Памятки для родителей
методическая разработка по теме
Принципы отношений родителей с детьми
Родителям первоклассника
Правила общения
Как поддержать самоценность ребенка
Как научить детей общаться
Как помочь детям с нарушением в общении
Психотерапия неуспеваемости
Рекомендации родителям по подготовке домашних заданий
Родителям о наказаниях
Как привить интерес к чтению
Чем заменить наказание
Чему необходимо научить ребенка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatki_dlya_roditeley.docx | 37.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Памятки для родителей
Принципы отношений родителей с детьми
- Я хочу, чтобы меня любили. Поэтому я буду открыт моим детям.
- Я так мало знаю о сложных лабиринтах детства. Поэтому я буду с удовольствием учиться у детей.
- Я лучше всего усваиваю знания, полученные в результате собственных усилий. Поэтому я объединю свои усилия с усилиями ребенка.
- Я люблю, чтобы меня принимали таким, каков я есть. Поэтому я буду стремиться сопереживать ребенку и ценить его.
- Я – единственный, кто может прожить мою жизнь. Поэтому я не буду стремиться к тому, чтобы управлять жизнью ребенка.
- Я черпаю надежду и волю к жизни внутри себя. Поэтому я буду признавать и подтверждать чувство самостоятельности ребенка.
- Я чувствую страх, когда я беззащитен. Поэтому я буду прикасаться к внутреннему миру ребенка с добротой, лаской, нежнос тью.
- Я не могу полностью оградить ребенка от страха, боли, разочарования и стрессов. Поэтому я буду стараться смягчать удары.
Родителям первоклассника
- Будите ребенка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку, услышать ласковый голос.
- Не подгоняйте ребенка с утра, не дергайте по пустякам, не торопите, умение рассчи тать время - ваша задача.
- Не отправляйте в школу ребенка без завт рака.
- Ни в коем случае не прощайтесь, предуп реждая о чем-то. Пожелайте ребенку уда чи, подбодрите его.
- Забудьте фразу «Что ты сегодня получил?». Встречайте ребенка спокойно, без вопро сов, дайте ему расслабиться.
- Если ребенок чересчур возбужден, жаж дет поделиться с вами - не отмахивай тесь, не откладывайте на потом, это не зай мет много времени.
- Если вы видите, что ребенок огорчен, но молчит, не допытывайтесь, он потом сам все расскажет.
- Выслушав замечания учителя, не торопи тесь устраивать взбучку. Постарайтесь, что бы ваш разговор проходил без ребенка. Выслушайте обе стороны - это поможет вам яснее понять ситуацию.
- После школы не торопите ребенка садить ся за уроки - необходимо 2-3 часа отдыха (1,5 часа сна).
- Во время приготовления уроков не сидите •«над душой». Дайте возможность ребенку работать самому.
- Найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда вы будете принадлежать только ре бенку! Не отвлекайтесь на домашние дела, телевизор и т.д. В этот момент вам должны быть важны его дела и заботы.
- Выработайте единую тактику общения всех членов семьи с ребенком. Свои разногла сия решайте без ребенка.
- Помните, что в течение учебного года есть критические периоды, когда учиться слож нее, быстрее наступает утомление - это первые четыре недели, конец второй чет верти, первая неделя после зимних кани кул, середина третьей четверти.
- Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое самочув ствие - это показатели трудностей в уче бе!
- Даже совсем «большие» дети очень лю бят сказку перед сном, песенку, ласковое поглаживание. Это успокаивает, помогает снять напряжение, спокойно уснуть.
Правила общения
- Можно выражать свое недовольство от дельными действиями ребенка, но не са мим ребенком.
- Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными или непозволительными они ни были.
- Недовольство действиями ребенка не дол жно быть систематическим, иначе оно пе рейдет в неприятие его.
- Покажите ребенку, что вы его уважаете. Помогают только высказанные вслух комп лименты, а не то, что вы, возможно, дума ете, но не говорите.
- Признайте ребенка здесь и сейчас, на ос нове настоящих событий.
- Сохраняйте дружелюбный тон!
