Рекомендации родителям.
консультация по теме
Предварительный просмотр:
Уважаемые родители!
Предлагаю провести выходные со своими детьми и посетить недавно открывшийся после реконструкции Летний сад.
Летний сад - самый старый сад Санкт-Петербурга. Уже весной 1704 года Пётр I пишет боярину Стрешневу указание прислать в Петербург цветы для своей усадьбы. Он устроил её на берегу Невы, на месте заросшей ельником усадьбы шведского майора Конау. Пётр сам нарисовал план будущего парка. Сперва он засаживался только однолетними цветами, то есть "летником". Потому и назвали его Летним. Изначально сад занимал примерно четверть своей современной площади.
Вероятно уже в 1704 году для Пётра I на берегу Невы строится и усадебный деревянный дом - будущий Летний дворец. Его строительство было доверено Ивану Матвеевичу Угрюмову. Он же разбивал здесь цветники, а в 1706 году начал обустраивать в Летнем саду фонтаны (первые в России).
18 августа 1710 года архитектор Доменико Трезини начал строительство каменного Летнего дворца. С его южной стороны был выкопан гаванец, вода подходила вплотную к стенам. То есть здание с трёх сторон омывалось водой, войти в него можно было только с лодки. Далее вдоль берега Фонтанки размещались двухэтажный дом для слуг (также построенный Трезини). После смерти Петра I в этом доме некоторое время жил его внук Пётр. За домом прислуги располагалась водовзводная башня, крыша которой была увенчана вызолоченным двуглавым орлом.
В 1714 году на одной линии с Летним дворцом архитектором Г. И. Маттарнови было поставлено три открытых галереи ("люстгаузы"). Здесь отдыхали в непогоду. В средней из галерей находилась мраморная статуя богини Венеры. Эту скульптуру подарил Петру I папа Климент XI. По указу царя Венеру охранял часовой, дабы её никто не повредил. Венера стала первым в России публичным изображением обнажённого женского тела. Галереи, так же как и Летний дворец, стояли на самом берегу Невы. Берег был укреплён сваями. Позже он был отодвинут вглубь реки.
В 1711-1716 годах для осушения территории был прорыт Лебяжий канал, отделивший Летний сад от Потешного луга (ныне Марсово поле). Примерно по середине Летнего сада от Лебяжьего канала до Фонтанки в 1716 году был прорыт ещё один канал. Территория к северу от него стала Первым, к югу - Вторым Летним садом. В это же время соединили реки Мойку и Фонтанку. С тех пор Летний сад находится на острове. Третьим Летним называлась территория южнее Мойки, включая современный Михайловский сад.
В северо-западном углу Летнего сада, вплотную к Неве и Лебяжьей канавке, находился одноэтажный деревянный Второй Летний дворец. За ним вдоль канавки располагалась баня. В Третьем Летнем саде, на берегу Мойки, были построены деревянный Летний дворец Екатерины и домики её слуг.
В 1718 году по проекту Ж. Б. Леблона неподалёку от Летнего дворца был устроен Птичник. Здесь жили не только птицы (чёрные аисты, орлы, журавли, лебеди, голуби, пеликаны), но и редкие животные (дикобраз, синяя лисица). Рядом с Птичником, там где сейчас находится памятник Крылову, был устроен Дельфиновый каскад. Так называли фонтан, украшенный вазами в виде дельфинов.
В первой половине XVIII века в моде были регулярные парки, именно по такому принципу Летний сад и организовывался. По его территории проложили прямые аллеи. Деревья и кустарники аккуратно подстригали в форму куба, шара или пирамиды. Садовыми работами руководил голландец Ян Роозен.
В южной части Летнего сада был вырыт пруд, где стали разводить разные породы рыб. Чаще всего сюда запускали карпов, потому и пруд стал именоваться Карпиевым. Кроме рыб здесь некоторое время жил и ручной тюлень. На территории 1-го Летнего сада был вырыт Овальный пруд.
