"Нужно знать"
учебно-методическое пособие на тему

Спиридонова Елена Владимировна

Предварительный просмотр:

«Практические приемы создания игровой мотивации»

     Развитие речи детей в значительной мере зависит от потребности в пользовании языком. В игре как ведущей деятельности дошкольников создаются наиболее благоприятные предпосылки для формирования разнообразных психических свойств и качеств личности. Дидактические игры помогают выработать чувство родного языка и умение правильно произносить слова, легко усваивать его грамматические нормы. Они таят в себе большие возможности, дают детям определенный объем знаний и учат их владеть этими знаниями; развивают творческую активность, самостоятельность мышления; помогают в игровой форме решать умственные задачи, преодолевать при этом определенные трудности.

     Очень трудно бывает удержать внимание детей, пробудить интерес к содержанию занятия, процессу обучения в целом, добиться, чтобы усвоенный материал сохранился надолго в памяти и использовался в новых условиях.

     Результаты работы учителя-логопеда не всегда проявляются быстро. Однако, как показывает практический опыт, постепенно у детей появляется желание заниматься, потому что оказывается возможным выполнение разных видов упражнений, которые раньше были им не доступны.

     Учитывая повышенную утомляемость, неустойчивость внимания детей с нарушениями речи, необходимо в течение занятий менять виды наглядной деятельности.

«Язычок».

Цель: демонстрация точных движений артикуляционного аппарата; развитие мелкой моторики пальцев рук.

Пособие: муляж языка.

Ход игры: предложить выполнить упражнение «Чашечка»: поднять кверху широкий язык в форме чашечки, края языка прижаты к верхней губе. На муляже показать, как поднимаются кверху края языка и его широкий кончик. Язычок похож на лодочку.

«Солнышко».

Цель: создание игровой мотивации; показ точных движений органов артикуляционного аппарата.

Пособие: «Солнышко».

Ход игры: Ребята, посмотрите, сегодня на занятие к нам пришло солнышко. Солнышко просыпается – зарядкой занимается.  Зарядка для язычка очень трудна. Давайте вместе с солнышком сделаем зарядку для язычка.

Упражнение «Качели»: рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднимается к носу и опускается вниз к подбородку. Обратите внимание, как язычок у солнышка выполняет это сложное упражнение: нужно следить, чтобы язык не сужался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

«Обезьянка Алиса».

Цель: создание игровой мотивации; показ точных движений органов артикуляционного аппарата; отработка артикуляционных упражнений.

Пособие: обезьянка.

Ход игры: К нам на занятие пришла обезьянка Алиса. Она вместе с нами будет учиться выполнять упражнения для язычка. Алиса очень хочет научиться правильно говорить. Сегодня будем учиться выполнять упражнение «Горка».

«Горка»: рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Спинка языка выгибается, затем выравнивается. А теперь с Алисой выполним упражнение. Молодцы!

«Капитошка».

Цель: формирование интонационной выразительности; развитие силы и высоты голоса (в слоговых упражнениях).

Пособие: картина с изображением туч, Капитошки и капель дождя.

Ход игры: предложить детям поиграть с Капитошкой:(«Тучка роняет капельки по ним ак о лесенкам, любит прыгать наш Капитошка. Аегодня и слог СА тоже захотел попрыгать с Капитошкой.  Будем показывать, на какой капельке находится Капитошка, и произносить слог СА  то тихо, то усиливая голос. У нас получится замечательная песенка!»

«Ритмическое путешествие».

Цель: формирование ритмического рисунка в серии слогов для правильного восприятия интонационной выразительности, создающей предпосылки логического ударения, правильного членения фразы.

Пособие: картина с изображением пруда и лягушки.

Ход игры: предложить детям поиграть с лягушкой: «Лягушка любит прыгать по листам кувшинки – это у нее хорошо получается, при этом она что-то напевает. А поет лягушка разные песенки: ква-ква, ла-ла, СА-са-са, ши-ши-ши. Если листочки кувшинки расположены рядом, то звуки произносят подряд, а если на расстоянии, то нужно выдержать паузу. Давайте вместе с лягушкой попробуем попрыгать с песенкой по листам кувшинки.

«Звуковой полет»

Цели: формирование интонационной выразительности; развитие силы и высоты голоса (в звуковых и слоговых упражнениях).

Пособие: картина с изображением полянки с насекомыми.

Ход игры: предложить детям поиграть с пчелкой: «Пчелка на полянке собирает нектар, перелетая, с одного цветка на другой, и поет необычную песенку (дз-дз-дз). Вместе споем эту песенку. Воздух будем набирать через нос. Когда воздуха будет не хватать его нужно будет набрать через нос и продолжить упражнение. Сначала песенка поется тихо, затем громче».

Департамент социальной политики

Муниципальное учреждение «Детский сад № 7 «Кораблик».

   

«Практические приемы создания игровой мотивации на занятиях».

(консультация для педагогов).

Учитель-логопед: Спиридонова Е.В.



Предварительный просмотр:

«Использование логопедических игр,  как средства повышения мотивации детей,  в системе логокоррекционной работы»

Играть в логопедические игры весело и занимательно.

Дети соревнуются друг с другом. В результате возникшего интереса к играм поставленные звуки быстро закрепляются, речь становится грамматически правильной, а скучные и малоинтересные упражнения по словоизменению и звуковому анализу превращаются в увлекательное занятие.

Использование игр в системе логопедической работы позволяет снизить утомляемость и повысить эмоциональную заинтересованность ребенка.

