Подростковый возраст: что должны знать родители
материал по теме
Подростковый возраст - время закрепления ценностей. Как помочь детям ориентироваться в окружающем пространстве должны знать не только учителя, но и родители. Вам предлагается вариант проведения родительского собрания. (Текст беседы и презентация).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rod._sobr..doc | 36.5 КБ |
rodit._sobranie.ppt | 907 КБ |
Предварительный просмотр:
Подростковый возраст: что должны знать родители
Подростковый возраст – это период онтогенеза от 10-11 до 14-15 лет. Это время «закрепления ценностей» и усвоения позитивного опыта в разрешении проблемных ситуаций.
Именно на этом этапе развития ребенку жизненно необходимы понимание и поддержка взрослого!
Он является критическим, так как связан с «трудностями роста»: половым созреванием и «гормональными выбросами», ростом мышечной и костной ткани, диспропорции в формировании анатомии, общей диспропорцией в физиологии и психике.
Девочки растут быстрее мальчиков. Именно поэтому девочки в 5-8-х классах обычно выше и крупнее мальчиков.
«Длинноногость» обусловлена тем, что происходит рост трубчатых костей конечностей, а «угловатость» и «неуклюжесть» обусловлены диспропорцией в нарастании костной и мышечной ткани не в пользу последней. Следствием переживаний по поводу своей внешности может стать снижение самооценки, неуверенность в себе.
Именно поэтому родителям следует заранее готовить своего ребенка к «возможным проблемам». Рассказывайте о том, что вы чувствовали и какие ситуации возникали с ровесниками у вас.
Подросток обязательно станет делиться с вами своими проблемами. Важно формировать перспективу, задавать «вектор развития»: «Если ты будешь-посещать плавание, то станешь менее напряженным и быстрее превратишься в прекрасного лебедя...»
Ни в коем случае нельзя позволять родителям фразы типа «Ты разбил чашку - такой неповоротливый!», «Я тебе уже сто раз объясняла - такой бестолковый, ты до сих пор не понял решение задачи!» или «Что ты пишешь, как курица лапой?»
Таким образом, физиология тесно связана с психологией. Если у ребенка наблюдается гипертония, то это может быть связано с ростом сердца и пока еще небольшими кровеносными сосудами. Именно поэтому важно соблюдать режим дня, дозировать как физическую, так и психоэмоциональную нагрузку. Правильное построение режима дня и его соблюдение - залог здоровья, успехов в учении.
Так, сон должен составить для младших подростков 10-11 часов, для средних и старших подростков - 8-9 часов.
Выполнять уроки следует с 18°° до 1930, начиная с «легких».
Кроме этого, распорядок дня - это способ развития произвольности. В центральной нервной системе (ЦНС) наблюдается усиление подкорковой активности, то есть процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. В поведении подростка прослеживается эмоциональная неустойчивость, связанная с резкими перепадами настроения, а также гиперактивность, вследствие чего падает внимательность, ухудшается поведение и успеваемость. Рост ЦНС отражается на тонкой моторике, ухудшается почерк; а также на речь и, зачастую, ответы подростка превращаются в «вытягивание» из него того или иного материала (учебного).
В целом же в результате «перестройки» у младших подростков наблюдается временное снижение успеваемости, часто это является причиной «плохого поведения».
Возраст 13-15 лет - это второй этап полового созревания. Подростки становятся менее раздражительными, чем младшие, они становятся независимыми от взрослых.
Под влиянием гормонов растет мышечная масса, повышается работоспособность. Значительно усиливается интерес к противоположному полу.
Для этого возрастного этапа мерилом успеха является внешность подростка. Отставание от своих сверстников в росте и весе особенно болезненно воспринимается ребятами.
Эти недостатки видимы, и именно они бросаются в глаза. Именно внешность и желание не быть отвергнутым, ведь общение со сверстниками становится ведущим, заставляет подростков по-своему решать проблемы комплекса неполноценности. Одни заявляют о себе тем, что начинают курить, а другие находятся в перманентном конфликте со взрослыми и некоторыми сверстниками - хамят, грубят, веселят окружающих, используя тактику «сердитого внимания».
