Паспорт кабинета обществознания
материал по обществознанию (11 класс) по теме
Основное назначение учебного кабинета:
- обеспечение высокого уровня преподавания предмета, который достигается современными формами проведения уроков и эффективным использованием материально-технической базы кабинета.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Паспорт кабинета обществознания № 12
КГОБШИ « Барнаульская школа-интернат с первоначальной летной подготовкой»
Ф.И.О. зав. кабинетом: Кутькова Л.А.
Основное назначение кабинета:
- обеспечение высокого уровня преподавания предмета, который достигается современными формами проведения уроков и эффективным использованием материально-технической базы кабинета.
Цели и задачи
функционирования кабинета обществознания
Цель:
- модернизация содержания образования,
- создание в школе-интернате адекватного современным требованиям условий для образования и воспитания на основе современных подходов, методик и технологий
Задачи:
- оснащение кабинета в соответствии с современными требованиями (требования перечней минимального оснащения кабинетов Министерства образования и науки РФ;
- совершенствование научно-методической, дидактической и материально-технической базы кабинета;
- совершенствовать методы обучения и воспитания в школе – интернате;
- обеспечение условий реализации базового уровня обучения учащихся 10-11-х классов;
-проведение эффективной внеурочной деятельности по обществознанию;
-способствовать повышению культуры работы учителя, его квалификации;
-способствовать повышению качества знаний учащихся, привитию навыков самостоятельной творческой работы;
- развитие творческих способностей обучающихся.
Выполнение санитарно-гигиенические требования
в кабинете обществознания БШИ с ПЛП.
1. Естественное и искусственное освещение кабинета обществознания обеспечено в соответствии со СНиП-23-05-95. "Естественное и искусственное освещение".
2. Ориентация окон учебных помещений в кабинете обществознания на южную сторону горизонта.
3. Окна кабинета оборудованы регулируемыми солнцезащитными устройствами типа жалюзи бежевых тонов, сочетающихся с цветом стен и мебели.
4. Для искусственного освещения в кабинете обществознания используются люминесцентные светильники типов: ЛС002х40, ЛП028Х40, ЛП002-2Х40, ЛП034-4х36, ЦСП-5-2Х40. Светильники установлены вдоль в два ряда (параллельно окнам).
5. Уровень освещенности рабочих мест для учителя и для обучающихся при искусственном освещении не менее 300 лк, на классной доске - 500 лк.
6. Окраска помещения кабинета обществознания выполнена в светлых тонах
7. Полы в кабинете обществознания имеют покрытие из деревоплиты
8. . Стены кабинета допускают их уборку влажным способом.
Окна- пластиковые стеклопакеты белого цвета.
Коэффициент светового отражения стен в пределах 0,5-0,6, потолка-0,7-0,8, пола-0,3-0,5.
9. Помещение кабинета обеспечено отоплением и приточно-вытяжной вентиляцией ,температура в помещениях поддерживается в пределах 18-21 градус Цельсия; влажность воздуха в пределах 40-60 55.
10. Естественная вентиляция осуществляется с помощью фрамуг , имеющих площадь не менее 1/50 площади пола и обеспечивающих трехкратный обмен воздуха. Фрамуги снабжены удобными для закрывания и открывания приспособлениями
11. Электроснабжение кабинета выполнено в соответствии с требованиями ПУЭ и ГОСТ 28139-89.
Мебель кабинета обществознания БШИ с ПЛП.
1. Кабинет обществознания имеет комплект специализированной мебели для:
- организации рабочего места учителя;
- организации рабочих мест обучающихся;
- рационального размещения и хранения средств обучения;
- организации использования аппаратуры.
2. . Мебель для организации рабочего места учителя включает стол для учителя, стул и 2 классных доски.
3. Мебель для организации рабочих мест обучающихся включает двухместные ученические парты 6 ростовой группы, в комплекте со стульями тех же ростовых групп.
4.. Мебель для размещения и хранения учебного оборудования включает 2 комбинированных шкафа и мебельную стенку со шкафами;
5. Для хранения и установки в рабочем положении ПК, проекционной и звукотехнической аппаратуры используются специальный стол.
Помещение кабинета обществознания БШИ с ПЛП
1. Площадь кабинета не менее 50 кв.м при ширине помещения не менее 6 м
2. Площадь кабинета обществознания позволяет расставить в нем мебель с соблюдением санитарно-гигиенических норм.
3. Ученические столы установлены в три ряда
Расстояние между столами в ряду -0,6м, между рядами столов - 0,6 м, между рядами столов и продольными стенами - О,5от первых столов до передней стены около 2,6, наибольшая удаленность последнего места обучающихся от классной доски -8м.
4. На передней стене кабинета размещена стенка, на которой расположены 2 классных доски ;
5. Вдоль задней стены установлены 2 комбинированных секционных шкафа для хранения учебного оборудования;
6. В кабинете обществознания проведена типовая планировка: на передней стене справа от входной двери - доска, слева - ряды рабочих мест обучающихся.
Оснащение кабинета
Наименование учебного оборудования | Должно быть | Фактически имеется | в % | Планируемые сроки приобретения | |
Учебная литература | |||||
1. | Программы | По обществознанию 10-11 кл. Программы общеобразовательных учреждений. Обществознание 6-11 кл., авторы Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И. и др. М., «Просвещение», 2012 г. | + + | 100% 100% | |
2. | Учебники | Обществознание 10-11кл. авторы Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И. и др. М., «Просвещение», 2012 г. | + + | 100% 100% | |
3. | Методические пособия для учителя | УМК | + | 100% | |
4. | Тематическое планирование | 10-11классы | + | 100% | |
5. | Поурочное планирование | 10-11классы | + | 100% | |
6. | Тестовые задания | 10-11классы | + | 100% | |
. Учебно-практическое оборудование | |||||
1 | Классная доска | 2 | + | 100% | |
2 | Шкафы книжные | 2 | + | 100% | |
3 | Стол учительский | 1 | + | 100% | |
4 | Ящик для хранения пособий | 2 | + | 100% | |
5 | Стенды | 3 | + | 100% | |
6 | Жалюзи | 3 | + | 100% |
Оснащение кабинета аппаратурой и приспособлениями
1 | Компьютер, мультимедиапроектор | 1 | + | 100% | |
2 | Экран – доска | 1 | + | 100% | |
3 | Мультимедийный проектор размещен на потолке | ||||
4 | Колонки | 2 | + | 100% |
Нормативные документы, регламентирующие
деятельность учителя:
- Должностная инструкция учителя обществознания;
- Программы общеобразовательных учреждений по предмету.
- Тематическое планирование по предмету, утверждённое администрацией школы на текущий учебный год;
- Нормы оценки знаний учащихся по предмету.
Методическое обеспечение
- Уголовное право (шпаргалка) М-2013
-гражданское право ( шпаргалка) М 2013
-обществознание (поурочные планы) для 10 класса. Под ред. Боголюбова в 2 ч.: Волгоград-2012
-обществознание ( поурочные планы) по учебнику. Боголюбова Л.Н.: Волгоград-2012
-обществознание ЕГЭ 2012,13,14 г
- ЕГЭ. Обществознание в вопросах и ответах.
- словарь терминов и понятий по обществознанию. Лопухов А.М.:М-2012
-экспресс- репетитор для подготовки к ЕГЭ « Экономика».
- экспресс- репетитор для подготовки к ЕГЭ «Право».
-задания для подготовки к олимпиадам по обществознанию.
-государственные праздники России.(справочник школьника.:Спб-2007ы
- поурочные разработки по обществознанию. Боголюбов 10-11 класс.:М-2011.
