Родительский всеобуч
методическая разработка (5 класс) по теме
Ошибки в воспитании
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vremya_krizisa._vzaimootnosheniya_v_seme._oshibki_vospitaniya.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительский всеобуч
Занятие № 1
Тема: «Время кризиса. Взаимоотношения в семье. Ошибки воспитания»
Цели: познакомить с особенностями кризисного периода перехода пятиклассников в среднюю школу; раскрыть суть ошибочного воспитания; помочь родителям проанализировать свое родительское поведение; заострить внимание на положительных моментах воспитания ребенка.
Переход учащихся из начальной школы в среднюю справедливо считается кризисным периодом. Детям трудно приспособиться к новому темпу и стилю жизни, наблюдается снижение успеваемости. Часто внешние изменения совпадают по времени с началом физиологических изменений в организме детей. Некоторые дети в силу своих психологических особенностей не готовы к самостоятельности, испытывают растерянность, все время все путают и забывают, не могут сосредиточиться на учебе, не способны организовать школьную жизнь. Существуют причины неуспеваемости:
- физиологические изменения;
- не уверенность в себе;
- личные проблемы;
- отсутствие способностей, интереса.
Все это, естественно, ведет к снижению успеваемости.
Как любой кризис, переход в среднюю школу имеет и свои положительные стороны. Именно в пятом классе школьник получает возможность начать свою учебную жизнь сначала. Ученик с закрепившейся репутацией троечника или двоечника может стать хорошистом и даже отличником, так как именно в пятом классе появляется интерес к тому или иному предмету.
Общие рекомендации: если что-то беспокоит, постарайтесь как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем; если в семье произошли какие-то события (развод, отъезд в долгую командировку, рождение второго ребенка) сообщите об этом классному руководителю или проконсультируйтесь с школьным психологом; проявляйте интерес к школьным делам, обсуждайте сложные ситуации, вместе ищите выход из конфликтов. Помните: основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание. «Любите детей такими, какие они есть»
«Дети наша радость, дети наше будущее»
Давайте подробно поговорим о личных проблемах ребенка. Родители стараются сделать все, чтобы дети избежали их ошибок, достигли того, чего не удалось добиться им. Нам, родителям, кажется, что наш ребенок исключительный, и эту исключительность мы пытаемся разглядеть в нем едва ли не с пеленок. А когда он вырастает не таким, каким бы нам хотелось, мы начинаем упрекать его в лени, в неблагодарности и прочих грехах. Подвергаем его вербальной агрессии.
Каждый ребенок нуждается в родительской любви. Не надо забывать, что счастливая старость родителей, это хорошо воспитанные и успешные дети. Наблюдая за поведением детей, можно сделать вывод, что во многих семьях они подвергаются одному из видов насилия, хотя родители об этом даже не догадываются:
- физическое;
- психологическое (давление, эмоционально холодное отношение);
- отторжение (изгой, ребенок чувствует свою ненужность).
Безграничная любовь родителей вместо нежности, радости, поддержки формирует в ребенке чувства неудовлетворенности, неуверенности, агрессии, по сути такая любовь перерождается в нелюбовь. Весь негатив ребенок несет в класс и отрицательную энергетику обрушивает на сверстников и учителей. Отсюда каждодневные драки, конфликты, попытки сорвать уроки.
Родительская нелюбовь проявляется в разнообразных формах. Прежде всего это стремление оградить ребенка от всех трудностей, готовность исполнить любые его желания. Однако в будущем такая «слепая» любовь приведет к беде: из такого излишне опекаемого и избалованного вырастает эгоист, совершенно не знающий жизни, не способный стать счастливым сам и подарить счастье родным и близким. Многие родители уже не справляются со своими детьми. Своей авторитарностью, либерализмом (все пущенное на самотек) они заложили зерно неблагополучия, обрекли себя на неспокойную, проблематичную жизнь. Семья – колыбель духовного рождения человека. При постоянных семейных ссорах, конфликтах дети чувствуют себя не нужными, а если при этом один член семья покидает, уходит, то ребенок – обманутый. Получая тем самым психологическую травму, у ребенка развиваются:
- неврозоподобные расстройства (нарушение сна, аппетита, неадекватные реакции, жалобы на усталость, головная боль);
- страхи, навязчивые движения;
- нарушение темпа речи, заикание;
- энурез;
- астеническое состояние (снижение массы тела, бледность);
- снижение сопротивляемости (частая заболеваемость);
- снижение учебной мотивации, самооценки;
- повышается уровень тревожности, эмоциональное напряжение.
