в помощь классному руководителю
материал по теме
Подробные разработки родительских собраний с 5-9 классы, анкеты, темы для собрания...
Скачать:
Предварительный просмотр:
Материал к родительским собраниям
и консультациям
В о п р о с ы д л я б е с е д ы с родителями при подготовке к родительскому собранию «Анализ учебных возможностей ребят, причины их неуспеваемости».
1. По каким предметам чаще всего обращается сын или дочь к вам за помощью, и можете ли вы ему помочь?
2. Каков характер затруднений, испытываемых им при выполнении домашних заданий?
– Имеет физические пробелы в знаниях по предыдущим темам.
– Не концентрирует внимание на усвоении главных идей темы и правил.
– Знает правила, но не умеет применять их при решении задач.
– Механически подгоняет решение под ответ или трафаретно применяет порядок решения предыдущих задач.
– Не обладает усидчивостью, настойчивостью при выполнении заданий, спешит обратиться за помощью.
– Слабо владеет навыками учебного труда (чтение, письмо, зарисовки, счет, работа с книгой, рациональное заучивание).
– Не знает требований к оформлению домашних заданий.
3. Сколько времени занят ваш ребенок выполнением домашнего задания?
4. Каким образом вы ему помогаете выполнять задания?
– Усиливаете требовательность к нему, проверяете качество работы.
– Ориентируете на твердое запоминание правил путем многократного их повторения.
– Заставляете повторять содержание темы, необходимой для решения задачи.
– В наиболее трудных местах подсказываете порядок решения.
– Добиваетесь того, чтобы ученик нашел ошибку в решении, или сами указываете ему на эту ошибку.
– Помогаете вникнуть в смысл задачи путем сравнений, наглядных примеров.
5. Приходится ли вам регулярно заставлять сына или дочь выполнять домашние задания, или он сам приступает к их выполнению?
6. Каким образом стимулируете успешную учебу?
7. Какую помощь со стороны учителей необходимо оказать вашему ребенку для улучшения его успеваемости?
С и т у а ц и и для совместного обсуждения и решения педагога с родителями.
• Родители долго думали, что подарить дочери к окончанию учебного года в качестве поощрения за хорошую учебу. Купили книгу, которая нужна по программе, и альбом для летних фотографий. Получив подарок, девочка была возмущена: «Я думала, что вы мне что-нибудь другое купите! Вот Лене родители велосипед купили!»
• Родители постоянно ставили мальчика за все провинности в угол. Однажды он сказал своему отцу: «Еще раз поставишь в угол, убегу к бабушке. С вами жить не буду».
• В семье родился маленький ребенок, старший ребенок резко изменился: стал плаксивым, все чаще и чаще начал проявлять агрессивность по отношению к родителям, маленький ребенок тоже стал предметом агрессии. В очередной раз, когда мама попросила посидеть с малышом, ребенок ответил: «Я в няньки не нанимался». Родители были возмущены поступком сына, последовало наказание за эту провинность.
• В этой семье в конце недели дети отчитывались по результатам учебы за неделю. Если результаты были, по мнению родителей, хорошими, то дети получали поощрение в виде карманных денег. Если родителей учебные результаты детей не устраивали, они должны были выполнять трудовую повинность по дому и на даче: делать полную уборку, поливать огород и т. д. Работу можно было найти всегда, и дети старались учиться так, чтобы избежать любым способом наказания трудом.
• В семье растет девочка. Мама с большим трудом заставляет дочку помогать ей по дому. Девочка аргументирует свое нежелание что-то делать тем, что в доме есть бабушка. Бабушка с охотой выполняет все за внучку и даже обижается, если мама дает поручение дочери, а не ей.
• Мама с восторгом рассказывает о том, что ее дочка помогает ей присматривать за малышом, может это делать часами. Соседки просят поделиться секретом воспитания такого внимания старшего ребенка к младшему. На что мама отвечает: «А мы с мужем решили платить ей за каждый час, проведенный с малышом. Это ведь лучше, чем платить чужому».
• Пятилетний малыш с трудом тащит мусорное ведро. Соседи осуждают родителей: «Такой маленький, а уже работает. Сами родители сидят дома, могли бы не гонять маленького ребенка, не заставлять надрываться».
• Ребенка дразнят, обзывают обидными прозвищами и во дворе, и в школе. Он отказывается идти в школу. Родители идут к детям разбираться. На некоторое время все успокаивается, а затем издевательство повторяется и становится еще более изощренным.
• Всем классом дети выехали на природу. Они играли, пели песни, обсуждали дела класса, строили планы на будущий год. Наконец наступило время еды. Все ребята расположились на поляне, разложили еду. Две девочки встали и отошли от класса, укрылись в тени деревьев и стали кушать вдвоем. На приглашение учителя принять участие в общей еде ответили отказом…
• На контрольной работе мальчик добросовестно заглядывал в тетрадь через плечо своему соседу. Учитель это видел, но не одергивал списывающего ученика. Результатом контрольной работы стала двойка. Ученик же, у которого мальчик списывал, получил пять. Ребенок, который списывал, сравнил свою работу с работой одноклассника и заявил, что ему учитель несправедливо ставит отметку.
• На остановке стоит семья. Подъезжает автобус, родители спешат подойти поближе к транспорту. В это время подходит старушка и спрашивает, как ей попасть на какую-то улицу. Мальчик начинает ей объяснять, родители нетерпеливо его зовут, он продолжает объяснять. В это время автобус уходит, и родители начинают вдвоем ругать сына.
• Ребенок приводит в дом своих друзей, но родители бесцеремонно выставляют их за дверь. Когда ребенок начинает выяснять, почему они это сделали, родители заявляют, что в дом нужно приводить только тех детей, которых они считают ему ровней для дружбы.
• Ребенок замечен во многих неблаговидных поступках. Об этом родителям говорят и взрослые и дети. Родители отвергают все обвинения в адрес своего ребенка. Когда удается доказать правдивость всех фактов, родители начинают обвинять школу, учителей, друзей ребенка.
• Родители ссорятся. Яблоком раздора стал сын. Отец считает, что он вполне вырос для того, чтобы помочь отцу в строительстве дачи. Мама считает, что ребенок слишком мал для такой работы и категорически против участия сына в таких делах.
• В семье растет три сына. Отцом в доме заведена такая традиция: в субботу у мамы – выходной. Она может делать то, что считает полезным для себя. Мужчины разделили между собой все обязанности по дому. Старших сыновей это иногда злит.
• Настроение ребенка сменилось угрюмостью и нежеланием идти в школу. Спустя какое-то время родители узнали, что по дороге в школу взрослые мальчишки забирают у него деньги, которые родители дают на завтраки.
• Случайно родители обнаружили на теле девочки синяки. Долго родители выясняли причину их происхождения. Услышанное повергло их в шок. Подростки несколько раз загоняли ее и других девочек в подвал соседнего дома и подвергали их оральному сексу. За сопротивление били и приказывали молчать, грозя рассказать все родителям девочек.
• Мальчик спешил в школу. Школа находилась недалеко от дома, поэтому родители его не провожали. В этот раз он вышел из дома несколько позже и немного опаздывал. Рядом с ним остановилась машина и человек, сидевший за рулем, предложил подвести его до школы. Соблазн был велик, очень уж хотелось поехать на красивой машине. Поездка обернулась трагедией.
• Ребенок стал жертвой сексуального насилия. Его жизнь в собственном доме стала кошмаром. Ребята во дворе, соседи начинали многозначительно на него смотреть и шушукаться. Семья перестала жить той жизнью, которой жила до недавнего времени. Родители испытывали огромное чувство стыда за то, что произошло с их ребенком, и невольно укоряли его за это.
• «Вы Машу не спрашивайте по чтению», – хором заявили мне дети. – «Она у нас не умеет читать».
– Да, не умею, – убежденно подтвердила Маша. – Со мной и мама дома занимается и бабушка, а я все равно никак не научусь.
В чем причина Машиного «неумения» читать? Как бороться с внушаемым неумением? Какие приемы помогут ребенку поверить в себя?
• В нашей семье мы часто дарим детям книги. Обязательно подписываем их: «Сереже в первый день ученья. Пусть путь к знаниям, овладение науками будет для тебя радостным и желанным». Такие книги-подарки передаются из поколения в поколение. Что дает такая традиция? Считаете ли вы, что детям надо обязательно дарить книги?