Как поддержать самоценность ребенка
- Безусловно принимайте ребенка. Активно и заинтересованно выслушивайте рассказы о его переживаниях и потреб ностях.
- Чаще бывайте с ребенком (играйте, читай те, гуляйте и т.п.).
- Не вмешивайтесь в те его занятия, с кото рыми он справляется сам.
- Помогайте, когда он просит. Поддерживайте каждый успех.
- Делитесь своими чувствами, проявляя до верие к ребенку.
- Конструктивно решайте конфликты.
- Используйте в повседневном общении приветливые фразы, ласковые слова.
- Обнимайте ребенка не менее четырех раз в день.
Как научить детей общаться
Счастье очень во многом зависит от уме ния ладить с другими людьми. Поэтому одна из главных задач родителей — помочь детям в развитии социальных навыков.
Вам просто необходимо научить своего ребенка устанавливать хорошие взаимоот ношения с другими людьми.
Социальный успех определяется рядом ус ловий:
Личная привлекательность. Важно объяс нить как можно раньше ребенку, что чело веческая привлекательность - это гораздо больше, чем природная красота. Даже са мые некрасивые люди могут стать более привлекательными с помощью простых средств: аккуратность и чистоплотность, хорошие манеры, овладение каким-либо умением.
Навыки общения. Как можно чаще разго варивайте с детьми. Если дети в таких бе седах научатся выражать свои мысли и чув ства, обсуждать самые разнообразные воп росы, для них не составят труда непринуж денные разговоры с другими людьми. Одно из важнейших условий для развития у ре бенка навыков межличностного общения -обширная и многообразная практика.
Помогите ребенку стать хорошим другом. Ваш ребенок должен быть чутким, поря дочным и отзывчивым, уметь дарить любовь и теплоту, быть надежным другом, уметь откликаться на чужую беду.
В детстве важнейшим состоянием ребенка является ощущение своей защищенности. Для этого родители должны помочь ему вырабатывать положительную самооценку.
Верьте в своих детей. Цените их, постарай тесь оказывать гостеприимство людям, ко торых ваши дети выбрали в друзья, даже если вы не одобряете их выбор.
Как помочь детям с нарушениями в общении
Агрессивный ребенок. Попытайтесь понять, что стоит за агрессивным поведением. Су ществует разница между агрессивностью и самоутверждением. Очень важно донести эту разницу до детей. Научите детей веж ливо просить то, что они хотят, цените их мнение. Покажите им, как получить желае мое, не расстраивая других. Научите детей управлять своими чувствами и адекватно выражать свои переживания.
Лживый ребенок. Многие дети лгут, чтобы избавить себя от осуждения и критики. По могите детям усвоить, что можно говорить правду, не опасаясь последствий. Они дол жны быть уверены, что родители рассеют их страхи, растолкуют ошибочность их представ лений и помогут им преодолеть все это.
Вызывающее поведение ребенка. Обрати те внимание на свое поведение. Сколько из того, что вы говорите, относится непос редственно к делам? Может быть, вы про сто ворчите, придираетесь, выкрикиваете команды? Позвольте вашему ребенку дей ствовать самостоятельно там, где это воз можно. Дети должны понять, что, когда друг к другу относятся с уважением, сотрудни чество лучше, чем противостояние.
Драчливый ребенок. Объясните детям, что для решения их проблем есть и другие пути. Покажите им мирные способы раз решения конфликтов.
Застенчивые дети. Поговорите с вашими детьми и постарайтесь проникнуть в их внутренний мир, чтобы выяснить, не явля ется ли стеснительность проблемой для них. Спросите, как вы можете им помочь чувствовать себя более удобно в обществе других людей. Не пытайтесь втянуть детей в ситуации, к которым они не готовы. По могите им, делая маленькие шаги, преодо левать свою застенчивость. Не позволяйте детям из-за стеснительности отказываться от выполнения необходимых дел.
Истерические проявления. Один из луч ших способов реакции на вспышки раз дражения - просто не обращать на них внимания, стойте спокойно и ждите, пока не пройдет. В спокойном состоянии на учите ребенка другим образом справ ляться со своими чувствами - выражать чувства словами. Дети должны уяснить, что вспышками раздражения они не до бьются желаемого, что существуют дру гие, более пригодные пути.
