Профилактика суицида в школе. Семинар для педагогов.
учебно-методический материал по психологии (7, 8, 9, 10 класс)
Мы выбираем жизнь, они – смерть.
Мы пишем письма, они – предсмертные записки.
Мы строим планы на будущее, у них – нет будущего.
Кажется, что мы и они – из разных миров.
Но как велика пропасть между нами, и теми, кто решился на самоубийство? Как сильно нужно измениться человеку, чтобы сделать этот шаг? Всего лишь – шаг. Они не были рождены самоубийцами, но умерли с этим клеймом. Они продолжают умирать.
Не надо спасать всё человечество. Стремитесь спасти хотя бы одну человеческую душу. В таком стремлении виден залог спасения…»
Цель работы: формирование психологической готовности участников семинара к работе с подростками 12 – 17 лет группы суицидального риска.
Задачи:
-информирование педагогов школы о существовании проблемы подросткового
суицида.
-формирование понятие о подростковом суициде, его видах, причинах, признаках
готовящегося самоубийства.
-изучение мер профилактики и предупреждения детского суицида, связанных с
социально - психологической поддержкой детей в школе и в семье.
Оборудование: компьютер, проектор для демонстрации презентации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
suitsid.docx | 29.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Профилактика суицида в школе.
Семинар для педагогов.
Мы выбираем жизнь, они – смерть.
Мы пишем письма, они – предсмертные записки.
Мы строим планы на будущее, у них – нет будущего.
Кажется, что мы и они – из разных миров.
Но как велика пропасть между нами, и теми, кто решился на самоубийство? Как сильно нужно измениться человеку, чтобы сделать этот шаг? Всего лишь – шаг. Они не были рождены самоубийцами, но умерли с этим клеймом. Они продолжают умирать.
Не надо спасать всё человечество. Стремитесь спасти хотя бы одну человеческую душу. В таком стремлении виден залог спасения…»
Цель работы: формирование психологической готовности участников семинара к работе с подростками 12 – 17 лет группы суицидального риска.
Задачи:
-информирование педагогов школы о существовании проблемы подросткового
суицида.
-формирование понятие о подростковом суициде, его видах, причинах, признаках
готовящегося самоубийства.
-изучение мер профилактики и предупреждения детского суицида, связанных с
социально - психологической поддержкой детей в школе и в семье.
Оборудование: компьютер, проектор для демонстрации презентации.
Ход семинара:
У детей до 2-х лет вообще нет никакого представления о смерти, между двумя и шестью годами обычно развивается представление о смерти как о временном явлении. Малыш уверен, что умирают не навсегда, и воспринимают смерть как отъезд или как сон.
В 6-9 лет дети относятся к смерти как к чему-то внешнему, не имеющему к ребенку прямого отношения. Смерть они ассоциируют с определенным лицом, реальным (например, покойником) или вымышленным (приведением). До 8-ми лет дети считают собственную смерть маловероятной, неокончательной или вообще невозможной.
К 9-10-ти годам формируется представление о смерти как о реальной и окончательной, однако в этом возрасте мальчики и девочки думают, что сообразительность и ловкость позволят им ее избежать. Да, в норме они осознают, что смерть управляет жизнью, но не принимают ее на свой счет. Они понимают, что смерть вообще - необратима, но это касается чужой смерти, а не их собственной.
Именно с этого возраста – 9-10 лет – и начинает свой отсчет суицидальное поведение. До того, пока ребенок не поймет смысл смерти, он не станет задумываться о возможности добровольного прекращения своего существования.
Психотерапевты определяют суицид как осознанный акт устранения из жизни под воздействием острых психотравмирующих ситуаций, при котором собственная жизнь теряет для человека смысл.
Общей причиной суицида является социально-психологическая дезадаптация, возникающая под влиянием острых психотравмирующих ситуаций, нарушения взаимодействия личности с ее ближайшим окружением. Однако для подростков это чаще всего не тотальные нарушения, а нарушения общения с близкими, с семьей.
