Проект "Жизнь прекрасна"
проект по психологии (6 класс)
Данная программа направлена на развитие личности, укрепление и совершенствование психологического здоровья детей и подростков с интеллектуальной недостаточностью (c 5 по 9 класс), нормализацию межличностных отношений, на развитие чувства собственного достоинства и преодоление неуверенности в себе, на мышечную релаксацию и на включение механизмов саморегуляции. Программу можно использовать в работе с детьми и подростками общеобразовательных школ и социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_zhizn_prekrasna.docx | 70.99 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ «Кижингинская школа интернат СОО»
Проект
«Жизнь прекрасна»
Выполнил: воспитатель ЛубсанцыреноваОюна Цырендугаровна
Кижинга, 2024
Содержание
1. Паспорт проекта
2. Пояснительная записка
Паспорт проекта.
Наименование образовательного учреждения. | ГБОУ «КИЖИНГИНСКАЯ ШКОЛА ИНТЕРНАТ СОО» |
Выполнил проект | Воспитатель Лубсанцыренова Оюна Цырендугаровна |
Наименование проекта | «Жизнь прекрасна!» |
Сроки реализации программы | 2024-2025 учебный год. |
Основания для разработки программы | 1. Конституция Российской Федерации в редакции указов Президента РФ №841 от 25.07.2003г. (действующая редакция на 01.01.2009г.) 2. Конвенция о правах ребенка. (Принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года. Вступила в силу 2 сентября 1990 года). 3. Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 N 223-ФЗ. 4. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992г. № 3266-1 (в действующей редакции на 2012г.). 5. Декларация принципов толерантности ООН и ЮНЕСКО (Утверждена резолюцией 5.61 генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года Закон РФ «Об образовании» от 13.01.1996г. №12 ФЗ.) 7. Устав школы. 8. Положение о школьной службе примирения. 9. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ 10. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" |
Исполнители программы | Администрация школы, педагогический коллектив, ученический коллектив, родительская общественность. |
Цель программы |
|
Основные задачи программы |
|
Приоритетные направления |
|
Ожидаемые результаты реализации программы |
|
Пояснительная записка.
Суицид – это глобальная и трагическая проблема для мирового сообщества. Проблема суицида привлекает внимание психологов, социологов, психиатров многих стран мира.
Суицидальное поведение в настоящее время является глобальной социально-психологической проблемой. В большинстве стран мира самоубийства находятся среди первых десяти причин преждевременной смерти. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), общее количество смертей от суицида сейчас приближается к миллиону в год. Тенденции таковы, что к 2020 году число самоубийств, по всей видимости, возрастет в полтора раза.
Реализация плана по профилактике и предупреждению детского суицида и детей, имеющих жизненные проблемы, осуществлялась через совместную работу администрации школы, сотрудников центра ПМПК, учителей, социального педагога и медицинского работника школы.
С начала учебного года была сформирована нормативно-правовая база, отдельная папка с нормативной, инструктивно-методической документацией по профилактике суицида среди несовершеннолетних, разработан план мероприятий по профилактике суицида, по которому велась основная работа, собран и обновлен банк данных, который позволил проконтролировать работу с учащимися склонных к суициду и имеющих жизненные проблемы.
В течение всего года, дети, имеющие суицидальные проявления, состояли на особом учете у социальной службы школы, администрации, педагогов. Ежедневно осуществлялся контроль за посещаемостью учащихся школы. Систематически проводились рейды по данным семьям, беседы с родителями, индивидуальные консультации с учащимися.
В воспитательных планах воспитателей данное направление в течение учебного года было отражено через организацию внеклассных мероприятий, привлечение учащихся в различные кружки и секции. Мероприятия для детей подсказывали им ответы и пути решения трудных жизненных проблем, конфликтных ситуаций в семье, школе, личной жизни. Большое внимание уделялось практическим занятиям, с оказанием психологической поддержки, по необходимости индивидуальной помощи. Цель занятий – учить детей правильно реагировать и осознавать свои ошибки, анализировать свои поступки и их последствия, учить преодолевать трудности и неприятности жизни, делать выбор и отвечать за последствия перед собой и окружающими, помочь наладить контакты со сверстниками и взрослыми, повышать стрессоустойчивость организма.
Родители были познакомлены с информацией о причинах, факторах, динамике суицидального поведения, были даны рекомендации, как заметить надвигающийся суицид, что делать, если у ребенка замечены признаки суицидального поведения.
С целью предупреждения кризисных состояний и коррекции психологического неблагополучия учащихся осуществлялась коррекционно-развивающая деятельность: классные часы, тренинги с учащимися, ориентированные на знакомство со своими психологическими особенностями, сильными и слабыми сторонами, способами их коррекции, способами снятия тревожности; тренинги межличностного общения, мастерские ценностных ориентаций.
Данная программа направлена на развитие личности, укрепление и совершенствование психологического здоровья детей и подростков с интеллектуальной недостаточностью (c 4 по 9 класс), нормализацию межличностных отношений, на развитие чувства собственного достоинства и преодоление неуверенности в себе, на мышечную релаксацию и на включение механизмов саморегуляции. Программу можно использовать в работе с детьми и подростками общеобразовательных школ и социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних.
Актуальность проекта:
Одна из острейших проблем современного российского общества – проблема аутоагрессивного поведения и суицидов, особенно среди детей и подростков. Суицид занимает 13‐е место среди причин смерти во всем мире, причем частота этого явления постоянно растет. У подростков в возрасте от 15 до 19 лет среди причин смерти суициды занимают третье место. В условиях современного общества процент детских и подростковых самоубийств растет, что порождает необходимость детального изучения причин, мотивов, ситуаций проявления суицидальных попыток и способов профилактики. Одной из главных целей школьного образования является создание и поддержание психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка.
