ВЛИЯНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ РОДИТЕЛЯ НА САМОЧУВСТВИЕ И ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА
статья по психологии

Тема воспитания детей никогда не теряет своей актуальности. Каждый родитель хочет воспитать ребёнка «правильно», и в этой гонке применения «правильных методов»,  забывает о себе: о своем эмоциональном состоянии. В статье раскрывается влияние эмоционального выгорания родителя на самочувствие и поведение ребенка, а также приводятся способы восполнения ресурсного состояния родителя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гарипова Алиса Маратовна

педагог-психолог ЧОУ СШ №23 «Менеджер»

Статья по направлению «Детско-родительские отношения»

ВЛИЯНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ РОДИТЕЛЯ НА САМОЧУВСТВИЕ И ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА

В статье раскрывается влияние эмоционального выгорания родителя на самочувствие и поведение ребенка, а также приводятся способы восполнения ресурсного состояния родителя.

Тема воспитания детей никогда не теряет своей актуальности. Каждый родитель хочет воспитать ребёнка «правильно», и в этой гонке применения «правильных методов», забывает о себе: о своем эмоциональном состоянии.

Родители рассказывают, объясняют что-либо ребенку, используя «правильные» слова, тщательно подбирая их. Взрослые понимают, что дети учатся, в первую очередь, глядя на родителей. Но когда дело касается эмоционального развития, большинству родителей начинает казаться, что между их состоянием и эмоциональным состояние ребенка нет параллели. Почему так? Начнем с того, что большинство родителей выросли в семьях, где сами не дополучили эмоциональной поддержки, нежности, ласки, любви. В состоянии, когда надо отдавать детям то, чего у тебя самого не было, родители очень быстро приходят к эмоциональному выгоранию. Эмоциональное выгорание – это потеря связи со своими эмоциями. Это состояние без ресурса, в котором родитель может только взять, а вынужден каждый день продолжать отдавать то, чего у него нет.

Нервный родитель создаёт такую атмосферу в доме, при которой ребёнок чувствует себя уязвимым и виноватым. Он думает, что это он плохой и виновен в усталости родителя. Дети, которые растут в такой среде, во взрослой жизни склонны к депрессии и тревожности, они могут быть агрессивными.

Арт-терапевтические методы коррекции эмоционального выгорания являются одними из наиболее эффективных. Выражение себя через искусство является безболезненным способом выражения чувств. Арт-терапия не имеет ни ограничений, ни противопоказаний, являясь безопасным методом снятия напряжения. Это естественный путь исцеления, когда негативные эмоции преобразуются в позитивные. Арт-терапевтические занятия придают сил, уверенности.

Занятие с элементами тренинга для родителей по восполнению ресурсного состояния

Цель: профилактика эмоционального выгорания, поиск и поддержка внутренних ресурсов.

Задачи:

- снятие эмоционального напряжения с помощью психологических техник, упражнений;

- актуализация, исследование образа своего ресурсного состояния;

- овладение приемами релаксации и концентрации, способствующими повышению эмоционального тонуса, энергетического потенциала.

Оборудование:

- музыкальное сопровождение упражнений;

- фломастеры, карандаши;

- клеёнки;

- прозрачный скотч, листы А4;

Количество участников: 12-14 человек

Время проведения: 1 час 30 минут

Ход занятия:

Ведущий. Здравствуйте уважаемые родители! Сегодня у нас будет прекрасная возможность посвятить время себе, позаботиться о себе любимых, отдохнуть и получить знания о том, как помогать себе справляться с неприятными, негативными эмоциями, восстанавливать свои силы. Ведь обеспечение психологического благополучия ребёнка важнейшее условие его развития, но не менее важно позаботиться и о своём эмоциональном состоянии. Не случайно в самолёте при инструктаже аварийных ситуаций сначала просят одеть маску на себя и только потом на ребёнка. Если родитель испытывает недостаток физических, эмоциональных, душевных сил он вряд ли сможет помочь своему ребёнку.

