Итоговый индивидуальный проект на тему "Выявление профессионально важных качеств сотрудников в организации" (на примере МБОУ ЗСОШ №4)
проект по психологии (9 класс)
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………..…………………………………..……..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ ПРОФЕССИИ ПЕДАГОГА
1.1. Профессиональная структура личности педагога……………………..……5
1.2. Профессионально значимые качества личности педагога…………..……..6
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ ПЕДАГОГА НА ПРИМЕРЕ МБОУ ЗСОШ №4
2.1. Характеристика базы и методов исследования………………………....…11
2.2. Результаты исследования……………………………….………………..…12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..…...21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………..………………...….22
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 63.34 КБ |
produkt.docx | 13.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Заинская средняя общеобразовательная школа №4»
Индивидуальный итоговый проект на тему:
«Выявление профессионально важных качеств сотрудников в организации (на примере МБОУ ЗСОШ №4)»
Выполнила:
….
Руководитель:
….
г. Заинск, 2024 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………..…………………………………..……..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ ПРОФЕССИИ ПЕДАГОГА
1.1. Профессиональная структура личности педагога……………………..……5
1.2. Профессионально значимые качества личности педагога…………..……..6
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ ПЕДАГОГА НА ПРИМЕРЕ МБОУ ЗСОШ №4
2.1. Характеристика базы и методов исследования………………………....…11
2.2. Результаты исследования……………………………….………………..…12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..…...21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………..………………...….22
ВВЕДЕНИЕ
Данная работа посвящена определению профессионально – личностных качеств современного педагога. Проблема исследования на выбранную тему заключается в том, что ценность образования в современном обществе неуклонно растет, и от уровня компетентности педагога зависит его карьерный рост, положение в социуме, благосостояние его семьи. К вершинам успеха личность ведут люди, профессиональная деятельность которых названа педагогической. В связи с этим растет потребность в людях, которые избрали педагогическую деятельность смыслом своей жизни. Следует отметить, что педагог является неотъемлемой составляющей педагогической деятельности, и представления о его профессионально – личностных качествах с течением времени постоянно меняются.
Актуальность данной работы заключается в том, что современная гуманитарная парадигма большое внимание уделяет личностному потенциалу педагога, структуре его личности, профессионально-личностным качествам.
Объектом исследования являются представления о профессионально-личностных качествах педагога.
Предметом данного исследования выступил сравнительный анализ представлений о профессионально-личностных качествах педагога в представлении других педагогов, учащихся и их родителей.
Гипотеза: образ современного педагога складывается из представлений о нем всех участников учебно-воспитательного процесса: учителей, учеников и их родителей.
Цель работы: определить основные профессионально-личностные качества современного педагога в представлениях других педагогов, учащихся и их родителей.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
Теоретические:
1. Подобрать и проанализировать литературу по теме исследования.
2. Определить состояние проблемы
3. Провести сравнительный анализ представлений о профессионально-личностных качествах педагога в представлении учителей, учащихся и их родителей.
Исследовательские:
1. Подобрать диагностику исследования представлений о профессионально-личностных качествах педагога .
2. Провести диагностику изучения представлений о профессионально-личностных качествах педагога.
3. Сделать качественный анализ представлений педагогов, родителей и учащихся о профессионально-личностных качествах современного педагога.
Для осуществления поставленных задач использовались следующие методы:
Теоретические: анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Практические: анкетирование, количественный и качественный анализ продуктов деятельности (сочинения).
Практическая значимость данной работы заключается в том, что с течением времени изменяются государство и общество, а значит, меняются требования, предъявляемые государством и обществом к педагогу. Остается вопрос, какие качества педагога должны быть константными, то есть не зависящими от времени, а какие «подвижными», то есть необходимыми педагогу в связи с требованиями «нового» времени.