В основе проекта лежат следующие принципы:
• Принцип добровольного участия как во всей программе, так и в отдельных упражнениях и занятиях;
• Принцип учета возрастных особенностей участников реализуется в том, что принимаются во внимание особенности подросткового возраста;
• Принцип диалогизации взаимодействия, т.е. равноправного полноценного межличностного общения на занятиях группы, основанного на взаимном уважении участников, их полном доверии друг другу;
• Принцип постоянной обратной связи, т.е. непрерывное получение участником информации от других членов группы о результатах его действий в ходе занятий. Благодаря обратной связи человек может корректировать свое последующее поведение. Обратная связь, осуществляемая намеренно, дает максимальный развивающий эффект;
• Принцип самодиагностики, т.е. самораскрытия участников, сознание и формулирование ими собственных личностно значимых проблем;
• Принцип постоянного состава группы. Группа работает более продуктивно, и в ней возникают особые процессы, способствующие самораскрытию участников, если она закрыта, т.е. в ней постоянный состав и нет притока новых членов на каждом занятии;
• Принцип конфиденциальности. Участники группы должны быть полностью уверены в конфиденциальности информации, высказываемой в ходе занятий. Аудио- или видеозапись занятий делается только с согласия членов группы.
Содержание проекта.
Исходя из цели и задач проекта работа проводится по трем блокам:
1.Выявление и реабилитация детей «группы риска» и семей, находящихся в социально опасном положении:
- создание электронной базы данных по социально неблагополучным семьям, детям, склонным к суицидальному поведению;
- проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение суицидального риска.
2.Координация и межведомственное взаимодействие со специалистами различных учреждений и организаций района, службы психолого-педагогического сопровождения в -- ОУ по профилактике суицидального поведения подростков:
осуществление координации действий служб психолого-педагогического сопровождения в - ОУ района по профилактике суицидального поведения подростков;
осуществление межведомственного взаимодействия со специалистами различных учреждений и организаций района в организации работы по снижению случаев суицидальных действий среди подростков.
3.Пропаганда здорового образа жизни, сохранение и укрепление психического здоровья среди обучающихся в образовательных учреждениях района:
- организация досуга несовершеннолетних для формирования широкого круга интересов, увлечений, занятий, направленных на укрепление и сохранение психического и физического здоровья;
- организация и проведение мероприятий, акций по пропаганде ЗОЖ, вовлечение детей «группы риска» в массовые мероприятия
Словарь терминов
1. Суицид – самодеструктивное поведение человека, направленное на намеренное лишение себя жизни.
2. Суицидальная попытка – это целенаправленное действия по лишению себя жизни, не закончившиеся смертью.
3. Суицидальные замыслы – активная форма проявления суицидальности, т.е. тенденция к самоубийству, глубина которой нарастает параллельно степени разработки плана её реализации.
4. Суицидальный риск – склонность человека к совершению действий, направленных на собственное уничтожение.
5. Суицидент - человек, совершивший самоубийство или покушение на самоубийство.
6. Социальная среда – человеческое, духовное, предметное окружение ребенка, которое оказывает влияние на его личностное развитие, выступая реальным пространством его формирования и самореализации.
7. Толерантность – способность человека принимать других людей такими, каковы они есть, сосуществовать и взаимодействовать с ними.
Система программных мероприятий
1. Психологическая диагностика (индивидуальная)
2. Психологическое консультирование (групповое, для учащихся, родителей, педагогов)
3. Психолого-педагогическое просвещение (развитие психолого- педагогической компетентности учащихся)
4. Коррекционно – развивающая работа (групповая работа, проведение занятий с элементами тренинга)
5. Аналитическая работа (предоставление отчета о результатах работы)
Работа с обучающимися ОУ
Психодиагностические исследования, направленные на определение факторов, отрицательно воздействующих на эмоциональное состояние подростков:
• исследование социального статуса;
• исследование уровня адаптации;
• исследование уровня тревожности;
• шкала социально психологической адаптации (СПА);
• оценка способов реагирования на конфликтные ситуации.
Занятие с элементами тренинга «Подросток и конфликты».
Работа с педагогами
Методические объединения для классных руководителей и с приглашением специалистов центра ПМПК:
• «Влияние тревожности на статусное положение подростка в классе»;
• «Как помочь детям справиться с горем»;
• «Алгоритм и стратегия работы с суицидом»;
• «Психологическая помощь в кризисных ситуациях».
Участие соцпедагога:
• «Проблема правонарушений. Социально-педагогическая деятельность в работе с безнадзорными детьми»;
• «Социально-педагогическая помощь при суицидальном поведении».
Обучающие семинары для всех участников образовательного процесса:
• «Алгоритм и стратегии работы с суицидом»;
• «Технологии работы с суицидом»;
• «Социально-педагогическая помощь при суицидальном поведении».
Круглый стол для социального педагога, классных руководителей ОУ с привлечением специалистов служб психолого-педагогического сопровождения.
Составление и издание памяток по предупреждению суицидальных попыток среди подростков.
Работа с родителями
Выступления на родительских собраниях в ОУ по темам:
• «Как помочь ребенку в трудной жизненной ситуации»;
• «Это должен знать каждый родитель»;
• «Негативные стили воспитания в семье»;
• «Дети без вредных привычек»;
• «Как помочь ребенку в трудной жизненной ситуации»;
• «Конструктивные детско-родительские отношения».
Выпуск буклетов «Родители просят совета», «Быть или не быть?»