Организация рабочих мест учителя и обучающихся в кабинете обществознания БШИ с ПЛП
1. Рабочее место учителя оборудовано столом ,где имеется место для ПК и системного блока
2.В кабинете используется 2 классных доски: 1) - с 5 рабочими поверхностями, состоящую из основного щита и двух откидных,2) – с одним основным щитом;
3. Рабочие места учащихся оборудованы двухместными столами и стульями 6 ростовой группы.
4. Расписание работы кабинета
Размещение и хранение оборудования в кабинете обществознания.
1. При размещении и хранении учебного оборудования обеспечено:
- соблюдение правил хранения;
- сохранность средств обучения;
- постоянное место, закрепленное за данным видом пособия с учетом того, как часто оно используется на уроках.
- возможность быстрого проведения учета пособий к контроля за их состоянием.
.2. В шкафах размещены: библиотека кабинета, ученические работы, различные картотеки, раздаточный дидактический материал.
Оформление интерьера кабинета обществознания.
1. В кабинете экспонируются материалы, которые используются повседневно или в течение ряда уроков. Присутствуют материалы постоянного и сменного экспонирования.( Стенды « Сегодня на уроке», « Готовимся к ЕГЭ», тематический учет знаний и т.д. Интерьер кабинета не перегружен, все экспонируемые материалы функционально значимы и видны с каждого рабочего места.
.2. Важнейшим элементом интерьера кабинета является передняя стена и зона около нее. На стене расположена классная доска. Рядом расположен экран.
3. Постоянную экспозицию составляют пособия по технике безопасности..
4. К сменной экспозиции относится стенд « Сегодня на уроке». Экспозиционный стенд расположен на задней стене кабинета.
План
работы кабинета обществознания
на 2013-2014 учебный год.
№ | Мероприятия | Сроки проведения |
1. | Оформление кабинета обществознания. Расписание работы кабинета. | Сентябрь-октябрь |
2. | Подготовка дидактического материала, программ и тематического планирования | Сентябрь |
3. | Обеспечить экономию электроэнергии, её рациональное использование. | В течение года |
4. | Контроль температурного, влажного, светового режимов на соответствие норм СЭС. | В течение года |
5. | Контроль сохранности, ремонт имущества, учебно-наглядных пособий. | В течение года |
6. | Проведение учебных занятий и консультаций по курсу обществознания | Сентябрь-май |
7. | Подготовка раздаточного материала для учащихся | Сентябрь-май |
8. | Разработка, внесение изменений и уточнений в документы планирования учебного процесса по курсу обществознания | Август-сентябрь |
9. | Разработка тестовых заданий для проверки и закрепления знаний учащихся | В течение года |
10. | Подготовка вопросов по темам и разделам курса обществознания для текущего контроля знаний | В течение года |
11. | Проведение общешкольного мероприятия « Мы – граждане РФ» | Декабрь |
12. | Проведение пробного ЕГЭ | Апрель-май |
Перспективный план развития кабинета на 2013-2016 гг.
№ п/п | Сроки Вид работы | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 |
1 | Компьютер | + | |||
2 | Экран | + | |||
3 | Проектор | + | |||
4 | Принтер | + | |||
5 | Колонки | + | |||
6 | Компьютерный стол | + | |||
7 | Комплект ученической мебели | + | |||
8 | Стенды и плакаты ученические | + | |||
9 | Дидактический материал | + | + | + | + |
10 | Раздаточный материал | + | + | + | + |
11 | DVD диски обучающие | + | + | + | + |
12 | Тестовые задания | + | + | + | + |
ИНСТРУКЦИЯ
По охране труда при работе в кабинете обществознания
1.Общие требования безопасности.
1.1 К работе в кабинете обществознания допускаются лица, прошедшие инструктаж по технике безопасности и не имеющие противопоказаний по здоровью.
1.2 Лица, допущенные к работе в кабинете обществознания должны соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, расписания учебных занятий и санитарно-гигиенические правила.
1.3 При работе в кабинете обществознания необходимо соблюдать правила пожарной безопасности.
1.4 При неисправном оборудовании необходимо прекратить работу и сообщить администрации образовательного учреждения.
1.5 В процессе работы соблюдать рабочее место в чистоте.
2.Требования безопасности перед началом работы.
2.1 Подготовить к работе необходимое оборудование.
2.2 Тщательно проветрить помещение кабинета обществознания.
3. Требования безопасности во время работы.
3.1 Пребывание учащихся в кабинет обществознания допускается только а присутствии учителя.
3.2 Обеспечить безопасное состояние рабочих мест для учащихся, оборудования.
3.3 В кабинете должны находиться инструкции о правилах поведения в чрезвычайных ситуациях.
4. Требования безопасности в аварийных ситуациях.
4.1 При возникновении пожара сообщить администрации и в ближайшую пожарную часть, эвакуировать учащихся по схеме эвакуации со 2 этажа.
4.2 При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему и сообщить администрации образовательного учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.
5. Требования безопасности по окончании работы.
5.1 Привести в порядок рабочее место, выключить приборы.
5.2 Проветрить помещение.
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Структура документа
Программа по обществознанию для базового уровня представляет собой целостный документ, имеет следующую структуру: титульный лист; пояснительную записку: статус документа; особенности изучаемого предмета; требования к уровню подготовки; технологии и методы; описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета; содержание рабочей программы с указанием тем и конкретным распределением учебных часов по разделам курса; учебно – тематическое планирование, метапредметные и предметные результаты обучения; учебно – методическое , информационное и материально – техническое обеспечение программы.
Статус документа
Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию, авторской программы по обществознанию среднего (полного) общего образования (под редакцией академика РАО, доктора педагогических наук Л.Н.Боголюбова).
Выбор авторской программы мотивирован следующим:
- Рекомендована Министерством образования Российской Федерации ;
- Соответствует стандарту среднего (полного) образования (базовый уровень);
- Курс « Обществознание» по программе Л.Н. Боголюбова позволяет учащимся получить знания из родственных дисциплин: экономики, философии, психологии, социологии, политологии, правоведения, помогает им ориентироваться в большинстве отраслей знаний.
- Построена с учетом принципов системности, научности, доступности и преемственности;
- Способствует развитию личности, ее познавательных интересов, критического мышления, способности к самоопределению и самореализации, усвоению необходимых для социальной адаптации знаний об обществе, формированию опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений.
- Полнота и доступность изложения теоретических сведений, характер отбора материала для познавательной и практической деятельности учащихся, разнообразие видов заданий направлены на эффективное достижение образовательных воспитательных, информационных целей, обозначенных в ФК ГОС.
Эффективное обучение по данной программе позволяет не только приобрести знания, но и развивает социальные и интеллектуальные навыки, необходимые гражданам современного демократического общества, и включает обучающихся в целенаправленный процесс мыслительной деятельности.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по обществознанию (обществоведению) представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Помимо знаний, в содержание курса входят социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей. Не менее важным элементом содержания учебного предмета «Обществознание» является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.
Содержание обществознания на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим вводится ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку. Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.
Цели:
• развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
• воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
• освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
• овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
• формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Задачи:
- Обеспечить получение базисных знаний учащимися по предмету, их систематизации и осмысления с учетом современных требований ;
- Подготовить учащихся к жизни в обществе, т.е. социализация подростка, его приобщение к ценностям демократии, правового государства, гражданского общества;
- Создать условия для раскрытия творческих способностей учащихся, развитие навыков аналитического мышления и умения делать осознанный выбор;
- Моделировать актуальные и практически значимые для школьников ситуации, разрешение которых поможет занять определенную позицию в реальной жизни;
- Создать атмосферу диалога и сотрудничества всех участников образовательного процесса;
- Подготовить выпускников к успешной сдаче ЕГЭ.