Подводя итог выше сказанного, можно сказать, что педагог должен обладать широкими познаниями в различных сферах деятельности: культуре, науке, в области педагогики и методологии обучения, но главное – педагог должен сам обладать теми качествами, которые он хочет воспитать у учащихся.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ ПРОФЕССИИ ПЕДАГОГА
1.1. Профессиональная структура личности педагога
А.К. Маркова выделяет в структуре личности педагога мотивацию личности (педагогическую направленность), свойства личности (педагогические способности, характер, его черты, психич. процессы и состояния личности) и интегральные характеристики личности (педагогическое самосознание, креативность). Педагогическая направленность включает целостные ориентации, мотивы, цели, смыслы, идеалы.
Реализация профессиональных функций приводит к образованию трех основных подструктур личности библиографа: профессиональной направленности, профессиональной компетентности, профессионально-важных качеств личности.
Профессиональная направленность – это интегральное качество личности, определяющее отношение к профессии, потребность в профессиональной деятельности и готовность к ней. К качествам, характеризующим направленность личности библиографа, следует отнести: профессиональную позицию, профессионально-ценностные ориентации, мотивы, призвание к библиотечной деятельности, а также общественную активность, социальный оптимизм и др.
Профессиональная компетентность – это уровень осведомленности, авторитетности библиографа, позволяющий ему продуктивно решать производственно-практические задачи, возникающие в процессе работы. В структуру профессиональной компетентности входят: общественно-политическая осведомленность, психолого-педагогическая эрудиция, библиотечно-библиографическая подготовка, в некоторой степени, педагогическая техника, умения и навыки по профессии в целом и др.
Профессионально-важные качества – это система устойчивых личных качеств, создающих возможность успешного выполнения профессиональной деятельности. Формирование социально-значимых качеств происходит вследствие принятия личностью целей, ценностей и норм поведения библиотечной интеллигенции.
1.2. Профессионально значимые качества личности педагога
Большое значение в овладении и эффективном выполнении педагогической деятельностью имеют личностные качества педагога. Под качествами личности понимают такую совокупность всех социально и биологически обусловленных компонентов личности, которая предопределяет его устойчивое поведение в социальной и природной среде.
А. И. Щербаков в психологической структуре личности педагога выделяет следующие группы качеств: общегражданские, нравственно-психологические, социально-перцептивные, индивидуально-психологические особенности. По мнению Е. Г. Огольцовой, Е. В. Согояковой и Д. А. Кобзевой профессионально значимые качества личности педагога включают в себя трудолюбие, ответственность, организаторские способности, умение планировать ход урока, авторитет.
В. А. Сластениным были выделены шесть групп профессионально важных качеств:
Во-первых, это свойства личности, лежащих в основе общей и профессионально-педагогической направленности. К данным свойствам можно отнести ответственность, любовь к детям, потребность в передаче знаний, благородство, доброта и принципиальность, правдивость и добросовестность, трудолюбие и аккуратность, стремление к творческой деятельности и самостоятельность, скромность, физическое совершенство и обаяние. Далее, авторы выделяют особенности интеллектуальной сферы личности, включающие в себя любознательность, находчивость, сообразительность, эрудированность и умение выделять главное, развитое логическое мышление и речь.
Важную роль играют также эмоционально-волевые свойства педагога, включающие в себя выдержку, самообладание, настойчивость, организованность, жизнерадостность, решительность, требовательность к себе, к учащимся, целеустремленность.
Немаловажными являются также социально-психологические особенности, такие как общительность, обязательность, вежливость, организаторские способности, тактичность, справедливость и доброжелательность. Помимо этого, В. А. Сластенин отмечает важность развития сенсорно-перцептивных свойств личности, а именно способность к распределению внимания и наблюдательность, развитие образной и вербальной памяти, педагогическое воображение, способность к идентификации, эмпатии, развитые эстетические способности, креативность и чувство юмора.
Наконец, к важным личностным качествам педагога относят особенности самосознания личности, включающие в себя самокритичность, уверенность в себе, чувство собственного достоинства.
В основном межличностные качества были сформулированы С. А. Смирновым, выделившим тактичность, чувство эмпатии, терпеливость и терпимость в отношениях с детьми и взрослыми, готовность принимать и поддерживать их, при необходимости как наиболее значимые качества личности педагога. По мнению же А.К.Марковой, к профессионально значимым качествам личности педагога относится педагогическая направленность, педагогическое целеполагание, педагогическое мышление, педагогическая рефлексия, педагогический такт толерантность, эмпатия.
