Родительское собрание "«Семейный климат и ребенок».
презентация к уроку по психологии
Проблема детской трудности помолодела и говорить о ней нужно уже в начальной школе для того, чтобы определить, он действительно стал трудным или повзрослел. А может, он смотрит на события и людей, которые рядом с ним, реальными глазами? А может, он говорит нам, взрослым, правду о нас самих, о наших взаимоотношениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.59 КБ |
![]() | 508 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание "«Семейный климат и ребенок».
Задачи собрания:
1. Познакомить родителей с причинами, которые стимулируют плохое поведение детей.
2. Формировать у родителей культуру принятия трудностей, связанных с проблемами в воспитании их ребёнка.
3. Развивать умения поиска выхода в трудных ситуациях общения с такими детьми.
Форма проведения: Дискуссионный клуб.
Ход собрания
Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки!
Мы рады снова встретиться с Вами. Сегодня тема нашего родительского собрания «Семейный климат и ребенок». (Слайд 1). Поводом послужили наблюдения за учащимися нашей школы, наших классов не только на уроках, но и на переменах, в неформальном общении друг с другом и с Вами, родителями. Для каждой матери и отца их ребенок – самый красивый, самый талантливый, самый умный, самый, самый, самый.… В попытке обеспечить “счастливое детство” для своего ребенка мы порой отказываем себе во многом и даже накладываем ограничения на старших детей в пользу младшего.
И вдруг проходит время, и мы замечаем, что с нашим ребенком происходит что-то “не то”: любимое чадо становится неуправляемым, не слушается, дерзит, обманывает. Многие родители, бабушки и дедушки, говоря о собственном ребёнке или внуке, всё чаще употребляют такую фразу: “Сладу нет никакого с ним. Начал грубить, водиться со старшими ребятами”.
Проблема детской трудности помолодела и говорить о ней нужно уже в начальной школе для того, чтобы определить, он действительно стал трудным или повзрослел. А может, он смотрит на события и людей, которые рядом с ним, реальными глазами? А может, он говорит нам, взрослым, правду о нас самих, о наших взаимоотношениях.
Задумывались ли вы над тем, что когда мы говорим о малыше, термин «трудный» не употребляется. Откуда же берутся трудные дети. Основной причиной, ведущей к появлению тех или иных трудностей в поведении ребенка, психологи считают прежде всего проблемы человеческих взаимоотношений в коллективе его жизни - в его семье.
Особенности семейного микроклимата определяют поведение самых близких взрослых - мамы, папы, бабушек, дедушек, братьев, сестер. Ребенок, не осознавая никаких скрытых и даже явных конфликтов, эмоционально воспринимает либо грозовую напряженность, либо постоянную тревогу и страх, или благотворное чувство покоя, радости, уюта.
Трудные дети...
Что стоит за этим всем известным и, к сожалению, давно привычным термином?
Для милиционера - это наркоман, бродяга, хулиган, для учителя - «неформальный лидер», оказывающий неблагоприятное влияние на одноклассников. А для родителей? Для каждого свое.
Вопросы для дискуссии:
1. Что вы понимаете под словами “трудный ребёнок”?
2. Как вы думаете, почему ребёнок становится “трудным”? (Это результат семейной атмосферы, отношение педагога, дурная компания или ещё что-то?)
3. Если у вас в общении с ребёнком появляются трудности, как вы их решаете?
4. Как вы считаете, для того, чтобы преодолеть трудности в общении с детьми, нужны решительные меры или ждать, что ребёнок перерастёт?
5. Какие меры воспитательного воздействия вы могли бы предложить родителям, у которых есть проблемы в воспитании ребёнка?
6. О проблемах в общении с ребёнком говорить с другими людьми и искать у них помощи или, бороться, не вынося мусор из избы?
(Слайд 2)Определение признаков трудного ребёнка. У большинства из нас периодически возникают трудности в общении с детьми и хорошо, если они быстро проходят. А если они стали постоянными? Что делать? Как изменить ситуацию?
Но, прежде всего, давайте попробуем определить, кто он – трудный ребёнок?
Обычно, бывает очень трудно заставить говорить родителей на общем собрании, поэтому мы провели предварительное анкетирование по вопросам. По результатам анкет мы составили перечень признаков трудного ребёнка. Родители обобщают признаки трудного ребёнка, высказывают свои предположения.
Причины появления трудных детей.
