Почему подростки курят?
план-конспект урока (7 класс) по теме
Цель собрания: Выявить причины курения подростков и определить роль семьи в их искоренении.
Основные понятия:
· Вредные привычки;
· Здоровый образ жизни.
· Здоровье
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_pochemu_podrostki_kuryat.doc | 120 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание "Почему подростки курят?"
Класс 7
Время для проведения собрания – 1 час
Цель собрания: Выявить причины курения подростков и определить роль семьи в их искоренении.
Основные понятия:
- Вредные привычки;
- Здоровый образ жизни.
- Здоровье
Оборудование:
- Правила общения на собрании
- Ватманы
- Стикеры разных цветов
- Магнитная доска и магниты.
- Цветные фломастеры.
- Бумага формата А4.
- Информационные листы
Структура родительского собрания.
Этапы занятия | Формы и методы | Время | Ожидаемые результаты |
Этап 1 Мотивация. Постановка проблемы. | Вводное слово учителя. Работа с информационными листами. Обсуждение притчи | 5 мин. | У участников собрания должны появиться потребность и желание обсуждать проблемы, вынесенные на собрание. Участники усваивают цели и задачи собрания |
Этап 2 Работа с понятиями | Индивидуальная работа. «Мозговой штурм». Ранжирование. | 5 мин. | Участники должны обратить внимание на сущность понятия «здоровье» и важность проблемы его укрепления . |
Этап 3 Изучение основных проблем: | Работа в группах; «мозговой штурм»; метод дискуссии. | 40 мин. | В ходе обсуждения выявляются взгляды родителей на причины подросткового курения и их собственной роли как родителей в стимулировании подросткового курения. |
Этап 4 Подведение итогов | «Письмо» | 10 мин. | Участники должны понять, в чем проявляется ответственность родителей. |
Ход собрания.
Для проведения подобного собрания необходимо создать обстановку доверия и взаимной поддержки. Очень важно, чтобы с первых минут родители почувствовали новые возможности в общении. Именно для этого предлагаются, обсуждаются и принимаются правила общения на собрании.
1. Правило конфиденциальности.
Запрещается рассекречивать то, что доверяет родитель остальным участникам. Конфиденциальность необходима для защиты частной жизни ребенка и его семьи. Откровенность возможна только в случае уверенности в собственной безопасности. Именно поэтому классный руководитель ничего не записывает за родителями или просит у них на это разрешение.
2. Правило равноправия участников.
Оно означает, что все имеют равные права: право высказываться, право быть услышанным, право попросить помощи. Многое здесь зависит от классного руководителя. Совершенно естественно, что одни родители вызывают у него большую симпатию, чем другие. Но для самовыражения всем родителям необходимо предоставлять равные возможности. Нельзя, чтобы основное внимание уделялось общительным родителям, а более замкнутые и стеснительные оставались в тени.
3. Правило искренности.
«Либо я говорю то, что думаю, либо я молчу». Классный руководитель может стимулировать желание родителей высказаться, но не может давить. Искренность родителей начинается с искренности классного руководителя.
4. Правило толерантности
Оно означает, что мнения, вкусы, пристрастия, каждого участника должны уважаться всеми. Это вовсе не означает, что недопустимы споры и дискуссии- недопустимы остракизм и презрение.
Возможно, размещение этих правил на видное место.
Этап 1. Мотивация. Постановка проблемы.
Каждый родитель получает информационный лист №1, где сделана подборка фактов негативного влияния никотина на здоровье ребенка и знакомится с ним. (Данные листы могут быть подготовлены детьми предварительно на классных часах)
Информационный лист №1
- Большинство людей начинают употреблять табак еще до того, как заканчивают школу. Это значит, что если подросток не закурит в школьном возрасте, то есть вероятность, что он не закурит никогда.
- Большинство курящих подростков зависимы от никотина. Они хотят бросить курить, но не могут. Когда они пытаются бросить, они испытывают ,так же как и взрослые, неприятные симптомы отмены.
- В сравнении с некурящими, курящие дети в 3 раза больше употребляют алкоголя. Они в 8 раз чаще начинают курить марихуану и в 22 раза чаще начинают употреблять кокаин.
- Начиная курить, дети в большинстве случаев снижают успеваемость в школе. Они предпочитают общаться с теми детьми, которые тоже курят. Обычно у них низкая самооценка и они не знают, как сказать Нет табаку.
