Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие с использованием балансировочного комплекса Бильгоу «Весёлая рыбалка» с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими ООП
методическая разработка по психологии

Сатылбаева Олеся Александровна

Специальные занятия по программе мозжечковой стимуляции рекомендованы детям, у которых есть нарушения координации, внимания, гиперактивность (СДВГ), выявлены аутичные черты, есть задержки устной, письменной речи, проблемы с учебой, ЗРР, ЗПР, последствия минимальной мозговой дисфункции, ДЦП. По мнению специалистов мозжечковая «гимнастика» помогает увеличить также эффект любых коррекционных курсов: логопедических, дефектологических, занятий с психологом и др.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД СТРЕЖЕВОЙ» СП «ЖУРАВУШКА

Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие с использованием балансировочного комплекса Бильгоу

«Весёлая рыбалка»

с детьми старшего дошкольного возраста,

имеющими ООП

                    Picture background

Подготовила: педагог-психолог О.А. Сатылбаева

г. Стрежевой, 2025г.

Пояснительная записка

Обоснование актуальности

Качество образования и его эффективность – самая актуальная проблема современной педагогики в условиях реализации ФГОС ДО. Главная роль в обеспечении результативности воспитательно–образовательного процесса представлена педагогу, его профессионализму. Расширяя опыт использования инновационных технологий, я изучила и стала использовать в своей работе с детьми систему тренировок на балансировочной доске Бильгоу, которая является одним из наиболее эффективных методов развития мозжечка. Современная нейропсихология утверждает: мозжечок связан со всеми структурами нашей нервной системы. Он участвует в интеллектуальном, речевом и эмоциональном развитии ребенка. Исходя из ФОП ДО коррекционно-развивающая работа включает в себя помимо других следующие пункты: коррекцию и развитие психомоторной сферы, координации и регуляции движений; создание насыщенной РППС для разных видов деятельности. Цель подобной мозжечковой стимуляции – синхронизировать работу центров мозга, ответственных за познавательные и двигательные функции, а также развить зрительно-моторное взаимодействие и координацию. Это своеобразный ключ к познавательному, эмоционально-волевому развитию ребенка.

Описание культурной практики

Специальные занятия по программе мозжечковой стимуляции рекомендованы детям, у которых есть нарушения координации, внимания, гиперактивность (СДВГ), выявлены аутичные черты, есть задержки устной, письменной речи, проблемы с учебой, ЗРР, ЗПР, последствия минимальной мозговой дисфункции, ДЦП. По мнению специалистов мозжечковая «гимнастика» помогает увеличить также эффект любых коррекционных курсов: логопедических, дефектологических, занятий с психологом и др.

Изучив метод мозжечковой стимуляции, я решила применять упражнения на балансировочной доске в ходе индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с детьми с ЗПР и СДВГ. В структуру занятий входят упражнения на равновесие, координацию движений, развитие зрительно-моторной координации. Во время упражнений ребенок должен, балансируя на доске, удерживать положение своего тела и выполнять определенные задания. Балансировочный комплекс Бильгоу включает в себя, кроме доски, также сенсорные мешочки, набор мячей, мяч-маятник, напольную мишень, стойку с мишенями-целями.

Результативность практики

Методика Бильгоу доказала свою эффективность. Регулярность тренировок обеспечивает создание и укрепление нейронных связей между отделами головного мозга, дефицитарность которых и обуславливает различные трудности у детей. Занятия мозжечковой стимуляцией позволяют усилить эффект занятий с психологом. Очень важный момент - удовлетворение двигательной активности - возрастная особенность у детей, которая восполняется на занятиях на бордах. Применение балансировочной доски в ходе коррекционно-развивающей работы способствует улучшению работы вестибулярной системы ребенка, развитию координации, крупной и мелкой моторики, развитию зрительно-пространственных представлений, межполушарному взаимодействию, эмоциональному развитию, улучшению саморегуляции и самоконтроля. Занятия на балансборде доставляют детям большое удовольствие, хотя выполнять упражнения на балансире и одновременно пытаться удержать равновесие довольно сложная задача.

Цель коррекционно-развивающего занятия: развитие высших психических функций и самоконтроля ребенка.

Задачи:

- развитие межполушарных связей с помощью кинезеологических упражнений на балансировочной доске;

- коррекция и развитие координации и регуляции движений;

- создание условий для снятия психоэмоционального напряжения.

Ход занятия

Организационная часть.

  1. Приветствие

Здравствуй, друг! (здороваемся за руку)

Как ты тут? (похлопываем друг друга по плечу)

Где ты был? (разводим руки в стороны)

Я скучал! (складывают руки на груди в области сердца)

Ты пришел! (руки вытягиваем вперед)

Хорошо! (обнимаемся)

2.Сообщение темы занятия. 

Скажи ты был когда-нибудь на рыбалке? Сегодня на занятии я тебе предлагаю отправиться на веселую рыбалку. Но на чем мы туда отправимся тебе надо угадать. Послушай, загадку

Сначала дерево свалили,

Потом нутро ему долбили

Потом лопатками снабдили

И по реке гулять пустили.

Правильно! Сегодня мы отправимся на рыбалку на лодке. А лодкой у нас будет наша балансировочная доска.

Основная часть.

Упражнение «Заплыв» (сидя на балансировочной доске)

Сидя по-турецки на доске перебирать руками, как будто грести вёслами.

