Цифровизация и ее влияние на развитие психики ребёнка: вызовы нового времени
презентация к уроку по психологии

Юлия Владимировна Пенькова

За последние десятилетия цифровые технологии изменили нашу повседневную жизнь. Современный мир — это мир всеобщей цифровизации, которая выражается в использовании современных цифровых технологий повсеместно для повышения качества жизни. Цифровая среда, информатизация социального пространства, является неотъемлемой частью современного общества.
Процесс цифровизации, получивший поддержку в системе образования России, оказывает существенное влияние на саму систему образования, образовательные организации и ее участников.

Развитие сегодняшних детей идет параллельно с быстрым развитием информационных технологий, всеобщей информатизацией и цифровизацией, погружение детей и подростков в информационную среду осуществляется практически стихийно. Они с самого рождения погружены в цифровое пространство, живут и учатся в цифровой среде, легко воспринимают и используют 3D-реальность.

Всеобщая цифровизация оказывает воздействие на психофизическую, когнитивную, эмоциональную, коммуникативную, социальную и другие сферы развития человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon tsifrovizatsiya.ppt1.27 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Цифровизация и её влияние на развитие психики ребенка: вызовы нового времени

Слайд 2

Цифровизация среды как позитивный фактор развития Информатизация пространства, компьютерные технологии насыщают развивающую предметную среду: обучающие программы и ресурсы; приобретение новых знаний; установление взаимодействия с большим количеством людей; возможность постоянной связи. Использование аудио- и видеоматериалов способствует повышению эффективности восприятия новой информации. Цифровые технологии дают возможность создавать устойчивую мотивацию, развивать познавательную активность. Виртуальная игра как и традиционная развивает воображение, заставляет придерживаться определенных правил.

Слайд 3

Риски негативного влияния цифровизации Поколение Z – «цифровых детей» нетерпеливы и сосредоточены в основном на краткосрочных целях; ориентированы на потребление; индивидуалистичны, меньше человеческой коммуникации, больше техногенной. Психологические особенности Z поколения: «Клиповое мышление» - это способность краткого и красочного восприятия окружающего мира посредством короткого, яркого посыла, воплощенного в форме видеоклипа, теленовостей или в другом аналогичном виде. Способность к многозадачности. Платой за многозадачность становятся рассеянность, гиперактивность, дефицит внимания и предпочтение визуальных символов логике и углублению в текст. Склонность к аутизации - как способ взаимодействия с миром людей. Низкий уровень коммуникативной компетентности, рост тревожности, усугублённой чувством брошенности, ненужности взрослому миру, опустошённости, растерянности, неверия в себя.

Слайд 4

Влияние цифровизации на когнитивную, регулятивную, коммуникативную сферу психической деятельности Когнитивная - адаптация к цифровой реальности у детей происходит быстрее, чем к реальности объективной. Ее качественные характеристики не выдерживают конкуренции по сравнению с цифровой средой. Восприятие - возможности управления своим вниманием понижаются и как результат – резкое снижение ухудшение произвольной регуляции школьников, особенно начальных классов. Память - формируется в основном фрагментарная, кратковременная, механическая, непроизвольная. А высшие формы уровня памяти отходят на второй план. Мышление - переработка информации подменяется ее поиском и использованием, следствием чего является резкое снижение интеллектуальной активности.

Слайд 5

Влияние цифровизации на когнитивную, регулятивную, коммуникативную сферу психической деятельности Регулятивная Для становления регуляторных механизмов психики важна культура, как регулятор общения и деятельности. Цифровизация и интернетизация снимают культурные ограничения.

Слайд 6

Влияние цифровизации на когнитивную, регулятивную, коммуникативную сферу психической деятельности Коммуникативная Опосредованный характер общения, отсутствие прямого контакта, снижение социальной ответственности, неумение управлять конфликтами, несформированность навыков построения межличностных отношений, легкость принятия необдуманных решений, критическое снижение рефлексии.

Слайд 7

Группы рисков: Контентные риски — это материалы, содержащие насилие, демонстрацию жестокости, агрессию, порнографию, нецензурную лексику, информацию, разжигающую расовую ненависть, пропаганду анорексии и булимии, суицида, азартных игр, наркотических веществ и т.д. Риски, связанные с поведением пользователей — экстремистские группы, группы, предлагающие несовершеннолетним «работу», заключающуюся в незаконной. Терроризм, скулшутинг (расстрел преступником людей в школе).

Слайд 8

Группы рисков: Риски, связанные с вовлечением несовершеннолетних в опасные группы и сообщества - «группы смерти», которые вовлекают детей и подростков в выполнение опасных заданий, приводящих в конечном итоге к суициду. Риски виртуального взаимодействия : кибернасилие, кибербуллинг, общение и незаконный контакт — это понятие включает в себя такие интернет-преступления как домогательство и груминг.

Слайд 9

Группы рисков: Компьютерная и интернет-зависимость проявляющиеся в отсутствии интереса к реальной окружающей действительности и предпочтении виртуального цифрового пространства. Использование Интернета было признано зависимостью, которая имеет общие черты с токсикоманией и игроманией.

Слайд 10

ЦИФРОВИЗАЦИЯ Зависимость от телефона и социальных сетей – эпидемия XXI века

Слайд 11

Номофобия – зависимость от мобильного телефона .

