Лекторий для родителей. " Кибербуллинг".
консультация по психологии
Лекторий для родителей « Кибербуллинг»
Травля детей сверстниками («буллинг») является актуальной и весьма распространенной проблемой в школах и в других детских коллективах, буллинг порождает многочисленные деструктивные явления и последствия: увеличивает риск суицидальных и аутоагрессивных тенденций среди подростков, приводит к усилению агрессии и насилия в группе и в школе, снижению успеваемости, эмоциональным проблемам – повышению риска тревожного и депрессивного расстройств.
В настоящее время проблеме исследования и профилактике буллинга уделяется большое внимание. По оценкам ООН, в глобальных масштабах ежегодно каждый второй ребенок в возрасте 2–17 лет сталкивается с насилием в той или иной форме.
Во всем мире около 300 миллионов детей в возрасте 2–4 лет регулярно подвергаются жестоким дисциплинарным мерам со стороны взрослых, треть учащихся в возрасте 11–15 лет переносят издевательства со стороны своих сверстников, каждый третий
ребенок испытывает эмоциональное насилие (Доклад ООН о положении дел в мире в области профилактики насилия в отношении детей 2020 г.).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kiberbulling_lektsiya.doc | 79.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовила: .педагог-психолог МБДОУ
г. Иркутска детский сад № 58
Кретова Н.Ю
Лекторий для родителей « Кибербуллинг»
Травля детей сверстниками («буллинг») является актуальной и весьма распространенной проблемой в школах и в других детских коллективах, буллинг порождает многочисленные деструктивные явления и последствия: увеличивает риск суицидальных и аутоагрессивных тенденций среди подростков, приводит к усилению агрессии и насилия в группе и в школе, снижению успеваемости, эмоциональным проблемам – повышению риска тревожного и депрессивного расстройств.
В настоящее время проблеме исследования и профилактике буллинга уделяется большое внимание. По оценкам ООН, в глобальных масштабах ежегодно каждый второй ребенок в возрасте 2–17 лет сталкивается с насилием в той или иной форме.
Во всем мире около 300 миллионов детей в возрасте 2–4 лет регулярно подвергаются жестоким дисциплинарным мерам со стороны взрослых, треть учащихся в возрасте 11–15 лет переносят издевательства со стороны своих сверстников, каждый третий
ребенок испытывает эмоциональное насилие (Доклад ООН о положении дел в мире в области профилактики насилия в отношении детей 2020 г.).
Российским школьникам задавался вопрос о том, как часто они сталкиваются в реальной жизни с подобным поведением со стороны других людей, в том числе своих ровесников. Оказывается, что каждый 10-й российский ребенок подвергается буллингу чаще одного раза в месяц, при этом 6% детей подвергается обидам и
унижениям либо каждый день, либо 1-2 раза в неделю, а 4% - 1-2 раза в месяц. В группу повышенного риска по частоте буллинга попадают дети 11 - 12 лет.
Обращает на себя внимание тот факт, что в России субъектов буллинга (обидчиков) в два раза больше, чем в среднем по европейским странам. Российские школьники чаще, чем европейские сообщают, что проявляли агрессию лицом к лицу
(соответственно 21% в России и 10% в Европе). И те, и другие гораздо реже признают, что вели себя агрессивно в интернете (8% в России и 3% в Европе).
Травля/Буллинг (от англ. Bulling) – это особый вид насилия, проявляющийся в виде агрессивного преследования одного из членов коллектива со стороны остальных членов коллектива (или его части), отличающийся систематичностью и регулярностью. Может проявляться в физическом насилии, угрозах, вербальной
агрессии, унижении.
Выделяют следующие специфические характеристики буллинга:
1) буллинг асимметричен – с одной стороны находится обидчик, обладающий властью в виде физической и/или психологической силы, с другой – пострадавший, такой силой не обладающий и остро нуждающийся в поддержке и помощи третьих лиц;
2) буллинг осуществляется преднамеренно, направлен на нанесение
физических и душевных страданий человеку, который выбран целью;
3) буллинг подрывает у пострадавшего уверенность в себе, разрушает здоровье, самоуважение и человеческое достоинство;
4) буллинг – это групповой процесс, затрагивающий не только обидчика и пострадавшего, но и свидетелей насилия, весь класс (группу), где он происходит;
5) буллинг никогда не прекращается сам по себе: всегда требуется защита и помощь всем сторонам конфликта: пострадавшим, инициаторам буллинга (обидчикам) и свидетелям.
