Мастер-класс «Экскурс в мир профессий»
методическая разработка по психологии

Солдатова Оксана Антоновна

Современная школа ставит целью не просто вложить разносторонние знания и умения, но и способствовать социализации учащихся, обретению ими своего места в обществе. А это невозможно без правильного выбора профессии. Таким образом, профориентационная работа в школе является важным направлением и способствует сохранению и укреплению психологического здоровья учащихся. Жизнь показывает, что в случае правильного выбора молодым человеком профессии в выигрыше не только общество, но, главное, личность, испытывающая удовлетворение и получающая широкие возможности для самореализации. Цель: показать отдельные занимательные задания и элементы игр, используемые при проведении классных часов, мастер-классов, бесед профориентационной направленности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_ekskurs_v_mir_professiy.doc259.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Муниципальное бюджетное  учреждение

дополнительного образования

         «Центр «Психологическое здоровье и образование»

городского округа Самара

Открытое мероприятие

Мастер-класс

«Экскурс в мир профессий»

Опыт практической реализации технологий профориентации: комплексное сопровождение профессионального самоопределения школьника.

Участники мастер класса:

педагоги-психологи

Кировского района г.о. Самара

Ведущий:

Педагог-психолог

МБУ ДО «Центр «Психологическое

здоровье и образование» г.о. Самара

Солдатова Оксана Антоновна

т. 8(927)742-72-19

Е-mail: soldatovashkola50@mail.ru

Дата проведения:

24  октября 2023г.

Ссылка на публикацию в СМИ:

Самара, 2023.

В связи с внедрением в школе новых образовательных стандартов ФГОС перед психологической службой встают следующие задачи: 1) сопровождение и помощь в адаптации учащихся на всех ступенях обучения в школе, 2) поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития, 3) помощь в решении проблем социализации,  выбора профиля обучения, а также дальнейшего образовательного и профессионального маршрута.

Современная школа ставит целью не просто вложить разносторонние знания и умения, но и способствовать социализации учащихся, обретению ими своего места в обществе. А это невозможно без правильного выбора профессии. Таким образом, профориентационная работа в школе является важным направлением и способствует сохранению и укреплению психологического здоровья учащихся.

Жизнь показывает, что в случае правильного выбора молодым человеком профессии в выигрыше не только общество, но, главное, личность, испытывающая удовлетворение и получающая широкие возможности для самореализации.

Профориентация включает в себя ряд различных по своему содержанию и целям форм:

1.  Профессиональное просвещение - ознакомление учащихся с профессиями, их содержанием, функциями, требованиями, предъявляемыми к личностным характеристикам человека. Профессиональное просвещение условно делится на две формы: профессиональную информацию и профессиональную пропаганду.

             

     Профессиональная информация - ознакомление молодежи с основными профессиями и их специальностями, включает в себя беседы, лекции, экскурсии и т.д.

      Профессиональная пропаганда - формирование положительного отношения к проблемам выбора профессий и стремления у молодежи к освоению современных профессий.

            2. Профессиональная консультация - изучение личности учащегося и на этой основе выдача профессиональных рекомендаций, сообщение школьникам рекомендаций о выборе рода деятельности на основе всестороннего изучения личности, её склонностей, способностей, черт характера и т. д.

3. Профессиональный подбор и профессиональный отбор – рекомендация  конкретной профессии в соответствии с его возможностями и интересами, с одной стороны, и требованиями деятельности – с другой стороны.

Существуют активные и пассивные виды профориентации. Одним из видов профориентации являются тренинговые занятия.

Круглый стол

с элементами игры

 «Экскурс в мир профессий».

Цель: показать отдельные занимательные задания и элементы игр, используемые при проведении классных часов, мастер-классов, бесед профориентационной направленности.

Оборудование: презентация  «В мире  профессий», проектор, компьютер, альбомные листы, декоративный материал, тесты, фломастеры.

