Положительные эмоции. Часть 1
презентация урока для интерактивной доски (5 класс) по теме
Рекомендации родителям по развитию положительных эмоций у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
polozhitelnye_emocii._chast_1.doc | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание
«Положительные эмоции и их значение в жизни человека»
Цель: Выявление особенностей взаимоотношений между ребёнком и родителями.
Задачи:
- совместно с родителями обсудить проблему значения в жизни человека эмоциональной сферы, положительных эмоций;
- актуализировать значение влияния семьи на эмоциональное состояние ребёнка;
- ознакомить родителей с возможными способами психологической поддержки детей.
Форма проведения: обучающий семинар.
Вопросы для обсуждения:
- Значение эмоционально-чувственной сферы для формирования полноценной личности.
- Роль семейных отношений в развитии эмоциональной сферы ребенка.
Подготовка к собранию.
Анкетирование учащихся и родителей.(Приложение 1)
Ход собрания.
Вступительное слово классного руководителя.
Эмоциональное воспитание ребёнка - бесспорно, прерогатива семьи. Следует учитывать, что чувства играют исключительную роль в жизни ребёнка. Они "окрашивают" его ощущения, восприятия, представления, мысли. В них отражается представление ребёнка к окружающему миру.
Для развития у ребёнка позитивного образа "Я" значимыми являются чувства собственного достоинства, гордости, становление которых зависит от условий жизни и воспитания прежде всего в семье. Поддерживать достоинства ребёнка, укреплять его хорошее мнение о себе - задача семьи. Это удаётся сделать в тех семьях, где ребёнка включают в различные виды деятельности, помогают "расти" в них, видеть свои достижения и ощущать, что они небезразличны родителям. Возникшее чувство гордости за хорошо выполненное задание, поручение побуждает ребёнка к новым "победам".
Детство - самая прекрасная пора жизни человека, получившая целый букет красивых определений: счастливое, безмятежное, безоблачное... но для некоторых детей оно - трудное, и, прежде всего, по вине окружающих взрослых. К сожалению, ребёнок не выбирает свою семью, родителей и очень зависит от малого круга общения, особенно в детстве.
Как вы думаете, от чего зависит эмоциональное благополучие ребёнка?
Выслушав мнения родителей, классный руководитель делает записи на доске:
Психологический климат семьи;
самооценка ребёнка;
успешность в учебной деятельности;
взаимоотношения со сверстниками и т. д.
II Анализ предварительного анкетирования родителей
Классный руководитель:
Уважаемые родители, я благодарю вас за ваши откровенные ответы на вопросы анонимной анкеты. Они помогут нам сегодня обозначить круг актуальных вопросов по теме собрания. Благодаря вам, мы имеем следующие результаты:
Большинство родителей (не) знают, от чего зависит психологический настрой ребёнка на весь день.
Считают возможным дойти с ребёнком до школы ... родителей. Не видят в этом необходимости ... родителей.
Интересуясь результатами учебной деятельности, а чаще автоматически, встречают подростка из школы вопросом "Какие оценки ты сегодня получил?" ... родителей.
Интересуясь эмоциональным состоянием подростка, встречают вопросом "Что было интересного в школе?" ... родителей.
Стараясь утвердиться в мысли о несостоятельности своего ребёнка, встречают вопросом "Что ты сегодня натворил?" ... родителей
Знакомы со способами реагирования на успехи и неудачи своего ребёнка, следовательно, и знают, как создать благоприятную психологическую атмосферу для ребёнка ... родителей.
Как видим, у многих из нас недостаточно знаний по данному вопросу. Восполнением этих пробелов мы сегодня и займёмся.
III Психологический всеобуч на тему"Психологический климат семьи и его влияние на эмоциональное состояние ребёнка"
Классный руководитель.