При буллинге всегда есть жертва, которая не может себя защитить, и травля носит систематический характер. Буллинг не происходит, когда два ученика с одинаковыми физическими возможностями спорят или борются, когда «подзадоривание» происходит в дружественной и игровой формах.
Буллинг всегда преследует цель затравить жертву, вызвать у нее страх, деморализовать, унизить, подчинить. В образовательных учреждениях буллинг встречается среди сверстников и часто происходит в отношении младших учеников со стороны более старших.
ВИДЫ БУЛЛИНГА
Буллинг может быть прямым и косвенным (скрытым). Прямая травля происходит, в основном, в младшей школе, а косвенная
наиболее распространена в средней и старшей школе.
Прямой буллинг проявляется в виде:
- физической агрессии (удары, пинки, побои, нанесение иных телесных повреждений, щипание, запугивания, обзывательства, жестокие шутки, притеснения через социальный статус, религию, расу, прикосновения сексуального характера);
- вербального (словестного) буллинга (издевательства или запугивания с помощью жестоких слов: постоянные оскорбления, угрозы и неуважительные комментарии о внешнем виде, религии, этнической принадлежности, инвалидности и т.д.);
- социального буллинга/ изоляции (жертва умышленно изолируется,
выгоняется или игнорируется частью учеников или всем классом, детским коллективом).
Формами прямого буллинга также являются обидные жесты или действия (например, плевки в жертву либо в её направлении), вымогательство (денег, еды, иных вещей, принуждение что-либо украсть), повреждение и иные действия с имуществом (воровство, грабёж, прятанье личных вещей жертвы).
Гораздо сложнее выявить проявление косвенного буллинга, который включает в себя такое поведение, как намеренное распространение слухов и негативной информации о жертве. Если прямое насилие можно объективно наблюдать, то косвенная агрессия распознается на этапе, когда жертва испытывает на себе серьезные психологические последствия травли или обращается за помощью к третьему лицу. Скрытый буллинг в виде бойкота, исключения из отношений более характерен для девочек.
С распространением интернет-технологий и массовой мобильной связи увеличилась виртуальная активность детей в социальных сетях. Так появился новый вид буллинга с использованием современных технологий общения – кибербуллинг – совокупность агрессивных действий в адрес конкретного человека через унижение с помощью мобильных телефонов, сети Интернет и иных электронных устройств.
Примерами кибербуллинга могут служить отправка жертве оскорбительных сообщений; передразнивания жертвы в режиме онлайн; размещение в публичном доступе личной информации, направленной на причинение вреда или унижения другого ребенка; ведение блогов или форумов в социальных сетях, целью которых является оскорбление и унижение жертвы, причинение ей психологических переживаний и страданий.
В последнее время именно этот вид буллинга становится доминирующей формой агрессии. В кибербуллинге, в основном, участвуют старшие подростки и молодые люди, в равной степени мальчики и девочки.
Кибербуллинг – скрытый для окружающих процесс, но дети, которые подверглись травле в виртуальном пространстве, получают не менее серьезную психологическую травму различной степени тяжести.
Выделяют несколько признаков, которые отличают кибербуллинг от обычной травли.
Постоянство. Обычный буллинг, как правило, заканчивается после уроков — дома ребенок в безопасности. Прогул, каникулы или смена школы могут радикально решить проблему с буллингом. С кибербуллингом так не получится: травить ребенка в интернете могут в любое время суток.
Анонимность. Физическая травля носит открытый характер: жертва в лицо знает обидчика, который ее унижает, бьет, портит вещи. Кибербуллинг позволяет хулиганам избегать личной встречи и оставаться анонимными — это дарит ощущение безнаказанности.
Общедоступность. Информацией в интернете можно легко и быстро делиться: большое количество людей — в школе, по соседству, в городе, мире — могут участвовать в виктимизации или по крайней мере узнать об инциденте благодаря нескольким прикосновениям к сенсорному экрану. Из-за этого сдержать или прекратить распространение негативного, вредного, ложного или оскорбительного контента трудно.
Возможность легко причинить эмоциональную боль. 81% подростков считают киберзапугивание забавным. А еще не придают этому большого значения или думают, что их не поймают. К тому же все происходит на расстоянии — благодаря этому агрессор не видит реакции жертвы и не осознает, какой вред наносит. А еще испытывает меньше угрызений совести.
