Школа и родительская общественность
статья на тему
Предварительный просмотр:
Школа и родительская общественность
(выступление на общешкольном собрании)
Мурзина М.Н.,
заместитель директора
по воспитательной работе
МБОУ «Школа №66»
Не смотря на то, что много проблем возникло перед школой в трудное, нестабильное время, школы продолжают свою творческую работу. Период кардинального изменения социально-экономических и политических отношений усложняется в сфере образования еще и глубокими внутренними противоречиями. Осуществлять выход из кризиса образования в условиях социально-экономических изменений возможно, только имея детально проработанную стратегию, учитывая как реальную ситуацию, сложившуюся в сфере образования, действующие в ней тенденции и отношения, так и различные сценарии будущего развития общества.
«Рождается ребенок. В общество приходит его новый собрат. Он мал, слаб, неразвит, ничего не знает ни о мире, ни о себе. Это, конечно, человек, но человек будущий, потенциальный». (Н.Бердяев)
Все зависит от условий социальной среды, в которую попадет ребенок, и тогда он станет или развитой, творческой личностью или существом, способным лишь к потреблению или разрушению всего созданного.
Вся жизнедеятельность ребенка начинается в семье и продолжается только в ней до 6 лет – до момента поступления ребенка в школу. Но и здесь продолжается процесс образования – обучения и воспитания ребенка.
Главное назначение семьи – воспитание ребенка. семья – это персональная среда жизни и деятельности ребенка, качество которой определяется
несколькими параметрами, такими как демографический, гигиенический, экономический. на одно из первых мест в семье можно поставить культуру быта и взаимоотношений между родителями.
Согласно Конвенции о правах ребенка, четко определяются взаимоотношения ребенка и его родителей, так же устанавливается равная ответственность родителей за содержание, воспитание и развитие детей, даже в тех случаях, когда родители проживают отдельно.
Современные семьи развиваются в условиях сложной экономической и социальной обстановки в стране. Обостряются семейные проблемы на государственном уровне. Это приводит к конфликтам внутри семей и часто к распаду семьи. Но государство стремиться и помочь семьям сохранить своё единство, укрепить и повысить значимость семьи в глазах общественности.
Существуют общегосударственный и городские комплексные целевые программы помощи семье, направленные на оказание помощи семьям, где наблюдаются проблемы и падает социальный статус семьи.
В современном обществе наиболее полно взаимодействует с семьей средняя школа – взаимодействие начинается еще до момента поступления ребенка в школу, и не заканчивается с выдачей аттестата.
Работа школы с родителями и родительской общественностью в настоящее время актуальна тем, что школа может оказать реальную помощь родителям в воспитании ребенка. Непременным условием стабильности семьи и нормального развития ребенка является сотрудничество родителей с педагогическим коллективом школы, в которую поступил их ребенок.
Главная задача школы при этом – найти такое взаимоотношение с родителями ребенка, которое поможет развивать и формировать будущую личность в правильном направлении, с минимальными психологическими затратами.
Школа взаимодействует с родителями в следующих направлениях: информационное, воспитательно- развивающее, формирующее, охранно –оздоровительное, контролирующее, бытовое.
При этом полное взаимодействие невозможно без педагогического и психологического изучения семьи.
Изучение семьи ученика проводится, как правило, классным руководителем. Многое может почерпнуть из этого и учитель – предметник, вед изучение семьи позволяет понять стиль жизни ребенка, познакомиться с ним, понять уклад жизни семьи, ее традиции, духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ребенка с родителями, бабушками и дедушками, младшими и старшими братьями и сестрами.
Основные задачи в работе родительского комитета школы – координация взаимодействия учеников, родителей и учителей. Основные задачи в работе родительского комитета школы – организация досуга, профилактика правонарушений, профилактика асоциального поведения, здоровье учащихся.
Попечительский совет школы функционирует с момента ее создания. Основными функциями попечительского совета являются: содействие организации и совершенствованию образовательного процесса, направление внебюджетных средств на развитие и повышение эффективности воспитательного и образовательного процесса в целом, определение направления и порядка использования внебюджетных средств, содействие совершенствованию материальной базы школы, помощь в благоустройстве здания и территории школы, содействие родительскому комитету в организации досуга учащихся.