На фоне невротического расстройства появляются школьные трудности: отрицательная школьная мотивация; неуспеваемость; трудности в конструктивном общении; дилеквентное, девиантное поведение; нарушение умственного развития.
Продолжая дальше говорить о нелюбви к детям, хочется обратить внимание на самую ужасную форму родительской нелюбви – жестокость. Она страшна тем, что укрепляется позиция в сознании ребенка, появляется уверенность в незыблемости права сильного по отношению к слабому.
Так недавно произошел выпивущий случай, когда пятиклассник силой завел первоклассника в темное место, нанес ему телесные повреждения, подвергал вербальной агрессии.
Родители забывают о законе Бумеранга «Зло причиненное тобою, к тебе вернется непременно».
Дети, чьи родители считают универсальным средством воспитания ремень, становятся скрытными, изворотливыми, идут на любой обман, чтобы избежать наказания. У них нет мира в душе, а это состояние ведет к тому, что они во всех видят врагов: в учителях, в одноклассниках, в родителях. Им лучше уйти из дома, время проводить в различных компаниях, там где их понимают.
Как много сосредоточенного тепла бывает загублено из-за неспособности понять другого и самого себя!
Скудность, однообразие, монотонность эмоционального опыта, нехватка тактильных ощущений в раннем возрасте могут определить характер человека на всю жизнь. Здоровая, эмоциональная атмосфера семьи рождает у ребенка ощущение прочности бытия, веру в будущее, ожидание радостной, интересной жизни.
Нет плохих детей, есть родители, допускающие ошибки в воспитании.
- Обещание больше не любить «Если ты не будешь таким, как я хочу, я больше не буду тебя любить»
Лучше сказать: «Я буду тебя любить, но твое поведение не одобряю»
- Безразличие «Делай что хочешь, мне все равно», - говорят устав от капризов.
- Слишком много строгости.
- Детей не надо баловать. Не старайтесь все делать за ребенка.
- Навязанная роль «Мой ребенок, мой лучший друг» Родители погружают ребенка в свои проблемы, затягивают во взрослый мир, забывая при этом, что собственные проблемы ребенка остаются не решенными.
- Денежная. Когда не хватает времени на душевное тепло, откупаются, деньгами. Любовь, ласка, совместные игры – дороже любого кошелька.
- Наполеоновский план. Через мерное давление, нагрузка занятиями в музыкальных, спортивных школах и т.д., не учитывая желание и возможности, часто приводит в подростковом возрасте к срыву, грубости, уходу из дома, принятию алкоголя и наркотиков.
- Слишком мало ласки.
- Плохое настроение родителей.
- Мало времени на воспитание ребенка.
Итак, подводя итог выше сказанному, хочу напомнить, что самый удачный, и правильный стиль воспитания – демократический (доверяй, но проверяй). Постарайтесь создать ситуацию успеха и радости познания.
Памятка для родителей (приложение).
Тест «Умеете ли вы любить своего ребенка» (приложение)
Тест «Стили воспитания» (приложение)
Заключение
Позвольте завершить разговор стихами на тему нашей беседы.
Любите нас такими, какими все мы есть.
Пусть недостатков в нас не счесть,
Но мы же ваши дети и никого дороже на всем огромном свете.
Мы вашим станем продолженьем, надеждой вашей и судьбой,
Тревогой, счастьем, вдохновеньем.
Но чтобы вдруг не стали мы бедой, своею жизнью день за днем быть благодарными учите.