Проблема суицида среди детей и подростков является одной из первостепенных и наиболее актуальных социальных проблем в России. По данным Всемирной организации здравоохранения, Россия занимает второе место в мире по числу самоубийств на сто тысяч жителей, а по абсолютному количеству подростковых самоубийств – первое место. Ежегодно более 1,5 тыс. самоубийств совершаются несовершеннолетними. На 100 тыс. детского населения - 19,8 случаев суицидов. В последние годы частота самоубийств среди 14-летних детей - от 3 до 4 случаев на 100 тысяч. Среди подростков 15-19 лет – 19-20 случаев. Это превышает средний мировой показатель по этой возрастной категории населения в 2,7 раза.
Свежей статистики по количеству суицидов в Коми нет. Комистат прекратил публиковать ее несколько лет назад. Но есть данные за 2009-2015 годы: в 2015-м в республике было зарегистрировано 287 самоубийств, в 2014-м — 293, в 2013-м — 276, в 2012-м — 357, в 2011-м — 329, в 2010-м — 366, в 2009-м — 382.
Статистика суицида среди подростков в г. Ухте.
Эмоциональное неблагополучие учащихся МОУ «СОШ №10»
Показатель суицида между девочками и мальчиками отличается, девочки, думают о суициде и предпринимают попытки самоубийства в два раза чаща чем мальчики, и склонны к принятию недопустимой дозы различных лекарств, например, снотворных или наркотиков (передозировка), а также к резанью вен. Но самое интересное то, что мальчики умирают (именно умирают, а не пытаются и думают о суициде) вследствие попыток к самоубийству в 4 раза чаще девочек! Это связано с тем, что они используют более летальные методы самоубийства, например, огнестрельное оружие, повешение и прыжки с высоких объектов. Таким образом, девочки пытаются покончить жизнь самоубийством в два раза чаще мальчиков, но удачных попыток у них в 4 раза меньше чем у мальчиков.
Факты и мифы о суицидах
Миф 1. Если человек говорит о самоубийстве, он просто хочет привлечь к себе внимание.
Факт. Говорящий о самоубийстве переживает психическую боль и таким образом «кричит» о помощи и ставит в известность о своей боли людей.
Предотвратить самоубийство может только близкий человек, которого отчаявшийся считает своим другом!
От заботливого, любящего друга зависит многое. Он может спасти потенциальному суициденту жизнь.
Представьте, что кто-то поделился с вами своей тайной, – сказал, например, что хочет покончить с собой. Согласитесь, если б он вам не доверял, то и секретами бы не делился. И заговорил он с вами, возможно, именно потому, что умирать-то он не хотел. К вам он обратился потому, что верил: понять его сможете только вы!
Для вас я приготовила брошюры с описанием характерных признаков склонности к суициду.
Существуют три группы признаков, которые косвенным образом могут указывать, на то, что возможность совершения суицида является очень большой.
Первая группа - словесные признаки, т.е. то, что можно почерпнуть из контекста беседы. К ним относятся сообщения о чувстве беспомощности, безнадежности. Беседа или ее фрагменты, связанные с прощанием с жизнью, (например, «последний раз смотрю на любимые фотографии...»); шутки о желании умереть; сообщения о конкретном плане или методе самоубийства; амбивалентность (лат. – «двойственность») оценки каких-либо значимых событий или людей (например, колебания между любовью и ненавистью); медленная, вялотекущая и маловыразительная речь; самообвинения и обвинения других людей.
Вторая группа - эмоциональные признаки. Их можно почерпнуть из контекста словесных посланий и невербальных сообщений (плач, всхлипывание, долгие паузы, с усилием проговариваемые слова). Переживание горя, чувство вины, неудачи, поражения, чувство собственной малозначимости, мнимые или реальные опасения, или страхи. Выраженная растерянность. Импульсивные действия.
