ВЛИЯНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ РОДИТЕЛЯ НА САМОЧУВСТВИЕ И ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА
статья по психологии
Тема воспитания детей никогда не теряет своей актуальности. Каждый родитель хочет воспитать ребёнка «правильно», и в этой гонке применения «правильных методов», забывает о себе: о своем эмоциональном состоянии. В статье раскрывается влияние эмоционального выгорания родителя на самочувствие и поведение ребенка, а также приводятся способы восполнения ресурсного состояния родителя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_emotsionalnogo_sostoyaniya_roditelya_na_smochuvstvie_i_povedenie_rebenka.docx | 33.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Гарипова Алиса Маратовна
педагог-психолог ЧОУ СШ №23 «Менеджер»
Статья по направлению «Детско-родительские отношения»
ВЛИЯНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ РОДИТЕЛЯ НА САМОЧУВСТВИЕ И ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА
В статье раскрывается влияние эмоционального выгорания родителя на самочувствие и поведение ребенка, а также приводятся способы восполнения ресурсного состояния родителя.
Тема воспитания детей никогда не теряет своей актуальности. Каждый родитель хочет воспитать ребёнка «правильно», и в этой гонке применения «правильных методов», забывает о себе: о своем эмоциональном состоянии.
Родители рассказывают, объясняют что-либо ребенку, используя «правильные» слова, тщательно подбирая их. Взрослые понимают, что дети учатся, в первую очередь, глядя на родителей. Но когда дело касается эмоционального развития, большинству родителей начинает казаться, что между их состоянием и эмоциональным состояние ребенка нет параллели. Почему так? Начнем с того, что большинство родителей выросли в семьях, где сами не дополучили эмоциональной поддержки, нежности, ласки, любви. В состоянии, когда надо отдавать детям то, чего у тебя самого не было, родители очень быстро приходят к эмоциональному выгоранию. Эмоциональное выгорание – это потеря связи со своими эмоциями. Это состояние без ресурса, в котором родитель может только взять, а вынужден каждый день продолжать отдавать то, чего у него нет.
Нервный родитель создаёт такую атмосферу в доме, при которой ребёнок чувствует себя уязвимым и виноватым. Он думает, что это он плохой и виновен в усталости родителя. Дети, которые растут в такой среде, во взрослой жизни склонны к депрессии и тревожности, они могут быть агрессивными.
Арт-терапевтические методы коррекции эмоционального выгорания являются одними из наиболее эффективных. Выражение себя через искусство является безболезненным способом выражения чувств. Арт-терапия не имеет ни ограничений, ни противопоказаний, являясь безопасным методом снятия напряжения. Это естественный путь исцеления, когда негативные эмоции преобразуются в позитивные. Арт-терапевтические занятия придают сил, уверенности.
Занятие с элементами тренинга для родителей по восполнению ресурсного состояния
Цель: профилактика эмоционального выгорания, поиск и поддержка внутренних ресурсов.
Задачи:
- снятие эмоционального напряжения с помощью психологических техник, упражнений;
- актуализация, исследование образа своего ресурсного состояния;
- овладение приемами релаксации и концентрации, способствующими повышению эмоционального тонуса, энергетического потенциала.
Оборудование:
- музыкальное сопровождение упражнений;
- фломастеры, карандаши;
- клеёнки;
- прозрачный скотч, листы А4;
Количество участников: 12-14 человек
Время проведения: 1 час 30 минут
Ход занятия:
Ведущий. Здравствуйте уважаемые родители! Сегодня у нас будет прекрасная возможность посвятить время себе, позаботиться о себе любимых, отдохнуть и получить знания о том, как помогать себе справляться с неприятными, негативными эмоциями, восстанавливать свои силы. Ведь обеспечение психологического благополучия ребёнка важнейшее условие его развития, но не менее важно позаботиться и о своём эмоциональном состоянии. Не случайно в самолёте при инструктаже аварийных ситуаций сначала просят одеть маску на себя и только потом на ребёнка. Если родитель испытывает недостаток физических, эмоциональных, душевных сил он вряд ли сможет помочь своему ребёнку.