Слайд 12

Симптомы зависимости от телефона у детей: Ребенок возбужден и нервничает, злится и паникует (возможно, истерит),когда не можете найти свой мобильник. Постоянное чувство тревоги , если приходится отвлечься от телефона более чем на 10 минут. Дома (в гостях, в кино, на уроке и т.п.) ребенок постоянно смотрит в телефон (проверяет электронную почту, мессенжеры, социальные сети, отмечает – ловит ли интернет). Отказывается выключить телефон , даже в обстановке, требующей этого. Постоянно держит телефон при себе (на отдыхе, на пляже, в машине (транспорте), в магазине, до которого идти 2 минуты, в ванной, в туалете и на ночь под подушкой). Если сообщение или звонок поступает в момент, когда ребенок переходит через дорогу, он вытаскивает его, несмотря на опасность . Боится, что сядет батарея у телефона (даже носит с собой зарядку или powerbank). Очень часто проверяет – нет ли пропущенных вызовов и не пришло ли новое сообщение. Боится, что внезапно кончатся деньги на счету. Постоянно следит за всеми новинками в мире мобильных технологий (жалуется на то, что его телефон устарел и просит приобрести новый; следит за красотой корпуса, приобретает различные аксессуары). Регулярно скачивает картинки, игры и программы, меняет мелодии и настройки.

Слайд 13

Рекомендации для родителей «Как помочь ребенку избежать телефонной зависимости» Приучайте ребенка разговаривать по телефону по мере необходимости , кратко и только по делу. Не допускайте, чтобы ребенок спал с телефоном под подушкой. Во-первых, перед сном мозг должен отдыхать. Во-вторых, это уменьшит воздействие электромагнитного излучения. Напоминайте ребенку об отключении телефона на время отдыха. Приучайте ребенка не держать телефон все время при себе дома. Организовывайте ребенку активный отдых на природе, в спортивном зале, поддерживать у него желание заниматься каким-либо любимым делом (хобби). Не покупайте телефоны маленьким детям. Приучайте детей к реальной жизни и к реальному общению. К чтению книг, а не блогов в сети. К решению проблем в реальном мире, а не «перестрелке смайликами».

Слайд 14

Симптомы зависимости от социальных сетей у детей: Ребенок заходит на свою страничку не менее 10 раз в день. Нервничает, если весь день не получается проверить новости в ленте. Испытывает потребность ежедневно писать новые статусы, добавлять фотографии, рассказывать о каждом своем шаге. Злится, чувствуете себя одиноким и никому не нужным, если виртуальные друзья не реагируют на его обновления. Комментарии, лайки в интернете интересуют и ценятся ребенком гораздо больше, чем, к примеру, личные комплименты от одноклассников, друзей, членов семьи. Даже в самой веселой компании или на семейном празднике, он достает телефон, чтобы просмотреть социальные сети. Ребенку проще написать сообщение, чем позвонить по телефону. Планируя поход куда-нибудь отдохнуть, ребенок конкретно ищет место с Wi-Fi. Сокращает время непосредственного общения «лицом к лицу» с членами семьи, сверстниками, друзьями.

Слайд 15

Рекомендации для родителей «Как помочь ребенку не стать зависимым от социальных сетей» Старайтесь ограничивать время нахождения ребенка в социальных сетях (не более одного-двух часов в день в общей сложности). Больше общайтесь с ребенком и поощряйте его живое общение с друзьями и сверстниками. Систематически организовывайте совместный досуг с ребенком . Ненавязчиво напоминайте ребенку о том, что делиться в интернете личной информацией и переживаниями не следует (эти сведения может увидеть кто угодно и использовать против него). Периодически просматривайте аккауны ребенка на наличие подозрительной активности (деструктивные сообщества, статусы, фото- и видеоматериалы, аудиозаписи, более старшие по взрасту и неизвестные контакты в друзьях).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА ПСИХИКУ РЕБЁНКА

ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА ПСИХИКУ РЕБЁНКАКонсультация для родителей по музыкальному воспитанию    Музыка обладает сильным психологическим воздействием на человека. Она влияет на состояние нерв...

Доклад на тему: «Эстетическое воспитание и его влияние на развитие личности ребёнка».

 Педагогическая система российской школы проявляет исключительную заботу о том, чтобы подрастающее поколение получило эстетическое воспитание, на всю жизнь приобрело чувство прекрасного....

Роль игры в жизни ребёнка. Как игра влияет на развитие психики детей.

С помощью игры ребёнок узнаёт окружающий его мир,  воспроизводит логически реальные действия людей, а также учиться моделировать реальные отношения между  людьми, познаёт социальные отношени...

"Мультфильмы и их влияние на психику ребёнка"

Чтобы найти для себя хоть чуточку свободного времени, современные родители часто усаживают своих детей перед экранами телевизоров или мониторов. Ребенок, завороженно уставившийся в экран, вызывает чув...

Памятка Мультфильмы: их влияние на психику ребёнка

Дети     смотрят то, что им предлагают, они еще не могут самостоятельно и осознанно выбирать телепередачи. Ребенок учится по подражанию, перенимая демонстрируемые ему эталон...