проект "Развиваем речь ребёнка вместе"
проект по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Радуга» р.п. Лысые Горы, Саратовская область.
Проект
«Развиваем речь ребёнка вместе»
Автор проекта:
Денисова Л.В.
Р.п. Лысые Горы
2014 год
Пояснительная записка
Речь - чудесный дар природы – не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; затрудняется их общение с другими людьми (взрослыми и сверстниками), снижается познавательная активность. Это происходит потому, что ребенок с различными речевыми отклонениями становится «сложным» собеседником; ему трудно быть понятым другими. Поэтому всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отрицательно отражается на его деятельности и поведении, а значит, и на формировании личности в целом.
Самые близкие люди для ребенка – это его родители. Они лучше знают своего ребенка, понимают каждый взгляд, движение, всегда рядом в трудную минуту. Современные родители – это люди с хронической нехваткой времени. Чтобы быть успешным в мире компьютеров и современных технологий, надо успевать много, чаще всего за счет уменьшения общения с детьми. Сегодня у многих детей к 5годам уровень речевого развития ниже положенной нормы, и они нуждаются в помощи.
Актуальность обусловлена необходимостью больше внимания уделять развитию речи детей. Поэтому возникла необходимость разработать проект «Развиваем речь ребёнка вместе», где бы родители могли получить необходимые рекомендации от воспитателей в развитии речи у детей. Отличительной индивидуальностью и новизной проекта является объединения усилий для успешного речевого развития каждого ребенка группы; формирования у родителей желание помогать своему ребенку, общаться с ним; уметь правильно реагировать на проблемы (помогать преодолевать их) и достижения (радоваться успехам) малыша.
Цель проекта: Повышение педагогической культуры родителей в развитие речи детей и сплочение в совместной деятельности.
Задачи:
• Повышать уровень педагогической компетентности родителей в вопросах организации речевого развития детей;
• Помочь создать родителям благоприятный климат в семье, бережное и щадящее отношение к речевому развитию ребенка;
• Формировать речевую активность ребенка в повседневной жизни, как наиважнейшую форму социальной адаптации ребенка в обществе;
• Создать развивающую образовательную среду в условиях детского сада, стимулирующую речевое развитие детей;
• Создать модели взаимодействия детского сада и семьи в речевом развитии детей. Переводить родителей от роли пассивных наблюдателей к активному участию в развитии речи детей, сотрудничестве с педагогами группы.
Прогнозируемые результаты:
• Повышение темпа развития речи детей в целом, за счет совместной деятельности родителей и педагогов;
• Улучшение эмоционального благополучия детей;
• Целостное воздействие на речевую систему;
• Речевое раскрепощение ребенка, не смотря на имеющиеся у него речевые возможности;
• Потребность в творческом самовыражении, инициативность и самостоятельность в речевой деятельности;
• Навыки коммуникативного общения;
• Улучшение качеств подготовленности детей к школьному обучению.
Структура проекта
Этап | Содержание работы | Результат |
Подготовительный (Март) | Осознание проблемной ситуации, выбор темы проекта. | Тема проекта. Цели, задачи. |
Анализ и обобщение имеющегося в ДОУ опыта работы по данной теме. | Подборка и разработка дидактических игр по развитию речи детей. | |
Формирование мотивационной готовности родителей к участию в проектной деятельности. | - познакомить родителей с характеристикой речи детей 5-6 лет; - донести до родителей результаты обследования речевого развития ребенка; - заручиться их поддержкой в последующей работе. | |
Аналитический (март) | Разработка проекта, перспективного плана мероприятий. | Перспективно-тематический план. |
Подбор материала. | Пополнение предметно – развивающей среды демонстрационным и раздаточным материалом по теме. | |
Практический (апрель – май) | Реализация проекта в образовательную практику. | Реализация запланированных мероприятий. |
Презентационный (май) | Публичное представление продукта совместной деятельности. | Презентация проекта. |
Контрольный (май) | Подведение итогов, совместный анализ выполнения проекта, осмысление результата. | Показатели эффективности проекта (диагностика) |
План работы
Сроки | Название мероприятия | |
С родителями | С детьми | |
март |
| Занятия с детьми, словесные, дидактические, сюжетно – ролевые игры. Пальчиковая, дыхательная гимнастики. Акция «Уроки доброты» |
Апрель - май |
| Занятия с детьми, словесные, дидактические, сюжетно – ролевые игры. Пальчиковая, дыхательная гимнастики. Участие в конкурсе «Театр своими руками» Акция «Вся семья вместе так и душа на месте» Акция «Родина мать- умей за неё постоять» |
май | Презентация проекта «Развиваем речь ребёнка» на итоговом родительском собрании.
