"Тепло семьи"
методическая разработка (7 класс) по теме

Мастеркласс.Работа с родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teplo_semi.docx19.18 КБ
Office presentation icon teplo_semi.ppt2.93 МБ

Предварительный просмотр:

«Тепло семьи».

Проходило родительское собрание таким образом:

Начинала я с чаепития, чтобы разрядить обстановку, расположить уставших после работы мам и пап к общению, установить психологический контакт.

Далее в непринужденной обстановке я стала задавать родителям вопросы: что значит, в вашем понимании – Тепло семьи? Что включает в себя это понятие?

Родители предлагали свои варианты (атмосфера, взаимоотношения между родителями и детьми…и.д. ЛЮБОВЬ)

Любовь родителей  необходима ребенку как воздух.  Душа ребенка – это полная чаша. У каждого из родителя  лежало сердечко, вырезанное из цветной бумаги, они написали  3 положительные качества своего ребенка и поместили сердечко в чашу (заранее мною приготовленную).

Я продемонстрировала родителям, какая яркая, красивая душа у ребенка! А чтобы эта чаша не расплескалась, не разбилась, а стала еще богаче, семья, в которой живёт Ваш ребёнок, должна быть одним из тех мест, где ребёнок может почувствовать себя личностью, получить подтверждение своей значимости и уникальности. Семья это то место, где ребенка поддерживают, где он чувствует себя нужным и любимым.

Далее я предложила родителям разыграть ситуацию, которая называется «Статуя ребенка», с тем,  чтобы воочию убедиться, насколько ребенку важна любовь и поддержка со стороны родителей.   

 Родитель  «ребенок» выбирает себе среди присутствующих любого человека, в котором он увидит поддержку. Затем я прошу встать поддерживающего за спиной « ребенка», приложить руки к его спине и ни в коем случае не отпускать их во время всей игры.   Во время игры я выделяю фразы (карточки), которые нужно будет говорить «ребенку» при моем напоминании.

Вы -  моя маленькая дочь, первоклассница. Мы с Вами спешим в школу, нам надо успеть на автобус. А ты очень энергичный ребенок, очень любознательный, задающий кучу вопросов, даже в тот момент, когда мы вприпрыжку идем к автобусу. Я беру тебя за руку, и мы побежали.

«Мама, а что там такое, посмотри!» -  говоришь ты.

«Некогда, смотри под ноги, вечно спотыкаешься! Что ты крутишь головой? Смотри на дорогу. Перестань глазеть» -  я тебе отвечаю.

    И в этот момент, как только я произношу подобную фразу, ребенок может воспринять ее буквально -  он закрывает глаза, как приказала мама. (Я достаю шарфик и завязываю дочери глаза.) И мы дальше спешим в школу. Забегаем в автобус, и я встречаю там свою подругу, начинаю с ней обсуждать прошедший день. Дочь внимательно слушает, а потом говорит:

 «Мама, мама, ты слышала, как пропела птичка?» «Ты что вмешиваешься во взрослый разговор? И вообще, ты чего уши развесила, как не стыдно подслушивать! Закрой быстро свои уши!»

(После этой фразы я завязываю девочке уши шарфиком.) Мы выходим из автобуса, распрощавшись с моей подругой, и бежим по дороге. При этом я постоянно поглядываю на часы, чтобы не опоздать.

«Ой, какой сегодня день, будет здорово! Мам, меня Маша ждет, я ей пообещала принести ластик, тот, что...»

«Отстань! Ты что разболталась, некогда сейчас, мы опаздываем. Да можешь ты, в конце концов, помолчать! Быстро рот закрой!»

(Я завязываю рот еще одним шарфиком.) Хватаю ребенка за руку, и мы двигаемся дальше. Девочка уже молчит, но начинает поднимать на ходу какую-то веточку. Я бью ее по рукам и говорю, какая она непослушная:

«Что у тебя за руки, что ты их все время куда-то суешь, не можешь без этого! Выброси, я тебе сказала! Убери руки!»

(Завязываю руки шарфиком.)

Спрашиваю родителя - «ребенка», какие чувства он испытал при разыгрывании ситуации? А поддержку оказывал человек, который стоял сзади все это время. Очень часто в жизни это бывает посторонний человек. И хорошо, что он оказывается рядом в нужный момент. А каково тому ребенку, у которого даже такой поддержки нет? Вот в такое состояние мы вгоняем своего родного мальчика или девочку и при этом преследуем благородные цели воспитания. Ребенку невыносимо слышать такие слова от родных папы и мамы. Ребенку просто необходимо поддержка близких, ему очень важно чувствовать себя в своей семье любимым и нужным.

