2. «Золотые правила» воспитания двуязычного ребенка.
статья по теме

Варвераки Людмила Павловна

Каким принципам в обучении нужно следовать, чтобы ребёнок успешно усваивал родной язык родителей? Как обучать ребёнка – билингва в возрасте от 6 до 10 лет? «Золотые правила» воспитания двуязычного ребенка?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2._pravila_vospitaniya_rebyonka-bilingva.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

2. Каким принципам в обучении нужно следовать, чтобы ребёнок успешно усваивал родной язык родителей? Как обучать ребёнка – билингва в возрасте от 6 до 10 лет? «Золотые правила» воспитания двуязычного ребенка?

Чтобы ребёнок успешно усваивал родной язык родителей, нужно следовать таким принципам:

        1)  Чтобы ребёнок хорошо говорил по-русски, надо постоянно с ним общаться на родном языке. Если семья смешанная, то нужно, чтобы каждый из родителей говорил с детьми только на своём языке, по принципу «одно лицо – один язык».

  1. Нельзя смешивать языки, вставляя в русскую речь иностранные слова (например: «Мы ходим в нипио» (с греч. «нипио» – это садик).

Независимо от обстоятельств надо всегда в доме говорить на родном языке.

  1. Общение с ребёнком должно быть постоянным, разнообразным, при этом необходимо постепенно и целенаправленно расширять словарный запас  и усложнять свою речь. Всегда описывать словами то, что происходит. Разговаривая, надо употреблять различные формы слова правильно и произносить чётко окончания, что очень важно для усвоения ребёнком русской падежной системы. Например, мама собирается прочитать ребёнку книгу и говорит: «Это очень интересная книга. Мы должны прочитать книгу. Посмотри, какой красивый рисунок на книге»
  2. Не нужно подражать детской речи. Надо использовать как слова с уменьшительными суффиксами, так и без них: «Делись игрушками с сестричкой. Ты же старшая сестра».
  3. Не говорить о себе и о ребёнке в третьем лице: «Мама читает Софийке сказку. Софийка гуляет». Надо говорить: «Я тебе читаю сказку. Ты гуляешь».
  4. Надо исправлять ошибки, которые ребёнок допускает, но, не обижая его. Нельзя говорить: «Ты неправильно сказал». Надо повторить за ребёнком фразу, но правильно. Нельзя высмеивать ребёнка, перебивать его, даже если он сделал ошибку.
  5. Ребёнку необходим свой круг общения, что позволит ему слышать разные варианты языка, разную манеру произношения, живой разговор. Ребёнок должен слышать русскую речь не только от родителей. Необходимо, чтобы ребёнок присутствовал, когда родители разговаривают на русском языке с кем – то, он будет слышать речь и воспринимать её.  Так ребёнок поймёт, что русский язык – это язык общения с людьми в социуме, за пределами семьи.
  6. Также можно смотреть русские  видеофильмы, слушать аудиозаписи, читать книги, учебные материалы, то есть создавать в доме русский языковой фон.
  7. Нужно играть с детьми в ролевые игры: «дочки-матери», «врач-пациент», «покупатель-продавец» и другие. Так как у ребёнка вне языкового окружения  нет опыта общения в таких ситуациях на русском языке. Также необходимо разыгрывать с ребёнком сказки, ставить спектакли.
  8. Развитию речи способствует мелкая моторика пальцев: рисование, раскрашивание, лепка, нанизывание бусинок. Пальчиковые игры: «Ладушки, ладушки», «На двери висел замок», «На поляне дом стоит», «Пять поросят», «Сорока-ворона», «Маша каши наварила» и другие.
  9. Надо рассматривать с ребёнком картинки и комментировать их. Через рисунок он лучше запоминает слова.
  10. Развитию памяти и обогащению речи ребёнка способствует чтение русских книг, заучивание стихов и песен. Читая, необходимо обращать внимание на иллюстрации, расспрашивать ребёнка, что там нарисовано. При встрече незнакомых слов, объяснять их значение, и проверять, правильно ли всё понял ребёнок.
  11. Чтобы сохранить и развивать язык, надо научить ребёнка читать и писать по-русски. Начинать лучше в возрасте 5 лет. Но занятия должны вызывать у ребёнка удовольствие.
  12. Надо воспитывать любовь к родному языку. Не стесняться говорить с ребёнком на русском языке в общественных местах, чтобы у ребёнка не сложилось впечатление, что на родном языке говорить стыдно. Если родитель и ребёнок разговаривают с жителем страны, в которой находятся, то переходят на их язык, но если родитель общается только с ребёнком, должен говорить с ним по-русски, даже находясь в общественных местах. Необходимо объяснить ребёнку, что двуязычие не недостаток, а преимущество, так как открывает ему окно в мир богатейшей русской культуры.