В своих научных трудах И. П. Подласый также формулирует требования к личности педагога. По его мнению, через требования к собственной личности, включающие в себя трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность, способность к целеполаганию и достижению цели, организованность, настойчивость, систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня, стремление постоянно повышать качество своего труда, педагог реализуется в качестве специалиста, выполняющего свои обязанности в системе производственных отношений.
Апеллируя к модернизации учебного процесса, возрастанию роли капиталистических отношений, И. П. Подласый говорит о возрастании необходимости субъект-субъектного общения в стенах учебных заведений, что возможно лишь при наличии у педагога таких качеств как человечность, доброта, терпеливость, порядочность, честность, ответственность, справедливость, обязательность, объективность, щедрость, уважение к людям, высокая нравственность, оптимизм, эмоциональная уравновешенность, стремление к общению, заинтересованность в жизни воспитанников, доброжелательность, самокритичность, дружелюбие, сдержанность, достоинство, патриотизм, религиозность, принципиальность, отзывчивость, эмоциональная культура и многие другие.
Субъект-субъектные взаимоотношения невозможны без гуманистической позиции учителя, при которой каждый его воспитанник становится для него высшей ценностью. Наблюдая проявления гуманизма педагога, учащиеся постепенно приобретут опыт гуманного отношения к людям.
Необходимость личностной активности, развитой воли, наличия таких личностных качеств как изобретательность, сообразительность, настойчивость, способность к самостоятельному принятию решений обусловлена особенностью деятельности педагога, необходимостью организации такого сложного коллектива, как детский класс
Профессионально необходимыми качествами учителя является также выдержка и самообладание, проявляющиеся в сохранении ведущего положения в учебно-воспитательном процессе при непредвиденных обстоятельствах. Необходимо проявлять самоконтроль действий и поведения, в особенности во взаимоотношениях с детьми подросткового возраста, в случае их провокационного поведения.
Наличие душевной чуткости позволяет педагогу чувствовать состояние учащихся, их настроение, оказывать своевременную психоэмоциональную поддержку.
Значимость справедливости в структуре профессионально значимых личностных качеств педагога обуславливается необходимостью производить систематическую оценочную деятельность деятельности и ее результатов учащихся. Необходимость наличия требовательности, как важного качества педагога, обуславливается необходимостью, в первую очередь, проявлять требовательность по отношению к самому себе. В работе с учащимися же необходимо следить за разумностью и соответствием требований возможностям учащихся.
Важным является также чувство юмора педагога, позволяющее нейтрализовать сильное напряжение, присутствующее в педагогическом процессе, создать в классе положительный эмоциональный фон, позволяет научить учащихся в трудных ситуациях смотреть на себя и на саму ситуацию с комической стороны. Большое значение автор отводит педагогическому такту, как умению строить отношения с воспитанниками, соблюдая чувство меры, уважая личность воспитанника и проявляя в ходе общения концентрированное выражение ума, чувства и общей культуры.
А. В. Хуторской соглашается с необходимостью развития педагогом способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки, осознания своей роли и предназначения. Аппелируя к сложным психоэмоциональным условиям профессиональной деятельности педагога, В. А. Крутецкий считает, что профессионально значимые качества личности педагога должны непременно включать в себя саморегуляцию эмоциональной сферы и поведения, выдержку и самообладание, саморегуляцию психических процессов.
В исследовании Л.М. Митиной были выделены более пятидесяти личностных свойств учителя (как профессионально-значимых качеств, так и собственно личностных характеристик), составляющих психологический портрет идеального учителя. Стержнем, сердцевиной этого портрета являются собственно личностные качества: направленность, уровень притязаний, самооценка, образ «Я».