«Звуковые цепочки»

(на примере игр для автоматизации звуков «Ш», «Ж»)

Цели:

  • Четкое изолированное произношение звуков «Ш», «Ж»;
  • Развитие навыков звукового анализа;
  • Обучение составлению и чтению прямых и обратных слогов;
  • Различение неречевых и речевых звуков;
  • Активизация психических процессов: восприятия, внимания, памяти;
  • Совершенствование зрительно-моторной координации и ориентировки в пространстве.

Ход игры.

В игре принимают участие двое детей. Они выбирают себе шапочки жука и гуся. На полу разложены вырезанные из бумаги листочки и цветочки. На них написаны буквы, обозначающие гласные звуки. По инструкции логопеда: «Солнышко поднимается, гусь и жук просыпаются», ребята двигаются по комнате, изображая жужжание жука: «жжж» и шипение гуся: «шшш…» По сигналу колокольчика дети останавливаются на листочках и цветочках, произнося по очереди слоги со своими звуками. Например, жук «летит и жужжит». Останавливаясь на цветочке с буквой «А», ребенок произносит слог «жа».

Гусь «идет и шипи». Останавливаясь на листочке с буквой «О», он произносит слог «шо». Игра продолжается до тех пор, пока не будут составлены все возможные слоги.

«Звуковая дорожка»

(на примере игры для автоматизации звука»С»)

Цели:

  • Автоматизация звука «С» в словах в различных позициях;
  • Развитие звукового анализа слов;
  • Формирование у ребенка навыков самоконтроля за речью;
  • Активизация психических процессов: восприятия, внимания, памяти;
  • Совершенствование зрительно-моторной координации и ориентировки в пространстве.

Ход игры.

В игре принимают участие 2-4 игрока. Дети выбирают первого игрока. Он кидает кубик и проходит по игровому полю столько клеточек подряд, сколько очков выпало на верхней грани кубика. При этом по ходу фишки называют предметы, изображенные на картинках. Это слова со звуком «С» в различных позициях. Затем ход передается следующему игроку. Выигрывает тот, кто первым дойдет до последней картинке на дорожке.

Игровой момент. На тропинке встретились 2 воробья: «Смотри, - сказал первый, - что это за странная зеленая палочка лежит? – Нет, это чей-то хвост! – ответил другой. – Ой, как интересно! Давай пройдем по нему до конца и узнаем, кто это! Вперед!» - так можно начать игру, чтобы узнать, что же представляет собой звуковая дорожка. В данном случае это гусеница.

«Чудесный мешочек».

Цели:

  • Автоматизация звуков, находящихся в словах в разных позициях;
  • Формирование у ребенка навыков самоконтроля за собственной речью;
  • Развитие звукового анализа слов;
  • Активизация психических процессов: восприятия, внимания, памяти;
  • Совершенствование зрительно-моторной координации и ориентировки в пространстве.

Ход игры.

Для игры необходимы: полотняный мешочек, 10-15 игрушек размером 2-3 см. их названия включают автоматизируемый звук (в начале, в середине или в конце слова), 3 схемы с обозначением в них места  звука. В игре принимают участие от 1-3-х игроков.

Л

Л

Л

В начале игры дети вместе с логопедом называют каждую игрушку, выделяя изучаемый  звук голосом. Например: «ложка», «колобок»… Все игрушки складываются в мешочек и перемешиваются. Ребятам предлагается на ощупь угадать игрушку. Затем, определив место звука в ее названии, ребенок кладет свою игрушку возле нужной схемы. Игра продолжается до тех пор, пока не будут угаданы все игрушки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что нужно знать ученикам и их родителям для успешной сдачи ЕГЭ.

Презентация с сайта Учительский портал. Автор: Лукяненко Элеонора АнатольевнаМесто работы: МОУ СОШ №256, г.Фокино Приморского края.http://www.uchportal.ru/load/120-1-0-16245   http://www.uc...

Что нужно знать о детях с нарушением слуха

Сборник статей содержит необходимую информацию для работы с детьми с нарушенным слухом....

Что нужно знать о кохлеарной имплантации

Презентация содержит ответы на самые волнующие вопросы о кохлеарной имплантации...

Внеклассное мероприятие “ Бояться не нужно, нужно знать ” (10 – 11 класс)

Аннотация к внеклассному мероприятию «Бояться не нужно, нужно знать»Мероприятие посвящено Дню борьбы со СПИДом 1 декабря.Цель:дать информацию о вирусе иммунодефицита человека, путях передачи инфекции ...

Внеклассное мероприятие “ Бояться не нужно, нужно знать ” (10 – 11 класс)

Аннотация к внеклассному мероприятию «Бояться не нужно, нужно знать»Мероприятие посвящено Дню борьбы со СПИДом 1 декабря.Цель:дать информацию о вирусе иммунодефицита человека, путях передачи инфекции ...

«Об этом с тревогой говорят родители …Наркомания. Что нужно о ней нужно знать?»

Почему. что заставляет наших детей пробовать наркотики. Почему все чаще мы слышим о суициде детей? Почему суицид за последние годы згначительно омолодился. Как помочь нашим детям и их родителям. Данно...

Квест - игра по профилактике ВИЧ и СПИДа "Бояться не нужно, нужно знать"

В ходе квест - игры воспитаннники смогут упорядочить и углубить свои знания о ВИЧ и СПИДе, познакомиться с нормами безопасного поведения....