Надоедливые дети. Дети, которые требуют постоянного внимания, часто неуверенны в себе. Договоритесь об особом времени, когда вы можете побыть вдвоем, дайте ре бенку понять, что вы его любите и верите в то, что он может выполнять работу самосто ятельно. Объясните детям, что ваше время принадлежит не только им. Научите их ува жать чужие чувства и желания.
Непослушные дети. Научите детей само дисциплине, ответственности, сотрудниче ству, умению решать проблемы, уважению к себе и другим.
Психотерапия неуспеваемости
Правило первое: не бей лежачего. «Двой ка» - достаточное наказание, и не стоит дважды наказывать за одни и те же ошиб ки. Оценку своих знаний ребенок уже по лучил, и дома от своих родителей он ждет спокойной помощи, а не новых попреков.
Правило второе: не более одного недостат ка в минуту. Чтобы избавить ребенка от недостатков, замечайте не более одного в минуту. Знайте меру. Иначе ваш ребенок просто «отключится», перестанет реагиро вать на такие речи, станет нечувствителен к вашим оценкам. Конечно, это очень труд но, но по возможности выберите из мно жества недостатков ребенка тот, который сейчас для вас особенно непереносим, ко торый вы хотите ликвидировать в первую очередь, и говорите только о нем. Осталь ное же будет преодолено позже либо про сто окажется несущественным.
Правило третье: за двумя зайцами пого нишься... Посоветуйтесь с ребенком и нач ните с ликвидации тех учебных трудностей, которые наиболее значимы для него само го. Здесь вы скорее встретите понимание и единодушие. Если вас обоих беспокоит прежде всего скорость чтения, не требуйте от ребенка одновременно и выразительно сти, и пересказа.
Правило четвертое: хвалить - исполните ля, критиковать - исполнение. Оценка должна иметь точный адрес. Ребенок обычно считает, что оценивают всю его личность. В ваших силах помочь ему отде лить оценку его личности от оценки его ра боты. Адресовать к личности надо похва лу. Положительная оценка должна отно ситься к человеку, который стал чуточку более знающим и умелым. Если благода ря такой вашей похвале ребенок начнет уважать себя за эти качества, то вы зало жите еще одно важнейшее основание же лания учиться. Но при такой персональной похвале критика должна быть возможно более безличной: «Такие задачи надо ре шать не в одно действие, а в два». Эта фор ма отрицательных оценок стимулирует ис правление ошибок, но не сказывается от рицательно на отношении ребенка к зна ниям, его вере в успех.
Правило пятое: оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его соб ственными вчерашними неудачами. Не надо сравнивать достижения ребенка с го сударственными нормами оценивания или с успехами соседского Саши. Ведь даже самый малый успех ребенка - это реаль ный успех, победа над собой, и она долж на быть замечена и оценена по заслугам.
Правило шестое: не скупитесь на похвалу. Нет такого двоечника, которого не за что было бы похвалить. Выделите из потока неудач крошечный островок, соломинку успеха, и у ребенка возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на не знание и неумение. Ведь родительские: «Не сделал, не старался, не учил» порож дают эхо: «Не хочу, не могу, не буду!»
Правило седьмое: техника оценочной бе зопасности. Оценивать детский труд надо очень дробно, дифференцированно. Здесь не годится глобальная оценка, в которой соединены плоды очень разных усилий ребенка - и правильность вычислений, и умение решать задачи определенного типа, и грамотность записи, и внешний вид работы. При дифференцированной оцен ке у ребенка нет ни иллюзии полного успе ха, ни ощущения полной неудачи. Возни кает самая деловая мотивация учения: «Еще не знаю, но могу и хочу знать».
Правило восьмое: ставьте перед ребенком предельно конкретные и реальные цели. Тогда он попытается их достигнуть. Не ис кушайте ребенка невыполнимыми целями, не толкайте его на путь заведомого вранья. Если он сделал в диктанте девять ошибок, не берите с него обещания постараться в следующий раз написать без ошибок. До говоритесь, что их будет не более семи, и радуйтесь вместе с ребенком, если это бу дет достигнуто.