Работа с родителями ведется не только в традиционных направлениях – организованная работа родителей в составе родительских комитетов, но и на родительских лекториях.
Родительский лекторий позволяет создавать более комфортную обстановку для жизнедеятельности учащихся, для организации досуга учащихся, воздействия на личность ученика без физического или психического давления, родительский лекторий ставит перед собой цель научить родителей быть родителями – воспитателями, друзьями своим детям, рассказать родителям о многообразии мира ребенка, о его особенностях. Родительский лекторий дает родителям учащихся необходимые знания не только о возрастных особенностях детей, но и психологическом состоянии ребенка, о путях взаимодействия с ребенком, особенно с детьми асоциального поведения, учит родителей любить своих детей, вне зависимости от их поведения или состояния их учебы, находить прекрасное и отталкивать все недоброжелательные явления.
Не случайно В.А.Сухомлинский организовал при своей Павлышской школе родительский университет, где родители получали широкие знания по вопросам семейного воспитания. Обучение родителей должно носить несколько опережающий характер, - это естественный потребностно -целевой блок в работе с родителями учащихся.
Большую роль здесь играет именно родительская любовь – полное, сложное, сильное и нежное чувство к своему ребенку. Мы даем родителям знания, как справиться с чувством безграничной любви и суметь воспитать достойного гражданина нашей страны, как увидеть в ребенке прекрасное и как заметить нарастающие проблемы, с которыми ребенок уже не в состоянии справиться, и помочь ему.
Совместные педагогические мероприятия, характеризующие образовательный уровень школы – один из путей преодоления противоречий между семьей и родителями. То есть, ознакомление родителей с содержанием и методикой – первая функция работы классного руководителя в работе с семьей.
Важно привлечение к проведению родительских собраний педагогов – психологов.
Для сложной работы, отнимающей много времени при подготовке, высоко квалифицированный педагогический коллектив школы проводит не только подготовку к родительским собраниям, но и педагогические конференции, круглые столы по обмену опытом, приглашает для проведения лекций специалистов, повышает свою квалификацию в специализированных институтах и университетах.
В школе так же проводятся Дни открытых дверей, которые наряду с родительскими собраниями дают родителям полную картину деятельности ребенка в школе. В дни открытых дверей можно попасть в любому педагогу, который преподает в классе и получить индивидуальную характеристику ребенка, если у ребенка возникли проблемы с изучением предмета, опытные педагоги подскажут методику выхода из сложившейся ситуации, порекомендуют дополнительные задания для учащихся с ослабленным здоровьем, найдут подход к ученику в асоциальным поведением.
Противоречие в том, что образовательный уровень родителей неуклонно растет, что влечет за собой уверенность родителей в непогрешимости их педагогической позиции. Этот вопрос можно рассмотреть и с другой позиции. Какому конструктору (врачу, торговцу) придет в голову звать на помощь педагога? Кто посмеет заявить, что педагоги обязаны оказывать помощь представителю той или иной профессии? А педагоги однако полагают, что в обязанности родителей (которые являются врачами, конструкторами, торговцами) входит помощь классному руководителю. Не странно ли это? Классный руководитель, если он обладает профессиональным мастерством, сам справляется со своим профессиональным делом, никого не зовя на помощь и не считает постороннюю помощь составной частью своего профессионального дела. По крайней мере, такая постановка вопроса кажется честной и логически оправданной.
Но родителям и педагогам необходимо соблюдать несколько простых правил, чтобы не создавать конфликтных ситуаций, в которые как правило, оказывается втянут и невольный объект конфликта – ребенок:
1. всегда помнить, что и родитель, и преподаватель делают одно дело – воспитывают ребенка,
2. не доверять информационным источникам со стороны, добивайтесь непосредственной встречи,
3. не стесняйтесь сказать о мучающих вас вопросах – ведь если вы не спросите, то вопросы останутся, и проблема не уйдет,
4. не обсуждайте с другими родителями поведение и обучение не их детей, - это может вызвать отрицательную реакцию,
5. воспринимайте критику позитивно, делайте выводы,
6. если вы считаете, что вы правы, скажите об этом друг другу – и попробуйте найти истину,
7. помните, что вы доверяете воспитание самого главного в жизни – ребенка.
