поощрение или наказание
методическая разработка по теме
Предварительный просмотр:
План собрания.
1. Сообщение учителя о значении методов поощрения и наказания в воспитании детей
2.Анализ анонимного анкетирования среди родителей и детей
3.Беседа с родителями по вопроснику
4.Пример педагогической ситуации
5. Подведение итогов (раздать родителям памятки)
Цель собрания: определить правила применения воспитательных приемов «наказания» и «поощрения».
Подготовка к собранию:
Написать на интерактивной доске эпиграф: "Когда мы наказываем ребенка, мы не усложняем его жизнь, а облегчаем, мы берем выбор на себя. Мы освобождаем его совесть от необходимости выбирать и нести ответственность…" (С. Соловейчик);
• разработать анкету для родителей и детей провести их анкетирование примерно за неделю до собрания;
• продумать ход беседы о поощрениях и наказаниях в семье, опираясь на данные анкет родителей.
Материалы к проведению собрания
Анкета для родителей
1. Какие методы воспитательного воздействия вы используете чаще всего? (Требование, убеждение, наказание, поощрение)
2. Соблюдается ли в вашей семье единство требований к ребенку ?(Да, нет, иногда)
3. Какие виды поощрения вы используете в воспитании? (Похвала, одобрение, подарки)
4. Наказываете ли вы ребенка физически? (Да, нет, иногда)
5. Положительно ли влияет на ребенка избранная мера наказания? (Да, нет, иногда)
6. Доверяет ли вам ребенок, делится ли с вами своими секретами? (Да, нет, иногда)
7. Стараетесь ли вы контролировать свое собственное поведение ради воспитания ребенка? (Да, нет, иногда)
Анкета для детей
1.Часто ли вас наказывают?
2.За что вас наказывают?
3.Боитесь ли вы наказания родителей, почему?
4.Вас часто хвалят или поощряют?
5.За что вас поощряют и как?
6.Вас чаще наказывают или поощряют?
7.Кода у вас будут дети вы будете их наказывать?
8.Ваши родители интересуются вашей жизнью или их интересует только ваши оценки?
Ход собрания
Дорогие родители!
Я предлагаю вашему вниманию тему «Наказание или поощрение».
Каждый из нас является родителем и каждому неоднократно приходилось сталкиваться с проблемой: как поощрить или наказать, не навредив ребенку?
Поощрение – это проявление положительной оценки поведения ребёнка. Оценочные суждения направлены на то, чтобы поддержать позитивное поведение ребёнка. Такие оценки вызывают у детей чувство удовлетворения, а у тех, кто не заслужил поощрения, возникает желание пережить в следующий раз подобное чувство.
Поощрение ребенка, за что-то хорошее, примерное поведение укрепляет у него веру в свои силы, вызывает желание и в дальнейшем вести себя лучше, проявить себя с хорошей стороны.
Наказание – это отрицательная оценка поведения ребёнка в случае нарушения им норм нравственности. Задача наказания: создать чувство неудовлетворенности собой и нежелания испытать его еще раз.
Предлагается родителям назвать по одному примеру наказания и поощрения, которые они применяют.
Видов наказания чаще всего бывает больше. Этот метод воспитания мы применяет гораздо чаще. Видов наказаний бывает много, чаще всего гораздо больше, чем поощрений.
После вводной беседы провести анализ анонимного анкетирования родителей и детей.
После анализа задать родителям следующие вопросы:
1. Какова роль поощрения в воспитании детей?
2. Какие виды поощрения вы используете?
3. Какое место занимает поощрение в нравственном становлении ребенка?
4. Нужна ли мера в поощрении и похвале детей?
5. Как вы относитесь к наказанию детей?
6. Предупреждает ли наказание нежелательные поступки?
7. Как вы относитесь к физическому наказанию?
8. Существует ли связь между наказанием и формированием нежелательных черт характера ребенка?
9. Как ваш ребенок реагирует на физическое наказание?
10. Каково значение единства требований родителей в поощрении и наказании детей?