Место предмета в базисном учебном плане школы
Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования отводит 140 ч для изучения на базисном уровне учебного предмета «Обществознание». В том числе: в 10 и 11 классах по 70 ч, из расчета 2 ч в неделю. Данная программа ориентирована на изложенные выше цели базового обществоведческого курса. В 10 классе предлагается дать целостное представление о развитии общества, его актуальных проблемах, о человеке в современном мире. В 11 классе предусмотрено значительное расширение экономической и правовой проблематики, а также некоторых вопросов социально-политического характера. Резерв учебного времени предполагается использовать для организации самостоятельных и/или практических работ, для проведения уроков повторения изученного материала, не предусмотренных авторской программой, изменений в содержание не вносится.
Изучение курса в 10 классе начинается с раздела «Общество и человек». В нем на более высоком по сравнению с основной школой уровне раскрываются природа и сущность человека, системный характер общества.
Раздел «Основные сферы общественной жизни» дает представление о подсистемах общества, об условиях деятельности человека в каждой из них.
Раздел «Право» раскрывает значение права и правовой культуры, дает краткую характеристику современного российского законодательства.
В 11 классе раздел «Экономика» позволяет значительно углубиться в проблематику современного экономического развития.
Раздел «Проблемы социально-политического развития общества» дает возможность расширить кругозор выпускников школы на основе изучения проблем свободы, демографической ситуации, политической жизни.
Раздел «Правовое регулирование общественных отношений» характеризует основные отрасли права.
Требования к уровню подготовки учеников 10 класса
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне ученик должен
Знать/понимать:
- Биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
- Тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
- Необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
- Особенности социально-гуманитарного познания.
Уметь:
- Характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- Анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- Объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
- Раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- Осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- Оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- Формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- Подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
- Применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- Успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
- Совершенствования собственной познавательной деятельности;
- Критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.
- Решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
- Ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
- Предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
- Оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
- Реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
Требования к уровню подготовки учеников 11 класса по обществознанию
В результате изучения обществознания на базовом уровне ученик должен
Понимать:
- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
-тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;
-необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
-особенности социально – гуманитарного познания.
Знать:
- тенденции развития важнейших социальных институтов, раскрывать на примерах изученные теоретические положения;
- осуществление поиска социальной информации, представленной в различных знаковых системах;
- как использовать приобретённые знания для решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
- как использовать приобретённые знания для критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации;
- использование приобретённых знаний для критического восприятия информации, ориентировки в актуальных общественных событиях;
- понимание необходимости регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования.
Уметь:
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять причинно – следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально – экономических и гуманитарных наук;
-осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно – популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
-оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм, экономической рациональности; * формулировать на основе приобретённых обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам;
- подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
- применять социально – экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации; - решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
- ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
- предвидения возможных последствий определённых социальных действий; - оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права; - реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
Данный курс обеспечен учебниками «Обществознание» (базовый уровень): для 10 класса — под редакцией Л. Н. Боголюбова, для 11 класса — под редакцией Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой, А. И. Матвеева, — выпущенными издательством «Просвещение».
Технологии обучения
Для достижения поставленной цели и решения задач в своей работе применяю элементы современных педагогических технологий (развивающего обучения, деятельностную, личностно-ориентированную, разноуровневую дифференциацию, ИКТ, педагогику сотрудничества), которые дают возможность гарантировать достижение учащимися запланированных результатов обучения. Постоянно обновляю содержание преподаваемого предмета за счет освоения новейших достижений педагогической науки, профильной области знания, умения творчески решать практические задачи. Планирую и прогнозирую обучение на основе диагностического изучения учащихся. Провожу анализ факторов, повышающих образовательную эффективность, и полученные результаты учитываю при отборе содержания, методов и форм учебно-воспитательного процесса, позволяющих прогнозировать результаты обучения, учитывая реальные возможности и имеющиеся резервы.
Использование различных методов ( исследовательского, проблемно-поискового, совместного ориентирования, оценочно-дискуссионного, рефлексивной деятельности, стимулирования интереса и мотивации учебной деятельности, интерактивного диалога и других) Наряду с традиционным методом построения урока, применяю и нетрадиционные формы( урок-исследование, конференция, уроки с ролевой и деловой игрой, уроки- панорамы, уроки осмысления жанра эссе и т.д.) потому, что считаю наиболее эффективно решающими задачи формирования людей с новым типом мышления, инициативных, творческих, компетентных, смелых в принятии решений. Активно применяю в своей работе ИКТ. Компьютер выполняет на уроке роль источника информации, выступает в качестве средства оценки и учета знаний учащихся. На своих уроках и консультациях я применяю мультимедийное оборудование, обучающие программы, составляю уроки – презентации по отдельным темам курса.
Содержание учебной дисциплины
10 класс (70 ч)
РАЗДЕЛ I. ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК (16 Ч)
Т е м а 1. Общество (4 ч)
Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и природа. Общество и культура. Науки об обществе.
Структура общества. Общество как сложная динамичная система. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер жизни общества. Социальные институты.
Т е м а 2. Человек (12 ч)
Природа человека. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке.
Человек как духовное существо. Духовная жизнь человека. Мировоззрение. Ценностные ориентиры личности. Патриотизм и гражданственность.
Деятельность как способ существования людей. Деятельность и ее мотивация. Многообразие деятельности. Сознание и деятельность.
Человек в системе социальных связей. Личность, факторы, влияющие на ее формирование. Самосознание и самореализация. Социальное поведение. Единство свободы и ответственности личности.
Познание и знание. Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное. Истина и ее критерии. Многообразие форм человеческого знания. Социальное и гуманитарное знание.
РАЗДЕЛ II. ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ (38 Ч)
Т е м а 3. Духовная культура (8 ч)
Духовная жизнь общества. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная. Диалог культур. Средства массовой информации.
Наука и образование. Наука, ее роль в современном мире. Этика ученого. Непрерывное образование и самообразование.
Мораль и религия. Мораль, ее категории. Религия, ее роль в жизни общества. Нравственная культура.
Искусство и духовная жизнь. Искусство, его формы, основные направления. Эстетическая культура. Тенденции духовной жизни современной России.
Т е м а 4. Экономическая сфера (4 ч)
Роль экономики в жизни общества. Экономика как подсистема общества. Экономика как основа жизнеобеспечения общества. Экономика и социальная структура. Взаимовлияние экономики и политики.
Экономическая культура. Экономический интерес, экономическое поведение. Свобода экономической деятельности и социальная ответственность хозяйствующего субъекта. Культура производства и потребления.
5. Т е м а Социальная сфера (14 ч)
Социальная структура. Многообразие социальных групп. Неравенство и социальная стратификация. Социальные интересы. Социальная мобильность.
Социальные взаимодействия. Социальные отношения и взаимодействия. Социальный конфликт. Социальные аспекты труда. Культура труда.
Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Многообразие социальных норм. Девиантное поведение, его причины и профилактика. Социальный контроль и самоконтроль.
Национальные отношения. Этнические общности. Межнациональное сотрудничество и межнациональные конфликты. Национальная политика. Культура межнациональных отношений.
Семья и быт. Семья как социальный институт. Семья в современном обществе. Бытовые отношения. Культура .
Молодежь в современном обществе. Молодежь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте. Молодежная субкультура.
Т е м а 6. Политическая сфера (12 ч)
Политика и власть. Политика и общество. Политические институты и отношения. Власть, ее происхождение и виды.
Политическая система. Структура и функции политической системы. Государство в политической системе. Политические режимы. Политическая жизнь современной России.
Гражданское общество и правовое государство. Основные черты гражданского общества. Правовое государство, его признаки. Средства массовой коммуникации, их роль в политической жизни общества.
Демократические выборы и политические партии. Избирательные системы. Многопартийность. Политическая идеология.
Участие граждан в политической жизни. Политический процесс. Политическое участие. Политическая культура.
РАЗДЕЛ III. ПРАВО (10 Ч)
Т е м а 7. Право как особая система норм (10 ч)
Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Публичное и частное право.