Обучение грамоте ребёнка – билингва в возрасте от 6 до 10 лет - должно быть направленно на грамматику. Следует обращать внимание на правильное написание окончаний, склонение и спряжение в занимательной, игровой форме. Типы письменных упражнений должны носить характер обучения русскому языку как иностранному. Недостаточно показать форму именительного падежа, следует вводить формы всех падежей; недостаточно дать неопределённую форму глагола, следует давать все спряжение; недостаточно дать качественное прилагательное, следует показать степени сравнения; недостаточно дать одну форму слова, следует дать как сходные с ней по значению или звучанию, так и противоположные.

Требует специальной работы расширение словаря, должна вестись работа над уточнением значений и сфер употребления слов. Запоминание слова вместе с типичным контекстом употребления – ключ к правильному синтаксису.

Ребёнок в этом возрасте должен научиться говорить о самом себе, о своих интересах, желаниях, пристрастиях, характере, о своей семье, о месте, где он живёт, о своих друзьях. Также ребёнок должен начать фантазировать, придумывать истории, сравнивать идеальный и реальный миры.

Если ребёнок начинает в этом возрасте знакомиться с письмом, то лучше, если первоначальное усвоение грамоты произойдёт на родном языке. Сам принцип чтения должен быть приобретён лишь один раз, после этого он легко переносится на все другие языки, независимо каким алфавитом или способом письма там пользуются. После этого важно учить ребёнка читать и писать по-русски. Такая последовательность менее болезненна для ребёнка. Если сначала на родном языке не удалось обучить ребёнка, то может случиться, что ребёнок станет записывать слова родного языка русскими буквами. Но переживать по этому поводу не стоит, так как в какой-то период буквы или принципы письма и чтения могут смешиваться, но потом легко разводятся. Обратите внимание, что в первую очередь здесь необходимо охарактеризовать развитие детей, для которых русский язык (тоже) является родным.

У каждого конкретного ребёнка двуязычие формируется и функционирует по-особому. Речевое поведение детей связано с особенностями их темперамента, характера, возраста, со средой, в которой они живут. Усвоение второго языка зависит от участия в играх с иноязычными детьми и в общении с иноязычными взрослыми. Придерживаясь индивидуального подхода к детям, можно так организовать повседневное общение детей с воспитателем и друг с другом, чтобы добиться от них хороших результатов в усвоении русского языка.

В шестилетнем возрасте при поступлении в школу у ребенка может возникнуть первый кризис в пользовании родной речью. Поэтому очень важно создание «коммуникативной потребности», чтобы ребенок почувствовал необходимость в использовании русского языка. Такую «коммуникативную потребность» можно создать, организовывая встречи с соотечественниками.

«Золотые правила» воспитания дуязычного ребёнка:

  • Никогда не высмеивать ребёнка; не дразнить его за неправильности в речи; не ставить его в неловкое положение перед другими (особенно на том языке, который у него слабее). Не ставить ему в пример других детей; не сравнивать его с монолингвами.
  • Никогда не раздражаться и не ругать детей за ошибки, не переусердствовать в их исправлении, прерывая и останавливая ребёнка.
  • Говорить с ребёнком как можно больше, разучивать песни и стихи; смотреть фильмы, читать  вместе книги, приглашать друзей и устраивать русские праздники.
  • Быть предельно последовательным в общении на одном языке с ребёнком. Не поддаваться попыткам ребёнка перейти с вами на другой язык.
  • Быть естественным. Общение на двух языках в семье должно быть естественным, а не спектаклем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Золотые правила воспитания для родителей

Эти правила должны знать все родители, которые любят своего ребенка и хотят быть образцовыми родителями....

золотые правила воспитания

эта статья посвящена для родителей...

Золотые правила воспитания для родителей

Пправила воспитания для родителей...

"Золотые правила воспитания"

Права и обязанности родителей (Использованы материалы сети интернет)...

Золотые правила воспитания для родителей.

Золотые правила воспитания для родителей....

Золотые правила воспитания детей

Материал содержит рекомендации, которые помогут избежать ошибок в общении с детьми....