К профессионально значимые качества личности педагога И. А. Зимняя относит общую направленность его личности, социальную зрелость гражданскую ответственность, профессиональные идеалы, гуманизм, самоотверженное отношение к избранной профессии. Ученый выделяет также группы качеств, такие как организаторские (организованность, деловитость, инициативность, требовательность); коммуникативные (справедливость, внимательность, приветливость, открытость, доброжелательность, скромность, тактичность), перцептивно-гностические (наблюдательность, креативность, интеллектуальная активность, исследовательский стиль, гибкость, оригинальность и критичность мышления, способность к нестандартным решениям, чувство нового, интуиция, объективность, потребность в постоянном обновлении и обогащении знаний), экспрессивные (оптимизм, эмоциональная восприимчивость и отзывчивость, самообладание, толерантность, выдержка, чувство юмора).
Подводя итог, можно согласиться с мнением И. П. Подласого, согласно которому личность современного педагога во многом определяется его эрудицией, высоким уровнем культуры, так как он являет собой наглядный образец учащимся, и в соответствии с этим, образец должен быть своеобразным эталоном того, как принято и как следует себя вести.
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ ПЕДАГОГА
НА ПРИМЕРЕ МБОУ ЗСОШ №4
2.1. Характеристика базы и методов исследования.
Анализ, проведенный в теоретической части работы показал, что образ современного педагога представлен как образ человека энергичного, жизнелюбивого, харизматичного, педагога-профессионала, любящего свою работу и умеющего общаться с детьми так, чтобы стать для них другом и наставником, а не скрытым врагом или человеком безразличным. В идеальном сознании образ педагога – это образ универсального человека. Для проверки этого предположения и будет проведено эмпирическое исследование.
Цель эмпирического исследования: сравнить образ педагога в представлении учителей, учащихся и их родителей.
Гипотеза: образ современного педагога складывается из представлений о нем всех участников учебно-воспитательного процесса: учителей, учеников и их родителей.
Предметом данного исследования выступил сравнительный анализ образа педагога в представлении учителей, учащихся и их родителей.
Объектом исследования являются представления о профессионально-личностных качествах педагога.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Подобрать методику исследования образа педагога.
2. Провести диагностику образа педагога с учащимися, родителями и учителями.
3. Обработать полученные данные.
4. Провести сравнительный анализ образа педагога в представлении учителей, учащихся и их родителей.
5. Сделать выводы и проверить выдвинутую гипотезу.
Для осуществления поставленных задач использовались следующие методы: анкетирование, анализ продуктов деятельности учащихся (мини-сочинение), количественный и качественный анализ.
Исследование проводилось на базе МБОУ ЗСОШ №4, участие принимали учащиеся, педагоги и родители. Учащимся было предложено написать мини-сочинение на тему, «Каким должен быть настоящий педагог» или «Мой любимый педагог». Всего в опросе участвовало 10 учащихся. Анкеты были предложены 10 родителям учащихся, участвовавших в исследовании и 10 педагогам (в опросе принимали участие учителя русского языка и литературы, физики, химии, физкультуры, английского языка, истории, географии и трудового воспитания). Для получения данных от педагогов и родителей использовалась анкета «Модифицированная методика ценностных ориентаций Рокича» (Приложение 1).
2.2. Результаты исследования
При написании мини-сочинений, мы попросили учащихся учитывать следующие показатели: пол учителя, его возраст, профессиональные данные (знание преподаваемого предмета, объективность выставления оценки, умение преподносить новый материал и другие), личностные качества (аккуратность, пунктуальность, ответственность). Проанализировав мини-сочинения учащихся, мы определили, что:
1. 13% учащихся хотели бы, что педагогом был мужчина, 53% хотели бы видеть педагогом женщину, а остальные полу педагога не придают значения (Рисунок 1).
Рис. 1.
2. Возраст учителя: 60% учащихся считают, что педагогом должен быть специалист до 30 лет, 20% - от 30 до 40 лет и 20% считают, что педагогом должен быть специалист после 40 лет (Рисунок 2).
Рис. 2.
3. Профессиональные качества учителя: 100% учащихся отметили, что педагог должен безукоризненно знать преподаваемый предмет.
4. Все учащиеся без исключения хотят видеть педагога современно и стильно одетым, так как, по их мнению, это свидетельствует о том, что педагог мыслит прогрессивно и способен понять их проблемы и подсказать способы их разрешения.
5. 100% учащихся отмечает, что педагог должен совершенствоваться как личность.