Упражнение «Приветствие»

Цель:настроить на активное взаимодействие.

Участники приветствуют друг друга, используя только глаза (подмигивания, моргания, выпучивания, улыбка взглядом, драматический взгляд); нос; губы (не касаясь друг друга на расстоянии – активно задействуя мимику); руки и плечи; ноги и спина (можно как касаться друг друга, так и действовать на расстоянии).

Обсуждение:

Как одним словом вы могли бы назвать сейчас свое состояние?

Как, по-вашему, это состояние возникло?

Хотели бы вы, чтобы такое состояние возникало у вас чаще? Что для этого необходимо?

Упражнение-разминка с воздушными шарами.

По сигналу ведущего участникам нужно разбиться сначала на пары и не отпуская руки друг друга удерживать максимально долгое время шар в воздухе, затем аналогичное задание нужно повторить в круге из 3 или 5 человек и в общем круге уже с 2-3 шариками, при этом все участники держатся за руки.

Обсуждение:

- Ваши чувства, мысли, ассоциации в процессе выполнения упражнения?

- С каким количеством человек вам было комфортнее выполнять упражнение? Веселее?

- Как вы думаете можно перенести смысл этого упражнения на тему нашей сегодняшней встречи – профилактика эмоционального выгорания? Какие параллели из этого упражнения можно провести с нашей жизнью?

Вводная часть

Ведущий. Сегодня мы будем пробовать на себе различные инструменты терапии творчеством.

Арт-терапия – это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности.

Арт-терапия не может отменить прошлые травмы или излечить глубокие эмоциональные потрясения, но арт-терапия может помочь мобилизовать и развивать внутренние ресурсы, уменьшить чувство эмоционального дискомфорта и таким образом открыть путь к эмоциональному росту и развитию.

В сказках часто есть такой сюжет: два героя попадают в комнаты с сокровищами, один набирает кучу драгоценностей, хватает всё, что видит, и в итоге ничего не может унести, теряет всё, а второй берёт немногое или что-то одно существенное и именно это помогает герою достичь цели. Получать желаемое, где надо, когда надо и сколько нужно в адекватных, реальных пропорциях.

Секрет психологического, эмоционального благополучия чувствовать свои потребности и уметь приспосабливать их к реальным жизненным условиям, т.е. быть психологически устойчивым.

Стрессоустойчивость – комплексная черта, способность, которая имеет много характеристик. Основу стрессоустойчивости, её фундамент составляет наличие (степень сформированной у человека) :

  1. самопринятия или любви к самому себе.
  2. Оптимизм или общее позитивное отношение к жизни (этому можно противопоставить такую черту как наличие тревожности, постоянных страхов, эмоционального напряжения)
  3. Овладение стратегиями преодоления негативных эмоций (юмор, творчество, коммуникация)
  4. Умение расслабляться.

Для развития стрессоустойчивости очень хорошо подходят техники из телесно-ориентированной терапии и танцедвигательной терапии, а также различные стимулирующие упражнения повышающие энергетический потенциал.

Несмотря на то, что последнее время много говориться о важности развития эмоционального интеллекта, развития эмоциональной сферы, мы по-прежнему мыслим логическими категориями и пытаемся подчинить свои чувства логическим категориям. Мы можем говорить ребёнку или взрослому, «почему ты грустишь, ведь у тебя всё хорошо», отрицая тем самым природу грусти. У чувств своя грамматика.