Итак, это портрет трудного ребёнка, который мы составили по вашим определениям. Давайте все вместе подумаем над причинами появления трудных детей. В этом нам помогут Ваши дети. Для того чтобы было легче определить эти причины, мне хотелось бы привести результаты анкетирования ваших детей по данной проблеме. (Слайд 3)
Четыре основные причины нарушений в поведении, которые приводят к тому, что ребенок становится трудным и порой неуправляемым.
1.Причина первая — борьба за внимание. (Слайд 4) Непослушание — это тоже возможность привлечь к себе внимание. Внимание необходимо для эмоционального благополучия.
2.Причина вторая - борьба за самоутверждение. (Слайд5) Ребенок объявляет войну бесконечным указаниям, замечаниям и опасениям взрослых. Возможность иметь свое мнение, принимать собственное решение -это возможность приобретать свой опыт, пусть даже ошибочный.
3.Причина третья — желание мщения.(Слайд 6) Ребенок может мстить за:
сравнение не в его пользу со старшими или младшими братьями и сестрами;
унижение друг друга членами семьи;
разводы и появление в доме нового члена семьи;
несправедливость и невыполненные обещания;
чрезмерное проявление любви взрослых друг к другу.
4.Причина четвертая — неверие в собственный успех.
(Слайд 7)Причинами неверия в собственный успех могут стать учебные неудачи, взаимоотношения в классе и с учителем, низкая самооценка.
Теоретическая справка
Конфликты в семье неизбежны даже при самых хороших отношениях. Конфликтные ситуации подстерегают нас на каждом шагу, в одних случаях они кончаются открытым спором, в других – затаенной обидой, а бывает, что и настоящим “сражением”. Как же конструктивно решать конфликты.
Очевидно, причиной конфликта служит столкновение интересов родителей и ребенка. Причем удовлетворение интересов одной стороны вызывает ущемление желаний другой и сильные переживания (гнев, раздражение, обиду). И для родителя, и для ребенка возможны следующие варианты исхода конфликта:
Первый вариант - выигрывает только родитель. Что происходит в этот момент с ребенком. Его сопротивление сломлено, ребенок побежден. Ему показан пример поведения: “Всегда добиваться того, чего хочешь, не считаясь с желанием другого.
Есть и другой способ: мягко, но настойчиво требовать от ребенка выполнения своего желания. Это сопровождается объяснениями, с которыми он соглашается, в конце концов. Но здесь усваивается другое правило – “Мои личные интересы не в счет, все равно придется делать то, что хотят родители”.
Второй вариант – выигрывает только ребенок. Родители избегают конфликтов (мир любой ценой) либо готовы жертвовать собой “ради ребенка”. Какова опасность такого поведения для ребенка. (трудности общения в коллективе).
Третий вариант – выигрывают обе стороны: и родитель и ребенок. Этот вариант основан на двух правилах общения: активное слушание и “Я – сообщение”. Активное слушание – “возвращение” в беседе того, что поведал ребенок, обозначив при этом его чувства (когда он обижен, потерпел неудачу, Я-сообщение” - говоря о своих чувствах ребенку.
Трудных детей их всегда было немало. Цифровая среда вокруг нас вносит свои коррективы.
Зачастую у самих родителей отсутствует культура обращения с гаджетами и проявляются признаки интернет-зависимости. Пагубный пример транслируют своим детям как норму. Если трудовая деятельность родителей связана с работой в интернете, то ребенку нужно доходчиво объяснить, что это работа, а не развлечение.
Чтобы нервная система формировалась гармонично, дошкольнику требуется много движения. Большую часть свободного времени он должен активно изучать мир вокруг. Многочасовое сидение за гаджетом в скованной позе с монотонным перебиранием кнопок влечет серьезные неврологические проблемы. Неминуемы нарушение сна, неусидчивость, раздражительность, повышенная утомляемость. Все перечисленное негативно отражается на учебе и взаимодействии с окружающими.
ему страшно, больно, и т.д.)
Пути решения проблем воспитания трудного ребёнка.
(Слайд 8
Когда мы выражаем ребенку нашу любовь, мы даем ему поддержку и чувство близости с нами, необходимые для его полного самораскрытия, реализации.