Сентябрь
Тема занятий | Цель занятий | Содержание/ответственный |
1 неделя Занятие № 1 «Жизнь-это счастье!» | Профилактика и предупреждение суицидов через укрепления психологического здоровья учащихся. Формирование психологических знаний. |
|
2 неделя
Занятие №2 Занятие с элементами тренинга «Профилактика суицидального поведения». | Профилактика суицидального поведения. | Диагностика и коррекция самопринятия детей; -организация условий, способствующих осознанию своего жизненного предназначения; -расширение репертуара конструктивных способов совладеющего поведения детей в сложных жизненных ситуациях. |
3 неделя
Занятие № 3 Беседа «Мы выбираем жизнь» | Привитие навыков здорового образа жизни | 1.Формировать положительную мотивацию к саморазвитию |
4 неделя Занятие № 4 «Ценность моей жизни» | Осознание учеником ценности человеческой жизни и здоровья. Постановка жизненных целей и приоритетов. Развитие эмпатии. Выработка умения планировать позитивный образ своего будущего. | Мозговой штурм «Займи позицию» Работа в группах Упражнения. |
Октябрь
Тема | Цель занятий | Содержание/ответственный |
1 неделя Занятие № 1 «Мои интересы, мои увлечения» | Узнать об интересах и увлечениях детей, расширить кругозор детей. | 1.Формировать положительную мотивацию к саморазвитию |
2 неделя Занатие № 2 «Я - это Я и мне это нравится» | Гармонизация и развитие здоровой «Я-концепции». | Формировать у подростков нравственные ценности здоровья, здорового образа жизни. Ликвидировать безграмотность учащихся в вопросах сохранения здоровья. Пропагандировать среди учащихся нравственные устои семьи, общества. Раскрыть проблемы возникновения суицида среди детей. Инициировать у детей поиск возможностей адекватной реакции на асоциальные явления в семье, обществе. |
3 неделя Занятие № 3 "Как организовать своё свободное время" | Узнать об интересах и увлечениях детей, расширить кругозор детей. | Выявить интересы младших школьников в свободное время; Развивать мышление, творческое воображение; Воспитывать умение соблюдать режим дня; Расширить кругозор детей, сформировать положительную мотивацию к саморазвитию; Побуждать к участию в различных кружках, секциях, к развитию своих способностей и талантов; Воспитать понимание ценности каждого человека; Уметь слушать друг друга. |
4 неделя Занятие№ 4 "Ключи от стресса" | Профилактика суицидального и депрессивного поведения учащихся. | Активизировать учащихся к продуктивному мышлению, анализу. Развивать коммуникативные умения учащихся. |
Ноябрь
Тема | Цель занятий | Содержание/ответственный |
1 неделя Занятие № 1 «Умеем ли мы не обижаться» | Предупреждение и преодоление агрессивного, конфликтного поведения учащихся. | Формировать убеждение, что человек несёт персональную ответственность за своё поведение; Формирование умения оценивать ситуацию и поведение окружающих; Обучение ненаправленным способам преодоления собственных отрицательных эмоций, состояний и приемам регуляции психического равновесия; Развивать коммуникативные умения на основе тренинга «Извинения», разбора конфликтных ситуаций из жизни класса (2 – 3 ситуации в группе). |
2 неделя Занятие № 2 "Планета друзей" (ролевая игра). | Формирование доброжелательных взаимоотношений в классе. | Определить принципы (правила) жизнедеятельности в классном коллективе и коллективе вообще; Развивать коммуникативные возможности учащихся, умения правильного общения в обществе; Закрепить положительные взаимоотношения в классе в игре «Волшебное зеркальце» («Свет мой, зеркальце, скажи! Мне всю правду расскажи, Чем я ребятам интересен? Чем же классу я полезен?»). |
3 неделя Занятие № 3 «Жизнь как высочайшая ценность» | Формирование позитивного восприятия окружающего мира. | Формирование позитивного образа уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей. Пробудить у детей любовь к жизни. Определение детьми значимых для них людей и наиболее ценимых в них качеств . |
4 неделя Занятие№4 Беседа «Что такое суицид и как с ним бороться?» | Раскрытие проблемы суицида среди подростков. | Познакомить с понятием «суицид»; Научить распознавать признаки суицида; Познакомить со способами оказания помощи людям, склонным к суициду. |
Декабрь
Тема | Цель занятий | Содержание/ответственный |
1 неделя Занятие № 1 «Как прекрасен этот мир | − Профилактика подросткового суицида. − Формирование жизнеустойчивых позиций у подростков. | Активизировать подростков к продуктивному мышлению, анализу. Развивать коммуникативные умения учащихся. |
2 неделя Занятие № 2 Беседа. «Профилактика суицида». | Раскрытие проблемы суицида среди подростков. | Познакомить с понятием «суицид»; Научить распознавать признаки суицида; Познакомить со способами оказания помощи людям, склонным к суициду. |
3 неделя Занятие № 3 Интерактивная беседа «Признаки суицидального поведения» | Как правило, суицид не происходит без предупреждения. Существует ряд признаков, сигнализирующих о том, что человек серьезно задумал совершить самоубийство. | Все учащиеся делятся на 3 группы, каждая получает задание: определить признаки словесные, поведенческие и ситуационные. |
4 неделя Занятие № 4 Мозговой штурм «Что мы можем сделать, чтобы предотвратить суицид?» | Учащимся в группах предлагается разработать памятку «Что мы можем сделать, чтобы предотвратить суицид?». | Будь внимательным слушателем! Внимательно выслушай своего друга. Попытайся понять, в чем заключается его проблема. Для этого задавай как можно больше уточняющих вопросов (С каких пор у тебя появилась данная мысль? Почему она у тебя возникла? Каким образом ты собираешься покончить с собой?).