• На прогулке шестилетний Максим увидел красивую бабочку с оранжевыми крылышками. Мама не знала, как она называется, но предложила сыну внимательно рассмотреть и запомнить внешний вид бабочки, чтобы дома посмотреть в книге и узнать ее название. Понаблюдав за бабочкой, Максим обнаружил, что на крыльях у нее много черных точек. Дома мама достала книгу, и они вместе долго рассматривали изображенных в ней бабочек. Наконец нашли такую, которой заинтересовался Максим. Она называлась «многоглазка огненная». Мама спросила: «Ты понял, почему она называется огненная? Правильно, за оранжевый цвет крыльев. А почему многоглазка, как ты думаешь?» Максим высказал свое предположение: «Наверное, за черные точки, они похожи на глазки».
Как вы относитесь к такому стилю общения взрослого и ребенка? Что вы воспитываете, обращаясь вместе с ребенком к книгам за ответом на возникший вопрос?
• У Тани есть подружка Света. Свете купили красивую кофточку. Тане хочется такую же. Мама говорит о том, что можно купить что-нибудь другое. Но Таня обижается, злится на маму.
• Коля давно хотел попросить у Сережи альбом с марками, но Сережины родители запрещали что-нибудь из домашних предметов давать кому-нибудь другому. Сереже не нравится то, что родители против того, чтобы он дал альбом другу.
• Саша пригласил друзей на день рождения. Ребята вели себя плохо. Родители решили…
• Третьеклассница Надя взялась подметать дома пол. Но у нее нет сноровки: метет пол медленно, оставляет местами сор. Мать начинает нервничать, делает дочери бесконечные замечания повышенным тоном. Нервозность передается Наде. Она начинает мести еще хуже. Мать отбирает у дочери веник и заканчивает уборку, ворча: «Лучше самой сделать, чем от тебя ждать помощи».
В чем состоял педагогический просчет матери? Как вы поступаете в подобных обстоятельствах?
• Сын часто помогал маме на кухне: мыл посуду, нарезал хлеб. Однажды отец увидел, как сын моет посуду, сказал: «Что это ты занимаешься женской работой?». С тех пор сын перестал помогать маме. Как вы оцениваете действия отца? Следует ли мальчиков приобщать к женскому труду?
• Мать рассказывает, что укладывая десятилетнюю девочку спать, всегда читает ей несколько страничек из книжки. Так заведено. И девочка целый день ждет этой минуты. Согласны ли вы с тем, что такой большой девочке надо читать вслух? Чем руководствуется мама, читая выросшему ребенку вслух? Что дает такое совместное чтиво детей и родителей?
• В доме собрались ребята, друзья вашего ребенка. Как можно организовать их, чем занять?
• Вам необходима помощь ребенка, а он занят каким-то интересным для него делом. Как поступить?
• Ваш ребенок сообщает вам, что за его неуспеваемость по некоторым предметам вас вызывают в школу. Что вы скажете вашему ребенку?
• Ваш ребенок по вечерам играет в карты, стал курить. Об этом вы узнаете от соседей. Ваши действия?
• У ребенка появились карманные деньги, которые вы ему не давали. От учителя вы узнаете, что ваш ребенок отнимает деньги у маленьких. Считаете ли вы это поводом для беспокойства?
• Прогулка по лесу дарит возможность увидеть множество полевых цветов, порою очень редких. Вам повстречались синеглазые колокольчики. Их так много, что луг будто тихонечко звенит от их покачивающихся головок. Рука ребенка тянется сорвать цветок, другой. Каким будет ваше слово?
• Мальчик поздно возвращается домой, родители, заждавшись, налетают на него с упреками и криками, не давая ему высказаться. Мальчик уходит спать, так и не объяснив ничего родителям. Позже раздается телефонный звонок, и родители узнают, что их ребенок задержался по очень уважительной причине. Реальная ситуация? В чем сложность данной ситуации?
• Девочка обращается к матери с вопросами, которые ее интересуют. Мать, хотя и не отказывается отвечать на них, но постоянно поглядывает в интересную книжку, которую читала до ее прихода. Не вникая в проблемы дочери, считая их надуманными, мама отправляет девочку играть с младшей сестрой, хотя у девочки проблемы со сверстниками.
• Девочки идут из школы и обсуждают, что будут делать дома. Одна из них говорит: «Мама только что приехала, сейчас сообщу ей новости за три дня, пока она отсутствовала». Но как только девочка входит домой, мама быстро спрашивает об оценках, ругает за неряшливый вид и отправляет делать уроки, ссылаясь на усталость.
• Мама говорит: «Моя дочка ходит в музыкальную школу, хорошо учится. Дома я ее избавляю от всех хлопот, а тут ей, видите ли, надо сходить к подруге, объяснить задание! Ваше мнение?
• Моя дочка хорошо учится, почти отличница. А в домашней жизни ничего не умеет и не любит делать. Как заинтересовать ее домашними делами? Ваше мнение?
• Дочь пришла из школы и обращается к маме: «Мама, я хочу рассказать что-то важное …». Мама: «Отстань от меня. Мне не до тебя, очень болит голова». Как бы вы ответили и что бы сделали на месте мамы?
• Дочь просит купить дорогое платье. А у вас нет денег. Что вы скажете дочери?
• Дочка должна после ужина помыть посуду, но вместо этого смотрит телевизор. Что вы скажете ей?
• Вы просите дочку сходить в магазин за покупками. Она отказывается, так как в это время слушает музыку. Как поступить?
• Дочь хочет на день рождения пригласить подружек, а в ваших планах – рабочая поездка на дачу. Что делать?
• Во время перемены у ребенка пропали наручные часы, которые он оставил в классе на парте. Ребенок пожаловался учительнице. Та сразу же попросила всех «поискать». Часы нашлись на удивление быстро – в парте у одного мальчика. Он, перепуганный, твердит, что часов не брал. Дети и учительница верят в это с трудом. После уроков в школу пришла мама мальчика, которой сын все рассказал, уверяя, что он не виноват. Женщина и сама не верит, что сын – воришка, это на него абсолютно не похоже. Может, часы ему подбросил настоящий вор? Как быть?
• За одной партой сидят мальчик – «крутой рокер» и девочка – фанатка попсы. Увидев портрет Бритни Спирс на тетради соседки, рокер выхватывает тетрадку и швыряет на пол со словами: «Спирс – г…». «От г…. слышу», – огрызнулась девочка, поднимая тетрадь с пола. Вмешаться ли?
• После уроков в классе остались только дежурные. Заглянув в класс, учительница видит, что уборкой и не пахнет, а дежурные сидят на подоконнике у открытого окна и ловят скомканную бумажку на ниточке, которую кто-то спускает им с верхнего этажа. Выясняется, что это – освоение нового средства связи перед надвигавшейся в параллельных классах контрольной. Что делать?
• Шестой класс оставлен после уроков для уборки школы. Проверяя работу, учитель видит на каждом этаже одно и то же: один-два человека подметают, а остальные ничего не делают. Выяснилось, что ребята не прочь поработать, но нет веников, тряпок, ведер – нет почти ничего. Какая же тут работа? Что делать?
• На уроке труда девочка ничего не хочет делать: ни готовить, ни шить. Учительница внушает ей, что все это пригодится ей в будущем. Девочка твердо отвечает: «Я выйду замуж по расчету и только за богатого. Ничего такого мне делать не придется». Что ответить?
• В классе завелся «воришка». «Вычислив» его, учительница вызывает ребенка на разговор с глазу на глаз. Сознавшийся мальчик согласен вернуть украденное, но умоляет учительницу: «Только не говорите маме!» Как быть?
• На уроке ребенок выводит учительницу из себя. Она забирает его дневник, кладет в стол и говорит, что вернет его только после уроков – на дополнительном занятии. Улучив момент, мальчик тайком забирает свой дневник из учительского стола, а затем, придя на дополнительное занятие, как ни в чем ни бывало напоминает учительнице о дневнике. Она лезет в стол – он пуст. Некоторые из ребят смеются – и учительница сразу понимает, в чем дело. Как поступить?