6. 60% учащихся считают, что учитель должен быть строг по отношению к учащимся, в то время как 40% думают, что строгость на уроке ни к чему.
7. 67% считает, что педагог должен обладать хорошим чувством юмора, так как это располагает к нему учащихся, 33% считает, что чувство юмора не имеет никакого значения.
8. 87% опрошенных учеников хотят, чтобы педагог становился им другом, и только 13% хотят сохранять дистанцию между учителем и учеником.
Вывод: Проведя анализ мини-сочинений учащихся, мы определили, что, по их мнению, современный идеальный педагог – это женщина 30 – 35 лет, в хорошей физической форме, обладающая высоким уровнем умственного развития, стильно одетая, коммуникабельная, пунктуальная, дружелюбная, знающая о событиях, происходящих в мире, о технических новинках. Ребята отмечают, что только уверенный в себе, раскованный педагог, способный говорить практически на любые темы с учащимися притягивает их и заставляет прислушиваться к нему. Что примечательно, что большинство детей хотят видеть перед собой строгого педагога.
Проанализировав результаты анкетирования родителей учащихся, мы определили, что:
1. 100% родителей считает, что педагог должен обладать глубокими профессиональными знаниями, постоянно повышать уровень своей квалификации и пропагандировать здоровый образ жизни, быть коммуникабельным, пунктуальным и аккуратным, уверенным в себе, честным, терпимым и дисциплинированным.
2. 93% считает, что учитель должен быть строгим по отношению к учащимся
3. 87 % считает, что педагог должен быть интересен учащимся, а 13 % отметило, что это условие не является обязательным.
4. 81 % опрошенных родителей считает, что педагог должен быть творческой личностью, 19 % считает, что это не является обязательным условием.
5. 14 родителей (93%) уверены, что учитель должен быть внимателен к учащимся и только одним родителям (7%) все равно, будет учитель внимательным к детям или нет.
6. По мнению 33% родителей учитель должен обладать адекватным чувством юмора, 7% полагает, что учителю не должно быть присуще чувство юмора, а 60% родителей все равно, есть ли у педагога чувство юмора, или нет.
7. 53% родителей считает, что педагог должен находить общий язык со всеми учащимися, 34% считает, что педагог не должен искать общий язык с каждым учащимся и 13% считает, что учителю не обязательно находить общий язык со всеми 8учащимися.
8. А в отношении прогрессивности и информированности педагога, мнения разделились. 67 % «за» прогрессивность и информированность учителя, а 33 % все равно, будет ли педагог прогрессивным и информированным.
9. 100 % родителей за то, чтобы сотрудничать с учителями.
10. 74% отметило, что педагогу не обязательно завязывать дружеские отношения с учащимися, 13% считает, что педагогу следует быть учащимся другом и 13% уверены, что педагогу не надо быть учащимся другом.
11. 33% думает, что учителю не обязательно быть активным человеком, а 67 % считает, что учителю следует быть активным человеком.
12. 47 % родителей полагает, что педагог должен участвовать в отношениях между учащимися, 53 % думает, что педагог не должен этого делать.
13. 67% родителей за то, чтобы учитель был современно и стильно одетым, в то время как 33% считает, что это личное дело учителя – ему не обязательно следить за модой и одеваться стильно.
14. 67% отметило, что учителю не обязательно обладать твердой волей и быть независимым человеком, 33% же считает это обязательным условием профессиональной деятельности учителя.
15. 60% полагает, что учитель должен быть мудрым человеком, 40 % считает, что это не имеет никакого значения.
16. 33% родителей считает, что педагогом должна быть женщина, 13% полагает, что педагогом должен быть мужчина и 54% уверено, что это не имеет значения.
17. 13% считает, что педагогу должно быть до 30 лет, 40% считает, что педагогу должно быть от 30 до 40 лет и 47 % родителей уверены, что педагогу должно быть от 40 до 60 лет.