Попробуй убедить друга обратиться за помощью. Если он не согласен, обратись сам за помощью к специалистам: врачу, психологу, даже священнику. |
Январь
Тема | Цель занятий | Содержание/ответственный |
1 неделя Занятие № 1 «Жизнь одна!» | -Показать учащимся, что многие незначительные конфликты, проблемы или неприятные ситуации можно не доводить до крайности, и что любая проблема решаема; | Выявление факторов эмоционального настроя ребёнка (анкетирование). Выявление факторов эмоционального неблагополучия. Выработка умения планировать позитивный образ своего будущего |
2 неделя Занятие № 2 Тренинг «Плохо – хорошо» | Убедить подростков, что даже из неприятной ситуации можно извлечь полезную выгоду для себя. | Не столь страшен конфликт, Депрессивное состояние возникает у человека очень часто. Меняется часто настроение, человек становится пассивным, его перестает волновать какие-то очень важные проблемы, которыми он раньше интересовался, перестает общаться с друзьями, часто таких людей гложет вина за какие-то поступки, а иногда все может быть наоборот: человек становится чрезвычайно весел, подвижен, может шутить, когда шутки совсем неуместны и т.д. Конфликты (с родителями, друзьями, учителями, соседями, с любимым человеком и т.д.). как его последствия. Человек в таких ситуациях видит картинку как бы в перевернутом виде. Он полностью сосредоточен на своем обидчике, часто мысленно прокручивает одну и туже ситуацию по нескольку раз. |
Февраль
Тема | Цель занятий | Содержание/ответственный |
1 неделя Занятие № 1 Тренинг «КАПЛЯ» | Показать учащимся, что многие незначительные конфликты, проблемы или неприятные ситуации можно не доводить до крайности, и что любая проблема решаема. | Пути решения проблем при трудных жизненных ситуациях. Рассматриваемые ситуации: Алкоголизм родителей Финансовые трудности Необоснованные обвинения Неразделенная любовь Насилие со стороны взрослых со сверстниками Пути решения: Работа «Телефонов доверия» Помощь профессиональных психологов, социологов. Поддержка друга. Помощь со стороны близких родственников. Помощь со стороны классного руководителя. |
2 неделя Занятие № 2 «Мир моих чувств и эмоций». | Создание условий для обращения учащихся к особенностям собственного эмоционального мира, для осознания подростками амбивалентности эмоций. | Ход упражнения: учитель каждому учащемуся кисточкой капает на чистый лист бумаги по одной капле гуаши или туши. Условие: каждый может делать с этой каплей все, что захочет: может подуть на нее, чтобы получилось какое-то изображение, может из нее что-то нарисовать или оставить в прежнем состоянии. Анализ: если из маленькой капли получилась огромная клякса, можно сделать вывод: Не делать из мухи слона! |
3 неделя Занятие № 3 «Спешите делать добро». | Сформировать в сознании детей понятие «доброта»; расширить знания школьников о доброте и о её роли в жизни каждого человека; формировать положительную эмоциональную настроенность, жизнерадостность, активность ребёнка. Анализировать психологическую природу отрицательных чувств и эмоций. | Приложение 1 |
4 неделя Занятие № 4 «Кто умеет веселиться, тот горя не боится». | Показать на примерах, что смех сплачивает коллектив, помогает преодолеть невзгоды, способен уберечь от дурных поступков. | В источнике приведена цитата из сценария концерта «Как шутят музыканты», посвящённого юмору и шуткам: *«В народе говорят: |
Март
Тема | Цель занятий | Содержание/ответственный |
1 неделя Занятие № 1 «На тропе доверия». | Рассказать о Телефоне доверия как о виде психологической помощи, обсудить навыки помогающей поддержки, разработать с обучающимися список трудностей и вопросов,с которыми можно обратиться в Телефон доверия». | Притча «Горящие шалаши» Цель: Развитие навыка стрессоустойчивости. Единственный человек, спасшийся после кораблекрушения, был выброшен на необитаемый остров. Он изо всех сил молился Богу о спасении, и каждый день всматривался в горизонт, но никто не плыл на помощь. Измученный, он, наконец, построил хижину из обломков корабля, чтобы защититься от стихии и сохранить свои немногие вещи. Но однажды, побродив в поисках пищи, он вернулся и увидел, что его хижина объята пламенем, и к небу восходит дым. Случилось самое страшное: он потерял всё. Объятый горем и отчаянием, он воскликнул: «Боже, за что?». Рано утром на следующий день его разбудили звуки приближающегося к острову корабля, спешащего на помощь. — Как вы узнали, что я здесь? — спросил человек своих спасителей. — Мы видели ваш сигнальный костёр, — ответили они. |
2 неделя Занятие № 2 «Деловой человек в нашем обществе». | Повысить у старшеклассников уровень осознания своей готовности к различным видам профессионального труда; активизация самопознания человека и его размышлений о собственных возможностях, что так или иначе способствует успешности самоопределения. | Смотр видеофильма. |
3 неделя Занятие № 3 «Если ты окажешься на распутье…». | Определить жизненные цели подростков; определить жизненные и нравственные приоритеты; развивать такие качества детей как умение отстаивать свою правоту, свои убеждения, учиться полемизировать. | Приложение 2 |
4 неделя Занятие № 4 «Мое свободное время» | Профилактика детской и подростковой беспризорности и правонарушений среди школьников; воспитание потребности в организованном проведении досуга подростками; развитие навыков противодействия «модным» увлечениям: подростков. | ПРИЛОЖЕНИЕ 3 |
Апрель
Тема | Цель занятий | Содержание/ответственный |
1 неделя Занятие № 1 «Мы – подростки». | Расширить знания учащихся о возрастном периоде, в котором они находятся, способствовать снижению тревожности, связанной с подростковым периодом. | |
2 неделя Занятие № 2 «Психологические проблемы подросткового возраста» или «Как узнать себя лучше». | Формирование у подростков представления о физических и психических процессах, протекающих в организме человека в подростковый период; саморазвитие личности, пропаганда здорового стиля жизни; объяснить причины изменений, происходящих в подростковом возрасте; выявить и обсудить основные проблемы, переживаемые подростками; выявить приоритеты подростковых проблем; обсудить пути возможного решения этих проблем; обсудить вопрос о внутреннем мире и жизненных ценностях подростка. | Диагностика |
