Доклад на тему "Что делать с агрессивным ребенком"
презентация к уроку по теме

Куманева Елена Владимировна

Что делать с агрессивным ребенком?

Агрессия - поведение, вызванное намерением причинить боль, уничтожить или установить господство. Под агрессивностью чаще всего понимается нарушение в проявлении гнева, причинами чего в семейной ситуации может служить:

- постоянное агрессивное поведение родителей,

- проявление нелюбви к ребенку, формирование ощущения опасности и враждебности окружающего мира,

- длительные и частые обиды, источником которых являются родители или какие-либо обстоятельства,

- унижения, оскорбления ребенка родителями,

- органические поражения коры.

Агрессивное поведение может быть как вербальным, так и физическим. Оно может направляться на людей или животных или предметы и представляет собой обычную реакцию на гнев или враждебность.

Агрессия может быть просто выученным или подражательным поведением. Дети, подвергавшиеся физическим мерам воздействия со стороны родителей, обычно более агрессивны по сравнению с детьми, которых не наказывали физически. Чем строже наказание, тем агрессивнее поведение детей по отношению к сверстникам, а в дальнейшем и по отношению к родителям и другим людям.

Агрессивные и неагрессивные дети часто воспринимают и интерпретируют сигналы от окружающих по-разному. Ниже приводятся некоторые признаки агрессивных детей:

- они ожидают от окружающих враждебности,

- они недооценивают собственную враждебность,

- в своих проблемах они винят окружающих и обстоятельства,

- у них ограниченный выбор реакций на проблемную ситуацию,

- они редко выражают свои чувства словами, предпочитая действие,

- они часто не думают о последствиях своих поступков,

- они завышают интенсивность своих эмоций: гнев вместо грусти или раздражения,

- они невосприимчивы к чувствам окружающих, у них низкий уровень эмпатии (умение принимать чувства других людей),

- они ценят превосходство и месть превыше дружбы,

- они менее склонны к компромиссам, чем другие дети,

- их не волнует страдание жертвы, ответная агрессия, возможность быть отвергнутым сверстниками,

- они полагают, что их агрессивные действия дают ощутимые результаты, уменьшая агрессивность окружающих,

- они не задумываются (скорее они о ней просто не знают) о собственной значимости,

- они испытывают трудности с запоминанием,

- они с трудом сосредоточиваются,

 

Агрессивные дети в основном эгоцентричны, искаженно воспринимают окружающих мотивы поведения окружающих и собственного поведения, приписывают враждебные намерения окружающим, часто проявляют гнев. Необходимо учить этих детей разграничивать индивидуальные когнитивные и эмоциональные процессы, находить сходное и различное в людях, определять альтернативные объяснения ситуациям, определять, что думают и чего хотят окружающие. Показав двусмысленную картинку, помогите ребенку рассказать различные истории, основанные на ее сюжете, обсудите, почему можно по-разному воспринимать одну и ту же информацию. Научите ребенка узнавать проблему, находить различные альтернативные решения, оценивать и предвидеть результаты своих поступков.

При взаимодействии с агрессивным ребенком особенно важно осознание собственных чувств, мыслей и желаний, это поможет вам постоянно находиться в контексте ситуации и не позволит агрессивному ребенку втянуть вас в привычный для него сценарий развития отношений. Если вы научите такого ребенка осознавать его собственные чувства, мысли и желания в каждый момент времени и согласовывать их с окружением, то проявления агрессивности перестанут быть хоть сколько-нибудь существенной проблемой.

