консультация "Играем пальчиками и развиваем речь!"
статья на тему

Савенкова Юлия Владимировна

 

На основе обследования детей была выявлена  следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту,  то и речевое развитие находится в пределах нормы;  если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_melkoy_motoriki.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                Истоки способностей и дарований

                                                                                                                                                         детей- на  кончиках их пальцев.

                                                                                                                                     В.А. Сухомлинский

Родителей и педагогов всегда волновал вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте?

Ученые, которые изучают деятельность мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники института физиологии детей и подростков АПН  установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности  тонких движений пальцев рук ( М. М. Кольцова). На основе обследования детей была выявлена  следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту,  то и речевое развитие находится в пределах нормы;  если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее- от пальцев. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать. У него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Как часто приходится слышать от учителей: «Интеллект первоклассников развит хорошо. Понимают причинно- следственные связи простых явлений, разбираются в азах грамоты и математики. Вот только рука не развита. Пишут медленно, неуверенно». Родители первоклассников тоже порой приходят в отчаяние: « Чем больше строк пишет сын, тем хуже становится каллиграфия. Строчки не видит, интервалов между буквами не соблюдает, а бесформенные каракули, которые он выводит, даже буквами не назовешь».

Развитый мозг и неразвитая рука – вполне закономерное, при современном образе жизни явление. Но это не должно ввергать педагогов и родителей в панику: слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать.

Существует множество игр и упражнений,  способствующих развитию мелкой моторики:  

Тренировку пальцев рук можно начинать в возрасте 6-7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги.

Уже с 10-месячного возраста проводят активные упражнения для пальцев рук. Малышам можно давать катать пальчиками деревянные шарики различного диаметра, собирать различные пирамидки.

В полуторагодовалом возрасте детям дают более сложные задания:

  1. игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками;
  2. игры действия с игрушками и предметами: раскладывание пуговиц, палочек, нанизывание  бус, колечек на нитку, застегивание и расстегивание пуговиц, игры с мозаикой, строительным материалом, шнуровка  и т.д.;

В  старшем возрасте можно предложить игры с пластилином, раскрашивание картинок, обведение контуров, штриховка, разнообразная работа с ножницами.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное воздействие на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это  в дальнейшем  облегчает приобретение навыков письма.

Главное, чтобы игры приносили ребенку  только положительные эмоции.

Итак, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка, отпадут проблемы обучения не только в первом классе, но и в дальнейшем.

        Подготовила учитель-логопед Ц.Р.Р. «Колосок»

        Савенкова Ю.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Играем пальчиками и развиваем речь"

В Японии упражнения для пальчиков начинают выполнять с трёхмесячного возраста. Некоторые специалисты советуют заниматься пальчиковой гимнастикой с 6-7 месяцев. Простые движения рук поммогают убрать на...

Играем пальчиками и развиваем речь

Предложены игры для развития мелкой моторики рук...

Консультация для родителей «Играем пальчиками и развиваем речь»

Тема: «Играем пальчиками и развиваем речь»...

Консультация для родителей «Играем пальчиками и развиваем речь»

Консультация для родителей «Играем пальчиками и развиваем речь»...

Консультация для родителей на тему: «Играем пальчиками и развиваем речь»

повысить уровень осведомленности родителей по использованию разных приемов и способов развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста....

«Играем пальчиками и развиваем речь»

Консультация для родителей...

"Играем пальчиками и развиваем речь"

Для чего нужны пальчиковые игры....