Любви родительской огнем, любовь ответную будите. Ведь лишь она одна очаг домашний согревает, бывает так она сильна, что все невзгоды побеждает.
Так будьте же терпимей к нам, понять нас просто постарайтесь.
И, вопреки безжалостным годам,
Душою молодыми оставайтесь.
Тест «Умеете ли вы любить своего ребенка»
Инструкция: запишите в строчку числа от 1 – 14. При ответе на вопрос на поставить цифру: «да» - 2, «иногда» - 1, «нет» - 0. Отвечайте на вопросы быстро, не раздумывая: первая реакция - самая верная. У вас 2 минуты.
- Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми?
- Говорят ли с вами дети по душам, советуются ли по личным делам?
- Интересуются ли они вашей работой?
- Знаете ли вы друзей ваших детей?
- Участвуют ли дети вместе с вами в хозяйственных заботах?
- Проверяете ли вы, как они учат уроки?
- Есть ли у вас с ними общие занятия и увлечения?
- Участвуют ли дети в подготовке к семейным праздникам?
- Хотят ли дети, чтобы на детских праздниках вы были с ними?
- Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги?
- А телевизионные передачи?
- Бываете ли вместе в театрах, музеях, на выставках, концертах?
- Участвуете ли вы вместе с детьми в прогулках, туристических походах?
- Предпочитаете ли вы проводить отпуск вместе с ними?
Считаем количество баллов.
Ваши отношения с детьми можно назвать благополучными, если вы набрали более 20 баллов.
От 10-20 Отношения можно оценить как удовлетворительные, но не достаточно многосторонние. Вам следует подумать, как они должны быть улучшены и чем дополнены.
Менее 10 Ваши контакты с детьми явно недостаточны. Срочно меняйте отношение к ребенку.
Тест «Стили воспитания»
Цель: помочь родителям определить свой стиль воспитания, проанализировать свое родительское поведение.
Инструкция: из 4 вариантов ответа выберите самый для вас предпочтительный.
- Чем по вашему мнению определяется характер человека – наследственностью или воспитанием?
А) Преимущественно воспитанием.
Б) Сочетанием врожденных задатков и условий среды.
В) Главным образом врожденными задатками.
Г) Ни тем, ни другим, а жизненным опытом.
2. Как вы относитесь к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей?
А) Это игра слов.
Б) Абсолютно с этим согласен.
В) Готов с этим согласиться при условии, что нельзя забывать и о традиционной роли родителей как воспитателей своих детей.
Г) Затрудняюсь ответить, не задумывался об этом.
3. Какое из суждений о воспитании вы находите наиболее удачным?
А) «Если вам больше нечего сказать ребенку, скажите ему, чтобы он пошел умываться».
Б) «Цель воспитания – научить детей обходиться без нас».
В) «Детям нужны не поучения, а примеры».
Г) «Научи сына послушанию, тогда сможешь научить и всему остальному».
4. Считаете ли вы, что родители должны просвещать детей в вопросах пола?
А) Меня никто этому не учил, и их сама жизнь научит.
Б) Считаю, что родителям следует в доступной форме удовлетворять возникающий у детей интерес к этим вопросам.
В) Когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор и об этом.
Г) Конечно, в первую очередь это должны сделать родители.
5. Следует ли родителям давать ребенку деньги на карманные расходы?
А) Если попросит, можно и дать.
Б) Лучше всего регулярно давать определенную сумму на конкретные цели и контролировать.
В) Лучше давать определенную сумму, чтобы ребенок сам планировал расходы.
Г) Когда есть возможность, можно иной раз дать ему какую-то сумму.
6. Как вы поступите, если узнаете, что вашего ребенка обидел одноклассник?
А) Огорчусь, постараюсь утешить ребенка.
Б) Отправлюсь выяснить отношения с родителями обидчика.
В) Дети сами лучше разберутся в своих отношениях, тем более что их обиды недолги.
Г) Посоветую ребенку, как лучше себя вести в таких ситуациях.
7. Как вы отнесетесь к сквернословию ребенка?
А) Постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей, это не принято.
Б) Сквернословие надо пресекать в зародыше! Надо оградить ребенка от невоспитанных детей.
В) Подумаешь! Все мы знаем эти слова. Не надо придавать этому значение.
Г) Ребенок вправе выражать свои чувства, даже тем способом, который нам не по душе.
8. Дочь или сын – подростки решили отдохнуть на даче у друзей без родителей. Отпустите вы или нет?
А) Ни в коем случае!
Б) Возможно, если я знаю ее товарищей.
В) Она вполне разумный человек, чтобы принять решение.
Г) Не вижу причины запрещать.
9.Как вы отреагируете, если ребенок солгал?
А) Выведу его на чистую воду. Б) Не стану придавать значение.
В) Расстроюсь Г) Попробую разобраться.
10. Считаете ли вы, что подаете ребенку достойный пример?
А) Безусловно Б) Стараюсь
В) Надеюсь Г) Не знаю
Обработка результатов
Стиль поведения | Номера вопросов | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
Демократический | Б | В | В | Г | В | Г | А | Б | Г | Б |
Авторитарный | А | А | Г | В | Б | Б | Б | А | А | А |
Либеральный | В | Б | Б | Б | А | А | Г | В | В | В |
Опекающий (индифферентный) | Г | Г | А | А | Г | В | В | Г | Б | Г |
Демократический – родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями. Подростки включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. При этом родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует правильное, ответственное социальное поведение.
Авторитарный – все решения принимают родители, ребенок должен подчиняться их воле, авторитету. Родители ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами, физическим наказанием. Наиболее активные, сильные подростки сопротивляются и бунтуют, становятся агрессивными и нередко покидают родительский дом. От такого стиля воспитания у детей формируется комплекс неполноценности, наблюдается повышенный уровень страха и тревожности. Дети становятся подозрительными, недоверчивыми, с заниженной самооценкой, враждебны к окружающим.
Либеральный – попустительский. Ребенок не знает запретов, ограничений. Родители не умеют руководить детьми. Становясь более взрослыми, такие подростки конфликтуют с теми, кто не потакает им, не способны учитывать интересы других людей, устанавливать эмоциональные связи, не готовы к ответственности, равнодушные, неуверенные в себе.
Хаотический – непоследовательность воспитания, нет стабильности, наличие четких ориентиров в поведении и оценках. Дети импульсивны, тревожны, неуверенные, с чувством вины и страха.
Опекающий – приводит с одной стороны, к чрезмерному преувеличению собственной значимости у ребенка, а с другой – к формированию у него беспомощности, тревожности, запаздыванию социальной зрелости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительский всеобуч. Серия лекций: «Подростковый возраст – это не смертельно!»
Цели проведения данного лектория:1.Психолого-педагогическое просвещение родителей о подростковом возрасте.2.Осмысленный подход родителей к воспитанию своих детей.3.Достижение позитивных перемен ...
Родительский всеобуч
План родительского всеобуча....
Родительский всеобуч
Что несет человеку любовь? Что несет любовь человечеству? Моя любовь без дна, а доброта – Как ширь морская. Чем больше трачу, Тем становлюсь безбрежней и богаче.(В. Шекспир...
Родительский всеобуч "Сквернословие и его последствия"
Тема: « Сквернословие и его последствия»...
Родительский всеобуч "Сквернословие и его последствия
Материал составлен в виде презентации для родительского всеобуча по теме "Сквернословие и его последствия" 2...
Родительский всеобуч для родителей 5 - 6 классов Школьная форма: за и против
Родительское собрание для 5-6 классов было проведено, с цельюпознакомить родителей с историей школьной формы, с современными требованиями к школьной форме; воспитывать у родителей и ученик...
Материал для родительского собрания «Нравственные законы семьи – законы жизни» (родительский всеобуч от 30 .01.2015 года) К воспитанию детей следовало бы относиться как к самой важной из земных профессий.
Семья должна учить ребёнка не только законам человеческого существования, но и законам совместного проживания....