| |
Конец мая | Ознакомить родителей с итогами мониторинга по образовательной области «Коммуникация», обсудить перспективы в дальнейшей работе по данной теме. |
Заключение
В семье заложены уникальные возможности для развития связной речи ребенка. Родители и другие члены семьи – самые желаемые его собеседники. Это люди, чья речь и речевое поведение оставляют неизгладимый след в развитии ребенка. Поэтому родителям следует ввести в семью традицию ежедневного обмена впечатлениями о прожитом дне, вопросы задает не только взрослый ребенку, но и ребенок взрослому. Во время бесед с ребенком необходимо демонстрировать культуру поведения диалога (внимательно слушать собеседника, не перебивать, задавать вопросы, отвечать на поставленные вопросы). Взрослые своим примером показывают, как нужно вести диалог за столом, в гостях, при разговоре по телефону и т.д.
Взаимодействие воспитателей с семьей значительно повышает эффективность педагогического воздействия на детей, позволяет преодолеть многие трудности и проблемы и получить желаемый результат в речевом развитии каждого ребенка группы.
Литература
- Косинова Е.М. Азбука правильного произношения. М.: ОЛИСС, Изд-во Эксмо, 2005
- Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. Логопедия в диалогах. — СПб.: КАРО, 2004.
- Т.Ю. Бардышева, Е.Н. Моносова. «Обучение связной речи детей 4-5 лет». ООО «Издательство «Скрипторий 2003»
- Арбекова, Н.Е. Развиваем связную речь у детей 4-5 лет с ОНР. М.: Издательство ГНОМ, 2012
- Земцова О.Н.
- И. Лопухина «Логопедия 550 игр». М.: 1995 г.
- Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. М.: ООО «Фирма «Издательство ACT», 1999.
- Пятница Т.В. Пальчиковые игры и упражнения: Массаж карандашами. – Мн.: Аверсвэв, 2005.
- Дедюхина Г. В., Кириллова Е. В. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком. М.: Издательский центр «Техинформ» МАИ, 1997.
- Т. В. Башинская, Т. В. Пятница. Как превратить «неговорящего» ребенка в болтуна.. — 2-е изд. — Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как развивать речь ребёнка
Материал содержит практические советы родителям по формированию и развитию речи детей дошкольного и младшего школьного возраста с презентацией.http://narod.ru/disk/57641711001.ebad6b3a05de7845f5807a54...
Как развивать речь ребёнка
Советы для родителей...
Консультация для родителей по теме: «Речевое развитие детей 5-6 лет. Развиваем речь ребёнка дома"
Консультация для родителей по теме: «Речевое развитие детей 5-6 лет. Развиваем речь ребёнка дома"...
«РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ РЕБЁНКА» групповое занятие с родителями
Групповое занятие с родителями...
Буклет для родителей "Как развивать речь ребёнка дома"
Советы учителя-логопеда....
Конспект родительского собрания в средней группе на тему «Я говорю, играю, или Как развивать речь ребёнка»
Данныйконспект родительскогособрания направлен на повышение родительской компетенции в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста....
Развиваем речь ребенка вместе
quot;Что делает? Что делают?" согласовываем существительные с глаголами, тренируемся составлять предложения....