Психологический климат семьи выражается в том, какие преобладают отношения и настроения: восторженное, радостное, светлое, спокойное, тёплое, тревожное, холодное, враждебное, подавленное. При благоприятном микроклимате каждый член семьи чувствует себя равным среди равных, нужным, защищённым и уверенным. Он ощущает семью своеобразным пристанищем, куда приходит отдыхать, или колодцем, где черпает живительную свежесть, бодрость и оптимизм. Главное в семье - чувство самоценности и стремление уважать право каждого быть личностью, а не только мужем, отцом, хозяином дома или партнёром. Благоприятная психологическая атмосфера связана с таким общением, которое не в тягость
кому -то из членов семьи. А для того чтобы барометр вашей семьи показывал всегда хорошую погоду, постарайтесь овладеть следующими умениями:
- "Держать улыбку" (потому что именно лицо - ваша визитная карточка)
- Обращать внимание на других (от вашего знания домашних зависит счастье семьи)
- Слушать, что говорят другие (ибо с глухими разговаривать трудно)
- Говорить "нет", не обижая (и в семье тоже нужна дипломатия)
- Не вступать в конфликты (учтите, что лучший способ выйти из конфликта - это не вступать в него)
- Ободрять других (оптимистом жить легче)
- Делать комплименты (учтите, что женщины любят ухом, и даже самые умные мужчины легко откликаются на самую грубую лесть)
Вероятнее всего благоприятная психологическая атмосфера присутствует в гармоничной среде. Какую же семью можно назвать гармоничной? В такой семье ощущается радость жизни. Все обитатели Дома уверены, что их и интересом и радостью выслушают. Здесь все знают, что с ними считаются и всегда учитывают позицию других. Потому люди открыто проявляют свои чувства: радость и огорчения, успех и поражения. В такой семье люди не боятся рисковать, так как знают - семья поймёт, что поиск нового всегда сопряжён с возможными ошибками. Ошибки говорят о том, что человек меняется, растёт, совершенствуется и развивается. В гармоничной семье все чувствуют себя на своём месте, и они таковы, какими хотят себя видеть - признанные и любимые. Здесь привыкли смотреть друг на друга, а не в сторону или в потолок. И даже младенцы выглядят открытыми и дружелюбными. В семье царит молчаливое спокойствие (но не безразличное молчание или молчание из-за страха быть непонятным). Буря в таком Доме - это признак какой - то очень важной активности членов семьи, а вовсе не попытка затеять ссору. Ведь каждый знает: если его не слушают сейчас, то лишь потому, что на это нет времени, а не потому, что не любят. В таких семьях люди чувствуют себя уютно и комфортно. Взрослые и дети не скрывают нежности и в любом возрасте проявляют её не только в поцелуях, но и в том, что открыто беседуют о себе, о своих делах.
Воспитывая детей, родители ведут себя как лидеры, но не как хозяева и руководители. Свою главную воспитательную задачу они видят в том, чтобы научить ребёнка в любой жизненной ситуации оставаться человеком, и поэтому не скрывают от детей негативные факты, делятся своим огорчением, гневом, а, когда им хорошо, могут быть радостными и уверенными в себе. если в проблемных семьях родители призывают детей не огорчать мать или отца, наказывают или даже бьют только за то, что ребёнок не сказал "спасибо" или ответил невежливо на замечание, то в гармоничной семье родители твёрдо знают, что им самим постоянно надо учиться быть родителями, а значит - лидерами!
В гармоничной семье родители твёрдо знают, что дети по своей природе не могут быть плохими если ребёнок ведёт себя плохо, это означает, что он неправильно понимает ситуацию или же мало ценит и уважает самого себя.
Истинная сущность воспитательной работы, вы и сами уже догадались об этом, вероятно, заключается вовсе не в ваших разговорах с ребёнком, не в прямом воздействии на ребёнка, а в организации вашей семьи, вашей личной и общественной жизни и в организации жизни ребёнка. Воспитательная работа есть прежде всего работа организатора. В этом деле поэтому нет мелочей.
IV Организация обсуждения на тему "Роль родителей в эмоциональном благополучии детей"
Классный руководитель.
Как вы думаете, в чём заключается роль родителей в создании эмоционального благополучия детей? Что Вы понимаете под термином "психологическая поддержка"? (Классный руководитель записывает все версии, далее проходит обсуждение, учитель даёт рекомендации и помогает сделать выводы. Естественно, что у родителей могут возникнуть различные версии, которые на протяжении всей беседы будут дополнять определение. Главный вывод: поддержка необходима и является важнейшим фактором, способным улучшить взаимоотношения между ребёнком и родителями.)
Давайте разберёмся, почему родители часто позволяют себе высказывания типа: "Ты всегда плохо справляешься со своими обязанностями, и я вынужден (а) исправлять , доделывать всё за тебя" Есть две причины: 1) родители разговаривают с ребёнком так же, как разговаривали с ним в дошкольном возрасте; 2) взрослая жизнь в социуме приучает родителе к постоянному столкновению с неудачами, к ожиданию худшего, т. е. сами взрослые изначально не верят в удачу ребёнка.
Стремление к тому, что бы у ребёнка сформировалось позитивное отношение к жизни, чтобы в его характере не сложилась тенденция к ожиданию неудачи и разочарования - одна из главных задач родителей. Поэтому важно поощрять и поддерживать ребёнка в его самостоятельных начинаниях.
Действительно, наши дети вырастают и им хочется другого отношения со стороны родителей. Для того чтобы дома, (в семье) они чувствовали себя уверенно, нужно родителям изменить своё отношение к детям. Давайте посмотрим видеоролик "Обращение (наказ) родителям от учащихся 6А класса ", в котором дети, словами психологов, пытаются объяснить родителям
некоторые простые истины.