Виды и примеры кибербуллинга
С точки зрения закона за некоторые виды кибербуллинга можно привлечь к ответственности.
Троллинг, от английского trolling, — порочащие, унижающие, оскорбляющие комментарии в сети. Чтобы развлечься или слить накопившийся негатив, агрессор пытается спровоцировать жертву на дебаты и ответную эмоциональную реакцию — обиду, переживания, злость, гнев, слезы. Тролли могут действовать в открытую или анонимно — например, писать с фейкового аккаунта или даже нескольких, чтобы создать иллюзию массовости.
Хейтинг, от английского hate, «ненависть», — это публичное выражение негативного отношения к человеку. Часто жертвами становятся люди, которые активны в сети, например ведут личный блог. Хейтеры могут оставлять под постами негативные, высмеивающие комментарии о внешности, действиях, позиции жертвы.
Флейминг, от английского to flame, «вспыхнуть», — перепалка, которая обычно заканчивается оскорблениями и унижениями (сайт недоступен из РФ). Часто цель — вовлечь как можно больше случайных свидетелей, обидеть жертву, вызвать у нее чувство стыда, унижения.
В зависимости от деталей за троллинг, хейтинг, флейминг могут привлечь по статье 5.61 КоАП РФ — оскорбления. А если начнется травля по национальному признаку — по статье 20.3.1 КоАП РФ: возбуждение ненависти либо вражды, унижение человеческого достоинства.
Киберсталкинг, от английского cyberstalking, «слежка в сети», —преследования или домогательства, которые предполагают вторжение в личное пространство человека и нарушают его право на неприкосновенность частной жизни. Это заставляет жертву бояться и переживать о своей безопасности.
Иногда сталкер запугивает физической расправой или пытается вызвать чувство вины и манипулировать: например, угрожает самоубийством и утверждает, что в этом будет виновата жертва. За киберсталкинг могут привлечь по статье 137 УК РФ — нарушение неприкосновенности частной жизни.
Диссинг, от английского to dis, «оскорблять», — это распространение в сети ложной и порочащей честь и достоинство информации, которая может причинить человеку вред. Например, поссорить с другом, испортить репутацию в школе или на работе.
С точки зрения закона диссинг можно отнести к статье 128.1 УК РФ — клевета. Пример диссинга: в школьных чатах разлетелась информация, что в среду Вася из седьмого «а» отпрашивался с каждого урока, потому что бегал курить за школу. Одноклассники начали обсуждать это за его спиной, учителя — неодобрительно смотреть. А Вася просто съел что-то не то и весь день мучился с животом.
Секстинг, от английского sex и text, — переписка сексуального характера. При определенных обстоятельствах секстинг может перерасти в кибербуллинг. Например, если:
сообщение перехватили по ошибке — его случайно отправили не тому человеку или кто-то другой воспользовался телефоном получателя;
человек, которому вы доверяете, начал пересылать сообщения кому-то еще, чтобы причинить эмоциональный вред.
Часто интимные фото становятся объектом шантажа: буллер обещает не рассылать снимки, если жертва заплатит. Это статья 163 УК РФ — вымогательство. Сбор интимных фотографий подростков и их распространение — тоже преступление. В частности — статья 242.1 УК РФ, оборот материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних.
Чем опасен кибербуллинг
Бытует мнение, что травля в сети относительно безопасна. Логика такая: физическая агрессия может навредить здоровью, а обидные сообщения в интернете реальной угрозы не представляют. Значит, можно травить. Это не так.
Последствия кибербуллинга аналогичны результатам физической травли и могут негативно влиять на:
эмоциональный настрой — человека охватывает бессилие, он ощущает обиду, гнев, страх. Часто закрывается в себе и изолируется от окружающих;
психологическое состояние и поведение — жертва начинает беспокоиться, бесконечно прокручивать в голове тревожные мысли, бояться чего-либо. Это может снизить самооценку, привести к трудностям в учебе, агрессии, депрессии, мыслям о селфхарме и самоубийстве;
физическое самочувствие — возникают нарушения сна, боли в животе, головные боли, учащенное сердцебиение, головокружение, ночное недержание, хронические боли и соматизация .
