подростковый суицид
методическая разработка (10 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podrostkovyy_suicid.doc | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Подростковый суицид.
Цель: Расширить знания родителей о причинах, признаках и характере подросткового суицида, предоставить возможность задуматься и оценить взаимоотношения со своим ребенком, воспитывать уважение к личности ребенка и понимание его проблемам, предупреждение случаев совершения суицидальных попыток несовершеннолетними.
Задачи:
- ознакомить родителей с причинами, признаками и характером подросткового суицида;
- расширить знания родителей о возрастных особенностях психики подростков;
- формировать умения и навыки ведения конструктивного диалога с несовершеннолетним.
Оборудование: слайдовая презентация, музыка для создания фона, фломастеры (ручки) по количеству участников, памятка для родителей, бланки анкеты обратной связи.
Форма проведения: проблемный семинар с элементами тренинга.
Методы: лекция, мозговой штурм, упражнение.
Участники: родители детей подросткового и старшего школьного возраста.
Литература:
- Акопян К.З. Самоубийство: проблема мотивации (размышления в связи с психологическим этюдом Н. А. Бердяева "О самоубийстве") // Психологический журнал. - 1996. - Т.17, №3.
- Андреев И.Л. "Заказное" самоубийство: Ритуальный уход из жизни как социально-психологический феномен // Вопросы философии. - 2000. - № 12. - С.14-34.
- Васильева О.С., Андрущенко И.Е. Психологические проблемы отношения к смерти у старшеклассников: теоретические и практические аспекты // Журнал практического психолога. - 2000. - № 3-4. - С.182-200.
- Исаев Д.С. Психология суицидального поведения. - Самара. 2000.
- Ковалев В.В. и др. Диагностика суицидального поведения. - М., 1980.
- Проаль Л. Воспитание и самоубийство детей. Психологический и социологический этюд. - СПб., 1908.
- Шнейдман Э. Десять общих черт самоубийств и их значение для психотерапии // Хрестоматия по суицидологи / Сост. А.Н. Моховиков. - Киев, 1996.
«Для веселия планета наша мало оборудована,
Надо вырвать радость у грядущих дней,
В этой жизни помереть не трудно.
Сделать жизнь значительно трудней».
В. Маяковский (приложение 18, слайд 1)
(«Сергею Есенину»)
Человек рождается (приложение 18, слайд 2).
Перед ним открыты все двери. Каким он будет, кем он вырастет?
Находясь в теплых любящих руках мамы, папы ребенок учится улыбаться, говорить, делать первые шаги: учиться жить.
Он узнает и познает огромный мир под названием жизнь.
Но в жизни каждого ребенка есть радость ,победы, а есть и слезы, обиды, разочарования.
Если ребенка не утешить, одобрить ребенок становиться злым, несчастным, непонятым, непринятым.
Он растет, и вместе с ним растут его слезы, обиды, разочарования.
Не понят, не принят, отвергнут и все проблемы растут как ком.
Что делать, где найти выход?
Всегда ли поиски успешны – родители, учителя, друзья иногда бывают слепы.
Отчаяние, злость, агрессия, безразличие, алкоголь – где выход?
Не найдя выхода он…
Стоя перед пропастью, он делает шаг, и Вы, Вы шагаете вместе с ним.
Он ушел, он…а Вы…Вы остались. (пауза)
Здравствуйте, Уважаемые родители! Я хочу обсудить с вами очень сложный и очень серьезный вопрос (приложение 18, слайд 3). Подростковый суицид. Вопрос, о котором многие боятся даже задумываться и отгоняют мысли об этом, настолько страшным и невообразимым это кажется для многих. И такое отношение к нему вполне нормально, потому, что смерь сама по себе – это страшно и невообразимо. Человек не хочет умирать, В его сути биологической заложено изначально - выжить и избежать ситуаций ведущих к смерти. А вот если человек смирился с мыслью о смерти, вынашивает ее и готов к этому, а тем более ребенок - вот это уже настораживает.