Сказать: “Я тебя люблю” это только одна из возможностей. Есть много других слов и безмолвных жестов, которые более подходят к конкретной ситуации и подкрепляют в ребенке чувство уверенности в себе, принятия мира и любви. Мы предлагаем только некоторые из возможных фраз как идеи, примеры. Самое главное – руководствоваться собственным чувством, прислушиваться к себе, чтобы найти свои личные слова и не оставить их про себя, а обязательно сказать ребенку, вложив в них всю силу любви. Родительская поддержка детям просто необходима. КАФЕ
Для того, чтобы поддержать ребенка, необходимо: (Слайд 9):
- к каждому нужен свой подход;
- любить и уважать детей, какими бы они ни были;
- побольше общаться с ребёнком;
- не оставлять с проблемами наедине;
- с детства объяснять ему, что хорошо, а что плохо;
- не оставлять воспитание на более позднее время;
- больше уделять внимания;
- не унижайте и не оскорбляйте ребенка;
- не навешивайте ярлыки типа: “растяпа”, лодырь”, “неряха” и т. д. - это подрывает самоуважение и снижает самооценку;
- избегайте постоянных одергиваний и неоправданных запретов;
- отделяйте поступок ребенка от его личности: “Я люблю тебя, но то, как ты поступил, не одобряю”;
- объясните, как можно сгладить последствия плохого поступка;
- отличайте все позитивные изменения в поведении ребенка.
Способы решения проблем в общении с ребёнком (Слайд 10):
- спокойно говорить с ребёнком, не повышая тона;
- привести примеры из жизни; (зачем нужно учиться)
- обращение к специалистам;
- чтение специальной литературы.
- спокойно выслушивать;
- разговаривать, опираясь на доверительные отношения;
- найти контакт;
- заинтересовать его;
- уделять больше внимания, любви;
Подведение итогов родительского собрания.(Слайд 12)
Конечно, в чем-то, давая рекомендации, мы уже опоздали и скорректировать какие-то недостатки в 10-12 лет уже трудно. Но все-таки это возможно. Главное, что при этом нужно не забывать: трудный школьник - это прежде всего несчастный ребенок, которому необходимы понимание, сочувствие и помощь. Он нуждается во внимании и заботе. Это ни в коем случае не испорченный ребенок, достойный лишь неприязни, пренебрежения, осуждения и наказания. Создавая "ситуацию успеха", вовлекать в интересующую ребенка деятельность (игру, труд, учебу, досуг), обучая правильно относиться к неудачам, исправлять ошибки, уважать товарищей и взрослых, учить прощать друг другу слабости и недостатки. Ребенок не должен чувствовать своей отсталости, необходимо снять "синдром неудачника".
Ваша задача – проанализировать свои подходы к воспитанию, посмотреть на себя,
приступая к воспитанию собственного ребёнка
Любите своих детей, будьте внимательны и доброжелательны.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«ТРУДНЫЙ» РЕБЕНОК? Что может стать причиной проблем в поведении ребенка? лентяй двоечник грубиян хулиган неудачник безответственный
Причины "плохого" поведения ПРИЧИНА ПЕРВАЯ БОРЬБА ЗА ВНИМАНИЕ. Непослушание – это тоже возможность привлечь к себе внимание. Внимание необходимо для эмоционального благополучия.
Причины "плохого" поведения ПРИЧИНА ВТОРАЯ БОРЬБА ЗА САМОУТВЕРЖДЕНИЕ Ребенок объявляет войну бесконечным указаниям, замечаниям и опасениям взрослых. Возможность иметь свое мнение, принимать собственное решение – это возможность приобретать свой опыт, пусть даже ошибочный.
Причины "плохого" поведения ПРИЧИНА ТРЕТЬЯ ЖЕЛАНИЕ МЩЕНИЯ Ребенок может мстить за: сравнение не в его пользу со старшими или младшими братьями или сестрами; унижение друг друга членами семьи; разводы и появление в доме нового члена семьи.
Причины "плохого" поведения ПРИЧИНА ЧЕТВЕРТАЯ НЕВЕРИЕ В СОБСТВЕННЫЙ УСПЕХ Неверие, вызываемое учебными неуспехами, взаимоотношениями в классе с одноклассниками, учителем, низкая самооценка.
