Статья "Успешность в обучении. Отчего она зависит?"
консультация (5 класс) на тему
Статья содержит материалы для проведения родительского собрания в 5-7 классах по теме "Успешность в обучении".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rod._sobranie_word_6.docx | 19.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Успешность обучения. От чего она зависит?
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. Родители учащихся также заинтересованы в этом. Но иногда учителям и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, но нет желания». В данном случае у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.
В чём сущность потребности в знаниях? Как она возникает и развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся мотивации к получению знаний? Эти и похожие вопросы волнуют всех нас. Поиску ответов на них и посвящена наша встреча.
Учителя знают, что ученика нельзя успешно учить, если он равнодушно относится к знаниям, не испытывает интереса к учению, не осознаёт потребности в нем. К сожалению, в школе обычно работают методами внешних побуждений, и в качестве основной побудительной силы выступает отметка. Отметка - это определённая форма оценки. Оценка всегда есть и должна быть как можно более развернутой. Детям важно знать, как их школьные успехи оцениваются другими (учителями, родителями, сверстниками). Реалистическая оценка должна основываться на сравнении с предыдущими результатами, оценке прогресса, достигнутого ребёнком относительно его самого. Это избавляет школьника от отрицательных эмоций и страха потерпеть неудачу в конкурентной борьбе за «хорошую успеваемость».
Эффективность учебной деятельности школьника зависит как от генетических задатков, так и от знаний и навыков, приобретённых самим учеником. Успеваемость в первую очередь зависит от мотивации.
Благоприятными особенностями мотивации в этом возрасте являются:
- «потребность во взрослости» - нежелание считать себя ребёнком, стремление занять новую жизненную позицию по отношению к миру, другим людям, себе;
- особая восприимчивость подростка к усвоению норм поведения взрослого человека;
- общая активность, готовность включаться в различные виды деятельности, совместно со взрослыми и сверстниками;
- стремление подростка на основе мнения другого человека (сверстника, учителя) осознать себя как личность;
- стремление подростка к самостоятельности;
- увеличение широты и разнообразия интересов, сочетающееся с проявлением большей избирательности и дифференцированности;
- определенность и устойчивость интересов;
- развитие у ребёнка специальных способностей (музыкальных, литературных, творческих, технических, спортивных и пр. ).
Негативные характеристики учебной мотивации у подростков объясняются рядом причин:
- незрелость оценок подростком самого себя и других людей приводит к трудностям взаимоотношений с ними: подросток не принимает на веру мнение и оценки учителя, порой впадает в негативизм, конфликты с окружающими;
- стремление ко взрослости и нежелание прослыть отстающим среди сверстников вызывает внешнее безразличие к мнению учителя и отметкам, им выставляемым, порой браваду, несмотря на то, что реально подросток дорожит мнением взрослого;
- стремление подростка к самостоятельности вызывает у него отрицательное отношение к готовым знаниям, простым и лёгким вопросам, репродуктивно-воспроизводящим видам учебной деятельности;
- недостаточное понимание связи учебных предметов, изучаемых в школе, с возможностью использования их в будущем, снижает положительное отношение к обучению;
- избирательный интерес к одним учебным предметам снижает интерес к другим из-за неумения подростка совместить их, правильно организовать свою учебную работу;
- излишняя широта интересов может приводить к поверхности и разбросанности, новые внеклассные и внешкольные занятия составляют серьёзную конкуренцию учебной деятельности;
- неустойчивость интересов выражается в их смене, чередовании.
Однако мотивы положительной мотивации осознаются подростками лучше, чем мотивы отрицательного отношения. Большинство школьников 5-8 класса считают, что для них наиболее значимым является мотив овладения новыми знаниями. В подростковом возрасте продолжают формироваться и мотивы самообразования. Социальные мотивы
учения в подростковом возрасте всё более совершенствуются, у ребят обогащаются представления о нравственных ценностях, идеалах общества, оказывающих влияние на понимание смысла учения. Их развитие определяется стремление подростка занять новую позицию (позицию взрослого человека) в отношениях с окружающими, желанием понять другого человека и быть понятым, оценить себя сточки зрения другого человека.
Главное содержание мотивации в этом возрасте – научиться сотрудничать с другими людьми в ходе совместно осуществляемой учебной деятельности.
Мы выяснили причины обсуждаемой проблемы, и теперь давайте попытаемся найти её решение.
Вариант 1. Выведите ребёнка на разговор о том, что они изучают в школе. Скажите ему, что его нелюбимый предмет был вашим самым любимым. Попросите его показать в учебнике тему, которую он изучает в школе, сравните с тем, как её преподавали раньше (заодно вы поймёте, как он знает материал параграфа). Докажите личным примером, что решать трудные уравнения интересно, или просто наработайте определённую схему решений.
Вариант 2.
Заповеди доктора Добсона.