Источники права. Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов.
Правоотношения и правонарушения. Виды юридической ответственности. Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России.
Современное российское законодательство. Основы государственного, административного, гражданского, трудового, семейного и уголовного права. Правовая защита природы.
Предпосылки правомерного поведения.
Правосознание. Правовая культура.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ УРОКИ (2 Ч)
Общество в развитии. Многовариантность общественного развития. Прогресс и регресс. Современный мир и его противоречия.
Резерв времени – 2 часа
11 класс (70 ч)
РАЗДЕЛ IV. ЭКОНОМИКА (30 ч)
Экономика и экономическая наука. Что изучает экономическая наука. Экономическая деятельность. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП.
Экономический рост и развитие. Факторы экономического роста. Экономические циклы.
Рынок и рыночные структуры. Конкуренция и монополия. Спрос и предложение. Факторы спроса и предложения. Фондовый рынок. Акции, облигации и другие ценные бумаги.
Роль фирм в экономике. Факторы производства и факторные доходы. Постоянные и переменные издержки. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Налоги, уплачиваемые предприятиями.
Бизнес в экономике. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности.
Вокруг бизнеса. Источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга.
Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Госбюджет. Государственный долг. Основы денежной и бюджетной политики. Защита конкуренции и антимонопольное законодательство.
Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции.
Рынок труда. Безработица. Причины и экономические последствия безработицы. Государственная политика в области занятости.
Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные проблемы экономики.
Экономика потребителя. Сбережения, страхование. Защита прав потребителя. Экономика производителя. Рациональное экономическое поведение потребителя и производителя.
РАЗДЕЛ V. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА (14 ч)
Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия.
Демографическая ситуация в РФ. Проблема неполных семей.
Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида.
Политическое сознание. Политическая идеология. Политическая психология. Политическое поведение. Многообразие форм политического поведения. Современный терроризм, его опасность. Роль СМИ в политической жизни.
Политическая элита. Особенности ее формирования в современной России.
Политическое лидерство. Типология лидерства. Лидеры и ведомые.
РАЗДЕЛ VI. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ (21ч)
Гуманистическая роль естественного права. Тоталитарное правопонимание. Развитие норм естественного права. Естественное право как юридическая реальность. Законотворческий процесс в Российской Федерации.
Гражданин, его права и обязанности. Гражданство в РФ. Воинская обязанность. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика.
Экологическое право. Право граждан на благоприятную окружающую среду. Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения.
Гражданское право. Субъекты гражданского права. Имущественные права. Право на интеллектуальную собственность. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.
Семейное право. Порядок и условия заключения брака. Порядок и условия расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов.
Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключение и расторжение трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.
Процессуальное право. Споры, порядок их рассмотрения. Особенности административной юрисдикции. Гражданский процесс: основные правила и принципы. Особенности уголовного процесса. Суд присяжных. Конституционное судопроизводство. Международная защита прав человека.
Международная система защиты прав человека в условиях мирного времени. Международная защита прав человека в условиях военного времени. Международное гуманитарное право.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ УРОКИ (2 Ч)
Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Особенности современного мира. Компьютерная революция. Знания, умения и навыки в информационном обществе. Социальные и гуманистические аспекты глобальных проблем. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации.
Резерв времени —3 ч.
|
Тематическое планирование 10 класс
№ Урока п/п | № урока в теме и тема урока и план | Тип урока | Возможные виды деятельности | Планируемые результаты обучения | Дата проведения | ||
научится | получит возможность научиться | план | факт | ||||
Раздел 1. Общество и человек (16 ч.) | |||||||
Тема1. Общество( 4 ч) | |||||||
1-2 | 1-2 уроки Что такое общество | 1.изучение н/материала 2.комбини-рованный | Выделять признаки,называть сферы,приводить примеры взаимосвязи сфер жизни общества | Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом, отвечать на вопросы ,давать определение понятий | Работать с текстом, отвечать на вопросы | ||
3 | 3 урок Общество как сложная динамическая система | Комбини- рованный урок | Выделять изменения,анализировать,раск-рывать смысл понятия « общественный прогресс»,приводить примеры, давать характеристику | - объяснять взаимосвязь всех сфер общества на конкретных примерах | анализировать факты соц,действительности | ||
4 | 4 урок Общество | Комбини- рованный урок | Высказывать мнение, давать определение понятий, решать практические задания | давать определение понятий,решать практические задания | решать практические задания | ||
Тема2. Человек(12ч) | |||||||
5-6 | 1-2 урок Природа человека | 1.изучение н/материала | Работать с текстом, знать определения, объяснять взаимосвязь общества и природы на примерах, обладать экологическими знаниями | знать определения, высказывать свое мнение, объяснять взаимосвязь человека и природы | Работать с текстом, отвечать на вопросы | ||
7-8 | 3-4 урок Человек как духовное существо | 1.изучение н/материала 2. Комбини-рованный | Давать определение понятий, характеризовать мораль ные ценности, сущность мировоззрения | Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом, отвечать на вопросы ,давать определение понятий | Работа над документами,составление таблицы « Типы мировоззрения» | ||
9-10 | 5 -6 уроки Деятельность как способ существования людей | Комбини-рованный | Давать определение деятельности, раскрывать на примерах многообразие видов Д.,определять мотивы Д.,взаимосвязь Д. и сознания | Уметь: Характеризовать черты деятельности; Определять мотивы Д; и взаимосвязь деятельности и сознания | Раскрывать на примерах многообразие видов деятельности; Решать познавательные и практические задачи | ||
11 -12 | 7-8 уроки Познание и знание | Комбини-рованный | Давать определение понятий знание и познание, объяснять сущность чувственного и рационального познания; анализировать | Уметь: Объяснять сущность чувственного и рационально го познания; | Объяснять противоречия реальной жизни и находить возможные варианты их разрешения | ||
13-14 | 9-10 уроки Человек в системе социальных связей | Комбини-рованный | Называть основные точки зрения на соотношение био и соц. В человеке. Характеризовать и конкретизировать примерами сущностные характеристики личности. Решение проблемных вопросов. | Характеризовать основные точки зрения на соотношение био и соц в человеке; Выделять основные признаки понятия « личность» | Определять связь между самоопределением и самореализацией личности | ||
15-16 | 11-12 урок Общество и человек | Повторительно- обобщающий | Решать практические задания. Уметь анализировать, делать выводы. | Знать основные положения раздела. | |||
Раздел 2. Основные сферы общественной жизни(38ч.) | |||||||
Тема 3(8ч.) Духовная культура | |||||||
17 – 18 | 1-2 уроки Культура и духовная жизнь общества | Комбини-рованный | Работа с текстом учебника. Показывать понимание сущности культуры у разных народов, правила этикета, культурные ценности | Уметь : разъяснять сущность понимания культуры у различных народов | Уметь анализировать особенности некоторых культурных ценностей и объяснять сущность культурного наследия | ||
19-20 | 3-4 уроки Наука и образование | 1.Изучение н/материала 2.Практикум | Решение проблемных заданий. Давать определение понятия « наука», ее функции в об-ве, учреждения науки, особенности правового статуса ученика | Знать, что представляет собой образование как институт общества | Уметь разъяснять особенности правового статуса ученика; осознанно выбирать высшую школу для продолжения обучения | ||
21-22 | 5-6 уроки Мораль. Религия | Комбини-рованный | Использовать элементы причинно-следственного анализа для объяснения влияния моральных устоев на развитие общества и человека. Работа с документами. | Уметь определять становление нравственного в человеке, иметь представление об особенностях мировых религий | |||
23 | 7 урок. Искусство и духовная жизнь | Комбини-рованный | Характеризовать духовные ценности российского народа. Выражать свое отношение к тенденциям в культурном развитии. Анализ источников социальной информации. | Уметь анализировать произведения искусства | Уметь аргументировать различные точки зрения перспектив духовного развития современной России | ||