- По данным профессора Гавалова С.М., из общего числа детей, болеющих бронхиальной астмой, воспалением легких и орз, более 65 % - пассивные курильщики.
- Опрос среди большой группы курящих показал, что 55% курящих знают о том, что эта привычка сокращает их жизнь, 22% никогда не задумывались над этим, а 23% не верят во вредность табачного зелья.
- Подавляющее большинство подростков говорили с родителями о вреде курения. О вреде курения родители предупреждают курящих подростков даже больше, чем некурящих.
- Если в курящих семьях и в семьях бывших курильщиков подростки начинают курить в 11 с небольшим лет, то в некурящих семьях - на год позже.
- Благодаря мерам убеждения (и принуждения) в США более 20 миллионов человек в относительно короткие сроки бросили курить.
- В докладе начальника медицинского управления говорится, что ученики старших классов курят меньше, чем ученики младших классов.
Ведущий: Уважаемые родители, перед Вами 10 примеров негативного влияния курения на подростка. Вам необходимо выбрать тот факт, который на ваш взгляд более всего отражает сущность подобного влияния на детей, и объяснить почему.
Родителям предоставляется возможность высказать свое мнение.
Ведущий: Курение - это проблема, которая коснулась или может коснуться каждой семьи и каждого ребенка. Это проблема, которая может стать причиной больших трудностей в семье, а может быть и даже трагедии.
Участникам собрания предлагается прослушать притчу «Рыбак».
Рыбак
Однажды утром норвежский рыбак с двумя сыновьями отправились ловить рыбу. Улов был хорош, и к полудню трое мужчин готовы были вернуться домой. Но когда они начали вытягивать сети, внезапно налетела буря и полностью скрыла из вида береговую линию. Тем временим, их домик загорелся, и огонь сжег их жилье и все имущество. Когда рыбак с сыновьями выбрался на берег, его ждала плачущая жена, которая тут же рассказала мужу и детям о постигшем горе. Но рыбаки бровью не повел. Жена возмутилась: «Муж, мы потеряли все, что у нас было, а тебе дела нет!» Тогда рыбак ответил: «Огонь, уничтоживший наш домишко, оказался тем самым светом, который внезапно возник в густом тумане и указал нам дорогу к берегу»
Ведущий: Ответить на вопрос «Почему дети курят?» - это значит определить причины этой проблемы. Это, значит, ликвидировать возможность семейных конфликтов и, в конечном счете, спасти здоровье своих детей. Это значит «найти дорогу к берегу».
Этап 2. Работа с понятиями.
Работа с понятиями проводится в два приема: сначала участникам предлагается сформулировать собственные понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни» на цветных тиккерах и приклеить на ватман, где написано:
«Здоровье – это_____» и «Здоровый образ жизни – это______».
Затем происходит обсуждение в рамках свободной дискуссии, в которой принимают участие все присутствующие. Выявляются разные оттенки данных понятий: физиологические, психические, психологические, социально-общественные (возможно ранжирование).
Принципиально важно вывести участников на уровень предметного обсуждения и конкретные определения. Как рабочими можно воспользоваться следующими определениями:
«Здоровье – состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких- либо болезненных изменений. Представляет не только биологическую, но и социальную категорию, т.е. состояние телесного, душевного и социального благополучия».
«Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия»
Этап 3. Изучение основной проблемы
Участникам предлагается разделиться на две группы: те, кто курит и те, кто не курит. (По желанию) На доске для каждой группы вывешивается ватман с вопросом «Насколько важной причиной курения подростков Вы считаете следующие обстоятельства?»
Ведущий: Данные обстоятельства определили сами дети. Теперь это необходимо сделать Вам, уважаемые родители. Необходимо выбрать три наиболее важных причины и отметить тиккерами.
- То, что их друзья курят;
- Влияние сверстников;
- Стремление выглядеть круто;
- Стремление подражать взрослым;
- Примеры по телевидению или в кино;
- То, что сигареты легко купить;
- Удовольствие от запретного;
- То, что их родители курят;
- То, что кругом твердят: «Не делай этого»;
- Влияние рекламы табака;
- Снять стресс;
- Удовольствие от курения;
- Потому что это опасно;
Затем проводится обсуждение результатов и сравнение их по группам.
Ведущий: Знакомясь с результатами различных опросов подростки как обычно чаще всего выделяют такие причины как влияние друзей, стремление выглядеть круто стремление подражать взрослым. Значение эффекта подражания взрослым, в том числе и собственным родителям, считают важной причиной подросткового курения почти две трети самых младших подростков 12-13 лет, именно для них пример взрослых является наиболее важным.
