Ментальная карта «Психологическая подготовка к экзаменам»
материал для подготовки к егэ (гиа) по психологии (9, 11 класс)
Психологическое занятие «Ментальная карта «Психологическая подготовка к экзаменам» для обучающихся 9, 11 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 182.5 КБ |
![]() | 2.29 МБ |
Предварительный просмотр:
Психологическое занятие «Ментальная карта «Психологическая подготовка к экзаменам»
ЦЕЛЬ: обучение школьников способам саморегуляции психологического состояния перед экзаменами.
ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ: обучающиеся 9, 11 классов.
ЗАДАЧИ:
1. Снижение тревожности и повышение психологической устойчивости в стрессовых ситуациях.
2. Обучение приёмам эмоциональной и физической саморегуляции.
ВРЕМЯ: данный вариант занятия рассчитан на 20 минут (по условиям конкурса), на обычных занятиях (30-40 минут) можно добавить по 1-2 упражнения в каждое направление саморегуляции.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Приветствие (стоя в кругу)
Здравствуйте, ребята! Встаньте в круг, пожалуйста. Я очень рада видеть вас на занятии (дети здороваются).
А как ещё можно поприветствовать друг друга? (дети предлагают варианты, проигрываем в парах, в круге) Давайте поздороваемся не так, как обычно. Например, обняться, пожать руку, локтями, коленями, спиной и пр.
Постановка цели занятия
Спасибо. Присаживайтесь. Мы настроились на занятие, и будем работать активно.
Дорогие девятиклассники. В конце года вам предстоят серьёзные испытания. И это… (экзамены, ГИА) Всё верно.
Какие чувства вы испытываете, думая об экзаменах? (тревогу, страх, ничего, спокойствие; я уверен в себе; боюсь, что не сдам…)
Спасибо. Мы разные, и чувства тоже различаются. Чтобы справиться с волнением и тревогой, мобилизовать все ресурсы организма для подготовки к экзаменам, в психологии существует очень много способов, и сегодня мы научимся некоторым из них.
Изучение нового материала (включить презентацию)
Обратите внимание на презентацию (сл. 1). Я подготовила для вас ментальную карту. Это схема, структурирующая информацию.
В центре – рука (сл. 2).
Пять пальцев – это пять составляющих саморегуляции: мышцы, дыхание, слово, мозг и эмоции.
- Первый способ саморегуляции связан с управлением тонусом мышц, движением (сл. 3). Поочерёдное напряжение и расслабление мышц разных групп в течение 3-5 секунд сжигает гормон стресса кортизол, повышает самоконтроль, ослабляет мышечный тонус.
Упражнение «Лимон»
Представьте, что у вас в руках – лимон. Сжимайте его со всей силы, чтобы потёк сок. Изо всех сил напрягайте мышцы кисти, предплечья… Встряхните ладони. И ещё раз. Сжимаем… Расслабились…
Упражнение «Ладони»
Потрите ладони друг о друга, пока не появится тепло. «Помойте» руки. «Умойтесь» ладонями. Потеребите пальцами мочки ушей.
Такие простые упражнения вы можете использовать и на самом экзамене, и в других стрессовых ситуациях.
Упражнение «Оловянный солдатик и тряпичная кукла»
Встаньте в круг на расстоянии вытянутой руки друг от друга.
Представьте, что вы - оловянный солдатик. Выпрямитесь, как натянутая струна. Напрягите все мышцы. Тянитесь макушкой вверх, не отрывая ног от пола.
А теперь представьте, что вы тряпичная кукла. Расслабьте мышцы, согнитесь и поболтайте руками.
Солдатик. Тряпичная кукла. И ещё раз.
А теперь встряхните руками, будто смахиваете с себя воду, и отряхнитесь всем телом, как собака отряхивается от воды.
Молодцы!
Присаживаемся.
Как вы себя чувствуете после выполнения упражнений?
- Второй способ саморегуляции связан с управлением дыханием (сл. 4). Медленное и глубокое дыхание (с участием мышц живота) способствует мышечному расслаблению, релаксации.
Частое (грудное) дыхание, наоборот, активизирует организм.
Упражнение «Воздушный шарик»
Представьте, что вы – воздушный шарик. Вас надувают. Сделайте глубокий вдох животом, дайте воздуху заполнить всю грудную клетку и даже пространство над ключицами.
Затем начните медленно выдыхать воздух, произнося мягкий согласный звук «с-с-с». Сдулись.
И опять вдох… Выдох...
Упражнение «Энергетическое зевание»
Для борьбы с кислородным голоданием существует приём под названием «энергетическое зевание». Зевание во время экзамена очень полезно. Достаточно 3-5 зевков.
Имитируем зевоту, глубоко вдыхая и выдыхая через широко открытый рот (3 раза).
- Третий способ саморегуляции связан с воздействием слова (сл. 5). Формулировки должны быть простыми, краткими, позитивными (без частицы «не»).
Упражнение «Аффирмации»
Возьмите высказывания и прочитайте их как можно убедительнее.
- У меня всё получится!
- Я радуюсь своим достижениям!
- Передо мной открыты новые горизонты!
- Сегодня прекрасный день!
- Я развиваюсь и становлюсь лучше во всём!
- Я люблю каждый день своей жизни!
- Я управляю своим настроением!
- Я успешно сдам экзамены!