Ход мероприятия:

 Команда разбивается на три группы по направлениям:

  • Социально-значимые профессии
  • Престижные профессии
  • Высокооплачиваемые профессии

  1. Вы поделены на группы, назовите профессии, принадлежащие вашей группе.

 Что нужно учитывать, выбирая профессию, принадлежащую вашей группе? Команды письменно дают ответы на вопрос и обсуждают.

  1. Назовите несколько профессий, принадлежащие к типам профессий:

Ч — Ч

Гувернантка                                                                   Дефектолог

Администратор торгового зала                                Контролёр сберкассы

Продавец-консультант                                              Парикмахер

Менеджер                                                                  Инспектор налоговой полиции

Зубной техник

Юрист

Ч — Т

Инженер-строитель                                                 Автомеханик

Часовщик                                                                  Маляр

Газосварщик                                                             Водитель автомобиля

Пилот                                                                        Электромонтёр

Литейщик металлов и сплавов                               Бурильщик скважин

Ч — Х о

Артист                                                                       Композитор

Режиссёр                                                                  Дизайнер

Фотограф                                                                  Кондитер

Модельер                                                                  Косметолог

Художник

        Ч- З

           Бухгалтер                                                                  Нотариус

           Экономист                                                               Чертежник

           Переводчик                                                                Геодезист

           Секретарь                                                                   Программист

                   Ч – П

           Агроном                                                                     Животновод

           Биолог                                                                         Врач

           Ветеринар                                                                   Повар

           Геолог                                                             Эколог

 4. Назвать как можно больше понятий, связанных с деятельностью людей предложенных профессий (инструменты, результаты, условия работы и др.)

  • оператор ПК (монитор, дискета, принтер, файл и т.д.)
  • визажист
  • врач
  • юрист
  • бухгалтер
  • банкир
  • механик
  • преподаватель
  • художник
  • маляр

5. Каждая группа получает карточки, в которых указаны способности и личностные качества. Необходимо определить. Какие именно качества соответствуют этой группе профессий.

Способности:

Личностные качества:

Человек – Человек

Доброжелательность

Терпимость

Эрудированность, широкий кругозор.

Инициативность.

Требовательность к себе и другим.

Бескорыстие.

Высокие моральные качества.

Коммуникативные способности.                

Способность контролировать свои эмоции.

Развитое логическое мышление.

Умение быстро ориентироваться в ситуации.

Способность анализировать факты и делать выводы.

Развитые ораторские способности.

Умение слушать и слышать собеседника.

Человек - Техника

Способность длительное время заниматься определенным видом деятельности.

Развитое пространственное воображение.

Развитое внимание.

Гибкость мышления.

Хороший глазомер.

Хорошая память.

Хорошая координация движения.

Организованность и аккуратность.

Усидчивость и терпение.

Систематичность в работе.

Физическая и психическая выносливость.

Тщательность.

Умение находить ошибки.

Человек - Природа

Наблюдательность.

Самостоятельность и гибкость мышления.

Развитая интуиция.

Аналитическое мышление.

Высокая помехоустойчивость.

Способности замечать незначительные изменения  окружающей среде.

Интерес к живым организмам.

Тщательность и аккуратность.

Терпеливость.

Любознательность.

Добросовестность.

Стремление преодолевать трудности.

 6. Игра: «САМАЯ-САМАЯ».

А теперь вы ответите на вопросы с элементами юмора

Назовите профессии:

  1. Самая зеленая (садовод, лесник, цветовод-декоратор ...)
  2. Самая сладкая (кондитер, продавец в кондитерском отделе ...)
  3. Самая денежная (банкир, профессиональные теннисисты, боксеры, модель...)
  4. Самая красивая (парикмахер, визажист, ювелир, художник...)
  5. Самая детская (воспитатель, педиатр, учитель...)
  6. Самая чистая (уборщица, дворник...)
  7. Самая смешная (клоун, пародист...)
  8. Самая общительная (журналист, экскурсовод, тренер, учитель, массовик-затейник...)
  9. Самая серьезная (сапер, хирург, разведчик, милиционер, политик, психолог...)
  10. Самая железная (металлург, токарь, литейщик...)