- ЭТО ПРОЦЕСС: В ХОДЕ КОТОРОГО РОДИТЕЛЬ СОСРЕДОТОЧИВАЕТСЯ НА ДОСТОИНСТВАХ РЕБЕНКА С ЦЕЛЬЮ УКРЕПЛЕНИЯ ЕГО САМООЦЕНКИ; КОТОРЫЙ ПОМОГАЕТ РЕБЕНКУ ПОВЕРИТЬ В СЕБЯ И СВОИ СПОСОБНОСТИ; КОТОРЫЙ ПОМОГАЕТ РЕБЕНКУ ИЗБЕЖАТЬ ОШИБОК; КОТОРЫЙ ПОДДЕРЖИВАЕТ РЕБЕНКА ПРИ НЕУДАЧАХ. Р О Д И Т Е Л Ь С К А Я П О Д Д Е Р Ж К А ПОДДЕРЖИВАТЬ РЕБЕНКА – ЗНАЧИТ ВЕРИТЬ В НЕГО
ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ ПОДДЕРЖАТЬ РЕБЕНКА, НЕОБХОДИМО к каждому нужен свой подход; любить и уважать детей, какими бы они ни были; побольше общаться с ребёнком; не оставлять с проблемами наедине; с детства объяснять ему, что хорошо, а что плохо; не оставлять воспитание на более позднее время; больше уделять внимания; не унижайте и не оскорбляйте ребенка; не навешивайте ярлыки типа: “растяпа”, лодырь”, “неряха” и т. д. - это подрывает самоуважение и снижает самооценку; избегайте постоянных одергиваний и неоправданных запретов; отделяйте поступок ребенка от его личности: “Я люблю тебя, но то, как ты поступил, не одобряю”; объясните, как можно сгладить последствия плохого поступка; отличайте все позитивные изменения в поведении ребенка.
Способы решения проблем в общении с трудным ребёнком: спокойно говорить с ребёнком, не повышая тона; привести примеры из жизни; (зачем нужно учиться) нельзя лишать в качестве наказания любимых занятий (игр, телевизора, компьютера и т.д.); обращение к специалистам; чтение специальной литературы.
Фразы, которые хочет услышать каждый ребенок Я люблю тебя . Не думайте, что это очевидно. Не думайте, что ваш ребенок и так знает об этом. Я горжусь тобой . Случается что родители обсуждают только негативное в поведении, в характере своих детей. Постарайтесь найти что-то позитивное в ребенке: доброе сердце, творческие способности, воображение, нестандартное мышление. Говорите об этом другим и своему ребенку. Я верю в тебя. Ничто не укрепляет самооценку так, как переживание успеха. Важно, чтобы вы были уверены в том, что ваш ребенок способен на многое. Прости . Иногда просить прощения очень тяжело. Многие взрослые боятся признать свою неправоту. На самом деле ничто не обладает таким воспитывающим значением, как пример взрослого, готового отвечать за свои ошибки, готового сменить позицию «вечно правого». Ты хороший человек. У детей очень неустойчивая самооценка. Они много сомневаются в себе, не могут оценить однозначно свои поступки. И так нуждаются в том, чтобы вы были уверены в том, что ошибки, проступки бывают даже у очень-очень достойных людей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Семейное счастье... В чём оно?"
Любовь и семья – это вечные вопросы. Они всегда волновали человечество. Каждый хочет, чтобы его семья была крепкой, счастливой и дружной. В результате диспута предстоит найти ответ на вопрос: "Что явл...

Родительское собрание "Семейное воспитание и здоровье наших детей"
Родительское собрание на тему «Семейное воспитание и здоровье наших детей»Цель: объединение усилий школы и семьи в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья школьников.Задачи: Получение родите...

Родительское собрание "Семейное воспитание"
В данном материале находится комплексная разработка родительского собрания...
Воспитание традициями. Мастер-класс Родительское собрание Семейное чтение
Мастер-класс в форме родительского собрания. Проводится по направлению "Воспитание традициями"и направлен на возрождение забытой традиции, когда были популярными семейные вечера. Семейное общение позв...
Родительское собрание "Семейные праздники"
Сценарий к родительскому собранию "Семейные праздники", разработала Лотие Е.В. в 2012 году....

Родительское собрание "Семейные традиции и способность ребенка трудиться"
Тематическая консультация для родителей...

Родительское собрание «Семейные традиции и их роль в воспитании личности ребенка»
В России испокон веков семейные традиции чтились и оберегались. Они являются очень важной частью исторического и культурного наследия страны. Да, много интересных семейных традиций было в России. Взят...
- Мне нравится (1)