3 неделя Занятие № 3 «Мы выбираем жизнь» | Раскрыть проблему суицидов среди подростков, повлиять на сокращение суицидов среди подростков. | Смотр фильма |
4 неделя Занятие № 4 «Дорожка к моему внутреннему Я». | снижение уровня тревожности, воспитание уверенности в себе, коррекция конфликтного и агрессивного поведения | |
Май
Тема | Цель занятий | Содержание/ответственный |
1 неделя Занятие № 1 «Ценностные ориентации личности». | Актуализировать процесс социального самоопределения; Способствовать осмыслению своей жизни в настоящем и будущем, ценностей жизни, предназначение человека; Помочь овладеть навыками групповой дискуссии диалога; Обучать аргументированию, отстаиванию своей позиции. | |
2 неделя Занятие №2 «Мое эмоциональное состояние». | Диагностика эмоций; познакомить с видами агрессий; научить управлять своими эмоциями. | Диагностика |
3 неделя Занятие № 3 «Как узнать себя лучше». | Формирование у подростков представления о физических и психических процессах, протекающих в организме человека в подростковый период; саморазвитие личности, пропаганда здорового стиля жизни; выявить и обсудить основные проблемы, переживаемые подростками; выявить приоритеты подростковых проблем; обсудить пути возможного решения этих проблем; обсудить вопрос о внутреннем мире и жизненных ценностях подростка. | Игра на свежем воздухе |
4 неделя Занятие № 4 "Суицид — геройство или слабость"(10-14 лет) | Обратить внимание родителей к своим детям, вместе с родителями проанализировать место ребенка в семье и оказать профилактическую помощь по проблеме подросткового суицида. | Суицид – акт самоубийства, совершаемый человеком в состоянии сильного душевного расстройства либо под влиянием психического заболевания. Чаще всего суицидальные попытки подростков спонтанные, не продуманные и спланированные, а совершенные на высоте эмоций. И часто демонстративные: это не столько желание умереть, сколько отчаянный крик о помощи: “Обратите на меня внимание! Поймите меня!” И крик – это нам, взрослым. Согласно статистическим данным, опубликованным в официальных отчетах МЗ РФ, за последние три года количество детских суицидов увеличилось на 37% (включая тех, кого удалось спасти). Чаще всего оканчивают жизнь самоубийством подростки в возрасте от 12 до 14 лет. Причем это не беспризорники или дети из неблагополучных семей, где родителям до них нет дела. В 78% зарегистрированных суицидов это дети из вполне обеспеченных и благополучных (на первый взгляд) семей. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Тренинг
«Спешите делать добро!»
(для обучающихся 7-9 классов)
Цель: Формирование ценностного отношения к нравственной категории – добро, доброта.
Задачи:
- дать представление о добре, добрых поступках;
- развивать навык сотрудничества, коммуникативные навыки;
- воспитывать чувство доброты, чуткости, сострадания, доброжелательности,
отзывчивости, понимания и уважения к окружающим людям;
- развивать навыки общения, работы в коллективе;
- совершенствовать и развивать творческие способности.
Ход занятия
1. Приветствие (сидят в кругу и приветствуют друг друга любым возможным способом)
1.1. Правила группы.
1.2. Эмоциональный настрой (какое настроение в начале тренинга- выбрать смайлик).
Правила
Здесь и сейчас
Конфиденциальность
Тактичное и доброжелательное отношения ко всем участникам группы
Правило «стоп»
Искренность и открытость
Доверительный стиль общения — называние друг друга на “ты”,
Общение по принципу «здесь и сейчас» (говорить только о том, что волнует участников в данный момент, и обсуждать то, что происходит в группе).
Конфиденциальность (происходящее на занятии не выносится за пределы класса)
Определение сильных сторон личности (в ходе обсуждения обязательно подчеркивать положительные качества выступившего).
Искренность в общении (говорить только то, что действительно чувствуем, или молчать).
2. Разминка
«ПРИТЧА О ДОБРОТЕ»
Холодное утро. Мальчик, который подрабатывал продажей газет, чтобы иметь возможность оплатить проезд до школы, совсем обессилел, замерз и очень проголодался. Набравшись смелости, он решил попросить еды в ближайшем доме. Но когда ему открыли дверь, он постеснялся и попросил только попить. Молодая женщина, взглянув на мальчика, догадалась, что он голоден и принесла ему большой стакан молока. Медленно мальчик выпил все молоко и спросил:- Сколько я вам должен?- Ничего, - улыбнувшись, ответила женщина, - мама учила нас не брать плату за добрые дела.- Тогда, я буду за Вас молится, – тихонько сказал мальчик. Когда он отошел от этого дома, он не только почувствовал себя сильнее физически, но и укрепился в вере. Адам Закир (так его звали) понял, что в самый тяжелый момент Бог помогает страждущим. Шли годы. Их поселок очень изменился. Та женщина постарела и серьезно заболела. Местные доктора не в состоянии были помочь ей. Так она попала в главную городскую больницу. Но и там врачи сомневались в диагнозе. Специально для консультации вызвали доктора медицинских наук. Как только доктор услышал название поселка, откуда приехала больная, глаза его засветились мягким светом. И он, ни секунды не мешкая, решил взглянуть на пациентку. Как вы, наверное, уже догадались, звали его Адам Закир. Войдя в палату, он сразу узнал ту женщину. Он решил помочь ей, во что бы то ни стало!
Много сил и времени понадобилось на лечение редкой и непростой болезни. Но доктор не сдавался и, в конце концов, болезнь отступила. Доктор Закир распорядился, чтобы счет за ее лечение был предварительно показан ему.
Получив счет, он написал что-то внизу, и потом отдал, чтобы его передали женщине.
Бедняжка понимала, что учитывая время, которое она провела в больнице и все то, лечение которое она принимала, ей придется продать все имущество, чтобы заплатить.
Обратившись с мольбой к Всевышнему, она взглянула на счет. Цифры, цифры, цифры и вдруг, внимание ее привлекла строка дописанная вручную внизу: «Оплачено полностью одним стаканом молока» и подпись доктора Закира. Бедная растроганная женщина сразу вспомнила того худенького мальчика и стакан молока…
Она плакала и сквозь слезы благодарила Творца: «Спасибо Тебе, о, Милостивейший Всевышний, воистину Ты простираешь свою милость и доброту без границ через людские сердца и умы».
Мораль.