Вывод: проанализировав данные, полученные путем анкетирования родителей учащихся, мы определили идеальный образ современного педагога с точки зрения родителей – это квалифицированный специалист, которому около 45 лет, это творческая личность, не только обладающая глубокими знаниями своего предмета, но и информационная данными других областей науки, которые каждый день пополняются; человек аккуратный, пунктуальный, активный, дисциплинированный, коммуникабельный, пропагандирующий здоровый образ жизни, стремящийся к саморазвитию и самосовершенствованию. Педагог должен сотрудничать с родителями, из чего можно сделать вывод, что, в свою очередь, они тоже готовы идти ему на встречу.
Проанализировав результаты анкетирования учителей, мы получили следующие данные:
1. Все учителя согласны с тем, что они должны обладать глубокими профессиональными знаниями. Также все учителя, независимо от того, хотят они или нет, должны повышать свою квалификацию. Многие учителя считают, что это действительно необходимо, так как прогресс не стоит на месте, и, прежде всего, учителя должны идти в ногу со временем и внедрять различные инновационные методики преподавания, так как старые себя уже изжили.
2. 100% учителей утверждает, что строгость на уроке необходима, чтобы дисциплина не выходила из-под контроля. Также все учителя согласны с тем, что педагог должен совершенствоваться как личность. Все опрошенные отметили, что педагог должен пропагандировать здоровый образ жизни, ведь обучение – это не единственная цель педагогической деятельности.
3. 87% учителей отмечает, что объяснять объективность оценки необходимо, а 13% не считает это обязательным занятием.
4. 67% учителей полагает, что педагог должен быть интересен ученикам, как личность, 13% учителей считает, что учитель не должен вызывать интерес у учеников и 20 % отметили, что это не имеет значения.
5. Все учителя считают, что педагог должен быть личностью творческой.
6. Также все учителя отметили, что педагог должен быть внимательным к ученикам.
7. Педагог должен обладать адекватным чувством юмора. Таково мнение всех опрошенных учителей.
8. Только 33% педагогов считает, что педагог должен находить общий язык с каждым учащимся, и 67% отметило, что педагогу не обязательно находить общий язык с учащимися.
9. Педагогу, безусловно, необходимо быть коммуникабельным человеком.
10. Все учителя отметили, что педагог должен быть человеком пунктуальным, прогрессивным, информированным, честным и дисциплинированным.
11. Все учителя убеждены, что хороший педагог должен сотрудничать с родителями учащихся.
12. 87% учителей утверждает, что педагогу не обязательно быть другом учащимся, и лишь 13% считает, что учитель должен дружить с учащимися.
13. 87% учителей считает, что педагог не должен вмешиваться в межличностные отношения учащихся, и только 13% думает, что педагог должен участвовать в их отношениях.
14. Только 33% учителей полагает, что педагогу следует стильно одеваться и следить за модой.
15. Мнения учителей по поводу того, должен ли педагог быть жизненно мудрым человеком, разделились. 53% думает, что должен, 47% уверено, что не обязательно.
16. 87% считает, что учителей должна быть женщина и 13 % считает, что учителем должен быть мужчина.
17. 13% опрошенных учителей, отметили, что учителю должно быть до 30 лет, 27% считает – от 30 до 40 лет и 60% полагает – от 40 до 60 лет.
Проведя анализ анкетирования учителей разных предметов, мы сделали следующий вывод: по мнению опрошенных учителей, современный педагог – это женщина примерно 45 лет, квалифицированный специалист, обладающий глубокими знаниями преподаваемого предмета, это прогрессивный человек, интересующийся событиями, происходящими в мире, ведущий здоровый образ жизни и пропагандирующий его. К сожалению, этот человек не следит за модой и не считает нужно одеваться стильно, зато он обладает такими качествами, как терпимость, дисциплинированность, аккуратность и пунктуальность.