• Лешина мама научилась читать по физиономии сына почти безошибочно: опущенные ресницы и скорбное выражение лица обозначали нелады с оценками. Отведенные в сторону глаза и поджатые губы – дисциплинарные неприятности. Ну, а зареванное лицо и взгляд в упор свидетельствовали о происшествии принципиального характера. И на этот раз выражения сыновнего лица не оставляли у мамы никаких сомнений.
– Что опять?
– Фасоль, – сказал Леша.
– Какая фасоль?
– Нам по ботанике задали замочить и прорастить фасоль. Уже давно. Все забыли. А вчера велели принести ее в школу. За ночь ни у кого ничего не выросло. Только Маринка принесла целую кучу с огромными ростками. Даже с листочками. Мы у нее все расхватали, я тоже. Одну ей оставили, а потом и эту кто-то взял. Елена Ивановна стала смотреть – и всем поставила «пятерки». А у Маринки лежит в банке одна засохшая фасолина. Елена Ивановна и говорит: «Все почему-то вовремя сделали задание, а только ты вчера вспомнила», – и поставила ей пару.
– Почему же Марина ничего не сказала учительнице?
– Выйдет, что весь класс врет, а одна она говорит правду? Она заплакала, а я встал и сказал, что это несправедливо. Потому что все фасолинки прорастила Марина, а вовсе не мы. Тогда Елена Ивановна сказала, что разберется в этой истории.
– Что дальше?
– Дальше на перемене Вовка и Сашка сказали, что я предатель. Мы стали драться. А дежурная учительница записала нам в дневник.
– Наказание мое! – схватилась за голову мама. – То одно, то другое! Больше всех тебе надо? Опять мне в школу идти?
– Еще не вызвали, – без особой уверенности успокоил ее Леша.
– Вызовут! Не сомневайся! – взорвалась мама. – У всех дети как дети, а у меня какой-то особенный! Промолчать не мог? А как поступили бы вы?
• «Таня, мой руки и за стол». Таня говорит: «Угу», – и продолжает рассматривать картинки в книге.
– Я кому говорю! – повышает голос бабушка, заранее раздражаясь, потому что это вечная история: никогда Таню сразу не дозовешься.
– Ну, сейчас, сейчас… – бормочет девочка, спеша досмотреть заморские пейзажи.
– Я говорю, за стол! Слышишь?
– В самом деле, что за безобразие! Почему тебя надо ждать? – вступает мать.
– Никогда по-хорошему не послушается, никогда, – продолжает твердить бабушка.
– Иду же, чего пристали! – Таня тоже срывается на раздраженный тон, и тотчас же вмешивается папа: «Ты как с матерью разговариваешь? Ты у меня смотри! Совсем от рук отбилась! Бесстыдница!»
Можно ли сказать, что в этой семье существует единство требований?
• Родители оставили сыну деньги и дали поручение купить хлеб, молоко и другие продукты. Сын коллекционировал марки и на все деньги, оставленные на продукты, купил марки. На упреки родителей он отвечал, что марки, которых у него еще нет, ему попались в киоске, когда он шел за продуктами. Редкие, необычайно красивые марки, о которых оно давно мечтал. Родители строго наказали его. Правы ли они?
• Андрей пришел из школы радостный и возбужденный. Мама была дома и готовила обед. «Мама, мне предложили принять участие в школьной олимпиаде по математике», – восторженно сообщил мальчик. Мама разговор не поддержала, она послала сына мыть руки. За едой Андрей несколько раз пытался продолжить разговор, но реакция была одна: «Ешь и не отвлекайся, видишь, я занята». «Ничего больше не расскажу тебе», – сказал Андрей и ушел из кухни.
Почему обиделся Андрей? Не узнали ли вы себя из этого рассказа?
• Как сейчас помню, я разбил папину пепельницу, испугался, но мама меня успокоила. Она заявила, что мы не скажем папе, кто разбил… И купила новую. Потом я пошел учиться. Мама часто приходила в школу и все мои отметки знала. А когда я получал «двойки», она говорила: «Не будем огорчать папу, приложим все силы и исправим». Я исправлял, а папа ничего не знал и думал, что я учусь без «двоек».
Какие мотивы могли лежать в основе действий матери? Каковы последствия такой системы воспитания?
• Семья собралась за праздничным столом. Бокалы наполняются красиво пенящимся напитком, кто-то произносит тост, все поднимаются, чтобы соприкоснуться бокалами, и … В этот момент голос ребенка: «Мама, я тоже хочу попробовать». Мама считает: «Пусть лучше попробует дома под моим контролем, чем где-то на улице». Что ответить такому родителю?
• С первых дней его жизни бабушка пестовала внука. Когда мальчику пошел пятый год, сын купил квартиру и переехал жить туда с ребенком и женой, оставив мать в прежней квартире. И совершенно неожиданно для свекрови невестка запретила ей навещать внука. Знакомым хладнокровно объяснила: «А зачем она мне нужна? Давно надоела. Мальчик ходит теперь в детский сад, сама сейчас работаю. Если в театр или в гости вечерком, так соседка присмотрит. У нас соседи неплохие. Зачем тут старухе толочься? Только мешается». Через полгода мальчик, увидев бабушку на улице, кинулся к ней сломя голову. Повис на шее: «Баба моя!» Но, оглянувшись на приближающуюся мать, поскорее опустил руки, сделал равнодушное лицо, проявив незаурядную в таком возрасте способность к лицемерию.
Подумайте, какой должна быть материнская любовь. Чем обернется для матери запрет, данный бабушке в общении с внуком?
• Два взрослых сына, у которых у каждого есть своя семья, произвели сложный обмен большой квартиры. Одна из невесток осталась недовольна полученной площадью, посчитала виновной свекровь, якобы оказавшую предпочтение семье другого сына. В отместку она запретила свекрови видеться с внуками. Внуки, мальчик и девочка, уже школьники, стали бегать к любимой бабушке тайком от матери.
В чем вред такой позиции родителей? Какой пример они дают детям?
• В выходной день вся семья собралась за обеденным столом. Ребенок тянется за хлебом и опрокидывает на скатерть стакан с соком. Что вы скажете ребенку?
• Вы входите в комнату ребенка и видите, что уроки не сделаны, на столе беспорядок, вещи разбросаны. Ваша реакция?
• Вы обнаружили в кармане вашего ребенка сигареты. Ваша реакция?
ВОЗРАСТНАЯ КАРТА ПСИХИЧЕСКИХ НОВООБРАЗОВАНИЙ УЧАЩИХСЯ
Возрастной | Ведущая | Психические новообразования |
1 | 2 | 3 |
Младший школьный возраст | Учение | Возникновение внутреннего плана действий, закрепление произвольности, устойчивых форм поведения и деятельности. Развитие нового познавательного отношения к действительности. Формирование позиций школьника, развитие общественной направленности. Первоначальное складывание характера |
Средний школьный возраст | Интимно-личностное общение в процессе ОПД и обу-чения | Чувство взрослости, стремление к самостоятельности. Критичность мышления, склонность к рефлексии, формирование самоанализа. Стремление к общению, оценка товарищеских и дружеских отношений как личностных достижений. Трудности роста, половое созревание, сексуальные переживания, интерес к противоположному полу. Повышенная возбудимость, частая смена настроений, неуравновешенность. Заметное развитие волевых качеств. Потребность в общении, в самоутверждении, в деятельности, имеющей личностный смысл |
Старший школьный возраст (15–17) | Учебно-профессиональная деятельность (ценностно-ориентационная) | Интенсивная форма личности (оценочные суждения, принципы, идеалы, убеждения). Форма самосознания, самоопределения. Стремление к самовоспитанию, самопознанию, самосовершенствованию. Критическое отношение к взрослым. Философско-романтический возраст. Психосексуальные ориентации. Гражданские права и обязанности |
ПАРАМЕТРЫ УРОВНЯ ВОСПИТАННОСТИ ЛИЧНОСТИ
1. Личностная самооценка.
а) адекватное самовосприятие;
б) адекватный уровень притязаний;
в) наличие позитивных интересов, мотивов деятельности.
2. Навыки эффективного общения.
а) понимание эмоционального состояния окружающих;
б) умение сопереживать и помогать другому человеку;
в) умение взаимодействовать со сверстниками, педагогами, родителями.
3. Адаптация к нормативным требованиям.
а) режимные и дисциплинарные требования школы.
4. Овладение навыками культуры поведения.
5. Социальная активность.