  1. Чувства нельзя измерить, описать какими-то известными единицами измерения. Возникающее чувство всегда стремиться побудить нас к какому-то действию в этом его посыл, даже негативные чувства тем и полезны, что заставляют нас двигаться вперёд, что-то менять, чувствовать дискомфорт.
  2. Чувства никогда не проходят бесследно, например, если мы подавляем в себе гнев он находит в себе выход в болезнях.
  3. Непроработанные конфликтные ситуации возвращаются к нам в отношениях с другими людьми.
  4. Чувства амбивалентны они требуют «и того и другого». Например, любовь и ненависть, облегчение и горе. По логике мы осуждаем и вытесняем социально неодобряемое чувство, но оно от этого не уходит.
  5. Чувства парадоксальны. Например, чувство вины живых перед умершими, здоровых перед больными и т.д

Упражнение «Я в лучах солнца»

Цель: повышение самооценки, настроения, настрой на позитив.

Родители рисуют два круга с лучиками (в виде солнца) и подписывают один круг как собственный портрет, а другой – как портрет ребенка.

Ведущий: Сейчас я предлагаю вам выполнить два портрета. Первый – это вы и ваши только положительные качества, которые помогают вам по жизни и в воспитании ребёнка, а второй – вашего ребёнка, ведь очень важно родителю видеть сильные стороны своего ребёнка знать о его ресурсах. Дети пока растут не имеют ещё чёткого мнения о себе, их Я-концепция только формируется, они живут интроектами – мнением о них значимого взрослого.

Обсуждение:

Сколько у вас получилось лучей?

Какая схожесть в положительных качествах есть у Вас с вашим ребенком?

Упражнение танцедвигательной терапии «Танцуем сидя»

Цель: снятие напряжения в теле

Ведущий сидит в центре и показывает разные движения для всех частей тела, давая установку: -«смотрим по сторонам» (упражнение для головы); - «удивляемся» (упражнения для плеч); - «ловим комара» (хлопок под коленом); - притаптываем землю» (притопы); - «танцуют глазки» (стреляют глазки), подмигивают, танцуют губки, танцуют щёчки, шлём «воздушный поцелуй».

Арт-терапевтическое упражнение «Изображение дыхания»

Ведущий. Стресс, эмоциональное напряжение, сильные отрицательные эмоции негативно влияют на процесс дыхания, это может приводить к временным или функциональным его нарушениям (учащённое, прерывистое, неравномерное, поверхностное и т.д.) Такие нарушения дыхания могут способствовать усилению эмоциональных проявлений т стресса в виде повышенной тревожности и страха. Обращая внимание на дыхание и делая его более глубоким и равномерным, можно повысить его качество, тем самым научиться снимать эмоциональные проявления травматического стресса. Это помогает нейтрализовать неприятные мысли и воспоминания. Использование простых изобразительных приёмов в сочетании с равномерным и глубоким дыханием позволяет ещё больше повысить контроль над физическим и эмоциональным состоянием.

Оборудование:

Листы для рисования А3 и А4, (по 4-5 на каждого вида на одного человека) масляная пастель чёрного цвета.

Подготовка:

Необходимо удобно сесть на стуле, чтобы спина была прямая и обе стопы равномерно прилегали к полу. Обратите внимание на своё дыхание: какое оно, равномерное или прерывистое, поверхностное или глубокое; каков его ритм: частый, редкий, средний. Почувствуйте движения грудной клетки, связанные со вдохом и выдохом.

Основная часть:

  1. Начните рисовать чёрной масляной пастелью разные линии на листе А3. Линии могут быть короткие или длинные, тонкие или толстые, прямые или извилистые. Попробуйте разную степень нажима. Можете ставить пунктирные линии и точки.
  2. Сфокусируйтесь на своём дыхании (упражнение выполняется в полной тишине и без музыки). При каждом вдохе и выдохе представляйте их мысленно в виде линий и затем начните изображать эти линии на листе А4. Можете использовать разные виды линий, которые вы исследовали на предыдущем этапе. Продолжайте это делать в течении 5 минут. Если вы чувствуете себя достаточно комфортно можете закрыть глаза и продолжить рисовать с закрытыми глазами.
  3. Измените характер дыхания, постарайтесь сделать его более редким и глубоким. Используйте в процессе дыхания живот, почувствуйте движения брюшной стенки по мере углубления дыхания. Продолжая дышать более глубоко, можете мысленно произносить: «Я вдыхаю покой. Я выдыхаю напряжение», «Покой приходит, напряжение уходит».
  4. Возьмите другой лист бумаги А 4 и в течении 5 минут сопровождайте глубокое дыхание изображением линий, соответствующих его изменившемуся характеру. Если вы чувствуете себя достаточно комфортно, можете закрыть глаза и рисовать с закрытыми глазами.