Конечно,  каждая семья сама решает, как воспитывать своего ребенка. Единого мнения в этом вопросе нет. Каждый взрослый может сыграть огромную роль в жизни ребенка – созидательную или разрушительную.

Давайте рассмотрим несколько стилей воспитания ребенка, которые негативно влияют на его психику.

1) «Кумир семьи», 2) «Гиперопека»,  3) «Гипоопека»,  4) «Ежовые рукавицы», 5) «Повышенная моральная ответственность», 6) «В культе болезни.

1. «Кумир семьи».

Ø  Ребенок обожаем, любим

Ø  Любая прихоть ребенка – закон

Ø  Восторгаются им, ежеминутно находят в ребенке «таланты»

Ø  Растет капризным, своевольным эгоистом

Ø  Освобожден от всех обязанностей

2. «Гиперопека».

Ø  Ребенок лишен самостоятельности, следует советам взрослых

Ø  Родители диктуют каждый шаг ребенку и контролируют во всем

Ø  Возносят ребенка до небес, «готовят» вундеркинда

Ø  Ребенок загружен до предела, хочет оправдать надежды родителей

Ø  Растет безвольным, трудности в общении

3. «Гипоопека».

Ø  Ребенок предоставлен сам себе

Ø  Ощущает себя ненужным, лишним, нелюбимым

Ø  Временами вспоминают, что он есть и уделяют минимум внимания

Ø  Вынужден сам думать о себе, завидуя всем детям

4. «Ежовые рукавицы».

Ø  Ребенку диктуют, приказывают, на нем срываются и разряжаются

Ø  Внушают лишь подчинение

Ø  Ребенок не знает, ласки и тепла, беспрекословно подчиняясь

Ø  Вырастает эмоционально неотзывчивым, суровым к близким, с часто с бурными реакциями протеста

5. «Воспитание по типу повышенной моральной ответственности».

Ø  На плечи ребенка возлагается огромная  ответственность, обычно непосильная для его возраста

Ø  Свои не оправдавшиеся надежды, мечтают реализовать в детях

Ø  Ребенку поручают заботиться о младших в доме или о престарелых

6. «Воспитание «в культе болезни».

Ø  Когда ребенок болеет достаточно серьезным  хроническим заболеванием

Ø  Боясь, что ребенок заболеет, трясутся над ним, предупреждая все его желания

Ø  Пользуется создавшимся положением и злоупотребляет им

Ø  Ребенок хочет, чтобы исполнялись все его желания, заботились о нем

Ø  Такой ребенок - маленький тиранчик, он притворяется, придумывает новую болезнь, чтобы добиться всего

Ø  Ждет сочувствия и сострадания от всех

Ø  С трудом приспосабливается к действительности

Я предложила родителям разбиться на несколько команд. Им была дана ситуация (например, ребенок принес из школы 2) Каждая команда будет олицетворять определенный тип воспитания (гиперопека, ежовые рукавицы и т.д.). Нужно будет разыграть ситуацию – родитель – ребенок. Показать реакцию родителя ,исходя из придерживаемого стиля воспитания.

 А вы задумайтесь, какой из этих типов используется Вами. Задумайтесь и постарайтесь скорее внести коррективы в свой стиль общения с ребёнком.

Советы психологов.

Главное средство воспитания – это пример родителей, их деятельность, это заинтересованное участие ребенка в жизни семьи, в ее заботах, радостях.

Сделайте жизнь ребенка интересной и много образной

Уделяйте ему больше свободного времени

Воодушевите ребенка на рассказ о своих школьных и личных делах

Эффективным способом сплочении семьи, установлением дружеских взаимоотношений является проведение совместного досуга.

Туристические походы в лес, горы, плавание, лыжи, рыбалка.

Важно не место, где проводишь время со своим ребенком, а впечатление от совместно пережитых испытаний

Именно в таких  ситуациях ребенок учиться доверять Вам  свою жизнь, тайны, делится секретами, своими успехами

Укрепляйте в ребенке уверенность в собственных силах

Слушая ребенка следите за его мимикой и жестами, анализируйте  их

Разговаривайте  друг с другом, если общения не происходит, вы отдаляетесь друг от друга

Не старайтесь спрятать ребенка от трудностей.

Обсуждайте с детьми свою жизнь, считайтесь с их мнением в решении семейных проблем

Дети должны чувствовать ответственность за все, что они совершают в жизни.