Третья группа - поведенческие признаки. Это внезапные немотивированные изменения в поведении, которые отдаляют ребенка от значимых для него людей или от какой-то важной для него деятельности, а также склонность к опрометчивым или безрассудным поступкам, связанными с риском для жизни или здоровья (например, игры на строительных площадках, манипуляции взрывчатыми веществами, занятия рискованными видами спорта и прочее). Это также склонность к применению алкоголя и наркотических веществ. Сюда же относится потребность во врачебной помощи без особой необходимости, т.к. при скрытых депрессиях часто проявляются физические недомогания при видимом отсутствии болезней. Помимо скрытой депрессии, может быть и явная, которая проявляется в сниженном настроении, явлении заторможенности (мышление, речь), наличии тоски. При явной депрессии могут присутствовать и другие симптомы: страх, тревога, опасения, боязливость. Признаками третьей группы также являются: расставание с любимыми вещами (например, «так любил свою собаку, а теперь подарил – зачем она мне...»); приобретение или разговор о средствах самозащиты («достал газовый пистолет, баллончик и пр.», «а как вот эти таблетки действуют – почувствуешь что-нибудь, или нет?»); разговор о бессмысленности существования, об обесценивании человеческой жизни в целом, и своей собственной, в частности.
Некоторые, помышляющие о самоубийстве дети и подростки, испытывают замешательство. Их переполняет чувство безнадежности, и они могут неосознанно «сигнализировать» окружающим о своих намерениях Подоплека всех их действий такова, чтобы найти кого-нибудь, кто принесет им чувство облегчения и безопасности. Поэтому, в первую очередь, необходимо быть внимательным к, этим «знакам», чтобы не упустить возможность предотвратить формирующееся суицидальное поведение.
Миф 2. Настоящее самоубийство случается без предупреждения.
Факт. Примерно 8 из 10 суицидентов подают окружающим предупреждающие знаки о грядущем поступке.
Для вас я приготовила брошюры с описанием характерных признаков склонности к суициду.
Такими знаками предостережения могут выступать:
Заметная перемена в обычных манерах поведения.
Недостаток сна или повышенная сонливость.
Ухудшение или улучшение аппетита.
Признаки беспокойства.
Признаки вечной усталости.
Неряшливый внешний вид или педантичное отношение к внешнему виду.
Усиление жалоб на физическое недомогание.
Склонность к быстрой перемене настроения.
Отдаление от семьи и друзей.
Упадок энергии.
Отказ от работы в клубах и организациях.
Излишний риск в поступках.
Поглощенность мыслями о смерти или загробной жизни.
Необычные вспышки раздражительности или любвеобильности.
Усиленное чувство тревоги.
Выражение безнадежности.
Приобщение к алкоголю и / или наркотикам, усиление их потребления.
Раздача в дар ценного имущества.
Приведение в порядок всех дел.
Разговоры о собственных похоронах.
Составление записки об уходе из жизни.
Словесные заявления:
«Ненавижу свою жизнь!».
«Они пожалеют о том, что мне сделали!».
Не вижу смысла жить, не понимаю зачем живу!
«Не могу больше этого вынести… Надоело… Сколько можно! Сыт по горло!!!».
«Я решил покончить с собой!».
«Просто жить не хочется… Пожил и хватит!».
«Никому я не нужен… Лучше умереть!».
«Это выше моих сил…».
«Ненавижу всех и все!!!».
«Единственный выход – умереть!!!».
«Больше ты меня не увидишь!..».
«Ты веришь в переселение душ? Когда-нибудь, может, и я вернусь в этот мир!».
«Если мы больше не увидимся, спасибо за все!!!».
Заметная перемена в поведении ребенка, которая является признаком, предупреждающим о возможности самоубийства, – это стойкое снижение нормальных функций, и эта перемена более глубокого свойства, какое бывает в «тяжелые» дни. Поведение может меняться постепенно, подобно тому, как ребенок медленно теряет интерес к занятиям в школе, или внезапно, как у подростка, который с утра был в прекрасном расположение духа, а затем вдруг говорит, что он намерен покончить с жизнью. Поэтому необходимо установить доверительный контакт с таким ребенком, способствующий росту вашего авторитета в его глазах и формированию статуса «доверенного лица».