Носите в сердцах любовь и доброту и дарите ее окружающим Вас людям. Да, мир может показаться, на первый взгляд, жестоким и беспощадным. Но это только на первый взгляд. Если Вы несете в мир искренне добро и любовь, то Вы получаете от мира в десятки раз больше. Мир – это то, что у нас внутри, в сердце. Сегодня мы поговорим о доброте. Издавна народ ведет рассуждение на тему добра и зла. Эта тема остается актуальной и в наши дни.
3. Основная часть.
3.1 С какими словами ассоциируются у вас слова «ДОБРО» и «ЗЛО»?
Добро – нежность, забота, внимание, верность, радость, дружба, свет, любовь.
Зло – зависть, предательство, месть, жадность, ложь, эгоизм.
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ О ДОБРЕ
• Доброе дело и в воде не тонет.
• Доброта без разума пуста.
• Доброе братство дороже богатства.
• Добрый гость всегда в пору.
• Добро помни, а зло забывай.
• Добро не умрет, а зло пропадет.
• От добра, добра не ищут.
• Без добрых дел нет доброго имени.
• Доброе слово дом построит, злое слово дом разрушит.
• Доброе слово и железные ворота открывает.
• Ласковое слово, что солнышко в ненастье.
• Доброе слово человеку, что дождь в засуху.
Рефлексия
Психологи уверяют, что доброта продлевает жизнь, делает ее более комфортной и радостной. Добрые люди живут дольше, меньше болеют, испытывают больше положительных эмоций, совершая добрые дела. Они генерируют счастье не только для других, но и для самих себя. Помогая другим, помогаешь себе. Медики подтверждают позитивное влияние доброты на состояние здоровья человека. Медицинские исследования показали, что добрые люди живут в среднем на семь лет дольше, так как у них более здоровое сердце, крепче иммунитет. Добрые дела способствуют выработке “гормонов удовольствия”, которые способствует улучшению настроения.
3.2. Упражнение: «Вырастить Дерево Добра»
Детям предлагается украсить дерево листьями и плодами, на которых написано по одному качеству: доброта, нежность, верность, сочувствие, ласка, сострадание, радость, переживание, чудеса, взаимопомощь, счастье, мудрость, вера, надежда, любовь, чуткость, бескорыстие, совесть, мир, милосердие, прощение, добросердечие, улыбка, мечта, благонравие, честность.
Рефлексия.
3.3. Упражнение: «СВОД ЗАКОНОВ ДОБРОТЫ»
Представьте, что доброта – это наука, у которой есть свои законы. 1.Хочешь иметь друзей, ищи в людях доброе;
2.Делай добро с умом;
3.Не делай добрые поступки напоказ и т.д.
Но вот беда - слова в законах перепутались. Восстановите законы доброты – соберите пословицу из словосочетаний и скажите, в чем заключается ее смысл.
(Дети по очереди собирают законы-пословицы.)
Начало пословиц | Окончание пословиц |
Для хорошего друга | на добрые дела. |
Свет не без | новых двух. |
Злой плачет от зависти, | а добро во век не забудется |
Жизнь дана | кто помнит зло. |
На добрый привет – | не жаль ни хлеба, ни досуга. |
Тому тяжело, | добрый совет. |
Лихо – помнится | добрых людей. |
Старый друг лучше | а добрый - от жалости . |
Рефлексия
Обсуждаем каким законам легко следовать, а каким трудно, и почему.
3.4. Упражнение «Сделай день добрее»
А сейчас я хочу предложить вам сделать наш сегодняшний день чуть добрее и светлее для каждого из нас. Для этого на смайликах, лежащих у вас на партах, напишите доброе пожелание или комплимент. Подписывать их не надо. Мы сложим их в наш "Добрый" мешочек, а затем каждый из вас вытянет пожелания для себя. Надеюсь, они заставит нас улыбнуться.
Рефлексия и эмоциональное состояние (показывают свои эмоции с помощью смайликов)
3.5. Упражнение «Магическая свеча» («Золотая рыбка»)
В народе говорят: «Добро творит чудеса». Зажжем свечу и представим, что она магическая, и отныне все, кто возьмет ее в руки, превращаются в волшебника. Включите свою фантазию, представьте, что каждый из вас стал добрым волшебником. Чтобы вы сделали, став волшебником? Начните так:
« Если бы я стал волшебником, я бы сделал ...»
Рефлексия и эмоциональное состояние (показывают свои эмоции с помощью смайликов)
3.6. Упражнение «Начни с малого»
В пословице сказано: «Мир не без добрых людей». А какой он, добрый человек? (идет обсуждение)
Назовите качества доброго человека.
Поделитесь, какие добрые дела вы совершали в своей жизни.
Что бы вы еще хотели совершить доброго?
Как вы думаете, в каком возрасте люди больше всего нуждаются в доброте?
Зависит ли доброта от благосостояния человека?
Может ли больной, немощный, бедный человек быть добрым?
В каждом ли человеке можно найти что-то доброе?
Что вы чувствуете, если поступаете по-доброму?
Как воспитать в себе доброе отношение к людям?
Вывод: Начните с малого:
Идя по улице с мамой, помоги нести ей тяжелую сумку.
Уступи место в автобусе пожилым людям.
Защищайте девочек, маленьких детей.
Не допускайте грубости.
Будьте добрым человеком!
Поступать по законам доброты – это красиво, почетно, потому что добрые дела и поступки живут в веках.
Улыбнуться прохожему.
Помочь молодой маме вынести коляску.
Помочь донести тяжелую сумку бабушке.
Вежливо или ласково поговорить с братом или сестрой.
Друзьям отправить приятные СМС или сообщения в соц.сетях.
Сделать кормушку для птиц.
Покормить бездомных кошек или собак.
Будьте добрым человеком!
Рефлексия
3.7. Упражнение «СОЛНЦЕ ДОБРОТЫ»
(Все встают в круг каждый, кто хоть раз совершил добрый поступок протягивает в центр правую руку. Получается солнышко, руки - лучики.) Ваши добрые поступки зажигают солнце доброты, и каждый лучик символизирует ваш добрый поступок. Чем больше их, тем ярче светит наше солнце!