24 | Урок 8. Тенденции духовной жизни современной России. | Повторительно-обобщающий | Уметь аргументировать различные точки зрения перспектив духовного развития современной России. | Уметь анали зировать,де- лать выводы | |||
Тема 4(ч.) Экономическая сфера | |||||||
25-26 | Урок 1-2 Роль эко- номики в жизни общества | Урок изучения н/материала | Решать творческие задачи по проблемам ориентации человека в сложных процессах экономической жизни | решать творческие задачи по проблемам ориентации человека в сложных процессах экономической жизни | решать творческие задачи по проблемам ориентации человека в сложных процессах экономической жизни | ||
27 | Урок 3. Экономическая культура | Комбини-рованный | Объяснять в чем суть и значение экономически грамотного и нравственно ценного поведения человека в экономике. Анализ источников социальной информации. | Уметь определять значение эк. Направленности и социальных установок личности | Объяснять в чем суть и значение экономически грамотного и нравственно ценного поведения человека в экономике | ||
28 | Урок 4. Экономика как основа жизнеобеспечения общества. | Практикум | Использо- вать изу- ченный ма- териал для решения познавательных задач | использо- вать изу- ченный ма- териал для решения познавательных задач | |||
Тема 5. Социальная сфера (14ч.) | |||||||
29-30 | Урок 1-3. Социальная структура общества | Комбиниро-ванный | Объяснять соц.структуру, аппелируя конкрет ными примерами. Анализ источников социальной информации. | Объяснять социальную структуру, аппелируя конкретными примерами | уметь анализировать положе ние человека в обществе с использованием изу-ченных соц.понятий | ||
31-32 | Урок 4-6. Социальные взаимодействия | Комбиниро- ванный | Характеризовать причины социальных конфликтов, используя межпредметные связи, материалы СМИ, показывать пути их разрешения. | Уметь определять последствия социальных конфликтов, анализировать влияние неравенства на трудовую деятельность людей, их образ жизни | уметь анализировать влияние неравенства на образ жизни, применять изученный материал на практике | ||
33-34 | Урок 7-8. Социальные нормы и отклоняю-щееся поведение | практикум | Работа с текстом учебника. Анализ источников социальной информации. | Приводить примеры,ха-рактеризующие виды соц.норм, причины отклон.поведения | применять изученный материал на практике | ||
35-36 | Урок 9-10. Нации и межнацио-нальные отношения | Комбиниро-ванный | Конкретизировать примерами из прошлого и современности значение общего исторического прошлого, традиций в сплочении народа. Работа с документами, материалами СМИ. | Уметь анализировать этнические конфликты в истории и существующие в современном обществе. Уважение разных наций. | Уважение национальной инакости людей | ||
37-38 | Урок 11-12. Семья и быт | Комбиниро-ванный | Составление таблицы « Функции семьи» Анализ документов. | Уметь описывать жизненный цикл семьи, анализировать мотивы и причины распада семей | Находить грамотные варианты выхода из семейных конфликтов | ||
39-40 | Урок 13-14. Социальное развитие и молодежь | Комбиниро-ванный | Работа с источниками,документами,материалами СМИ.Выделять актуальные проблемы общества и молодежи, льготы для несовершеннолетних работников | Уметь анализировать особенности молодежи как социальной группы | применять изученный материал на практике | ||
Тема 6. Политическая сфера(11ч) | |||||||
41-42- | Урок 1-2. Политика и власть | Урок изучения н/материала | Составить схему « Власть,ее виды» | Уметь объяснять, что представляет собой власть, ее виды | Уметь анализировать конкретные ситуации, связанные с борьбой за власть. | ||
43-44 | Урок 3-4. Политическая система | Комбиниро-ванный | Составит схему «Структура и функции политической системы» Работа с источниками, документами,материалами СМИ | уметь анализировать виды государства,политических режимов,подтверждая ответ конкретными примерами из истории и современности | |||
45-46 | Урок 5-6. Гражданское общество и правовое государство | Комбиниро-ванный | Анализ документов, источников социальной информации. | Анализировать взаимоотношения государства и общества | уметь анализировать правовой статус граждан, признаки правового государства | ||
47-48 | Урок 7-8. Демократические выборы и политические партии | Изучение нового материала | Составить таблицу «Политические партии их программы». Определять сходство и различия политических систем, типы политических партий. | Уметь определять сходства и различия мажоритарной и пропорциональной политических систем | Уметь анализировать конкретные ситуации | ||
49-50 | Урок 9-10. Участие граждан в политической жизни | Комбинированный | Анализ документов, источников социальной информации. Анализировать собственные и чужие политические симпатии и определять факторы, способствующие политической активности граждан | Объяснять сущность активного и пассивного избирательного права | Анализировать собственные и чужие политические симпатии и определять факторы, способствующие политической активности граждан | ||
51-52 | Урок 11-12 Политическая культура | Практикум | Анализ материалов СМИ при решении проблемных заданий. | Уметь анализировать конкретные ситуации | |||
Раздел 3. Право.(10 ч.) | |||||||
Тема 7.Право как особая система норм.(10 ч) | |||||||
53-54 | Урок 1-2. Право в системе социальных норм | Комбиниро-ванный | Сопоставлять позитивное и естественное право.Составить схему « Структура права», таблицу « Отрасли права» | Объяснять , в чем заключается взаимосвязь права и закона | применять изученный материал на практике | ||
55-56 | Урок 3 -4. Источники права | Комбиниро-ванный | Составить схему «Основные источники права». Работа с источниками. | Уметь пояснить систему права, раскрывая сущность основных отраслей российского права | Уметь моделировать верное поведение участников правоотношений | ||
57-58 | Урок 5-6. Правоотно-шения и правонару-шения | Комбиниро-ванный | Составить таблицу « Виды юридической ответственности» | Раскрывать важнейшие признаки правоотношений,определять особенности правонарушений | Различать отличия между проступком и правонарушением, применять изученный материал на практике | ||
59-60 | Урок 7-8. Современное российское законно-дательство | Комбиниро-ванный | Анализ правовых документов. Работа в группах « Существуют ли правонарушения, не опасные для общества?» | Раскрывать важнейшие признаки правоотношений,определять особенности правонарушений | Уметь выделять отличия трудового договора от гражданско – правовых договоров | ||
61-62 | Урок 9-10. Предпосылки правомерного поведения | Урок изучения нового материала | Эссе « Правомерное поведение» | Соотносить правосознание, правовая культура правомерное поведение | Объяснять предпосылки правомерного поведения | ||
Заключительные уроки ( 2 ч.) | |||||||
63-64 | Урок 1-2. Общество в развитии | Комбиниро-ванный | Выполнение проблемных заданий. Работа с материалами СМИ. | Определять, чем объясняется многообразие путей и форм общественного развития | |||
65-66 | Человек и общество | Обобщение и систематизация знаний | Анализировать , делать выводы,отвечать на вопросы,решать познавательные задания. Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные. | Использо- вать изу- ченный ма- териал для решения познавательных задач | |||
67-70 | Резерв | ||||||
Тематическое планирование 11 класс
№ урока | № урока в теме и тема урока и план | Тип урока | Возможные виды деятельности | Планируемые результаты обучения | Дата проведения | ||
научится | получит возможность научиться | план | факт | ||||
| Раздел 1. Экономика (30ч.) | ||||||
1-3 | Урок 1-3. Экономика: наука и хозяйство | Комбиниро-рованный | Составить таблицу «Измерители экономической деятельности»,схему « Разделы экономической науки» | Раскрывать на примерах изученные теоретические положения | уметь применять знания на практике | ||
4-5 | Урок 4-5. Экономический рост и развитие | Комбиниро-ванный | Выполнение дифференцированных заданий | Осуществлять поиск социальной информации в различных знаковых системах | уметь работать с текстом учебника,выска-зывать свое мнение | ||
6-8 | Урок 6-8. Рыночные отношения в экономике | Комбиниро-ванный | Работа с источниками социальной информации с использованием современных средств коммуникации. | Уметь высказывать свое мнение,отвечать на постав.вопро-сы,применять знания при решении познавательных задач | Использовать приобретенные знания для решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности | ||
9-11 | Урок 9-11. Фирмы в экономике | Комбиниро-ванный | Выполнение дифференцированных заданий. | Уметь работать с текстом учебника, применять полученные знания при решении позн.задач | Использовать приобретенные знания для решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности | ||
12-13 | Урок 12-13. Правовые основы предпринима-тельской деятельности | Комбиниро-ванный | Составление сравнительной таблицы. | Знать правовые основы бизнеса | уметь применять знания на практике | ||