Вот мы и приплыли на самое рыбное место. Как и в любой деятельности на рыбалке необходимо быть внимательным, чтоб не пропустить свой улов. Предлагаю тебе поиграть в игру «Хлоп».

Игра «Хлоп» (стоя на балансировочной доске)

Стоя на балансировочной доске хлопнуть в ладоши, когда услышишь название рыбы. (слова для игры: щука, карась, книга, окунь, окно, телефон, море, акула)

Молодец! Ты хорошо справился и не пропустил ни одного названия рыбы.

А чтоб ни одна рыбку не смогла сойти с крючка нам необходимо потренировать свои руки. Для этого мы возьмем наш волшебный шарик и разомнем наши руки.

Упражнение «Рыбы» (стоя на балансировочной доске)

Рыбки весело резвятся

В чистой тепленькой воде

(перекидывать шарик из руки в руку)

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

(сжимать, разжимать шарик в кулачке).

(упражнение повторяем 2 раза).

Мы готовы к рыбалке! Пора присесть и начинать ловить рыбу.

Упражнение «Корректурная проба. Рыбки». (сидя за столом)

На листочке среди всех животных найти всех рыб и обвести карандашом.

                                            Picture background

Здорово! Первый улов есть! Ты справился с заданием.

Тем временем море разволновалось. Давай, покажем, как могут бушевать волны на море.

Игра «Море волнуется» (на балансировочной доске)

Море волнуется раз,

море волнуется два,

море волнуется три, (раскачивается со стороны в сторону)

морская фигура замри! (старается удержать равновесие)

 (игра проводится 2 раз)

Замечательно! У тебя получается удержать равновесие. Продолжим нашу рыбалку.

Игра «Поймай рыбку» (стоя на балансировочной доске)

Предлагаю попасть кольцом с расстояния 1 метр на вертикальный стержень в виде рыбы. (6 колец)

Молодец! У тебя хорошо получается! Пора передохнуть и послушать шум моря.

Релаксационное упражнение «Шум моря»

Ребенок удобно садится на балансборд (как на скамейку), закрывает глаза и слушает шум моря.  (1 минуту).

 Вот мы и передохнули. Если у тебя вдруг будет плохое настроение, вспомни шум спокойного моря, музыку моря, представь картину спокойного моря. И твоё настроение улучшится!

У нас еще есть немного времени до конца нашей рыбалки. И пока рыба клюет, забросим наши удочки.

Игра «Ловись, ловись рыбка!» (стоя на балансировочной доске)

Ребенок с помощью удочки с магнитом старается «поймать» рыбку.

(педагог находится рядом и помогает отцепить пойманных рыб с удочки).

Молодец! Тебе удалось наловить полное ведерко рыбы.

Заключительная часть

Вот и подошла к концу наша веселая рыбалка. Тебе было интересно? А что тебе понравилось больше всего на нашей рыбалке? Были ли сложные задания для тебя? Какие? С каким настроением ты заканчиваешь рыбалку?

Предлагаю еще раз встать на балансборд и с помощью мяча маятника попасть в мишень. Если твое настроение бодрое и весёлое, то целься в плитку красного цвета, если грустное и недовольное в плитку зеленого цвета, а если безразличное, неопределенное в плитку желтого цвета.

Мне сегодня тоже было интересно с тобой рыбачить. Спасибо тебе за компанию. До свидания!

Список литературы:

  1. Реброва А.А. Использование балансировочной доски Бильгоу на коррекционных занятиях в дошкольной организации / А.А. Реброва, В.А. Акутина // Вестник ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО». Тульское образовательное пространство. – 2021 – №3.
  2. Яценко А.М. Балансировочная доска для мозжечковой стимуляции Бильгоу с использованием балансировочного комплекса в работе специалистов детского сада / А.М. Яценко, Н.Н. Брусенская // Молодой ученый. – 2022 –№33 (428).
  3. https://nsportal.ru/detskiy-sad/psihologiya/2024/08/16/ispolzovanie-balansirovochnoy-doski-bilgou-v-korrektsionnoy

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста, имеющими логопедическое заключение: ОНР (в условиях дошкольного логопункта)

Данная рабочая  программа носит коррекционно-развивающий характер и предназначена для обучения и воспитания детей с ОНР от 5 до 7 лет в условиях дошкольного логопункта.  В соответствии с Зак...

Педагогический проект «Развитие психических процессов у детей старшего дошкольного возраста, имеющих ЗПР. Использование ИКТ в работе учителя-дефектолога».

Анализ психолого–педагогической, методической литературы позволил выделить ряд условий, обеспечивающих развитие психический процессов дошкольников с ОВЗ:- создание развивающей среды;- пробуждени...

Система взаимодействия логопеда и специалистов в ДОУ при работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющих речевую патологию

В статье представлена система взаимодействия специалистов по улучшению речи у детей дошкольного возраста...

Конспект подгруппового занятия учителя-дефектолога на тему «Лето» с воспитанниками старшего дошкольного возраста, имеющими тяжелые нарушения речи.

Конспект подгруппового занятия учителя-дефектолога на тему «Лето» с воспитанниками старшего дошкольного возраста, имеющими тяжелые нарушения речи....

Мастер – класс на тему: «Использование балансировочного комплекса в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»

В рамках данного мастер-класса, представляем вам опыт использования одной из инновационных здоровьесберегающих технологий в логопедической работе с детьми, имеющими нарушения речи. Это балансировочный...