Каждый участник получает информационный лист №2 с результатами одного из опросов, проведенного среди подростков российских школ.
Информационный лист №2
Ведущий Дает анализ информационных материалов.
Уважаемые родители, обратите внимание, что желание соответствовать сверстникам и их стандартам считается основными причинами подросткового курения среди большинства подростков всех исследованных возрастов. Кроме этого, однако, значительная доля младших подростков (12-13 лет) считает важным желание подражать взрослым (60%), примеры, которые они видят по телевизору и в кино (44%), а также то, что их родители курят (45%). С увеличением возраста доля тех, кто считает важным фактором подражание взрослым или, наоборот, стремление поступить всем наперекор, падает, зато растет доля тех, кто объясняет подростковое курение «взрослыми факторами» - желанием снять стресс.
Ведущий: Более половины подростков 12-17 лет пробовали курить. Курение родителей имеет тесную взаимосвязь с попытками подростка начать курить. В семьях с курящими родителями и даже в семьях бывших курильщиков две трети подростков хоть раз в жизни пробовали курить, в некурящих семьях таких намного меньше - 41% . Роль родителей и семьи в целом очень велика, так как с раннего детства на всех этажах психики человека могут закрепляться привычки, в том числе и привычка табакокурения.
Участники получают информационный лист №3
Информационный лист №3. Точка зрения психолога.
У табачника папы, привычка отравляться никотином в подсознание ребенка закладывается с первых дней. когда малыш видит самого дорогого для себя человека с дымящей сигаретой во рту, эта картинка запечатлевается. В последующие годы в подсознании закрепляется установка, большинство мужчин никотинисты.
В быту существует мнение, что ребенок еще маленький и ничего не понимает. Да «понятийный аппарат» у него еще не работает как у взрослого. Но психика ребенка устроена так, что она фиксирует и запоминает все увиденное и услышанное.
При взрослении вся детская информация обрабатывается подсознанием и выдается в сознание как собственный устойчивый мотив поведения. И картинка «дымящий папа (мама)» будет навязываться сознанию как нормальный вариант поведения. Другой компонент психики фиксирует информацию только другой информации, все о вреде курения. Эта информация находится в области бессознательного и в течении жизни пополняется. Так, когда мама, бабушка выговаривают папе, что он много дымит, да еще и не там. Эта информация как м все происходящее вокруг ребенка адресно идет в отсек психики «позитива»..В дальнейшем в садике, в школе этот отсек пополняется информацией ориентирующей против табака. Вся информация о табачном отравлении к этому времени в психике ребенка хранится в двух отсеках. В долговременной памяти на полочке где все, все собрано о курении и где собрано о ядовитом пороке. Это как раз и является той силой, которая подстрекает никотинового страдальца избавляться от зависимости. В дальнейшем по мере становления личности эта информация приобретает некоторое влияние, определяющее отношение к проблеме.
Ведущий: Для более полного раскрытия этого явления рассмотрим несколько вариантов.
Присутствующие делятся на три группы. Каждая получает ситуацию. Задание: смоделировать последствия для ребенка развития ситуации.
Задание №1
Оба родителя употребляют никотин и ребенок не получил в семье никакой информации о вреде табака. Это вариант не гипотетический, он имеет место у малочисленных народностей севера, когда семья оленеводов живет обособленно. В этой семье табак употребляют папа, мама, бабушка, старшая сестра. Настя начала курить в 8-9 лет. Ребенок музыкально одаренный, она, во время замеченная попадает в московскую консерваторию, а затем в филадельфийский камерный оркестр.
Задание №2
Курит один папа. А мама ему за это постоянно наговаривает, причем обоснованно и аргументировано. К тому же папа, несмотря на свое пристрастие с сыном с раннего детства ведет антиникотиновую пропаганду. Будешь травиться, тебе еще больше достанется, чем мне от твоей мамы.
Задание №3
Обособленная деревня староверов. Табачное пристрастие большой грех, по этому папа не курит, мама не курит, да и вообще в деревне никто не употребляет никотин. Табачный дымок в деревню попадает лишь со случайно зашедшим охотником. Это сразу же становится поводом для антиникотиновой беседы с сыном.
В ходе обсуждения выявляются взгляды родителей на причины подросткового курения и их собственной роли как родителей в стимулировании подросткового курения.