14-15 | Урок 14-15. Слагаемые успеха в биз-несе | Комбиниро-ванный | Работа с источниками социальной информации с использованием современных средств коммуникации. | Знать источники финансирования, принципы менеджмента, основы маркетинга | Использовать знания для критического восприятия получаемой информации в межличностном общении | ||
16-18 | Урок 16-18. Экономика и государство | Уроки изучения нового материала | Запись основных положений лекции. Выполнение индивидуальных заданий. | Понимать необходимость регулирования общественных отношений, сущность соц.норм, механизмы правового регулирования | уметь объяснять взаимосвязь и роль гос-ва в экономике, решать практические задачи | ||
19-20 | Урок 19-20. Финансы в экономике | семинар | Аргументированная защита своей позиции. | Раскрывать на примерах изученные теоретические положения. | Аргументированная защита своей позиции | ||
21-22 | Урок 21-22. Занятость и безработица | Комбинированный | Анализ таблицы « Рейтинг популярности профессий». Выполнение дифференцированных заданий. | Оценивать действия субъектов социальной жизни | Использовать знания для критического восприятия получаемой информации в межличностном общении | ||
23-24 | Урок 23-24. Мировая экономика | Изучение нового материала | Запись основных положений лекции. Выполнение дифференцированных заданий. | Знать проблемы мировой экономики | Использовать знания для критического восприятия получаемой информации в межличностном общении | ||
25-26 | Урок 25-26. Человек в системе экономическихотношений | комбинированный | Работа с источниками социальной информации. | Анализировать актуальную информацию о соц. Объектах | Использовать знания для критического восприятия получаемой информации в межличностном общении | ||
27-28 | Урок 27-28. Экономика потребителя и производителя. | комбинированный | Выполнение практических и познавательных заданий | Применять полученные знания при решении практических и познавательных заданий | уметь применять знания на практике | ||
29-30 | Урок 29-30. Экономика | Обобщение и систематизация знаний | Анализировать , делать выводы,отвечать на вопросы,решать познавательные задания. Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные. | Использо- вать изу- ченный ма- териал для решения познавательных задач | |||
| Раздел 2. Проблемы социально – политического развития общества(14ч) | ||||||
31-32 | Урок 1-2. Свобода в деятельности человека | Изучение н/материала | Написание творческих работ, аргументированная защита своей позиции. | уметь высказывать свое мнение | Формулировать на основе приобретенных знаний собственную точку зрения | ||
33-34 | Урок 3-4. Общественное сознание | Комбинированный | Выполнение дифференцированных заданий | Оценивать действия субъектов соц. жизни с точки зрения соц. норм. | Понимать особенности социально – гуманитарного познания. | ||
35-36 | Урок 5-6. Политическое сознание | Комбинированный | Работа с источниками социальной информации. | Анализировать актуальную информацию о социальных объектах | Использовать знания для критического восприятия получаемой информации в межличностном общении | ||
37 | Урок 7. Политическое поведение | Изучение н/материала | Работа с источниками социальной информации. Аргументированная защита своей позиции. | Оценивать действия субъектов социальной жизни | Аргументированная защита своей позиции | ||
38 | Урок 8. Политическая элита | Комбинированный | Беседа , выполнение дифференцированных заданий. | Использовать приобретенные знания для решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности | Объяснять , какие факторы оказали негативное влияние на современную демографическую ситуацию в России | ||
39-40 | Урок 9-10. Демографии-ческая ситуация в современной России | Семинар | Написание творческих работ, аргументированная защита своей позиции. | Аргументированная защита своей позиции | |||
41-42 | Урок 11-12. Религиозные объединения и организации в РФ | Комбинированный | Работа с документами,выполнение дифференцированных заданий. | Уметь формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам | Аргументированная защита своей позиции | ||
43-44 | Урок 13-14. Политическое лидерство. | Комбинированный | Работа с документами,выполнение дифференцированных заданий. | Понимать ,как рекрутируется политическая элита; что общего и различного у двух типов лидерства – традиционного и харизматического | Формулировать на основе приобретенных знаний собственную точку зрения | ||
Раздел 3. Правовое регулирование общественных отношений(21ч) | |||||||
45-46 | Урок 1-2. Современные подходы к пониманию права | Изучение нового материала | Составление словаря по теме, Выполнение индивидуальных заданий | Объяснять и конкретизировать фактами социальной жизни связь закона и правопорядка, закона и справедливости | Формулировать на основе приобретенных знаний собственную точку зрения | ||
47-48 | Урок 3-4. Гражданин РФ | Комбинированный | Работа с источниками социальной информации с использованием современных средств коммуникации. | Уметь подготовить устное выступление , творческую работу по социальной тематике | Обосновывать ценность и значимость гражданской активности | ||
49-50 | Урок 5-6. Экологическое право | Комбинированный | Работа с источниками социальной информации с использованием современных средств коммуникации. | Уметь формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам | уметь применять знания на практике | ||
51-52 | Урок 7-8. Правовое регулирование занятости и трудоустрой-ства | Комбинированный | Работа с источниками социальной информации с использованием современных средств коммуникации. Работа с нормативнми документами (Трудовой кодекс) | Приводить пример трудовых правоотношений, социальной защиты и социального обеспечения | Формулировать на основе приобретенных знаний собственную точку зрения | ||
53-54 | Урок 9-10. Процессуальное право: гражданский и арбитражный процесс | Комбинированный | Работа с источниками социальной информации с использованием современных средств коммуникации. Работа с нормативнми документами | Использование приобретенных знаний для предвидения возможных последствий определенных социальных действий, реализации и защиты прав граждан | Использовать приобретенные знания для решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности | ||
55-56 | Урок 11-12. Уголовный процесс | Комбинированный | Работа с источниками социальной информации с использованием современных средств коммуникации. Работа с нормативнми документами | Использование приобретенных знаний для предвидения возможных последствий определенных социальных действий, реализации и защиты прав граждан | Использовать приобретенные знания для решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности | ||
57-58 | Урок 13-14. Администра-тивная юрисдикция, конституцион-ное . судопроизвод-ство | Комбинированный | Работа с источниками социальной информации с использованием современных средств коммуникации. Работа с нормативнми документами | Использование приобретенных знаний для предвидения возможных последствий определенных социальных действий, реализации и защиты прав граждан | Использовать приобретенные знания для решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности | ||
59-60 | Урок 15-16. Международная защита прав человека | Комбинированный | Работа с нормативнми документами по правам человека. Выполнение дифференцированных заданий | Использовать приобретенные знания для критического восприятия информации, ориентировки в актуальных общественных событиях | Уметь моделировать верное поведение участников социальной деятельности | ||
61-62 | Урок 17-18. Семейное право | Комбинированный | Работа с нормативнми документами ( Семейный кодекс) | Моделировать верное поведениепо проблемам семейного права. | |||
63-64 | Урок 19-20. Международное гуманитарное право. | Комбинированный | Работа с источниками социальной информации с использованием современных средств коммуникации. Работа с нормативнми документами | Использовать приобретенные знания для критического восприятия информации, ориентировки в актуальных общественных событиях | Уметь моделировать верное поведение участников социальной деятельности | ||
65 | Урок 21 Человек и закон | Обобщение и систематизация знаний | Анализировать , делать выводы,отвечать на вопросы,решать познавательные задания. Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные. | Использо- вать изу- ченный ма- териал для решения познавательных задач | |||
Заключительные уроки(2ч) | |||||||
66-67 | Урок 1-2. Взгляд в будущее | Урок изучения нового материала | Составить схему « Последствия перехода к информационной цивилизации», решение проблемных заданий. | Формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам | Уметь моделировать верное поведение участников социальной деятельности | ||
68-70 | Резерв 3ч |
Предварительный просмотр:
Выступление на педсовете « Взаимоотношения учителя и ученика»
Учитель обществознания Кутькова Л.А.
