Родительское собрание "Поговорим о правах"
методическая разработка (8 класс) по теме
Родительское собрание в рамках правового воспитания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_na_temu.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание на тему
«Поговорим о правах ребенка»
Цель: расширить представления о правах ребенка и функциях родителей по их исполнению и защите.
Задачи: 1. уяснить существо ключевого понятия и нормативно-правовые основы соблюдения и защиты прав ребенка.
2. Выявить противоречия и проблемы, приводящие к ущемлению или нарушению прав несовершеннолетних.
3. Осмыслить ситуацию, в которых права ребенка могут нарушаться, и научится выстраивать свои собственные действия в связи с потенциальной необходимостью защиты этих прав.
Форма проведения: семинар-практикум
Этапы подготовки.
1. анкетирование родителей.
Уважаемые родители!
В связи с подготовкой к родительскому собранию на тему «Поговорим о правах ребенка», просим Вас ответить на предлагаемые вопросы. Анкеты анонимна, поэтому гарантирует защиту неприкосновенности Вашей частной жизни и семейных отношений. Заранее благодарим Вас за заинтересованное участие.
- Назовите известные Вам законодательные документы о правах ребенка.
- Какие органы и учреждения призваны заниматься охраной прав и законных интересов ребенка?
- Приходилось ли Вам прибегать к изучению их содержания?
- Сформулируйте известные Вам права ребенка.
- Нарушались ли права Вашего ребенка в семье, школе?
- Приходилось ли Вам использовать эти права в своей семье, школе, на улице?
- Считаете ли Вы целесообразным предстоящий разговор о правах ребенка на родительском собрании?
2. Предварительная работа с учащимися.
Групповая работа с учащимися «Идеальный портрет». Ребята рисуют ребенка, дают ему имя. Отвечают на вопрос «Каким бы хотели видеть этого ребенка?» (10 качеств) и «Что может этому помешать?»
4 оформление на доске – тема, цель собрания и цитата:
«Ненависть к старшим возникает лишь там, где дети не встречают уважения к себе»
Уважаемые участники нашей сегодняшней встречи! Тема, вынесенная сегодня на обсуждение, волнует всех – и учеников, и родителей, и педагогов. Мы живем в правовом государстве, поэтому право – это то, что положено нам по закону, то, что мы имеем, не заслуживая и не зарабатывая. Однако, если это право для Вас, оно также является правом для любого другого гражданина страны. Ни один человек не имеет больше прав, чем другой. Каждый из нас ответственен вести себя так, чтобы, пользуясь своими правами, мы не мешали другим людям пользоваться их правами. Поэтому в правовом государстве есть специальные документы, регламентирующие эти права. При существующих различиях все они защищают права на достойную жизнь, свободу и счастье.
В современное понятие прав человека включены следующие идеи:
- Права человека не создаются государством, а являются для него естественными
- Интересы человека абсолютны, интересы государства относительны
- Права и обязанности неразделимы, но первичны права, ибо без них выполнение обязанностей превращается в рабское послушание
- Реализация прав человека зависит от уровня экономического развития страна.
Права человека призвана защищать Организация Объединенных Наций (ООН), созданная в 1945 году. ООН приняла множество международных документов. Так, в ноябре 1989 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка. Ее назначение – создать благополучные условия для развития детей, которым предстоит в будущем построить справедливый гуманный мир. Через год Конвенция была принята в нашей стране.
Однако в обществе сложилась ситуация, которую можно охарактеризовать как незнание родителями не только своих прав, но и прав ребенка, а также документов о правах ребенка. Это с очевидностью вытекает из анализа Ваших анкет. Более половины родителей не смогли назвать даже 2 права ребенка, а какими документами они закреплены не знают более 60 % , а вот куда следует обращаться по поводу их нарушения знают почти все родители. Но вместе с тем, нас порадовало то, что практически все участники нашей сегодняшней встречи стремятся разобраться в проблеме и хотят обсуждать ее на родительском собрании. Спасибо Вам, наши уважаемые папы, и мамы, за то, что Вы открыты для новых знаний и учитесь вместе с нами.