Ведущий: Образ курильщика. Что он из себя представляет? У Вас имеются тиккеры, на которых вы можете написать 2 положительных и 2 отрицательных качества и разместить их на ватмане:
Отрицательные качества | Положительные качества |
После выполнения задания ведущий вновь обращается к результатам социологического опроса. Ватман вывешивается на доске.
Ведущий: Образ курения и курильщика у принимавших участие в исследовании родителей несовершеннолетних и опрошенных подростков очень схож. У подавляющего большинства (свыше трех четвертей) опрошенных родителей и подростков сложилось представление о курении как о привычке не только опасной, но и влекущей за собой такие неприятные физические последствия, как изменение цвета зубов и неприятный запах от самого курильщика. В целом большинством и родителей и подростков курение считается только напрасной тратой денег. Родители также считают курение слишком дорогой привычкой. То есть подавляющее большинство опрошенных взрослых и подростков знают и осознают вред, которые курение наносит человеку.
Вы тоже можете выразить свое мнение при помощи имеющихся у вас тиккеров
Ведущий: Кому больше всего доверяют дети? Обратимся к итогам социологического опроса
Ведущий: Чем взрослее подростки, тем меньший интерес и меньшее доверие они испытывают к родителям как источнику информации о курении. Если среди 12-летних 70% сказали, что испытывают интерес к тому, что родители могут сказать о курении, а подавляющее большинство (89%) доверяют мнению родителей, то в 17 лет интерес к мнению родителей испытывают лишь половина подростков, а доверие мнению родителей вызывает у 70%. Уровень интереса и доверия к родителям можно охарактеризовать как очень высокий у подростков до 15 лет, а потом он достаточно резко снижается у подростков 16-17 лет, которые находятся на пороге вступления в новую жизнь.
Сегодня у нас и наших детей еще есть время, чтобы, используя их доверие и интерес заложить в ответственное отношение к своему и чужому здоровью.
Этап 4. Подведение итогов.
Ведущий: У нас есть еще время, чтобы зажечь тот огонек, «который укажет нам путь к берегу».
Каждому родителю предлагается написать небольшое письмо - обращение к своему ребенку, которое будет передано на очередном классном часе.
Литература:
- Авдеенко А.А. Курить бросим – яд в папиросе: пять уроков для желающих навсегда покончить с дикой и унизительной для человека привычкой – табакокурением. Барнаул, 1991 г.
- Активные формы групповой работы с родителями. Школьный психолог , № 19, 2006 год.
- Александров А.А., Прохоров А.В. Организация профилактики курения среди детей и подростков. «Здоровье Российской Федерации»,1992.
- Аллен Карр. Легкий способ бросить курить. М., Добрая книга, 2002.
- Баль Л.В., Барканова С.В.. Формирование здорового образа жизни российских подростков. М., Владос, 2003.
- Ладохина И.Ю. Часы общения – часы поддержки. Классный руководитель №8, 2005.
- Мой выбор. Энциклопедия материалов. Москва,2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Почему подростки не хотят учиться?
Материал будут полезен родителям, которые сталкиваются с нежеланием ребенка учиться...
Почему подросткам трудно учиться
Рекомендации для родителей подростков о том, как вырастить ребенка не только умным, но здоровым и счастливым....
Советы родителям- почему подросткам надо пить молоко
Почему подросткам надо пить молокоВ период активного роста и полового созревания у подростков резко возрастает потребность в кальции. Однако то количество, которое они обычно получают из пищи, никак н...
Урок-проект в 7 классе по теме Почему подростки спорят с родителями?
Урок-проект по теме: Почему подростки спорят с родителями?...
Разработка урока "Почему подростки выбирают субкультуру? Как я выражаю свою индивидуальность.
Урок по УМК Кузовлева.10 класс. Профильный уровеньОбразовательная цель:развитие иноязычной коммуникативной компетенции.Метапредметные цели:1. развитие умения определять цели, ставить задачи2. развитие...
ПОЧЕМУ ПОДРОСТКОВ НУЖНО ЛЮБИТЬ ДАЖЕ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ГРУДНИЧКОВ.
Данная статья-это рассуждение одной мамы о том, почему подростков надо любить больше, чем грудничков. Она приводит свои примеры из жизни. Очень интересная статья. После неё стоит, действительно, перес...
Беседа «Почему подростки совершают преступления?»
План - конспект урока...