Тренинг "я+ты= мы"
план-конспект по психологии

Соловьева Надежда Александровна

Тренинговое занятие по коррекции межличностных отношений для обучающихся 8 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_yaty-my_8_kl.docx19.86 КБ

Предварительный просмотр:

Психологический тренинг

 по культуре межличностных отношений

 «Я+ТЫ=МЫ»

8 класс

Цель: коррекция межличностных отношений среди обучающихся, создание условий для формирования способности конструктивно взаимодействовать с одноклассниками.

Задачи:

  • помощь подросткам в самопознании и самораскрытии, в преодолении барьеров в общении и межличностных отношениях,
  • совершенствование навыков эффективного общения,
  • формирование умения понимать и принимать друг друга,
  • развитие эмпатии, толерантности.

Правила группы:

- Сохранять конфиденциальность;

- Быть искренним;

- Говорить за себя и от своего имени;

- Не критиковать, признавать право каждого на выражение своего мнения;

- Участвовать в работе группы;

- Уважать друг друга.

Приветствие

Упражнение «Я рад тебя видеть»

Эмоциональный настрой

Упражнение «Я+ТЫ=МЫ» 

По команде все участники одновременно произносят слово «Я», затем хлопают в ладоши на знак «+», снова говорят хором слово «Ты», два раза хлопают в ладоши на знак «=» затем произносят слово «Мы» и берутся за руки.

Ход занятия

  1. Упражнение «Знакомство»

Все сидят в кругу. Каждый называет свое имя и одно положительное или отрицательное качества своего характера, которые начинаются с той же буквы, что и имя (например, Татьяна - терпеливая). (По кругу передаем сердечко)

Это упражнение поможет обучающимся выявить новые черты в характере одноклассников.

Упражнение «Зато…

  1. Упражнение «Пишущая машинка».

Все садятся в круг. Учитель раздает по одной букве каждому. Затем называет слово по буквам, а «буква» должна хлопнуть в ладоши. Еще раз - одновременно «буквы» слова хлопают в ладоши. (Крокодил, любовь, обучение, семья, осень, вечеринка, ум, очередь, сирень, пароль).

  1. Упражнение «Я не я ...»

Каждый должен сказать фразу: «Я не я, лошадь не моя, моя хата с краю, ничего не знаю» с разными интонациями (с удовольствием, раздражением, радостно, с разочарованием, как больной человек, как дошкольник, как влюбленный человек и др.).

  1. Упражнение «Рисование в парах»

Цель: развитие способности к вербальному общению, отработка навыков взаимодействия, активного слушания.

Участники занятия делятся на пары и садятся спиной друг к другу. Ведущий раздает им карточки с нарисованными на них геометрическими фигурами, соединенными между собой различными способами. Сначала один из участников рассказывает второму, что нарисовано на карточке, а второй пытается с его слов это изобразить. Затем они меняются ролями.

Обсуждение: Что было для вас легче – рисовать или объяснять? – Почему иногда возникают трудности, когда мы хотим что-то довести до сведения другого человека?

  1. Упражнение «Через стекло»

Упражнение выполняется в парах. Детям предлагается сказать что-нибудь друг другу с помощью мимики и жестов, представив, что они отделены друг от друга стеклом, через которое не проникают никакие звуки.

На улице очень холодно, надень шапку

Принеси мне стакан воды, я хочу пить.

Придешь домой, позвони мне

Ты мне нравишься, а я тебе нравлюсь?

Пойдем гулять сегодня

Ешь кашу с батоном

 Важно, чтобы тот, кто принимает сообщение, правильно выполнил просьбу своего товарища. Впоследствии участники меняются ролями и передают новое сообщение. После игры, дети обсуждают, насколько точно они поняли друг друга, что они чувствовали, общаясь "через стекло", какие трудности при этом испытывали и т. п.

  1. Тест-игра «С тобой приятно общаться»

Умеем ли мы общаться, лучше всего знают те, с кем мы общаемся. В школе вам приходится постоянно общаться со своими одноклассниками. Давайте проверим, какие вы в общении.

Детям раздаются небольшие листочки для записи, на которых они пишут соответствующие баллы для каждого ученика. Расшифровка баллов написана на доске:

+2 - с тобой очень приятно общаться

+1 - ты не самый общительный человек

0- не знаю, я мало с тобой общаюсь

-1  - с тобой иногда неприятно общаться

-2 - с тобой очень тяжело общаться

Каждый листочек складывается, и на обороте пишется имя того, кому записка предназначена. Все записки собираются в коробку, и психолог раздаёт их адресатам. Проводится обработка результатов.

Психолог. Если результаты Вам не понравятся, то не стоит огорчаться, а лучше вспомните, что всё зависит от каждого из вас. Если мы не знаем, как общаться с другими, то мы несчастны. Научиться общению можно, но для этого необходимо желание. Нужно постигать искусство общения и работать над собой. Будем вместе учиться общению, чтобы вы могли как можно чаще слышать в ваш адрес от сверстников «С тобой приятно общаться!»

Физкульт минутка.

Упражнение «Клубок»

Участники встают и берут друг друга за руки, затем первый начинает закручиваться вокруг своей оси и тянет за собой остальных, пока не получиться «спираль». В этом положении участники должны пройти некоторое расстояние. В конце своего движения осторожно присесть на корточки.

Упражнение «Улыбка по кругу».

Все берутся за руки. Первый поворачивается к своему соседу и улыбается ему, и так далее по кругу.

  1. Упражнение «Покажи эмоцию».

Карточки, на которых написаны названия эмоций, после чего каждый участник группы поочередно должен выйти в центр и показать эмоцию при помощи мимики и жестов. Остальные участники отгадывают, подняв руку. (Сочувствие, удивление положительное, удивление негативное, уныние, страх, гнев, стыд, презрение, неуважение, радость, горе, вина, страдания, депрессия, раскаяние).

  1.  Упражнение «Тренируем эмоции»

Цель. Развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим.

Ведущий предлагает детям:

а) нахмуриться как:

— осенняя туча,
— рассерженный человек;

б) позлиться, как:

— злая волшебница,
— два барана на мосту,
— голодный волк,
— ребенок, у которого отняли мяч;

в) испугаться, как:

— заяц, увидевший волка,
— птенец, упавший из гнезда,
— котенок, на которого лает злая собака;

г) улыбнуться, как:

— кот на солнышке,
— само солнце,
— хитрая лиса,
— будто ты увидел чудо.

Релаксация

Это упражнение поможет снять эмоциональное напряжение, способствовать устранению мышечных зажимов и формированию умения расслабляться и отдыхать, а также сосредоточиться и сконцентрироваться.

Упражнение «Дыхание квадратом».

Дыхание успокаивает нервную систему и гасит эмоции. Когда мы глубоко дышим, то избавляемся мыслей, нас волнуют. Глубоко вдохните носом, сосчитайте до четырех, на 4 счета задерживаем дыхание, на 4 – выдох и на 4 задержите дыхание.

Ритуал прощания

Упражнение: Аплодисменты Благодарю тебя! (пожелание друг другу всего хорошего, светлого, приятного).