Рефлексия и эмоциональное состояние (показывают свои эмоции с помощью смайликов)
3.8. Упражнение «СПЛЕТИ ПАУТИНКУ ДОБРА»
(Встают в круг). Как говорится в законе доброты «Лихо – помнится, а добро вовек не забудется». Давайте сейчас вспомните, кто из класса сделал вам добро, доброе дело. Вы будете передавать клубок с нитками тому, кто сделал вам добро, держа нитку в руках, тем самым мы сплетем паутинку доброты.
Рефлексия и эмоциональное состояние (показывают свои эмоции с помощью смайликов)
4. Релаксация «Волшебный цветок добра»
Я прошу вас встать в круг, слегка вытяните руки вперед ладонями вверх и закройте глаза. Представьте себе то, что я вам сейчас буду говорить (звучит красивая, приятная мелодия).
Нарисуйте в своем воображении цветок добра и хорошего настроения. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется ее послушать. Мысленно поместите все добро и хорошее настроение этого цветка внутрь, в свое сердце. Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием и радостью. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе... Вас обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение. А теперь откройте глаза. Посмотрите вокруг. Возьмитесь за руки. Глядя друг другу в глаза, скажите «Я желаю тебе добра!».
5. Рефлексия
Какое настроение в конце занятия (смайлики)?
Какое упражнение понравилось больше всего и почему?
Что нового узнали?
Какие чувства возникают, когда к вам относятся с добротой? И т.д.
Я хочу, чтобы вы запомнили то, что вы сейчас чувствуете, и взяли с собой, уходя из школы. Теплые чувства и хорошее настроение будут с вами. Не забывайте, что в этом огромном мире многие люди нуждаются в доброте ваших сердец.
6. Заключение.
В этот день, я хочу подарить вам кусочек своего сердца, своей доброты и пожелать вам добра и счастья! Благодарю вас за работу! До новых встреч!
Примечание: Для основной части можно выбрать любые из предложенных упражнений, в зависимости от подготовленности группы детей и времени проведения тренинга.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
«Если ты окажешься на распутье…»
Цели:
1.Определить жизненные цели подростков.
2.Определить жизненные и нравственные приоритеты.
3. Развивать такие качества детей как умение отстаивать свою правоту, свои убеждения, учиться полемизировать.
В ходе классного часа ребята обсуждают свои жизненные цели и определяют, какую помощь и поддержку должны и могут оказать им взрослые, чтобы цели, поставленные учащимися, были реализованы.
В ходе классного часа, после обсуждения многие цели учащихся могут стать более определенными и четкими, ученики смогут убедиться в оправданности поставленных целей, их целесообразности.
В ходе классного часа ребята должны учиться полемизировать, доказывать свою правоту, отстаивать свои убеждения и поставленные цели.
Анкета №1.
Вопросы для учащихся:
Кто определился в выборе жизненных целей?
Что или кто влияет на выбор жизненных целей? (семья, родственники, друзья и кумиры и т.д.)
Что нужно для того, чтобы поставленная цель была реализована?
(характер, воля, решительность, поддержка окружающих людей, убежденность, возможность оказаться в нужное время в нужном месте и др.)
Обсуждение ответов подростков.
Анализ анкеты №1 с позицией тезисов плаката:
Первая жизненная цель – создание своей личности.
Вторая жизненная цель – создание отношений с другими людьми.
Третья жизненная цель – создание отношений с окружающей средой.
Анкетирование учащихся.
Проективная методика «Мой жизненный выбор»
- Цель моей жизни – это_________________________________________
- Мои родители знают, что моя цель жизни - это_____________________
- Я знаю, что для реализации моих жизненных целей нужно___________
- Чтобы мои цели были реализованы, сегодня у меня получается___________________________________________________
- Сегодня у меня не получается___________________________________
- Поддержкой в достижении моих жизненных целей является_____________________________________________________
- Препятствием в достижении моих жизненных целей является_____________________________________________________
- Для того чтобы достичь цели, я должен __________________________
- Для того чтобы достичь цели, я не должен________________________
Тест «Вверх по лестнице жизни»
Учащиеся получают лист, на котором обозначены слева годы их жизни с момента рождения. Рядом с каждым годом своей жизни учащиеся должны поместить наиболее значимые события. Например:
1989- я появился на свет;
1990 – я начал ходить и т.д.
Последним годом в лестнице является тот год, в который они выполняют тест.
Сочинение-размышление «Письмо самому себе»
Учащимся предлагается представить такую ситуацию: им не 14, 5-15 лет, а 24-25 лет. Они пишут себе письмо в свое прошлое.
Учащиеся пишут о реализации своих жизненных целей, о тех людях, которые помогли им в этом, о том, что не удалось и не получилось.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
«Статья 1. Основные понятия.
Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:
несовершеннолетний — лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет;
безнадзорный — несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц;
беспризорный — безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания; несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, — лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия;
антиобщественные действия — действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц;
семья, находящаяся в социально опасном положении, — семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или инке законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними;
индивидуальная профилактическая работа — деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий;
- профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних — система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемым в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении;
- пиво и напитки, изготавливаемые на его основе,
- пиво с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции и изготавливаемые на основе пива напитки с указанным содержанием этилового спирта.
Статья 2. Основные задачи и принципы деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
1. Основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:
- предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;
- обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
- социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
- выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий. <...>»
Учитель: Ребята, выскажите свое мнение, почему подростки начинают бродяжничать? К каким последствиям может привести бесцельное провождение свободного времени? Почему так опасны детская беспризорность и безнадзорность?
(Варианты ответов учеников.)
Тик ли безобидны подростковые увлечения?
Учитель: Ребята, мы рассмотрели проблему, когда подростки вообще ничем не занимаются в свободное время, просто бродяжничают в поисках приключений.
Но большая часть подростков увлекается различными видами спорта, музыкой, компьютерными играми, чтением книг, собиранием марок или монет. Вроде бы
все хорошо — ребята увлечены любимым делом и для совершения проступков просто нет времени. Но и здесь есть определенные проблемы.