Семье и отдельной личности в период жизненных кризисов свойственно искажение субъективного образа мира, т.е., представлений и отношении к себе и к миру в целом. Суицидальные мысли и фантазии в этот момент очень распространены.
Почти у всех детей лет с девяти просыпается философский «интерес к смерти». Подрастая, ребенок может провести над собой эксперимент. Но подросток не осознает, что «оттуда» не возвращаются.
Удивляет та категория людей, которые начали жизнь самоубийством. Особенно молодые. Пойти на самоубийство, когда у тебя за плечами 15-16 лет? Когда жизнь только-только начинается! Это немыслимо. Почему же подростки, молодежь видят в самоубийстве единственный выход из затруднительного положения? Суициды были всегда, но в наше время число таких случаев растет и растет, особенно среди подростков. Почему?.... (родители высказывают свои предположения) (приложение 18 слайд 4).
Психологический смысл подросткового суицида – крик о помощи, стремление привлечь внимание к своему страданию. Настоящего желания нет, представление о смерти крайне неотчетливо, инфантильно. Смерть представляется в виде желательного длительного сна, отдыха от невзгод, способа попасть в иной мир, так же она видится средством наказать обидчиков (приложение 18, слайд 5).
Кратко обратимся к российской статистике. По данным газеты «Свободная пресса» от 8 октября 2010 года, Россия занимает 3 место в мире по количеству совершенных самоубийств. Задумаемся над этим фактом!
В официальную статистику самоубийств попадают только явные случаи суицида (приложение 18, слайд 6), поэтому нужно понимать число реальных самоубийств значительно превосходит официальные цифры - считается, что ежегодно в мире кончают с собой более 4 000 000 человек.
Только один из четырех (24%) тех, кто совершил попытку самоубийства и остался жив. Число законченных самоубийств среди юношей в среднем в 4 раза больше, чем девушек, но этот показатель может сильно отличаться в разных странах.
За последнее десятилетие число самоубийств среди молодежи выросло в 3 раза. Основные причины суицида: неразделенная любовь, конфликты с родителями и сверстниками, страх перед будущим, одиночество. Ежегодно, каждый двенадцатый подросток в возрасте 15-19 лет пытается совершить попытку самоубийства. По абсолютному количеству подростковых самоубийств Россия занимает первое место.
60% всех суицидов приходится на лето и весну. Может быть потому, что именно в этот период особенно заметен контраст между расцветом природы и неизменностью внутреннего состояния.
Довести подростка до суицида может все что угодно: плохая оценка, ссора с родителями, случайный клик в Интернете
Как вы думаете, какие причины совершения несовершеннолетними суицидальных поступков могут быть? (Непонимание родителей, любовь, учеба, подражание, одиночество, психические заболевания и расстройства личности, самоубийства связанные с причастностью подростка к религиозным сектам, молодежные субкультуры и т. д).
Все суициды делятся на три группы: истинные, скрытые и демонстративные (приложение 18, слайд 7).
Истинный суицид никогда не бывает спонтанным, хоть иногда и выглядит довольно неожиданным. Такому суициду всегда предшествуют угнетенное настроение, депрессивное состояние или просто мысли об уходе из жизни. Причем окружающие, даже самые близкие люди, нередко такого состояния человека не замечают (особенно если откровенно не хотят этого). И своеобразный тест на готовность к истинному суициду - размышления человека о смысле жизни. Подросток часто не находит для себя ответа, каково его предназначение в этом мире, а в силу подросткового максимализма принять ответ - «жить для того, чтобы жить» - ему еще очень трудно. Основной процент самоубийств "из-за любви" происходит потому, что детская влюбленность - не что иное, как отражение потребности быть нужным хоть кому-то: если уж не родителям, то Ему или Ей. И когда взаимности не возникает, нередко приходит ощущение, что ВО ВСЕМ МИРЕ ТЫ НИКОМУ НЕ НУЖЕН.