Более того, развитие «Я», потребности «в чувстве значительности», а не просто желание быть в среде сверстников и занимать определенную позицию в социуме (классе), как раз и проявляются в общении.
Если для младшего подросткового возраста характерно общение, связанное с поведением и учением, то для среднего и старшего подростка - вокруг вопросов личности, индивидуальности. Примером этого может служить один из таких приемов, формирующих социальные барьеры, как осмеяние.
Часто взрослые приписывают недостатки окружению, на самом же деле речь идет о потребности подростка в овладении конструктивными способами взаимодействия. Отсутствие позитивного опыта часто приводит к дезадаптации.
В основе дезадаптации лежит конфликт, а под его влиянием неадекватное реагирование на условия и требования социума в форме тех или иных отклонений в поведении (послушание или бунтарство).
Если родители подростка непостоянны в своих реакциях на его поведение и учение: то хвалят и жалеют, то, наоборот, бранят и сурово наказывают, не обращая на него внимания, подросток становится тревожным, озлобленным - он не знает, что делать!
Проблема в том, что подростку необходим взрослый, для того чтобы научиться быть взрослым!
Развитие ответственности за действия и поступки, осознанности начинается в семье. Основой является четкое распределение обязанностей (уборка, мытье посуды и другое). Это необходимо решить на семейном совете. Обязанности должны иметь все. Назначьте санкции за нарушение или невыполнение и, главное, выработайте единое требование - это единственный способ повышения ответственности, а также ухода от манипуляции.
И не вздумайте перекладывать воспитание на плечи бабушек, лучще «продленка»!
Плохое поведение - это первый признак того, что потребность в «принятии и уважении», «самовыражении» не удовлетворяется.
Слабая успеваемость - это низкая школьная мотивация, которая обусловлена неумением делать выбор и брать на себя ответственность за решения.
С чего начать?
Для начала задайте себе вопрос, а кто для моего ребенка является идеалом (кумир помогает подростку стать лучше); какие качества ему нравятся в кумире, почему внешние, а не внутренние или наоборот; кому еще из одноклассников нравятся «он» или «она». Тогда, возможно, вы поделитесь своими воспоминаниями «О своем подростковом кумире» и найдете способ, как найти свое «Я» и достичь успеха.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Подростковый возраст от 10-11 до 14-15 лет Это время «закрепления ценностей» и усвоения позитивного опыта в разрешении проблемных ситуаций. Именно на этом этапе развития ребенку жизненно необходимы понимание и поддержка взрослого !
«Трудности роста» Половое созревание и «гормональные выбросы» Рост мышечной и костной ткани Диспропорция в формировании анатомии Общая диспропорция в физиологии и психике
Девочки и мальчики Девочки растут быстрее мальчиков. Именно поэтому девочки в 5-8-х классах обычно выше и крупнее мальчиков. « Длинноногость » обусловлена тем, что происходит рост трубчатых костей конечностей, а « угловатость » и « неуклюжесть » обусловлены диспропорцией в нарастании костной и мышечной ткани не в пользу последней. Следствием переживаний по поводу своей внешности может стать снижение самооценки, неуверенность в себе.
Будьте постоянны Если родители подростка непостоянны в своих реакциях на его поведение и учение: то хвалят и жалеют, то, наоборот, бранят и сурово наказывают, не обращая на него внимания, подросток становится тревожным, озлобленным - он не знает, что делать!
Вектор развития «Если ты будешь посещать плавание, то станешь менее напряженным и быстрее превратишься в прекрасного лебедя...»
Старайтесь избегать фраз «Ты разбил чашку - такой неповоротливый!» «Я тебе уже сто раз объясняла - такой бестолковый, ты до сих пор не понял решение задачи!» «Что ты пишешь, как курица лапой?»
Физиология и психология тесно связаны ВАЖНО соблюдать режим дня Дозировать как физическую так и психоэмоциональную нагрузку Правильное построение режима дня и его соблюдение - залог здоровья, успехов в учении.