На территории 2-го Летнего сада архитектором М. Г. Земцовым был устроен Лабиринт - сложная система дорожек, окружённая стенами из кустов. Дорожки к Лабиринту проложили по мосткам. Здесь были оборудованы фонтаны-шутихи, под струи которых часто попадали посетители Летнего сада.
О появлении в Летнем саду нравоучительных скульптур-фонтанов в 1735 году Якоб Штелин написал так:
Шведский садовник Шредер, отделывая прекрасный сад при Летнем дворце, между прочим, сделал две куртины или небольшие парки, окружённые высокими шпалерами, с местами для сидения. Государь часто приходил смотреть на его работу и, увидевши сии парки, тотчас вздумал сделать в сем увеселительном месте что-нибудь поучительное. Он приказал позвать садовника и сказал ему: "Я очень доволен твоею работою и изрядными украшениями. Однако, не прогневайся, что я прикажу тебе боковые куртины переделать. Я желал бы, чтобы люди, которые будут гулять здесь в саду, находили в нём что-нибудь поучительное. Как же бы нам это сделать?" - "Я не знаю, как это иначе сделать, - отвечал садовник, - разве ваше величество прикажете разложить по местам книги, прикрывши их от дождя, чтобы гуляющие, садясь, могли их читать". Государь смеялся сему предложению и сказал: "Ты почти угадал; однако читать книги в публичном саду неловко. Моя выдумка лучше. Я думаю поместить здесь изображения Езоповых басен"...
В Летнем саду разместили более шести десятков фонтанов, украшенных скульптурными персонажами басен Эзопа. У входа находилась скульптура самого баснописца. У каждого фонтана находилась табличка, разъясняющая содержание басни.
Первоначально снабжавший фонтаны водоподъёмный механизм работал на конной тяге. В 1718 году она была заменена первой в России паровой машиной конструкции французского инженера Дезагулье. Вода для этой машины бралась из Безымянного Ерика, который с тех пор и стали именовать Фонтанкой.
В 1721 году по проекту А. Шлютера и Г. Маттарнови на берегу Фонтанки был построен Грот - садовый павильон с колоннами и высоким куполом. Этот павильон был разделён на три помещения, в каждом из которых находился фонтан. При их работе звучала органная музыка. Орган же приводился в действие струями фонтанов. После смерти Петра I сюда из Галереи переместили обнажённую Венеру. Позже она оказалась в Таврическом дворце, а ныне экспонируется в Эрмитаже.
На границе 1-го и 2-го Летнего садов были построены каменные оранжереи. Здесь выращивали южные растения, среди них - тропические молочаи, апельсины, лимоны, тюльпаны и ливанские кедры. Летом эти растения выставляли на аллеи сада.
По замыслу Петра I Летний сад должен был быть украшен аллегорическими скульптурами. Все скульптуры подбирались на четыре темы: природа мироздания (1), коллизии из "Метаморфоз" Овидия (2), идеальная модель Земного мира (3) и реальное его воплощение (4). Для осуществления данного плана в Италию были посланы специальные агенты: П. Беклемишев, Ю. Кологривов и С. Рагузинский. Ими закупались как античные скульптуры, так и произведения конца XVII - начала XVIII века. Многие скульптуры были изготовлены под заказ. К 1725 году в Летнем саду было установлено более ста бюстов и статуй, к 1736 году их было уже более двухсот.
С 1721 года, когда были закончены основные работы по благоустройству, Летний сад стал царской резиденцией. В Летнем саду Пётр I не редко устраивал праздники, здесь он проводил знаменитые петровские ассамблеи. Широко известные в России выражения "штрафная" и "пей до дна" начались как раз на этих ассамблеях. Именно тогда опоздавшему стали подносить "штрафной" кубок вина, который он должен был выпить "до дна".О начале очередного праздника жителей города оповещали пушечными выстрелами с бастионов Петропавловской крепости. Гости прибывали в Летний сад по Неве, высаживались из лодок на деревянную пристань. За пристанью находились аллея и две площадки. На Дамской площадке устраивались танцы, а на Шкиперской стояли столы с шахматами, шашками, табаком и вином.
