Статья "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий"
статья по психологии

Орлова Юлия Александровна

Статья "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий"

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий»

Педагог-психолог

Орлова Юлия Александровна

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий.

Как сформировать УУД?

Можно научить ребенка общаться, учиться, организовывать свою работу, только ставя его в активную позицию, обращая внимание на развивающие задачи. Просто лекциями и пересказыванием учебника не обойтись…

«Если хочешь научиться прыгать – надо прыгать». Также и с универсальными учебными действиями. Чтобы учиться планировать, надо планировать, а чтобы учиться систематизировать информацию – необходимо осваивать формы, в которых требуется анализировать и перерабатывать информацию.

Формирование универсальных учебных действий учащегося может быть обеспечено только в результате деятельности ученика в условиях выбора, сопровождаемой учителем средствами индивидуально-ориентированных технологий. Поэтому, освоение и внедрение технологий обучения становится актуально.

В рамках обучения колоссальную роль приобретает коммуникативная деятельность учителя при взаимодействии с учащимися. Коммуникация обеспечивает совместную деятельность людей и предполагает не только обмен информацией, но и достижение некой общности: установление контактов, кооперацию (организацию и осуществление общей деятельности), а также процессы межличностного восприятия, включая понимание партнёра. Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнёра по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Рассмотрим, каково значение коммуникативных УУД ученика в образовательном процессе?

Во-первых, они влияют на учебную успешность. Простой пример: если ученик стесняется отвечать у доски или испытывает при этом чрезмерную тревогу, его реальный ответ будет хуже имеющихся знаний, а его оценка, соответственно, ниже.

Во-вторых, от коммуникативных УУД во многом зависит процесс адаптации ребенка к школе.

В-третьих, коммуникативные УУД учащихся могут рассматриваться в образовательном процессе как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.

Следовательно, развитие коммуникативных универсальных учебных действий ученика – актуальная задача воспитательно-образовательного процесса школы, поэтому их формированию следует уделять пристальное внимание.

Видами коммуникативных действий являются :

  • инициативное сотрудничество;
  • планирование учебного сотрудничества;
  • взаимодействие;
  • управление коммуникацией.

Инициативное сотрудничество в себя включает

  • умение ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Планирование учебного сотрудничества

  • умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
  • определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Взаимодействие включает в себя

  • умение формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы;
  • строить понятные для партнера высказывания;
  • строить монологичное высказывание;
  • вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, слушать собеседника.

Управление коммуникацией

-умение определять общую цель и пути ее достижения;

-осуществлять взаимный контроль;

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

- оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;

- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

- прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;

- разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников;

- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Основу формирования коммуникативных УУД составляет опыт человеческого общения во всех его формах, включая виртуальные. Это проектная деятельность, экскурсии, спортивные мероприятия, викторины, конкурсы и т.д.

Общение – неотъемлемая часть любого урока, поэтому формирование коммуникативных универсальных учебных действий учащихся ведет к повышению качества учебно-воспитательного процесса.

Работа в парах и группах постоянно присутствует на наших уроках, т.к. этого требуют стандарты второго поколения. Групповая работа, помогает организации общения, т.к. каждый ребенок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником, высказывать свою точку зрения. Эта работа - один из лучших способов, дающий возможность детям строить отношения на основе толерантности.

Коммуникативные навыки развиваются и средствами ИКТ. В классе накоплен электронный учебный материал по каждому предмету.

Коммуникативная деятельность учащегося начальной школыновообразование субъекта учебной деятельности, формирующееся в процессе обучения в начальной школе, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющее успешно решать задачи, составляющие сущность обучения в младших классах.

Приемы формирования коммуникативных УУД

1. Давать учащимся время на обдумывание их ответов.

2. Обращать свое внимание и внимание учеников на каждый ответ их товарищей.

3. Не вносить своих исправлений и свое мнение (в зависимости от ситуации).

4. Поддерживать все высказывания, не зависимо от того, верит он или нет.

5. Предоставлять возможность учащимся, задавать вопросы на понимание высказываний их товарищей, по поводу расхождений во мнении.

6. Задавать уточняющие вопросы автору высказывания, если оно было выражено непонятно для учеников.

7. Создавать атмосферу доброжелательности и уважения в общении.

Диагностика:

- Найди отличия (можно задать их количество);

- На что похоже?

- Поиск лишнего;

- «Лабиринты»;

- упорядочивание;

- «Цепочки»;

- хитроумные решения;

- составление схем-опор;

- составление и распознавание диаграмм;

- работа с разного вида таблицами.

Результатом развития коммуникативного компонента УУД в начальной школе можно считать:

- умение договариваться, находить общее решение практической задачи (приходить к компромиссному решению), даже в неоднозначных и спорных обстоятельствах (конфликт интересов);

- умение не просто высказывать, но и аргументировать свое предложение, умения убеждать и уступать, способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов;

- умение с помощью вопросов выяснить недостающую информацию;

- способность брать на себя инициативу в организации совместного действия осуществлять взаимный контроль и помощь по ходу выполнения задания.

Вывод: КУУД способствуют формированию умения взаимодействовать с людьми, с информационными потоками, выполнять разные социальные роли в группе и коллективе, но и является ресурсом эффективности и взаимопомощи их будущей взрослой жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий в рамках предмета «Немецкий язык» на примере материала учебника для 4 класса И. Л. Бим, Л. И. Рыжовой «Немецкий язык. Первые шаги»

Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий очень важно добиться, чтобы ученики начальной школы  учитывали позицию собеседника, организовывали и осуществляли сотрудничество с ...

Дидактическая игра как средство формирования у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий.

Требования ФГОС к формированиюуниверсальных учебных действий.Сущность коммуникативных УУД. Пути и возможности формирования коммуникативных УУД при использовании дидактических игр в учебном процессе....

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках в рамках организации образовательного процесса с учетом ФГОС.

Данная работа позволяет оценить важность формирования коммуникативных учебных действий на уроках. Понятие УУД в рамках ФГОС....

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках в рамках организации образовательного процесса с учетом ФГОС.

Данная работа позволяет оценить важность формирования коммуникативных учебных действий на уроках. Понятие УУД в рамках ФГОС....

Формирование Коммуникативных Универсальных Учебных Действий на уроках английского языка

Данное обобщение опыта содержит необходимую информацию по успешному формированию корммуникативных УУД на уроках английского языка...

«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся на уроках немецкого языка посредством информационно-коммуникативной технологии».

Иностранный язык как предмет включает  знание родного языка и логическое мышление,  общее интеллектуальное и культурное развитие обучающегося. Существует мнение, что иностранный язык дается ...

Коммуникативные универсальные учебные действия и формирование коммуникативной культуры старшеклассников.

Формирование коммуникативной культуры школьников возможно при формировании коммуникативных УУД. В статье говорится о том, что входит в понятие "коммуникативная культура школьника" и какие фо...