Миф 3. Самоубийство - явление наследуемое, значит, все равно ничем не поможешь.
Факт. Оно не передается генетически. Человек лишь использует аутоагрессивные модели поведения, если они существуют в семье или значимом окружении.
Миф 4. Те, кто кончает с собой, психически больны, значит им нельзя помочь.
Факт: Многие совершающие самоубийства не страдают никаким психическим заболеванием.
Миф 5. Разговоры о суициде могут способствовать его совершению. Лучше избегать этой темы.
Факт. Разговор о самоубийстве не является его причиной, но может стать первым шагом предупреждения суицида.
Миф 6. Если человек в прошлом совершил суицидальную попытку, то больше подобное не повторится, так что опасность позади, можно не заботиться об этом.
Факт. Очень многие повторяют эти действия вновь и вновь и достигают желаемого результата.
Если ребенок говорит Вам, что в прошлом у него уже была попытка суицида, то для Вас это является как бы разрешением дальше развивать эту тему. Теперь вы можете четко фокусировать разговор на его проблеме. В этом случае, ребенок как бы сам облегчает вашу дальнейшую работу. Всегда нужно помнить, что большинство суицидальных попыток является криком о помощи и, если ребенок говорит о том, что он когда-либо уже пытался покончить с собой, то это значит, что он прежде всего адресует свой запрос к Вам в расчете на эмоциональную поддержку.
Разговоров на тему о самоубийстве может и не быть, но любой признак возможной опасности должен насторожить. Надо быть начеку с ребенком или подростком, с которым ведется работа.
Миф 7. Покушающийся на самоубийство желает умереть, поэтому помочь ему нельзя. Это его дело.
Факт. Подавляющее большинство суицидентов хотят избавиться от невыносимой душевной боли и не видят другого выхода, поэтому перед суицидальными действиями они часто обращаются за помощью. Иногда они прямо говорят о самоубийстве, а иногда говорят о невыносимом страдании, о бессмысленности жизни, о вине, о бессилии и т. п.
Миф 8. Все самоубийства импульсивны, их нельзя предвидеть и предупредить.
Факт. Большинство суицидентов вынашивает свои планы, прямо или косвенно сообщая о них окружающим.
Миф 9. Все самоубийцы - депрессивные люди, поэтому помочь им может только врач.
Факт: Не все суицидентов страдают депрессией. Практически самоубийство может быть совершено любым человеком, любого типа характера, с любыми наклонностями.
Для Вас я приготовила брошюры с описанием характерных признаков склонности к суициду, который также можно использовать для родителей.
При этом следует помнить – при общении с ребенком, который вызывает у Вас настороженность не надо делать следующего:
- Не говорить: «Посмотри на все, ради чего ты должен жить».
- Не вдаваться в философские рассуждения, то есть не полемизировать о том, хорошо или плохо совершить самоубийство.
- Не пытаться применять противоречивые психологические приемы на ребенке, помышляющем о самоубийстве.
- Не оставлять там, где находится ребенок, собирающийся совершить самоубийство, предметы, с помощью которых оно возможно.
- Не пытаться выступать в роли судьи.
- Не думать, что ребенок ищет только внимания.
- Не оставлять ребенка одного.
- Не держать в секрете то, о чем вы думаете.
Важно знать, что….
Если вы слышите | Скажите | Не говорите |
Ненавижу учиться, ненавижу школу | Что происходит в школу, что заставляет тебя так чувствовать? | Когда я был в твоём возрасте… Да ты просто лентяй! |
Всё кажется таким безнадёжным. | Иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай посмотрим, какие у нас проблемы, и какую из них нужно решить в первую очередь. | Иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай посмотрим, какие у нас проблемы, и какую из них нужно решить в первую очередь. |
Всем было бы лучше без меня! | Ты очень много значишь для меня, и меня беспокоит твоё настроение. Скажи мне, что происходит? | Не говори глупостей. Давай поговорим о чем-нибудь другом. |
Вы не понимаете меня! | Расскажи мне, как ты себя чувствуешь. Я действительно хочу это знать. | Я ничего тебе не должна. Это ты должен учится …. |
Я совершил плохой поступок. Я такое натворил! | Давай сядем, поговорим об этом. | Что посеешь, то и пожнёшь. А ты как думал? Бумеранг… |
Что посеешь, то и пожнёшь. | Если не получится, я буду знать, что ты сделал всё возможное. | Ленишься поэтому и не получается. |
Мы можем пережить большое горе,
Мы можем задыхаться от тоски,
Тонуть и выплывать, но в этом море
Всегда должны остаться островки.