При императрице Анне Иоанновне в Летнем саду устраивали медвежьи, волчьи и кабаньи травли. Животные носились по саду, ломая скульптуру и вытаптывая растения. По окончанию "забавы" трупы животных отдавали в петербургские мясные ряды. Именно при Анне Иоанновне появилась традиция прятать на зимнее время скульптуры в деревянные ящики.
С середины XVIII века Летний сад стал местом прогулок избранной публики. С мая 1756 года по указу императрицы Елизаветы Петровны здесь по четвергам и воскресеньям разрешались прогулки прилично одетых посетителей. При Екатерине II дни для прогулок стали более частыми. С мая 1773 года в Летнем саду стали гулять воспитанницы Смольного института, их впервые вывезли за пределы учебного заведения. Газета "Санкт-Петербургские ведомости" тогда отмечала, что девушек сопровождала "толпа глазеющих гуляльщиков", которые вели с девицами беседы о "разных материях" и отмечали их "благородную незастенчивость".
В 1760-х годах по проекту Ю. М. Фельтена обустраивали Дворцовую набережную. Со стороны проезжей части в 1771-1784 годах у Летнего сада соорудили ограду (проект Ю. М. Фельтена и П. Е. Егорова), которая стала одним из символов Санкт-Петербурга. Для ограды использовали 36 "столбов дикого морского камня", добытого в Финляндии. Столбы превращались в колонны каменотёсами села Путилова Шлиссельбургского уезда, а решётка изготавливалась тульскими мастерами.
Существует легенда, которая рассказывает об одном англичанине. Он был очень богат, много слышал про Санкт-Петербург, и однажды на склоне лет решил обязательно его посетить. В одну из белых ночей его яхта доплыла до Санкт-Петербурга, остановилась у Летнего сада. Посмотрев на ограду, англичанин решил вообще не сходить на берег, так как по его словам ничего более прекрасного он уже увидеть всё равно не может. Через некоторое время яхта взяла обратный курс.
Другая легенда рассказывает о том, что в 1930-х годах американцы предлагали продать им ограду Летнего сада за сотню новых паровозов.
21 сентября 1777 года наводнением Летнему саду был нанесён значительный ущерб. Оказалась разрушена фонтанная система, повреждены многие скульптуры, сломаны деревья. В процессе реконструкции Летнего сада фонтаны было решено не восстанавливать. Многие постройки также не были восстановлены, среди них Лабиринт. Засыпали Овальный пруд и поперечный канал. Грот стали использовать как склад.
В 1798-1799 годах на берегу Лебяжьего канала по проекту Г. П. Пильникова была устроена видовая терраса. В 1820-х годах вокруг неё установили парапет.
Наводнение 1824 года также нанесло Летнему саду большой урон. Окончательно разрушился Грот, на месте которого по проекту К. Росси был построен Кофейный домик. Росси сохранил стены и план старого Грота при его перестройке в павильон. Он же установил на пристани Летнего сада на Лебяжьей канавке большие античные курильницы, которые отличи из чугуна по рисунку архитектора. В 1827 году в Летнем саду по проекту Людовика Шарлеманя был построен Чайный домик. По его же проекту годом ранее была сооружена ограда со стороны Мойки. 12 апреля 1827 года газета "Северная пчела" писала:
"Летний сад обновлён самым приятным и удобным образом. Грунт поднят для уничтожения сырости и изглаживания рытвин, произведённых наводнением. Дороги во всех аллеях наново вымощены; пруд очищен, и в большом каменном гроте устроен кофейный дом, убранный великолепно. Кругом сада устроена новая аллея, по которой ездят верхом и в кабриолетах."
Николаем I Летний сад был открыт для гуляния только "всем военным и прилично одетым, простому же народу, как-то мужикам, проходить через сад ... вообще запретить". Вход в Летний сад был платным, цены на услуги устанавливались достаточно высокими.