а) участие во внеурочных школьных мероприятиях;
б) социально одобряемое поведение;
в) позитивная роль в коллективе.
6. Положительная динамика детско-родительских отношений.
ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
КЛИМАТА В СЕМЬЕ
1. Стиль воспитания ребенка в семье (авторитарный, демократический, либеральный).
2. Взаимоотношения ребенка с матерью (доверительные, конфликтно-агрессивные, формальные).
3. Взаимоотношения ребенка с отцом (доверительные, конфликтно-агрессивные, формальные).
4. Влияние семейного уклада на развитие ребенка (позитивное, противоречивое, негативное).
ОБРАЗЕЦ ОБЩЕЙ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ КАРТЫ «УЧИТЕЛЬ»
Ф. И. О. учителя | Класс | Проблемы-потребности | Расшифровка проблем |
Блок «А» Блок «Б» Блок «В» Блок «Г» | |||
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 | |||
Агеева А. П. | 8 | + + + + – – – + – + – – – + – | Блок «А» – интеллектуальное развитие учащихся. Блок «Б» – эмоционально-волевое развитие. Блок «В» – развитие нравстенно-поведенческой сферы. Блок «Г» – работа с семьей |
П р и м е ч а н и е. Знаком «+» отмечается положительный ответ, знаком «–» – отрицательный.
АНКЕТА УЧИТЕЛЯ
I. Что в вашей работе с учащимися, родителями вам удается, чем вы могли бы поделиться с коллегами? Подчеркните соответствующее.
А. 1 – развитие умений и навыков учебного труда у учащихся
2 – развитие познавательных способностей учащихся
3 – развитие творческих способностей детей
4 – работа по профилактике педагогической запущенности
учащихся, работа со слабоуспевающими
5 – обучение школьников навыкам общения
Б. 6 – работа по созданию благоприятного психологического
микроклимата в классе
7 – работа по формированию классного коллектива
В. 8 – нравственное воспитание учащихся
9 – воспитание сознательной дисциплины,
культуры поведения
10 – индивидуальная работа с трудновоспитуемыми
11 – воспитание трудолюбия у детей и подростков
Г. 12 – Работа по педагогической пропаганде
13 – организация педагогических консультаций
14 – вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс
15 – индивидуальная работа с семьей
II. Что в вашей работе с учащимися у вас не получается? В чем вы испытываете затруднения, в какой помощи нуждаетесь? Подчеркните соответствующее:
А. 1 – развитие умений и навыков учебного труда
2 – развитие познавательных способностей учащихся
3 – развитие творческих способностей учащихся
4 – работа по профилактике педагогической запущенности
Б. 5 – работа по созданию благоприятного психологического
микроклимата в классе
6 – обучение школьников навыкам общения
7 – работа по формированию классного коллектива
В. 8 – нравственное воспитание учащихся
9 – воспитание сознательной дисциплины и культуры пове-
дения учащихся
10 – воспитательная индивидуальная работа с трудными
11 – воспитание трудолюбия у детей и подростков
Г. 12 – работа по педпропаганде
13 – организация целевых педагогических консультаций
14 – вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс
15 – индивидуальная работа с семьей
Данные диагностирования обобщаются в диагностических картах («Учителя», «Учащиеся», «Родители»), которые могут стать основой для составления программы методической работы, психолого-педагогической пропаганды, групповых и индивидуальных консультаций, факультативных курсов для учащихся и т. п.
АНКЕТА УЧЕНИКА (РОДИТЕЛЯ)
Фамилия, имя ________________________ класс _________
I. Что в твоем характере тебя радует? Подчеркни соответствующее. (Что в характере вашего ребенка вас радует? Подчеркните соответствующее.)
А. 1 – хорошие способности к учению
2 – хорошая работоспособность на уроке
3 – хорошая память, внимание
Б. 4 – сильная воля, внимание, уверенность в себе
5 – дисциплинированность, вежливость, послушание
6 – умение быть всегда в хорошем настроении
7 – доброта, чуткость, внимательность к людям
8 – умение находить общий язык с учителями, сверстниками,
родителями
9 – умение вести себя в обществе
В. 10 – отсутствие мстительности, злопамятности
11 – умение трудиться, трудолюбие
12 – скромность
II. Что в твоем характере тебя огорчает, приносит много неприятностей? От чего ты хотел(а) бы избавиться? Подчеркни соответствующее. (Что в характере вашего ребенка вас огорчает, в чем ему необходима помощь? Подчеркните соответствующее.)
А. 1 – слабые способности к учению
2 – низкая работоспособность на уроке
3 – плохая память, внимание
Б. 4 – слабая воля, неуверенность в себе
5 – недисциплинированность, грубость, непослушание
6 – неумение держать хорошее настроение
7 – озлобленность, жестокость, невнимательность к людям
8 – неумение находить общий язык с учителями, сверстни-
ками, родителями
9 – неумение вести себя в обществе
В. 10 – злопамятность, мстительность
11 – неумение трудиться
АНКЕТА ДЛЯ ДЕТЕЙ «Искусство жить»
1. Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с родителями?
2. Говорят ли с вами родители по душам? Советуются ли по личным вопросам?
3. Интересуются ли вашей учебой?
4. Знаете ли вы друзей ваших родителей?
5. Бывают ли они у вас дома?
6. Участвуете ли вы вместе с родителями в хозяйственных делах?
7. Есть ли у вас общие с ними дела и увлечения?
8. Участвуете ли вы в подготовке к семейным праздникам?
9. В детские праздники вы предпочитаете оставаться вместе с родителями или проводить праздники без них?
10. Обсуждаете ли вы с родителями прочитанные книги?
11. Обсуждаете ли вы с родителями телепередачи, фильмы?
12. Бываете ли вместе с родителями в кино, театре?
13. Участвуете ли вместе с родителями в прогулках, походах?
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Искусство жить с детьми»
1. Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми?
2. Говорят ли с вами дети по душам? Советуются ли по личным вопросам?
3. Интересуются ли они вашей работой?
4. Знаете ли вы друзей своего ребенка?
5. Бывают ли друзья ваших детей у вас дома?
6. Участвуют ли дети вместе с вами в хозяйственных делах?
7. Есть ли у вас общие с ними занятия и увлечения?
8. Проверяете ли вы, как они учат уроки?
9. Участвуют ли дети в подготовке к семейным праздникам?
10. Детские праздники дети предпочитают проводить с вами или без вас?
11. Обсуждают ли дети с вами прочитанные книги?
12. А телевизионные передачи и фильмы?
13. Бываете ли вы вместе с детьми в театрах, музеях, кино?
14. Бываете ли вы с детьми на прогулках, в походах?
15. Предпочитаете ли вы проводить отпуск вместе с детьми или без детей?
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Как вы общаетесь с ребенком?»
- Что вы понимаете под словом «трудный ребенок»?
- Как вы понимаете, почему ребенок становится трудным?
- Если у вас в общении с ребенком появляются трудности, как вы их решаете?
- Как вы считаете, для того чтобы преодолеть трудности в общении с детьми, нужны решительные меры?
Какие меры воспитательного воздействия вы могли бы предложить родителям, у которых есть проблемы в воспитании ребенка?
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Воспитание в семье»
- Какие методы в воспитательной работе вы используете чаще всего? (Личный пример; требование, убеждение, наказание, поощрение.)
- Соблюдается ли в вашей семье единство требований к ребенку? (Да; нет; никогда.)
- Какие виды поощрений вы используете в воспитании? (Похвала; одобрение хорошего поступка всем семейным коллективом; покупка ребенку новой книги или игрушки.)
- Наказываете ли вы своего ребенка физически? (Да, нет, иногда.)
- Положительно ли влияет на ребенка избранная вами мера воздействия? (Да, нет, не всегда.)
- Доверяет ли вам ребенок, делится ли своими секретами? (Да, нет, иногда.)
- Стараетесь ли вы контролировать свое собственное поведение ради воспитания ребенка? (Да, нет, иногда.)
Уважаете ли вы ребенка как личность? (Да, нет.)
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Уровень материального благополучия семьи»
- Состав семьи: Ф. И. О. каждого члена семьи, год рождения, образование, специальность, где и кем работают или учатся.
- Бюджет семьи. Средний денежный доход на одного человека.
- Жилищные условия: жилая площадь, наличие удобств.