А что такое вообще увлечения в подростковом возрасте?
Считается, что подростковый возраст без увлечений подобен детству без игр. Как правило, увлечения имеют внеучебный характер. Со школьным обучением пересекаются только интеллектуально-эстетические — история, музыка, цветоводство, рисование, радиотехника. Бывает, что увлечение любимым делом отрывает ребенка от учебы в школе. Эгоцентрические увлечения — изучение редких иностранных языков, увлечение стариной, занятия модными видами спорта, участие в художественной самодеятельности. То есть любое дело становится лишь средством демонстрации своих успехов. Подростки стремятся выделиться оригинальностью своих занятий, возвыситься в глазах окружающих. Этим ребятам также свойственны и лидерские увлечения, которые сводятся к поиску ситуаций, где можно что-то организовать, руководить сверстниками. Они меняют группы, секции, кружки до тех пор, пока не найдут ту, где могут стать лидерами. Телесно-мануальные увлечения связаны с намерением укрепить свою силу, выносливость, приобрести ловкость. К ним относятся спорт, вождение мотоцикла, картинга. Накопительские увлечения — коллекционирование во всех его видах, которое может сочетаться с познавательной потребностью (марки), с накоплением материальных благ (старинных монет, дорогих камней), с желанием следовать моде — наклейки, этикетки, пачки от сигарет.
К сожалению, в настоящее время некоторые увлечения подростков становятся вредными для их возраста:
- долгое времяпровождение за экранами компьютерных игр или игровых автоматов может привести к психической депрессии подростка.
Самый примитивный вид увлечений — ииформативно-коммуникативный, в которых проявляется жажда получения новой, не слишком содержательной информации, не требующей никакой критической переработки, и потребность в легком общении со сверстниками во множестве контактов, позволяющих этой информацией обмениваться: это многочасовые пустые разговор в дворовой компании, созерцание происходящего вокруг — витрин магазинов, уличных происшествий, «глазение» в телевизор. Такое времяпрепровождение трудно назвать увлечением, но оно очень характерно для большей части подростков. Именно в их среде возникают основные проблемы, связанные с азартными играми, противоправны поведением, ранней алкоголизацией, токсикоманией наркоманией, бродяжничеством.
Начиная с 2006 г. в американском городе Чикаго подростки из состоятельных семей, недовольные формой своих носа и ушей, стали прибегать к услугам пластических хирургов. Самые популярные операции сейчас – это когда юные пациенты хотят быть похожими на звезд, Бритни Спирс или Джастина Тимберлейка. Основная причина — подростки не хотят, чтобы их дразнили школе. А вот о том, что пластические операции носа одни из самых сложных в пластической хирургии, он не задумываются, и неизвестно, как будет выглядеть под росток через лет пять-шесть. А уж об огромных деньгах своих родителей таким подросткам просто нет времен призадуматься.
У японских детей тоже появилось новое увлечение. Они перевоплощаются в героев популярных комиксов, мультфильмов и видеоигр, и в таком виде разгуливаю по улицам. Посмотреть на оживших персонажей обычно собираются огромные толпы зрителей и фотографов, которые и оценивают проявленные фантазию и мастерство. Вроде бы и интересно, но каждый подобный костюм обходится родителям в «кругленькую» сумму денег.
Музыкально-спортивное увлечение брейкеров захлестнуло многих подростков и молодежь в современном мире. Брейк (от англ. Ьгеак-dаnсе) — особый вид танца, включающий разнообразные спортивно-акробатические элементы, которые постоянно сменяют друг друга, прерывая начавшееся было движение. Есть и другое толкование — в одном из значений брейк означает «изломанный танец» или «танец на мостовой». Поклонники этого течения объединены самозабвенной страстью к типцам, стремлением их пропагандировать и демонстрировать буквально в любой ситуации. Да, это спорт, это красиво, но порой это опасно, да и появление групп брейкеров в людных местах не всегда приятно окружающим.
А вот об увлечениях граффитчиков можно поспорить. Если подростки организованно, в специально отведенных для этого местах, проводят соревнования по искусству росписи на любой поверхности с помощью баллончиков, то это привлекает внимание многих прохожих. Но вот расписанные стены домов и заборов в любом населенном пункте страны вряд ли обрадуют взрослого человека. Скорее всего, подобные действия «экстрималов» граффитчиков граничат с преступлением — порчей общественного, личного имущества или с вандализмом.
Ребята, выскажите свое мнение, что полезного в подобном проведении досуга подростками, а что здесь противоречит общественным нормам или попросту противозаконно?
(Варианты рассуждений учеников.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий праздника "Моя прекрасная леди" (к 8 марта)
Сценарий праздника для учащихся 4-5 классов "Моя прекрасная леди", который проводился к 8 марта....
7 класс А Платонов "В прекрасном и яростном мире"
2 урока литературы в 7 классе по рассказу А Платонова "В прекрасном и яростном мире" с презентацией по учебнику В. Я. Коровиной...
«Крепка, как смерть, любовь,…любовь прекрасна» (по повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет»)
Методическая разработка урока по повести А.И.Куприна "Гранатовый браслет"...
Презентация "Моя прекрасная леди"
История создания мюзикла...
Презентация "Прекрасно видеть - прекрасно". Из цикла - "Здоровый образ жизни".
Материал презентации можно использовать как во внеклассной работе так и в элективном курсе: "Здоровый образ жизни"....
Образ Елены Прекрасной в русских народных сказках и в сказке Л. С. Петрушевской «Новые приключения Елены Прекрасной»: сравнительно-сопоставительный анализ
Поучительный материал при изучение творчества современной писательницы....
ЭССЕ «Учить детей – что может быть прекрасней?». ЭССЕ «Учить детей – что может быть прекрасней?». Эссе "Учить детей, что может быть прекрасней?"
Эссе "Учить детей, что может быть прекрасней?"...