Правило девятое: ребенок должен быть не объектом, а соучастником оценки. Ребен ка следует учить самостоятельно оценивать свои достижения. Умение себя оценивать является необходимым компонентом уме ния учиться — главным средством преодо ления учебных трудностей. Приучение к са мооценке начните с ее дифференциации. Самооценка ребенка, воспитанного на принципах безболезненного (дифферен цированного) оценивания, сделает его от носительно защищенным от сурового не совершенства школьной отметочной систе мы. Отдельной отметки заслуживает кра сота, скорость выполнения, ошибки на «не внимание» и ошибки «на правила» и то, что ребенок сел за уроки вовремя и без на поминаний.
Правило десятое: оценка должна выражать ся в каких-либо зримых знаках. Очень важ но, чтобы оценка выражалась не только на словах, но была материализована в каких-либо зримых знаках. Для этого используйте «линеечки», графики, таблицы и т. д., кото рые помогут наглядно сравнить вчерашние и сегодняшние достижения ребенка.
Рекомендации родителям по подготовке домашних заданий
1. Особую важность имеет твердо установ ленное время начала занятий. Благодаря этому вырабатывается привычка, к назна ченному часу появляется психологическая готовность и предрасположение к умствен ной работе, даже теряется интерес к игре, прогулке.
При установке часа начала занятий необ ходимо определить разумное соотношение времени, отводимого на уроки, прогулки, домашние обязанности, чтобы одно не шло в ущерб другому.
2. Необходимо постоянное место для заня тий, где все необходимые предметы нахо дятся под рукой. Так вырабатывается при вычка к внутренней мобилизации с момен та начала занятий и до тех пор, пока не вы работалось умение управлять своим пове дением, рабочее место должно быть толь ко местом для занятий (ни игр, ни карти нок, ни игрушек, ни посторонних книг, ни цветных карандашей и фломастеров, если они не нужны для текущей работы).
Если нет возможности выделить постоян ное отдельное место, то в определенный час должно быть безусловно выделено, освобождено место для занятий.
3. Важное правило — начинать работу не медленно. Чем дольше оттягивается нача ло работы, тем большее усилие потребует ся, чтобы заставить себя приступить к ней. У человека, который систематически начи нает работу без промедления, период «втягивания» в работу короткий, дело идет бы стрее и эффективнее, а учеба становится источником не только напряженного труда, но и источником удовлетворения.
4. Необходимо наличие перерывов в ра боте. Нужны единство школьного и домаш него учебного режима, профилактика пе регрузок.
5. Работа должна идти в хорошем темпе — от 1 часа во втором классе до 4-5 часов у старшеклассников.
6. Нельзя, чтобы у школьника не было дру гих обязанностей, кроме учебы: человек, который в течение дня должен сделать много дел, привыкает ценить время, пла нировать работу, приступать к ней без про волочек.
Приучение ребенка к правильному режи му должно сочетаться с вашей самодис циплиной, уважением к ребенку, добро желательностью, заинтересованностью, разумной требовательностью.
Родителям о наказаниях
- Шлепая ребенка, вы учите его бояться вас.
- Проявляя при детях худшие черты своего ха рактера, вы показываете им плохой пример.
- Телесные наказания требуют от родителей меньше всего ума и способностей, чем любые другие воспитательные меры.
- Шлепки могут только утвердить, но не из менить поведение ребенка.
- Если вы шлепаете ребенка «под горячую руку», это означает, что вы хуже владеете собой, нежели требуете того от ребенка.
- Задача дисциплинарной техники - изме нить желания ребенка, а не только его по ведение.
- Очень часто наказание не исправляет по ведение, а лишь преображает его.
- Наказания вынуждают ребенка опасаться потерять родительскую любовь. Он чув ствует себя отверженным и начинает рев новать к брату или сестре, а порой и к ро дителям.
- У наказанного ребенка может возникнуть враждебное чувство к родителям. И едва в нем объединятся два чувства - любовь и ненависть, - как сразу возникнет конфликт.
- Частые наказания побуждают ребенка ос таваться инфантильным.