И еще одно важное правило, которое должны знать родители ребенка, склонного к агрессии: ему необходимо разряжаться, необходимо научить его избавляться от накопившегося раздражения, дать ему использовать переполняющую его энергию в «мирных целях». Замечательный чешский психолог Зденек Матейчик сказал: «Если у мальчика нет возможности пинать мячик, он будет пинать других детей». Необходимо, чтобы у вашего ребенка было как можно больше возможностей разряжать накопившуюся негативную энергию. Активным, склонным к агрессии детям создайте условия, позволяющие им удовлетворять потребность в движении. Это могут быть и групповые спортивные секции и спортивный уголок дома да и просто разрешение в определенном месте, в спортивном уголке, например, делать то, что хочется, лазить, прыгать, бросать мяч и пр. Как правило, агрессивные дети не умеют выражать свои чувства, они их подавляют, загоняют внутрь, не проговаривают, не пытаются понять. Результат - неизбежные срывы дома, на близких, в привычной обстановке, где ребенок привык расслабляться. Это не приносит ребенку облегчения, он чувствует себя виноватым, особенно если его за это наказали, отсюда еще большие срывы в дальнейшем, причем, следующий срыв будет еще более бурным и продолжительным. Предложите ребенку остаться одному в комнате и высказать все, что накопилось в адрес того, кто его разозлил. Дайте ему понять, что вы не имеете намерения подслушать под дверью и наказать его потом за произнесенные слова. Если очень много накопилось, разрешите ребенку побить подушку или диван, порвать газету, написать на бумаге все слова, которые хочется выкрикнуть, а затем порвать написанное. Можно еще посоветовать сыну или дочери в момент раздражения, прежде чем что-то сказать или сделать, несколько раз глубоко вздохнуть или сосчитать до десяти. А можно еще предложить нарисовать свой гнев, тогда он большей своей частью останется на бумаге. Способов много. Главное, не считать, что с вашим ребенком происходит что-то нехорошее, за что надо ругать и наказывать Маленьким агрессорам нужно ваше понимание, совет, готовность помочь, а не гнев и наказания

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семинар для родителей «Компьютер: ВРАГ или ПОМОЩНИК ?»

Слайд 2

Признаки зависимости: Первые признаки развития зависимости у ребенка: - Если ребенок ест, пьет чай, готовит уроки у компьютера. - Провел хотя бы одну ночь у компьютера. - Прогулял школу – сидел за компьютером. - Приходит домой, и сразу к компьютеру. - Забыл поесть, почистить зубы (раньше такого не наблюдалось). - Пребывает в плохом, раздраженном настроении, не может ничем заняться, если компьютер сломался. - Конфликтует, угрожает, шантажирует в ответ на запрет сидеть за компьютером

Слайд 3

Основные критерии зависимости: нежелание отвлечься от работы или игры с компьютером; раздражение при вынужденном отвлечении; неспособность спланировать окончание сеанса работы или игры с компьютером; расходование больших денег на обеспечение постоянного обновления как программного обеспечения (в т.ч. игр), так и устройств компьютера; забывание о домашних делах, служебных обязанностях, учебе, встречах и договоренностях в ходе работы или игры на компьютере; пренебрежение собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу проведения большего количества времени за компьютером; злоупотребление кофе и другими подобными психостимуляторами; готовность удовлетворяться нерегулярной, случайной и однообразной пищей, не отрываясь от компьютера; ощущение эмоционального подъема во время работы с компьютером; обсуждение компьютерной тематики со всеми мало-мальски сведущими в этой области людьми.

Слайд 4

наличие следующих признаков (двух или более), возникающих при прекращении или значительном уменьшении времени работы на компьютере: -речедвигательного беспокойства (суетливости); -тревоги; -сниженного фона настроения, чувства опустошенности; -навязчивых мыслей о компьютере; -активных действий, предпринимаемых для возобновления доступа к компьютеру (среди которых - конфликты в семье и на работе, частые посещения знакомых, имеющих компьютер в неподходящее время, невзирая на реакцию хозяев, нарушение межличностных контактов и т. п.); -уменьшение или исчезновение вышеперечисленных признаков при возобновлении работы на компьютере; Прекращение, сокращение, или видоизменение актуальных ранее видов социальной деятельности;