Режим дня подростка Сон 8 -9 часов Уроки с 18 до 19-30, начиная с «лёгких»
Распорядок дня - это способ развития произвольности. Ухудшается почерк, речь Гипер активность Падает внимательность, ухудшается поведение и успеваемость Резкие перепады настроения Эмоциональная неустойчивость Возбуждение преобладает над торможением ЦНС
13-15 лет это второй этап полового созревания. Подростки становятся независимыми от взрослых.
Под влиянием гормонов растет мышечная масса повышается работоспособность. Значительно усиливается интерес к противоположному полу.
Для этого возрастного этапа мерилом успеха является внешность подростка. Отставание от своих сверстников в росте и весе особенно болезненно воспринимается ребятами.
Социализация Именно внешность и желание не быть отвергнутым, ведь общение со сверстниками становится ведущим , заставляет подростков по-своему решать проблемы комплекса неполноценности. Одни заявляют о себе тем, что начинают курить , а другие находятся в перманентном конфликте со взрослыми и некоторыми сверстниками - хамят, грубят, веселят окружающих, используя тактику «сердитого внимания».
Общение Для младшего подросткового возраста характерно общение , связанное с поведением и учением, Для среднего и старшего подростка - вокруг вопросов личности, индивидуальности.
Часто взрослые приписывают недостатки окружению, на самом же деле речь идет о потребности подростка в овладении конструктивными способами взаимодействия. Отсутствие позитивного опыта часто приводит к дезадаптации.
Дезадаптация В основе лежит конфликт , а под его влиянием неадекватное реагирование на условия и требования социума в форме тех или иных отклонений в поведении (послушание или бунтарство).
Будьте постоянны Если родители подростка непостоянны в своих реакциях на его поведение и учение: то хвалят и жалеют, то, наоборот, бранят и сурово наказывают, не обращая на него внимания, подросток становится тревожным, озлобленным – он не знает, что делать!
Подростку необходим взрослый, для того чтобы научиться быть взрослым!
Развитие ответственности за действия и поступки, осознанности начинается в семье Обязанности должны иметь все. Назначьте санкции за нарушение или невыполнение Выработайте единое требование - это единственный способ повышения ответственности, а также ухода от манипуляции
Плохое поведение это первый признак того, что потребность в «принятии и уважении», «самовыражении» не удовлетворяется.
Слабая успеваемость это низкая школьная мотивация, которая обусловлена неумением делать выбор и брать на себя ответственность за решения.
С чего начать? задайте себе вопрос, а кто для моего ребенка. является идеалом (кумир помогает подростку стать лучше); какие качества ему нравятся в кумире, почему внешние, а не внутренние или наоборот; кому еще из одноклассников нравятся «он» или «она». Тогда, возможно, вы поделитесь своими воспоминаниями «О своем подростковом кумире» и найдете способ, как найти свое «Я» и достичь успеха.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лекторий для родителей на тему «Подростковый возраст: что должны знать родители»
Лекторий для родителей о трудностях подрасткового возраста и способах грамотного пребывания родителей в переходном возрасте их детей....
Что должны знать родители подростка
Что делать? Или, что должны обязательно знать родители подростка? Подростковый возраст - трудный период полового созревания и психологического взросления ребенка. В самосознании происходят изменени...
Что должны знать родители подростка
Типы конфликтов и способы их преодоления 1. Конфликт неустойчивого родительского восприятия Статус подростка в семье и обществе не устоялся. Он и не взрослый, но уже не ребенок. Недостатки в это...
Что должны знать родители подростка
Шпаргалка для родителей 1. Для того чтобы существовала эмоциональная связь с подростком, проводите с ним вместе какое-то время, чтобы он не ощущал себя покинутым и одиноким. 2. Установите довери...
Что должны знать родители, если их ребенок пошел в 5 класс
Первое родительское собрание в 5 классе, проводится в адаптационный период...
Что должны знать родители !
памятка родителям по профилактике курения...
Консультация для родителей. Что должны знать родители о развитии речи ребёнка
консультация учителя-логопеда...