Но основная часть суицидов – это попытка подростка вести диалог, только вот таким своеобразным и совершенно непригодным для этого методом. Большинство самоубийц, как правило, хотели вовсе не умереть, а только достучаться до кого-то, обратить внимание на свои проблемы, позвать на помощь. Это демонстративный суицид.
Конечно, демонстративный суицид иногда проявляется и как способ своеобразного шантажа - "сделай то-то и то-то или я застрелюсь, повешусь, брошусь под поезд...". И бич демонстративных самоубийц - случайность: случайно выстрелило ружье, случайно затянулась петля, случайно оказался скользким перрон... А они-то хотели только попугать! Скажите же такому человеку, что никто не заставляет его жить насильно, и если он хочет в этой жизни быть значимой личностью, то не лучше ли приложить свою голову и руки к тому, чтобы добиться значимости более адекватными способами.
Скрытый суицид - удел тех, кто понимает, что самоубийство - не самый достойный путь решения проблемы, но тем не менее другого пути человек найти не может. Такие люди выбирают не открытый уход из жизни «по собственному желанию», а так называемое «суицидально обусловленное поведение». Это и рискованная езда на автомобиле, и занятия экстремальными видами спорта или опасным бизнесом, и добровольные поездки в горячие точки, и даже алкогольная или наркотическая зависимость. Даже дети, которые катаются на крыше лифта, могут делать это по той же самой причине. И сколько угодно можно твердить человеку о том, что все это опасно для жизни, как правило, именно этой опасности и жаждут скрытые суициденты.
Не стоит доверять и распространенному мифу о том, что, мол, «кто говорит о самоубийстве, никогда этого не сделает». Да, заявление о возможном суициде может быть и демонстрацией, но может быть и криком о помощи, причем сорвавшимся случайно. И неспециалисту «диагноз» здесь поставить очень сложно. Поэтому лучше не оставлять без внимания такие высказывания.
Если человек серьезно задумал совершить самоубийство, то обычно об этом нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на 3 группы: словесные, поведенческие и ситуационные.
СЛОВЕСНЫЕ признаки (приложение 18, слайд 8):
Человек, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своем душевном состоянии. Он или она могут:
Прямо или косвенно намекать о своем намерении: «Лучше бы мне умереть». «Я больше не буду ни для кого проблемой». «Тебе больше не придется обо мне волноваться». «Скоро все проблемы будут решены». «Вы еще пожалеете, когда я умру!»…
Много шутить на тему самоубийства.
Проявлять нездоровую заинтересованность вопросами смерти.
ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ признаки (приложение 18, слайд 9):
Раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводить в порядок дела, мириться с давними врагами.
Демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие, как:
– в еде – есть слишком мало или слишком много;
– во сне – спать слишком мало или слишком много;
- во внешнем виде – стать например неряшливым;
- в школьных привычках – пропускать занятия, не выполнять д.з., избегать общения с одноклассниками; проявлять раздражительность, угрюмость; находиться в подавленном настроении;
- замкнуться от семьи и друзей;
- быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру; ощущать попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния.
СИТУАЦИОННЫЕ признаки (приложение 18, слайд 10):
Человек может решиться на самоубийство если:
Социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствуют себя отверженным.
Живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье – в отношениях с родителями или родителей друг с другом); алкоголизм – личная или семейная проблема);
Ощущает себя жертвой насилия – физического, сексуального или эмоционального.
Предпринимал раньше попытки суицида.
Имеет склонность к самоубийству впоследствии того, что оно совершалось кем-то из друзей, знакомых или членов семьи.
Перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей).
Слишком критически настроен по отношению к себе.
Что делать?
Если замечена склонность школьника к самоубийству, следующие советы помогут изменить ситуацию (приложение 18, слайд 11):
- Внимательно выслушайте решившегося на самоубийство подростка. В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать. А не осуждение и порицание. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.
- Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план самоубийства, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.
- Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве. Часто человек, не давно находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность. Такое поведение также может служить основанием для тревоги.
- Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным жалобам и обидам такого ребенка. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Он и ли она могут не давать волю чувствам, скрывая свои проблемы, но в тоже время находиться в состоянии глубокой депрессии.
- Не бойтесь прямо спросить, не думают ли он или она о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказывать свои проблемы.
Следующие вопросы и замечания помогут завести разговор о самоубийстве и определить степень риска в данной ситуации:
- Похоже, что у тебя что-то стряслось. Что тебя мучает?
- Ты думал, когда-нибудь о самоубийстве?
- Каким образом ты собираешься это сделать? (Этот вопрос поможет определить степень риска: чем более подробно разработан план, тем выше вероятность его осуществления).
Уважаемые родители, а как вы оцениваете свои отношения с ребенком?
Как вы думаете, а как ваши дети относятся к обсуждаемому нами вопросу? (выслушивание ответов родителей)
Давайте ответим с вами на некоторые вопросы, которые помогут увидеть и отразить картину взаимоотношений с вашим ребёнком(приложение 18, слайд 12).
1. Рождение вашего ребёнка было желанным?
2. Вы каждый день его целуете, говорите ласковые слова или шутите с ним?
3. Вы с ним каждый вечер разговариваете по душам и обсуждаете прожитый им день?
4. Раз в неделю проводите с ним досуг (кино, посещение родственников и т.д.)?
5. Вы обсуждаете с ним создавшиеся семейные проблемы, ситуации, планы?
6. Вы обсуждаете с ним его имидж, моду, манеру одеваться?
7. Вы знаете его друзей (чем они занимаются, где живут)?
10. Вы в курсе о его время провождении, хобби, занятиях?
8. Вы в курсе его влюблённости, симпатиях?
9. Вы знаете о его недругах, недоброжелателях, врагах?
10. Вы знаете, какой его любимый предмет в школе?
14. Вы знаете кто у него любимый учитель в школе?
11. Вы знаете, какой у него самый нелюбимый учитель в школе?
12. Вы первым идёте на примирение, разговор?
13. Вы не оскорбляете и не унижаете своего ребёнка?
Если на все вопросы вы ответили "ДА", значит, вы находитесь на верном родительском пути, держите ситуацию под контролем и сможете в трудную минуту прийти на помощь своему ребёнку. А если у вас большинство "НЕТ", то необходимо немедленно измениться, повернуться лицом к своему ребёнку, услышать его, пока не случилась беда!
Я предлагаю вам разыграть ситуацию взаимоотношения родитель-ребенок.
Родитель должен четко изложить подростку свои страхи, опасения, чтобы он смог вас понять. Покажите свою готовность выслушать и понять ребенка, при этом высказывая свое мнение не должны ожидать, что подросток должен их выполнять (приложение 18, слайд 13).
Что в этом упражнении было трудно?
Попытка самоубийства – это крик о помощи, обусловленный попыткой привлечь к себе внимание. Это его последний аргумент. Очень часто представляя смерть как нечто временное «я умру и посмотрю, что вы будете делать». Подросток просто хочет наладить взаимоотношения с окружающими. Часто нет и шантажа просто наивная вера, что смерть может образумить окружающих.
Как можно помочь детям???
На ваших столах лежат листы бумаги. Пожалуйста, разработайте тактику поведения родителей в разговоре с подростком. (внимательно выслушивать, обращая внимание не только на слова, но и на мимику; уточняйте, правильно ли вы поняли своего ребенка; не давать советы, не давать оценку).
Какие трудности были при выполнении задания?
А теперь давайте обыграем такую ситуацию. Ребенок пришел домой растроенный…
Какие были сложности? Почему?
Скажите пожалуйста, с чем вы уходите с этого родительского собрания? Что удивило, понравилось или не понравилось?