Упражнение «Приветствие»
Цель:настроить на активное взаимодействие.
Участники приветствуют друг друга, используя только глаза (подмигивания, моргания, выпучивания, улыбка взглядом, драматический взгляд); нос; губы (не касаясь друг друга на расстоянии – активно задействуя мимику); руки и плечи; ноги и спина (можно как касаться друг друга, так и действовать на расстоянии).
Обсуждение:
Как одним словом вы могли бы назвать сейчас свое состояние?
Как, по-вашему, это состояние возникло?
Хотели бы вы, чтобы такое состояние возникало у вас чаще? Что для этого необходимо?
Упражнение-разминка с воздушными шарами.
По сигналу ведущего участникам нужно разбиться сначала на пары и не отпуская руки друг друга удерживать максимально долгое время шар в воздухе, затем аналогичное задание нужно повторить в круге из 3 или 5 человек и в общем круге уже с 2-3 шариками, при этом все участники держатся за руки.
Обсуждение:
- Ваши чувства, мысли, ассоциации в процессе выполнения упражнения?
- С каким количеством человек вам было комфортнее выполнять упражнение? Веселее?
- Как вы думаете можно перенести смысл этого упражнения на тему нашей сегодняшней встречи – профилактика эмоционального выгорания? Какие параллели из этого упражнения можно провести с нашей жизнью?
Вводная часть
Ведущий. Сегодня мы будем пробовать на себе различные инструменты терапии творчеством.
Арт-терапия – это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности.
Арт-терапия не может отменить прошлые травмы или излечить глубокие эмоциональные потрясения, но арт-терапия может помочь мобилизовать и развивать внутренние ресурсы, уменьшить чувство эмоционального дискомфорта и таким образом открыть путь к эмоциональному росту и развитию.
В сказках часто есть такой сюжет: два героя попадают в комнаты с сокровищами, один набирает кучу драгоценностей, хватает всё, что видит, и в итоге ничего не может унести, теряет всё, а второй берёт немногое или что-то одно существенное и именно это помогает герою достичь цели. Получать желаемое, где надо, когда надо и сколько нужно в адекватных, реальных пропорциях.
Секрет психологического, эмоционального благополучия чувствовать свои потребности и уметь приспосабливать их к реальным жизненным условиям, т.е. быть психологически устойчивым.
Стрессоустойчивость – комплексная черта, способность, которая имеет много характеристик. Основу стрессоустойчивости, её фундамент составляет наличие (степень сформированной у человека) :
- самопринятия или любви к самому себе.
- Оптимизм или общее позитивное отношение к жизни (этому можно противопоставить такую черту как наличие тревожности, постоянных страхов, эмоционального напряжения)
- Овладение стратегиями преодоления негативных эмоций (юмор, творчество, коммуникация)
- Умение расслабляться.
Для развития стрессоустойчивости очень хорошо подходят техники из телесно-ориентированной терапии и танцедвигательной терапии, а также различные стимулирующие упражнения повышающие энергетический потенциал.
Несмотря на то, что последнее время много говориться о важности развития эмоционального интеллекта, развития эмоциональной сферы, мы по-прежнему мыслим логическими категориями и пытаемся подчинить свои чувства логическим категориям. Мы можем говорить ребёнку или взрослому, «почему ты грустишь, ведь у тебя всё хорошо», отрицая тем самым природу грусти. У чувств своя грамматика.
- Чувства нельзя измерить, описать какими-то известными единицами измерения. Возникающее чувство всегда стремиться побудить нас к какому-то действию в этом его посыл, даже негативные чувства тем и полезны, что заставляют нас двигаться вперёд, что-то менять, чувствовать дискомфорт.