Профессия педагога признана в числе самых тяжелых, по своей психофизиологической напряженности она стоит на уровне летчиков-испытателей и альпинистов.
Тема взаимоотношений учителей и учеников не нова. Казалось бы, все мы изучали педагогику, возрастную психологию и как строить взаимоотношение с учениками и их родителями. Но, как известно, теория не всегда реализуется на практике. Школьная жизнь наполнена таким количеством различных ситуаций, что может поставить в тупик самого опытного педагога. Особенно актуальна проблема взаимоотношений учитель и учение во время урока. Хороший учитель учеников себе не выбирает. Также и ученик не может выбрать себе учителя по вкусу. А ведь все мы люди разные..
Конфликты учеников и учителей... В их основе лежит человеческий фактор`: ученики не могут быть всегда послушными, а их наставники - терпеливыми. Усугубляет ситуацию усиливающаяся тенденция падения интереса к знаниям, как непреходящей ценности, снижение познавательной активности, снижение заинтересованности родителей в процессе воспитания детей. Нередки случаи конфликтных ситуаций в общении с учащимися и их родителями. Это провоцирует состояние повышенной тревожности учащихся, и как следствие – нервные срывы. Учитель, озабоченный, прежде всего, учебной успеваемостью, не видит за отметками индивидуальности учащегося. Отношение к учебе является одной из ключевых проблем взаимоотношений. Учитель хочет, прежде всего, ответственного, заинтересованного отношения к своему предмету. Ученики же не все и не всегда берут ответственность за свое основное дело – учебу. Многие из них признают, что не всегда усидчивы, трудолюбивы и ответственны, часто ленивы. Поэтому очень важна разумная организация урока. Что же первично? Хорошая дисциплина на уроке – залог успешности? Или урок – его высокое качество и организация - обеспечивает искомую дисциплину.
От кого зависит порядок на уроке - от учителя или ученика? Конечно же, от учителя!
От его умения установить порядок на уроке
От умения увлечь уроком
От характера учителя
От тщательной подготовки и организации урока
Умения заинтересовать предметом
Индивидуальным подходом к ученику
Между учителем и учеником возникают конфликты по поводу успеваемости. Чаще они происходят с учениками, испытывающими трудности в учебе. Стараюсь создавать на уроке ситуацию успеха, корректировать уровень трудности материала, повысить мотивацию к предмету с помощью активных методов обучения. Создание ситуации успеха на уроке помогает неуспешным ребятам быть увереннее. Стремлюсь быть не только справедливой по отношению к учащимся, но и уметь убедить их в правильности своего суждения. Всегда стараюсь выяснить причины, по которым не выполнено домашнее задание. В начале учебного года объясняю, что если воспитанник не готов по уважительной причине, то нужно подойти перед уроком и поставить меня в известность (Болезнь, наряд..)Если воспитанник не выполнил учебное задание в связи с отсутствием умения, то меняю формы работы с данным учеником. Но, к сожалению, на сегодняшний день у нас распространены мотивационные конфликты. Они возникают между педагогами и учениками, из-за того, что школьники либо не хотят учиться, либо учатся без интереса, по принуждению. Поэтому на своих уроках использую такие формы и приемы обучения, которые не позволяют ни учителю, ни ученику думать на уроке о дисциплине, но в то же время считаю, что учитель должен уметь соединить профессиональное и человеческое отношение к ученикам;
Проблема конфликтологической компетентности педагога актуальна и профессионально значима. В начале учебного года в каждой группе провожу вводные уроки, где четко объясняю требования, правила поведения, критерии оценки знаний, умений и навыков по предмету. Это во многом позволяет избежать впоследствии конфликтных ситуаций. Хотя иногда, четко спланировав, приходишь на урок в группу, а он идет не по твоему плану… Значит, не все учел и предусмотрел. Не секрет, что все учебные группы не одинаковы по уровню подготовленности, мотивации познавательной деятельности, уровню сознательной дисциплины, поэтому когда я планирую и провожу урок в разных группах, то стараюсь чтобы присутствовала гибкость как в постановке, так и в реализации целей урока .
Деятельность педагога невозможна без оценивания результатов деятельности учеников. Из-за неправильной оценки, несправедливого наказания возникают конфликтные ситуации. При оценивании обращаю внимание сначала на то, что удалось сделать ученику, а потом говорю о недостатках. Считаю, что комментируя только недостатки, можно подорвать у подростка веру в себя, тем самым вызвать негативное отношение к предмету, учителю. Для этого надо уметь предвидеть его возможную ответную эмоциональную реакцию на обращенное к нему слово. Чтобы не совершать ошибки в таких конфликтах учитель должен хорошо понимать личность конкретного ученика..
В разрешении конфликтов в школе многое зависит от самого педагога. Решая конфликт, следует прибегнуть к самоанализу своих действий и поступков. Учителя – живые люди и им тоже свойственно ошибаться. Если я допустила бестактность или несправедливость по отношению к учащимся, то обязательно извинюсь. При этом авторитет нисколько не пострадает, даже наоборот - возрастет.
В общении педагога с учениками большое значение оказывает стиль общения. Современные ученики отличаются от учеников, которые учились, например,10 лет назад. Они требуют совершенно другого отношения к себе. Если раньше педагогу для решения какого-либо вопроса проще потребовать, легче приказать, наказать виновного и т.п. То сегодня для ученика прямое воздействие с раздражением со стороны учителя вызывает ответное противодействие. В итоге возникают напряженные отношения. Поэтому актуальны отношения сотрудничества, соучастия в делах, интерес друг к другу, оптимизм, взаимное доверие.
Конфликта не надо бояться. Он является неким индикатором того, куда надо направлять первоочередные усилия. Безусловно, разрешение конфликта через сотрудничество является преимущественным.
«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”».
В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой наши воспитанники будут чувствовать себя “как дома”.
.
Выводы:1. Каждому педагогу совершенствовать коммуникационную компетентность, находить конструктивный способ общения с учащимися, не используя отметку в целях наказания.2. Усилить взаимосвязь в работе педагога, психолога, социального педагога по профилактике возможных конфликтных ситуаций на основе диагностики межличностных отношений «учитель – ученик», «ученик – ученик».3. При анализе конфликтной ситуации рассматривать все факторы, способствующие ее возникновению, стремиться к поиску разрешения противоречия – выработке обеими сторонами соглашения.4. Стремиться к блокировке конфликта – переведению его из плоскости коммуникативных взаимодействий в плоскость предметно-деятельностную.5. Применять игровые методы для профилактики и разрешения конфликтов: интроспекции (человек ставит себя на место другого), тренинги, ролевые игры и т. п.
Предварительный просмотр:
« Этап проверки домашнего задания».