Описание и самоанализ:

  1. Опишите особенности линий, которые вы нарисовали
  2. Опишите различия и сходства, которые вы обнаружили, сравнивая линии на двух листах. Обратите внимание не только на особенности линий, но и на то, как они располагаются на листе бумаги.
  3. Обозначьте, как линии могут отражать разный уровень внутреннего напряжения.
  4. Удалось ли вам произвольно изменить характер дыхания и повлиять на своё состояние?

В дальнейшем вы можете пользоваться данным упражнением, произвольно меняя характер дыхания и влияя на своё внутреннее состояние, снижая уровень своего внутреннего напряжения. Постепенно вы сможете усовершенствовать навык контроля над дыханием и рисовать линии мысленно, представляя рисунок своего «идеального» спокойного, глубокого, ровного дыхания помогая тем самым стабилизировать своё эмоциональное состояние.

Упражнение "Химчистка"

Цель: снятие напряжения

Участники стоят в 2 шеренги лицом друг к другу на расстоянии примерно в 1 шаг. Они - чистящая машина. Один их игроков - предмет одежды (он может озвучить, "чем он является"). Медленно с закрытыми глазами игрок идёт между шеренгами. Начало шеренги чистит верхнюю часть (голову, плечи), средняя - туловище, конец - ноги. Движения чистящей машинки могут быть разные: лёгкие прикосновения, быстрые скользящие, главное - приятные без хлопков, ударов и резких движений. Участник, прошедший чистку встаёт в начало шеренги, остальные участники сдвигаются, последний становится "одеждой". Так по очереди все проходят "чистку". Эффект после такой чистки потрясающий)

Рефлексивное упражнение «Делать – не делать»

Цель: подведение итогов дня и завершения тренинга
Все участники получают по листу бумаги, делят его на 4 части, каждой дают заголовки:

Начать делать

Делать больше

Делать по-другому

Прекратить делать вовсе.

Участникам необходимо заполнить эти части самостоятельно (не обязательно все, хотя, как показывает практика, большинство находит, что написать в каждой колонке). Это помогает группе вспомнить весь пройденный материал, а тренеру - определить наиболее запомнившиеся блоки. Также по этим записям можно отследить, что делали / не делали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияния занятий физической культурой и спортом на психо-эмоциональное состояние подростков

Результат исследовательской работы учителя физической культуры...

Психологический климат в семье и его влияние на эмоциональное состояние ребенка

Данный материал может пригодиться при проведении родительского собрания в 5-6 классах....

Влияние компьютерных технологий на эмоциональное состояние учащихся с общим психическим недоразвитием, в условиях занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

В Нововаршавской школе-интернате VIII вида отдельным предметом в начальных классах два раза в неделю проводятся занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов, основной целью которых является...

"Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребенка"

ознакомить родителей с возможными способами психологической поддержки детей...

РОДИТЕЛЬСКИЙ ЛЕКТОРИЙ «Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребенка».

quot;Острый недостаток ласки в семье" – причина повышенной заболеваемости, агрессивности, тревожности, страхов, одиночества, жестокости у детей....

Влияние эмоциональных состояний на речевые нарушения детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

Эмоциональные реакции у детей с ЗПР имеют несколько иную психологическую природу, чем у их благополучных сверстников. Основой поведения таких детей является эмоциональная оценка не ситуации в целом, а...