Слайд 5

Истоки зависимости 1 этап: Интерес – много слышу – все вокруг используют – интрига (запретный плод)

Слайд 6

2 этап : Формирование увлеченности: - положительные эмоции - ситуации достижения и положительное подкрепление - расширение возможностей

Слайд 7

3 этап Доминанта общения сдвигается в сторону компьютера 2 аспекта : реальные потребности подростка и возможности их удовлетворения посредством компьютера

Слайд 8

Как это происходит? 1.трудность в установлении контакта и привязанности, как основы защищенности; и 2.иллюзия успешности, компенсация защищенности (все не всерьез, убили-воскрес)

Слайд 9

1.Надо затрачивать волевые усилия, трудиться и преодолевать себя 2. Легкость и доступность действий, в т.ч. знаний, конкретного задания. Все воспринимается как не проблема;

Слайд 10

1.Недостаток положительного подкрепления (родители заняты, сверстники не замечают, учителя – в основном фиксируются на недостатках! 2. Постоянное положительное подкрепление (Ура! Вы победили!);

Слайд 11

1.Есть потребность выхода за рамки привычного круга общения, занимать какие либо роли. 2. Возможность реализации ролевой позиции (привлекательна для подростка);любые образы можно создать и изменить.

Слайд 12

1.отстаивание своих интересов , форм досуга, возможности их реализации; 2. реализация фантазий; (Я-богатый, Я-замужем, Я-любима (любим) и т.д.); реализация возможностей широкого круга общения (в сетевом общении можно себя презентовать себя как хочу);

Слайд 13

1.Не развиваются творческие начала, у детей возникает потребность в шаблоне решения задач. 2. Компьютер не может дать ребенку креативность, но создает иллюзию творческой деятельности

Слайд 14

1.нетренированная память ,есть потребность в развитии аналитического и рефлексивного ума 2.дают готовые знания, аналитичность не развивается!

Слайд 15

1.Душевный дискомфорт, глубинные переживания жизненных ситуаций, нехватка внимания со стороны близких 2.Попытка уйти от проблемы

Слайд 16

Рекомендации Проведите анализ того, какие именно потребности подросток удовлетворяет, пользуюсь компьютером. Что данная деятельность может заменять в его реальной жизни. Составление четкого распорядка дня. Выработать с ребенком правила работы на компьютере: 20 мин. играет, 15 мин. занимается другими делами. Регламентированное время использования компьютером: для игр и работы, учебы Установленные санкции за нарушение или обман Использование специализированных программ управления компьютером Доверительная беседа с подростком о вреде здоровью, внешности, женственности и мужественности с приведением фактов, иллюстраций, примеров, статистики. Можно дать прочитать ряд статей. Анализ того, где в Интернете «бродит» подросток и какие сайты посещает. Анализ видов игр, которые он выбирает и тех героев, ролями которых он пользуется и примеряет на себя. В доверительной беседе донесите до ребенка, что Вам не хватает его внимание, и постарайтесь организовывать совместный досуг постоянно.

Слайд 17

Наиболее ответственный период развития психики человека — возраст от трех до пяти лет. Постарайтесь оградить ребенка в этот период от компьютерных игр. Играть в компьютер перед сном запрещается всем детям. В ребенка уже заложено природой стремление к духовной чистоте, нравственному совершенствованию, к жизнеутверждающему творчеству. Развивайте в нем эти качества: помогите, как можно раньше сформировать его волю и устойчивую гармоничную эмоциональную сферу. Ни в коем случае не позволяйте ребенку развлекаться в компьютерном клубе ночью. Учитывайте закон правительства про ночное время и разрешение родителей. Следите за тем, чтобы увлечение компьютером не подменяло живое общение ребенка со сверстниками.