Педагогическая реальность часто далека от желания родителей. Родители главенствуют в воспитании ребенка, и порой не признают никакого влияния на ребенка или их самих со стороны, особенно со стороны педагога.
Сегодня многие родители не могут понять, что почти 20 – летний перерыв со времени их собственного обучения и окончания школы заметно поменял цели и содержание образования, так как появились новые общественные потребности. Они подчас рассматривают школу как «камеру хранения», где ребенок почти автоматически должен получать конкретные знания. Семейное же воспитание по природе своей основано на чувстве. Семья изначально зиждется на чувстве любви, которая и определяет нравственную атмосферу , стиль, тон взаимоотношений в семье. Другой особенностью семейного воспитания является то, что семья представляет собой разновозрастную социальную группу: в ней есть представители 2-х, 3-х, а иногда и четырех поколений. А это значит – различные ценностные ориентации, критерии оценок, различные идеалы, точки зрения, убеждения. Следующая особенность семейного воспитания – широкий временной диапазон воздействия: оно продолжается всю жизнь человека, происходит в любое время суток, года.
В подавляющем числе случаев родители за критерий благополучия школьного детства принимают «отметки», при этом они весьма болезненно относятся к психологической диагностике образовательного процесса. В чем – то это справедливо: обычно родители не могут в полном объеме справиться с учебными заданиями детей, многое забыли или считают ненужным. Поэтому вынужденное оказание помощи ребенку вызывает у них раздражение, а вменяемый школой контроль выполнения домашних заданий порой усиливает рассогласование между семьей и школой.
Корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся. –работа классного руководителя с семьей. Первый аспект – оказание педагогической помощи в организации семейного воспитания различных категорий учащихся. Другое направление – оказание родителям педагогической помощи в решении трудных проблем семейного воспитания., разрешения противоречий подросткового возраста., профилактика формирования вредных привычек.
Большой вклад родители вносят в профилактическую работу с учащимися, ведь многие вредные привычки приобретаются детьми спонтанно, под влиянием сверстников или улицы. родители принимают участие в реализации плана и программы профилактической работы с учащимися не только по вредным привычкам, но и по правонарушениям среди несовершеннолетних, - в результате – в школе нет ни одного ученика, состоящего на учете в милиции.
Взаимодействие с общественными организациями родителей: родительскими комитетами школы и класса, школьными Советами, Советами по месту жительства - осуществляется членами родительского комитета. налажено взаимодействие с муниципалитетом района и Управой района по вопросам воспитания детей.
Заканчивая данную тему, хочется привести несколько высказываний:
«Добро порождает добро» /В.А.Сухомлинский/
«Если вы правильно выберете себе труд, то счастье само вас отыщет…» /К.Д.Ушинский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Школа и родительская общественность
Анализ работы с родителями учеников...
Из опыта работы психологической службы лицея с родительской общественностью. Презентация. Часть 1.
В первой части презентации рассматриваются цели, задачи, направления, основные принципы работы психологической службы с родителями....
Организация взаимодействия с родительской общественностью в родительском объеденении.
Работа с родителями....
Организация взаимодействия с родительской общественностью в родительском объеденении.
Работа с родителями....
«Сопровождение родительской общественности в вопросах образовательной политики как фактор модернизации учебно-воспитательной работы в школе»
Создание модели работы с родителями для более успешного взаимодействия семьи и школы, способствующей воспитанию нравственной, физически и психически здоровой личности, постоянно стремящейся к пр...
Создание эффективной системы управления образовательной организации через вовлечение общественно-деловых объединений, работодателей и родительской общественности в рамках социального партнерства
Почему именно такая тема? Актуальность данной темы заключается в том, что обеспечение качественного и полноценного образования во многом зависит от эффективности управления образовательной организацие...
"Гендерное воспитание в школе"- выступление на форуме родительской общественности
Гендерное воспитание в школе - выступление на форуме родительской общественности...