- Есть ли у ребенка рабочее место (комната, уголок, стол).
Есть ли в семье книги, телевизор, компьютер, машина, дача?
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Изучение семьи ученика»
1. Ф. И. О. родителей.
2. Образование: высшее, среднее, начальное.
3. Возраст.
4. Кто в семье непосредственно занимается воспитанием ребенка: мать, отец, бабушка, дедушка, брат, сестра?
5. Что мешает вам заниматься воспитанием сына, дочери? (Нет времени, не хватает образования, педагогических знаний, считаете, что воспитанием должна заниматься школа.)
6. Где вы чаще всего бываете со своим ребенком: в музее, театре, на природе, никуда не ходите?
7. Знакомы ли вы с товарищами своего ребенка по школе, дому, творческим объединениям?
8. Назовите качества характера своего ребенка, которые вы считаете:
а) положительными;
б) отрицательными.
9. Какие методы воспитания, на ваш взгляд, наиболее эффективны: воспитание на основе доверия, требовательности, уважения, строгой дисциплины?
10. О чем чаще всего вы разговариваете с детьми?
11. Достаточно ли хорошо, по вашему мнению, вы знаете своего ребенка?
12. Как и с кем проводит он свое свободное время?
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Совместная работа родителей со школой»
1. Какие формы совместной работы вы считаете наиболее эффективными: родительское собрание, открытые уроки, посещение семей учителями, беседы с родителями, совместные дела детского и родительского коллективов, педагогические конференции, другие формы работы?
2. Какие формы работы вас затрудняют?
3. Каких форм взаимодействия нет в вашем классе?
4. Какие формы взаимодействия вы хотели бы ввести в практику?
5. Встречаете ли вы трудности в воспитании детей и какие?
6. Какие пути их разрешения возможны?
7. Готовы ли вы к совместной работе для преодоления этих трудностей?
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Какова роль поощрений и наказаний в семье»
1. Какова роль поощрения в воспитании детей? Приведите примеры положительного влияния различных видов поощрения на вашего ребенка.
2. Какие виды поощрения вы используете в семейном воспитании?
3. Какое влияние оказывает поощрение на воспитание у ребенка честности, правдивости, трудолюбия, уважения к людям?
4. Нужна ли мера в поощрении детей? К чему приводит чрезмерное захваливание ребенка?
5. Вспомните свое детство. Наказывали ли вас в семье? Как вы относитесь к наказанию? Предупреждало ли наказание ваши нежелательные поступки?
6. Как вы относитесь к физическому наказанию? Какова реакция ребенка на него?
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Воспитательная активность в семье»
1. Сколько времени вы общаетесь со своим ребенком? (В течение дня, в течение недели, в совместной работе, беседах, кино, разговорах, на прогулке.)
2. Есть ли другие виды общения? Укажите их.
3. Считаете ли вы это время общения достаточным для воспитания вашего ребенка?
4. Уверены ли вы, что правильно понимаете особенности развития своего ребенка?
5. Встречаете ли вы трудности в воспитании ребенка и какие? Как их решаете?
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Отношение родителей к школе»
- Как вы можете оценить свои отношения со школой, в которой учится ваш ребенок? (Хорошие, нормальные, посредственные, плохие.)
- Как часто вы бываете в школе? (Каждую неделю, один раз в месяц, один раз в четверть, 2 раза в четверть, гораздо чаще.)
- С какой целью вы приходите в школу? (На родительское собрание, на встречу с классным руководителем, чтобы быть в курсе всех дел класса своего ребенка, для участия в воспитательных мероприятиях в классе, для оказания помощи классному руководителю, по вызову администрации школы и педагогов.)
- Какие чувства вы испытываете при посещении школы и бесед с педагогами? (Удовлетворение, радость, надежду, тревогу, разочарование, растерянность.)
- С какой проблемой в обучении и воспитании ребенка вы столкнулись в школе?
Что бы вы хотели изменить в общении вашего ребенка и школы, классного руководителя?
АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
«Школьные проблемы»
1. Что и почему затрудняет в учении?
2. Считаешь ли ты себя внимательным?
3. Сколько времени и когда готовишь уроки? Какие уроки готовишь сначала?
4. Как долго помнишь выученное?
5. Что мешает тебе в учебе?
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Роль книги в развитии читательских умений»
1. Нужны ли книги в доме? (Да, нет.)
2. Ваше мнение: для чего нужны книги?
3. Нравится ли вашему ребенку читать книги? (Да, нет, иногда.)
4. Сколько времени он проводит за книгой? (15–20 минут в день, редко, раз в неделю, раз в месяц.)
5. Убеждаете ли вы своего ребенка читать или он делает это без принуждения? (Да, нет, иногда.)
6. Какие книги он предпочитает читать? (О животных, войне, природе, сказки или …)
7. Как вы поощряете его читательские стремления?
8. Дарите ли вы своему ребенку книги? (Да, нет, иногда.)
9. Обсуждаете ли вы со своим ребенком прочитанное? (Да, нет, иногда.)
10. Считаете ли вы себя активным читателем? (Да, нет, иногда.)
11. Являетесь ли вы примером для своего ребенка в чтении книг? (Да, нет.)
АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
«Роль книги в развитии читательских умений»
1. Как ты считаешь, может ли человек жить без книги? (Да, нет.)
2. Нравится ли тебе читать книги? (Да, нет, иногда.)
3. Какие книги ты читаешь с удовольствием? (Сказки, о природе, о животных, о войне…)
4. Нравится ли тебе получать книги в подарок? (Да, нет, иногда.)
5. Какую книгу ты сейчас читаешь?
6. Тебе ее подарили или ты взял ее в библиотеке?
7. У вас дома много книг? (Да, нет.)
8. Какие детские книги есть в вашей домашней библиотеке?
9. Знают ли твои родители, какую книгу ты читаешь? (Да, нет.)
10. Беседуешь ли ты со своими родителями о прочитанной книге? (Да, нет, иногда.)
11. Сколько времени ты проводишь за книгой? (15–20 минут в день, раз в месяц, раз в неделю.)
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Отношение к школе, в которой учится ребенок»
(подписывать анкету необязательно)
1. Сколько лет ваш ребенок учится в нашей школе?
2. Считаете ли вы школу хорошей?
– Да, потому что:
а) хорошо готовят учеников для поступления в вузы;
б) умело воспитывают детей и подростков, готовят их к труду, заботятся о том, чтобы они нашли свое место в жизни;
в) постоянно работают с родителями, помогают найти верное средство семейного воспитания;
г) содержательно и интересно проводят педагогическую учебу родителей;
д) дети идут в школу охотно, мы, родители, тоже;
е) другие причины высокой оценки (напишите).
– Нет, потому что:
а) школа вообще не привлекает ни детей, ни родителей, в ней много формализма;
б) дает слабую подготовку детям по общеобразовательным предметам;
в) не развивает способности детей, там плохо работают кружки и секции;
г) мой ребенок неохотно ходит в школу, т. к. ждет для себя неприятностей, унижений;
д) иное (что именно).
3. Принимаете ли вы участие в учебно-воспитательном процессе школы, класса?
– Да, принимаю:
а) веду кружок, клуб, секцию;
б) участвую в подготовке вечеров, праздников;
в) помогаю в организации и проведении родительских собраний;
г) другое (что именно).
– Нет, не принимаю, потому что:
а) нет времени и желания;
б) не приглашают;
в) предложил свои услуги, но они оказались не нужны;
г) другое (что именно).
4. Посещаете ли вы родительские собрания?
а) постоянно;
б) нерегулярно;
в) редко, надоело слушать упреки и жалобы.
5. Какие кружки хотели бы вы видеть в школе?
6. Какие предложения вы хотели бы высказать учителям школы и ее руководителям?
7. Как вы оцениваете деятельность школы в целом?
а) неудовлетворительно;
б) ряд серьезных замечаний;
в) удовлетворительно;
г) хорошо;
д) отлично.
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Мой ребенок»
Фамилия, имя, отчество.
1. Что в характере вашего ребенка вас радует? Подчеркните соответствующее.
А. 1 – хорошие способности к учению.
2 – хорошая работоспособность на уроке.
3 – хорошая память, внимание.
Б. 4 – сильная воля, внимание, уверенность в себе.
5 – дисциплинированность, вежливость, послушание.
6 – умение быть всегда в хорошем настроении.
