Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие с использованием балансировочного комплекса Бильгоу «Весёлая рыбалка» с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими ООП
методическая разработка по психологии
Специальные занятия по программе мозжечковой стимуляции рекомендованы детям, у которых есть нарушения координации, внимания, гиперактивность (СДВГ), выявлены аутичные черты, есть задержки устной, письменной речи, проблемы с учебой, ЗРР, ЗПР, последствия минимальной мозговой дисфункции, ДЦП. По мнению специалистов мозжечковая «гимнастика» помогает увеличить также эффект любых коррекционных курсов: логопедических, дефектологических, занятий с психологом и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 148.81 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД СТРЕЖЕВОЙ» СП «ЖУРАВУШКА
Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие с использованием балансировочного комплекса Бильгоу
«Весёлая рыбалка»
с детьми старшего дошкольного возраста,
имеющими ООП
Подготовила: педагог-психолог О.А. Сатылбаева
г. Стрежевой, 2025г.
Пояснительная записка
Обоснование актуальности
Качество образования и его эффективность – самая актуальная проблема современной педагогики в условиях реализации ФГОС ДО. Главная роль в обеспечении результативности воспитательно–образовательного процесса представлена педагогу, его профессионализму. Расширяя опыт использования инновационных технологий, я изучила и стала использовать в своей работе с детьми систему тренировок на балансировочной доске Бильгоу, которая является одним из наиболее эффективных методов развития мозжечка. Современная нейропсихология утверждает: мозжечок связан со всеми структурами нашей нервной системы. Он участвует в интеллектуальном, речевом и эмоциональном развитии ребенка. Исходя из ФОП ДО коррекционно-развивающая работа включает в себя помимо других следующие пункты: коррекцию и развитие психомоторной сферы, координации и регуляции движений; создание насыщенной РППС для разных видов деятельности. Цель подобной мозжечковой стимуляции – синхронизировать работу центров мозга, ответственных за познавательные и двигательные функции, а также развить зрительно-моторное взаимодействие и координацию. Это своеобразный ключ к познавательному, эмоционально-волевому развитию ребенка.
Описание культурной практики
Специальные занятия по программе мозжечковой стимуляции рекомендованы детям, у которых есть нарушения координации, внимания, гиперактивность (СДВГ), выявлены аутичные черты, есть задержки устной, письменной речи, проблемы с учебой, ЗРР, ЗПР, последствия минимальной мозговой дисфункции, ДЦП. По мнению специалистов мозжечковая «гимнастика» помогает увеличить также эффект любых коррекционных курсов: логопедических, дефектологических, занятий с психологом и др.
Изучив метод мозжечковой стимуляции, я решила применять упражнения на балансировочной доске в ходе индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с детьми с ЗПР и СДВГ. В структуру занятий входят упражнения на равновесие, координацию движений, развитие зрительно-моторной координации. Во время упражнений ребенок должен, балансируя на доске, удерживать положение своего тела и выполнять определенные задания. Балансировочный комплекс Бильгоу включает в себя, кроме доски, также сенсорные мешочки, набор мячей, мяч-маятник, напольную мишень, стойку с мишенями-целями.
Результативность практики
Методика Бильгоу доказала свою эффективность. Регулярность тренировок обеспечивает создание и укрепление нейронных связей между отделами головного мозга, дефицитарность которых и обуславливает различные трудности у детей. Занятия мозжечковой стимуляцией позволяют усилить эффект занятий с психологом. Очень важный момент - удовлетворение двигательной активности - возрастная особенность у детей, которая восполняется на занятиях на бордах. Применение балансировочной доски в ходе коррекционно-развивающей работы способствует улучшению работы вестибулярной системы ребенка, развитию координации, крупной и мелкой моторики, развитию зрительно-пространственных представлений, межполушарному взаимодействию, эмоциональному развитию, улучшению саморегуляции и самоконтроля. Занятия на балансборде доставляют детям большое удовольствие, хотя выполнять упражнения на балансире и одновременно пытаться удержать равновесие довольно сложная задача.
Цель коррекционно-развивающего занятия: развитие высших психических функций и самоконтроля ребенка.
Задачи:
- развитие межполушарных связей с помощью кинезеологических упражнений на балансировочной доске;
- коррекция и развитие координации и регуляции движений;
- создание условий для снятия психоэмоционального напряжения.
Ход занятия
Организационная часть.
- Приветствие
Здравствуй, друг! (здороваемся за руку)
Как ты тут? (похлопываем друг друга по плечу)
Где ты был? (разводим руки в стороны)
Я скучал! (складывают руки на груди в области сердца)
Ты пришел! (руки вытягиваем вперед)
Хорошо! (обнимаемся)
2.Сообщение темы занятия.
Скажи ты был когда-нибудь на рыбалке? Сегодня на занятии я тебе предлагаю отправиться на веселую рыбалку. Но на чем мы туда отправимся тебе надо угадать. Послушай, загадку
Сначала дерево свалили,
Потом нутро ему долбили
Потом лопатками снабдили
И по реке гулять пустили.
Правильно! Сегодня мы отправимся на рыбалку на лодке. А лодкой у нас будет наша балансировочная доска.
Основная часть.