Из опыта работы учителя обществознания Кутьковой Л.А.
Без отзыва, без оценки проделанной работы со стороны учителя ученик не знает качества своей работы, он не владеет самым главным и важным в ней - результатом и, естественно, не ощущает радости успеха или горечи ошибок!
Учебно-воспитательная задача этапа. Проверить правильность, полноту и сознательность выполнения домашнего задания всем классом, выяснить причины невыполнения задания отдельными учениками, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях, навыках и умениях, осуществлять дальнейшее совершенствование последних.
Одновременно с этим мотивировать и мобилизовать силы и способности учеников, стимулировать их к успеху, формировать чувство долга, настойчивость в достижении цели, дисциплинированность.
Проверка домашнего задания учителем позволяет обнаружить его успехи и ошибки в выборе методики, сигнализирует о темпах продвижения учащихся, является необходимым средством для подготовки конкретного урока с учетом достигнутых результатов; в зависимости от конкретных условий и воспитательной цели, которую преследует учитель, стимулируя отдельных учеников, когда это необходимо, оценить домашнюю работу.
Домашнее задание на большинстве уроков можно проверить в начале урока, если эти знания необходимы для усвоения нового материала. Не исключен и такой вариант, когда домашнее задание проверяется в конце урока. Это делается в тех случаях, если материал домашнего задания не связан непосредственно с новой темой. Методика проверки может быть самой разнообразной. Наличие и аккуратность письменных, графических и практических заданий проверяется во время обхода класса. Содержание работы, ее результаты проверяю фронтально при активном участии всего класса. В начале урока практикую кратковременные письменные работы для выявления качества усвоения основных элементов учебного материала. В последнее время для проверки заданий использую тестовые задания и конкурсы презентаций , которые воспитанники готовят творческой группой. Группа ,занявшая 1 место награждается дипломом« Акула информационных технологий».Например, темой презентации, которую готовили и защищали нынче первокурсники была тема « Молодежь и социальное развитие»
Контроль и оценка домашнего задания - вместе с другими факторами педагогического процесса - являются мотивирующими и мобилизующими силы и способности учеников.
Домашняя самостоятельная работа учащихся приобретает серьезное педагогическое значение лишь при условии ее обязательной, систематической проверки: «Задаешь на дом - проверяй, не проверяешь - не задавай!».
Считаю, что особенно важно формировать в ходе проверки у учащихся понимание того, что домашняя работа есть продолжение и неотъемлемая часть их учебной классной работы, неотъемлемая составляющая результата их учения.
Этап всесторонней проверки знаний
Это чрезвычайно сложный этап комбинированного урока, требующий от учителя большого мастерства. Правильно и глубоко проверить знания учащихся нередко сложнее и труднее, чем даже объяснить новый материал.
Проверка знаний учащихся всегда должна служить не только цели контроля, но и целям обучения, она всегда должна быть, в определенной степени, обучающей.
Опрос, чтобы втянуть в работу весь класс, должен быть интересен ученикам, а для этого известный фактический материал должен рассматриваться в новом свете, теоретические знания применяться на практике, когда ответы на уроке позволяют убедиться в правильности своих знаний, исправить, дополнить и закрепить. Организую рецензирование ответов учащимися по единой схеме: полнота ответа; его обоснованность; правильность; логичность композиции; культура речи; умение применять знания на практике, В результате оценку получает и тот, кто отвечал, и тот, кто рецензировал.
Формы опроса могут быть разными: фронтальный опрос, уплотненный опрос, программированная проверка знаний, индивидуальный опрос перед всем классом и с его участием, взаимопроверка, работа в группах.
Инструкция по организации работы в группах.
- Предварительная подготовка учащихся к выполнению задания в группах, постановка учебных задач.
- Сформируйте «экипажи» из 4 учащихся: командира (наиболее подготовленного ученика), штурмана, второго пилота, бортинженера.
- Выберите командира экипажа. Распределите в экипаже между собой разные карточки с наборами заданий.
- Далее каждый член экипажа выполняет самостоятельно свою карточку.
- После выполнения индивидуальных заданий своей карточки нужно найти себе напарника, который тоже выполнил задания и нуждается в проверке. Каждое задание карточки проверяется с новым напарником.
- В паре проверяется правильность выполнения задания. Для этого первый участник дает объяснение выполненному заданию. Напарник следит за ходом рассуждений, если необходимо, поправляет. После чего напарники меняются ролями. Проверив друг у друга по одному заданию, пара распадается. Для проверки следующего задания своей карточки нужно найти другого партнера.
- Когда все задания карточки проверены, нужно отметиться в табло у командира экипажа.
- Защита заданий:
Командир сдает табло с оценками учителю и вытягивает жетон – жребий, от которого зависит процедура защиты;
Жетон «Делегат» - экипаж сам отправляет делегата, который будет подтверждать полученную оценку.
Жетон «Выбор» - учитель выбирает ученика, подтверждающего оценку.
Жетон «Все» - все участники экипажа подтверждают.
Жетон «Доверие» - учитель ставит оценки без подтверждения.
- Если на защите член экипажа получил оценку ниже, чем в группе, то оценки всех членов экипажа снижаются.
. Инструкция для работы в парах.
Учащиеся 1 варианта дают определение терминов учащимся 2 варианта, затем отвечающие и проверяющие меняются. Оценивают ответы каждого. На подтверждение вызываются несколько учащихся. Если на подтверждении оценка - ниже, то проверяющему – оценка также снижается.
Проверка знаний при правильной ее организации оказывает большое положительное воздействие на знание и развитие учащихся.
Она обеспечивает безошибочность знаний в результате выявления и исправления ошибок и неточностей в ответе, обеспечивает полноту знаний в результате дополнения учащимися того, что упущено в ответе их товарищем, помогает слабым учащимся лучше осознать материал. Хорошо успевающие учащиеся убеждаются в правильном усвоении материала. У всех учащихся, хотя, конечно, и в разной степени, но повышается прочность знаний.
Знания становятся более глубокими и осознанными в результате рассмотрения различных сторон, связей тех или иных явлений, событий. Для учеников, пропустивших предыдущий урок, ответы сильных учащихся в известной степени компенсируют объяснение учителя. В проверке производится отбор наиболее важного, главного и осуществляется практическое обучение принципам этого отбора. Развивается умение анализировать (по содержанию, языку, логической структуре) ответы товарищей.
Осуществляется активное обучение речи (школьники говорят сами, слушают и исправляют речь товарищей, учитель следит за правильностью речи и тех, и других).
Осуществляется всестороннее развитие логических способностей. Развивается внимание и память учащихся. Развивается интерес к предмету.
Существенно улучшаются знания учащихся, слабо приготовивших урок дома (при этом факт слабой подготовки урока обычно обнаруживается).
Наконец, знания и саморазвитие учащихся приобретают особые черты в зависимости от того, какими приемами и методами, по какой системе проводится проверка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Паспорт кабинета математики
Образец оформления паспорта кабинета математики....
Паспорт кабинета информатики
Краткое описание кабинета информатики...
паспорт кабинета
Представлены разделы для паспотра кабинета информатики...
Паспорт кабинета искусства
Оформление кабинета искусства. Хочется увидеть отзовы коллег о проделанной мной работе....
Паспорта кабинета биологии, кабинета химии
паспорт рабочего кабинета содержит график работы на учебный год, анализ работы за предыдущий и задачи на текущий учебный год, материально-техническую базу кабинета, список методической, дополнительной...
Паспорт кабинета истории и обществознания
Паспорт кабинета истории и обществознания...
Паспорт кабинета химии на 2022-2023 учебный год (МТБ кабинета)
Паспорт кабинета химии включает:Требования к кабинету химии как базы для успешного выполнения образовательной программыЦель, задачи и направления работы кабинетаНормативные документы, регламентирующие...