11. Что вы можете сказать о поощрении и наказании словами народной мудрости? Всегда ли это верно?
После того, как я побеседовала с родителями привожу им пример о непростой ситуации в семье и как мама нашла выход:
Прости меня, сынок!
Это история семьи “неблагополучной”, как у нас принято называть. Мать растит сына, одна, без мужа, развелась, когда сыну и года не было. И вот сыну уже 14 лет, ей 34, она работает бухгалтером в небольшом учреждении. За последний год жизнь превратилась в ад. Если до пятого класса сын учился хорошо, то потом появились тройки. Дальше хуже, она хотела только одного, чтобы Володя закончил девятилетку, получил хоть какую-то специальность! Постоянные вызовы в школу: в разговоре классная руководительница не церемонилась, выговаривала ей в присутствии множества учителей, которые тоже не упускали рассказать о провинностях Володи и его неуспеваемости. Подавленная, раздражённая, она шла домой, ощущая полное бессилие что-либо изменить. Её упрёки и назидания выслушивал он молча и угрюмо. Уроки по-прежнему не учил, дома не помогал.
Вот и сегодня пришла домой, а в комнате опять не убрано. А ведь утром, уходя на работу, строго-настрого приказала: “Придёшь из школы, прибери в квартире!”
Поставив чайник на плиту, она устало и нехотя стала прибираться. Вытирая пыль, вдруг увидела, что вазы, хрустальной вазы, подаренной её когда-то подругами на день рожденья (самой ведь сроду не купить!), единственной ценности в доме — нет. Она замерла. Унёс? Продал? Мысли одна страшнее другой лезли в голову. Да, совсем недавно она видела его с какими-то подозрительными мальчишками. На вопрос: “Кто это?” сын буркнул в ответ что-то невнятное, а на лице явно читалось: “Не твоё дело!”
“Это наркоманы!” — прорезало её мозг. О, боже! Что делать это они заставили его! Он сам не мог! Он не такой! А вдруг и он курит зелье? Или?.. Она бросилась вниз по лестнице. Во дворе было уже темно, по улице спешили редкие прохожие. Медленно вернулась домой. “Сама виновата! Сама! Во всём! Дома ему давно житья не стало! Даже бужу по утрам окриком! А вечерами! Весь вечер ору на него! Сыночек, родненький, да что за мать тебе досталась непутёвая!” она долго плакала. Потом принялась тщательно убирать в квартире — сидеть просто так не было сил.
Протирая за холодильником, она наткнулась на какую-то газету. Потянула. Послышался звон стекла, она вытащила завёрнутые в газету осколки разбитой хрустальной вазы...
“Разбил... Разбил!” — вдруг сообразила она и опять заплакала. Но это уже были слёзы радости. Значит, он разбил вазу и никуда её не уносил, — спрятал. И вот теперь, Дурачок, не идёт домой, боится! И вдруг она опять замерла — нет, никакой он не дурачок! Она представила себе, как увидела бы разбитую вазу, представила и свою ярость... тяжко вздохнула и принялась готовить ужин. Накрыла на стол, расстелила салфетки, расставила тарелки.
Сын пришёл в двенадцатом часу. Вошёл и молча остановился в дверях. Она бросилась к нему: “Володенька! Да где же ты так долго пропадал? Я заждалась совсем, измучилась! Замёрз?” она взяла его холодные руки, погрела в своих, поцеловала в щеку — и сказала: “Иди, мой руки. Я приготовила тебе твоё любимое”. Ничего не понимая, он пошёл мыть руки. Потом направился на кухню, а она сказала: “Я в комнате накрыла”. Он прошёл в комнату, где было как-то особенно чисто, опрятно, красиво, осторожно сел за стол. “Кушай, сыночек!” — услышал он ласковый голос матери. Он уже забыл, когда мама так обращалась к нему. Сел, опустив голову, ни к чему не притрагиваясь.
— Что же ты, сыночек?
Он поднял голову и сказал дрогнувшим голосом:
-Я разбил вазу.