А сейчас я хочу вам раздать памятки о профилактике подросткового суйцида.
Действительно, когда человек рождается, он уже имеет в себе святые слова отец и мать (приложение 18, слайд 14)! И если гроза нашей жизни отрывает лист от дерева, т.е. от родителей , то листик погибает! А если погибнут много листиков на растении, то оно гибнет само! Давайте же поливать будем растение добром, чуткостью, вниманием, порядочностью. Тогда всё у вас будет хорошо! Спасибо. До встречи!
До встречи!
ПАМЯТКА
родителям о профилактике подросткового суицида
1. Прислушиваетесь к своему ребенку, старайтесь услышать его. Вникайте в проблему ребенка. Не обязательно соглашаться с точкой зрения ребенка, но благодаря родительскому вниманию он почувствует свою значимость и ощутить свое человеческое достоинство.
2. Принимайте решения совместно с ребенком, а также давайте ему право принимать самостоятельные решения: ребенок охотнее подчиняется тем правилам, которые устанавливал сам. При этом мы не отрицаем, что некоторые решения могут принимать только родители. Предоставьте ребенку право выбора, чтобы он реально почувствовал, что он. волен сам выбирать из нескольких возможностей.
3. Постарайтесь предупредить ситуацию или изменить её так, чтобы ребенку не нужно было вести себя неправильно.
4. Предоставляйте ребенку возможность отдохнуть, переключится с одного вида деятельности на другой.
5. Требуя что-то от ребенка, давайте ему четкие и ясные указания. Но не возмущайтесь. если ребенок, может быть, что-то не понял или забыл. Поэтому снова и снова, без раздражения, терпеливо разъясняйте суть своих требований. Ребенок нуждается в повторении.
6. Не требуйте от ребенка сразу многого, дайте ему постепенно освоить весь набор ваших требований он просто не может все делать сразу.
7. Не предъявляйте ребенку непосильных требований: нельзя от него ожидать выполнения того, что он не в силах сделать.
8. Не действуйте сгоряча. Остановитесь и проанализируйте, почему ребенок ведет себя так, а не иначе, о чем свидетельствует его поступок.
9. Подумайте, в чем трудность ситуации, в которую попал ребенок. Чем вы можете помочь ребенку в этой ситуации? Как поддержать его?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Сигналы SOS для взрослых: подростковый суицид"
Презентация для родительского собрания . Рассмотрены следующие вопросы:основные мотивы суицидального поведения у детей и подростков,особенности суицидального поведения у детей и подростков,признаки су...
Тематическая лекция для родителей "Подростковый суицид"
Участились случаи подросткового суицида. В связи с этим, департамент образования рекомендовал рассмотреть данный вопрос на родительских собраниях. Данный материал был создан на основании изученной лит...
Профилактика детских и подростковых суицидов
Профилактика детских и подростковых суицидов СУИЦИД— умышленное самоповреждение со смертельным исходом. Типы суицидального поведения Истинный суицид—направляется желанием умереть,...
Родительский лекторий на тему "Подростковый суицид"
Оказание профилактической помощи родителям по проблеме подросткового суицида.В разработке представлен материал о проблемах суицида в подростковом возрасте...
Презентация к родительскому собранию "Подростковый суицид"
Презентация к родительскому собранию "Подростковый суицид" - информация, рекомендации, советы.....
Родительское собрание для 6-11 классов: "Суицид в подростковой среде. Меры профилактики и предупреждения подросткового суицида"
Расширить знания родителей о причинах, признаках и характере подросткового суицида;2.Предоставить возможность задуматься и оценить взаимоотношения со своим ребенком;3.Воспитывать уважение к личн...
Подростковый суицид. Общая характеристика работы в образовательных учреждениях после завершенного суицида.
Подростковый возраст обычно считают трудным периодом возрастного развития. Трудности усугубляются ныне сложившимися социальными условиями жизни. В наиболее сложном положении оказываются растущие...