 7. Попробуйте по загадкам – синквэйн определить – о какой группе профессий идет речь?

Синквейн (пятистрочие)

Правила составления синквейна

1 строка – 1 существительное,

2 строка – 2 прилагательных,

3 строка – 3 глагола,

4 строка – предложение, выражающие основную мысль.

5 строка – 1 существительное.

Например: 1. Учитель.

                   2. Добрый, знающий.

                   3. Помогает, воспитывает, учит.        

                   4. Любит всех детей.

                   5. Мастер.

 А) Считающий, ответственный.

     Учитывает, осваивает, исполняет.

     Сохраняет средства для предприятия.

      Бюджет

                                   (экономист – бухгалтер)

Б) Многогранный, экстравагантный.

    Творит, украшает, создает.

    Всегда неповторимый результат труда.

    Красота.

                                   (дизайнер – художник)

В) Разбирающийся, предприимчивый.

    Чертит, конструирует, внедряет.

    Может обслуживать технику и руководить.

    Исправность.

                                    (механик – инженер)

Г) Бдительный, бесстрашный.

    Контактирует, организовывает, отвечает.

    Награждают, присваивая внеочередное звание.

    Порядок.

                                     (следователь – милиционер)

 8. Составьте собственный синквейн на следующие профессии:

Водитель, фотограф, менеджер

        

 9.  «День из жизни».

Нам необходимо общими усилиями с помощью слов (имён сущ., нариц, в имен. падеже) составить рассказ на тему «Обычный день из жизни профессионала». Профессию я буду называть сама. В ходе игры каждый называет своё слово, но так, чтобы получился связный рассказ. Например, день из жизни водителя автобуса: будильник – кофе – автопарк – дорога – остановка – дорога – остановка – прокол – телефон – ремонтники – колесо – благодарность и т. д.»

- Зубной врач, воспитатель, парикмахер.

10.  Игра  «Волшебный магазин»

Представьте себе, что вы пришли в магазин. Магазин, в котором есть все человеческие свойства, чувства, поступки, проблемы, способности, умения. Все это можно «купить» в обмен на то, что вам не нужно, что вы считаете для себя лишним, ненужным, вредным. Обязательно нужно описать то, что «продаешь», и то, что «покупаешь».

 11. А теперь давайте отдохнем и поиграем в игру, которая называется «Угадай профессию».

Я раздам карточки с указанной профессией. Показывать содержимое карточки соседу нельзя. Необходимо изобразить профессию, указанную в карточке при помощи жестов и мимики, без слов. Остальные присутствующие должны угадать, какую профессию им демонстрируют.

Прилагаемый список профессий: 

  1. Плотник
  2. Пилот
  3. Штукатур
  4. Доярка
  5. Швея
  6. Врач
  7. Художник
  8. Парикмахер
  9. Модель

12.Тест: согласны ли вы с утверждениями? 

         

 Предлагаю выполнить небольшой тест, вопросы которого перед вами, если вы согласны с утверждениями, то ваш ответ будет «да» и вы поднимаете зеленый квадрат, если не согласны, то «нет» и поднимаете красный квадрат. Если затрудняетесь ответить, то поднимаете желтый квадрат. В конце теста подсчитаете количество положительных и отрицательных ответов.

  1. Профессия выбирается раз и навсегда.
  2. Выбирать профессию надо «за компанию»
  3. Выбирать профессию по признаку престижности
  4. Профессия предназначена человеку от рождения.
  5. Психолог не помощник в выборе профессии, он работает с «психами».
  6. По названию вуза можно судить о том, кого он готовит.
  7. Профессию можно выбрать, опираясь на знания родителей и друзей.
  8. Профессию следует выбирать, уже став взрослым.
  9. Чтобы получить хорошее образование, нужно идти в престижный вуз.