Рефлексия

В конце родительского собрания я предложила родителям нарисовать плакат с названием «Тепло семьи» и написать, нарисовать и обозначить на нем, что же они включают в это понятие.

Все задачи, поставленные перед проведением родительского собрания, были решены:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Тепло семьи» РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

Слайд 2

РЕБЁНОК ЖДЁТ ОТ РОДИТЕЛЕЙ: ЛЮБВИ ТЕПЛА ОДОБРЕНИЯ ЗАБОТЫ ПОДДЕРЖКИ ПОХВАЛЫ ПОНИМАНИЯ НЕЖНОСТИ УЛЫБКИ

Слайд 3

В детстве закладываются основы, создаются предпосылки гармоничной личности

Слайд 4

"Любя своих детей, учите их любить Вас, не научите - будете плакать на старости лет - вот, по моему, одна из самых мудрых истин материнства и отцовства." В. А. Сухомлинский

Слайд 5

ФУНКЦИИ РОДИТЕЛЕЙ - Создание оптимальных условий для роста и развития ребенка - Обеспечение безопасности - Обеспечение адаптации к жизни - Воспитание ребенка

Слайд 6

СТРЕЛЫ ВОСПИТАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ Внушают спасительные правила Оценивают действия ребенка Идут на компромисс Назойливо делятся опытом Подавляют его инициативу Диктуют Управляют Отвергают ребенка Следят за выполнением норм и правил поведения Убивают веру в себя Принимают ответственные решения за ребенка Убивают веру в себя Лишают уникальности ребенка «Казнят» и «милуют» Поставляют «+» и «-» эмоции Судят Подчеркивают зависимость

Слайд 7

«КУМИР СЕМЬИ» Ребенок обожаем, любим Любая прихоть ребенка – закон Восторгаются им, ежеминутно находят в ребенке «таланты» Растет капризным, своевольным эгоистом Освобожден от всех обязанностей

Слайд 8

«ГИПЕРОПЕКА» Ребенок лишен самостоятельности, следует советам взрослых Родители диктуют каждый шаг ребенку и контролируют во всем Возносят ребенка до небес, «готовят» вундеркинда Ребенок загружен до предела, хочет оправдать надежды родителей Растет безвольным, трудности в общении

Слайд 9

«ГИПООПЕКА» Ребенок предоставлен сам себе Ощущает себя ненужным, лишним, нелюбимым Временами вспоминают, что он есть и уделяют минимум внимания Вынужден сам думать о себе, завидуя всем детям

Слайд 10

«В КУЛЬТЕ БОЛЕЗНИ» Когда ребенок болеет достаточно серьезным хроническим заболеванием Боясь, что ребенок заболеет, трясутся над ним, предупреждая все его желания Пользуется создавшимся положением и злоупотребляет им Ребенок хочет, чтобы исполнялись все его желания, заботились о нем Такой ребенок- маленький тиранчик, он притворяется, придумывает новую болезнь, чтобы добиться всего Ждет сочувствия и сострадания от всех С трудом приспосабливается к действительности

Слайд 11

«ПОВЫШЕННАЯ МОРАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ» На плечи ребенка возлагается огромная ответственность, обычно непосильная для его возраста Свои неоправдавшиеся надежды, мечтают реализовать в детях Ребенку поручают заботиться о младших в доме или о престарелых

Слайд 12

«ЕЖОВЫЕ РУКАВИЦЫ» Ребенку диктуют, приказывают, на нем срываются и разряжаются Внушают лишь подчинение Ребенок не знает ласки и тепла, беспрекословно подчиняясь Вырастает эмоционально неотзывчивым, суровым к близким, с часто с бурными реакциями протеста

Слайд 13

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА рекомендации для родителей

Слайд 14

Главное средство воспитания – это пример родителей, их деятельность, это заинтересованное участие ребенка в жизни семьи, в ее заботах, радостях. СОВЕТ 1

Слайд 15

Сделайте жизнь ребенка интересной и много образной Уделяйте ему больше свободного времени Воодушевите ребенка на рассказ о своих школьных и личных делах СОВЕТ 2

Слайд 16

СОВЕТ 3 Эффективным способом сплочении семьи, установлением дружеских взаимоотношений является проведение совместного досуга. Туристические походы в лес, горы, плавание, лыжи Важно не место, где проводишь время со своим ребенком, а впечатление от совместно пережитых испытаний Именно в таких ситуациях ребенок учиться доверять Вам свою жизнь, тайны, делится секретами, своими успехами