7 – доброта, чуткость, внимательность к людям.
8 – умение находить общий язык с учителями, сверстниками, родителями.
9 – умение вести себя в обществе.
В. 10 – отсутствие мстительности, злопамятности.
11 – умение трудиться, трудолюбие.
12 – скромность.
2. Что в характере вашего ребенка вас огорчает, в чем ему необходима помощь? Подчеркните соответствующее.
А. 1 – слабые способности к учению.
2 – низкая работоспособность на уроке.
3 – плохая память, внимание.
Б. 4 – слабая воля, неуверенность в себе.
5 – недисциплинированность, грубость, непослушание.
6 – умение держать хорошее настроение.
7 – озлобленность, жестокость, невнимательность к людям.
8 – неумение находить общий язык с учителями, сверстниками, родителями.
9 – неумение вести себя в обществе.
В. 10 – злопамятность, мстительность.
11 – неумение трудиться.
12 – скромность.
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Телевизор в жизни ребенка»
1. Телевизор для меня – это …
2. Сколько времени проводит ваш ребенок у телевизора? Какие передачи предпочитает?
3. Задает ли ребенок вопросы после просмотра передачи? Хочет ли обсудить с вами передачу?
4. В какой передаче хотел бы сам принять участие?
5. Семья получает квартиру и наполняет ее предметами обихода. Считаете ли вы, что телевизор должен быть в числе главных предметов обихода?
6. Какие телепередачи, на ваш взгляд, формируют личность ребенка?
7. Как, на ваш взгляд, необходимо организовать общение ребенка с телевизором? Назовите возможные варианты.
ТЕСТ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
1. Хорошо ли вы знаете характер своего ребенка? (Да, не очень, плохо.)
2. Много ли внимания вы уделяете воспитанию своего ребенка? (Круглые сутки, 5–6 часов в сутки, 1–2 часа в день.)
3. Когда вы были с детьми в театре? (Полгода назад, 3 месяца назад, в этом месяце.)
4. Читает ли ваш ребенок художественную литературу и дополнительную литературу к урокам? (Да, иногда, никогда.)
5. Часто ли вы хвалите своего ребенка за его успехи? (Всегда, иногда, никогда.)
6. Как вы поощряете своего ребенка? (Радуетесь вместе с ним его успеху, просто хвалите, покупаете дорогую вещь, игрушку.)
7. Как вы наказываете своего ребенка? (Делаете вид, что огорчены и не разговариваете с ним; не разрешаете смотреть телевизор, играть в компьютер; применяете физическую силу, не разрешаете гулять.)
8. Проводите ли вы семейные советы по воспитанию? (Действуете согласованно, обращаетесь к посторонней помощи: соседям, классному руководителю, друзьям; каждый воспитывает по-своему.)
9. Видит ли ребенок ваши разногласия в семье? (Нет; иногда; да.)
10. Учите ли вы своего ребенка уважать людей? (Да; иногда; не затрагиваем этот вопрос.)
ТЕСТ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Выбери тот ответ, который соответствует реальным ситуациям твоей жизни.
1. Если ты задерживаешься после школы:
а) твои объяснения опоздания выслушивают;
б) на твои опоздания не обратят внимание;
в) тебя отругают.
2. Если ты получишь плохую отметку:
а) ты сразу расскажешь об этом родителям;
б) ты расскажешь об этом, но дождешься удобной минуты;
в) ты вообще об этом не расскажешь.
3. За плохую отметку тебя:
а) отругают;
б) посочувствуют;
в) накажут.
4. Если тебя родители ругают, то ты будешь:
а) молчать;
б) доказывать свою правоту, даже если ты не прав;
в) оправдываться.
5. Если тебя накажут несправедливо, то:
а) согласишься с этим;
б) промолчишь;
в) будешь доказывать свою правоту.
6. Если тебя обидели, ты своих обидчиков:
а) простишь, если они попросят прощение;
б) молча проглотишь обиду;
в) накажешь своих обидчиков при удобном случае.
7. Если у тебя на душе плохо, ты обратишься:
а) к родителям;
б) друзьям;
в) посторонним людям;
г) учителю.
8. Если в доме гости:
а) ты садишься вместе со всеми за стол;
б) ты находишься в своей комнате;
в) ты получишь возможность уйти из дома.
9. Если о тебе говорят плохо, то твои родители:
а) соглашаются с этим;
б) не обращают на это внимание;
в) не соглашаются.
10. Ты себя лучше чувствуешь, когда находишься:
а) дома;
б) в школе;
в) среди друзей.
ТЕСТ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Какие вы родители»
Вы излишне терпимы или, наоборот, непомерно регламентируете жизнь своего ребенка? Ответив искренне на вопросы теста, вы узнаете, насколько правильный тон вы выбрали во взаимоотношениях с детьми. Ответить надо лишь одним словом: «да» или «нет».
1. Гордитесь ли вы тем, что ваш ребенок уже с детства был аккуратным?
2. Поощряете ли вы его, когда он приносит хорошую оценку?
3. Умеете ли вы правильно отвечать своему ребенку на вопросы, связанные с взаимоотношением полов?
4. Знаете ли вы точно, что ребенок должен, а чего не должен есть, чтобы его рацион соответствовал требованиям медицинских работников?
5. Часто ли вы целуете или гладите своего ребенка?
6. Настаиваете ли вы на том, чтобы ребенок сам поддерживал порядок в своей комнате?
7. Способны ли вы в присутствии ребенка признать свою ошибку?
8. Уважаете ли вы право ребенка на личную тайну (письма, ведение дневника и др.)?
9. Есть ли у вас привычка часто повторять: «В мое время…» или «Ребенок должен держать язык за зубами»?
10. Делитесь ли вы с детьми своими радостями и горестями?
11. Бывает ли, что вы в качестве наказания запрещаете ребенку смотреть телевизор?
12. Спрашиваете ли вы у ребенка, как он проводит свободное время?
13. Критикуете и наказываете ли вы своих детей в присутствии посторонних?
Каждый ваш ответ, который совпал с ответами, данными в таблице, оценивается одним баллом. Сложив все баллы и заглянув в ключ теста, вы узнаете мнение психологов о вашем методе воспитания.
К л ю ч т е с т а:
1, 2 – нет; 3, 4, 5 – да; 6 – нет; 7, 8 – да; 9 – нет; 10 – да; 11, 12, 13, 14 – нет.
1–2 балла: роль родителя вами освоена вполне; вы слишком строги. Вам стоит быть чуть терпимее.
3–5 баллов: ваш результат не из лучших. Не будьте так жестоки в своих требованиях к детям, давайте им возможность что-то решать самостоятельно.
6–8 баллов: результат, свидетельствующий о неустойчивости вашей позиции. Порою вы слишком требовательны к детям, порою слишком многое им позволяете.
9–11 баллов: думается, вы с радостью и разумно воспитываете своих детей, хотя и не знакомы со всеми премудростями педагогики.
12–13 баллов: вы на редкость хорошие родители, надежная опора в жизни ребенка.
ТЕСТ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Проблемы воспитания детей»
Данный тест составит ваше представление о себе, как о родителе, поможет сделать определенные выводы относительно проблем воспитания детей.
Можете ли вы:
1. В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком?
2. Посоветоваться с ребенком, невзирая на его возраст?
3. Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?
4. Извиниться перед ребенком в случае своей неправоты?
5. Овладеть собой и сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел вас из себя?
6. Поставить себя на место ребенка?
7. Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?
8. Всегда воздержаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка?
9. Выделить ребенку один день, когда он может делать, что хочет, и вести себя, как хочет, и не во что не вмешиваться?
10. Не прореагировать, если ваш ребенок ударил, грубо толкнул, незаслуженно обидел другого ребенка?
11. Устоять против детских просьб и слез, если уверены, что это каприз, мимолетная прихоть?
О т в е т ы о б о з н а ч а е м б у к в а м и:
«Могу и всегда так поступаю» – А.
«Могу, но не всегда так поступаю» – Б.
«Не могу» – В.
Ответ «А» оценивается в 3 балла;
ответ «Б» оценивается в 2 балла;
ответ «В» оценивается в 1 балл.