- У меня всё будет хорошо!
- Я спокоен и уверен в себе!
Молодцы! Такие высказывания можно повесить над рабочим столом, над кроватью и несколько раз в день произносить их уверенно и позитивно.
Упражнение «Мотивирующие фразы»
Возьмите листочки с напечатанными словами. Найдите и прочитайте мотивирующие фразы (словосочетания с добрыми пожеланиями).
4. Четвёртый способ саморегуляции - гармонизация работы мозга (сл. 6). Простые движения правой и левой сторон тела активизируют мыслительную деятельность, помогают сосредоточиться и быстро восстановить психоэмоциональное равновесие.
Упражнение «Перёкрестный шаг»
Встаньте, пожалуйста. Имитируем ходьбу на месте, поднимая колено чуть выше, чем обычно. Касаемся левого колена правой рукой, правого колена - левой.
Упражнение «Ухо - нос»
Правой рукой берёмся за нос, левой – за правое ухо. Меняем руки: левой за нос, правой – за левое ухо. Повторяем 3 раза.
Упражнение «Точка внимания»
Большим пальцем правой руки нажимаем на середину левой ладони. С ощутимым нажимом совершайте круговые движения от центра ладони к периферии, по спирали с выходом на большой палец. Затем то же другой рукой.
Молодцы. Присаживаемся. Как самочувствие?
5. И последний способ саморегуляции – управление эмоциями (сл. 7). Помните, что эмоции – это естественная реакция на события. Испытывать тревогу, страх или гнев не стыдно. Не ругайте себя за испытываемые эмоции. Не пытайтесь подавлять или игнорировать свои чувства. Их нужно отреагировать.
Арт-терапия
И поможет нам в этом арт-терапия. Пересядьте за столы. Выразите свои эмоции в рисунке с помощью цветных карандашей, фломастеров, зубной пасты и пены для бритья. Можете использовать шаблоны. Работаем индивидуально или в парах (музыкальное сопровождение).
Покажите свои работы. Какие чувства вы вложили в рисунок?
Понравилось ли вам? Как вы себя сейчас чувствуете?
Завершение занятия
Вот и подошло к концу наше занятие (сл. 8). Я дарю вам ментальную карту, где сгруппированы психологические приёмы саморегуляции, чтобы в нужный момент вы могли ими воспользоваться (раздать ментальные схемы).
Упражнение «До следующей встречи»
Встаньте, пожалуйста, в круг. У меня в руках мягкая игрушка. Она излучает тепло и радость сегодняшнего дня. Передавая игрушку друг другу, поделитесь впечатлениями о сегодняшнем занятии или выскажите пожелания.
Что нового вы узнали на нашем занятии? Что было для вас трудным? Что понравилось и что не понравилось?
Спасибо за встречу. Всего доброго!
Список использованных источников
- Балашова Т.В. Гимнастика мозга. «Крюки Деннисона» // https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2016/08/19/gimnastika-mozga-kryuki-dennisona
- Варлакова Ю.В. Профилактическая психолого-педагогическая программа STOP-СТРЕСС 2020 // https://rospsy.ru/sites/default/files/KP_files/2.03%20Варлакова%20Ю.В.%20Профилактическая%20психолого-педагогическая%20программа%20STOP-СТРЕСС%202020.pdf
- Мазуренко Т.Б., Монина Г.Б. Профилактическая психолого-педагогическая программа «Шаг в будущее. Как подготовиться и успешно сдать экзамены». – Норильск, 2022.
- Мурушкина Е.П. Ментальная карта психологической готовности к экзамену // https://obrmagdagachi.siteedu.ru/media/sub/1849/files/opisaniepraktikimentalnayakarta.pdf
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа тренинговых занятий для учащихся 9,11 классов "Формула успеха". Психологическая подготовка к экзаменам.
Важным компонентом психологической подготовки выпускников к ГИА, ЕГЭ является фронтальная подготовка детей к экзамену. Оптимальной формой фронтальной психологи...
Психологическая подготовка к экзамену
Представлен комплекс упражнений на выработку умений по саморегуляции перед экзаменом в форме ГИА и ЕГЭ....

Программа психологической подготовки к экзаменам
Проблема психологической готовности школьников к ЕГЭ очень важна и актуальна, она обусловлена рядом причин:ЕГЭ имеет ряд особенностей, которые требуют от выпускника не только интеллектуальных зн...

Психологическая подготовка к экзаменам (рекомендации школьнику).
Предлагаем тебе несколько секретов подготовки к экзаменам. Возможно, некоторые советы покажутся интересными и полезными....

Психологическая подготовка к экзаменам в школе
Рабочая программа групповых занятий, предназначенная для учащихся 8 - 11 классов ...

Скоро экзамен (психологическая подготовка к экзаменам)
В презентации рассматриваются основные направления и важные вопросы психологической подготовки выпускников к экзаменам....

Программа психологического занятия с элементами тренинга для учащихся 9-х классов «Психологическая подготовка к экзаменам»
Цель занятий: отработка с учащимися навыков психологической подготовки к экзаменам, повышение их уверенности в себе, в своих силах при сдаче экзаменов.Задачи:1. Обучение выпускников способам рела...