          Подсчитайте, со сколькими утверждениями вы согласились. На самом деле, все девять утверждений относятся к заблуждениям, которые часто мешают человеку выбрать профессию.

13.  «Типичные ошибки».

Ведущий: «Существует целый ряд ошибок, которые совершают люди, выбирая себе профессию. Перечислите наиболее типичные из них».

         Типичные ошибки при выборе профессии.

1.  Выбор профессии «за компанию».

2.  Выбор престижной профессии.

3. Отождествление учебного предмета с профессией.

4. Отождествление профессии с конкретным человеком, который нравится.

5. Несоответствие здоровья и условий труда по избранной профессии.

6. Выбор профессии под давлением родителей.

7. Устаревшие представления о характере труда и возможностях профессии.

8. Неумение разобраться в себе, своих склонностях, способностях и мотивах.

14. Предлагаем вам выполнить следующее задание. 

Представьте себе выпускников школы, выбирающих профессии "Врач", "Юрист", «Банкир» и стремящихся в будущем к высокому уровню оплаты труда. Что они должны  делать, начиная с сегодняшнего дня, в ближайшие пять лет? (Ведущий раздает набор карточек. Время работы 5 мин.)

        

15. Предлагаем вам проанализировать профессии "Врач", "Юрист", «Банкир». Каждая команда получит набор из 6 пазлов, отражающих содержание деятельности, ответственность, общение, условия труда, трудности, риски. Необходимо заполнить каждый пазл информацией по предлагаемым характеристикам и собрать из них  фигуру.

16. «Реклама профессии». Выдаются карточки с названиями профессий. Например, почтальон, парикмахер. Командам необходимо за конкретно отведенное время (например, 10 минут) придумать рекламный знак и лозунг данной профессии. Для выполнения рекламного знака профессии командам выдается бумага и карандаши. После выполнения задания команды должны защитить рекламу своей профессии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс на тему: "Экскурс в мир Лего"

Экскурс в мир Лего. Первороботы WeDo....

Методическая разработка Мастер- класса в рамках профориентационной работы «Город мастеров» по профессии 15.07.09.02 Сварщик

Цели мастер – класса: • Образовательная: формирование устойчивого интереса к профессии «Сварщик», формирование современной мотивации к труду, профессиональному росту. • Развивающая: развитие творче...

Мастер – класс на тему «Мир химических профессий»

Внеклассное мероприятие, посвященное 150 летию открытия Периодического закона. Мероприятие носит профориентационное направление. Разработано для проведения с использованием лабораторного комплекс...

Профориентационные экскурсии.Экскурсия в аптеку.Профессия фармацевт.

В МОУ ООШ№21 г. Оленегорска для обучающихся основной школы проводятся  профориентационные экскурсии.  Эти внеклассные мероприятия,помогают школьникам в профессиональном самоопределении. Отчё...

Мастер-класс по профориентации "Я выбираю профессию"

В презентации рассматриваются распространенные ошибки при выборе профессии, вопросы важности и правила выбора профессии....

Информационное письмо о проведении мастер-класса среди учащихся школ "СекреТЫ ПРОФессиИ"

Профориентационный мастер-класс «СекреТЫ ПРОФессиИ» разработан и проводится  в рамках реализации инновационного проекта-грантообладателя  «Студия графического дизайна &laqu...

Мастер-класс с элементами тренинга "СекреТЫ ПРОФессии в СамГТУ" (для обучающихся 8-10 классов)

Мастер-класс "СекреТЫ ПРОФессии в СамГТУ" проводится для обучающихся 8-10 классов в рамках сетевого взаимодействия ДНК ИДО СамГТУ и ОУ г.Самара и Самарской области с целью реализации школьно...