- Чувства никогда не проходят бесследно, например, если мы подавляем в себе гнев он находит в себе выход в болезнях.
- Непроработанные конфликтные ситуации возвращаются к нам в отношениях с другими людьми.
- Чувства амбивалентны они требуют «и того и другого». Например, любовь и ненависть, облегчение и горе. По логике мы осуждаем и вытесняем социально неодобряемое чувство, но оно от этого не уходит.
- Чувства парадоксальны. Например, чувство вины живых перед умершими, здоровых перед больными и т.д
Упражнение «Я в лучах солнца»
Цель: повышение самооценки, настроения, настрой на позитив.
Родители рисуют два круга с лучиками (в виде солнца) и подписывают один круг как собственный портрет, а другой – как портрет ребенка.
Ведущий: Сейчас я предлагаю вам выполнить два портрета. Первый – это вы и ваши только положительные качества, которые помогают вам по жизни и в воспитании ребёнка, а второй – вашего ребёнка, ведь очень важно родителю видеть сильные стороны своего ребёнка знать о его ресурсах. Дети пока растут не имеют ещё чёткого мнения о себе, их Я-концепция только формируется, они живут интроектами – мнением о них значимого взрослого.
Обсуждение:
Сколько у вас получилось лучей?
Какая схожесть в положительных качествах есть у Вас с вашим ребенком?
Упражнение танцедвигательной терапии «Танцуем сидя»
Цель: снятие напряжения в теле
Ведущий сидит в центре и показывает разные движения для всех частей тела, давая установку: -«смотрим по сторонам» (упражнение для головы); - «удивляемся» (упражнения для плеч); - «ловим комара» (хлопок под коленом); - притаптываем землю» (притопы); - «танцуют глазки» (стреляют глазки), подмигивают, танцуют губки, танцуют щёчки, шлём «воздушный поцелуй».
Арт-терапевтическое упражнение «Изображение дыхания»
Ведущий. Стресс, эмоциональное напряжение, сильные отрицательные эмоции негативно влияют на процесс дыхания, это может приводить к временным или функциональным его нарушениям (учащённое, прерывистое, неравномерное, поверхностное и т.д.) Такие нарушения дыхания могут способствовать усилению эмоциональных проявлений т стресса в виде повышенной тревожности и страха. Обращая внимание на дыхание и делая его более глубоким и равномерным, можно повысить его качество, тем самым научиться снимать эмоциональные проявления травматического стресса. Это помогает нейтрализовать неприятные мысли и воспоминания. Использование простых изобразительных приёмов в сочетании с равномерным и глубоким дыханием позволяет ещё больше повысить контроль над физическим и эмоциональным состоянием.
Оборудование:
Листы для рисования А3 и А4, (по 4-5 на каждого вида на одного человека) масляная пастель чёрного цвета.
Подготовка:
Необходимо удобно сесть на стуле, чтобы спина была прямая и обе стопы равномерно прилегали к полу. Обратите внимание на своё дыхание: какое оно, равномерное или прерывистое, поверхностное или глубокое; каков его ритм: частый, редкий, средний. Почувствуйте движения грудной клетки, связанные со вдохом и выдохом.
Основная часть:
- Начните рисовать чёрной масляной пастелью разные линии на листе А3. Линии могут быть короткие или длинные, тонкие или толстые, прямые или извилистые. Попробуйте разную степень нажима. Можете ставить пунктирные линии и точки.
- Сфокусируйтесь на своём дыхании (упражнение выполняется в полной тишине и без музыки). При каждом вдохе и выдохе представляйте их мысленно в виде линий и затем начните изображать эти линии на листе А4. Можете использовать разные виды линий, которые вы исследовали на предыдущем этапе. Продолжайте это делать в течении 5 минут. Если вы чувствуете себя достаточно комфортно можете закрыть глаза и продолжить рисовать с закрытыми глазами.