И так, какие же рекомендации можно дать родителям по развитию положительных эмоций у детей. Показ презентации: "Рекомендации родителям по развитию положительных эмоций у детей"
Ритуалы, которые нравятся детям:
- перед уходом в школу получить объятие родителей и напутственное слово или жест, в котором будет маленькая тайна взрослого и ребенка;
- придя из школы, рассказать о своих удачах и проблемах и получить слова поддержки и участия за чашкой чая;
- в выходной обсудить прожитую неделю и её значение для детей и родителей;
- посидеть в сумерках при свечах рядом с мамой и папой;
- на ночь услышать доброе пожелание;
- в свой день рождения получать сюрпризы и устраивать их для других членов семьи;
- вместе с мамой готовить к празднику и печь красивый пирог, а с папой просто поговорить по душам;
- посидеть с мамой и папой, взявшись за руки во время своей болезни и попросить у них любимую еду или что-то такое, чего очень давно хотелось.
Анализ анкет для учащихся.
Ну и в конце собрания хочется отметить тот факт, что классный руководитель играет немаловажную роль в формировании положительных эмоций у учащихся. Я приготовила видеосюжет о том, как мы с ребятами сходили в августе месяце 2011года в поход в село Пещёрка. Вы можете посмотреть на наших ребят, их эмоциональное состояние. (Демонстрируется видеоролик "Поход в Пещёрку")
После похода мы готовились с ребятами к 1 сентября. Каким увидела его ученица нашего класса Браун Кристина и какие эмоции возникли у неё на День знаний мы постарались передать с ней в следующем сюжете. (Просмотр видеоролика "1сентября")
Заключение
Уважаемые родители! Я, как классный руководитель, делаю много для создания положительных эмоций у учащихся в классе, но не следует забывать, что главную роль в жизни ребёнка имеет семья. Ведь не зря говорится: "Счастлив тот, кто счастлив дома". Всего вам доброго! До новых встреч!
Приложение 1
Анкета для родителей.
Уважаемые родители! С целью изучения эмоционального состояния ребёнка просим вас ответить на вопросы анкеты. Рядом с нужным ответом поставьте галочку.
- Знаете ли Вы, от чего зависит психологический настрой ребёнка на весь день?
а) да
б) нет
- Считаете ли Вы нужным использовать возможность дойти до школы вместе с ребёнком?
а) да, я часто так делаю
б) нет, я не вижу в этом необходимости
в) нет, но хотелось бы знать мнения других
- Какой вопрос Вы задаёте ребёнку, когда он возвращается из школы
а) "Какие оценки ты сегодня получил?"
б) "Что было интересного в школе?"
в) "Что ты сегодня натворил?"
- Что Вы знаете о том, как следует реагировать на успехи и неудачи ребёнка в школе?
а) много об этом читал, знаю многое
б) мало что знаю об этом
в) не знаю ничего
- Знаете ли Вы, что создаёт в семье обстановку суеты, что служит перегрузкой для нервной системы ребёнка?
а) да, знаю
б) знаю, но хотелось бы знать больше
в) не знаю ничего
- Нужен ли Вам совет, как контролировать работу ребёнка дома и как оказать ему разумную помощь?
а) да, он необходим
б) нет
- Считаете ли Вы, что агрессивные интонации являются неотъемлемой частью воспитательного процесса в семье?
а) да, это единственный способ воздействия на ребёнка
б) да, но не только они
в) нет, это неверно
Обработка результатов, их анализ. Подсчитывается количество совпадающих ответов, делается качественный анализ результатов.
Приложение 2
Анкета для учащихся.
Прочти внимательно предложение и продолжи его:
1. Я злюсь, когда мои родители…
2. Я радуюсь, когда мои родители…
3. Я счастлив, когда…
4. Я переживаю, когда…
5. Я возмущаюсь, когда…
6. Я протестую, когда…
Литература:
Родительские собрания: 5 класс / Авт. сост. О. В. Дюкина. - М.: ВАКО, 2008. - 256 с. - (Учебный год).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Положительные эмоции и их значение в жизни человека.
Положительные эмоции и их значение в жизни человека. Памятка для родителей. А также ритуалы, которые нравятся детям....
Положительные эмоции
Положительные эмоции и их значение в жизни ребёнка Психологическое развитие детей, их моральные принципы, образцы поведения закладываются в семье. Поэтому родители должны отдавать себе отч...
Положительные эмоции. Часть 2
Рекомендации родителям по развитию положительных эмоций у детей....
Родительское собрание «Положительные эмоции и их значение в жизни человека».
Обсуждение с родителями проблемы значения в жизни человека эмоциональной сферы, положительных эмоций; способствовать приобретению родителями практических знаний по развитию эмоций у учащихся....
РЕКОМЕНДАЦИИ по развитию положительных эмоций у ребёнка.
РЕКОМЕНДАЦИИ по развитию положительных эмоций у ребёнка....
Выступление "Влияние положительных эмоций на здоровье ребенка"
О влиянии положительных эмоций на здоровье тубинфицированных детей...