Летний сад был любимым местом многих известных людей. Здесь отдыхали В. А. Жуковский, П. И. Чайковский, И. А. Гончаров, М. П. Мусоргский, И. А. Крылов, В. В. Маяковский, А. А. Ахматова, Т. Г. Шевченко. В 1833 году недалеко от Летнего сада поселился Александр Сергеевич Пушкин. В саду он гулял и встречался с друзьями. Пушкин писал своей жене:
"Летний сад мой огород. Я, вставши ото сна, иду туда в халате и туфлях. После обеда сплю в нём, встаю и пишу. Я в нём дома."
В 1830-е годы появилась традиция - устраивать в Летнем саде смотр невест. Эта традиция прожила вплоть до начала XX века.
В 1839 году в Летнем саде была установлена ваза из розового порфира, высотой 5 метров. Эту вазу подарил шведский король Карл XIV императору Николаю I. Вазу выполнили мастера из города Эльфдалена, потому её назвали вазой из эльфдальского порфира.
12 мая 1855 года рядом с Чайным домиком был торжественно открыт памятник И. А. Крылову. Его автор - Пётр Карлович Клодт. Памятник планировалось установить перед Публичной библиотекой или Академией наук, однако Николай I не одобрил данное местоположение скульптуры. В итоге памятник оказался в Летнем саде.
4 апреля 1866 года во время прогулки по Летнему саду на императора Александра II было совершено покушение. Террорист Дмитрий Каракозов стрелял почти в упор, однако оказавшийся рядом костромской мещанин Осип Комиссаров вовремя оттолкнул руку стрелявшего. В память о спасении Александра II на месте происшествия в 1866-1868 годах в ограду Летнего сада была встроена часовня по проекту Р. А. Кузьмина. В 1918 году часовню закрыли, в 1930-м её разобрали.
В начале XX века стали появляться планы реконструкции Летнего сада. Появились идеи засыпать Лебяжий канал, устроить в Летнем саде скетинг-ринг. Однако Министерство императорского двора, в ведении которого находился Летний сад, отказалось от таких преобразований.
После 1917 года снова стали появляться планы переустройства Летнего сада, дабы здесь могла гулять совершенно любая публика. Однако средств на это не нашлось. В 1924 году Летний сад снова пострадал от разрушительного наводнения. Восстановительные работы начали только через десять лет.
Во время блокады Ленинграда на территории Летнего сада разместили зенитные расчёты. В Кофейном домике устроили казарму, а в Чайном - склад боеприпасов и оружия. Скульптуры укрыли в земле. На территорию Летнего сада неоднократно падали бомбы и снаряды. Весной 1942 года цветники и газоны были отданы школьникам и учителям окрестных школ для разведения огородов. В связи с этим одна из аллей стала называться Школьной.
После окончания Великой Отечественной войны Летний сад был восстановлен. В Карпиевом пруду поселились лебеди. На территории сада стали гулять ленинградцы и гости города. Здесь играли симфонические и духовые оркестры, устраивались художественные выставки.
На реконструкцию Летний сад закрыли в мае 2009-го. За три года здесь отреставрировали все скульптуры, привели в порядок зелёные насаждения, восстановили несколько исторических зданий, Аптекарский огород, а также фонтаны и боскеты, погибшие после наводнения в XVIII веке. Парк открылся 28 мая.
Как и при Петре I, Летний сад поделён на парадную часть со скульптурами и фонтанами ближе к Неве и хозяйственную с дорожками и Аптекарским огородом.
Воссозданные фонтаны стоят намного выше своих оригиналов: в результате природных изменений уровень Летнего сада поднялся почти на метр за прошедшие годы. Увидеть разницу можно на примере одного из музеефицированных фонтанов «Лакоста», фрагменты и водоотводы которого заключили под стеклянный купол. Ни освещения, ни цветной подсветки у фонтанов не будет, поскольку это противоречит их историческому виду. Как, собственно, не будет и фонарей в самом саду. Архитектурно-художественная подсветка появится только у зданий.