- Измените характер дыхания, постарайтесь сделать его более редким и глубоким. Используйте в процессе дыхания живот, почувствуйте движения брюшной стенки по мере углубления дыхания. Продолжая дышать более глубоко, можете мысленно произносить: «Я вдыхаю покой. Я выдыхаю напряжение», «Покой приходит, напряжение уходит».
- Возьмите другой лист бумаги А 4 и в течении 5 минут сопровождайте глубокое дыхание изображением линий, соответствующих его изменившемуся характеру. Если вы чувствуете себя достаточно комфортно, можете закрыть глаза и рисовать с закрытыми глазами.
Описание и самоанализ:
- Опишите особенности линий, которые вы нарисовали
- Опишите различия и сходства, которые вы обнаружили, сравнивая линии на двух листах. Обратите внимание не только на особенности линий, но и на то, как они располагаются на листе бумаги.
- Обозначьте, как линии могут отражать разный уровень внутреннего напряжения.
- Удалось ли вам произвольно изменить характер дыхания и повлиять на своё состояние?
В дальнейшем вы можете пользоваться данным упражнением, произвольно меняя характер дыхания и влияя на своё внутреннее состояние, снижая уровень своего внутреннего напряжения. Постепенно вы сможете усовершенствовать навык контроля над дыханием и рисовать линии мысленно, представляя рисунок своего «идеального» спокойного, глубокого, ровного дыхания помогая тем самым стабилизировать своё эмоциональное состояние.
Упражнение "Химчистка"
Цель: снятие напряжения
Участники стоят в 2 шеренги лицом друг к другу на расстоянии примерно в 1 шаг. Они - чистящая машина. Один их игроков - предмет одежды (он может озвучить, "чем он является"). Медленно с закрытыми глазами игрок идёт между шеренгами. Начало шеренги чистит верхнюю часть (голову, плечи), средняя - туловище, конец - ноги. Движения чистящей машинки могут быть разные: лёгкие прикосновения, быстрые скользящие, главное - приятные без хлопков, ударов и резких движений. Участник, прошедший чистку встаёт в начало шеренги, остальные участники сдвигаются, последний становится "одеждой". Так по очереди все проходят "чистку". Эффект после такой чистки потрясающий)
Рефлексивное упражнение «Делать – не делать»
Цель: подведение итогов дня и завершения тренинга
Все участники получают по листу бумаги, делят его на 4 части, каждой дают заголовки:
Начать делать
Делать больше
Делать по-другому
Прекратить делать вовсе.
Участникам необходимо заполнить эти части самостоятельно (не обязательно все, хотя, как показывает практика, большинство находит, что написать в каждой колонке). Это помогает группе вспомнить весь пройденный материал, а тренеру - определить наиболее запомнившиеся блоки. Также по этим записям можно отследить, что делали / не делали.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияния занятий физической культурой и спортом на психо-эмоциональное состояние подростков
Результат исследовательской работы учителя физической культуры...
Психологический климат в семье и его влияние на эмоциональное состояние ребенка
Данный материал может пригодиться при проведении родительского собрания в 5-6 классах....
Влияние компьютерных технологий на эмоциональное состояние учащихся с общим психическим недоразвитием, в условиях занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
В Нововаршавской школе-интернате VIII вида отдельным предметом в начальных классах два раза в неделю проводятся занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов, основной целью которых является...
"Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребенка"
ознакомить родителей с возможными способами психологической поддержки детей...
РОДИТЕЛЬСКИЙ ЛЕКТОРИЙ «Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребенка».
quot;Острый недостаток ласки в семье" – причина повышенной заболеваемости, агрессивности, тревожности, страхов, одиночества, жестокости у детей....
Влияние эмоциональных состояний на речевые нарушения детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Эмоциональные реакции у детей с ЗПР имеют несколько иную психологическую природу, чем у их благополучных сверстников. Основой поведения таких детей является эмоциональная оценка не ситуации в целом, а...