Упражнение «Заплыв» (сидя на балансировочной доске)
Сидя по-турецки на доске перебирать руками, как будто грести вёслами.
Вот мы и приплыли на самое рыбное место. Как и в любой деятельности на рыбалке необходимо быть внимательным, чтоб не пропустить свой улов. Предлагаю тебе поиграть в игру «Хлоп».
Игра «Хлоп» (стоя на балансировочной доске)
Стоя на балансировочной доске хлопнуть в ладоши, когда услышишь название рыбы. (слова для игры: щука, карась, книга, окунь, окно, телефон, море, акула)
Молодец! Ты хорошо справился и не пропустил ни одного названия рыбы.
А чтоб ни одна рыбку не смогла сойти с крючка нам необходимо потренировать свои руки. Для этого мы возьмем наш волшебный шарик и разомнем наши руки.
Упражнение «Рыбы» (стоя на балансировочной доске)
Рыбки весело резвятся
В чистой тепленькой воде
(перекидывать шарик из руки в руку)
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
(сжимать, разжимать шарик в кулачке).
(упражнение повторяем 2 раза).
Мы готовы к рыбалке! Пора присесть и начинать ловить рыбу.
Упражнение «Корректурная проба. Рыбки». (сидя за столом)
На листочке среди всех животных найти всех рыб и обвести карандашом.
Здорово! Первый улов есть! Ты справился с заданием.
Тем временем море разволновалось. Давай, покажем, как могут бушевать волны на море.
Игра «Море волнуется» (на балансировочной доске)
Море волнуется раз,
море волнуется два,
море волнуется три, (раскачивается со стороны в сторону)
морская фигура замри! (старается удержать равновесие)
(игра проводится 2 раз)
Замечательно! У тебя получается удержать равновесие. Продолжим нашу рыбалку.
Игра «Поймай рыбку» (стоя на балансировочной доске)
Предлагаю попасть кольцом с расстояния 1 метр на вертикальный стержень в виде рыбы. (6 колец)
Молодец! У тебя хорошо получается! Пора передохнуть и послушать шум моря.
Релаксационное упражнение «Шум моря»
Ребенок удобно садится на балансборд (как на скамейку), закрывает глаза и слушает шум моря. (1 минуту).
Вот мы и передохнули. Если у тебя вдруг будет плохое настроение, вспомни шум спокойного моря, музыку моря, представь картину спокойного моря. И твоё настроение улучшится!
У нас еще есть немного времени до конца нашей рыбалки. И пока рыба клюет, забросим наши удочки.
Игра «Ловись, ловись рыбка!» (стоя на балансировочной доске)
Ребенок с помощью удочки с магнитом старается «поймать» рыбку.
(педагог находится рядом и помогает отцепить пойманных рыб с удочки).
Молодец! Тебе удалось наловить полное ведерко рыбы.
Заключительная часть
Вот и подошла к концу наша веселая рыбалка. Тебе было интересно? А что тебе понравилось больше всего на нашей рыбалке? Были ли сложные задания для тебя? Какие? С каким настроением ты заканчиваешь рыбалку?
Предлагаю еще раз встать на балансборд и с помощью мяча маятника попасть в мишень. Если твое настроение бодрое и весёлое, то целься в плитку красного цвета, если грустное и недовольное в плитку зеленого цвета, а если безразличное, неопределенное в плитку желтого цвета.
Мне сегодня тоже было интересно с тобой рыбачить. Спасибо тебе за компанию. До свидания!
Список литературы:
- Реброва А.А. Использование балансировочной доски Бильгоу на коррекционных занятиях в дошкольной организации / А.А. Реброва, В.А. Акутина // Вестник ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО». Тульское образовательное пространство. – 2021 – №3.
- Яценко А.М. Балансировочная доска для мозжечковой стимуляции Бильгоу с использованием балансировочного комплекса в работе специалистов детского сада / А.М. Яценко, Н.Н. Брусенская // Молодой ученый. – 2022 –№33 (428).
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/psihologiya/2024/08/16/ispolzovanie-balansirovochnoy-doski-bilgou-v-korrektsionnoy
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи, для групп общеразвивающей направленности
Рабочая программа учителя-логопеда на дошкольном логопункте...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста, имеющими логопедическое заключение: ОНР (в условиях дошкольного логопункта)
Данная рабочая программа носит коррекционно-развивающий характер и предназначена для обучения и воспитания детей с ОНР от 5 до 7 лет в условиях дошкольного логопункта. В соответствии с Зак...

Педагогический проект «Развитие психических процессов у детей старшего дошкольного возраста, имеющих ЗПР. Использование ИКТ в работе учителя-дефектолога».
Анализ психолого–педагогической, методической литературы позволил выделить ряд условий, обеспечивающих развитие психический процессов дошкольников с ОВЗ:- создание развивающей среды;- пробуждени...
Система взаимодействия логопеда и специалистов в ДОУ при работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющих речевую патологию
В статье представлена система взаимодействия специалистов по улучшению речи у детей дошкольного возраста...

Конспект подгруппового занятия учителя-дефектолога на тему «Лето» с воспитанниками старшего дошкольного возраста, имеющими тяжелые нарушения речи.
Конспект подгруппового занятия учителя-дефектолога на тему «Лето» с воспитанниками старшего дошкольного возраста, имеющими тяжелые нарушения речи....

Мастер – класс на тему:«Использование балансировочного комплекса в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»
В рамках данного мастер-класса, представляем вам опыт использования одной из инновационных здоровьесберегающих технологий в логопедической работе с детьми, имеющими нарушения речи. Это балансировочный...