- Не унижайте своего ребёнка. Не используйте фразы «А ты лучше придумать не мог? У тебя вообще голова на плечах есть?» и пр.
- Не угрожайте: «Если ты ещё раз так сделаешь, ты у меня получишь!». Всякий раз, когда мы угрожаем ребёнку, мы учим его бояться и ненавидеть себя. Угрозы всегда относятся к будущему, а ребёнок живёт в настоящем, к тому же они совершенно бесполезны: от них поведение не улучшится и положительных результатов не прибавится.
- Не вымогайте обещаний. Обещания тоже относятся к будущему. Слово – это одно, а дело – совсем другое.
Вариант 3. У психологов есть понятие «тактильный голод». Это дефицит любви родителей. Прижмите, поцелуйте, потормошите своего ребёнка. Может быть, эти отношения послужат стимулом для решения проблем.
Вариант 4. Возьмите на заметку.
- Следите за тем, чтобы ребенок вовремя ложился спать. Невыспавшийся ученик – грустное зрелище на уроке.
- Читайте сами, пусть ребёнок видит, сто свободное время можно проводить не только у телевизора.
- Если у сына или дочери в школе конфликт, постарайтесь его устранить, но не обсуждайте с детьми все его подробности.
- Не говорите плохо о школе и не критикуйте учителей в присутствии детей.
- Учите ребёнка выражать мысли письменно: обменивайтесь записками, записывайте впечатления о каких-либо событиях.
- Принимайте по возможности участие в жизни класса и школы. Ребёнку будет это приятно.
В завершение нашей встречи мне бы хотелось воспользоваться высказыванием Жан Жака Руссо: «Дети должны делать то, что хотят, хотеть они должны того, что хочет педагог». Наша задача – организовать взаимодействие с детьми так, чтобы можно было решить обозначенные сегодня проблемы. А для этого нужно создать условия, от которых будет зависеть степень активности школьника в образовательном процессе. К ним относятся:
- личная заинтересованность ученика в получении знаний;
- уровень учебных умений и навыков учащихся;
- взаимоотношения, сложившиеся с конкретным педагогом, стиль общения учителя;
- характер взаимоотношений, принятых в конкретном ученическом коллективе;
- отношение родителей или других значимых лиц к самому процессу получения знаний в целом и к отдельным предметам в частности;
- стиль общения между педагогами, стиль преподавания, принятый в данной школе;
- социальная ориентация общественного мнения в необходимости той или иной учебной дисциплины.
Уважаемые родители! Контролируя выполнение домашнего задания, проявляйте терпимость и уважение к личности своего ребенка!
- 1. Не сравнивайте его умения с умениями других учащихся.
- 2. Не кричите.
- 3. Создавайте условия для успешного выполнения ребенком домашних заданий.
- 4. Не пытайтесь выполнить за своего сына или дочь домашние задания, это сослужит им плохую службу.
- 5. Поощряйте упорство и проявление характера в достижении цели.
- б. Требуйте от своего ребенка внимательного прочтения инструкций по выполнению учебных заданий, формулировки вопросов.
- 7. Учите его детальному изучению содержания материалов учебника его справочных материалов, правил и инструкций.
- 8. Развивайте его внимание и внимательность при выполнении домашних заданий.
- 9. Хвалите ребенка за своевременное и качественное выполнение домашних заданий.
- 10. Демонстрируйте его достижения перед другими членами семьи.
- 11. Для того чтобы облегчить своему ребенку выполнение домашних заданий, покупайте ему энциклопедии, словари и справочные пособия по разным предметам.
- 12. Формируйте привычку доводить начатое дело до конца, даже если придется чем-то жертвовать.
- 13. Если вы считаете, что ваш ребенок испытывает перегрузку по какому- либо из учебных предметов, обратитесь за разъяснением и помощью к учителю-предметнику или завучу.
- 14. Покупайте своему ребенку логические игры, способствующие формированию усидчивости, терпения и ответственности.
- 15. Не отмахивайтесь от вопросов ребенка. Этим вы усугубляете проблемы, связанные с подготовкой домашних заданий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по технологии Е.Н.Ильина "Отчего люди не летают?"
Островский "Гроза" - материал не очень интересный для современных детей. Как сделать его более доступным?...
Отчего зависит успех на ЕГЭ
Отчего зависит успех на ЕГЭСоздание условий для успешной сдачи ЕГЭ — одна из важнейших задач педагогического коллектива нашей школы. Для ее реализации требуется: развитое взаимодействие всех участник...
Мордовия, край мой отчий!
Краткое описание про мордовскую жизнь....
Всему начало отчий дом.
Сценарий классного родительского собрания...
"Тепло отчего дома"
Материал может быть использован при подготовке ко Дню Матери для учащихся 5-6 классов...
Разработка брейн-ринга "Знатоки отчего края"
Разработка брейн-ринга "Знатоки отчего края" для 7 -х классов...
Успешность обучения. Отчего она зависит?
родительское собрание...