Е с л и в ы н а б р а л и:
от 30 до 39 баллов, это значит, что ребенок – самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять и узнать его, относитесь к нему с уважением, но и придерживаетесь прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Вы можете надеяться на хорошие результаты;
от 16 до 30 баллов: забота о ребенке для вас – вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой вы чересчур строги, в других случаях излишне мягки. Кроме того, вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный процесс. Вам следует серьезно задуматься над своим подходом к воспитанию ребенка;
менее 16. У вас серьезные проблемы с воспитанием ребенка. Вам недостает либо знаний, либо желания, стремления сделать ребенка личностью, а возможно, того и другого. Советуем обратиться к помощи специалистов – педагогов, психологов, познакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания.
МЕТОД НЕЗАКОНЧЕННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Родителям предлагается в быстром темпе закончить фразы:
В школе, где учится мой ребенок, мне нравится …
В школе, где учится мой ребенок, меня беспокоит …
Когда я затрудняюсь принять правильное решение в вопросах воспитания, я …
Мне хотелось бы побеседовать с учителем о …
Меня беспокоит в моем ребенке …
Если бы я был на месте учителя, то …
Сопоставление ответов на эти вопросы дает возможность лучше понять условия семейного воспитания, более обоснованно, предметно подготовить рекомендации, советы родителям.
Предварительный просмотр:
Тема: «без друзей меня чуть-чуть…»
(коллективно-творческая работа)
Цели:
– выявить представления детей и родителей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг;
– способствовать созданию атмосферы взаимопонимания и сотрудничества в процессе совместной деятельности и отдыха;
– содействовать сплочению классного коллектива, коллектива учащихся и родителей, коллектива семей.
Участники: классный руководитель, родители учащихся четвертого класса, учащиеся.
Подготовительная работа:
1. Анкетирование учащихся по вопросам:
1) Есть ли у тебя друг? Если да, то почему ты считаешь его своим другом?
2) Какие черты характера, качества ты больше всего ценишь?
3) Готов ли твой друг поступиться своими интересами, если этого требуют твои дела, твое благополучие?
4) Какие поступки ты мог бы простить другу?
5) Чего не смог бы простить ему?
6) Всегда ли ты говоришь правду?
7) Всегда ли ты принципиален в дружбе? Можешь ли ты публично выступить против друга, если тот не прав?
8) Помогает ли тебе дружба в жизни? учебе?
9) На чем строится дружба твоих родителей и их друзей?
10) Может ли дружба сделать человека лучше, избавить его от недостатков?
2. Анкетирование родителей (проводится на предыдущем собрании либо родители заполняют анкеты дома и в конвертах передают учителю).
Вопросы:
1) Есть ли друзья у вашего ребенка? Если нет, то задумывались ли вы над причинами этого? Кто виноват в том, что друзей у ребенка нет?
2) Знаете ли вы друзей вашего ребенка?
3) Как вы встречаете друзей вашего ребенка:
а) всегда доброжелательно;
б) в зависимости от настроения;
в) с недовольным видом, сухо?
4) Нравится ли вам друг вашего ребенка? Если да, то чем? Если нет, то почему?
5) Кого бы вы хотели видеть другом своего ребенка:
а) только отличника;
б) хорошего ученика, спокойного, уступающего во всем вашему ребенку;
в) вам все равно, как он учится, какая у него семья; вас больше интересует, дорог ли он вашему ребенку.
6) Знаете ли вы родителей друга вашего ребенка?
7) Дружите ли вы семьями?
8) Замечали ли вы, что у вашего ребенка появляются какие-то обязательства по отношению к другу?
9) Как вы считаете, ваш ребенок – хороший друг? Почему?
10) Как вы поступите, если между детьми возникнет конфликт?
3. Анализ классным руководителем результатов анке-тирования учащихся и их родителей.
4. Подбор заданий для коллективно-творчес-кой работы «Без друзей меня чуть-чуть…».
5. Репетиционные занятия с детьми по подготовке мини-концерта для родителей.
Оформление, оборудование и инвентарь:
1) грамзапись песни В. Шаинского и М. Танича «Когда мои друзья со мной…»;
2) карточки с заданиями для проведения коллективно-творчес-кого дела;
3) жетоны для подсчета заработанных баллов;
4) запись на доске темы собрания;
5) бумага, фломастеры для проведения конкурсов;
6) нарисованный на листе ватмана макет планеты Дружбы;
7) оформленные памятки для учащихся «Законы дружбы», составленные В. А. Сухомлинским;
8) сценический реквизит для мини-концерта;
9) запись на доске темы собрания и эпиграфа:
Дружба – самое необходимое для жизни, так как никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если бы он имел все остальные блага.
Аристотель
Ход собрания
I. Организационная часть.
В классной комнате оборудуются рабочие места для трех микрогрупп. В каждую микрогруппу входят: один из членов родительского комитета, шесть-восемь родителей, шесть-восемь учащихся класса. Они образуют три команды.
II. Вступительное слово классного руководителя.
Дорогие ребята и уважаемые родители! Сегодня мы с вами отправляемся на волшебную планету под названием Дружба. Девизом нашего путешествия будут такие строки:
Лишь тот не на год –
Счастлив навсегда,
Кто дружбу пронесет
Через года.
Товарищество и дружба – удивительные отношения, возникающие между людьми. В «Толковом словаре» В. И. Даля дано такое определение дружбы: «бескорыстная стойкая приязнь». На первое место ученый ставил бескорыстие. Именно оно делает отношения между друзьями благородными и чистыми.
Дружба означает близость и взаимное тяготение людей друг к другу. Настоящий друг лучше, чем кто-либо другой, поймет ваше настроение, ваши переживания, разделит радость и огорчения, проявит сочувствие, в трудную минуту утешит и поддержит, окажет бескорыстную помощь. Если это необходимо, он ради вас даже поступится своим благополучием, пойдет на какие угодно жертвы. Товарищеские отношения строятся на основе взаимопонимания, уважения друг к другу.
Люди еще в далекие времена задавали себе вопрос: «Что делает одного человека привлекательным для другого, и в частности, ищет ли он в друге собственное подобие или дополнение?». С точки зрения здравого смысла оба мнения одинаково правдоподобны.
Понимание друга как другого Я обязательно предполагает принцип сходства; люди, расходящиеся между собой в самых существенных качествах, вряд ли могут быть особенно близки.
Большинство предпочитает дружить с людьми примерно одного с ними возраста, социального положения, образования. Почти столь же желательно совпадение или, по крайней мере, близость основных ценностных ориентаций, интересов и черт характера.
Дружба всегда предполагает определенные нравственные принципы – верность, постоянство, честность и т. д.
Сама потребность в дружбе возвышает человека, делает его добрее, щедрее к людям.
III. Коллективно-творческая работа «Без друзей меня чуть-чуть…».
1. Выбор командами названия.
Классный руководитель. Путешествовать, как вы уже поняли, мы будем тремя командами. Предлагаю каждой команде обсудить и выбрать себе название.
Члены каждой команды, посовещавшись, представляют свое название.
2. Конкурс «Пословицы о дружбе».
Классный руководитель. Во все времена дружба была мерилом ценности человека. Недаром народ сложил о ней пословицы и поговорки.
Чтобы попасть на планету Дружбы, вы должны назвать пословицы об этом замечательном явлении в жизни человека.
Команды называют пословицы, за каждую названную пословицу зарабатывая один балл.
Ответы-пословицы.
• Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
• Друга ищи, а найдешь – береги.
• Старый друг лучше новых двух.
• Человек, богатый друзьями, широк, как степь, а без друзей – узок, как ладонь.
• С другом веселее при удаче, легче в беде.
• В недруге стрела, что во пне, а в друге, что во мне.
• Друзья познаются в беде.
• Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось.
• Недруг поддакивает, а друг спорит.
3. Блиц-опрос.
Классный руководитель. Вот мы с вами и прибыли на планету Дружбы (вывешивает плакат с ее изображением).
Нас ждут вопросы. Приготовьтесь к работе!
Вопросы:
1) Что же такое дружба?
2) Зачем человеку друг и как его найти?
3) Кто такой друг и какими качествами он должен обладать?
Представители каждой команды после обсуждения дают ответы на вопросы.
4. Работа в микрогруппах по обсуждению проблемы.
Классный руководитель. Академик Д. С. Лихачев, обращаясь к молодежи, писал: «Поддерживайте товарищеские отношения со своими одноклассниками. Будьте хорошим. Честным. Пря-мым и добрым товарищем, именно товарищем. Это запоминается на всю жизнь.