Слайд 17

СОВЕТ 4 Укрепляйте в ребенке уверенность в собственных силах Слушая ребенка следите за его мимикой и жестами, анализируйте их Разговаривайте друг с другом, если общения не происходит, вы отдаляетесь друг от друга

Слайд 18

СОВЕТ 5 Не старайтесь спрятать ребенка от трудностей Обсуждайте с детьми свою жизнь, считайтесь с их мнением в решении семейных проблем Дети должны чувствовать ответственность за все, что они совершают в жизни

Слайд 19

Принятие ребёнка Принять – значит любить не за отметку или убранную кровать, а за сам факт его существования в этом мире. Принятие, зависящее от поступков, это принятие условное, имеющее игровой подтекст. Игровое принятие имеет искусственный привкус, в основе которого безразличие и обман.

Слайд 20

ПРИЗНАНИЕ Формирует у детей чувство собственной значимости и необходимости в своей семье. Признавая собственного ребёнка, многие рисуют идеализированный образ , который складывается из желаемого и далёк от реальной действительности. Как только представления расходятся с действительностью, то появляется проблема в общении между родителями и детьми. Если ребёнок хорош, значит любим, признан, принят. Если нет, это приводит к раздражению. Признание предполагает одобрение. Похвалу, положительную реакцию семьи на любое незначительное усилие со стороны ребёнка Признание не может быть эпизодическим.

Слайд 21

ЛЮБОВЬ Детям нужно , чтобы их обнимали и целовали не менее 4-5 раз в день. Любовь необходима , чтобы ребёнок мог адекватно реагировать на те требования , которые к нему предъявляют в семье. Если требования предъявляются , но любви ребёнок не ощущает , эти требования останутся невыполнимыми. Родительская любовь должна искать в своём ребёнке достоинства , Недостатки , как правило, всегда на поверхности.

Слайд 22

ДОСТУПНОСТЬ В любую минуту найти в себе силы отложить все свои дела, свою работу. Чтобы пообщаться с ребёнком. Нельзя отмахиваться. Нельзя списывать на занятость. Нельзя переносить на потом. Ребёнок начинает искать истину в подворотне, причина - родительская недоступность и неприкосновенность.

Слайд 23

Ответственность Если по какой-то причине этого не произошло, находят в себе смелость признать своё неумение сдержать обещание и пытаются исправить собственные ошибки. Очень часто родители берут ответственность за все поступки и проступки на себя , что обрекает их на неудачи в воспитании. Ребёнок должен сам извиняться . Он должен пережить стыд, а порой и унижение для того, чтобы такого больше не совершать . Воспитывать ответственность- это, значит, использовать метод ограничение . Мудрость ответственности родителей в том, что они выполняют всегда то, что обещают . Необходимо говорить ребёнку «нет». Умение говорить «нет»- это обоюдное решение.

Слайд 24

ЗАДАЙТЕ СЕБЕ ВОПРОСЫ: «КАКОЙ ТИП ВОСПИТАНИЯ ПРЕОБЛАДАЕТ В ВАШЕЙ СЕМЬЕ?» «ЧТО ВЫ МОЖЕТЕ ИЗМЕНИТЬ В ВОСПИТАНИИ СВОЕГО РЕБЕНКА» КАК СОВЕРШАЕТСЯ ПРОЦЕСС ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ РАССМОТРЕЛИ ПОД СВОИМ УГЛОМ ХОРОШО РЕБЕНКУ РЯДОМ С ВАМИ УЗНАЛИ МНОГО НОВОГО И ВАЖНОГО воспитание как целенаправленный процесс способно влиять на стихийный процесс социализации подрастающего поколения при определенных условиях: Заглянув в мир ребенка , мы приоткрыли двери, чтобы посмотреть Таким образом,

Слайд 39

Здоровья Вам и удачи в воспитании Ваших детей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Тепло семьи"

Мастеркласс.Работа с родителями....

"Тепло семьи"

Мастеркласс.Работа с родителями....

"Тепло семьи"

Мастеркласс.Работа с родителями....

"Теплая зима-готовь семена"

Спортивно-познавательная игра-эстафета для 3-9 классов...

Статья. Семья - тепло – счастье.

Семья - тепло – счастье....

Праздничное мероприятие "Приемная семья - теплый дом"

Праздник для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с приглашением замещающих родителей...

Праздник семьи "Тепло домашнего очага"

Внеклассное мероприятие для семей с опекаемыми детьми....