Ложась в кровать, нам нужно перед сном
Знать, что назавтра просыпаться стоит,
Что счастье, пусть хоть самое простое,
Пусть тихое, придёт к нам завтра днём…
Рекомендуемая литература:
- Арнольд О. Дар редчайший, дар бесценный//Vita. – 1999, №3 – с. 22-24.
- Волкова А.Н. Психолого-педгогическая поддержка детей суицидентов//Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 1998, №2 – с. 36-43.
- Вроно Е. Что толкает в петлю//Деловой мир. – 1994 (30.05 – 06.06) – с. 30.
- Дарк О. Право на смерть//Независимая газета. – 1999 (3 сентября) – с. 16.
- Лебедев В.И. Личность в экстремальных условиях. – М., 1987.
- Мелихова А. Мышь черная, белая… или профилактика суицида//Учительская газета. – 1999, №28/29 – с. 18.
- Научные и организационные проблемы в суицидологии. – М., 1983.
- Павлов И.П. Самоубийство – великая печаль русской жизни//Медицинская газета, 1999 (28 мая) – с. 15.
- Снайдер Р. Практическая психология для подростков. – М., 1995.
- Трегубов Л., Вагин Ю. Эстетика самоубийства. – М., 1993.
- Источник: https://5psy.ru/obrazovanie/profilaktika-suicida-v-shkole.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика суицида в школе для педагогов.
Профилактика суицида в школе для педагогов.Профилактика суицида в школеСодержание:Цель и задачи семинара.Рекомендуемая литература.Ознакомление с теоретическими основами темы.Что такое суицид, и кто на...
Профилактика суицида в школе
Почти у всех детей с девяти лет просыпается философский интерес к смерти. подрастая, ребенок может провести над собой эксперимент. Но полдросток не осознает, что "отттуда" не возвращаются. И может пой...
Профилактика суицида несовершеннолетних (методические рекомендации для педагогов)
Суицид – психологическое явление. Чтобы понять его, нужно понять душевное состояние человека, который решил совершить самоубийство. ПРОБЛЕМА, ТРЕБУЮЩАЯ РЕШЕНИЯ: ПОНЯТИЕ «СУИЦИД»; ТИПЫ СУИЦИД...
Семинар-практикум для педагогов на тему: «Содержательный аспект работы классного руководителя по профилактике суицидов среди детей и подростков».
Семинар-практикум для педагогов на тему: «Содержательный аспект работы классного руководителя по профилактике суицидов среди детей и подростков». ...
. «Семинар-практикум для педагогов на тему: Профилактика суицидов.»
Почти каждый, кто всерьез думает о самоубийстве, таПочти каждый, кто всерьез думает о самоубийстве, так или иначе дает понять окружающим о своем намерении. Самоубийства не возникает внезапно, импульси...
Профилактика суицидов и кризисного состояния в школе (буклет для педагогов)
Памятка для педагогов "Профилактика суицидов и кризисного состояния в школе" содержит общие рекомендаци педагогам по выявлению суицидального поведения подростков с учетом выраженности словес...
Семинар-практикум для педагогов на тему: "Содержательный аспект работы классного руководителя по профилактике суицидов среди детей и подростков"
На сегодня наука еще не в состоянии точно регистрировать суицидальные намерения, так как психологи не могут охватить вниманием всех подростков и их социальные ситуации дома, в школе, в дружеском общен...