Как говорят сами реставраторы, их главной целью было вернуть саду вид регулярного парка, то есть парка с геометрически правильной планировкой и выраженной симметричностью. Именно поэтому здесь появилось много липовых шпалер — кустарников, высаженных плотной полосой. На первый взгляд кажется, что деревья заключены в решётку, но опоры, помогающие им расти ровно, уберут через три года. Крону каждого дерева в саду профессионально обрезали альпинисты, с ветками работали дендрологи. Всего за время реставрации из нескольких тысяч срубили всего лишь 129 растений, поскольку они несли потенциальную опасность заражения другим насаждениям. На сегодняшний день сад в основном засажен вязами, липами, клёнами и дубами. Часть из них посадили всего 3-5 лет назад, а около 30 % — насаждения, возраст которых превышает 100 и даже 200 лет. Самому старому дубу, согласно недавно проведённому исследованию, 250 лет. Цветник будет в Летнем саду только один, зато около оранжереи воссоздали Аптекарский огород. При Петре здесь, как было принято в Голландии, сажали лекарственные растения и новомодные овощи вроде картофеля. Теперь здесь выращивают бруснику, вскоре может появиться даже любимый Петром I артишок.
Новый вид Летнего сада приближен не к петровским временам, а к 70-м годам XVIII века, на которые пришёлся его расцвет. На территории восстановили четыре исторических боскета — типичных ландшафтных украшений XVIII века. Даль в своём словаре определяет их как «садики, чопорно отделанные и подстриженные». При Петре I их обустраивал французский архитектор Жан-Батист Леблон, к тому времени прославившийся своими сочинениями о регулярных садах и лабиринтах Версаля. Со временем в Летнем саду их заменили высаженные в ряд кустарники. Теперь в один из боскетов находится всем известный памятник Крылову, в двух других— обнаруженный при археологических раскопках фонтан «Лакоста» и зона Wi- Fi, в четвёртом — Аптекарский огород.
По историческим чертежам XVIII века вновь выстроили несколько исторических зданий. Одно из них — Малая оранжерея, в которой создан микроклимат для выращивания и хранения растений в горшках. Благодаря ей летом на территории будут стоять кадки с цитрусовыми, самшитом и лавром. Напротив боскета с памятником Крылову теперь стоит Голубятня. Птиц здесь нет, зато будут проходить временные выставки. Останутся без животных и соболиные клетки, расположенные напротив: туда заселят изображения-обманки, как было два века назад.
Из 91 скульптуры Летнего сада на копии заменили 90. Сделали это потому, что мраморные бюсты и статуи разрушались от капающего на них липового сока. Копии сделаны из мраморной крошки с полиэфирной смолой и по своему виду абсолютно не отличаются от оригиналов. Чтобы убедиться, можно сравнить их с единственной оставшейся оригинальной скульптурной композицией «Мир и Победа». Увидеть её можно, если повернуть налево от главного входа со стороны Невы. Оригиналы теперь хранятся в Инженерном замке. Перед этим пришлось провести комплексную реставрацию: практически у каждой статуи не хватало либо уха, либо носа, либо пальца.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка для родителей. Рекомендации родителям от учителя - логопеда
Для закрепления результатов логопедической работы ваши дети нуждаются в постоянных домашних занятиях....
Как вызвать у ребенка желание обучаться игре на фортепиано. Рекомендации родителям дошкольников (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")
Как вызвать у ребенка желание обучаться игре на фортепиано. Рекомендации родителям дошкольников (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")...
Как повысить у ребенка интерес к игре на фортепиано. Рекомендации родителям дошкольников (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")
Как повысить у ребенка интерес к игре на фортепиано. Рекомендации родителям дошкольников (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")...
Психологические рекомендации родителям Как выстроить совместную деятельность родителей и детей при подготовке к экзаменам
Рекомендации психолога для продуктивного взаимодействия родителей и обучающихся в экзаменнационный период....
Рекомендации родителям в случаях обнаружения признаков суицидального и девиантного поведения несовершеннолетних, рекомендованные психологом колледжа для внимания родителей студентов 1-2 курсов
Что такое вейп и чем он вреден, исследования ученых. Дорогие родители, прошу ознакомиться с материалами, посвященными вопросам курения подростов и использования мим вейпов. Материал по данно...
Консультации, рекомендации для родителей «РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
laquo;РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»...