Современный педагог должен: иметь профессиональные знания, пропагандировать здоровый образ жизни, быть честным, внимательным, коммуникабельным, обладать организаторскими способностями, быть терпимым. Таким образом, учитывая мнения педагогов, учащихся и их родителей в ходе нашего исследования мы провели сравнительный анализ образа педагога. Стоит обратить внимание, на желаемый возраст учителя. У учителей – это 50 лет, у родителей – 45 лет, у учащихся – до 35 лет. Также стоит отметить отличия в требованиях, предъявляемых к современному педагогу учителями, родителями и учениками. В отличие от учителей, и родители, и учащиеся предъявляют высокие требования к стилю одежды, уверенности в себе терпимости учителя. Только родители отметили такое качество, как ровное отношение ко всем учащимся. Только ученики выделили такие качества, как обладание твердой волей, активность и независимость учителя. Только учителя выделили следующие качества: строгость по отношению к ученикам, чувство юмора на уроке и участие в межличностных отношениях учащихся.
Выводы: таким образом, проведенное нами эмпирическое исследование позволило провести сравнительный анализ образа современного педагога в представлении учителей, учеников и их родителей. Было выявлено, что идеальный образ педагога в представлении учителей, учеников и родителей во многом совпадают, но есть качества, которым учащиеся придают большое значение, а учителя считают их незначительными. Например, для учеников важно, чтобы педагог был активным человеком, следил за своей внешностью и находил общий язык со всеми учащимися, был прогрессивным и информированным, имел хорошее чувство юмора, в то время как педагоги большее внимание уделяют таким качествам, как терпимость, аккуратность и дисциплинированность. Также учащимся не хочется видеть в качестве педагогов людей преклонного возраста, так как, по их мнению, это люди, не способные мыслить прогрессивно, вести интересные уроки, давать необходимую информацию в такой форме, чтобы в объяснение были вовлечены все учащиеся.
Родители же придают значение таким качествам учителя, как квалифицированность педагога, его стремление к саморазвитию, коммуникабельность, умение организовывать не только мероприятия, но и учебную и воспитательную деятельность учащихся. Для них важно, чтобы учитель был справедлив по отношению к детям, строг, но в то же время внимателен и тактичен.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, мы провели теоретическое и эмпирическое исследования. В ходе теоретического исследования мы выяснили, что в идеальном сознании образ педагога – это образ широкообразованного, доброго, чуткого, интеллигентного, красивого, хорошего психолога, то есть это образ универсального человека.
Эмпирическое исследование было проведено на основе проведенного в XX веке исследования советского психолога Э.А. Карандашева на тему, «Каким должен быть образ педагога?». Учитывая мнения педагогов, учащихся и их родителей в ходе нашего исследования мы провели сравнительный анализ образа педагога. При этом многие параметры совпали, и мы можем представить образ педагога XXI века. Современный педагог должен: иметь профессиональные знания, пропагандировать здоровый образ жизни, быть честным, внимательным, коммуникабельным, обладать организаторскими способностями, быть терпимым.
Мы подтвердили нашу гипотезу: образ современного педагога складывается из представлений о нем всех участников учебно-воспитательного процесса: учителей, учеников и их родителей.
Результаты нашего исследования могут быть интересны широкому кругу: педагогам, психологам, социологам, социальным работникам, а также родителям.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ахмеров Р.А. Биографические кризисы личности. М., 1994. Мир профессий.
2. Грецов.А. Г. 100 популярных профессий: психология успешной карьеры для старшеклассников и студентов. Питер, 2009.
3. Дружинин В. Психология. М.2007
4. Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.
5. Климов Е.А. Как выбирать профессию. - М.: Просвещение, 1990.
6. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. - М.: Изд-во МГУ, 1995.
7. Климов Е.А. Психология профессионала. - М.: ИПП; Воронеж: МОДЭК, 1996.
8. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - М.: Академия, 2007.
9. Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. - Обнинск: МГУ, 1993.
10. Климов Е.А."Потемки" и "светильники" в становлении профессионала: пособие для занятых трудовым и профессиональным самовоспитанием. - М.: МПСИ, 2007.
Приложение 1
Модифицированная методика ценностных ориентаций Рокича
Должен ли педагог:
1. Обладать глубокими профессиональными знаниями?
2. Повышать свою квалификацию?
3. Быть строгим по отношению к учащимся?
4. Объяснять объективность оценки?
5. Совершенствоваться как личность?
6. Быть творческой личностью?
7. Быть внимательным к ученикам?
8. Быть интересным ученикам как личность?