А сейчас, уважаемые родители будем работать в группах.
1 задание «Мозговой штурм» по проблеме «Какие права детей вы знаете?» Результатом коллективной мыследеятельности должен стать перечень прав, которые составит и озвучит каждая группа. Время на работу 7-10 минут.
2 задание изучение документов. Каждой группе предлагается в течении 10 минут изучить содержание извлечений из «Конвенции о правах ребенка» и «Семейного кодекса».
Извлечение из «Конвенции о правах ребенка»
Конвенция состоит из преамбулы и 54 статей. В преамбуле подчеркивается право каждого ребенка (от рождения до 18 лет) на особую защиту и помощь. В Конвенции сформулированы права детей, которые им гарантируют государства независимо от их национальности, цвета кожи, пола и религии. Основные из них:
- на жизнь
- на гражданство
- на образование
- на отдых
- на заботу родителей
- на защиту от физического и психического насилия
- развитие личных талантов, умственных и физических способностей
- сохранение своей индивидуальности
- на обращение, которое развивает достоинство и значимость личности
Большая часть позиций, принятых Конвенцией, обращены к правительству, учреждениям и организациям, которые обладают реальными возможностями защиты детства. Многое могут сделать и родители. Для этого им необходимо знать права ребенка, уважать их и не нарушать.
Семейный кодекс, принятый в 1995 году, обеспечивает регулирование отношений между людьми, связанными родственными узами. Право человека на образование закреплено специальным законом «Об образовании». В нем акцентирована ответственность родителей за воспитание детей и право обучающихся и родителей выбирать учебное заведение, учителей, форму обучения, возможность получения дополнительных услуг в образовательном учреждении.
- что нового о правах ребенка мы узнали?
3 задание «Ситуация» каждой группе родителей предлагается для обсуждения одна из ситуаций.
1 ситуация
Коля получил по русскому языку «2», родители узнав о полученной оценке запретили ходить ребенку на кружки и спортивную секцию.
- Какие права детей нарушены в предложенной для рассмотрения ситуации?
- Каковыми должны быть действия родителей тех детей, которых эта ситуация коснулась.
2 ситуация
Классный руководитель интересуется у Коли, почему часто он приходит с невыученными уроками. В ответ учитель слышит, что ребенок много работал дома и не успел подготовиться к занятиям.
- Какие права детей нарушены в предложенной для рассмотрения ситуации?
- Каковыми должны быть действия родителей тех детей, которых эта ситуация коснулась.
Мне кажется, наш разговор удался. Главное – вы были заинтересованы и активны. Спасибо вам за стремление к познанию. Уверена, что «погружение» в сегодняшнюю проблему оказалось для вас полезным. Надеюсь, что вы еще не раз обратитесь к этой теме. А мы с удовольствием окажем вам поддержку. Предлагаем вам для изучения и использования две «Памятки» - «Органы и учреждения, которые защищают права ребенка», «Практические советы родителям, столкнувшимся с фактом нарушения прав ребенка».
Памятка для родителей
«органы и учреждения, которые защищают права ребенка»
Существует система органов и учреждений, которые обязаны заниматься профилактикой работой с семьями, защищать права несовершеннолетних, контролировать деятельность детских учреждений. В неё входят:
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав образуются органами местного самоуправления на общественных началах, в их состав входят депутаты, работники образования, социального обеспечения, здравоохранения, внутренних дел, представители профсоюзных и общественных организаций. Члены комиссии организуют работу по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; защищают права несовершеннолетних; рассматривают дела о правонарушениях несовершеннолетних; осуществляют контроль за условиями содержания в учреждениях МВД и специальных учебно-воспитательных и лечебно-воспитательных учреждениях.
Органы управления социальной защиты представляют социальные услуги детям и их семьям. Они имеют целую сеть учреждений социального обслуживания, к которым относятся: центры социальной помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи, центры экстренной психологической помощи. При необходимости родители, дети , их опекуны могут обратиться в эти учреждения и получить бесплатные социальные услуги.