Кто может стать жертвой? Практически любой ребенок может стать жертвой буллинга. Например, ребёнок, который по каким-то причинам поменял школу/класс, или ребенок, отличающийся по любым признакам от других детей (внешность, хорошая успеваемость, социально-экономическое положение и т.д.).
Однако чаще всего насмешкам и издевательствам со стороны сверстников подвержены дети со слабой социализацией, низким эмоциональным интеллектом или находящиеся в конфликте с окружающим (внешним) миром. Такие дети не знают, как подавать себя в обществе и какой реакции от них ждут люди, а иногда они даже не осознают, что над ними
смеются, так как не всегда способны отличить обычную шутку от злой.
Как защититься от кибербуллинга?
Согласно источнику, для защиты от кибербуллинга можно использовать следующие способы:
Жалоба администрации сайта. Если факт травли подтвердится, то агрессор получит предупреждение либо блокировку аккаунта.
Жалоба третьим лицам. Можно пожаловаться тем, кто способен повлиять на обидчика и санкционировать его поведение.
Ограничение контактов. Необходимо удалить чаты, где происходит травля, изменить имя аккаунта и ребёнка, зарегистрировать новую учётную запись.
Минимум личной информации. Научите ребёнка скрывать данные о местонахождении, модерировать фото на предмет личных данных, не сообщать малознакомым лицам номер телефона и т. д. не разглашать личную информацию в сети. Родителям нужно помочь ребенку определить, что уместно для публикации, а что нет; не размещать и не отправлять то, что вы не хотели бы обнародовать; не сообщать логины и пароли никому, кроме родителей; не открывать электронные письма от незнакомцев или потенциальных буллеров; не отвечать на оскорбительные или угрожающие сообщения;
Эмоциональная поддержка взрослых. Не критикуйте подростка, а постарайтесь наладить доверительный контакт с ним. Часто дети не интерпретируют грубое и оскорбительное поведение в соцсетях, чатах, на форумах как травлю, так как не знают ее признаков. Поэтому важно поговорить об этом, чтобы ребенок смог вовремя распознать кибербуллинг.
Можно вместе изучить несколько постов из любимых блогов ребенка и полистать школьные чаты, чтобы попытаться найти примеры неприемлемых публикаций и высказываний. Это научит вовремя замечать тревожные звонки, которые могут перерасти в буллинг.
Что грозит за кибербуллинг?
Уголовная ответственность за «кибербуллинг» предусмотрена, в частности, ст.110.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ) за склонение к совершению самоубийства или содействие совершению самоубийства. А самое суровое наказание в соответствии со ст. 110 УК РФ установлено за доведение лица до самоубийства или до покушения на самоубийство путем угроз, жестокого обращения или систематического унижения человеческого достоинства потерпевшего.
Но кибербуллера младше 16 лет привлечь к административной или уголовной ответственности не получится . Максимум, что ему грозит, — нравоучения родителей, дисциплинарные меры воздействия в школе или постановка на учет в подразделении полиции по делам несовершеннолетних. Исключение: если есть признаки вымогательства, преследовать уголовно могут с 14 лет . Санкция — лишение свободы максимум на четыре года и штраф до 80 000 ₽.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лекторий для родителей на тему «Подростковый возраст: что должны знать родители»
Лекторий для родителей о трудностях подрасткового возраста и способах грамотного пребывания родителей в переходном возрасте их детей....
Сохранение здоровья ребенка- важнейшая задача родителей.- Лекторий для родителей
Лекция для родительского собрания о здоровьесберегающих мероприятиях, профилактике детского травматизма. инфекцирнных заболеваний....
Правовой лекторий для родителей "Права и обязанности родителей"
Каждый родитель должен знать свои права и обязанности. Если вдруг кто-то оних забывает, то необходимо напомнить....
Памятка для родителей "Кибербуллинг: что делать родителям?"
Кибербуллинг - это травля человека через сеть интернет...
Памятка для родителей "Кибербуллинг"
Государственное образовательное учреждение Тульской области«Тульский областной центр образования» КИБЕРБУЛЛИНГ(информация для родителей) В интернете содер...
Лекторий для родителей Участие родителей в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у детей
Лекторий для родителейУчастие родителей в коррекционном процессепо преодолению речевого дефекта у детей...
Консультация для родителей «Кибербуллинг-опасно и всерьез»
Кибербуллинг – это вид травли с использованием современных технологий...