- Наказание может заставить ребенка при влекать внимание родителей любыми средствами.
- Нельзя наказывать ребенка до 2,5-3 лет.
Чем заменить наказания?
Терпением. Это самая большая доброде тель, которая только может быть у родите лей.
Объяснением. Объясните ребенку, поче му его поведение неправильно, но будьте предельно кратки.
Отвлечением. Постарайтесь предложить вашему ребенку что-нибудь более привле кательное, чем то, что ему хочется.
Неторопливостью. Не спешите наказывать сына или дочь - подождите, пока посту пок повторится.
Наградами. В конце концов, они более эф фективны, чем наказание.
Как привить интерес к чтению?
- Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, за учивайте отрывки, делитесь прочитанным и т.п.
- По очереди читайте друг другу рассказы или смешные истории. Развлекайте себя сами вместо того, чтобы смотреть телеви зор. Поощряйте дружбу ребенка с детьми, которые любят читать.
- Показывайте, что вы цените чтение: поку пайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарков.
- Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы (в библиотеке, книжном магази не и т.п.).
- Почаще спрашивайте мнение детей о кни гах, которые они читают.
- Поощряйте чтение любых материалов периодической печати: даже гороскопов, комиксов, обзоров телесериалов - пусть дети больше читают.
- На видном месте дома повесьте список, где будет отражен прогресс ребенка в чтении (сколько книг прочитано и за какой срок).
- В доме должна быть детская библиотечка.
- Выделите дома специальное место для чте ния (укромный уголок с полками и т.п.).
- Разгадывайте с детьми кроссворды и да рите их им.
- Собирайте книги на темы, которые вдох новят детей еще что-то прочитать об этом (например, книги о динозаврах или косми ческих путешествиях):
- Детям лучше читать короткие рассказы, а не большие произведения: тогда у них по является ощущение законченности и удов летворения.
- Предложите детям до или после просмот ра фильма прочитать книгу, по которой по ставлен фильм.
- Поощряйте чтение детей вслух, когда это только возможно, чтобы развить их навык и уверенность в себе.
Чему необходимо научить ребенка?
Любить себя. Любовь к себе - наиболее фундаментальная и существенная из всех способностей. Пока ребенок не будет це нить собственную жизнь, он не станет дея тельным, а значит, не сможет реализовать себя.
Интерпретировать поведение. Ребенок по падает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться. Если ребенок научился понимать и объяс нять поведение людей, он не будет скло нен огорчаться в подобных ситуациях. На пример, учительница накричала на него. Он может подумать о том, что у нее сегодня сдали нервы, она очень устала, в классе много шалунов, которые ей мешают.
Ребенка надо учить объяснять собственное поведение. Он сможет объяснить, как он вел себя на уроке, хорошо это или плохо, почему это с ним случилось и что при этом чувствует. Тогда он лучше сможет понять, чего от него хотят, что он делает не так и почему с ним это случается.
Общаться с помощью слов. Ребенок, кото рый может объяснить, что с ним происхо дит, словами, помогает другим лучше по нять себя и этим снимает многие проблемы и неприятности. Вот он, как кажется учителю, заупрямился, не стал отвечать и весь день ничего не делал. Учителю не будет так ка заться, если ребенок просто скажет, что сна чала он очень испугался, потому что его ни когда не спрашивали первым, а потом огор чился, что ему поставили двойку, и весь день было так обидно, что знал стихотворение и не ответил, что хотелось плакать.
Понимать различия между мыслями и дей ствиями. Ребенок не может чувствовать одно, думать о другом, а действовать в тре тьем. У него детская, чистая коммуникация. Если он о чем-то переживает, надо научить его говорить о своих чувствах, а не перево дить их в постоянные мысли, которых он боится или стесняется. Тогда его душевная боль проходит, и детское сознание может воспринимать учебную или другую зада чу, которую он реализует в действии. По этому рекомендуется помогать ребенку от реагировать свои негативные эмоции че рез рассказ, игру, драматизацию, рисунок, пантомиму: «Нарисуй, покажи, расскажи, проиграй, что тебя сейчас тревожит, а по том мы начнем с тобой делать уроки!»