— Я знаю, сынок, — ответила она. — Ничего. Всё когда-нибудь бьётся.
Вдруг, склонившись над столом, сын заплакал. Она подошла к нему, обняла за плечи и тоже тихо заплакала. Когда сын успокоился, она сказала:
Прости меня, сынок. Кричу на тебя, ругаюсь. Трудно мне, сыночек. Думаешь, я не вижу, что ты одет не так, как твои одноклассники. Устала я, работы невпроворот, видишь, даже домой приношу. Прости меня, никогда больше тебя не обижу!
Поужинали молча. Тихо легли спать. Утром его будить не пришлось. Сам встал. А провожая в школу, она впервые произнесла не “смотри у меня... ”, а поцеловала в щёку и сказала:
“Ну, до вечера!”
Вечером, придя с работы, она увидела, что пол помыт, а сын приготовил ужин — пожарил картошку.
С тех пор она запретила себе вообще говорить с нам о школе, об оценках. Если ей мучительны, даже редкие посещения школы, то каково же ему?
Когда сын вдруг сказал, что после девятого класса пойдёт в десятый, она не показала своих сомнений. Однажды тайком заглянула в его дневник — там не было никаких двоек.
Но самым памятным днём для неё стал день, когда вечером, поужинав, разложила свои счета, он сел слева, сказал, что поможет ей считать. После часовой работы она почувствовала, что он положил голову ей на плечо. Она замерла. Был маленький, сидел часто возле неё и, утомившись, клал голову ей на руку и нередко так засыпал. Она поняла, что вернула себе сына.
Рассказав вам эту историю мне бы хотелось, чтобы вы помнили:чтобы мы не применяли: наказание или поощрение мы всегда должны помнить, что наказываем или награждаем не ребенка, а его поступок.
Уважаемые родители, не кажется ли вам, что тема нашей беседы должна быть сформулирована иначе: не «Поощрение или наказание», а «Поощрение и наказание». Ведь эти методы воспитания будут эффективно работать только вместе, как и мы с вами вместе формируем из наших детей гармонично развитые личности, достойных членов нашего общества.
Памятка для родителей
Правила наказания:
- Наказывая, подумай: Для чего?
- Наказание не должно повредить здоровью.
- Если сомневаешься – не спеши наказывать.
- Одно наказание – за один проступок.
- Помни о сроке давности.
- Наказал – забудь о проступке.
- Наказывая не унижай.
- Не наказывай лишением любви.
Правила поощрения:
- Не увлекайся.
- За одно дело – один раз.
- Не повторяйся в выборе поощрений.
- Чаще улыбайтесь.
- Дарите подарки и учите их принимать.
- Не хвалите из жалости.
- Не хвалите из желания понравиться
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поощрение и наказание в семье
Данная презентация поможет как классным руководителям подготовиться к родительскому собранию, так и родителям в воспитании подростков....
Родительское собрание "О поощрении и наказании"
В материале содержится презентация к родильскому собранию, выполненная в программе PowerPoint. Основная цель собрания: помочь родителям преодолеть непонимание собственных детей и предотвратить конфлик...
Беседа о поощрении и наказании в семье
Каждому, кому приходилось заниматься воспитанием детей, в своей практике применял методы поощрения и наказания. С помощью этих методов взрослые пытаются корректировать и стимулировать п...
Родительское собрание "Поощрение и наказание "
1.Структурировать знания родителей в области воспитательных воздействий в отношении подростка. 2.Создать условия для оценки родителями собственной системы воспитания; 3.Ознакомить родителей ...
Меры поощрения и наказания в семье
Родительское собрание...
Родительское собрание "Поощрение и наказание"
Родительское собрание«Поощрение и наказание детей в семье илиВоспитание ненасилием»Цели: 1. получить сведения об отношениях между детьми и родителями в семье учащихс...
Родительское собрание на тему: «Поощрения и наказание в воспитании детей»
В данном материале представлены ход собрания на тему "Поощрения и наказание в воспитании детей", анкета для родителей, памятка для родителей....