Слайд 18

Если у ребенка есть возможность в реальной жизни получать то, что ему может дать виртуальный мир, он защищен от компьютерных и других зависимостей. Это яркая, насыщенная, интересная жизнь. Возможность испытывать азарт, риск. Возможность испытывать агрессию приемлемым способом. Возможность играть, реализовывать любопытство. Возможность общаться со сверстниками. Как можно раньше выработать правильное отношение к компьютеру как к машине для получения знаний, навыков, а не средству получения эмоций. Не есть, не пить чай за компьютером. Замечать, когда ребенок соблюдает ваши требования, при этом обязательно сказать о своих чувствах радости, удовлетворения. Так закрепляется желательное поведение. НЕ использовать компьютер как средство поощрения ребенка. Во время болезни и вынужденного пребывания дома, компьютер не должен стать компенсацией. Помогайте ребенку справляться с тяжелыми чувствами. Которые неизбежно присутствуют в жизни любого человека (скука, разочарование, обида) и которые могут подтолкнуть ребенка получить облегчение от «ящика».

Слайд 19

Показывайте личный положительный пример. Важно, чтобы слова не расходились с делом. И если отец разрешает сыну играть не более часа в день, то сам не должен играть по три-четыре. Ограничьте время работы с компьютером, объяснив, что компьютер не право, а привилегия, поэтому общение с ним подлежит контролю со стороны родителей. Резко запрещать работать на компьютере нельзя. Если ребенок склонен к компьютерной зависимости, он может проводить за компьютером два часа в будний день и три — в выходной. Обязательно с перерывами. Предложите другие возможности времяпрепровождения. Можно составить список дел, которыми можно заняться в свободное время. Желательно, чтобы в списке были совместные занятия (походы в кино, на природу, игра в шахматы и т.д.). Используйте компьютер как элемент эффективного воспитания, в качестве поощрения (например, за правильно и вовремя сделанное домашнее задание, уборку квартиры и т.д.). Обращайте внимание на игры, в которые играют дети, так как некоторые из них могут стать причиной бессонницы, раздражительности, агрессивности, специфических страхов. Обсуждайте игры вместе с ребенком. Отдавайте предпочтение развивающим играм. Крайне важно научить ребенка критически относиться к компьютерным играм, показывать, что это очень малая часть доступных развлечений, что жизнь гораздо разнообразней, что игра не заменит общения.

Слайд 20

Остается главный вопрос! Кто компьютер для Вашего ребенка?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как правильно вести себя с агрессивным ребенком?

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов и психологов, но и для общества в целом. Актуальность темы несомненна, поскольку число детей с ...

Цели, задачи и формы взаимодействия педагога и психолога при работе с агрессивным ребенком

Цели, задачи и формы взаимодействия педагога и психолога при работе с агрессивным ребенком Роль педагога в сопровождении ребенка, получающего коррекционную помощь, очень важна. От стиля его пов...

Цели, задачи и формы взаимодействия педагога и психолога при работе с агрессивным ребенком

Цели, задачи и формы взаимодействия педагога и психолога при работе с агрессивным ребенком Роль педагога в сопровождении ребенка, получающего коррекционную помощь, очень важна. От стиля его пов...

Агрессивный ребенок. Памятка для родителей

Причины появления агрессии у детей Правила работы с агрессивными  детьми Учим ребенка брать ответственность на себя за свои поступки 10 условий позитивных детско-родител...

Доклад на тему: "Методы коррекции агрессивного поведения учащихся на уроках швейного дела"

Доклад на тему:  "Методы коррекции агрессивного поведения учащихся на уроках швейного дела"...

Агрессивный ребенок - что делать?

Агрессия - деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, приносящее физический или моральный ущерб людям, или вызывающее у них психологический дискомфорт....

Что делать если в группе агрессивный ребенок

Драчливый ребенок в детском саду — частая проблема. Он причиняет дискофорт другим, рушит атмосферу доброжелательности и безопасности в группе. Но главное — страдает сам. Рассмотрим, как во...