9. Обладать адекватным чувством юмора?
10. Учитывать интересы детей при организации внеклассных мероприятий?
11. Быть хорошим организатором?
12. Пропагандировать здоровый образ жизни?
13. Находить общий язык с каждым учащимся?
14. Быть пунктуальным?
15. Быть аккуратным?
16. Быть ответственным?
17. Быть терпимым?
18. Быть коммуникабельным человеком?
19. Быть прогрессивным?
20. Быть информированным?
21. Быть активным?
22. Быть жизненно мудрым человеком?
23. Обладать твердой волей?
24. Быть независимым человеком?
25. Стать другом учащимся?
26. Участвовать в межличностных отношениях учащихся?
27. Чувствовать себя уверенно в обществе учеников?
28. Сотрудничать с родителями?
29. Быть современно и стильно одетым?
30. Каким должен быть пол учителя?
31. Каким должен быть возраст учителя?
Предварительный просмотр:
Сравнительный анализ результатов исследования профессионально важных качеств педагога в МБОУ ЗСОШ №4:
Качество | Учителя | Учащиеся | Родители |
глубокие профессиональные знания; | 100% | 100% | 100% |
регулярное повышение квалификации | 100% | 80% | 100% |
строгость по отношению к ученикам; | 100% | 60% | 93% |
объяснение объективности оценки; | 87% | 100% | 100% |
пропаганда здорового образа жизни; | 100% | 100% | 100% |
совершенствование как личности; | 100% | 100% | 100% |
внимательность к ученикам; | 100% | 100% | 93% |
чувство юмора; | 100% | 67% | 33% |
поиск общего языка со всеми учащимися; | 33% | 100% | 53% |
коммуникабельность; | 100% | 100% | 100% |
пунктуальность; | 100% | 100% | 100% |
прогрессивность; | 100% | 100% | 67% |
информированность; | 100% | 100% | 67% |
сотрудничество с родителями; | 100% | 30% | 100% |
дружба с учащимися; | 13% | 87% | 13% |
участие в межличностных отношениях учащихся; | 13% | 87% | 47% |
умение современно и стильно одеваться; | 33% | 100% | 67% |
дисциплинированность; | 100% | 100% | 100% |
педагог - женщина; | 87% | 53% | 33% |
педагог - мужчина; | 13% | 13% | 13% |
до 30 лет; | 13% | 60% | 13% |
от 30 до 40 лет; | 27% | 20% | 40% |
от 40 до 60 лет. | 60% | 20% | 47% |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Положение об итоговом индивидуальном проекте обучающихся МБОУ Школа № 140 г.о. Самара (5-9 класс) в соответствии с требованиями ФГОС ООО
Положение разработано на основе закона «Об образовании в Российской Федерации» (№273–ФЗ), Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Приме...
Положение об итоговом индивидуальном проекте МБОУ "СОШ №2"
Положение предназначено для ознакомления учащимихся 9 класса по написанию итогового проекта...
Семинар «Оценка уровня достижения метапредметных результатов выпускников общеобразовательных организаций в форме защиты итогового индивидуального проекта»
Цель семинара: определить общие подходы к организации и проведению оценки уровня достижения метапредметных результатов выпускников общеобразовательных организаций в форме защиты итогового индивидуальн...
Семинар «Оценка уровня достижения метапредметных результатов выпускников общеобразовательных организаций в форме защиты итогового индивидуального проекта»
Данная презентация дает возможность визуально сопроводить теоретические и практические наработки по теме «Оценка уровня достижения метапредметных результатов выпускников общеобразовательных...
«Индивидуальный итоговый проект». Методические рекомендации по написанию итогового индивидуального проекта для обучающихся 9 и 11 класса изучающих английский язык
мнтодические рекомендации...
Приказ "Об организации работы над итоговыми индивидуальными проектами обучающихся 10-х классов в 2022-2023 уч.году"
Приказ "Об организации работы над итоговыми индивидуальными проектами обучающихся 10-х классов в 2022-2023 уч.году"...
Итоговый индивидуальный проект по географии (пример для учащихся)
Итоговый индивидуальный проект по географии (пример для учащихся)...