Друзья создаются в юности. Помните это!».
А каковы же «законы дружбы»?
Каждая микрогруппа получает по одному тексту для коллективного чтения и обсуждения.
Сейчас вам предстоит сформулировать и записать на бумаге правила дружбы, о которых говорится в данных вам рассказах.
Предлагаем следующие варианты текстов:
1-я микрогруппа – В. Осеева «До первого дождя»;
2-я микрогруппа – О. Буцень «Так или не так?»;
3-я микрогруппа – Е. Пермяк «Бумажный змей».
ТЕКСТЫ ДЛЯ РАБОТЫ В МИКРОГРУППАХ
В. Осеева
До первого дождя
Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в школу вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня – за Машей. Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня – в одном платье.
Девочки побежали.
– Сними свой плащ, мы накроемся вместе! – крикнула на бегу Таня.
– Я не могу, я промокну! – нагнув голову с капюшоном, ответила ей Маша.
В школе учительница сказала:
– Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое. Как же это случилось? Ведь вы же шли вместе?
– У Маши был плащ, а я шла в одном платье, – сказала Таня.
– Так вы могли бы укрыться одним плащом, – сказала учительница и, взглянув на Машу, покачала головой. – Видно, ваша дружба до первого дождя!
Обе девочки густо покраснели: Маша за себя, а Таня за Машу.
О. Буцень
Так или не так?
Переехала Нюра на новую квартиру в другой район города. Жаль ей было расставаться со старой школой, особенно с подружкой Валей. В новой школе Нюра никого не знала. Поэтому на уроках она ни к кому не обращалась и к ней никто. Всё присматривалась к учительнице, к школьникам, к классу. На перемене стояла в коридоре около окна одна, не играла, не ходила ни с кем.
Как-то на большой перемене подошла к ней одноклассница Галя и спрашивает:
– Ты ещё ни с кем не дружишь?
– Нет, – отвечала Нюра.
– И я ни с кем не дружу, – вздохнула Галя. – Плохие у нас в классе девочки: Ленка – задавала, Вера – хитруля, Надя – врунья, а Ирка – задира.
Почти всех девочек перебрала Галя – все оказались плохими. Только про себя ничего не сказала.
– Просто не знаю, с кем ты можешь подружиться у нас?!
– Не волнуйся, – ответила Нюра. – С кем я подружусь, я ещё не знаю. Зато знаю, с кем мне не надо дружить.
Так или не так?
Е. Пермяк
Бумажный змей
Хороший ветерок подул. Ровный. В такой ветер только змей пускать. Высоко летает бумажный змей. Туго нитку натягивает. Весело мочальный хвост развевает.
Задумал Боря свой змей сделать. Бумага у него была. И дранки он выстрогал. Недоставало мочала на хвост да ниток, на которых змей пускают.
Нитки были у Сёмы. Целый моток. Ему бы лист бумаги да мочала на хвост достать – тоже бы свой змей запустил.
Мочало у Пети было. Он его давно для змея припас. Ниток только ему не хватало да бумажного листа с дранками.
У всех всё есть, а у каждого чего-нибудь да не хватает. Сидят мальчики на пригорке и горюют. Боря свой лист с дранками к груди прижал. Сёма свои нитки в кулак зажал. Петя своё мочало за пазухой прячет.
Хороший ветерок дует. Ровный. Другие ребята змей в небо запустили. Высоко летает бумажный змей. Туго нитку натягивает. Весело мочальный хвост развевает.
Боря, Сёма и Петя тоже бы такой змей могли запустить. Даже лучше. Только чему-то они ещё не научились, вот в чём беда.
5. Защита разработанных правил.
Каждая группа, начиная с первой, кратко излагает содержание полученного текста, зачитывает правило дружбы, прикрепляет лист с его записью на доску.
6. Подведение итогов коллективно-творчес-кой работы.
Председатель родительского комитета подводит итоги подсчетом общего количества жетонов, заработанных каждой микрогруппой.
На планете Дружбы не может быть побежденных. Мы все победители, потому что сегодня мы стали настоящими друзьями.
И для того чтобы дом Дружбы на нашей планете не был пуст, пусть каждый из вас нарисует своего друга в нем. Ваши рисунки с друзьями мы затем «поселим» в этот дом.
Звучит запись песни «Когда мои друзья со мной…» (музыка В. Шаинского, слова М. Танича); дети и родители рисуют портреты своих друзей.
IV. Обсуждение и принятие решения родительского собрания в форме свода правил: ежедневно жить по правилам дружбы.
В качестве возможного варианта таких правил могут быть «Законы дружбы», предложенные В. А. Сухомлинским.
ПАМЯТКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ «ЗАКОНЫ ДРУЖБЫ»
1. Не оставляй друга в беде. Быть верным в дружбе – значит, делить с другом не только радости, но и горе. У друга могут быть ошибки, трудности, испытания. Если ты видишь, что у друга беда, иди к нему на помощь. Отвернуться от друга в тяжелую для него минуту – значит, нравственно готовить себя к предательству.
2. Тебе не безразлично, каков твой друг. Дружба – это нравственное обогащение человека. Обретая надежного друга, ты умножаешь свои силы, становишься морально чище, богаче, красивее.
3. Дружба – это прежде всего вера в человека, требовательность к нему. Чем глубже твоя вера в друга, тем выше должна быть требовательность.
4. Дружба и эгоизм – несовместимы, непримиримы. Дружба учит человека отдавать другу духовные силы, проявлять о нем заботу.
5. Дружба испытывается в беде и опасности.
Смертельной бедой и смертельной опасностью является война. Ты должен быть духовно готовым к этому великому испытанию.
6. Умей жить так, чтобы тебя с другом объединяло единство духа, идеалов. Подлинная дружба предохраняет от эгоизма, учит презирать корыстолюбие.
7. Быть требовательным к дружбе – значит, иметь мужество разорвать ее, если друг предает то, во имя чего построена дружба. Беспринципность опустошает дружбу.
V. Информация председателя родительского комитета о результатах анкетирования учащихся и родителей.
После принятия решения дети уходят из класса готовиться к мини-концерту для родителей. Родители в это время продолжают работу еще в течение 10–15 минут.
Председатель родительского комитета информирует родителей о результатах анкетирования родителей и учащихся.
Председатель родительского комитета. Наиболее интересными оказались те анкеты, в которых родители очень подробно отвечали на вопросы, высказывали полезные для жизни класса предложения. Позвольте мне их зачитать.
Зачитываются некоторые анкеты, при этом фамилии их авторов не называются.
VI. Мини-концерт, подготовленный учащимися для родителей.
Литература
1. Богданова, О. С., Петрова, В. И. Воспитание культуры поведения учащихся 1–3 классов. – М.: Педагогика, 1978.
2. Богданова, О. С., Калинина, О. Д. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. – М.: Педагогика, 1982.
3. Настольная книга учителя начальных классов / авт.-сост. Л. С. Бескоровайная, О. В. Перекатьева. – Ростов: Феникс, 2004.
4. Сухомлинский, В. А. Потребность человека в человеке. – М.: Советская Россия, 1981.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"
Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...
Методическая разработка классного часа в помощь классному руководителю "Урок - мира!"
Замечатеный материал для проведения классного часа 1 сентября....
В помощь классному руководителю "Методические приёмы в работе классного руководителя".
Материал - презентация адресован классным руководителям.Рассмотрены методические приёмы в работе классного руководителяв направлении индивидуально-педагогической помощи учащимся класса....
Журнал классного руководителя (в помощь классному руководителю)
Даная разработка очень кстати начинающим классным руководителям. Ведь молодого педагога ждёт много открытий в работе с новым классом. А опытным классным руководителям данная разработка поможет сэконом...
ТЕСТ В помощь классному руководителю "Исследование личности с помощью 16 - факторного опросника Кеттела
Опросник Кеттела является одним из наиболее распространенных анкетных методов оценки индивидуально-психологических особенностей личности как за рубежом, так и у нас в стране. Он разработан по ру...
В помощь классному руководителю "Классный час. Каким ему быть?"
Классный час – одна из наиболее распространенных форм организации фронтальной воспитательной работы, способствующих формированию у учащихся системы отношений к окружающему миру....