшается регуляция дыхания; повышается утилизация кислорода организмом. | Завершается формирование двигательного анализатора и важнейших двигательных функций. Особенно повышается роль проприоцепции (мышечные чувства) в управлении движениями. Максимального развития достигает также способность произвольно расслаблять мышцы. Достигают показателей уровня взрослых сохранения равновесия при прямостоянии, различение временных интервалов, дифференцировка темпа движений, способность поддерживать постоянную скорость движений. | Характеризуется осознанным учетом воспитанником роли внешних условий и его собственных усилий в формировании качеств личности. В этом возрасте формируется определённая жизненная позиция (мировоззрение – система взглядов на мир и свое место в нем). Главное – овладеть приёмами учения и самообразования, формами взаимодействия с другим человеком для подготовки к будущей профессии. |
|
Деление на периоды во всех науках похожее. Особенно так называемый «школьный период»: младший, средний и старший. Это разделение на периоды (как и любое другое) весьма условно. Возраст календарный или школьный, а также определенного вида деятельности и уровня осознания самого себя наступает у разных детей в разное время. Это связано с половой принадлежностью (мальчики, девочки), с условиями культурно-познавательного развития. Наконец, здоровье ребенка тоже оказывает существенное влияние на продолжение от одного периода к другому.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие физических качеств у детей младшего школьного возраста с помощью подвижных игр.
За последние годы появилось немало научных трудов, посвящённых решению различных проблем воспитания детей младшего школьного возраста. Это объясняется тем, что целый ряд неблагоприятных социальн...
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЗАНИМАЮЩИХСЯ В РАЗЛИЧНЫХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ РЕЖИМАХ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
1. Школьный возраст - это самое благоприятное время воспитания физических качеств. При организации учебно-тренировочного процесса необходимо учитывать половые, возрастные, индивидуальные ос...
Тема: «Особенности обучения и развития физических качеств в младшем школьном возрасте»
В младшем школьном возрасте, благодаря активному развитию функций двигательного анализатора, дети легко усваивают и совершенствуют разнообразные формы движений....
Особенности обучения и развития физических качеств в младшем школьном возрасте.
В младшем школьном возрасте, благодаря активному развитию функций двигательного анализатора, дети легко усваивают и совершенствуют разнообразные формы движений. Обучение новым дви...
Статья «Развитие физических качеств у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности»
Статья опубликованная в сборнике статей Международной научно-практической конференции "Интеграция науки, общества, производства и промышленности" 25 декабря 2018 г. Екатеринбург...
Подвижные игры как средство развития физических качеств у детей младшего школьного возраста с ОВЗ (ЗПР)
Современные дети мало двигаются, меньше, чем раньше играют в подвижные игры из-за привязанности к телевизору и компьютерным играм. Одним из важнейших средств развития двигательных качеств ...
Отчет по теме самообразования" Развитие физических качеств у детей дошкольного возраста по средствам игрового и соревновательного методов".
Цель: Применить и проанализировать эффективность и особенности использования игрового и соревновательного метода в системе дошкольного физического воспитания.Задачи:1. Изучить учебно -методическу...