Органы управления образования контролируют исполнение законов в области образования детей. В компетенции этих органов также летний отдых детей, их досуг и занятость. Органы управления образованием ведет учет детей, не посещающих школу, создают психолого-медико-педагогические комиссии, которые выявляют детей, имеющих отклонения в развитии или поведении, и определяют формы обучения и воспитания таких детей.
Органы опеки и попечительства осуществляют защиту прав и интересов детей во всех случаях, когда ребенок остается без родительского попечения. Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей, избирают формы их устройства, а также осуществляют последующий контроль за условиями содержания, воспитания и образования этих детей.
Органы управления здравоохранением
- распространяют санитарно-гигиенические знания среди детей и их родителей
- развивают сеть детских и подростковых учреждений, оказывающих психиатрическую помощь
- выхаживают и воспитывают детей в возрасте до 4 лет, оставшихся без попечения родителей (в домах ребенка)
- выявляют, ведут учет, обследуют и лечат несовершеннолетних, употребляющих спиртные напитки, наркотические, другие одурманивающие вещества, ведут профилактическую работу в этом направлении
Органы службы занятости организуют работу по профессиональной ориентации подростков и содействуют трудовому устройству несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства.
Органы по делам молодежи бесплатно предоставляют социально-правовые и иные услуги несовершеннолетним, ведут индивидуальную профилактическую работу с детьми, находящимися в социально опасном положении, организуют их досуг и занятость, ведут просветительскую работу среди несовершеннолетних.
Органы внутренних дел обеспечивают работу специальных подразделений, занимающихся делами несовершеннолетних:
- подразделение по делам несовершеннолетних
- центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей
- криминальная милиция
Практические советы родителям, столкнувшимся с фактом нарушения прав ребенка
1. Столкнувшись с фактом нарушения прав ребенка, постарайтесь найти статьи в законодательных или нормативно-правовых актах, гарантирующие ребенку то или иное право.
2. Сопоставьте вашу ситуацию и то, как подобная ситуация трактуется в законе или нормативно-правовых актах.
3. Никогда не ограничивайтесь устными переговорами с чиновниками. Обязательно свое обращение излагайте письменно, по возможности со ссылками на закон.
4. Заявление не должно быть объемным. Четко формулируйте суть вашей просьбы.
5. Всегда делайте копии документов.
6. Должностное лицо, принявшее заявление, обязано зарегистрировать его в специальной книге и сообщить вам регистрационный номер.
7. Если должностное лицо не хочет принимать ваше заявление или вас просто не пускают в здание, где сидит «высокое начальство», не отчаивайтесь, снимите копию с вашего заявления, а подлинник отправьте по почте с уведомлением о вручении.
8. При решении наиболее трудных проблем обращайтесь за помощью в средства массовой информации. Огласка – достаточно действенный механизм в борьбе за свои права.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка родительского собрания "Миром правит доброта"
Форма проведения: педагогическая мастерская.Цель: формирование педагогически обоснованной позиции родителей в отношении нравственного воспитания ребенка....
Родительское собрание. Тема: "Права ребенка".
План проведения родительского собрания, целью которого является ознакомить родителей с правами ребенка в семье и школе, опираясь на современные нормативно-правовые документы и Кодексы....
Родительское собрание: «Основные правила защиты детей от Интернет опасностей».
Материал для проведения родительского собрания о возможных негативных последствиях использования Интернетаи рекомендации родителям по пути предотвращения возможных негативных последствий ис...
Родительское собрание Тема: «Права ребенка – обязанности родителей»
Родительское собрание Тема: «Права ребенка – обязанности родителей»...
родительское собрание Тема: «Права ребенка – обязанности родителей»
Родительское собрание Тема: «Права ребенка – обязанности родителей»...
Родительское собрание "Защита прав и достоинства ребенка в семье "
Родительское собрание "Защита прав и достоинства ребенка в семье "...
Родительское собрание Тема: «Права ребёнка – обязанности родителей»
Цель: воспитание правовой культуры семейных отношений.Задачи:1. Актуализировать проблему соблюдения прав личности подростка в семье, обществе.2. Познакомить ро...