Интересоваться и задавать вопросы. Все раз говоры о подготовке детей к школе, интере се к учению, познавательных способностях окажутся излишними, если мы перестанем интересоваться и реагировать на заме чательные вопросы, которые дети задают себе и окружающим: «Почему солнце не па дает с неба?», «Почему рыба не захлебыва ется в воде?», «Почему люди стареют?»...
Если мы хотим поддерживать инстинкт любознательности, мы должны убедиться, что уже к пяти годам ребенок упивается своими вопросами и знает, что есть спосо бы, как найти на них ответы. Детей надо учить самих вылавливать ответы на вопро сы, помогать искать и находить их.
Понимать, что на сложные вопросы нет про стых ответов. Ребенок столкнется в жизни с серьезными вопросами, социальными и научными проблемами. Не надо постоян но твердить ему: «Ты еще маленький», «Не твоего это ума дело», «Вырастешь - пой мешь». Можно приоткрыть завесу и пока зать, что не на все вопросы есть однознач ные ответы. Этим мы будем развивать сте реоскопическое, глобальное, а не только черно-белое мышление ребенка.
Не бояться неудач. Чтобы научиться чему-либо, ребенок не должен бояться ошибок и неудач. Детям надо помочь понять, что на ошибках можно учиться. Тем более нельзя за это унижать и наказывать детей. Ребенок, который боится ошибок и неудач, вырастет неуверенным в себе человеком, настоящим неудачником.
Доверять взрослым. Ребенку необходимо доверять взрослым, но доверие раз рушается, если родители в угоду ребенку постоянно играют с ним в разные игры и обманывают: «Съешь кашу, станешь боль шим», «Мама всегда говорит правду», «Папа самый сильный и смелый».
Иногда родители думают, что ребенок не станет им доверять, если узнает об их сла бостях. Мы не нарушим доверия ребен ка, если признаем человеческое несовер шенство.
Думать самому. Чувство собственной уни кальности и способности к выбору - жиз ненно важная часть человеческого существования. Этой способности легко научить, если просто поощрять ребенка в том, чтобы он высказывал свое суждение, не боясь, что его накажут или будут над ним смеяться. Никто из нас не хочет вос питать человека, слабого духом или сла бого интеллектуально. Мы хотим, чтобы наши дети принимали серьезные реше ния, обладали здравым смыслом и собственными убеждениями. Для этого не надо ждать, пока ребенок окончит школу или станет совершеннолетним. Надо уже сегодня демонстрировать свое уважение к личности ребенка.
Знать, в чем можно полагаться на взрос лого. К пяти годам ребенок должен знать, что существует много ситуаций, с которы ми он не может справиться. Он не может справиться с компанией старших детей, с диким поведением группы и многими другими случаями. Нам необходимо объ яснить детям, что взрослые, родители мо гут быть настоящими друзьями ребенка, которые приходят на помощь в трудную минуту, которые могут понять их и уважа ют их права.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка для родителей "Черты родителей, усугубляющие трудности ребенка"
Часто трудности адаптации ребенка в школе, особенности его поведения связаны с негативными проявлениями семейного воспитания.Данная памятка знакомит родителей с особенностями характера род...
Памятка для родителей "Принципы отношений родителей с детьми"
Памятку для родителей классные руководители могут использовать при проведении родительских собраний....
Памятка для родителей. Рекомендации родителям от учителя - логопеда
Для закрепления результатов логопедической работы ваши дети нуждаются в постоянных домашних занятиях....
Памятка для родителей "Родителям, которые хотят научить ребенка петь"
Памятка для родителей "Родителям, которые хотят научить ребенка петь"...
Наши родители. Памятки для родителей.
Советы родителям: как помочь детям подготовиться к ЕГЭØ Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте ребенка после экзамена. Окажите...
«ЭТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ КАЖДЫЙ РОДИТЕЛЬ! » ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Материал предназначен родителям, содержит логопедические упражнения и рекомендации....
Памятка родителям- Памятка для родителей по предупреждению детской агрессивности
Памятка родителям- Памятка для родителей по предупреждению детской агрессивности...